63844

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для современной России характерна такая ситуация в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Политическое просвещение как культурный социальный и политический феномен имеет объективные исторически обусловленные основания...

Русский

2014-06-24

39.5 KB

0 чел.

Барсукова М. И.

г. Иркутск

Научное просвещение как фактор активизации политической жизни общества

Для современной России характерна такая ситуация, в которой население все меньше и меньше направляет свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества. Согласно данным ВЦИОМ,  по результатам общероссийского опроса, только 56% тех россиян, в чьем населенном пункте проходили выборы 8 сентября 2013 года, приняли в них участие [1]. То есть  практически половина россиян (44%) , в чьем населенном пункте были выборы, на избирательные участки не пришли.

«Политическое просвещение» как культурный, социальный и политический феномен имеет объективные, исторически обусловленные основания, но фактически не имеет институциональных оснований в современном российском обществе. Деятельность общественно-политических организаций по вовлечению населения в политические отношения современного социума малоэффективна. Вследствие этого, значимая и неотложная задача в настоящее время – просвещение населения с целью активизации его политической жизни, это особенно важно в условиях формирования гражданского общества.

Рассуждения о политическом просвещении в современной России - это скорее разговор об объекте, а проблема заключается в том, что в современных российских реалиях нет самого субъекта политического просвещения. На разных этапах развития истории и в разных странах на первый план выдвигаются различные субъекты, в зависимости от конкретных сложившихся условий и обстоятельств. Так, например, В. Пилипенко в своей статье «Политическое просвещение в современной России» [2] выделяет несколько основных субъектов политического просвещения, которые выдвигались на первое место в тот или иной период истории. К таким основным субъектам он относит: государство, общественные организации, СМИ. Как мы видим, деятельности данных субъектов в активизации политической жизни в современной России не достаточно, нужен новый субъект политического просвещения.

В СССР политическое просвещение было системообразующим понятием, поддерживающем общественные и государственные институты. Одним из посредников политического просвещения было высшее образование. То есть одним из способов повышения политической активности являлось научное просвещение, которое  в современной России совсем не развито. Исходя из этого, можно предположить, что такой фактор, как научное просвещение станет наиболее эффективным в активизации политической жизни населения, а тем субъектом в системе высшего профессионального образования, который может проводить политическое просвещение населения является студенчество, как наиболее активная мобильная и динамичная группа.  

На основе данного предположения, мной, в рамках курсовой работы по дисциплине «Методология и методы социологических исследований», был проведен социологический опрос (анкетирование). Общее число опрошенных составило 50 человек, из них 23 (46,0% от общего числа опрошенных) мужчины и 27 (54,0% от общего числа опрошенных) женщин. В числе приоритетных задач данного исследования были: рассмотреть политическую жизнь населения Иркутской области; выявить значение научного просвещения как ценности для населения, определить отношение населения к студенчеству; как к той группе, которая может нести новое знание в общество.

Исследование показало, что население Иркутской области мало интересуется политикой, при этом оно разделяет мнение о том, что одним из способов активизации политической жизни является научное просвещение в контексте его институционализации на уровне студенчества. А именно, выяснилось, во– первых,  что 68,0% респондентов не очень интересуются политикой, что означает, что они лишь иногда принимают участие в выборах различного уровня; во–вторых, подавляющее большинство, а именно 64,0% скорее разделяют, чем не разделяют мнение о том, что одним из главных факторов активизации политической жизни является научное просвещение; в–третьих, 50,0% респондентов, от общего числа опрошенных считают, что рассматривать студенчество в качестве того субъекта, который может нести новое знание в общество скорее можно, чем нельзя.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы взаимоотношений науки и политики в современном мире имеют принципиальное значение. Оно заключается в том, что от взаимодействия научной и политической  систем в решающей степени зависит состояние общества, характер и перспективы его развития. Эффективное взаимодействие этих двух систем будет представлять собой наиболее ответственный социально-политический фактор общественного прогресса, будет  гарантировать современной цивилизации нормальное будущее, выведя ее из разнообразных кризисов экономического, социального и политического характера.

Список литературы

  1.  Всероссийский центр изучения общественного мнения. «Единый день голосования: подводим итоги» - Пресс-выпуск №2410. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114501
  2.  Пилипенко В. Россия сегодня и завтра / В. Пилипенко. Политическое  просвещение в современной России, М., 2009 – С. 7.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8482. Социальные последствия научно-технического прогресса 23.4 KB
  Социальные последствия научно-технического прогресса Развитие техники, начиная с эпохи Возрождения, тесно связано со становлением науки. Слившись воедино, две интеллектуальные и творческие силы образовали достаточно устойчивый социальный процесс, ко...
8483. Философия техники 28.75 KB
  Философия техники О становлении философии техники Область философских интересов человека изменяется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становится все более самостоятельной, начиная привлекать к ...
8484. Философия и техника 185 KB
  Философия и техника Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем тех...
8485. Ответы по философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке 198 KB
  Сущность и предмет философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке. Философия - это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого быти...
8486. Доктрина Оптимального Строя 83 KB
  Доктрина Оптимального Строя История цивилизаций - это история войн, междоусобиц, революций. Воинская доблесть, умение побеждать, храбрость, патриотизм - безусловно, достоинство Нации, и мы по праву гордимся своими Героями. Но нет, и...
8487. Философия. Определение предмета философии как проблема 57.56 KB
  №1 Определение предмета философии как проблема Ф. возникает в Индии и Китае (12-8 в. до н.э.). Форму самостоятельного знания принимает в греческой ф. С 6 в. до н.э. ф. выделяет себя как знание о первоначалах бытия. Рефлексия - способ объяснения быти...
8488. Современная концепция брендинга 2.68 MB
  Современная концепция брендинга. Современная концепция брендинга Четыре уровня качества бренда Классификация брендов Преимущества брендов Современная концепция брендинга. Новая концепция брендинга основывается на марочном вид...
8489. Поперечная рама стального каркаса здания 1.09 MB
  Поперечная рама стального каркаса здания Задание на курсовой проект Стальной каркас производственного здания Запроектировать поперечную раму стального каркаса одноэтажного здания по следующим исходным данным: длина здания L = 78 м...
8490. Автоматизированные информационные системы в экономике 2.03 MB
  Учебно-методическое пособие Автоматизированные информационные системы в экономике предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. Рассматриваются информационные процессы в экономике, их состав и особенности функцио...