63844

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для современной России характерна такая ситуация в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Политическое просвещение как культурный социальный и политический феномен имеет объективные исторически обусловленные основания...

Русский

2014-06-24

39.5 KB

0 чел.

Барсукова М. И.

г. Иркутск

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Для современной России характерна такая ситуация, в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Согласно данным ВЦИОМ,  по результатам общероссийского опроса, только 56% тех россиян, в чьем населенном пункте проходили выборы 8 сентября 2013 года, приняли в них участие [1]. То есть  практически половина россиян (44%) , в чьем населенном пункте были выборы, на избирательные участки не пришли.

«Политическое просвещение» как культурный, социальный и политический феномен имеет объективные, исторически обусловленные основания, но фактически не имеет институциональных оснований в современном российском обществе. Деятельность общественно-политических организаций по вовлечению населения в политические отношения современного социума малоэффективна. Вследствие этого, значимая и неотложная задача в настоящее время – просвещение населения с целью активизации его политической жизни, это особенно важно в условиях формирования гражданского общества.

Рассуждения о политическом просвещении в современной России - это скорее разговор об объекте, а проблема заключается в том, что в современных российских реалиях нет самого субъекта политического просвещения. На разных этапах развития истории и в разных странах на первый план выдвигаются различные субъекты, в зависимости от конкретных сложившихся условий и обстоятельств. Так, например, В. Пилипенко в своей статье «Политическое просвещение в современной России» [2] выделяет несколько основных субъектов политического просвещения, которые выдвигались на первое место в тот или иной период истории. К таким основным субъектам он относит: государство, общественные организации, СМИ. Как мы видим, деятельности данных субъектов в активизации политической жизни в современной России не достаточно, нужен новый субъект политического просвещения.

В СССР политическое просвещение было системообразующим понятием, поддерживающем общественные и государственные институты. Одним из посредников политического просвещения было высшее образование. То есть одним из способов повышения политической активности являлось научное просвещение, которое  в современной России совсем не развито. Исходя из этого, можно предположить, что такой фактор, как научное просвещение станет наиболее эффективным в активизации политической жизни населения, а тем субъектом в системе высшего профессионального образования, который может проводить политическое просвещение населения является студенчество, как наиболее активная мобильная и динамичная группа.  

На основе данного предположения, мной, в рамках курсовой работы по дисциплине «Методология и методы социологических исследований», был проведен социологический опрос (анкетирование). Общее число опрошенных составило 50 человек, из них 23 (46,0% от общего числа опрошенных) мужчины и 27 (54,0% от общего числа опрошенных) женщин. В числе приоритетных задач данного исследования были: рассмотреть политическую жизнь населения Иркутской области; выявить значение научного просвещения как ценности для населения, определить отношение населения к студенчеству; как к той группе, которая может нести новое знание в общество.

Исследование показало, что население Иркутской области мало интересуется политикой, при этом оно разделяет мнение о том, что одним из способов активизации политической жизни является научное просвещение в контексте его институционализации на уровне студенчества. А именно, выяснилось, во– первых,  что 68,0% респондентов не очень интересуются политикой, что означает, что они лишь иногда принимают участие в выборах различного уровня; во–вторых, подавляющее большинство, а именно 64,0% скорее разделяют, чем не разделяют мнение о том, что одним из главных факторов активизации политической жизни является научное просвещение; в–третьих, 50,0% респондентов, от общего числа опрошенных считают, что рассматривать студенчество в качестве того субъекта, который может нести новое знание в общество скорее можно, чем нельзя.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы взаимоотношений науки и политики в современном мире имеют принципиальное значение. Оно заключается в том, что от взаимодействия научной и политической  систем в решающей степени зависит состояние общества, характер и перспективы его развития. Эффективное взаимодействие этих двух систем будет представлять собой наиболее ответственный социально-политический фактор общественного прогресса, будет  гарантировать современной цивилизации нормальное будущее, выведя ее из разнообразных кризисов экономического, социального и политического характера.

Список литературы

  1.  Всероссийский центр изучения общественного мнения. «Единый день голосования: подводим итоги» - Пресс-выпуск №2410. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114501
  2.  Пилипенко В. Россия сегодня и завтра / В. Пилипенко. Политическое  просвещение в современной России, М., 2009 – С. 7.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2392. АФО недоношеної новонародженої дитини та догляд за нею 43.2 KB
  Зовнішні ознаки недоношеної дитини. Основні проблеми дитини з малою масою тіла при народженні. Умовні періоди розвитку недоношеної дитини після народження. Особливості дихання у недоношених дітей. Особливості перебігу інфекційних захворювань у недоношених. Скринінгові обстеження новонароджених з малою масою тіла.
2393. Захворювання шкіри й пупкової ранки. Сепсис новонароджених. Пологові травми. Асфіксія новонароджених. 56.87 KB
  Захворювання шкіри. Захворювання пупка. Сепсис новонароджених. Пологові травми. Асфіксія новонароджених. Внутрішньочерепна пологова травма. Гемолітична хвороба новонароджених.
2394. Организация работы лечебно-профилактического учреждения 2.65 MB
  Организация работы лечебно-профилактического учреждения (устройство, оснащение, режим работы приемного и терапевтического отделений больницы. Санитарная обработка больного, обработка больного при выявлении педикулеза. Транспортировка больных. Организация работы поста медсестры). Основные типы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь амбулаторно.
2395. Самоучитель Adobe InDesing CS2 10.38 MB
  Рассматриваются самые актуальные технологии, необходимые для работы в программе Adobe InDesign CS2. Последовательность изложения позволяет начать изучение с простых тем и постепенно углублять знания и понимание вопросов компьютерной верстки. Освещаются такие темы, как автоматизация работы над большими проектами с помощью стилей и мастер-шаблонов, работа с графикой, создание оглавления, выполнение спуска полос, подготовка макета к печати (проверка публикации, требования типографий, запись PostScript-файла) и многое другое.
2396. Логіка. Посібник для студентів вузів 1.23 MB
  Предмет і значення логіки. Мислення як предмет вивчення логіки. Мовні засоби виразу поняття. Логічні способи формування понять. Зміст і обсяг поняття. Логічні операції над поняттями. Судження як форма мислення. Види простих суджень. Загальна характеристика умовиводів. Простий категоричний силогізм. Аксіома силогізму. Правила простого категоричного силогізму. Фігури і модуси категоричного силогізму.
2397. Военная сила в международных отношениях 39.01 MB
  Особенности современных международных отношений и международного порядка. Современные взгляды на войны и военные конфликты. Военная безопасность России: понятие, угрозы и особенности ее обеспечения. олитологические основы применения военной силы США. Терроризм — асимметричное проявление силы в международных отношениях.
2398. Вантажопідйомна, транспортуюча та транспортна техніка 894.25 KB
  Побудова циклів роботи механізмів вантажопідйомних машин. Гнучкі елементи впм. Блоки і поліспасти. Деталі для навивання і звивання гнучких елементів. Розрахунок і компоновка механізму підйому вантажопідйомних машин. Розрахунок фундаментів і фундаментних болтів стаціонарних поворотних кранів.
2399. Вантажопідйомна, транспортуюча та транспортна техніка. Методичні вказівки 1.47 MB
  Оцінювання стану вантажопідйомних органів та їх вибраковування. Дослідження роботи силових поліспастів. Визначення геометричних параметрів елементів гакової підвіски та їх порівняння відповідності розрахунковим значенням. Знайомсвто з конструкцією, органами керування баштового крану. Отримання практичних навиків роботи на тренажері крана КБ-403.
2400. Биология. Конспект лекций 203.41 KB
  Строение и функции ядерного аппарата клетки. Деление и размножение клетки. Основы эмбриологии. Особенности наследственности. Методы изучения наследственности и изменчивости у человека. Тератология и медицинская паразитология.