63858

Социальная идентичность: гендерный аспект

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социологическое определение идентичности отражает в свою очередь ее непосредственное отношение к личности и обществу. В своей книге Детство и общество Эриксон писал: Я могу попытаться более явно представить суть идентичности только рассмотрев ее с разных точек зрения.

Русский

2014-06-24

54 KB

0 чел.

Солодова В.А.

г. Иркутск

Социальная идентичность: гендерный аспект

Идентичность сегодня является предметом исследования ученых из разных областей науки, в том числе философии, социологии и психологии. Таким образом, в данном контексте можно трактовать понятие идентичность с философской, социологической или психологической точек зрения соответственно. Например, с философской точки зрения идентичность рассматривается, как логическая категория. «Идентичность означает отношение, члены которого тождественны друг другу; в качестве категории метафизики идентичность (тождество) есть характеристика бытия, более фундаментальная, чем различие [5]. Социологическое определение идентичности отражает в свою очередь ее непосредственное отношение к личности и обществу. «Идентичность - социальное качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального» [3]. Однако, наиболее полно, на наш взгляд, отражает суть понятия определение, данное психологом Э.Х.Эриксоном. Более того, именно Эриксон ввел само понятие «идентичность» в научный оборот и стал основателем междисциплинарного подхода к понятию. «В своей книге «Детство и общество» Эриксон писал: «Я могу попытаться более явно представить суть идентичности, только рассмотрев ее с разных точек зрения. С одной стороны, ее можно отнести к сознательному ощущению личной идентичности; с другой - это бессознательное стремление к целостности личного характера. С третьей - это критерий для процесса синтеза эго. И наконец, внутренняя солидарность с групповыми идеалами и групповой идентичностью» [4]. Основываясь на многогранности понятия, мы можем считать идентичность, в частности социальную идентичность, междисциплинарным понятием, что позволяет нам наиболее полно изучить идентичность, используя опыт ученых различных областей науки. Необходимо отметить, что Эриксон является не только автором понятия, ценность его трудов заключается также в том, что он смог объединить предыдущий опыт ученых по данному вопросу, выразив его через идентичность. Например, большое внимание автор уделял трудам З.Фрейда, который не применял данного понятия ни разу, но в представлении Эриксона занимался изучением идентичности. Еще одним важным моментом является тот факт, что Эриксон является основателем современных направлений исследования идентичности. Прежде всего, он разделил идентичность на личностную и социальную (эго-идентичность и групповую идентичность), показав многогранность идентичности, он также обосновал явление кризиса идентичности через изучение возрастной и гендерной идентичности. Именно гендерный аспект идентичности представляется нам одной из наиболее сложных, но не менее интересных граней в изучении идентичности.

Наиболее простое и емкое определение гендерной идентичности дает Большая энциклопедия по психиатрии, согласно которой «гендерная идентичность – это осознавание собственной половой принадлежности» [2]. Однако, несмотря на всю простоту определения, гендерная идентичность – это комплексное понятие и подразумевает самоидентификацию человека с тем или иным гендером (восприятия себя в качестве мужчины, женщины, бигендера или кроссгкндера). Центральное место в теории гендерной идентичности занимает «психический пол». Другими словами, это набор психических характеристик самовосприятия, независимый от внешнего вида, гендерной принадлежности по паспорту и внешнего восприятия социумом. В данном контексте мы можем сопоставить психический пол с биологическим возрастом. Понятия сродни в своей первооснове: выявлении и  констатации истинных, а не формальных (внешних) характеристик. Возвращаясь к заданной тематике, изначальной нашей задачей было сопоставить гендерную идентичность с гендерным аспектом социальной идентичности, под которым мы подразумеваем принадлежность человека к той или иной группе в зависимости от гендерной принадлежности. Однако, согласно Гендерному глоссарию проекта «Ресурсы гендерного образования» гендерная идентичность – это «базовая структура социальной идентичности» [1]. Следовательно, рассмотрение гендерного аспекта социальной идентичности сводится к рассмотрению самой гендерной идентичности.  

Одним из наиболее интересных направлений исследования нам представляется вопрос о формировании гендерной идентичности. Мы полагаем, что основные факторы формирования границ идентичности: генетические (биологические), социокультурные и индивидуальные (фактор индивидуального выбора). Говорить о соотношении данных факторов со стандартным самоопределением гендерной принадлежности того или иного человека не представляется интересным в сравнении с рассмотрением отклонения данного самоопределения. Проиллюстрируем данные факторы на примере сексуальной ориентации столь тесно связанной с гендерной принадлежностью. Изначально отклонение от «стандартной» ориентации считалось учеными заболеванием или влиянием внешней среды. В любом случае это рассматривалось как психологическое отклонение, но в XX веке стало появляться все  больше исследований в области гормонального фона человека и его роли в данном вопросе. Кроме того существуют исследования целью которых, является выявления так называемого «гена гомосексуальности», что дает основания говорить о генетическом факторе  формирования гендерной идентичности. Что касается социокультурного фактора формирования идентичности, то сюда можно отнести все внешние факторы. Занимательным в данном вопросе является фильм «Загадочная кожа» Грегга Араки 2004 года, в котором описываются события, когда вследствие психологической травмы детства молодой человек становится представителем секс-меньшинств. Это всего лишь фильм, но его можно рассматривать как художественное выражение еще одной теории касательно формирования гендерной идентичности. Кроме того в фильме отражена жизнь двух молодых людей переживших одно событие, но только один из них меняет свое гендерное самоопределение. Таким образом, отражена еще одна теория - индивидуального выбора и наличия индивидуальных факторов в целом. Возвращаясь к реальной жизни, возникает вопрос: почему сексуальные меньшинства существуют вне каких либо определенных жизненных условий (полноценная семья, доход, физическое и психологическое здоровье), расовой и национальности принадлежности? Данный вопрос снова возвращает нас к исследованиям, посвященным выявлению «гена гомосексуальности», который (предположительно) обеспечивает наличие примерно одинакового процента представителей секс-меньшинств в каждом поколении. Ввиду вышесказанного следует озвучить еще одно распространенное мнение: одним из факторов роста представителей гомосексуальной ориентации является мода. Согласитесь, довольно часто звучит мнение, что гомосексуализм - это мода и скоро это пройдет. Однако не проходит еще с древних времен, сегодня это стало, возможно, только более открытым.  

Соотношение гендерной идентичности с законодательными и моральными нормами неоднозначно. Общеизвестно, что  законодательные нормы разнятся. В одних странах мы наблюдаем однополые браки и возможность проведения парадов соответствующей тематики, в других же, напротив, присутствует запрет на все, что можно расценивать в качестве пропаганды гомосексуализма. Моральная норма так же непосредственно связана с менталитетом, обычаями внутри страны, общественным мнением в целом. Моральная норма не менее важна в плане возможности представителя секс-меньшинств открыто проявлять свою сексуальную принадлежность. Более того, в ряде случаев сокрытие данного факта порой становится жизненно необходимым в условиях порицания и даже физической расправы со стороны общества и власти. Нам следует отметить, что проблема гендерной идентичности заключается уже не в присутствии в обществе секс-меньшинств как таковых, а прежде всего сомнительном положении репродуктивной и воспитательной функций человека ввиду зарождения новой «нестандартной» ячейки общества.

В дополнение ко всему вышесказанному необходимо охарактеризовать взаимосвязь гендерной идентичности с профессиональным самоопределением. Прибегая к стереотипной логике, взращенной веками, мы можем сделать простое заключение: мужчины и женщины выбирают свою профессиональную деятельность, основываясь на гендерной принадлежности, женщинам свойственен облегченный труд и деятельность, связанная с бытом и культурой, мужчинам же свойственен тяжелый труд, в том числе военное дело. Однако XX-XXI века можно назвать эпохой разрушения стереотипов. Мы ни в коем случае не отвергаем сложившийся постулат: женщина –  хранительница домашнего очага, мужчина – защитник и добытчик. Хотя не без оснований можно сказать, что этот постулат преобразовывается с каждым веком, и даже с каждым десятилетием. К основным причинам изменений, прежде всего, можно отнести процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин, рост феминистского движения в XX веке и даже моду. При этом главную роль в вопросе профессионального самоопределения все же следует отдать фактору индивидуального выбора.

Подводя итог, стоит отметить, что гендерный аспект социальной идентичности сводится к рассмотрению самой гендерной идентичности  в качестве базовой структуры социальной идентичности. В свою очередь гендерная идентичность многогранна и неоднозначна, имеет свои границы и факторы формирования, изменчива и играет основную роль в вопросе жизненного самоопределения человека в целом.

Список литературы

  1.  Гендерный глоссарий проекта «Ресурсы гендерного образования». [Электронный ресурс]. - URL: http://notions.ru/dictionary/43/gendernaja-identichnost.html
  2.  Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд. - М.: Наука, 2012 . 486 с.
  3.  Социологический словарь проекта Socium, 2003 г. [электронный ресурс] URL: http://voluntary.ru/dictionary/572
  4.  Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. - 672 с.  
  5.  Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 369 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23026. Дослідження моделей лінійних динамічних систем з розподіленими параметрами при скінченновимірних варіаціях параметрів 330 KB
  22 – нескінченні прирости. Пройти ці неприємності на шляху до оптимального розв’язання задач розміщення спостерігачів та керувачів можна надаючи координатам та скінченні прирости та досліджуючи прирости .6 заключаємо що прирости та можуть бути вирахувані якщо будуть відомі прирости для та для .11 заключаємо що прирости та можуть бути вирахувані якщо будуть відомі прирости для та для .
23027. Псевдоінверсні методи моделювання задач керування лінійними динамічними системами 652 KB
  Інтегральні моделі динаміки лінійних систем і можливості по їх використанню в розв’язанні обернених задач.13 були успішно розв’язані в попередніх лекціях. Задачі були розв’язані точно якщо це можливо або з деяким наближенням якщо точний розв’язок задачі не можливий. Цим самим були дані розв’язки або найкраще середньоквадратичне наближення до них для задач моделювання зовнішньодинамічної обстановки в якій функціонує система та прямих задач динаміки таких систем.
23028. Задачі ідентифікації динаміки систем з розподіленими параметрами 276.5 KB
  Псевдоінверсні методи [2227] обернення алгебраїчних інтегральних та функціональних перетворень дозволяють виконати таку заміну побудувати моделюючі функції в неперервному або дискретному вигляді тільки при відомій функції матриці Гріна в необмеженій просторовочасовій області. Викладена ж в лекції 2 методика побудови функції дозволяє виконати це для систем динаміка яких описана вже диференціальним рівнянням вигляду 1.7 зведеться до знаходження перетворюючої функції функції Гріна в нашому розумінні такої що 15.4 побудови...
23029. Задачі ідентифікації лінійних алгебраїчних, інтегральних та функціональних перетворень 487 KB
  Постановка та план розв’язання задачі. Далі розв’язки ідентифікаційних задач 16.3 отримаємо із розв’язку допоміжних задач 16. Розглянемо розв’язок задачі 16.
23030. Проблеми моделювання динаміки систем з розподіленими параметрами 1.64 MB
  4 і модель ця адекватно описує динаміку фізикотехнічного об’єкту процесу то можна ставити і розв’язувати: Прямі задачі динаміки – визначення векторфункції стану ys при заданих зовнішньодинамічних факторах ; Обернені задачі динаміки визначення векторфункцій які б згідно певного критерію дозволяли отримувати задану картину змін векторфункції ys або наближатися до неї.4 побудовані апробовані практикою а відповідні математичні теорії дозволяють розв’язувати як прямі так і обернені задачі динаміки таких систем....
23031. Побудова матричної функції Гріна та інтегральної моделі динаміки систем з розподіленими параметрами в необмеженій просторово-часовій області 249.5 KB
  Функція Гріна динаміки систем з розподіленими параметрами в необмежених просторовочасових областях.10 а також з того що шукана матрична функція Gss' є розв’язком рівняння 1.1 де визначені вище матричні диференціальні оператори та матрична функція одиничного джерела. А це означає що матрична функція відповідає фізичному змісту задачі а розв’язок її дійсно представляється співвідношенням 1.
23032. Дискретний варіант побудови та дослідження загального розв’язку задачі моделювання динаміки систем з розподіленими параметрами 586 KB
  Псевдообернені матриці та проблеми побудови загального розв’язку системи лінійних алгебраїчних рівнянь. З цією метою виділимо в матриці C r лінійно незалежних стовпців. Враховуючи що всякий стовпець матриці C може бути розкладений за системою векторів як за базисом матрицю C подамо у вигляді де вектор коефіцієнтів розкладу стовпця матриці С за базисом .10 ранг основної матриці дорівнює рангу розширеної.
23033. Моделювання дискретизованих початково-крайових 244 KB
  Постановка задачі та проблеми її розв’язання.4 в розв’язку 1.23 вектора векторфункції та матричної функції проблему розв’язання задачі 4.6 в залежності від співвідношень між та може мати точний розв’язок або визначене згідно 4.
23034. Моделювання неперервної початково-крайової задачі динаміки систем з розподіленими параметрами 355.5 KB
  Моделювання неперервної початковокрайової задачі динаміки систем з розподіленими параметрами 5. Постановка задачі та проблеми її розв’язання. Розглянутий вище варіант постановки та розв’язання проблеми моделювання початковокрайової задачі динаміки системи 1.5 Для того щоб методику розв’язання дискретизованої задачі моделювання динаміки розглядуваної системи розвинуту в рамках лекції 3 успішно узагальнену далі лекція 4 на задачі моделювання дискретизованих початковокрайових умов неперервними функціями та поширити на задачу 5.