63844

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для современной России характерна такая ситуация в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Политическое просвещение как культурный социальный и политический феномен имеет объективные исторически обусловленные основания...

Русский

2014-06-24

39.5 KB

0 чел.

Барсукова М. И.

г. Иркутск

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Для современной России характерна такая ситуация, в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Согласно данным ВЦИОМ,  по результатам общероссийского опроса, только 56% тех россиян, в чьем населенном пункте проходили выборы 8 сентября 2013 года, приняли в них участие [1]. То есть  практически половина россиян (44%) , в чьем населенном пункте были выборы, на избирательные участки не пришли.

«Политическое просвещение» как культурный, социальный и политический феномен имеет объективные, исторически обусловленные основания, но фактически не имеет институциональных оснований в современном российском обществе. Деятельность общественно-политических организаций по вовлечению населения в политические отношения современного социума малоэффективна. Вследствие этого, значимая и неотложная задача в настоящее время – просвещение населения с целью активизации его политической жизни, это особенно важно в условиях формирования гражданского общества.

Рассуждения о политическом просвещении в современной России - это скорее разговор об объекте, а проблема заключается в том, что в современных российских реалиях нет самого субъекта политического просвещения. На разных этапах развития истории и в разных странах на первый план выдвигаются различные субъекты, в зависимости от конкретных сложившихся условий и обстоятельств. Так, например, В. Пилипенко в своей статье «Политическое просвещение в современной России» [2] выделяет несколько основных субъектов политического просвещения, которые выдвигались на первое место в тот или иной период истории. К таким основным субъектам он относит: государство, общественные организации, СМИ. Как мы видим, деятельности данных субъектов в активизации политической жизни в современной России не достаточно, нужен новый субъект политического просвещения.

В СССР политическое просвещение было системообразующим понятием, поддерживающем общественные и государственные институты. Одним из посредников политического просвещения было высшее образование. То есть одним из способов повышения политической активности являлось научное просвещение, которое  в современной России совсем не развито. Исходя из этого, можно предположить, что такой фактор, как научное просвещение станет наиболее эффективным в активизации политической жизни населения, а тем субъектом в системе высшего профессионального образования, который может проводить политическое просвещение населения является студенчество, как наиболее активная мобильная и динамичная группа.  

На основе данного предположения, мной, в рамках курсовой работы по дисциплине «Методология и методы социологических исследований», был проведен социологический опрос (анкетирование). Общее число опрошенных составило 50 человек, из них 23 (46,0% от общего числа опрошенных) мужчины и 27 (54,0% от общего числа опрошенных) женщин. В числе приоритетных задач данного исследования были: рассмотреть политическую жизнь населения Иркутской области; выявить значение научного просвещения как ценности для населения, определить отношение населения к студенчеству; как к той группе, которая может нести новое знание в общество.

Исследование показало, что население Иркутской области мало интересуется политикой, при этом оно разделяет мнение о том, что одним из способов активизации политической жизни является научное просвещение в контексте его институционализации на уровне студенчества. А именно, выяснилось, во– первых,  что 68,0% респондентов не очень интересуются политикой, что означает, что они лишь иногда принимают участие в выборах различного уровня; во–вторых, подавляющее большинство, а именно 64,0% скорее разделяют, чем не разделяют мнение о том, что одним из главных факторов активизации политической жизни является научное просвещение; в–третьих, 50,0% респондентов, от общего числа опрошенных считают, что рассматривать студенчество в качестве того субъекта, который может нести новое знание в общество скорее можно, чем нельзя.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы взаимоотношений науки и политики в современном мире имеют принципиальное значение. Оно заключается в том, что от взаимодействия научной и политической  систем в решающей степени зависит состояние общества, характер и перспективы его развития. Эффективное взаимодействие этих двух систем будет представлять собой наиболее ответственный социально-политический фактор общественного прогресса, будет  гарантировать современной цивилизации нормальное будущее, выведя ее из разнообразных кризисов экономического, социального и политического характера.

Список литературы

  1.  Всероссийский центр изучения общественного мнения. «Единый день голосования: подводим итоги» - Пресс-выпуск №2410. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114501
  2.  Пилипенко В. Россия сегодня и завтра / В. Пилипенко. Политическое  просвещение в современной России, М., 2009 – С. 7.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48034. Математична теорія 286.5 KB
  Функції та їх властивості. Кажуть що задано функцію з областю визначення X якщо кожному елементу х з цієї множини ставиться у відповідність рівно одне значення y з деякої множини Y Дві функції однакові якщо: однаковий закон відповідності; однакова область визначення. Графік функції множина точок на координатній площині координати яких задовольняють дане співвідношення Ознака графіка функції. Якщо кожна лінія координатної площини є графіком функції якщо кожна пряма паралельна до Оу перетинає цю лінію в одній точці або...
48035. Понятийный аппарат менеджмента, его теоретические основы 87.5 KB
  Понятие организации Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация в которой осуществляется деятельность менеджеров. Понятие организации в менеджменте с течением времени претерпело ряд существенных изменений. Из всего многообразия определений понятие организации можно выделить следующие.
48036. МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛОМ. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 2.62 MB
  Важливим елементом продуктивних сил є люди з їхнім рівнем освіти, досвіду й майстерності. В теорії менеджменту використовується значна кількість термінів відносно людей, зайнятих у виробництві: трудові ресурси, людський фактор, кадри, персонал
48037. Методы изучения наследственных заболеваний 46 KB
  У человека в Yхромосоме находится ген обусловливающий дифференцировку пола. Методы генетики популяций широко применяют в исследованиях человека. Этот метод используют в генетике человека для выяснения степени наследственной обусловленности исследуемых признаков.
48038. Основы управления персоналом 953.5 KB
  Руководство - менеджеры, осуществляющие координацию людей в процессе образовательной деятельности. По принятой в теории 3-уровневой классификации руководителей разделяют на высшее звено (ректор, директор)
48039. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением 60 KB
  Методы обучения Это основные виды деятельности учителя и школьника обеспечивающие формирование ЗУН необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Методы проблемного обучения рассчитаны на вовлечение школьника в познавательную деятельность в условиях словесного обучения когда учитель сам ставит проблему сам показывает пути ее решения а обучающиеся внимательно следят за ходом мысли учителя размышляют переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научнодоказательного поискового решения. Частичнопоисковые или...
48041. НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ 342.5 KB
  Данное учебное пособие предназначено для студентов стоматологического факультета медицинских ВУЗов для самостоятельной работы на практических занятиях по нормальной физиологии. Задание для самостоятельной работы 1. Цель работы: познакомиться с принципами расчета параметров ПД при различных способах отведения. Ход работы: 1.