63860

Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования

Научная статья

Банковское дело и рынок ценных бумаг

В условиях ограниченности собственных финансовых средств требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований а также отдельных целевых программ необходимо привлекать инвестиции аккумулировать сбережения и накопления граждан...

Русский

2014-06-24

24.12 KB

4 чел.

Анисимова А.О.

г. Таганрог

Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования

В условиях ограниченности собственных финансовых средств, требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ, необходимо привлекать инвестиции, аккумулировать сбережения и накопления граждан и предприятий, создавать условия для привлечения капитала, в том числе иностранного, на территорию города. То есть инвестиции являются важнейшей составляющей стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Инвестиционная деятельность на уровне муниципального образования - это вложение инвестиций или инвестирование в социально-экономической системе муниципального образования, заключающегося в осуществлении практических действий с целью получения экономической выгоды, социального и экологического эффекта [2]. Причём приоритет имеют социальный и экологический эффект.

Инвестиционная система муниципального образования представляет собой сложную совокупность участников инвестиционных процессов, которые взаимосвязаны и совместно функционируют на территории муниципального образования для достижения необходимых социально-экономических результатов.

Объектами инвестиционных отношений на уровне муниципального образования выступают инвестиционные ресурсы:

  1.  Материально-вещественные
  2.  Финансовые
  3.  Интеллектуальные
  4.  Информационные.

Субъектами или сторонами, обеспечивающими этапы инвестиционной деятельности, являются следующие:

  1. Хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории муниципального образования или за его пределами.
  2. Государство.
  3. Субъекты РФ.
  4. Местные органы самоуправления.
  5. Население.

К системе внутренних инвестициймуниципального образования относятся инвестиционные средства хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории города, сбережения населения данного муниципального образования, средства местного бюджета, направленные на инвестиционные цели.

К системе внешних инвестиций муниципального образования относятся инвестиционные средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, в рамках административного деления которого находится муниципальное образование, инвестиции внебюджетных фондов, инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов, находящихся за пределами территории муниципального образования, а также инвестиционные средства других регионов и муниципальных образований в пределах страны и иностранные инвестиции.

Субъекты инвестиционной деятельности взаимодействуют на различных ее этапах, при этом, как правило, преследуют различные цели и отражают собственные специфические интересы, что предопределяет многомерность инвестиционного процесса [4]. Для активизации и повышения эффективности инвестиционного процесса на уровне муниципального образования органы местного самоуправления должны учитывать и согласовывать интересы всех субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестиционные проекты муниципальных образований можно разделить на два типа:

1. Неокупаемые проекты (некоммерческие), реализация которых не предполагает получения денежных средств, но возможна экономия бюджетных средств.

2. Частично окупаемые проекты, в результате реализации которых планируется получение денежных средств, но эти средства не покроют всю сумму затрат на строительство и содержание объекта в течение срока его эксплуатации.

Коммерческими проектами должен заниматься коммерческий сектор. Бюджетные средства должны направляться на реализацию тех инвестиционных проектов, которые улучшают качество жизни населения и качество бизнес-среды и не могут быть осуществлены частными структурами или реализованы без софинансирования расходов со стороны органов власти [1].

Можно выделить 3 основных источника финансирования инвестиционных потребностей муниципалитета:

1) средства муниципального бюджета, в том числе заемные, и/или вышестоящих бюджетов;

2) прямые инвестиции и различные формы частно-государственного (муниципального) сотрудничества;

3) средства организаций различных форм собственности, в случае если проект может генерировать доходы.

С одной стороны, муниципалитет заинтересован уменьшить объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на плечи частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, муниципалитет должен учитывать социальные последствия повышения тарифов.

При формировании механизма управления инвестиционным процессом на уровне муниципального образования необходимо применять такие методы воздействия на инвестиционную деятельность, которые позволили бы согласовывать интересы всех хозяйствующих субъектов, в результате чего должна повыситься результативность инвестиционной деятельности.

Метод управления инвестиционной деятельностью – это совокупность приемов и способов воздействия местных органов власти на инвестиционный процесс на территории муниципального образования для достижения целей его комплексного социально-экономического развития.

По характеру управленческого воздействия выделяют методы прямого и косвенного воздействия.

Суть методов прямого воздействия заключается в таком управлении инвестиционным процессом, при котором органы местной власти, используя принадлежащие им объекты и ресурсы, напрямую стимулируют или ограничивают инвестиционную деятельность на территории муниципального образования [3].

Преимущества данных методов состоят в оперативности их применения и жесткой правовой регламентации.

К прямым методам управления инвестиционной деятельностью относят:

– формирование структуры доходов и расходов местного бюджета;

– определение состава, ставок, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в местный бюджет;

– выпуск муниципальных ценных бумаг;

– регулирование цен и тарифов и т. д.

Методы косвенного воздействия предполагают опосредованное управление инвестиционным процессом путем создания условий и мотиваций хозяйствующих субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования для привлечения их ресурсов к решению задач территориального развития. Преимущества данных методов заключаются в создании мотиваций, при которых частные интересы будут полностью или частично совпадать с интересами местного сообщества.

К косвенным методам управления инвестиционной деятельностью относят:

– предоставление бюджетных субсидий на развитие социально значимых объектов;

– бюджетные гарантии частным инвесторам;

– страхование кредитов;

– развитие конкурентной среды;

– предоставление льгот в области внешних экономических связей и др.

Оптимальным является гибкое и сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов управления инвестиционной деятельностью.

Набор методов управления инвестиционной деятельностью необходимо формировать с учетом социально-экономических особенностей конкретного муниципального образования.

Список литературы

  1.  Золотаренко С.Г., Юхименко Ю.М., Горская О.В., Николаева Н.Ю. Инвестиции – Новосибирск: НГУЭУ, 2008. – 144 с.
  2. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование – М.: ЮНИТИ, 2005. – 197 с.
  3.  Нешитой А.С. Инвестиции – М.: Изд-во «Дашков и Ко»,2009. – 373 с.
  4.  Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования – Спб.: Питер, 2010. – 336 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17906. Контрольная деятельность налоговых органов 167 KB
  Лекция №6. Контрольная деятельность налоговых органов. План. 1. Контроль налоговых органов в сфере косвенного налогообложения. Камеральная проверка деклараций по НДС2 Документальная проверка НДС6 Направления реформирования НДС11 Проверка правил...
17907. Контроль начисления и уплаты налога на прибыль 131.5 KB
  Тема №7 Контроль начисления и уплаты налога на прибыль. План Особенности камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Документальная проверка налогообложения прибыли предприятия. Аудит валовых доходов. Аудит валовых расходов. Аудит
17908. Контроль непрямого налогообложения 90 KB
  Тема № 8 Контроль непрямого налогообложения План Камеральная проверка деклараций по НДС Документальная проверка НДС Проверка правильности начисления акцизного сбора Контроль начисления и уплаты таможенной пошлины 1.Камеральная проверка
17909. Контроль налогообложения доходов физических лиц 66.5 KB
  Тема № 9 Контроль налогообложения доходов физических лиц План Аудит начисления и удержания налога на доходы физических лиц. Контроль в сфере налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности 1. Аудит начисления и удержания...
17910. Плата за специальное использование водных ресурсов 90.5 KB
  Тема № 11 План Основная цель установления платы за ресурсы. Плата за специальное использование водных ресурсов. 3. Лесной доход. 4. Плата за пользование полезными ископаемыми. 5. Сбор за геологоразведовательные работы. Учитывая то что природные ре...
17911. Контроль в сфере имущественного налогообложения 140 KB
  Тема № 12 Контроль в сфере имущественного налогообложения План Налог на имущество юридических лиц Налог на недвижимое имущество физических лиц Налог на имущество переходящее в порядке наследования или дарения. Налог с владельцев транспортных сред
17912. Местные налоги и сборы 42 KB
  Тема № 13 Местные налоги и сборы Состав местных налогов и сборов порядок их установления. Коммунальный налог. Налог с рекламы. Местные сборы в Украине их характеристика. 1. Состав местных налогов и сборов порядок их установления Местн...
17913. Учет налоговых платежей 123 KB
  Лекция №3. Учет налоговых платежей. План. 1. Понятие оперативного учета налогов и сборов поступающих в бюджеты и в государственные целевые фонды 2.Документы на основании которых проводится учет платежей в бюджет. Порядок ведения лицевых счетов плател...
17914. Порядок погашения налогового долга 102.5 KB
  Лекция № 4. Порядок погашения налогового долга. План 1. Понятие налоговой обязанности 22.Возникновение изменение и прекращение налоговой обязанности 5 Исполнение налоговой обязанности 8 Понятие налогового долга 9 Порядок погашения налогового