63847

Информационные миры: проблемы формирования и перспективы развития

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Одно из основных увеличение количества информации. Нескончаемый поток информации заставляет современного человека воспринимать ее на ином качественном уровне. В данной статье хотелось бы сконцентрироваться на том как изменятся восприятие социальной информации...

Русский

2014-06-24

22.48 KB

0 чел.

Петрова К.Ю.

г. Саратов

Информационные миры: проблемы формирования и перспективы развития

В последние десятилетия мир подвергся целому ряду серьезный изменений различного характера. Одно из основных – увеличение количества информации. Нескончаемый поток информации заставляет современного человека воспринимать ее на ином качественном уровне. В данной статье хотелось бы сконцентрироваться на том, как изменятся восприятие социальной информации и как вследствие этого трансформируется отношение индивидуума к социуму.

Восприятие социальной информации претерпело существенную трансформацию в связи с глобализацией. Если раньше человеку достаточно было знать социальные порядки своего микросоциума, знания о которых он получал непосредственно из опыта собственных отношений с людьми, то объемы глобального общества таковы, что для познания его социальной структуры требуется охват всей планеты в целом. Это служит причиной того, что источником социальной информации все чаще становятся СМИ.

Только СМИ имеют возможность охватывать все пространство глобального общества и ретранслировать информацию о нем. Именно поэтому роль СМИ возрастает вместе с усилением глобализации. Если в далеком прошлом рассказы о далеких странах, которые слишком сильно не соответствовали опыту люди не раздумывая называли выдумкой, то сегодня мы верим в некое событие, только потому что оно получило соответствующее освещение в СМИ, как это доказывал Бодрийяр [1].

Подобное положение дел породило существенную проблему. Со времен Бодрийяра сформировалась своего рода традиция обвинять СМИ в необъективности. Широкие массы, претендующие на то, чтобы быть сведущими в философии и социологии восприняли это слишком буквально, обвиняя СМИ в намеренном сокрытии правды и формировании ложной картины мира. Тем не менее, Бодрийяр, находясь в рамках  постмодернистской картины мира, имел ввиду нечто более глобальное и независимое от нас: объективное восприятие мира в принципе невозможно. 

Данная проблема порождена не тем, что СМИ намерено лгут, но тем, что они не просто являются ретронсляторами социальной информации, но выполняют функцию фильтрации информации. Именно они определяют, что из нескончаемого потока информации следует ретранслировать, а что нет, тем самым формируя у людей представление о том, что заслуживает внимания, а что нет.  То, что освещено в СМИ представляется реальным, несмотря на то, что человек не имеет к этому событию непосредственного отношения, то же, что в СМИ не освещено представляется либо малозначимым, либо вовсе – нереальным.

Безграничное доверие к газетам, радио и телевидению не раз ставилось под сомнение, но масштабных последствий это не имело. Но с появлением принципиально нового средства информирования – интернета, отношения к СМИ стало существенно трансформироваться.

Сегодня этот вопрос как никогда актуален, что связанно с массовым пользованием интернетом. Сегодня интернет становится ведущей отраслью СМИ, оттесняя постепенно все прочие СМИ, и прежде всего – телевидение. В кругах, претендующих на интеллектуальность, уже наметилась тенденция полного отказа от телевидения. Более того, уже сегодня в России интернет престал быть пространством только для молодых и наиболее продвинутых, его успешно освоили широкие массы населения, включая людей  старших возрастов.

Подобные изменения носят мировоззренческий характер. Маклюэн в свое время описывал как отразилось на мировоззрении переход от книгопечатной культуры к видеокоммуникационной [3].

Сегодня мы наблюдаем новый переход - переход к сетевому обществу. Некоторые рассматривают происходящие мировоззренческие изменения как некое возвращение к книжной культуре, только на более высоком техническом уровне. Это нет так.  Интернет синтезирует в себе элементы книги, газеты, радио и телевидения, представляя собой принципиально новый источник информации.

Ключевая особенность сетевого общества в том, что каждый человек получил техническую возможность окружить себя только той информацией, которая представляется  актуальной ему самому. Теперь уже человек сам создает особый информационный мир с учетом собственных предпочтений. Безусловно, данное явление позитивно хотя бы потому, что человеку самому предоставляется возможность выбрать важное.

Однако, у подобной свободы есть не только плюсы. Наибольшие последствия могут проявиться в двух формах: пребывание в замкнутом информационном мире и информационная дезориентация.

Что касается первого сценария развития, мы можем наблюдать его сегодня у представителей интеллектуальной элиты, людей творческих профессий, а также части молодежи, принадлежащей к субкультурам. Характерной чертой является желание окружить себя конкретной информацией, связанной с определенной темой. Подобное желание может быть частью целенаправленного метода, например, если речь идет об ученом, узко специализирующемся в какой-либо сфере, а может проистекать из эмоциональной тяги к какому-либо предмету или идее.

Последствием такого избирательного отношения к информации может стать искажение социальной картины мира путем гипертрофирования сферы интереса и недооценки прочих социальных сфер.

Современный мир предоставляет представителям многих профессий возможность работать удаленно посредством интернета, т.е. фактически отпадает необходимость контактировать с людьми из внешнего мира непосредственно. Это является закономерным этапом развития информационного общества, и в будущем данная тенденция будет только усиливаться [2].

Вопреки ожиданиям того, что человек, работающий дома будет искать общения с людьми в других сферах, происходит прямо противоположный процесс – человек еще более замыкается в своем собственном мире. Интроверсия нередко достигает таких масштабов, что принимает формы социофобии, когда человек даже заказывая продукты с доставкой на дом, чтобы исключить лишние социальные контакты, испытывает дискомфорт от общения с курьером, потому что даже такой минимальный акт коммуникации представляет для него существенную сложность.

В более мягких формах эта тенденция проявляется как нежелание общаться на какие-либо конкретные (и как правило – социально значимые) темы. Так, некоторые, декларируя свою принципиальную аполитичность упорно избегают даже любых упоминаний о политике. Это является следствием того, что отгородив себя от определенного рода информации, человек избегает «попадания на чужую территорию».

Вследствие этого, степень субъективности при ценностной оценке знания только усиливается. Теперь уже гораздо больше, чем в случае с необъективными СМИ человек теряет связь с реальным положением дел. Более того, само понятие реальности оказывается размытым. Из той информации, которая является для человека предпочтительной, он формирует собственную квазиреальность, в которой ему комфортно жить.

Дальнейшее развитие общества по такому сценарию в принципе возможно при должном развитии телекоммуникационных технологий, но в социальном смысле это означает конец привычному для нас социуму. Социальные отношения в таком случае исчерпаю себя в материальном пространстве и полностью будут перенесены в пространство виртуальное.

Итак, если первый сценарий развития более вероятен для своего рода «творческого меньшинства», то для широких слоев населения более вероятным представляется другой вариант – информационная дезориентация.

Сегодня в контексте ценностного подхода к информации наряду со свободой выбора можно заметить и потерю ориентиров. Культивирующаяся с Нового времени идея того, что знание полезно само по себе уже неприменимо к современному миру, где к информации необходимо подходить с точки зрения ее полезности.

Сталкиваясь с проблемой самостоятельной оценки полезности информации, человек склонен полагаться на мнение большинства. Принцип «интересуйся тем, что интересует всех» есть ни что иное как конформизм, но продиктован он может быть двумя причинами. Первый случай – когда происходит реальное принятие ценностей большинства. Так, дезориентированному человеку действительно наиболее значимым кажется то, что значимо для большинства.

Безусловно, такая тенденция открывает простор для деятельности рекламщиков всякого рода информационных продуктов. Очевидно, что рынок информационных продуктов как наиболее динамично развивающийся будет стараться формировать у потребителей ценностное отношение к информационному продукту с целью повышения спроса.

Другая ситуация – влияние моды. Мода на информацию определенного типа существует уже сейчас и очевидно будет только увеличиваться. Общество поощряет подобного рода конформизм, создавая образ продвинутого человека, потребляющего определенный род информации.

Но какая бы причина не побудила человека интегрироваться в информационный мир большинства, в отличии от личного информационного мира, социально одобряемый мир всегда будет оставаться ориентирован не на конкретную личность, а на некий среднестатистический образец.

Здесь следует обратиться к такой характеристике как доступность информации. Особенность информации в отличии от большинства других продуктов заключается в том, что для ее употребления необходимо иметь определенный уровень интеллекта и образования. Тривиальный пример: человек, который не умеет читать, скорее всего, не будет покупать книги. Следовательно, создавая информационный продукт массового потребления, следует определять минимальный уровень образованности, требуемый для возможности его потребления.  И определяя такой уровень, изготовитель ориентируется даже не на средний, а на минимальный уровень целевой аудитории. Формируется обратно пропорциональная зависимость: чем шире целевая аудитория, тем ниже должен быть уровень продукции.

Обращаясь к вопросу восприятия социальной реальности, в данном случае также можно констатировать ее искажение, причем по тому же принципу. Если в первом случае имел место уход в собственную информационную реальность, то в данном случае имеет место уход в коллективную информационную реальность. Отношения социального в данном случае вряд ли будут виртуализированы полностью, но не виртуальные  социальные отношения будут сведены к возможному минимуму.

Формирование информационных миров – активный процесс, происходящий у нас на глазах. У человечества два пути: полный уход каждого индивида в лучший из выдуманных миров или же тотальный массовый конформизм. Вполне возможно также, что формирование информационного пространства будущего будет осуществляться симбиозом двух этих путей развития.

Список литературы

  1.  Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция -  Тула.: Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.
  2.  Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура – М.: ГУ-ВШЭ. 2001. С. 307 – 347.
  3.  Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего – М.: Академический проект, 2005. — С. 496.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49159. Разработка эскизного проекта локальной вычислительной сети 1.02 MB
  Цель проекта: Разработка эскизного проекта локальной вычислительной сети ЛВС. Планирование построения сети Выбор топологии сети
49160. Программа на языке программирования Паскаль 331.5 KB
  Проверить решение промежуточных задач средствами математических пакетов. Построить блок-схемы задачи и вспомогательных частей алгоритма. Оценить погрешность выполненных расчетов
49162. Применение нейросети для определения видовой принадлежности деревьев 364.5 KB
  Обучение нейросети. Применение нейросети для определения видовой принадлежности деревьев. Предметом исследования является применение нейросети для определения видовой принадлежности деревьев. В ней описываются все параметры используемые для обучения сети создается обучающая выборка и представлены результаты работы.
49163. Расчет защиты для линии электропередач 500 кВ 1.37 MB
  Расчет удельных параметров прямой последовательности Расчет параметров генератора: Расчет параметров линии: Удельное активное сопротивление прямой последовательности R1уд Ом км рассчитываем по формуле 2. Удельное индуктивное сопротивление прямой последовательности X1уд Ом км рассчитаем по формуле 2.2 Расчет удельных параметров нулевой последовательности линии Удельное активное сопротивление нулевой последовательности без учета троса Ом км рекомендуется рассчитывать по формуле 2.4 Удельное индуктивное сопротивление...
49164. Скоринговые системы в оценке кредитоспособности физического лица 1.04 MB
  Цель исследования обусловила постановку и решение следующих конкретных задач: рассмотреть сущность скоринговых систем; методологии построения скоринговых систем; рассмотреть сущность нейронных сетей; показать сходства биологической и искусственной нейронной сети; рассмотреть специфику искусственной нейронной сети; показать сущность персептрона; применить персептрон для оценки кредитоспособности заемщика; определить входные и выходные параметры сети; обучить персептрон; интерпретировать результаты работы персептрона.5...
49165. Проект печатной платы для устройства “Широкополосный антенный усилитель” 280.5 KB
  А ведь в большинстве случает можно обойтись штатной автомобильной антенной и правильно выбранным антенным усилителем Критерий выбора антенного усилителя – максимальное качество приема сигналов всех возможных радиостанций в данной местности. При выборе антенного усилителя необходимо учитывать следующее: полоса пропускания усилителя должна полностью перекрывать весь радиовещательный диапазон 015. при меньшем усилении незначителен выигрыш в качестве приема удаленных или маломощных радиостанций а при большем – возможна перегрузка самого...
49166. Философия. Исторические этапы развития философии 672 KB
  Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
49167. Характеристики цифровой системы передачи непрерывных сообщений и их расчет 1.31 MB
  Описание процесса преобразвания сигнала от источника сообщения до получателя. Рассмотрим процесс преобразования сигнала от источника до получателя. Непрерывный сигнал t предаётся в формирователь первичного сигнала для преобразования в первичный электрический сигнал bt. Количество уровней квантования L определяется исходя из ошибки квантования пикфактора сигнала и отношения сигнал шум.