63779

Социальная медицина (СМ)

Доклад

Медицина и ветеринария

Социальная медицина СМ наука о здоровье общества о социальных проблемах медицины. Вопросам профилактической медицины уделяли много внимания Боткин Захарьин Остроумов. Первую кафедру Социальной медицины организовал в Берлинском университете...

Русский

2014-06-23

29 KB

0 чел.

1. Социальная медицина (СМ) – наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины. Она изучает закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов и определяет пути его сохранения и укрепления.

Управление здравоохранением – это система руководства осуществления государственных и общественных мероприятий, направленных на улучшение и сохранение общественного здоровья.

Социальная медицина – наука профилактическая, сложилась во второй половине 19в. Профилактические мысли медико-социального предписания встречались и в древнем мире (средних веках). (Гиппократ, Гален, Цельс, Авиценна). Важной вехой явился труд итальянского врача Бернардино Рамацини 1070г. – « О болезнях ремесленников». Письмо Ломоносова к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» раскрыло причину низкого прироста населения. С.Г. Зибелин – первый русский профессор на медицинском факультете,  установил статистические показатели детской смертности, уровня народного здоровья. Профилактическими вопросами занимались: Данило Самойлович, Мудров, Максимович-Амбодик, Харовицкий. Н. И. Пирогов писал: «уменьшение смертности в массах зависит от дельного энергичного рационального применения административных и гигиенических мер». Вопросам профилактической медицины уделяли много внимания Боткин, Захарьин, Остроумов. Первое практическое руководство по социальной медицине профессор и ректор Петербургской медико-хирургической академии, придворный врач Йоган Франк: «Система совершенной медицинской помощи». Его другой труд – « О лечении людских болезней». Впервые термин «Социальная медицина» применили французские учёные Рашу и Фарко в сер 19 в. В Англии крупные деятели общественного здравоохранения Э. Чедвиг, Дж. Саймон. В русской литературе впервые этот термин применил Португалов. Развитию Медико – социальной мысли в России способствовали Эрисман, Куркин, Френкель. Первую кафедру Социальной медицины организовал в Берлинском университете – Эрисман читал курс общественной медицины. Первые кафедры социальной медицины (1922) были организованы в 1ММУ – Семашко, 2 ММУ – Соловьёвым. Пользовались они переводным учебником Фишера. 1936г. – появился первый отечественный учебник. 1941 – кафедры переименованы в кафедры «Организации здравоохранения». Восстановлены названия только в 1966г. 

Социальная медицина и управление здравоохранением  как врачебная специальность и наука о здоровье населения

Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.

Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.

Социальная медицина как наука имеет свою методологию. Методы:

1.   Статистические – метод универсальный, является составной методологической частью социальной медицины 2.       Исторический – анализ ошибок прошлого даёт возможность предотвратить их повторение 3.       Экспериментальный – организационный эксперимент       4.       Экономических исследований 5.       Экспертных оценок тесно связан со статистическим методом 6.       медицинского анализа и моделирования. Системный анализ и системный подход – методология комплексного изучения системы

Человек является системой. Здравоохранение  - тоже система. Системный анализ позволяет выявить положительные и отрицательные стороны и разработать коррекцию. Математическая разработка моделей реальных процессов позволяет использовать ЭВМ.

Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются:
1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др. Теоретическая основа Социальной медицины является: 1. Материалистическое учение о природе и обществе, о взаимодействии соц. и биологических закономерностей. 2, Достижения современной мед. науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83979. Наталья Абрамцева «О чём думал котёнок?» 28.41 KB
  Цель урока: Раскрыть нравственный замысел Н.Абрамцевой в сказке О чём думал котёнок Задачи: 1. О ком эта загадка Вам не показалось странным почему когда мы говорим о дружбе у нас здесь котёнок У кого из вас есть такой друг.
83980. Роберт Бёрнс – народный поэт 18.05 KB
  Цели: обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях английской поэзии закрепление знаний по теории литературы; развивающие: развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений различных по жанру (именно по фольклору), развивать навык работы с информационным...
83981. Всемирное наследие человечества 62 KB
  Педагогическая цель: знакомство с объектами Всемирного наследия, показ красоты и неповторимости великих достопримечательностей Задачи: проверить знание экологического календаря; познакомить с понятием всемирное наследие, эмблемой организации Всемирное наследие, с наиболее известными мировыми...
83982. Возникновение ислама и объединение арабов 18.27 KB
  Сегодня на уроке мы постараемся выяснить причины образования государства у арабов: узнаем о природных условиях Аравийского полуострова занятиях верованиях арабов появлении Мухаммеда и возникновении ислама. Изучение нового материала 8 Учитель начинает рассказ о местах первоначального...
83983. Взаимное расположение графиков линейных функций 23.28 KB
  Цели урока: ввести условия пересечения и параллельности графиков линейных функций; отработать умение строить графики линейной функции и прямой пропорциональности; развивать: 1 умение сравнивать выявлять закономерности обобщать; 2 познавательный интерес к предмету; 3 творческие способности учащихся...
83984. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое 85.5 KB
  Тема урока: Главные члены предложения. Цель: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения способствовать развитию умения определять главные члены в предложении развитию памяти внимания логического мышления устной и письменной речи формированию навыков грамотного письма создать условия для формирования активности социальной роли ученика. Предметные: находить главные члены основу предложения; обозначать графически грамматическую основу. Планируемые результаты: Предметные: находить основу ...
83985. Русская литература XIX века 59.5 KB
  Цели урока: Образовательные: повторение и обобщение изученного в разделе; закрепление полученных знаний. Развивающие: развитие творческого мышления, памяти, речи, внимания учащихся. Воспитательные: формирование чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативных навыков.
83986. Наволочка с клапаном. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия 21.21 KB
  Прежде чем начать урок я хочу вас познакомить с табелем в котором буду отмечать при помощи кружков вашу работу устные ответы а также вашу практическую работу Табель контроль Моя оценка пример Ф. Учитель Сегодня на уроке мы обобщим знания о постельном белье.
83987. Наследники славы дедов, отцов и старших братьев 105 KB
  Межпредметные связи: История Великие полководцы России История Великой Отечественной войны; Историческое краеведение Родной край связь истории страны с историей Калужского края Дзержинского района; ИВТ компьютерные проекты Патриоты Отечества От Кремля до...