63851

Личностные и социальные идентификации молодежи в изменяющемся обществе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Личностная идентификация это установление и сохранение в себе постоянного и неизменного ядра личности о котором человек может сказать это я. Ядов социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других в групповой защите...

Русский

2014-06-24

24.95 KB

10 чел.

Ланчукова Л.Я.

г. Иркутск

Личностные и социальные идентификации молодежи в изменяющемся обществе

В данной статье рассматриваются понятия «личностная и социальная идентификации», и то, какая из них преобладает у современного человека.

Ключевые слова: личностная идентификация, социальная идентификация, социальные группы, личность, молодое поколение, самореализация.

«Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, еще острее ставит проблему личностной и социальной идентификации. Личностная идентификация — это установление и сохранение в себе постоянного и неизменного ядра личности, о котором человек может сказать — это я. В противном случае личность потеряется за множеством своих ролей. Социальная идентификация— это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой.
Как пишет В. А. Ядов, «социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, а также в самореализации, ожиданием позитивной оценки со стороны «своих» — референтных групп и общностей. Идентификация с группами, общностями — результат не только межличностного, межгруппового воздействия, но также категоризации, осмысления непосредственных или опосредованных взаимоотношений между группами и общностями в доступных человеку понятиях. Идентифицируя себя с определенными группами и общностями, человек испытывает потребность «атрибутировать» себя, то есть объяснить причины и следствия своей групповой солидарности, ответить на вопросы „почему это моя группа?“ и что из этого вытекает».[5]

Так с самого начала, когда человек начинает развиваться как личность, в нем начинает возникать интерес к той или иной группе, он начинает анализировать, искать для себя то, что ему будет близко, и где он себя будет чувствовать комфортно, также он продумывает что можно сделать, чтобы достичь желаемого результата. Например, чтобы устроиться на хорошую работу, которая будет по душе, да еще и с приличным заработком, молодому человеку из категории «школьник» нужно переидентифицировать себя в категорию «студент». Он добьется результата, если во время пребывания в данной группе, он будет черпать для себя что-то полезное, то, что будет способствовать развитию его личностной идентификации, а также и если он будет ощущать себя нужным, « как в своей тарелке», то будет развитие и социальной идентификации.

В этой статье мы рассматриваем именно молодое поколение, потому что оно является наиболее уязвимой и значимой частью общества.

Начнем с того, что «первые исследования по самоидентификации молодежи были проведены американскими учеными М. Куном и Т. Макпартлендом в 50-е годы XX в. Группе студентов было предложено написать 20 ответов на вопрос "Кто я такой?" Ответы были разбиты на две группы: 1) определяющие групповую принадлежность индивида, например - девушка, студент, мать, сын и т.п., 2) оценочные (например, красивый, счастливый, скучный и т.д.). Выяснилось, что юноши и девушки описывали себя сначала как членов каких-то групп и лишь затем в оценочных терминах [3]. Первая группа ответов характеризует социальную идентичность личности, вторая -определяет личную(личностную) идентичность личности. Длительное время перевес социальной идентичности над персональной считался единственно нормальным проявлением идентичности. В 1970 г. Л. Зерчер на семинарах со студентами решил повторить исследование по методике М. Куна и Т. Макпартленда. Он обнаружил, что около 70% ответов можно отнести к личной идентичности. Сравнивая полученные результаты с отчетами других исследователей, Л. Зерчер убедился, что выявленная им тенденция наблюдается повсеместно. По прошествии времени уменьшалось число ответов, связанных с социальными позициями и членством в социальных группах, одновременно увеличивалось количество ответов оценочного характера. Проанализировав все данные, Л. Зерчер приходит к заключению о том, что доминирующий тип личности с преобладанием социальной идентичности уступает место доминированию типа личности, не привязанному столь жестко, как первый, к представлениям о социальной структуре. Причиной данной тенденции он считает ускоряющийся темп социально-культурных преобразований в обществе. «Осознание человеком своей идентичности все больше выражается в терминах уникальности, собственной аутентичности, чем в терминах "обобщенных других"».[4].

Да, можно согласиться с результатами данного исследования, ведь с конца 90-х годов, когда коллективизация начала разрушаться, стали закрывать заводы, в большинстве распались колхозы, совхозы и т.д., это те места, где люди двигались к одной цели, они брались за «одно дело» и для них это было важно. После этого человек стал думать больше о себе, как бы выучиться, для кого-то стать популярным, для кого-то заработать как можно больше денег и ни в чем не нуждаться, а для кого-то развить свое фермерское хозяйство и оно будет твое, а не общее.

Исследования изменений идентичностей в переходный период осуществлялись и европейскими социологами, в частности французским ученым К. Камиллери, которые подтвердили доминирование личной идентичности над социальной [2].

Что касается отечественных исследователей (Ю. А. Зубок, А. Н., В. А. Луков и др.), то они выявили, в подобных исследованиях преобладание объективных оценок, характеризующих социальное положение молодежи. Идентичность индивида зависит не только от исторического этапа развития человечества, но, как доказали исследователи, и от социально-культурных традиций того или иного общества [6].

Таким образом, все эти исследования говорят о том, что для человека в последнее время большее значение имеют: самореализация, саморазвитие и т.д., нежели у предшествующих поколений, где была развита коллективизация, т.е. превосходила социальная идентификация личности.

Но все же, согласно Г. Тэджфелу «социальная идентичность, в отличие от личностной идентичности, означает способность индивида осмыслить не только свою «особость», но и поддерживать свою «целостность», социальную идентичность определяется как осознание личностью своей принадлежности к социальной группе и признание эмоциональной значимости такой принадлежности».[1] 

Хотя некоторые ученые и разделяют эти понятия, мы же считаем, что личностная идентификация и социальная связаны между собой, оказывают влияние друг на друга и изменяются. Например, когда формируется личность, то свою долю влияния имеет и то, к каким социальным группам он себя относит и устраивает ли его это. Также, если личность уже сформировалась, то какой-либо вклад, опыт будет внесен и в группу, т.е. он окажет влияние и что-то, возможно, изменится.

Если рассматривать то, как люди расценивали свою идентичность в прошлом и на современном этапе общества, то можно увидеть, что сейчас у людей больше возможностей сделать выбор, который он считает подходящим именно для себя. Примером может послужить то, что человек не может себя соотнести к тому полу, с каким родился, он просто на просто не признает себя и это уже ведет к нарушению развития полноценной личности. А именно нарушается как развитие личностной идентификации, так и социальной, ведь он не может себя соотнести к такой группе, как «мужчины» или наоборот «женщины». Так вот, сейчас человек может изменить свою жизнь, тем, что может поменять пол и таким образом, восстановить некий баланс развития. Раньше же, помимо того, что не каждый человек мог себе позволить это, так же еще и люди боялись осуждения окружающих, а вследствие - потеря уважения, авторитета, семьи и работы, т.е. если он мог перейти из одной группы в другую, то скорей всего исключался из нескольких других, которые тоже имеют для него большое значение.

Сейчас же мы думаем, можно все изменить, потому что человек сам перед собой стоит на первом месте, т.е. важна самореализация, а он уже как личность и социальные группы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.

У молодого поколения, больше возможности выбора, так как пока они молоды, они могут соотносить себя к разным социальным группам и могут изменять их, если они их не устраивают. Со старшим поколением это уже проходит не так, потому что уже есть возрастные ограничения, которые препятствуют совершать какие-либо действия. Бывает, что пожилой человек отказывается себя признавать старым. И, несмотря на то, что в наше время старость является признанной социальной проблемой и старики находятся под опекой государства, в плане личной идентификации старость остается источником страданий. Это связано, в первую очередь, с тем, что пожилые люди не могут в большинстве случаев удовлетворить потребность в осмысленном существовании. Вопрос «кто я такой» подменяется для них вопросом «кем я был».

В свою очередь, кандидат философских наук Ерохин В.С. считает так: «Современное общество характеризуется с одной стороны огромными возможностями самореализации. В противовес этому система аватарок стирает индивидуальные особенности личности и ее связь со своими корнями, социо-культурной средой существования. Возникает возможность утраты личностью самотождественности, или иначе, собственной уникальности, неповторимости. Формируется так называемый экзистенциальный риск. В процессе преодоления экзистенциального риска методы самопознания становятся также и методами самореализации личности в социуме. Правильная их реализация позволяет достигнуть полноценного понимания себя, своего места в сетевом обществе и, как следствие, достигнуть успеха в стремлении достигнуть самотождественности».

Мы согласимся с высказыванием Владимира Сергеевича, т.к. считаем, что действительно, если правильно развивать свою личность, то можно достичь желаемого результата и даже если ты еще молод, ты должен всегда выбирать то, что тебе по душе, но не нанося вреда ни личностной, ни социальной идентификации своей личности.

Список литературы

  1.  Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. научный журнал. 2011.№ 6(20)
  2.  Камиллери К. Идентичность и управление культурными несоответствиями: попытка типологии / К. Камиллери // Вопросы социологии.1993. № 1-2.
  3.  Кун М, Макпартлено Т. Эмпирическое исследование установки личности на себя // Современная зарубежная социальная псиология / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.:МГУ, 1984. - 120 с.
  4.  Назарчук Е.Я. Тест двадцати ответов: какую идентичность мы измеряем // Социальная идентичность личности / Под ред. В.А. Ядова. В 2-х кн. Кн.2. - М.: ИС РАН, 1994. - 340 с.
  5.  Цыглакова Е.А. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Знание, 2010. - с. 40-47.
  6.  Шарипова Р.Х. Социальная идентификация российских и китайских студентов, с. 143-144.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9048. Философия Платона - образец классического объективного идеализма 14.72 KB
  Философия Платона. Платон (также Аристокл, 427-347 гг.), как ученик Сократа, продолжает изучать этические и политические проблемы, обращаясь, однако,, и к космологическим вопросам. Около 387 г. он основывает в Афинах специальную школу - Академи...
9049. Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества 14.08 KB
  Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества. Политика - специфическая сфера общественной жизни. Политика есть стремление к участию во власти или оказанию влияние на распределение власти между различными...
9050. Практика и познание. Гносеология - теория познания 15.72 KB
  Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...
9051. Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание 15.38 KB
  Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание. Еще одно свойство материи – отражение - способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в сво...
9052. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА 13.75 KB
  Философия Сократа. Сократ (469-399) был философом, который, отойдя от натурфилософского истолкования мира, посвятил себя этическим проблемам. Он «спустил философию с неба на землю». Главной его целью был поиск истины. В центре внимания Сократа...
9053. СОФИСТЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14.67 KB
  Софисты и их роль в развитии древнегреческой культуры. В V веке до н.э. заметное место в греческой философии заняла софистика. Первоначально слово софист означало мудрец, затем так стали называть тех, кто обучал молодых детей правильной речи и воз...
9054. Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации 14.29 KB
  Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств материально-производственной сферы общественной жизнедеятельности людей складываются определенные социальные отношения. В зависи...
9055. Субъекты истории 17.08 KB
  Субъекты истории. История - процесс и результат общественного развития - реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать...
9056. Схоластика как форма философствования 14.76 KB
  Схоластика как форма философствования. Схоластика - господствовавшая форма философствования в XI-XV вв. Была на службе церкви и преподавалась в университетах, например, в Болонском, потому и получила такое название (schola - школа). Являла...