63797

Смертность как медико–социальная проблема

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Изучается по свидетельствам о смерти. В 3 –х дневный срок со дня смерти регистрация умерших в загсе или поселковом совете. Регистрация проводится на основании медицинских свидетельств о смерти в загсе...

Русский

2014-06-23

34 KB

4 чел.

21. Смертность как медико–социальная проблема.

Смертность (С) – это один из демографических показателей, которые являются одним из важнейших показателей здоровья. Изучается по свидетельствам о смерти. В 3 –х дневный срок со дня смерти регистрация умерших в загсе или поселковом совете.

Регистрация проводится на основании медицинских свидетельств о смерти в загсе ф. 106    /    у – 84; в сельской местности – фельдшерское свидетельство ф. 106 – 1    /    у – 84; свидетельство о перинатальной смерти ф. 106 – 2    /    у – 84.

В запись о причине смерти входят части 1 и 2.

В 1 – ой части указывается: а) Непосредственная причина смерти. б) Основное заболевание, которое вызывает смерть (уремия, амилоидоз, ХНЗЛ).

Во 2-ой части указываются др. заболевания, которыми страдал человек и, которые сами не являются причиной смерти, но способствовали смертельному исходу. Нужно соблюдать правила:

1. Врач не должен подменять болезнь, приведшую к смерти синдромами этой болезни.

2. Нельзя указывать в качестве причины смерти осложнения, вызванные заболеванием, не называя самого этого заболевания.

3. В качестве причины смерти нельзя указывать род мед. вмешательства.

4. Если причина смерти травма, то нужно род ее (производственная, бытовая), локализацию, чем нанесена, характер повреждения.

5. Если причина смерти отравление, то указывается его характер.

6. Если перед смертью человек страдал несколькими болезнями, каждые из которых могут быть в одинаковой степени причиной смерти, то указываются все эти болезни

Рассчитывают специальные показатели смертности:

Показатель С = (число случаев С за год * 1000)     /     среднегодовая численность населения;

Специальные показатели С по возрасту вычисляются в интервале 5 лет = (годовое количество умерших в данном возрасте * 1000)     /     средняя численность населения в данном возрасте;

Самый высокий показатель: 0-4 лет – максимальный; 10-14 лет – минимальный; после 60 лет – максимальный. Кривая С по возрастам имеет вид параболы, открытой кверху.

Показатель С по полу = (число умерших за год М    /    Ж    /     * 1000)     /     среднегодовая численность М    /    Ж    /     населения. Показатели С мужчин значительно выше показателей С женщин во всех возрастных группах.

Показатель с по месту проживания. В сельской местности С выше, чем в городе.

Кроме этих интенсивных показателей вычисляют структуру причин С, т. е. Удельный вес каждой причины в общей структуре.

Показатель С от данной причины = (число умерших от данной причины*1000)     /     общее число умерших от всех причин.

На первом месте в структуре С-СС заболевания (50-52%), на втором месте - злокачественные опухоли (16%), на третьем месте – травмы, отравления.В России в последнее время произошли изменения в структуре С: увеличился удельный вес травм и отравлений, и стал примерно равен удельному весу смертности от опухолей. На четвертом месте в структуре смертности – болезни органов дыхания (3-4%).У детей и стариков болезни органов дыхания занимают почти первое место, конкурируя с СС заболеваниями. Инфекционные заболевания отводятся на второй план. Динамика показателей С: самые низкие показатели смертности – Япония 6,4 на 1000, Канада 7 на 1000, США 8 на 1000. В России 1980 – 10,3 на 1000, 1991 – 11,4 на 1000, 1995 – 12-14 на 1000. Увеличилась мужская С. В отдельных возрастных группах С мужчин в 2-3 раза больше С женщин.

Уровень С зависит от отдельных причин: от частоты распределения отдельных заболеваний; от летальности данного заболевания.

Летальность – характеризует смертность среди заболевших (на 100 больных).

Общая летальность – число случаев смерти ко всем больным или к числу больных с одним заболеванием.

Больничная летальность – характеризует С среди госпитализируемых в больничных учреждениях.

В ЛПУ чаще используется показатель летальности, исключение – РОДДОМ, где используется показатель «Медицинская смертность». 8-9 на 1000 – считается низкой С; 11-12 на 1000 – средней С; 16-20 на 1000 – высокая С. Начало века С – 11-13 на 1000. В период Второй мировой войны 15 на 1000. В 80-е годы – уменьшение С в мире. В России начала ХХ века С – 29 на 1000 населения. В Сибири и на периферии пока показатели больше. Уменьшение С произошло к концу 50-х годов – 7 на 1000.

Далее С стала расти, т. к. начался процесс постарения населения. 1994 год – область и город 12 на 1000, положительная тенденция к росту. Особенности С в Омской области и в Омске: более высокая смертность среди мужчин, начиная с внутриутробного возраста. Максимальная С – среди детей первых лет  жизни, показатели С уменьшаются среди подростков 15-16 лет, увеличиваются с началом трудовой жизни, максимальная С – у пожилых, стариков и долгожителей.    

Показатели С зависят от:

Уровня экономического развития страны.

Качества мед. обслуживания и развития мед. науки.

Возрастно-половой структуры населения. В России идет процесс постарения, который сопровождается увеличением С, + неблагоприятные социальные условия.

В развитых странах лидирующее положение среди причин С занимают:

1.ССС-заболевания 45-50%; 2.Новообразования 15-24%; 3.Несчастные случаи 5-10%; 4.Болезни органов дыхания (в бывших соц. странах на втором месте).

В развивающихся странах среди структуры причин смертности лидирующее место занимают болезни органов дыхания, пищеварения, инфекционные заболевания.

В тех странах, где уровень жизни улучшается С уменьшается. На уровень С влияет характер труда, жилье, гигиенические мероприятия.

Средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ)

СППЖ – расчетный, синтетический показатель. Он получается на основе специальных расчетов на основе таблиц смертности. Это прогностическая величина, которая показывает в каком возрасте будут умирать люди, родившиеся в этом году, если на протяжении их последующей жизни до полного вымирания населения повозрастные показатели С сохранятся такими же как в данном году.

СППЖ рассчитывается на год переписи населения, так как в этом году есть все нужные данные. СППЖ: Япония – мужчины 77, женщины 80; Россия 1989 г. – мужчины 64, женщины 74; 1994 г. – мужчины 58, женщины 73 лет, 1996 г. она составила около 64 лет, у мужчин (57 лет) и женщин (71 год). На СППЖ влияет уровень социально-экономического развития. В развитых странах СППЖ наиболее высокий и наоборот. СППЖ мужчин меньше, чем у женщин.

Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом населения. В России в последние годы наблюдается естественный прирост населения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54483. WORLD MUSIC 53 KB
  Nowadays many people enjoy music as their hobby. Thanks to this fact you can make many new friends, you can exchange cd’s, records, listen to music together and visit different concerts. For my person, music plays more important role in life than good pastime. It is something, which helps me to be in a good mood, understand different things and remove from tension. Music brings me pleasure and keen delight and fills my life with great expectations of joy and happiness.
54484. Музика охоплює весь світ 45 KB
  Мета: активізувати та розширити знання учнів про економіку країн, які є Батьківщиною видатних композиторів світу, узагальнити знання учнів про композиторів – класиків кінця 17 – початку 20 століття, розвивати навички самостійної роботи з інформаційним матеріалом, навички зв’язного мовлення, вчити співвідносити знання з різних галузей науки та мистецтва, виховувати культуру поведінки, формувати потребу сприймати та виконувати високохудожні музичні твори, виховувати інтерес до знань, залучати учнів до проведення нестандартних типів уроку.
54485. Героические образы в симфонической музыке 280 KB
  Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.
54486. Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности 81.5 KB
  Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...
54487. Предмет и метод экономической теории 17.71 KB
  В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.
54488. Музичні захоплення 157.5 KB
  Many people like music but “lovers of music” love it and try to fill every minute of their life with music. As a rule they don’t have much free time so they are very categorical in their choice of favourite music. A real “lover of music” chooses the best. And what about you? Do you belong to the category of “Music lovers”.
54490. Система уроков по теме «Музыка» 275 KB
  Ученики отвечают на вопросы. Ученики задают вопросы ученику возле доски ученик отвечает. Ученики слушают отвечают на вопросы. Ученики работают у доски и с места.
54491. The magic world of music 34.5 KB
  It is difficult to imagine our life without music .It helps us to live and relax. We are going to speak about music because it plays a great role in our lives. Music is everywhere It is in the streets, in the shops, in the parks, on the television sets.