63860

Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования

Научная статья

Банковское дело и рынок ценных бумаг

В условиях ограниченности собственных финансовых средств требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований а также отдельных целевых программ необходимо привлекать инвестиции аккумулировать сбережения и накопления граждан...

Русский

2014-06-24

24.12 KB

4 чел.

Анисимова А.О.

г. Таганрог

Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования

В условиях ограниченности собственных финансовых средств, требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ, необходимо привлекать инвестиции, аккумулировать сбережения и накопления граждан и предприятий, создавать условия для привлечения капитала, в том числе иностранного, на территорию города. То есть инвестиции являются важнейшей составляющей стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Инвестиционная деятельность на уровне муниципального образования - это вложение инвестиций или инвестирование в социально-экономической системе муниципального образования, заключающегося в осуществлении практических действий с целью получения экономической выгоды, социального и экологического эффекта [2]. Причём приоритет имеют социальный и экологический эффект.

Инвестиционная система муниципального образования представляет собой сложную совокупность участников инвестиционных процессов, которые взаимосвязаны и совместно функционируют на территории муниципального образования для достижения необходимых социально-экономических результатов.

Объектами инвестиционных отношений на уровне муниципального образования выступают инвестиционные ресурсы:

  1.  Материально-вещественные
  2.  Финансовые
  3.  Интеллектуальные
  4.  Информационные.

Субъектами или сторонами, обеспечивающими этапы инвестиционной деятельности, являются следующие:

  1. Хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории муниципального образования или за его пределами.
  2. Государство.
  3. Субъекты РФ.
  4. Местные органы самоуправления.
  5. Население.

К системе внутренних инвестициймуниципального образования относятся инвестиционные средства хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории города, сбережения населения данного муниципального образования, средства местного бюджета, направленные на инвестиционные цели.

К системе внешних инвестиций муниципального образования относятся инвестиционные средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, в рамках административного деления которого находится муниципальное образование, инвестиции внебюджетных фондов, инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов, находящихся за пределами территории муниципального образования, а также инвестиционные средства других регионов и муниципальных образований в пределах страны и иностранные инвестиции.

Субъекты инвестиционной деятельности взаимодействуют на различных ее этапах, при этом, как правило, преследуют различные цели и отражают собственные специфические интересы, что предопределяет многомерность инвестиционного процесса [4]. Для активизации и повышения эффективности инвестиционного процесса на уровне муниципального образования органы местного самоуправления должны учитывать и согласовывать интересы всех субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестиционные проекты муниципальных образований можно разделить на два типа:

1. Неокупаемые проекты (некоммерческие), реализация которых не предполагает получения денежных средств, но возможна экономия бюджетных средств.

2. Частично окупаемые проекты, в результате реализации которых планируется получение денежных средств, но эти средства не покроют всю сумму затрат на строительство и содержание объекта в течение срока его эксплуатации.

Коммерческими проектами должен заниматься коммерческий сектор. Бюджетные средства должны направляться на реализацию тех инвестиционных проектов, которые улучшают качество жизни населения и качество бизнес-среды и не могут быть осуществлены частными структурами или реализованы без софинансирования расходов со стороны органов власти [1].

Можно выделить 3 основных источника финансирования инвестиционных потребностей муниципалитета:

1) средства муниципального бюджета, в том числе заемные, и/или вышестоящих бюджетов;

2) прямые инвестиции и различные формы частно-государственного (муниципального) сотрудничества;

3) средства организаций различных форм собственности, в случае если проект может генерировать доходы.

С одной стороны, муниципалитет заинтересован уменьшить объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на плечи частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, муниципалитет должен учитывать социальные последствия повышения тарифов.

При формировании механизма управления инвестиционным процессом на уровне муниципального образования необходимо применять такие методы воздействия на инвестиционную деятельность, которые позволили бы согласовывать интересы всех хозяйствующих субъектов, в результате чего должна повыситься результативность инвестиционной деятельности.

Метод управления инвестиционной деятельностью – это совокупность приемов и способов воздействия местных органов власти на инвестиционный процесс на территории муниципального образования для достижения целей его комплексного социально-экономического развития.

По характеру управленческого воздействия выделяют методы прямого и косвенного воздействия.

Суть методов прямого воздействия заключается в таком управлении инвестиционным процессом, при котором органы местной власти, используя принадлежащие им объекты и ресурсы, напрямую стимулируют или ограничивают инвестиционную деятельность на территории муниципального образования [3].

Преимущества данных методов состоят в оперативности их применения и жесткой правовой регламентации.

К прямым методам управления инвестиционной деятельностью относят:

– формирование структуры доходов и расходов местного бюджета;

– определение состава, ставок, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в местный бюджет;

– выпуск муниципальных ценных бумаг;

– регулирование цен и тарифов и т. д.

Методы косвенного воздействия предполагают опосредованное управление инвестиционным процессом путем создания условий и мотиваций хозяйствующих субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования для привлечения их ресурсов к решению задач территориального развития. Преимущества данных методов заключаются в создании мотиваций, при которых частные интересы будут полностью или частично совпадать с интересами местного сообщества.

К косвенным методам управления инвестиционной деятельностью относят:

– предоставление бюджетных субсидий на развитие социально значимых объектов;

– бюджетные гарантии частным инвесторам;

– страхование кредитов;

– развитие конкурентной среды;

– предоставление льгот в области внешних экономических связей и др.

Оптимальным является гибкое и сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов управления инвестиционной деятельностью.

Набор методов управления инвестиционной деятельностью необходимо формировать с учетом социально-экономических особенностей конкретного муниципального образования.

Список литературы

  1.  Золотаренко С.Г., Юхименко Ю.М., Горская О.В., Николаева Н.Ю. Инвестиции – Новосибирск: НГУЭУ, 2008. – 144 с.
  2. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование – М.: ЮНИТИ, 2005. – 197 с.
  3.  Нешитой А.С. Инвестиции – М.: Изд-во «Дашков и Ко»,2009. – 373 с.
  4.  Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования – Спб.: Питер, 2010. – 336 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82396. Герб. Флаг. Гимн 32.05 KB
  Цель: формирование представлений о происхождении и истории символики государства России; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету. Оборудование: компьютер физическая карта России мультимедиапроектор энциклопедия книги о символике.
82397. Волны в океане 57.5 KB
  Цели и задачи: объяснить образование ветровых волн цунами приливов; Описание строения ветровых волн; Практическое использование приливной волны; Совершенствовать умение работы с картами атласа. Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности реки моря Что вы можете о них вспомнить?
82398. А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 44.55 KB
  Так о каком же животном пойдёт речь сегодня Какие породы собак вам известны И тема нашего урока А. На свете множество собак И на цепи и просто так: Собак служебных пограничных Дворовых шариков обычных И молодых пугливых шавок Что тявкать любят из подлавок И тех изнеженных болонок Чей нос курнос...
82399. Царь и кузнец (притча) 100.7 KB
  Это воистину волшебные создания С давних времен бабочки ассоциировалось с легкостью и беззаботностью. Среди скандинавов и славян бабочки олицетворяли душу человека а также служили символом всех влюбленных. С древних времен бабочки вызывали восхищение и являлись символом просветления...
82400. ПРИЕМЫ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 74 KB
  Теория искусства при характеристике идейного содержания произведения в первую очередь выявляет авторское понимание объяснение жизни выраженное в произведении и авторский приговор оценку ее не противопоставляя идейную и художественную стороны.
82401. Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе 405 KB
  Тот кому недоступно искусство чтения невоспитанный человек нравственный невежда. Сегодня начальная школа реализует Стандарт второго поколения который поставил задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и...
82403. Налоги. Восхождение на пик налогов 70.5 KB
  Цели: Образовательная: Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме: «Налоги». В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся. Развивающая: способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.
82404. Системы линейных уравнений с двумя переменными 44 KB
  Недостатком в данном случае является - колоссальная подготовка такого урока. Если выбираем вариант использования готового электронного образовательного ресурса то учителю необходимо: Тщательно проанализировать содержание ЭОРа на соответствие целям и задачам урока. Написать конспект урока.