63845

Трансформация сознания российского общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В основе любой процветающей цивилизации или общности людей связанных единой культурой всегда лежит какая либо общезначимая национальная идея вокруг которой и выстраивается жизнь народа и целого государства. Трансформация сознания это изменение убеждений стремлений...

Русский

2014-06-24

62.79 KB

3 чел.

Пятова А.С.

г. Иркутск

Трансформация сознания российского общества

В основе любой процветающей цивилизации или общности людей, связанных единой культурой, всегда лежит какая-либо общезначимая национальная идея, вокруг которой и выстраивается жизнь народа и целого государства. Когда же стержневая идея подрывается и разрушается, а на ее место приходит что-либо новое, сознание людей кардинально меняется, а государство может быть разрушено или может перейти в зависимость от другого государства с более сильной идеей. Такие серьезные изменения принято называть трансформациями. Трансформация сознания – это изменение убеждений, стремлений, ценностей большей части общества, а также национальной идеи, что непосредственным образом взаимосвязано.

Очевидно, что никакая трансформация не может произойти просто так, у каждой из них есть свои значимые причины. Однако в любом случае она произойдет только по воле большей части народа, охваченного некой новой идеей, против силы которой, невозможно ничего сделать. И сила эта действительно велика. Можно стать отличным революционером и мастерски организовать переворот в государстве, однако, если большая часть населения не примет вашу новую идею, если она не затронет умы и сердца простого народа, то ваши труды будут напрасны. Старая идея и ценности наоборот станут еще крепче, а народ будет яростно и самоотверженно их защищать, сметая всё на своем пути. Если же массами овладеет новая идея посредством ненасильственного внедрения и незаметного навязывания, противостоять ей уже будет невозможно. Тогда и можно совершить переворот, устроить революцию или создать новое государство.

Непосредственно Россия была подвержена изменениям и трансформациям, имеющим разные по своей силе последствия, несколько раз. В данной работе мы рассмотрим трансформацию сознания российского общества в XX веке, выделив лишь её ключевые моменты в силу обширности и значительности данной темы. Я также попытаюсь показать, как идея может трансформировать сознание целого общества, как в процессе трансформации меняются его ценности, и какое влияние на них оказывает идея.

До начала XX века царскую Россию характеризовал, сформулированный министром народного просвещения графом Уваровым в 1833 году лозунг «Православие, самодержавие, народность», ставший национальной идеей нашей страны на многие десятилетия [3]. Во второй половине XIX века эта идея подвергалась критике как крайне реакционная [3]. Несмотря на это именно она со всей полнотой определяла характер, черты и ценности русского народа, соответствовала им. Из данной идеи планомерно вытекали основные ценности, присущие большинству населения России. Православие – это, прежде всего, вера народа, это религия и церковь, играющая существенную роль в воспитании молодежи на тот период. Самодержавие включает в себя государство, царя как опору, избранного Богом, хранителя традиций, веры, защитника простого народа. Особое значение, на мой взгляд, в данной триаде занимает народность как черта, присущая русскому народу на протяжении всей его истории. Народность представляет собой общность людей, единое культурное, духовное пространство. Корни народности берут начало в общинном устройстве крестьянского хозяйства. Община характеризуется отсутствием частной собственности на землю, равенством всех в принятии решений, соборностью, защитой слабых членов общины, взаимопомощью, семейными традициями и приоритетом общественного над личным, поскольку крестьяне знали: жизнь их семей зависит от благополучия общины [см. приложение 1, табл.1,2]. Община была для крестьян малой родиной и своё отношение к ней крестьяне переносили на большую родину - Россию.

Однако в начале XX века наступило время, когда обширная пропаганда привлекательных перспектив для будущей жизни, кроме этого еще обладающих и новизной, привела к тому, что новая идея начала постепенно овладевать большей частью народа. Мечтой большинства населения стало справедливое государство, равенство и отсутствие эксплуататоров. Основным моментом здесь стал лозунг «Земля - крестьянам, заводы - рабочим», который нашел отклик в сердцах российского общества, поскольку отвечал их внутренним желаниям, надеждам и потребностям. Массы начали стремиться к этой идее, началось движение, в итоге произошла одна из крупнейших трансформаций российского государства за XX век. Но можно ли говорить о том, что наряду с трансформацией государства произошла также и трансформация сознания российского общества? С одной стороны, да, поскольку новая идея изменила образ мыслей большинства населения: возникли две противостоящие друг другу группы людей: одни выступали за сохранение старых ценностей, другие за новое справедливое общество. И людей принимающих вторую позицию к концу Гражданской войны было преобладающее большинство, в результате чего и было создано новое государство с советским народом. Дореволюционные ценности ослабли, и казалось, уже ничего не соотносит новое государство с Российской империей. Ведь уже в начале XX века общину как образ жизни стали разрушать, образ царя ослаб (благодаря его планомерной дискредитации), самодержавие как образ правления тоже престало пользоваться поддержкой, даже православие как религия стало терять свою силу (достаточно вспомнить, как большинство населения спокойно относилось к уничтожению храмов и церквей большевиками). Однако, несмотря на это, суть прежних ценностей и характерных черт русского народа осталась прежней, хоть и в видоизмененном состоянии, что мы и попытаемся доказать.

Рассмотрим подробнее, как новая идея продолжала соответствовать и ценностям и характеру большей части населения. Здесь стоит сказать, что идея советского государства уже после революции несколько изменилась, в силу того что уже были достигнуты многие ранее поставленные цели. Выразителем новой идеи, в которой приоритетом выступали справедливость, равенство, счастливая жизнь без нужды, сильное, богатое государство, стал вождь всех народов И.В. Сталин. В этот период основными ценностями в обществе выступали: семья как основополагающая ячейка общества – как продолжение семейных ценностей дореволюционной эпохи; коллективизм, причастность к общему делу – как иная форма общинного характера крестьян [2]; всё то же преобладание общественного интереса над личным; отрицательное отношение к богатству – как исключительная черта русского народа, перешедшая из Российской империи [5]. Любовь к Отечеству, всегда составляющая одну из основных ценностей русского народа занимала и в Советском Союзе одно из важных мест в сознании общества, к которой также добавилось и стремление принести пользу Родине. Большое значение уделялось и ценности труда, трудолюбию, как фактору достижения высокого социального статуса, уважения общества и самовыражения [5]. Широко была распространена социальная поддержка слабых членов общества, что тоже соответствовало традициям русских людей живших в общине [2]. Из идеи дореволюционного периода ушли лишь понятия «православие», которое заменилось на веру в коммунизм и светлое будущее (социализм) и «самодержавие», которое стало не нужным в государстве «равенства и справедливости». Таким образом, ценности этого периода были непосредственно связаны с идеей советского государства, отражали особенности эпохи, но, тем не менее, соответствовали характеру русского народа и в целом отражали ценности, присущие большей части российского общества и ранее [см. прил.1, табл.1,2]. Следовательно, мы можем сделать вывод, что в начале XX века как таковой трансформации сознания российского общества не произошло. Россия как государство не пошла по другому пути, а лишь вышла на новую стадию своего развития и укрепления, сохранив в своей основе ценности и стремления общества, исконно его характеризующие.

Расцвет вышеизложенной идеи пришелся на сталинский период, когда было всенародное стремление к процветанию государства. Только эта идея помогла выстоять в тяжелейшей Великой Отечественной войне и крайне быстро восстановить экономику и промышленный потенциал в послевоенное время, выйдя на первое место в мире по росту промышленного производства. Однако, начиная с 60-х годов, ценности советского общества начали понемногу терять свою силу, а национальная идея ослабла. Причиной этого было с одной стороны достижение многих поставленных целей, появление молодого поколения людей, в отличие от отцов считавших существующий порядок естественным и не знавшим к чему стремится, а также смены руководства страны. В период правления Л.И. Брежнева данный процесс усилился, ко всему прочему в Советский союз с Запада стали проникать новые ценности, кардинально отличающиеся от прежних взглядов на жизнь советского человека. На место советской идеи сильного народного государства, бесклассового общества  пришла новая более привлекательная идея яркой, комфортной  жизни, свободы передвижения [см. прил.1]. В этих идеях не было ничего плохого, а при желании, их можно было воплотить со временем и в Советском государстве. Плохо было то, что за образец лучшей и счастливой жизни была принята жизнь в западных странах, основанных на иных ценностях. Это значит, что значительная часть советской элиты, и часть советского общества попали под влияние западной идеологии основанной на индивидуализме и частных интересах. Общественные интересы на благо всего общества стали сдвигаться в сторону личных. Советская властная элита стала больше заботиться о себе и жизнь в стране начала быстро ухудшаться, вызывая справедливое негодование советских людей. В условиях ухудшения жизни западная идея, западный образ жизни стал быстро набирать силу, привлекая всё больше людей. Исконные российские ценности и традиции стали уступать место западным.

Как логический результат всех этих перемен в понимании ценностей и потребностей обществом, в начале 90-х годов в России произошла вторая трансформация государства - распад Советского Союза и образование множества независимых государств. И в данном случае совершенно справедливо будет заключить, что трансформации подлежало также и сознание советского общества. К началу 90-х годов массами окончательно овладела чужая идея – идея личного материального достатка, свободы личности, прав человека [1] и это доказывают многие социологические опросы [см. прил.2]. В нашем обществе в соответствии с данной идеей произошла и кардинальная смена ценностей. На первое место вышло материальное изобилие, деньги, богатство. Причем ценились исключительно легкие деньги - без труда, труд же был только ради денег - для получения жизненных благ. В этот период личные интересы окончательно стали преобладать над интересами общественными, которых практически и не осталось в нашей стране. Зато появилось негативное отношение к Отечеству и повсеместный стыд за него. И даже ценность семьи ушла на второй план: количество детей в семье стало уменьшаться ради повышения благосостояния, карьеры [4]. Всё это были ценности исключительно западного общества, которые как красивая картинка привлекли большую часть нашего общества. Ведь вспомним, что цениться у них на Западе. Во-первых, индивидуализм и неприкосновенность частной собственности, который был исторически характерен для западного человека, воспитанного в соответствии с этими ценностями: «Каждый за себя», «Твои проблемы – сам их и решай» [3]. И эта ценность встала в острый конфликт с исторически присущей русскому народу общинностью, соборностью и коллективизмом: «Всем миром», «С миру по нитке – голому рубашка» [3].  Во-вторых, для западного человека эквивалентом счастья выступает высокий уровень благосостояния, личный достаток, а также комфорт и высокий уровень жизни [3]. И опять жесткое противоречие исконно русским приоритетам духовного над материальным. Одними из главных ценностей на Западе также считаются права человека, свобода личности, приоритет личности над обществом (и даже над семьей). Семья на данный момент уже не ценность для западного общества (количество детей и браков уменьшается ради повышения благосостояния), главное для них – это личность [4]. В российском же обществе, семья во все времена занимала одно из важнейших мест в жизни отдельного человека, общества и всего государства в целом. Труд у них также не входит в категорию ценностей, не является самоцелью, а лишь средством для получения благ [4], [см. прил.1].

Таким образом, всё это как нельзя лучше доказывает силу идеи, которая, овладев большей частью нашего общества, к 90-м годам привела к полному развалу государства, основанному на противоположных ценностях, а также то, как идея полностью трансформировала сознание российского общества. Разрушились ценности, которые являлись скрепами нашего народа, и как следствие разрушилось государство. Вскоре, однако, произошло массовое разочарование в ценностях, поскольку западная мечта к нам не пришла, да и государства как такового уже не осталось[6] . Ведь развал государства был следствием или можно даже сказать платой отчаянного стремления и достижения чуждых нам ценностей, о которой никто не задумывался [6]. «Что хотели, то и получили» [6]: права человека, свободу слова и свободное передвижение за пределы государства, красивые и броские импортные вещи, рынок доступных товаров – всё это было предоставлено в распоряжение нашему обществу, но цена за это была слишком высока.

В период 90-х годов, ставших переломным моментом для нашего государства, общество оказалось в двусмысленном положении: с одной стороны советская идея и система ценностей была уничтожена, с другой – западная идея и ценности оказались не действенны в нашем государстве, что уже многие начинали понимать по своему горькому опыту. В результате этого российское общество осталось без какой-либо общезначимой национальной идеи и даже без общепринятой системы ценностей. В условиях данной ситуации, уже начиная с XXI века – века информационных технологий, на наше общество стали оказывать в два раза более сильное давление, управляя общественными процессами при помощи различных информационных потоков. Только за последнее десятилетие степень воздействия на общество через средства массовой информации и манипуляционные практики выросли в разы. Для подготовки общества и направления его в нужную сторону при помощи ложных идей в XXI веке уже нет необходимости ждать как раньше, когда данное общество «созреет». Мнение народа, его ценности и традиции уже не являются препятствием. Другими словами осуществить трансформацию сознания общества в XXI веке стало гораздо проще.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в настоящее время наше государство находится в ситуации информационного, идейного противоборства, целью которого является ослабление восстановительных процессов нашей страны и подрыв ее жизнеспособности через контроль и манипулирование сознанием большей массы российского общества. Идёт незаметная, но планомеренная борьба за умы нашего народа. Несмотря на это, можно сказать, что пока ситуация в нашей стране стабилизировалась и то, в какую сторону будет двигаться российское общество дальше уже зависит от того появиться в России новая национальная идея или нет. Важно понять, что сегодня свободное распространение информации при желании позволяет увидеть нехитрые приёмы манипуляционного воздействия и противостоять им. В противовес мутному потоку лжи необходимо направлять информацию на раскрытие и развенчания ложных идей, на осознанность людей. И одновременно создавать в государстве новую национальную идею, опирающуюся на ценности исторически присущие русскому народу и соответствующую потребностям и интересам большей части нашего общества сегодня. Только так мы можем сохранить свою личную свободу, самостоятельность и независимость государства и общества.

Список литературы

  1.  Запад в российском общественном сознании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.km.ru/referats/5413EBA5C8414E74B8B52E8DC0E8F3CA# (дата обращения: 16.01.14)
  2.  Латвийцы о ценностях советской эпохи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rekastra.ru/preview/index.php?id=486 (дата обращения:15.01.14)
  3.  Новиков А. М. Национальная идея России (возможный подход) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0229/3_0229-2.shtml (дата обращения: 16.01.14)
  4.  Сравнительный анализ ценностей в системе Восток-Запад-Россия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bib.convdocs.org/v27664 (дата обращения:17.01.14)
  5.  Центр проблемного анализа и государственного управленческого проектирования. Ценности России: Реальность и мифы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://problemanalysis.ru/idea/idea_14.html (дата обращения:15.01.14)
  6.  Чего народу надо? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://domestic-lynx.livejournal.com/42040.html и http://domestic-lynx.livejournal.com/42396.html (дата обращения:21.01.14)


Приложение 1.

Таблица 1.

Ценности

Дореволюционные ценности

Сталинский период

Брежневский период

90-е годы

Западные ценности

Православие (религия, вера)

Коммунизм

Самодержавие (государство, царь как опора, хранитель традиций, веры, защитник)

Справедливый социалистический строй

Разнообразие идеологий взамен традиционных ценностей

Народность (общность людей, единое культурное, духовное пространство)

Общинность (отсутствие частной собственности -общая земля, соборность, равенство в общине)

Коллективизм, причастность к общему делу

Индивидуализм, частная собственность

Семья, семейные традиции

Семья как ячейка общества

Семья

Уменьшение детей в семье ради повышения благосостояния

Семья не ценность, уменьшение детей ради повышения благосотояния

Любовь к Отечеству

Стремление принести пользу Родине

Негативное отношение к Отечеству, стыд

Равенство всех, бесклассовое общество (соц. стабильность)

Демократия

Приоритет духовного над материальным

Отрицательное отношение к богатству и материальным ценностям

Материальное изобилие

Деньги, богатство

Благосостояние, материальные блага, личный достаток

Основные жизненные потребности

Удовлетворение базовых потребностей

Любовь к комфорту, удобный быт

Комфорт, высокий уровень жизни

Труд – деятельность, освящённая Богом

Труд, трудолюбие (как фактор достижения высокого соц. статуса, уважения общества и самовыражения)

Презрение к труду

Легкие деньги без труда, труд только ради денег, для полученияжизненных благ

Труд средство для получения жизненных благ (не самоцель и не ценность)

Приоритет общего над личным

Общественный интерес преобладал над личным

Равенство общественных и личных интересов

Преобладание личных интересов

Права человека, свобода личности, приоритет личности над обществом (над семьей)

Таблица 2.

Идея

Дореволюционный период

Революционный период

Сталинский период

Брежневский период

90-е годы

Западное общество

Православие, самодержавие, народность

Мир, равенство, отсутствие эксплуататоров, земля – крестьянам, заводы - рабочим

Справедливость, равенство, счастливая жизнь без нужды, сильное, богатое государство

Идея комфортной, спокойной жизни, мир на земле («лишь бы не было войны»), свобода передвижения

Личный материальный достаток, свобода личности

Личный материальный достаток, свобода, демократия


Приложение 2.

Рис.1. Конец 1992 года, опрос ВЦИОМ

Рис. 2. 1994 год, опрос ВЦИОМ

Рис.3. 1997 год, опрос ВЦИОМ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23434. Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси 19.7 KB
  Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларуси Первые люди неандертальцы на территории Беларуси появились примерно 10035 тыс. Светиловичи Ветковского районов которые датируются 2623 тыс.КАМЕННЫЙ ВЕК 100 тыс. 3 тыс.
23435. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в VI-IX веках 17.07 KB
  В раннем железном веке область расселения балтов на территории Беларуси составляла бассейны рек Немана Западной Двины Верхнего Поднепровья. происходит массовое расселение славян на территории Беларуси междуречье Припяти Днепра Западной Двины. Образуются союзы племен: кривичи место расселения верховье Днепра Западной Двины и Волги дреговичи бассейны Припяти и Двины радимичи юговосточная часть современной Беларуси восток Гомельской и Могилевской области.Место расселения восточнославянских племен на территории Беларуси это:...
23436. Полоцкое княжество в IX-XI вв. Княжеско-вечевой строй 17.26 KB
  Еще при жизни Всеслав распределил отдельные княжества Полоцкой земли между семью своими сыновьями которые начали междоусобную борьбу. в общественнополитической жизни Полоцкой земли происходят значительные изменения. на севере и западе Полоцкой земли появились немецкие рыцарикрестоносцы которые захватили полоцкие города Кукенойс и Герцике. Начинается период развития Полоцкой земли в союзе с Литвой в новом государстве ВКЛ.
23437. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ 6.3 MB
  Малиновский ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Владивосток 2004 УДК 581.1 Физиология растений. В учебном пособии кратко изложены основные разделы физиологии растений: физиология растительной клетки водный обмен минеральное питание фотосинтез брожение и дыхание гетеротрофное питание транспорт и выделение веществ рост и развитие движения растений механизмы защиты растений от факторов внешней среды в том числе и от патогенов. Особенности водного обмена у растений разных экологических групп .
23438. Способы построения, архитектура и обмен данными в цифровых сетях связи 1.2 MB
  Цифровые сети могут строиться на основе уже существующих проводных линий связи (медные, оптические), прокладываться специально выделенные линии, или строиться каналы беспроводной передачи данных. Архитектура сетей подразумевает различные технологии, протоколы...
23439. ФЕНОТИПИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 428 KB
  Его обсуждение с дарвинистских позиций началось как известно с гипотезы органического или совпадающего отбора Моргана Болдуина выдвинутой на рубеже нашего века; в 30 40х годах в нашей стране к нему вновь было привлечено большое внимание благодаря работам таких исследователей как В. Одно из них унаследованное генетической теорией еще от вейсмановского неодарвинизма полагает что модификации или ненаследственные изменения в качестве таковых не имеют эволюционного значения и могут только замедлять темпы отбора если попадают в его...
23440. Строение и химия клеточного ядра. Клеточная биология 1.68 MB
  Структура и химия хроматина ДНК хроматина Репликация эукариотических ДНК Основные белки хроматина гистоны Функциональные свойства гистонов Первый уровень компактизации ДНК. Структурная роль нуклеосом Нуклеосомы при репликации и транскрипции Второй уровень компактизации ДНК 30 нм фибрилла Негистоновые белки Петлевые домены ДНК третий уровень структурной организации хроматина ГЛАВА 6. Ядерный белковый матрикс Общий состав ядерного матрикса ДНК ядерного белкового матрикса ГЛАВА 7. Клетки увеличиваются в числе путем деления исходной клетки...
23441. Репликация генома 2.58 MB
  ДНКполимеразы 1. Биосинтез ДНК.2 Бактериальные ДНКполимеразы 1. ДНКполимераза I E.
23442. Биобезопасность 5.6 MB
  Мотивирующие факторы биотерроризма Возможные источники появления у террористов биологического оружия и пути предупреждения его распространения Последствия биотерроризма значимость психологического фактора Биотерроризм как составляющая часть угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний человека и животных общие и отличительные черты Потенциальные и реальные патогены для биотерроризма Общие черты и отличительные особенности биотерроризма и естественных вспышек инфекционных заболеваний. Защита человека и общества...