63860

Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования

Научная статья

Банковское дело и рынок ценных бумаг

В условиях ограниченности собственных финансовых средств требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований а также отдельных целевых программ необходимо привлекать инвестиции аккумулировать сбережения и накопления граждан...

Русский

2014-06-24

24.12 KB

4 чел.

Анисимова А.О.

г. Таганрог

Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования

В условиях ограниченности собственных финансовых средств, требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ, необходимо привлекать инвестиции, аккумулировать сбережения и накопления граждан и предприятий, создавать условия для привлечения капитала, в том числе иностранного, на территорию города. То есть инвестиции являются важнейшей составляющей стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Инвестиционная деятельность на уровне муниципального образования - это вложение инвестиций или инвестирование в социально-экономической системе муниципального образования, заключающегося в осуществлении практических действий с целью получения экономической выгоды, социального и экологического эффекта [2]. Причём приоритет имеют социальный и экологический эффект.

Инвестиционная система муниципального образования представляет собой сложную совокупность участников инвестиционных процессов, которые взаимосвязаны и совместно функционируют на территории муниципального образования для достижения необходимых социально-экономических результатов.

Объектами инвестиционных отношений на уровне муниципального образования выступают инвестиционные ресурсы:

  1.  Материально-вещественные
  2.  Финансовые
  3.  Интеллектуальные
  4.  Информационные.

Субъектами или сторонами, обеспечивающими этапы инвестиционной деятельности, являются следующие:

  1. Хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории муниципального образования или за его пределами.
  2. Государство.
  3. Субъекты РФ.
  4. Местные органы самоуправления.
  5. Население.

К системе внутренних инвестициймуниципального образования относятся инвестиционные средства хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории города, сбережения населения данного муниципального образования, средства местного бюджета, направленные на инвестиционные цели.

К системе внешних инвестиций муниципального образования относятся инвестиционные средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, в рамках административного деления которого находится муниципальное образование, инвестиции внебюджетных фондов, инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов, находящихся за пределами территории муниципального образования, а также инвестиционные средства других регионов и муниципальных образований в пределах страны и иностранные инвестиции.

Субъекты инвестиционной деятельности взаимодействуют на различных ее этапах, при этом, как правило, преследуют различные цели и отражают собственные специфические интересы, что предопределяет многомерность инвестиционного процесса [4]. Для активизации и повышения эффективности инвестиционного процесса на уровне муниципального образования органы местного самоуправления должны учитывать и согласовывать интересы всех субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестиционные проекты муниципальных образований можно разделить на два типа:

1. Неокупаемые проекты (некоммерческие), реализация которых не предполагает получения денежных средств, но возможна экономия бюджетных средств.

2. Частично окупаемые проекты, в результате реализации которых планируется получение денежных средств, но эти средства не покроют всю сумму затрат на строительство и содержание объекта в течение срока его эксплуатации.

Коммерческими проектами должен заниматься коммерческий сектор. Бюджетные средства должны направляться на реализацию тех инвестиционных проектов, которые улучшают качество жизни населения и качество бизнес-среды и не могут быть осуществлены частными структурами или реализованы без софинансирования расходов со стороны органов власти [1].

Можно выделить 3 основных источника финансирования инвестиционных потребностей муниципалитета:

1) средства муниципального бюджета, в том числе заемные, и/или вышестоящих бюджетов;

2) прямые инвестиции и различные формы частно-государственного (муниципального) сотрудничества;

3) средства организаций различных форм собственности, в случае если проект может генерировать доходы.

С одной стороны, муниципалитет заинтересован уменьшить объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на плечи частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, муниципалитет должен учитывать социальные последствия повышения тарифов.

При формировании механизма управления инвестиционным процессом на уровне муниципального образования необходимо применять такие методы воздействия на инвестиционную деятельность, которые позволили бы согласовывать интересы всех хозяйствующих субъектов, в результате чего должна повыситься результативность инвестиционной деятельности.

Метод управления инвестиционной деятельностью – это совокупность приемов и способов воздействия местных органов власти на инвестиционный процесс на территории муниципального образования для достижения целей его комплексного социально-экономического развития.

По характеру управленческого воздействия выделяют методы прямого и косвенного воздействия.

Суть методов прямого воздействия заключается в таком управлении инвестиционным процессом, при котором органы местной власти, используя принадлежащие им объекты и ресурсы, напрямую стимулируют или ограничивают инвестиционную деятельность на территории муниципального образования [3].

Преимущества данных методов состоят в оперативности их применения и жесткой правовой регламентации.

К прямым методам управления инвестиционной деятельностью относят:

– формирование структуры доходов и расходов местного бюджета;

– определение состава, ставок, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в местный бюджет;

– выпуск муниципальных ценных бумаг;

– регулирование цен и тарифов и т. д.

Методы косвенного воздействия предполагают опосредованное управление инвестиционным процессом путем создания условий и мотиваций хозяйствующих субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования для привлечения их ресурсов к решению задач территориального развития. Преимущества данных методов заключаются в создании мотиваций, при которых частные интересы будут полностью или частично совпадать с интересами местного сообщества.

К косвенным методам управления инвестиционной деятельностью относят:

– предоставление бюджетных субсидий на развитие социально значимых объектов;

– бюджетные гарантии частным инвесторам;

– страхование кредитов;

– развитие конкурентной среды;

– предоставление льгот в области внешних экономических связей и др.

Оптимальным является гибкое и сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов управления инвестиционной деятельностью.

Набор методов управления инвестиционной деятельностью необходимо формировать с учетом социально-экономических особенностей конкретного муниципального образования.

Список литературы

  1.  Золотаренко С.Г., Юхименко Ю.М., Горская О.В., Николаева Н.Ю. Инвестиции – Новосибирск: НГУЭУ, 2008. – 144 с.
  2. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование – М.: ЮНИТИ, 2005. – 197 с.
  3.  Нешитой А.С. Инвестиции – М.: Изд-во «Дашков и Ко»,2009. – 373 с.
  4.  Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования – Спб.: Питер, 2010. – 336 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8005. Типи і структура уроків 24.1 KB
  Урок є складним відрізком навчального процесу. Як усі складні обєкти, уроки можуть бути поділені на типи за різними ознаками. За якими ж ознаками групуються уроки? Проблема ця дуже складна і не вирішена остаточно ні у світовій, ні у вітчизняній дидактиці Кількість класифікацій сьогодні вираховується десятками...
8006. Диагностика обучения 32 KB
  Диагностика обучения Диагностика - выявление всех обстоятельств, условий протекания учебного процесса. Целью является своевременно выявить, оценить и проанализировать не только ход учебного процесса, но и его результат. Диагностика включает в с...
8007. Дидактические принципы обучения 57.5 KB
  Дидактические принципы обучения Дидактические принципы - содержание, организационные формы и методы процесса обучения. Дидактические правила - конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Принципы...
8008. Процесс обучения 27 KB
  Процесс обучения Учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов деятельности и развитие их способностей и наклонностей. Со...
8009. Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти 18.43 KB
  Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти Зміст шкільної освіти не може бути вузьким через те, що особистість, засвоюючи його, готується до збереження і розвитку культури. Тому зміст освіти повинен мати джерела наука, виробничі ...
8010. Зміст освіти в національній школі 22.64 KB
  Зміст освіти в національній школі. Наукові основи визначення змісту освіти та шляхи його вдосконалення відповідно до Законів України Про освіту, Про загальну середню освіту У Законах України Про освіту, Про загальну середню освіту, у Національ...
8011. Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи 21.08 KB
  Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи Основним джерелом змісту освіти на державному рівні є такі документи: навчальний план школи, освітні стандарти, предметні програми, підручники. Шкільні навчальні плани. У шкі...
8012. Зміст освіти зарубіжної школи 15.94 KB
  Зміст освіти зарубіжної школи Проблема змісту навчання є однією зі стрижневих у теорії та практиці навчання в зарубіжній педагогіці. Уявлення про зміст освіти в зарубіжних школах дає середньостатистичне співвідношення предметів у навчальному плані. ...
8013. Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров 31 KB
  Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров. Цель аттестации - создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирование их профессионального роста, непрерывн...