63859

Экономические условия и политические аспекты трансформации социокультурного пространства в истории России

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Если говорить о категориях институциональной жизни общества то можно выделить множество сфер которые подвергаются изменениям. Оно определяет общие ориентиры поведения людей совокупность социокультурных норм и ценностей общества которые и определяют это поведение.

Русский

2014-06-24

59.5 KB

0 чел.

Катаев Е.Н.

г. Ульяновск

Экономические условия и политические аспекты трансформации социокультурного пространства в истории России

Современный мир изменяется очень быстрыми темпами. С каждым годом темпы развития общества растут. Эти изменения настолько интенсивны, что мы перестаем замечать некоторые из них. Они в той или иной степени, с тем или иным уровнем интенсивности происходят во всех странах. И интенсивность изменений во многом определяется историческими, культурными особенностями тех или иных народов, стран, территорий. Люди сами определяют скорость трансформации, выбирая путь, по которому они идут, развиваются. И, соответственно, этим они определяют путь государства, гражданами которого они являются.

Если говорить о категориях институциональной жизни общества, то можно выделить множество сфер, которые подвергаются изменениям. Одной из самых масштабных категорий является социокультурное пространство. Само понятие социокультурного пространства включает в себя широкий спектр сфер жизни. Данное понятие объединяет социальную, культурную, экономическую, политическую сферу и др. Оно определяет общие ориентиры поведения людей, совокупность социокультурных норм и ценностей общества, которые и определяют это поведение. Данное пространство не имею определенных границ, оно привязано непосредственно к обществу, и характеризуется совокупностью общественных отношений [1].

Стоит особое внимание уделить социокультурному пространству России, российского общества. Наша страна имеет очень продолжительную историю. При этом в нашей стране происходило множество изменений, которые вели к полной перестройке социокультурного пространства, изменению общественных отношений. Причем важно отметить то, что активную роль в изменении социокультурного пространства играли экономические условия. Ведь большинство масштабных изменений жизни государства сопряжено и с изменениями экономической сферы. Стоит подробнее рассмотреть экономические условия и перемены, которые влияли на трансформацию социокультурного пространства в истории России.

В IX-XII веках, в самом начале существования Русского государства, экономика характеризовалась, в основном, натуральным и полунатуральным хозяйством. Внутренний рынок был развит слабо, товары периодически вывозились за границу государства. Экономическая деятельность была достаточно узконаправленной и слаборазвитой. Изменений практически не происходило [2]. Социокультурное пространство было стабильным, не подвергалось значительной трансформации. Доходы разных групп населения достаточно сильно различались, однако, людей, владеющих богатствами, было слишком мало, чтобы говорить о значительном расслоении общества в целом. Так что, фактически подавляющее большинство людей имело равный уровень достатка. Социальные, общественные отношения были достаточно примитивными, социальные институты либо отсутствовали, либо были слабо развиты. Политическое устройство государства не обеспечивало развитие политической сферы жизни общества. Поэтому большая часть людей не была вовлечена в политическую сферу вовсе. Культурная сфера была достаточно развита и проявлялась в национальном фольклоре, однако не воспринималась как отдельная, духовная сфера жизни, и фактически сливалась с обыденной бытовой деятельностью. Однако именно культура, которая проявлялась, в частности, в виде традиций и формировала общественные отношения и определяла ориентиры поведения людей.

Переход к феодализму, возникновение собственности на землю в какой-то степени определил новые течения в социокультурной сфере. Это характеризовалось все большей утратой племенных традиций, обособленности людей. Общественные отношения характеризовались большей оторванностью правящих элит от простого народа. Обозначилась более жесткая политика государства по отношению к населению. Все это было вызвано возникновением феодального строя как прослойки между верховной царской властью и простым народом. Это усилило расслоение общества. Однако именно эти процессы и характеризовали усложнение социокультурных отношений, возникновение новых категорий поведения.

Рост ремесленного производства, разделение труда позволили расширить параметры общественного взаимодействия. А возникновение денежной системы, купечества и ростовщичества, как новых экономических категорий, тесно связало социокультурную сферу с экономикой. Денежные отношения играют все большую роль в жизни общества. Социокультурное пространство перестает быть традиционным, обретая более привычные для современного мира черты. Важным изменением, повлиявшим на социокультурную сферу, стало возникновение системы права. Появился свод законов, издаются указы, которые регулируют экономические отношения и устанавливают правила денежного обращения. Это меняет систему ценностей, упорядочивает жизнь общества, взаимоотношения между людьми. Развивается культура взаимной ответственности и узаконенности отношений. Процессы усиления феодальных земель и их политического и экономического обособления привели к разрушению общего социокультурного пространства на отдельные элементы, которые были очень схожи и взаимодействовали друг с другом.

Татаро-монгольское иго оставило негативный отпечаток в истории нашей страны. В это время исчезали многие ремесла, люди страдали от гнета дани, прекратилось строительство каменных зданий. В это время экономика деградировала. Люди не развивали свое хозяйство, отношения обострялись, недовольство людей вело к еще большей обособленности. Культурное развитие страны практически прекратилось. Было утеряно культурное наследие прошлых лет. Политическая нестабильность обострила отношения власти и народа. Только после свержения Золотой Орды удалось восстановить порядок и сплотить государство, общество.

Развитие “условного” землевладения было тем этапом, когда произошло очень серьезное изменение в структуре общества. Вместе с землей помещики получали и людей, которые проживали на этой земле. Они становились зависимыми от владельца земли. Это негативно сказалось на развитии общества и стало началом формирования крепостничества на Руси. Таким образом, большая часть населения стала низшей прослойкой, ограниченной в правах. Это усилило оторванность высших слоев от народа.

Смутные времена наложили негативный отпечаток на развитие русского общества. Состояние страны было схожим в эти времена с состоянием страны во времена ига. Экономика страны находилась в плохом состоянии. Политическая неразбериха и невозможность простых людей вмешаться в дела государства привело к множеству восстаний, которыми пользовались другие люди, желавшие власти. Тем не менее, люди смогли прийти к пониманию того, что необходимо сплотится. Они смогли сохранить русское государство в целости. Это был один из самых ярких примеров, характеризующих культуру российского народа, его приверженность к единству, коллективизму и взаимопомощи.

Возникновение Российской Империи и новый имперский уклад политики вызвал большие изменения в социокультурном пространстве. Новые ценности и традиции, введенные Петром I, поменяли жизнь многих слоев населения. Развивалась культурная сфера, сфера образования, государство становилось все более светским. Это меняло отношение людей. Это было связано и с экономическими переменами, изменением системы налогообложения, условий торговли, развития межгосударственных экономических связей. Государство все больше влияла на экономические отношения. В это время активно развивалась культурная сфера. Появлялись культурные, досуговые учреждения, у населения появилась новая статья расходов – досуговые мероприятия. Посещения театров, музеев стали традицией у дворянских сословий и городских жителей. Они с радостью отдавали часть своих доходов на это. Социальные отношения изменились, они стали более окультуренными. Имперская Россия характеризовалась очень высоким уровнем образования людей высших сословий, отношения между людьми перешли на новый уровень. Трудно было сопоставить их с прежними, которые существовали ранее. Однако это было характерно только для некоторых слоев населения. Подавляющее же большинство российских людей было закрепощено. Они сохраняли прежний уклад жизни. Здесь изменения происходили очень медленно. Таким образом, социокультурное пространство очень сильно разделилось. Существовало традиционное пространство, характерное для крестьян и пространство, которое формировалось вокруг высших слоев, европейского типа.

Только после отмены крепостного права в социокультурной сфере произошли коренные изменения. Люди начали активно перемещаться по территории страны. Они уже не были привязаны к конкретной категории. Выросло число предпринимателей, которыми стали бывшие крепостные. С развитием индустриального хозяйства, появления заводов, фабрик возникла новая категория – рабочие. Простые люди начали активно участвовать в культурной жизни страны. Они теперь не были ограничены в правах, могли реализовывать свои способности по своему усмотрению. Все это привело и к росту политической активности. Сохраняющаяся абсолютная монархия начала вызывать недовольство. Люди желали влиять на политику страны. Политика стала неотъемлемой частью жизни всего общества, хотя и многих затрагивала всего лишь косвенно.

Революция, свержение монархии привело к разрушению прежних традиций, устоев и культуры. Провозглашалась свобода народа, народовластие. Однако оно не было абсолютным. Новая советская власть не стала абсолютно демократичной, сохранила ведущую роль власти. В это время расслоение населения достигло наименьших показателей. Доходы людей были уравнены. Это привело к сближению населения, их сплоченности, взаимопониманию. Устранение рыночных механизмов, выравнивание зарплат, которое проводила советское правительство, также способствовало единению населения, росту терпимости, так как устраняло причину конфликтов [3]. Культурная сфера в советское время развивалась достаточно активно, хотя и находилась под жестким контролем государства. Огромную роль играл кинематограф и музыка, которые воспитывали патриотизм и стремление к единству. Противоборство интеллигенции и власти приводило к формированию у населения новых предпочтений, взглядов на уклад государства. Люди стали негласно осуждать государство за такую жесткую политику. Экономические трудности, возникшие в 80-х годах, еще больше склоняли население страны на противоборство с системой. Распад Советского Союза характеризует неоднозначность и некую разнородность в социокультурных представлениях, которые возникли у населения в последние годы существования СССР. Многие люди не желали уничтожения страны, но желали изменений в ее политике и экономике. Другие считали существующий строй изжившим себя и шли напролом. Распад страны, ухудшение экономической ситуации в 90-х годах, снижение уровня жизни населения привело к еще большей разнородности социокультурного пространства. Это сохраняется и сейчас, споры о том, что произошло в стране, до сих пор кипят в обществе.

В современной России социокультурное пространство изменилось значительно. Население, которое долгие века сохраняло терпимость и подданость власти перестало рассматривать государство как абсолютный авторитет. Открытые границы, возможности перемещения, взаимодействие с людьми из других стран все больше унифицирует отношения в российском обществе.  Однако полная свобода мысли привела к появлению новых негативных явлений в общественном мышлении.

Говоря о социальных характеристиках, важно отметить такую черту современного общества, как снижение роли института семьи, брака, снижение рождаемости. Это негативно сказывается на развитии общества и государства. Элитарная культура теряет свои позиции, массовая культура становится все более популярной. Происходит обесценение традиционных ценностей, многие из которых очень важны. Однако то, что сейчас каждый может участвовать в культурной жизни дает возможность возникновения новых направлений культуры, которые могут оказывать положительное влияние на общество. Юридическая сфера стала играть роль всеопределяющей в общественном взаимодействии. Именно законы являются сейчас главным источником правил взаимодействия людей. Нормы морали и традиции отходят на второй план. Однако это нельзя рассматривать как негативный фактор. Ведь следование установленным правилам усиливает порядок в обществе. Главное, чтобы это не ограничивало свободу населения. Более того, законы становятся более мягкими, хоть и охватывают все большие сферы человеческой жизни. Экономические изменения, переход к рыночной экономике привели к тому что, люди стали ориентироваться на получение больших доходов, использую зачастую неправомерные методы. Усилилось расслоение население по уровню благосостояния, что также не может не влиять на единство населения. Однако, не смотря на это, расширились возможности населения по реализации своих способностей, в частности в сфере экономики, развивается международный бизнес, что позволяет развивать экономику России.

Таким образом, все эти явления в современном обществе нельзя рассматривать с отрицательной стороны. Многие из них являются неотъемлемым результатом прогресса. Таким результатом является и то, что сейчас формируется единое социокультурное пространство, которое объединяет пространства многих стран в одно целое. Ведь социокультурные сферы большинства стран становятся все более схожими и это неизбежно. Главной целью российского и мирового сообщества должно быть сохранение гармонии и не допущение таких изменений в социокультурном пространстве, которые могут привести к разрушению мирового порядка.

Список литературы

  1.  Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. - Изд. 2-е. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 560 с.
  2.  Тимошина Т. М. Экономическая история России. 15-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. - 424 с.
  3.  Электронная энциклопедия “Википедия”. URL: http://www.wikipedia.org.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54824. Воспитательный час по ПДД 46 KB
  Денис: Приветствую Вас ребята Здесь в лесу проходит дорога. Вот теперь идите смело Пешеходам путь открыт Проходите разрешаю Не беда что я один Я надежно защищаю От трамваев и машин Денис Ну что ребята запомним сигналы Светофора. Заяц Денис помоги Денис Что случилось Зайчик Заяц Большая беда может произойти Денис Я слушаю рассказывай.
54825. Правила дорожнього руху знай – життя і здоров’я зберігай 49.5 KB
  Мета заходу: закріпити навички учнів з ПДР; навчити їх постійно дотримуватися правил ПДР, аналізувати їх значення, не ризикувати своїм життям і здоров’ям, перебуваючи на дорозі; виховувати почуття відповідальності, свідомого ставлення до реальних подій, дисциплінованості; формувати соціальну і здоров’язберігаючу компетенцію.
54826. МИР У ВСЬОМУ СВІТІ 73 KB
  Preparation: To create props for the assembly, which say: «To Peace in the world» and «People become terrorists because…», and will be displayed on the stage of the Assembly Hall. Pictures about terrorism will be displayed on the screen. Materials needed: Multimedia equipment, notebook, cards with the songs and poems about «To Peace in the world»
54827. Основні складові трудової діяльності дошкільників 50.5 KB
  Сьогодні ми знову зібралися для того щоб поговорити про дуже важливу проблему трудове виховання дітей дошкільного віку. Щоб поліпшити його необхідно переглянути систему знань про працю дорослих членів суспільства які отримують діти змінити ставлення до людей праці і сформувати у дітей працелюбність як одну з базових якостей особистості. Знання стимулюють розвиток моральних почуттів дітей та спонукають їх до діяльності. Залишаючись актуальною протягом всієї історії розвитку людства проблема трудового...
54828. Педагогіка орієнтована на дитину 89.5 KB
  Що мається на увазі під поняттям діти с особливими потребами Це діти які в силу різних причин потребують посиленої уваги педагогів що здійснюють навчання виховання соціальну підтримку цих дітей тобто діти яких природа позбавила можливості на достатньому рівні сприймати світ й відчувати свою належність до нього через хвороби вади чи патологічний стан. Сьогодні ми поділимося досвідом як проходить процес навчання та виховання таких дітей у нашому закладі: якою повинна бути звичайна освіта для особливих дітей. Тому сьогодні на...
54829. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории» 36 KB
  Учебнохудожественные задачи: познакомить с методами активизации испробовать методы на аудитории и проверить их эффективность.Основная часть: Назначение методов активизации аудитории привлечение внимания формирование интереса создание доверия возбуждение желания призыв к действию. Методы активизации аудитории подсадка.
54830. Эластичность спроса на ресурсы. Факторы эластичности спроса на ресурсы 32.04 KB
  Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей...
54831. Видатні педагоги про збереження здоров’я дитини 269.5 KB
  Але для того щоби насолоджуватися скарбами природи людина має бути здоровою сильною та розумною. Павлов Зміцнити здоровя людини в дитинстві не допустити щоб дитина вступила в юність кволою і млявою це означало дати їй усю повноту життєвих радощів В. Особливого значення набуває формування гармонійно розвиненої суспільно активної фізично досконалої здорової особистості.
54832. Современные педагогические инновации и их реализация 117 KB
  Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений вещей процессов и др. обучение не только способствует образования но и формирует личность человека. Как важно в наше нелегкое время время разрушения всех идеалов и принципов сотворить из наших воспитанников человека. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: В воспитании самого себя главное это воля самого человека...