63853

Этническая идентичность как компонент трансгрессии социокультурного пространства

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Этническая идентичность как компонент трансгрессии социокультурного пространства Современное общество характеризуется постоянными изменениями открытиями и новшествами которые постепенно меняют мир до неузнаваемости. Данные изменения могут происходить с такими крупными структурами как устройство...

Русский

2014-06-24

57.5 KB

0 чел.

Солдатова Н.И.

г. Самара

Этническая идентичность как компонент трансгрессии социокультурного пространства

Современное общество характеризуется постоянными изменениями, открытиями и новшествами, которые постепенно меняют мир до неузнаваемости. Данные изменения могут происходить с такими крупными структурами, как устройство отдельного государства, так и с личностью каждого человека, с картиной мира каждого. Безусловно, изменения в картине современного мира являются крайне информативными для теоретического рассмотрения и дают огромный спектр возможностей для научных исследований. Это позволяет дать представление о том, какие качественные изменения происходят не только в окружающей внешней действительности, но и в людях, живущих этой действительностью, этими переменами. С нашей точки зрения, отслеживать подобные изменения крайне важно еще и потому, что трансгрессия современного общества может привести к изменениям в отношении людей к традиционным, устойчивым структурам, которые во многом составляют личность человека. К подобным функциональным структурам можно отнести роль семьи, культуры, этноса, социальных институтов. В данной научной статье мы раскроем вопрос, касающийся того,  как трансгрессия социокультурного пространства отражается на личностной и социальной идентификации, а точнее на этнической идентичности  человека в современном обществе. Данная  социальная сфера является достаточно устойчивой, и изменения, происходящие в ней, могут повлечь значительные изменения в формировании структуры личности и идентичности человека в целом, в связи с этим, на наш взгляд, ей необходимо уделить отдельное внимание.

Этническая идентичность является значимым фактором   в процессе формирования целостной идентичности человека, наравне с  другими компонентами социальной идентичности. В процессе этнической идентификации происходит перенятие этнокультурных норм данного народа, усвоение опыта жителей данной этнической группы, формирование мировоззрения и поведения, которые свойственны  для жителей определенной географической территории. [4]

На формирование и проявление этнической идентичности влияет целый ряд факторов, обусловленных особенностями социального окружения и межгрупповых отношений. Одним из самых существенных факторов, влияющих на формирование этнической идентичности,  в психологи считают глобальные изменения в социально-политической сфере и связанные с ними изменения в межэтнических отношениях. [2]

При актуальной в настоящее время тенденции к изменениям в современном обществе  этническая идентичность может носить достаточно поверхностный характер, когда человек осознает себя членом определенной этнической группы, не имея представления об истории, культуре и традициях этноса. В данном случае этническая идентичность выступает только как этнодифференцирующий фактор, не неся в себе практически никакой исторической глубины, а значит и личной значимости,  что ведет за собой глобальные изменения в представлении об этносе. Современные этнические общности не имеют столь непререкаемых традиций и стабильных установок, многие элементы культуры размываются — интернализуется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Подобные изменения могут значительно сказываться как на обществе в целом, так и на формировании личности каждого представителя данного общества.

Однако, при подобной тенденции к глобальным, всеохватывающим и кросс-культурным изменениям психологи выделяют тенденцию, ей противоположную и вызывающую большой интерес. Она связана с попытками возродить и сохранить национальные чувства, традиции и обычаи.

Исследователи отмечают, что в настоящее время этническое возрождение является одной из основных черт развития человечества. Данная черта начала проявляться еще во второй половине ХХ века и сейчас приобретает наиболее отчетливый характер. [3] Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реконструкции старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. В поиске ответа на вопрос, касающийся того,  с чем может быть связан подобный активный интерес к этносу, мы столкнулись с несколькими группами причин:

Первая группа причин связана с поиском ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией, нестабильном мире. [3] Подобное  умонастроение может являться последствием конфликтогенности и неустойчивости современного общества. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, он нуждается в нахождении чего-то стабильного, того, что не сможет подвергнуться изменениям. В связи с этим все больше людей — даже молодых — склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях прошлого. В подобной ситуации именно межпоколенные традиционные общности, прежде всего этносы, приобретают столь существенное значение в жизни современного человека.

Вторая группа причин обусловлена интенсификацией межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации. [1] Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как для того, чтобы поддерживать облик представителя данного народа люди интересуются, узнают о нем больше, что дает повод для гордости и сравнения. Однако подобное сравнение не является конфликтным, так как только таким путем можно наиболее четко воспринять свою этническую идентичность как нечто особое, свойственное только представителю определенного народа. Подобным образом, только через познание культуры другого народа можно добиться взаимопонимания и уважения между взаимодействующими этносами.

Описанная выше тенденция, связанная с ростом интереса к этносу,  свидетельствует о том, что, несмотря на происходящие глобальные изменения, смену эпох и нравов, человек по-прежнему нуждается в сохранении своей этнической идентичности, своей истории и прошлого своего народа. На наш взгляд, подобные изменения имеют причину отличную от тех, чтоб были описаны выше. Эта причина связана непосредственно с личностью человека, с раскрытием ее имплицитных аспектов. В данной части нашей работы трансгрессивным будет являться сам подход к рассмотрению роли этнической идентичности.

Изучая вопросы, связанные с социальной идентичностью и этнической идентичностью в частности, мы пришли к выводу о том, что этническая идентичность несет в себе огромный информативный пласт бытовой культуры, обычаев и традиций, который у многих народов сохраняется от самых истоков этноса. Передача этнических, культурных установок, мировоззрения и опыта происходила от поколения к поколению и всегда являлась основополагающим в становлении личности человека. Однако, в современном мире эта тенденция растворяется, так как среди всего многообразия информации, которую человеку необходимо усвоить в процессе становления личности, информация о собственном народе, о своей культуре и опыте прошлого размывается, а порой и вовсе не затрагивается. Однако, несмотря на подобную тенденцию, люди во многом не теряют интерес к своему этносу и культуре. Это наводит на предположения о том, что возможно, этническая идентичность помимо своей социокультурной функции так же выполняет функцию, важную непосредственно для личности человека. Полноценной теории, подтверждающей это предположение, нам найти не удалось, однако некоторые исследователи выдвигали схожие предположения, что говорит о целесообразности исследований в данном направлении. Так, Э. Эриксон в одной из своих работ говорит о том, что «нужно найти связь между социальными представлениями и организмическими силами - не только в том смысле, что эти представления и силы, как обычно говорят, "взаимосвязаны". Более того, взаимодополнительность групповой идентичности и "эго-идентичности", этноса и "эго" создает более сильный энергетический потенциал, как для синтеза "эго", так и для организации общества». [4]  Исходя из данного высказывания, можно предположить, что раскрывая для себя знания своего этноса, прошлый опыт и традиции, человек, даже не осознавая этого,  способен приобрести опыт, гораздо более значимый для его личности. Подобный энергетический потенциал нам приходилось наблюдать в ряде примеров, не нашедших пока своего научного подтверждения. Неоднократно нам приходилось сталкиваться с живыми примерами того, как люди, перенимая древний опыт своего народа, знакомясь и погружаясь в традиции, испытывают невероятное воодушевление, подъем сил и даже восторг. Они начинают проявлять все больший интерес к бытовым и традиционным обычаям, перенимать все больше опыта. При этом сохранение этого опыта является важным именно для них, они испытывают личную необходимость в изучение этнического прошлого.  

Так же Г.У. Солдатова в своих работах упоминает, что «в настоящее время все большее внимание исследователей привлекает идея о том, что этническая идентичность содержит в себе, кроме поверхностного осознаваемого, более глубокий неосознаваемый слой»(Солдатова, 1998). [1]  С самого начала работы и до настоящего времени перед нами встает множество вопросов, связанных с изучением данного неосознаваемого, имплицитного аспекта этнической идентичности, так как мы имеем минимальное представление о его структуре, проявлениях и содержании. Для решения столь непростой задачи мы решили прибегнуть к использованию качественной методологии научного исследования.  

Данный тип исследовательской работы не так давно получил распространение в отечественной психологии и отличителен нестандартностью подхода к исследованию психологических феноменов. Исследование проводится без предварительной теоретической конструкции, выстраивания гипотезы и предполагаемых результатов. Качественное исследование отличительно тем, что в нем ведущую роль играет рефлексия испытуемого и исследователя. Феномен раскрывается со слов испытуемого, через описание им собственных переживаний, через его рассказ о происходящих событиях. Этот тип работы позволяет собрать наиболее полный материал о субъективной картине того или иного феномена, и затем, с помощью стандартизации полученных сведений, вывести нечто общее, выделяющее данный психологический феномен из ряда других. Подобный тип рабаты является для нас наиболее выигрышным, так как изначально мы имеем достаточно поверхностное, интуитивное представление об изучаемом феномене. Научное исследование, ведущееся именно таким путем, представляет для качественной методологии особую ценность. Мы рассчитываем на то, что именно в ходе исследования нам удастся раскрыть сущность данного феномена и дать ему полноценное теоретическое описание. На данном этапе работы ведется уточнение модели исследовательской работы у иностранных специалистов, так как за рубежом качественная методология исследования используется с начала 60-х годов и имеет большое теоретическое и практическое распространение.

Трансгрессия социокультурного пространства  является одним из актуальных общественных и психологических вопросов настоящего времени. В данной научной статье мы раскрыли вопрос о том, какой характер носят изменения в сфере этнической идентичности человека, к чему могут привести эти изменения, и с чем связано возрождение интереса к этническому прошлому. Так же мы выдвинули предположение о том, что происходящие изменения могут быть связаны с имплицитной личностной функции идентичности, которая  имеет лишь отрывочное описание в теориях идентичности. Раскрытию данного вопроса будет посвящена наша дальнейшая работа.

Список литературы

  1.  Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. Сб. статей. - М.: Наука, 1988. - С. 111-125.
  2.  Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект» , 1999. - 320 с.
  3.  Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. - М.: Флогистон, 1999. - 128 с.
  4.  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84124. Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества 18.91 KB
  Государство единственная организация власти в масштабе всей страны. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством становясь его гражданином или подданным и обретает с одной стороны обязанность подчиняться государственновластным велениям а с другой право на покровительство и защиту государства. Государство обладает суверенитетом как внешним т. Только государство включает такие структуры как суд прокуратура органы внутренних дел и т.
84125. Сущность и социальное назначение государства. Классовое и общесоциальное в государстве 22.97 KB
  Классовое и общесоциальное в государстве Сущность государства смысл главное в нём что определяет его содержание назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства это вопрос о том кому принадлежит государственная власть кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе: Так сторонники теории элит получившей распространение в XX в.
84126. Понятие «тип государства» и его значение 17.98 KB
  В отечественной науке понятие тип государства длительное время понималось как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип. Категория тип государства в советской науке использовалась для выявления классовой сущности государства: все государства подразделялись на эксплуататорские и антиэксплуататорские.
84127. Классификация государств, её основания и значение. Место и роль типологии государств в системе классификации государств 23.92 KB
  Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
84128. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие) 36.64 KB
  Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ ВСЕЕДИНСТВА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА. По Соловьеву всеединство это органическое единство всего мира которое осуществляется в двух видах: 1. Следовательно у всего мира есть нечто внешнее ему некое Всеединство общее для всех его частей которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир. Следовательно Всеединство образуя из множества частей единое давая всем частям мира истинное и полноценное совместное...
84129. Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) 36.2 KB
  Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...
84130. Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения 39.58 KB
  Его основные положения В русской философии XIX века сформировался так называемый русский космизм направление мысли пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом. Истоки русского космизма как и сама его логика находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной: 1. Кроме того исходя из подобного предположения мы можем предположить и следующее глобальные процессы во Вселенной определяют и биологическую жизнь человека...
84131. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин) 35.94 KB
  В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ. Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.
84132. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие 37.43 KB
  Бытие существующее сущее это действительность как таковая это всё то что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология поэтому Бытие как онтологическая категория выражает в философии ту сферу реальности которая не относится к процессам сознания и психики человека сфера гносеологии. Таким образом Бытие это онтологическая категория выражающая собой всё что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания ни от воли ни от эмоций человека. Вследствие этого...