63844

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для современной России характерна такая ситуация в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Политическое просвещение как культурный социальный и политический феномен имеет объективные исторически обусловленные основания...

Русский

2014-06-24

39.5 KB

0 чел.

Барсукова М. И.

г. Иркутск

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Для современной России характерна такая ситуация, в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Согласно данным ВЦИОМ,  по результатам общероссийского опроса, только 56% тех россиян, в чьем населенном пункте проходили выборы 8 сентября 2013 года, приняли в них участие [1]. То есть  практически половина россиян (44%) , в чьем населенном пункте были выборы, на избирательные участки не пришли.

«Политическое просвещение» как культурный, социальный и политический феномен имеет объективные, исторически обусловленные основания, но фактически не имеет институциональных оснований в современном российском обществе. Деятельность общественно-политических организаций по вовлечению населения в политические отношения современного социума малоэффективна. Вследствие этого, значимая и неотложная задача в настоящее время – просвещение населения с целью активизации его политической жизни, это особенно важно в условиях формирования гражданского общества.

Рассуждения о политическом просвещении в современной России - это скорее разговор об объекте, а проблема заключается в том, что в современных российских реалиях нет самого субъекта политического просвещения. На разных этапах развития истории и в разных странах на первый план выдвигаются различные субъекты, в зависимости от конкретных сложившихся условий и обстоятельств. Так, например, В. Пилипенко в своей статье «Политическое просвещение в современной России» [2] выделяет несколько основных субъектов политического просвещения, которые выдвигались на первое место в тот или иной период истории. К таким основным субъектам он относит: государство, общественные организации, СМИ. Как мы видим, деятельности данных субъектов в активизации политической жизни в современной России не достаточно, нужен новый субъект политического просвещения.

В СССР политическое просвещение было системообразующим понятием, поддерживающем общественные и государственные институты. Одним из посредников политического просвещения было высшее образование. То есть одним из способов повышения политической активности являлось научное просвещение, которое  в современной России совсем не развито. Исходя из этого, можно предположить, что такой фактор, как научное просвещение станет наиболее эффективным в активизации политической жизни населения, а тем субъектом в системе высшего профессионального образования, который может проводить политическое просвещение населения является студенчество, как наиболее активная мобильная и динамичная группа.  

На основе данного предположения, мной, в рамках курсовой работы по дисциплине «Методология и методы социологических исследований», был проведен социологический опрос (анкетирование). Общее число опрошенных составило 50 человек, из них 23 (46,0% от общего числа опрошенных) мужчины и 27 (54,0% от общего числа опрошенных) женщин. В числе приоритетных задач данного исследования были: рассмотреть политическую жизнь населения Иркутской области; выявить значение научного просвещения как ценности для населения, определить отношение населения к студенчеству; как к той группе, которая может нести новое знание в общество.

Исследование показало, что население Иркутской области мало интересуется политикой, при этом оно разделяет мнение о том, что одним из способов активизации политической жизни является научное просвещение в контексте его институционализации на уровне студенчества. А именно, выяснилось, во– первых,  что 68,0% респондентов не очень интересуются политикой, что означает, что они лишь иногда принимают участие в выборах различного уровня; во–вторых, подавляющее большинство, а именно 64,0% скорее разделяют, чем не разделяют мнение о том, что одним из главных факторов активизации политической жизни является научное просвещение; в–третьих, 50,0% респондентов, от общего числа опрошенных считают, что рассматривать студенчество в качестве того субъекта, который может нести новое знание в общество скорее можно, чем нельзя.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы взаимоотношений науки и политики в современном мире имеют принципиальное значение. Оно заключается в том, что от взаимодействия научной и политической  систем в решающей степени зависит состояние общества, характер и перспективы его развития. Эффективное взаимодействие этих двух систем будет представлять собой наиболее ответственный социально-политический фактор общественного прогресса, будет  гарантировать современной цивилизации нормальное будущее, выведя ее из разнообразных кризисов экономического, социального и политического характера.

Список литературы

  1.  Всероссийский центр изучения общественного мнения. «Единый день голосования: подводим итоги» - Пресс-выпуск №2410. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114501
  2.  Пилипенко В. Россия сегодня и завтра / В. Пилипенко. Политическое  просвещение в современной России, М., 2009 – С. 7.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32362. Метод тестов 19.05 KB
  Тесты отличаются от других методов исследования тем что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных а также своеобразную их последующему интерпретацию. Стал широко использоваться в психологии после публикации в 1980 работы Кетелла Умственные тесты и измерения которая была посвящена результатам тестирования студентов США. Виды тестов: По особенностям тестовых значений: вербальные невербальные По форме проведения: групповые индивидуальные В зависимости о наличия или отсутствия временных ограничений: скорости...
32363. Развитие супружеских отношений. Психологические аспекты отношений в браке. Динамика сексуальных отношений в браке 16.21 KB
  Модели семьи: Родительская модель – индивид обучается супружескому поведению на основе идентификации родителей своего пола на основании поведения родителей противоположного пола строиться представление о том как должен вести себя партнер. В супружестве каждый из партнеров пытается приспособить свои реальные отношения с эталонными. Гармоничные отношения становятся возможными только в том случае если партнер своей внутренней программой напоминает родителей противоположного пола. В этом случае происходит перенос связей существовавших в...
32364. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом специфики различных категорий детей 13.68 KB
  Психология воспитания научает внутренние механизмы становления и развития личности в целом а также отдельные ее свойства. Воспитание – социальное целенаправленное создание условий материальных духовных организованных для развития человека это целенаправленная деятельность призванная формировать у детей систему качеств личности взглядов и убеждений. Цели воспитания: Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство. Воспитание социально компетентной...
32365. Методы исследования в психологии 14.05 KB
  Метод – это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология – это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...
32366. Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Конфликты в семье, их профилактика и разрешение 13.51 KB
  Функции семьи. Функции семьи – деятельность членов семьи направленная на удовлетворение потребностей. Генеративная продолжение рода первичной социализации экономическая накопление богатства гедонистическая здоровый секс рекреационная совместный отдых рождение и воспитание детей; сохранение развитие передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; удовлетворение потребностей в психологическом конфликте эмоциональной поддержке чувство безопасности значимости собственного Я; создание условий для развития личности...
32367. Классификация методов психологического исследования 14.31 KB
  Этапы психологического исследования: Постановка цели психологического исследования определение предмета исследования выработка рабочей гипотезы: Выявление проблемы Уточнение проблемы и характера затруднений сбор необходимой для этого информации беседа с учителями и родителями наблюдение за ребенком в проблемной и непроблемной ситуации Выявление социальных и биологических условий развития формальные характеристики – состав семьи возраст образование и профессия родителей; физическое развитие и состояние здоровья ребенка – группа...
32368. Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии 16.83 KB
  Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...
32369. Метод наблюдения 13.94 KB
  Достоинства наблюдения: Позволяет охватить и зафиксировать психические состояния или акты поведения. Недостатки наблюдения: Выявление настроения предупреждения положения наблюдателя на результаты Многочисленность мешающих факторов Невозможность обобщений при однократном наблюдении. Большие ресурсные затраты Виды наблюдения: По характеру объекта: Внутреннее наблюдение объектом наблюдения является сам наблюдатель Внешнее наблюдение – объект исследования наблюдается извне со стороны.
32370. Метод беседы (интервью) 13.89 KB
  Отличительной особенностью беседы непосредственный характер общения исследователя с испытуемым. Может проводится заметно для субъекта с соблюдением норм профэтики Программа и содержание могут быть гибкими изменяться психологом в соответствии с целями Недостатки: Субъективность результатов эффект двойной субъективности Сильное влияние психолога на результаты исследования эффект ореола особенности внимания и памяти психолога Позиция психолога: Обязан создать доверительную спокойную доброжелательную атмосферу в ходе исследования без...