63752

Система законодательства Республики Беларусь. Законы и подзаконные нормативные правовые акты

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Закон Республики Беларусь нормативный правовой акт закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года О нормативных правовых актах Республики Беларусь в редакции от 4 января 2002 года...

Русский

2014-06-23

15.66 KB

18 чел.

3. Система законодательства Республики Беларусь. Законы и подзаконные нормативные правовые акты.

С.З. — совокупность нормативных правовых актов, издаваемых и группируемых в соответствии со сложившейся системой права и целями гос управления в той или иной сфере общественной жизни.

Нормативно—правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного гос органа, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Виды норм—прав актов: 1) Конституция — осн закон государства, имеет высшую юр сиу и закрепляет основополагающие принцпы и нормы прав регулирования важнейших общ отношени 2)Решение Референдума— урегул вопросов гос и общ жизни 3)Кодекс РБ —полное системное регулирование определ—ой области общ отношений 4)Закон— норм—прав акт закрепляющий принципы  и нормы регулирования наиболее важных общ отношений 5) Декрет Президента Рб 6) Указ президента РБ 7) Директива президента 8) Постановление Совета Министров РБ 9)Постановление респуб органа гос упр и нац банка

Деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений (Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в редакции от 4 января 2002 года №81-З) Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти. Законы в свою очередь подразделяются на конституционные и обычные (текущие). Обычные законы чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения. Выделяют следующие подзаконные акты: указы и распоряжения президента; постановления правительства; приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов; решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления; локальные нормативные акты. Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. К подзаконным актам относятся прежде всего акты исполнительной власти. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основе закона.  К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального собрания Республики Беларусь, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора. Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь.