63858

Социальная идентичность: гендерный аспект

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социологическое определение идентичности отражает в свою очередь ее непосредственное отношение к личности и обществу. В своей книге Детство и общество Эриксон писал: Я могу попытаться более явно представить суть идентичности только рассмотрев ее с разных точек зрения.

Русский

2014-06-24

54 KB

0 чел.

Солодова В.А.

г. Иркутск

Социальная идентичность: гендерный аспект

Идентичность сегодня является предметом исследования ученых из разных областей науки, в том числе философии, социологии и психологии. Таким образом, в данном контексте можно трактовать понятие идентичность с философской, социологической или психологической точек зрения соответственно. Например, с философской точки зрения идентичность рассматривается, как логическая категория. «Идентичность означает отношение, члены которого тождественны друг другу; в качестве категории метафизики идентичность (тождество) есть характеристика бытия, более фундаментальная, чем различие [5]. Социологическое определение идентичности отражает в свою очередь ее непосредственное отношение к личности и обществу. «Идентичность - социальное качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального» [3]. Однако, наиболее полно, на наш взгляд, отражает суть понятия определение, данное психологом Э.Х.Эриксоном. Более того, именно Эриксон ввел само понятие «идентичность» в научный оборот и стал основателем междисциплинарного подхода к понятию. «В своей книге «Детство и общество» Эриксон писал: «Я могу попытаться более явно представить суть идентичности, только рассмотрев ее с разных точек зрения. С одной стороны, ее можно отнести к сознательному ощущению личной идентичности; с другой - это бессознательное стремление к целостности личного характера. С третьей - это критерий для процесса синтеза эго. И наконец, внутренняя солидарность с групповыми идеалами и групповой идентичностью» [4]. Основываясь на многогранности понятия, мы можем считать идентичность, в частности социальную идентичность, междисциплинарным понятием, что позволяет нам наиболее полно изучить идентичность, используя опыт ученых различных областей науки. Необходимо отметить, что Эриксон является не только автором понятия, ценность его трудов заключается также в том, что он смог объединить предыдущий опыт ученых по данному вопросу, выразив его через идентичность. Например, большое внимание автор уделял трудам З.Фрейда, который не применял данного понятия ни разу, но в представлении Эриксона занимался изучением идентичности. Еще одним важным моментом является тот факт, что Эриксон является основателем современных направлений исследования идентичности. Прежде всего, он разделил идентичность на личностную и социальную (эго-идентичность и групповую идентичность), показав многогранность идентичности, он также обосновал явление кризиса идентичности через изучение возрастной и гендерной идентичности. Именно гендерный аспект идентичности представляется нам одной из наиболее сложных, но не менее интересных граней в изучении идентичности.

Наиболее простое и емкое определение гендерной идентичности дает Большая энциклопедия по психиатрии, согласно которой «гендерная идентичность – это осознавание собственной половой принадлежности» [2]. Однако, несмотря на всю простоту определения, гендерная идентичность – это комплексное понятие и подразумевает самоидентификацию человека с тем или иным гендером (восприятия себя в качестве мужчины, женщины, бигендера или кроссгкндера). Центральное место в теории гендерной идентичности занимает «психический пол». Другими словами, это набор психических характеристик самовосприятия, независимый от внешнего вида, гендерной принадлежности по паспорту и внешнего восприятия социумом. В данном контексте мы можем сопоставить психический пол с биологическим возрастом. Понятия сродни в своей первооснове: выявлении и  констатации истинных, а не формальных (внешних) характеристик. Возвращаясь к заданной тематике, изначальной нашей задачей было сопоставить гендерную идентичность с гендерным аспектом социальной идентичности, под которым мы подразумеваем принадлежность человека к той или иной группе в зависимости от гендерной принадлежности. Однако, согласно Гендерному глоссарию проекта «Ресурсы гендерного образования» гендерная идентичность – это «базовая структура социальной идентичности» [1]. Следовательно, рассмотрение гендерного аспекта социальной идентичности сводится к рассмотрению самой гендерной идентичности.  

Одним из наиболее интересных направлений исследования нам представляется вопрос о формировании гендерной идентичности. Мы полагаем, что основные факторы формирования границ идентичности: генетические (биологические), социокультурные и индивидуальные (фактор индивидуального выбора). Говорить о соотношении данных факторов со стандартным самоопределением гендерной принадлежности того или иного человека не представляется интересным в сравнении с рассмотрением отклонения данного самоопределения. Проиллюстрируем данные факторы на примере сексуальной ориентации столь тесно связанной с гендерной принадлежностью. Изначально отклонение от «стандартной» ориентации считалось учеными заболеванием или влиянием внешней среды. В любом случае это рассматривалось как психологическое отклонение, но в XX веке стало появляться все  больше исследований в области гормонального фона человека и его роли в данном вопросе. Кроме того существуют исследования целью которых, является выявления так называемого «гена гомосексуальности», что дает основания говорить о генетическом факторе  формирования гендерной идентичности. Что касается социокультурного фактора формирования идентичности, то сюда можно отнести все внешние факторы. Занимательным в данном вопросе является фильм «Загадочная кожа» Грегга Араки 2004 года, в котором описываются события, когда вследствие психологической травмы детства молодой человек становится представителем секс-меньшинств. Это всего лишь фильм, но его можно рассматривать как художественное выражение еще одной теории касательно формирования гендерной идентичности. Кроме того в фильме отражена жизнь двух молодых людей переживших одно событие, но только один из них меняет свое гендерное самоопределение. Таким образом, отражена еще одна теория - индивидуального выбора и наличия индивидуальных факторов в целом. Возвращаясь к реальной жизни, возникает вопрос: почему сексуальные меньшинства существуют вне каких либо определенных жизненных условий (полноценная семья, доход, физическое и психологическое здоровье), расовой и национальности принадлежности? Данный вопрос снова возвращает нас к исследованиям, посвященным выявлению «гена гомосексуальности», который (предположительно) обеспечивает наличие примерно одинакового процента представителей секс-меньшинств в каждом поколении. Ввиду вышесказанного следует озвучить еще одно распространенное мнение: одним из факторов роста представителей гомосексуальной ориентации является мода. Согласитесь, довольно часто звучит мнение, что гомосексуализм - это мода и скоро это пройдет. Однако не проходит еще с древних времен, сегодня это стало, возможно, только более открытым.  

Соотношение гендерной идентичности с законодательными и моральными нормами неоднозначно. Общеизвестно, что  законодательные нормы разнятся. В одних странах мы наблюдаем однополые браки и возможность проведения парадов соответствующей тематики, в других же, напротив, присутствует запрет на все, что можно расценивать в качестве пропаганды гомосексуализма. Моральная норма так же непосредственно связана с менталитетом, обычаями внутри страны, общественным мнением в целом. Моральная норма не менее важна в плане возможности представителя секс-меньшинств открыто проявлять свою сексуальную принадлежность. Более того, в ряде случаев сокрытие данного факта порой становится жизненно необходимым в условиях порицания и даже физической расправы со стороны общества и власти. Нам следует отметить, что проблема гендерной идентичности заключается уже не в присутствии в обществе секс-меньшинств как таковых, а прежде всего сомнительном положении репродуктивной и воспитательной функций человека ввиду зарождения новой «нестандартной» ячейки общества.

В дополнение ко всему вышесказанному необходимо охарактеризовать взаимосвязь гендерной идентичности с профессиональным самоопределением. Прибегая к стереотипной логике, взращенной веками, мы можем сделать простое заключение: мужчины и женщины выбирают свою профессиональную деятельность, основываясь на гендерной принадлежности, женщинам свойственен облегченный труд и деятельность, связанная с бытом и культурой, мужчинам же свойственен тяжелый труд, в том числе военное дело. Однако XX-XXI века можно назвать эпохой разрушения стереотипов. Мы ни в коем случае не отвергаем сложившийся постулат: женщина –  хранительница домашнего очага, мужчина – защитник и добытчик. Хотя не без оснований можно сказать, что этот постулат преобразовывается с каждым веком, и даже с каждым десятилетием. К основным причинам изменений, прежде всего, можно отнести процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин, рост феминистского движения в XX веке и даже моду. При этом главную роль в вопросе профессионального самоопределения все же следует отдать фактору индивидуального выбора.

Подводя итог, стоит отметить, что гендерный аспект социальной идентичности сводится к рассмотрению самой гендерной идентичности  в качестве базовой структуры социальной идентичности. В свою очередь гендерная идентичность многогранна и неоднозначна, имеет свои границы и факторы формирования, изменчива и играет основную роль в вопросе жизненного самоопределения человека в целом.

Список литературы

  1.  Гендерный глоссарий проекта «Ресурсы гендерного образования». [Электронный ресурс]. - URL: http://notions.ru/dictionary/43/gendernaja-identichnost.html
  2.  Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд. - М.: Наука, 2012 . 486 с.
  3.  Социологический словарь проекта Socium, 2003 г. [электронный ресурс] URL: http://voluntary.ru/dictionary/572
  4.  Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. - 672 с.  
  5.  Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 369 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19312. Мы хотим жить 41.5 KB
  Выступление агитбригады Мы хотим жить ЦЕЛЬ: профилактика курения наркомании и алкоголизма; выработка негативного отношения к веществам вызывающим эти боле...
19313. Со здоровьем дружен спорт. Воспитательное мероприятие 38 KB
  Сценарий агитационной программы Действующие лица Зевс в красной накидке Аид в чёрной накидке Гермес в жёлтой накидке на голове корона с крылышками Геркулес в спортивном древнем наряде Хилый ученик Три ученика в спортивной форме С...
19314. Дети подземелья. Воспитательное мероприятие 45.63 KB
  Дети подземелья Сценарий агитбригады для младших школьников Звучит концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова на фоне музыки Голос: 2045 год на планете земля 20 лет назад произошла экологическая катастрофа. В атмосфере не осталось чистого возд...
19315. Здоровое население – будущее нашей страны. Воспитательное мероприятие 36.5 KB
  Сценарий агитбригаты Здоровое население – будущее нашей страны Здравствуйте Здравствуйте Эти слова мы произносим ежедневно своим друзьям знакомым а порой и незнакомым людям. Здравствуйте говорим мы а значит желаем друг другу здоровья. Здравствуйте ...
19316. Антикур. Воспитательное мероприятие 63.5 KB
  Выступление агитбригады Антикур. учащиеся шагают по сцене Вместе дружно мы шагаем И стране мы обещаем: Сигареты не курить И здоровье не губить 12 Дышите глубже 34 В нашей школе станет пусть же днем здоровья каждый день Вас приветствует аг
19317. «Высший класс», за здоровый образ жизни. Воспитательное мероприятие 47 KB
  Сценарий агитбригады Высший класс за здоровый образ жизни Агитбригада Высший класс. За здоровый образ жизни. 811 класс Цель: Показать вредное действие никотина алкоголя наркотиков на организм человека. Воспитывать ст...
19318. СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. Воспитательное мероприятие 36 KB
  АГИТБРИГАДА ПРОПАГАНДИРУЮЩАЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР I. Номинация Проблема нашими глазами КОМАНДА: НЕОТЛОЖКАДЕВИЗ:Мы за здоровье мы за счастьеМы против боли и несчастьяЗа трезвый разум за ясность мыслиЗа детство юность за радост
19319. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие 47.5 KB
  Голос: Увлечение молодежи наркотиками приняло угрожающие размеры. Мы больше не хотим мириться с этим злом и пассивно смотреть как умирают наши сверстники. Мы решили бороться своими методами. Наш девиз: 21 век без пороков Участники агитбригады в белых и черных масках
19320. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие. Сценарий 14.74 KB
  АГИТБРИГАДА НЕТ – НАРКОТИКАМ Фонограмма: тревожный колокол. На сцене двое ведущих в строгих костюмах. Ведущий. Пожар Ведущая. Пожар Ведущий. Пожар полыхает по всей России. Пожар в котором горят миллионы юных жизней. Нераскрывшиеся таланты несбывшиеся мечты н