63844

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для современной России характерна такая ситуация в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Политическое просвещение как культурный социальный и политический феномен имеет объективные исторически обусловленные основания...

Русский

2014-06-24

39.5 KB

0 чел.

Барсукова М. И.

г. Иркутск

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Для современной России характерна такая ситуация, в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Согласно данным ВЦИОМ,  по результатам общероссийского опроса, только 56% тех россиян, в чьем населенном пункте проходили выборы 8 сентября 2013 года, приняли в них участие [1]. То есть  практически половина россиян (44%) , в чьем населенном пункте были выборы, на избирательные участки не пришли.

«Политическое просвещение» как культурный, социальный и политический феномен имеет объективные, исторически обусловленные основания, но фактически не имеет институциональных оснований в современном российском обществе. Деятельность общественно-политических организаций по вовлечению населения в политические отношения современного социума малоэффективна. Вследствие этого, значимая и неотложная задача в настоящее время – просвещение населения с целью активизации его политической жизни, это особенно важно в условиях формирования гражданского общества.

Рассуждения о политическом просвещении в современной России - это скорее разговор об объекте, а проблема заключается в том, что в современных российских реалиях нет самого субъекта политического просвещения. На разных этапах развития истории и в разных странах на первый план выдвигаются различные субъекты, в зависимости от конкретных сложившихся условий и обстоятельств. Так, например, В. Пилипенко в своей статье «Политическое просвещение в современной России» [2] выделяет несколько основных субъектов политического просвещения, которые выдвигались на первое место в тот или иной период истории. К таким основным субъектам он относит: государство, общественные организации, СМИ. Как мы видим, деятельности данных субъектов в активизации политической жизни в современной России не достаточно, нужен новый субъект политического просвещения.

В СССР политическое просвещение было системообразующим понятием, поддерживающем общественные и государственные институты. Одним из посредников политического просвещения было высшее образование. То есть одним из способов повышения политической активности являлось научное просвещение, которое  в современной России совсем не развито. Исходя из этого, можно предположить, что такой фактор, как научное просвещение станет наиболее эффективным в активизации политической жизни населения, а тем субъектом в системе высшего профессионального образования, который может проводить политическое просвещение населения является студенчество, как наиболее активная мобильная и динамичная группа.  

На основе данного предположения, мной, в рамках курсовой работы по дисциплине «Методология и методы социологических исследований», был проведен социологический опрос (анкетирование). Общее число опрошенных составило 50 человек, из них 23 (46,0% от общего числа опрошенных) мужчины и 27 (54,0% от общего числа опрошенных) женщин. В числе приоритетных задач данного исследования были: рассмотреть политическую жизнь населения Иркутской области; выявить значение научного просвещения как ценности для населения, определить отношение населения к студенчеству; как к той группе, которая может нести новое знание в общество.

Исследование показало, что население Иркутской области мало интересуется политикой, при этом оно разделяет мнение о том, что одним из способов активизации политической жизни является научное просвещение в контексте его институционализации на уровне студенчества. А именно, выяснилось, во– первых,  что 68,0% респондентов не очень интересуются политикой, что означает, что они лишь иногда принимают участие в выборах различного уровня; во–вторых, подавляющее большинство, а именно 64,0% скорее разделяют, чем не разделяют мнение о том, что одним из главных факторов активизации политической жизни является научное просвещение; в–третьих, 50,0% респондентов, от общего числа опрошенных считают, что рассматривать студенчество в качестве того субъекта, который может нести новое знание в общество скорее можно, чем нельзя.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы взаимоотношений науки и политики в современном мире имеют принципиальное значение. Оно заключается в том, что от взаимодействия научной и политической  систем в решающей степени зависит состояние общества, характер и перспективы его развития. Эффективное взаимодействие этих двух систем будет представлять собой наиболее ответственный социально-политический фактор общественного прогресса, будет  гарантировать современной цивилизации нормальное будущее, выведя ее из разнообразных кризисов экономического, социального и политического характера.

Список литературы

  1.  Всероссийский центр изучения общественного мнения. «Единый день голосования: подводим итоги» - Пресс-выпуск №2410. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114501
  2.  Пилипенко В. Россия сегодня и завтра / В. Пилипенко. Политическое  просвещение в современной России, М., 2009 – С. 7.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59344. Сульфатна кислота та її солі 99.5 KB
  Мета: узагальнити відомості про властивості сульфатної кислоти спираючись на знання загальних властивостей кислот; удосконалити вміння складати в молекулярній повній та скороченій іонній формах рівняння реакцій взаємодії сульфатної кислоти з металами основними й амфотерними...
59345. Нехай земля квітує всюди – природу збережімо, люди! 88 KB
  Обладнання: плакати дитячі малюнки на захист природи картини із зображенням природи рідного краю гілки рослин квіти. На дошці є вислови про природу: Все на землі все треба берегти І птаха й звіра і оту рослину Не чванься тим що цар природи ти Бо врешті ти його частинка.
59346. Кожна дитина має право 50 KB
  Кожна дитина має невідємне право на життя. Ти на життя і щастя маєш право Під золото блакитним знаменом Своєї Української держави. Кожна дитина має право на імя і громадянство з моменту народження.
59347. Кругові води в природі. Складання казки. Інтегрований урок (природознавство та розвиток зв’язного мовлення) 42 KB
  Вода з гір потекла весну принесла. Земля найбагатша вода найсильніша. Тиха вода береги рве. Де вода там і верба.
59348. Закріплення одиниць вимірювання маси. Розв’язування задач 38 KB
  Скільки зерен проросло Зерноочисна машина за 6 хвилин очищає 90 кг зерна. Скільки зерна очищає машина за 1 хв. Скільки зерна вона просушить за 3 хв. Скільки це кілограмів Скільки центнерів 1 5 мішка з зерном становить 12 кг.
59349. Святий Миколай 51.5 KB
  Вчити дітей знаходити префікси у словах утворювати за допомогою них нові слова. Дописують в зошитах Поясніть значення цього слова порівнявши його в таких реченнях: Лихо памятають а добро повік не забувають.
59350. Cценарій «На Великдень» 43 KB
  Гей Хто тут Озовися Наліг що вже тріщить Ти чуєш Підіймися Не можу біль терпіть Хрін: Хто ниє біля мене У цей святковий день Яйце: Це я яйце свячене Хтось душить наче пень. Мене їдять і діти І вся людська сімя: Гей гопса гопсаса Червоні в мене боки Танцює ковбаса....
59351. СЦЕНАРІЙ ВЕЧОРА ГЕОГРАФІЇ 61.5 KB
  На протязі минулого тижня в нашій школі проходив Тиждень географії і екології. Учні школи прийняли активну участь у проведенні цього Тижня. Були проведені цікаві конкурси, такі, як:...
59352. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПІЗНАВАЛЬНА ГРА “LG-ЕВРИКА” 76 KB
  Мета: сприяти формуванню та розвитку інтелектуальних і творчих здібностей учнів, поглибити й розширити знання учнів з математично-природничих дисциплін; розвивати пізнавальний інтерес, творчу активність...