63847

Информационные миры: проблемы формирования и перспективы развития

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Одно из основных увеличение количества информации. Нескончаемый поток информации заставляет современного человека воспринимать ее на ином качественном уровне. В данной статье хотелось бы сконцентрироваться на том как изменятся восприятие социальной информации...

Русский

2014-06-24

22.48 KB

0 чел.

Петрова К.Ю.

г. Саратов

Информационные миры: проблемы формирования и перспективы развития

В последние десятилетия мир подвергся целому ряду серьезный изменений различного характера. Одно из основных – увеличение количества информации. Нескончаемый поток информации заставляет современного человека воспринимать ее на ином качественном уровне. В данной статье хотелось бы сконцентрироваться на том, как изменятся восприятие социальной информации и как вследствие этого трансформируется отношение индивидуума к социуму.

Восприятие социальной информации претерпело существенную трансформацию в связи с глобализацией. Если раньше человеку достаточно было знать социальные порядки своего микросоциума, знания о которых он получал непосредственно из опыта собственных отношений с людьми, то объемы глобального общества таковы, что для познания его социальной структуры требуется охват всей планеты в целом. Это служит причиной того, что источником социальной информации все чаще становятся СМИ.

Только СМИ имеют возможность охватывать все пространство глобального общества и ретранслировать информацию о нем. Именно поэтому роль СМИ возрастает вместе с усилением глобализации. Если в далеком прошлом рассказы о далеких странах, которые слишком сильно не соответствовали опыту люди не раздумывая называли выдумкой, то сегодня мы верим в некое событие, только потому что оно получило соответствующее освещение в СМИ, как это доказывал Бодрийяр [1].

Подобное положение дел породило существенную проблему. Со времен Бодрийяра сформировалась своего рода традиция обвинять СМИ в необъективности. Широкие массы, претендующие на то, чтобы быть сведущими в философии и социологии восприняли это слишком буквально, обвиняя СМИ в намеренном сокрытии правды и формировании ложной картины мира. Тем не менее, Бодрийяр, находясь в рамках  постмодернистской картины мира, имел ввиду нечто более глобальное и независимое от нас: объективное восприятие мира в принципе невозможно. 

Данная проблема порождена не тем, что СМИ намерено лгут, но тем, что они не просто являются ретронсляторами социальной информации, но выполняют функцию фильтрации информации. Именно они определяют, что из нескончаемого потока информации следует ретранслировать, а что нет, тем самым формируя у людей представление о том, что заслуживает внимания, а что нет.  То, что освещено в СМИ представляется реальным, несмотря на то, что человек не имеет к этому событию непосредственного отношения, то же, что в СМИ не освещено представляется либо малозначимым, либо вовсе – нереальным.

Безграничное доверие к газетам, радио и телевидению не раз ставилось под сомнение, но масштабных последствий это не имело. Но с появлением принципиально нового средства информирования – интернета, отношения к СМИ стало существенно трансформироваться.

Сегодня этот вопрос как никогда актуален, что связанно с массовым пользованием интернетом. Сегодня интернет становится ведущей отраслью СМИ, оттесняя постепенно все прочие СМИ, и прежде всего – телевидение. В кругах, претендующих на интеллектуальность, уже наметилась тенденция полного отказа от телевидения. Более того, уже сегодня в России интернет престал быть пространством только для молодых и наиболее продвинутых, его успешно освоили широкие массы населения, включая людей  старших возрастов.

Подобные изменения носят мировоззренческий характер. Маклюэн в свое время описывал как отразилось на мировоззрении переход от книгопечатной культуры к видеокоммуникационной [3].

Сегодня мы наблюдаем новый переход - переход к сетевому обществу. Некоторые рассматривают происходящие мировоззренческие изменения как некое возвращение к книжной культуре, только на более высоком техническом уровне. Это нет так.  Интернет синтезирует в себе элементы книги, газеты, радио и телевидения, представляя собой принципиально новый источник информации.

Ключевая особенность сетевого общества в том, что каждый человек получил техническую возможность окружить себя только той информацией, которая представляется  актуальной ему самому. Теперь уже человек сам создает особый информационный мир с учетом собственных предпочтений. Безусловно, данное явление позитивно хотя бы потому, что человеку самому предоставляется возможность выбрать важное.

Однако, у подобной свободы есть не только плюсы. Наибольшие последствия могут проявиться в двух формах: пребывание в замкнутом информационном мире и информационная дезориентация.

Что касается первого сценария развития, мы можем наблюдать его сегодня у представителей интеллектуальной элиты, людей творческих профессий, а также части молодежи, принадлежащей к субкультурам. Характерной чертой является желание окружить себя конкретной информацией, связанной с определенной темой. Подобное желание может быть частью целенаправленного метода, например, если речь идет об ученом, узко специализирующемся в какой-либо сфере, а может проистекать из эмоциональной тяги к какому-либо предмету или идее.

Последствием такого избирательного отношения к информации может стать искажение социальной картины мира путем гипертрофирования сферы интереса и недооценки прочих социальных сфер.

Современный мир предоставляет представителям многих профессий возможность работать удаленно посредством интернета, т.е. фактически отпадает необходимость контактировать с людьми из внешнего мира непосредственно. Это является закономерным этапом развития информационного общества, и в будущем данная тенденция будет только усиливаться [2].

Вопреки ожиданиям того, что человек, работающий дома будет искать общения с людьми в других сферах, происходит прямо противоположный процесс – человек еще более замыкается в своем собственном мире. Интроверсия нередко достигает таких масштабов, что принимает формы социофобии, когда человек даже заказывая продукты с доставкой на дом, чтобы исключить лишние социальные контакты, испытывает дискомфорт от общения с курьером, потому что даже такой минимальный акт коммуникации представляет для него существенную сложность.

В более мягких формах эта тенденция проявляется как нежелание общаться на какие-либо конкретные (и как правило – социально значимые) темы. Так, некоторые, декларируя свою принципиальную аполитичность упорно избегают даже любых упоминаний о политике. Это является следствием того, что отгородив себя от определенного рода информации, человек избегает «попадания на чужую территорию».

Вследствие этого, степень субъективности при ценностной оценке знания только усиливается. Теперь уже гораздо больше, чем в случае с необъективными СМИ человек теряет связь с реальным положением дел. Более того, само понятие реальности оказывается размытым. Из той информации, которая является для человека предпочтительной, он формирует собственную квазиреальность, в которой ему комфортно жить.

Дальнейшее развитие общества по такому сценарию в принципе возможно при должном развитии телекоммуникационных технологий, но в социальном смысле это означает конец привычному для нас социуму. Социальные отношения в таком случае исчерпаю себя в материальном пространстве и полностью будут перенесены в пространство виртуальное.

Итак, если первый сценарий развития более вероятен для своего рода «творческого меньшинства», то для широких слоев населения более вероятным представляется другой вариант – информационная дезориентация.

Сегодня в контексте ценностного подхода к информации наряду со свободой выбора можно заметить и потерю ориентиров. Культивирующаяся с Нового времени идея того, что знание полезно само по себе уже неприменимо к современному миру, где к информации необходимо подходить с точки зрения ее полезности.

Сталкиваясь с проблемой самостоятельной оценки полезности информации, человек склонен полагаться на мнение большинства. Принцип «интересуйся тем, что интересует всех» есть ни что иное как конформизм, но продиктован он может быть двумя причинами. Первый случай – когда происходит реальное принятие ценностей большинства. Так, дезориентированному человеку действительно наиболее значимым кажется то, что значимо для большинства.

Безусловно, такая тенденция открывает простор для деятельности рекламщиков всякого рода информационных продуктов. Очевидно, что рынок информационных продуктов как наиболее динамично развивающийся будет стараться формировать у потребителей ценностное отношение к информационному продукту с целью повышения спроса.

Другая ситуация – влияние моды. Мода на информацию определенного типа существует уже сейчас и очевидно будет только увеличиваться. Общество поощряет подобного рода конформизм, создавая образ продвинутого человека, потребляющего определенный род информации.

Но какая бы причина не побудила человека интегрироваться в информационный мир большинства, в отличии от личного информационного мира, социально одобряемый мир всегда будет оставаться ориентирован не на конкретную личность, а на некий среднестатистический образец.

Здесь следует обратиться к такой характеристике как доступность информации. Особенность информации в отличии от большинства других продуктов заключается в том, что для ее употребления необходимо иметь определенный уровень интеллекта и образования. Тривиальный пример: человек, который не умеет читать, скорее всего, не будет покупать книги. Следовательно, создавая информационный продукт массового потребления, следует определять минимальный уровень образованности, требуемый для возможности его потребления.  И определяя такой уровень, изготовитель ориентируется даже не на средний, а на минимальный уровень целевой аудитории. Формируется обратно пропорциональная зависимость: чем шире целевая аудитория, тем ниже должен быть уровень продукции.

Обращаясь к вопросу восприятия социальной реальности, в данном случае также можно констатировать ее искажение, причем по тому же принципу. Если в первом случае имел место уход в собственную информационную реальность, то в данном случае имеет место уход в коллективную информационную реальность. Отношения социального в данном случае вряд ли будут виртуализированы полностью, но не виртуальные  социальные отношения будут сведены к возможному минимуму.

Формирование информационных миров – активный процесс, происходящий у нас на глазах. У человечества два пути: полный уход каждого индивида в лучший из выдуманных миров или же тотальный массовый конформизм. Вполне возможно также, что формирование информационного пространства будущего будет осуществляться симбиозом двух этих путей развития.

Список литературы

  1.  Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция -  Тула.: Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.
  2.  Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура – М.: ГУ-ВШЭ. 2001. С. 307 – 347.
  3.  Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего – М.: Академический проект, 2005. — С. 496.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32441. ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ 83 KB
  ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ. Закон больших чисел позволяет установить новую точку зрения на вероятность случайных событий и математическое ожидание случайной величины. Cуть закона больших чисел состоит в том что конкретные особенности каждого отдельного случайного явления почти не сказываются на среднем результате множества таких явлений случайные отклонения от среднего неизбежные в каждом отдельном случае в массе таких случаев почти всегда взаимно погашаются и выравниваются. Для доказательства закона больших чисел нам потребуется Лемма...
32442. CЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ 48.5 KB
  В случае с монетой это число P = 1 2. Естественно было бы это число Р и принять за вероятность некоторого исхода. Но проблема заключается в том что на практике мы имеем дело не со всей последовательностью частот а только с конечным числом ее членов и следовательно не можем судить о ее пределе. В этом случае вероятность события определяется формулой: P = N N где N число элементарных событий которые приводят к наступлению события .
32443. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕРОЯТНОСТИ 186 KB
  Cогласно классическому определению в опытах с конечным числом равновозможных исходов вероятность события А это доля исходов которые приводят к наступлению события А в общем количестве исходов. Определять вероятность как долю благоприятных исходов можно и в опытах с бесконечным числом исходов. Какова вероятность что пассажир пришедший на платформу отправится с нее не позже чем через 15 минуты Пространство элементарных исходов состоит из бесконечного множества точек отрезка [АВ] см. Пространство элементарных исходов...
32444. УСЛОВНЫЕ ВЕРОЯТНОСТИ 81 KB
  Если в одном эксперименте могут произойти события А и В то возникает вопрос как влияет возможность наступления события А на наступление события В. Если вероятность события А можно рассматривать как долю элементарных исходов приводящих к наступлению события А среди всех элементарных исходов пространства то условную вероятность события А при условии что событие В произошло можно рассматривать как долю исходов приводящих к событию А во множестве элементарных исходов образующих событие В. Условная...
32445. ДИСКРЕТНЫЕ СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ 115 KB
  СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ДИСКРЕТНЫЕ СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. Cлучайные величины будем обозначать большими латинскими буквами а значения которые они принимают соответствующими малыми. Различают дискретные непрерывные случайные величины и случайные величины с сингулярным распределением.
32446. ПРОИЗВОДЯЩАЯ ФУНКЦИЯ 97 KB
  В каждом из них событие А может наступить с положительной вероятностью p. Вероятность что Х примет значение k т. в n испытаниях k раз наступит успех Действительно вероятность наступления k успехов в k фиксированных испытаниях и n k неудач в остальных n k испытаниях равна Распределить k успехов среди n испытаний можно способами. Какова вероятность что герб выпадет 4 раза При каждом подбрасывании успех выпадение герба n = 10 k = 4 р = 1 2.
32448. Молекулярно–кинетическая теория. Гипотеза о равнораспределении энергии по степеням свободы. Распределение Максвелла 730 KB
  Тема: Молекулярнокинетическая теория. Рассмотрим модель идеального газа в которой: 1 молекулы газа не взаимодействуют друг с другом; 2 в равновесном состоянии движение молекул хаотично т. они движутся в направлениях Х У и Z и при этом если в единице объема имеется n молекул то в каждом из этих направлений движется по n 3 молекул или n 6 в одну сторону. Пусть газ находится в цилиндре площадью S и длиной где средняя скорость движения молекул.
32449. Распределение Больцмана. Барометрическая формула. Второе начало термодинамики. Энтропия. Теорема Нернста. Основное уравнение термодинамики 322.5 KB
  Для характеристики состояния системы при тепловых процессах Клаузиус ввел понятие энтропии S. Следует отметить что приращение энтропии не зависит от процесса а определяется только начальным конечным состояниями системы т. Свойства энтропии: энтропия функция состояния. В реальных процессах тепло переходит от более к менее нагретым телам поэтому изменение энтропии каждого тела равно: где .