63847

Информационные миры: проблемы формирования и перспективы развития

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Одно из основных увеличение количества информации. Нескончаемый поток информации заставляет современного человека воспринимать ее на ином качественном уровне. В данной статье хотелось бы сконцентрироваться на том как изменятся восприятие социальной информации...

Русский

2014-06-24

22.48 KB

0 чел.

Петрова К.Ю.

г. Саратов

Информационные миры: проблемы формирования и перспективы развития

В последние десятилетия мир подвергся целому ряду серьезный изменений различного характера. Одно из основных – увеличение количества информации. Нескончаемый поток информации заставляет современного человека воспринимать ее на ином качественном уровне. В данной статье хотелось бы сконцентрироваться на том, как изменятся восприятие социальной информации и как вследствие этого трансформируется отношение индивидуума к социуму.

Восприятие социальной информации претерпело существенную трансформацию в связи с глобализацией. Если раньше человеку достаточно было знать социальные порядки своего микросоциума, знания о которых он получал непосредственно из опыта собственных отношений с людьми, то объемы глобального общества таковы, что для познания его социальной структуры требуется охват всей планеты в целом. Это служит причиной того, что источником социальной информации все чаще становятся СМИ.

Только СМИ имеют возможность охватывать все пространство глобального общества и ретранслировать информацию о нем. Именно поэтому роль СМИ возрастает вместе с усилением глобализации. Если в далеком прошлом рассказы о далеких странах, которые слишком сильно не соответствовали опыту люди не раздумывая называли выдумкой, то сегодня мы верим в некое событие, только потому что оно получило соответствующее освещение в СМИ, как это доказывал Бодрийяр [1].

Подобное положение дел породило существенную проблему. Со времен Бодрийяра сформировалась своего рода традиция обвинять СМИ в необъективности. Широкие массы, претендующие на то, чтобы быть сведущими в философии и социологии восприняли это слишком буквально, обвиняя СМИ в намеренном сокрытии правды и формировании ложной картины мира. Тем не менее, Бодрийяр, находясь в рамках  постмодернистской картины мира, имел ввиду нечто более глобальное и независимое от нас: объективное восприятие мира в принципе невозможно. 

Данная проблема порождена не тем, что СМИ намерено лгут, но тем, что они не просто являются ретронсляторами социальной информации, но выполняют функцию фильтрации информации. Именно они определяют, что из нескончаемого потока информации следует ретранслировать, а что нет, тем самым формируя у людей представление о том, что заслуживает внимания, а что нет.  То, что освещено в СМИ представляется реальным, несмотря на то, что человек не имеет к этому событию непосредственного отношения, то же, что в СМИ не освещено представляется либо малозначимым, либо вовсе – нереальным.

Безграничное доверие к газетам, радио и телевидению не раз ставилось под сомнение, но масштабных последствий это не имело. Но с появлением принципиально нового средства информирования – интернета, отношения к СМИ стало существенно трансформироваться.

Сегодня этот вопрос как никогда актуален, что связанно с массовым пользованием интернетом. Сегодня интернет становится ведущей отраслью СМИ, оттесняя постепенно все прочие СМИ, и прежде всего – телевидение. В кругах, претендующих на интеллектуальность, уже наметилась тенденция полного отказа от телевидения. Более того, уже сегодня в России интернет престал быть пространством только для молодых и наиболее продвинутых, его успешно освоили широкие массы населения, включая людей  старших возрастов.

Подобные изменения носят мировоззренческий характер. Маклюэн в свое время описывал как отразилось на мировоззрении переход от книгопечатной культуры к видеокоммуникационной [3].

Сегодня мы наблюдаем новый переход - переход к сетевому обществу. Некоторые рассматривают происходящие мировоззренческие изменения как некое возвращение к книжной культуре, только на более высоком техническом уровне. Это нет так.  Интернет синтезирует в себе элементы книги, газеты, радио и телевидения, представляя собой принципиально новый источник информации.

Ключевая особенность сетевого общества в том, что каждый человек получил техническую возможность окружить себя только той информацией, которая представляется  актуальной ему самому. Теперь уже человек сам создает особый информационный мир с учетом собственных предпочтений. Безусловно, данное явление позитивно хотя бы потому, что человеку самому предоставляется возможность выбрать важное.

Однако, у подобной свободы есть не только плюсы. Наибольшие последствия могут проявиться в двух формах: пребывание в замкнутом информационном мире и информационная дезориентация.

Что касается первого сценария развития, мы можем наблюдать его сегодня у представителей интеллектуальной элиты, людей творческих профессий, а также части молодежи, принадлежащей к субкультурам. Характерной чертой является желание окружить себя конкретной информацией, связанной с определенной темой. Подобное желание может быть частью целенаправленного метода, например, если речь идет об ученом, узко специализирующемся в какой-либо сфере, а может проистекать из эмоциональной тяги к какому-либо предмету или идее.

Последствием такого избирательного отношения к информации может стать искажение социальной картины мира путем гипертрофирования сферы интереса и недооценки прочих социальных сфер.

Современный мир предоставляет представителям многих профессий возможность работать удаленно посредством интернета, т.е. фактически отпадает необходимость контактировать с людьми из внешнего мира непосредственно. Это является закономерным этапом развития информационного общества, и в будущем данная тенденция будет только усиливаться [2].

Вопреки ожиданиям того, что человек, работающий дома будет искать общения с людьми в других сферах, происходит прямо противоположный процесс – человек еще более замыкается в своем собственном мире. Интроверсия нередко достигает таких масштабов, что принимает формы социофобии, когда человек даже заказывая продукты с доставкой на дом, чтобы исключить лишние социальные контакты, испытывает дискомфорт от общения с курьером, потому что даже такой минимальный акт коммуникации представляет для него существенную сложность.

В более мягких формах эта тенденция проявляется как нежелание общаться на какие-либо конкретные (и как правило – социально значимые) темы. Так, некоторые, декларируя свою принципиальную аполитичность упорно избегают даже любых упоминаний о политике. Это является следствием того, что отгородив себя от определенного рода информации, человек избегает «попадания на чужую территорию».

Вследствие этого, степень субъективности при ценностной оценке знания только усиливается. Теперь уже гораздо больше, чем в случае с необъективными СМИ человек теряет связь с реальным положением дел. Более того, само понятие реальности оказывается размытым. Из той информации, которая является для человека предпочтительной, он формирует собственную квазиреальность, в которой ему комфортно жить.

Дальнейшее развитие общества по такому сценарию в принципе возможно при должном развитии телекоммуникационных технологий, но в социальном смысле это означает конец привычному для нас социуму. Социальные отношения в таком случае исчерпаю себя в материальном пространстве и полностью будут перенесены в пространство виртуальное.

Итак, если первый сценарий развития более вероятен для своего рода «творческого меньшинства», то для широких слоев населения более вероятным представляется другой вариант – информационная дезориентация.

Сегодня в контексте ценностного подхода к информации наряду со свободой выбора можно заметить и потерю ориентиров. Культивирующаяся с Нового времени идея того, что знание полезно само по себе уже неприменимо к современному миру, где к информации необходимо подходить с точки зрения ее полезности.

Сталкиваясь с проблемой самостоятельной оценки полезности информации, человек склонен полагаться на мнение большинства. Принцип «интересуйся тем, что интересует всех» есть ни что иное как конформизм, но продиктован он может быть двумя причинами. Первый случай – когда происходит реальное принятие ценностей большинства. Так, дезориентированному человеку действительно наиболее значимым кажется то, что значимо для большинства.

Безусловно, такая тенденция открывает простор для деятельности рекламщиков всякого рода информационных продуктов. Очевидно, что рынок информационных продуктов как наиболее динамично развивающийся будет стараться формировать у потребителей ценностное отношение к информационному продукту с целью повышения спроса.

Другая ситуация – влияние моды. Мода на информацию определенного типа существует уже сейчас и очевидно будет только увеличиваться. Общество поощряет подобного рода конформизм, создавая образ продвинутого человека, потребляющего определенный род информации.

Но какая бы причина не побудила человека интегрироваться в информационный мир большинства, в отличии от личного информационного мира, социально одобряемый мир всегда будет оставаться ориентирован не на конкретную личность, а на некий среднестатистический образец.

Здесь следует обратиться к такой характеристике как доступность информации. Особенность информации в отличии от большинства других продуктов заключается в том, что для ее употребления необходимо иметь определенный уровень интеллекта и образования. Тривиальный пример: человек, который не умеет читать, скорее всего, не будет покупать книги. Следовательно, создавая информационный продукт массового потребления, следует определять минимальный уровень образованности, требуемый для возможности его потребления.  И определяя такой уровень, изготовитель ориентируется даже не на средний, а на минимальный уровень целевой аудитории. Формируется обратно пропорциональная зависимость: чем шире целевая аудитория, тем ниже должен быть уровень продукции.

Обращаясь к вопросу восприятия социальной реальности, в данном случае также можно констатировать ее искажение, причем по тому же принципу. Если в первом случае имел место уход в собственную информационную реальность, то в данном случае имеет место уход в коллективную информационную реальность. Отношения социального в данном случае вряд ли будут виртуализированы полностью, но не виртуальные  социальные отношения будут сведены к возможному минимуму.

Формирование информационных миров – активный процесс, происходящий у нас на глазах. У человечества два пути: полный уход каждого индивида в лучший из выдуманных миров или же тотальный массовый конформизм. Вполне возможно также, что формирование информационного пространства будущего будет осуществляться симбиозом двух этих путей развития.

Список литературы

  1.  Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция -  Тула.: Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.
  2.  Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура – М.: ГУ-ВШЭ. 2001. С. 307 – 347.
  3.  Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего – М.: Академический проект, 2005. — С. 496.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84498. Сенсорні, асоціативні і моторні зони кори головного мозку, їх функції 44.36 KB
  Сенсорні асоціативні моторні зони кори формують нову кору – неокортекс. Сенсорні зони кори відповідають представництву окремих сенсорних систем аналізаторів у різних ділянках кори. Так кіркове представництво зорового аналізатора локалізується у потиличній зоні кори шпорна закрутка слухового – у висковій зоні соматосенсорного – у постцентральній закрутці.
84499. Загальна характеристика системи крові. Склад і функції крові. Поняття про гомеостаз 56.9 KB
  Склад і функції крові. СИСТЕМА КРОВІ ВИКОНАВЧІ ОРГАНИ ТКАНИНИ МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЯЦІЇ Кров циркулююча Нервові Гуморальні Кров депонована Органи кровотворення 1. Забезпечення оптимальної кількості складових частин крові як одиниць транспорту в одиниці об’єму крові.
84500. Електроліти плазми крові. Осмотичний тиск крові і його регуляція 44.63 KB
  Осмотичний тиск Росм. Загальний осмотичний тиск плазми крові пов’язаний в основному з розчиненими в ній йонами 80 Росм. Певну роль в утворені Росм. Осмотичний тиск є силою що змушує розчинник рухатись через напівпроникну мембрану з розчину де концентрація осмотично активних речовин Росм.
84501. Білки плазми крові, їх функціональне значення ШОЕ 43.84 KB
  Вміст білків в плазмі крові складає близько 70г л. Більша частина білків плазми крові представлена низькомолекулярними альбумінами близько 40г л менша – високомолекулярними глобулінами близько 30г л. Джерелом білків плазми крові є перш за все печінка.
84502. Онкотичний тиск плазми крові і його значення 43.64 KB
  Напівпроникною мембраною для онкотичного тиску є стінка капілярів – вона вільно пропускає розчинник вода але не пропускає білки що створюють онкотичний тиск Білки є осмотично активними речовинами – вони гідрофільні та утримують при собі достатньо велику кількість води. Оскільки стінка капілярів не пропускає білки в міжклітинну рідину то це сприятиме затримці води в капілярах. Впливає на обмін води між кров’ю та інтерстеціальною рідиною. На обмін води між кров’ю та тканинами за механізмом фільтраціїрезорбції впливають: Ронк.
84503. Кислотно-основний стан крові роль буферних систем крові та його забезпечення 50.37 KB
  К Механізми підтримки сталості рН в організмі: ислотноосновний стан КОС крові залежить від співвідношення концентрацій іонів Н та ОНˉ у плазмі крові. Його нормальна величина – 74 в артеріальній крові та 736 у венозній. Величина рН крові відображає величину рН інтерстиційної рідини та рідини в клітинах.
84504. ЕРИТРОН 44.13 KB
  Механізми регуляції Виконавчі органи Гуморальні Еритроцити що циркулюють в крові Нервові Депоновані еритроцити Забезпечення оптимальної кількості еритроцитів в ОЦК як засобу транспорту Органи кровотворення червоний кістковий мозкта руйнування макрофагальна система Механізми регуляції кількості еритроцитів в крові: 1. Нервові механізми регуляції – забезпечують швидку зміну кількості еритроцитів в одиниці об’єму крові за рахунок їх перерозподілу між депо та активною циркуляцією. Головним механізмом є активація симпатичного відділу...
84505. Види гемоглобіну та його сполук, їх фізіологічна роль 45.61 KB
  Особливості будови глобіну впливають на спорідненість Hb до кисню. HbF має більшу спорідненість до кисню ніж Hb кров плоду зв’язує кисень сильніше ніж кров матері в плаценті кров плода відбирає кисень у крові матері і перетягує його собі. Сполуки гемоглобіну: ВідновленийHb – не містить кисню; 2. В залежності від умов рівновага зміщується або в бік утворення оксигемоглобіну в крові легень яка має високу напругу кисню або в бік дисоціації оксигемоглобіну в крові тканин де напруга кисню низька.
84506. Лейкоцити, їх функції. Регуляція лейкопоезу. Фізіологічні лейкоцитози 51.34 KB
  При оцінці змін кількості лейкоцитів в клініці вирішального значення має показник зміни співвідношень між окремими групами та формами лейкоцитів в меншій мірі – їх кількості. Відсоткове співвідношення окремих форм лейкоцитів називають лейкоцитарною формулою або лейкограмою.