63861

Проблемы защиты коренных народов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В Приангарье проживает 1950 человек которые относятся к категории коренных малочисленных народов КМН 1272 эвенка и 678 тофаларов по переписи населения 2010 года. Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106пп утверждена долгосрочная целевая программа...

Русский

2014-06-24

44 KB

0 чел.

Бобровская М.В.

г. Иркутск

Проблемы защиты коренных народов

В Приангарье проживает 1950 человек, которые относятся к категории коренных малочисленных народов (КМН) — 1272 эвенка и 678 тофаларов (по переписи населения 2010 года). Правительство Иркутской области уделяет этому вопросу повышенное внимание. Начиная с 2011 г. проводится ежегодный съезд КМН Иркутской области, где представители КМН вместе с Правительство обсуждают насущные проблемы, пути их решения, разрабатывают целевую программу.

Самым главным, что было сделано для защиты КМН это закон "Об отдельных вопросах организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМН, представители которых проживают на территории Иркутской области". Закон был принят 27 ноября 2013 г. Впервые за все время в создании закона принимали участие сами коренные малочисленные народы.

Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106-пп  утверждена долгосрочная целевая программа Иркутской области «Организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в Иркутской области на 2013-2015 годы». Объем финансирования Программы на три года составляет 262 770,9 тыс.рублей, в том числе: 

- 2013 год – 62 555,9 тыс.руб.;

- 2014 год – 100 050,0 тыс.руб;

- 2015 год – 100 165 тыс.руб.

Программа направлена на создание условий для обеспечения и сохранения исконной среды обитания и развития традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов в Иркутской области. Средства Программы будут направлены на решение четырех основных задач:

- защита исконной среды обитания коренных малочисленных народов;

- оказание мер государственной поддержки, направленных на сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов;

- обеспечение доступа к образовательным услугам коренных малочисленных народов с учетом традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов;

- создание условий для сохранения и развития самобытной культуры коренных малочисленных народов.

В рамках данной Программы предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве. Все мероприятия реализуются на территориях Иркутской области, в том числе и там, где проживают представители двух коренных народов Севера и Сибири - эвенки и тофалары (Катангский, Качугский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский, Бодайбинский, Мамско-Чуйский, Киренский, Нижнеудинский районы). По данным министерства экономического развития Иркутской области в рамках выделенных финансовых средств реализуются такие мероприятия, как: ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, содействие самозанятости безработных граждан, содействие трудоустройству, профессиональная подготовка и переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, в том числе и для коренных малочисленных народов Севера и Сибири.

Также планируется организовать две территории традиционного природопользования (ТТП) в Катангском и Качугском муниципальных образованиях. Создание ТТП регламентирует порядок взаимоотношений малочисленных народов и недропользователей. Это нужно для того, чтобы защитить местное население, так как добывающие компании не считаются с их интересами.

На сегодняшний день доля представителей коренных малочисленных народов, принявших участие в мероприятиях Программы, составляет 25%, что говорит о низкой заинтересованности КМН.

На приобретение оборудования и сырья для шитья и отделки национальной одежды, закупку музыкальных инструментов и костюмов для творческих коллективов, создание творческих мастерских, проведение национальных праздников коренных и малочисленных народов Иркутской области (тофаларов, эвенков) в 2014 году будет выделено на 20% денег больше, чем в 2013 году.

В прошлом году закупили инструменты и костюмы для двух творческих коллективов. Теперь стоит проблема: костюмы и инструменты есть, а самих коллективов нет, так как людей, которые бы желали и умели играть на традиционных инструментах, нет.   

Сейчас в Иркутской области существует три этнокультурных центра - в Нижнеудинском, Бодайбинском и Катангском районах, в которых живут тофалары и эвенки. Для многих из них главным источником доходов по-прежнему остаются ремесло и оленеводство. Ежегодно творческие коллективы и этномастера этих поселений участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях, но для их развития и сохранения культуры этих народов необходимы внедрение новых технологий, финансирование государством и привлечение молодого поколения, которому можно было бы передать опыт и традиции. Но и тут представители коренных малочисленных народов сталкиваются с проблемой, что молодые люди не стремятся перенимать традиции их предков.

Число представителей коренных малочисленных народов, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, составляет 17 человек. Но обучение детей их родному языку не происходит из-за отсутствия учителей и методического материала. Как они сами признаются, очень маленький процент из всех представителей КМН может говорить на тофаларском и эвенском. Дома, в семьях уже говорят на русском: не только дети, но и взрослые. Все это приводит к вымиранию родного языка.

Советник губернатора по делам коренных и малочисленных народов Севера Нина Вейсалова отметила пассивное участие населения в мероприятиях, организуемых для КМН и незнание закона о малочисленных и коренных народах, целевых программ, что тормозит и осложняет работу в данной сфере. Многие даже не знают, кто такие эвенки и тофалары, а ведь их численность с каждым годом уменьшается. По сравнению с данными переписи 2002 года произошло уменьшение численности КМН на 204 человека. А если мы посмотрим на соседние регионы, то увидим, что там численность жителей этой категории растет. Так, в Бурятии за период между двумя последними переписями зафиксирован рост 29%, в Якутии — 22%, в Республике Алтай — 34%. 

Для сравнения рассмотрим Республику Саха (Якутия). В Республике проживает 466492 представителей малочисленных народов Севера. Это эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и долганы. Это намного больше, чем в Иркутской области, и проживают они не так компактно, как у нас. Каждый народ образовал свою ассоциацию, а все ассоциации объединены в Союз общин.

В Республике разработан комплексный план мероприятий по проведению второго международного десятилетия коренных народов мира на период 2008-2014 г. В рамках плана еще в 2009 г. были организованы территории традиционного природопользования, развитию системы образования КМН уделено большое внимание. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации, разработаны учебно-методические комплексы для каждого народа, организовываются мониторинги качества образования. Для учеников проводятся региональные, республиканские олимпиады по родным языкам: как в очной, так и в заочной форме. Принимается комплекс мер для сохранения и пропаганды культурного наследия и развития традиционной культуры КМН. Это не только ряд мероприятий, таких как форумы, концерты, фестивали, но и создание и выпуск серий мультимедийных изданий по традиционной культуре, истории и языку КМН, издание произведений художественной литературы на языках коренных малочисленных народов Севера, издание брошюр, буклетов о жизни и творческой деятельности носителей и исполнителей фольклора малочисленных народов Севера и фольклорных ансамблей.

Иркутской области нужно еще многое сделать для улучшения качества жизни и защиты КМН. Но самое главное, чтобы сами народы понимали, что это делается для них, и принимали активное участие. И тогда общими усилиями мы сможем добиться сохранение традиций и культуры каждого народа в нашей области.  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57775. Взаємне розміщення прямих на площині 3.51 MB
  Мета та задачі уроку: узагальнити й систематизувати знання учнів з теми; закріпити вміння застосовувати отримані знання під час розв’язування задач; розвивати логічне мислення, комунікативні навички...
57776. Отзвуки «Серебряного века» 93.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с творчеством выдающихся поэтов и композиторов эпохи серебряного века; развивать умение вслушиваться в музыку стихотворений и музыкальных произведений развивать воображение творческие способности...
57777. Погода. Спостереження за погодою 1.21 MB
  Тип проекту: Пізнавальний дослідницький творчий Задачі проекту: розширити знання учнів про атмосферні явища шляхом узагальненого поняття погода; познайомитися з науковими дослідженнями прогнозування погоди виявити...
57778. Застосування похідної для побудови графіків функції 458.5 KB
  Яка функція називається опуклої вниз на інтервалі ; b Яка функція називається опуклою в гору на інтервалі ; b Що називається точкою перегину графіка функції Назвіть властивості графіків опуклості функції...
57779. ЗАСТОСУВАННЯ ПОХІДНОЇ ДО РОЗВ’ЯЗУВАННЯ ПРИКЛАДНИХ ЗАДАЧ 201.5 KB
  МЕТА: перевірити знання учнями формул для знаходження похідної та вміння застосовувати метод диференціального числення до розвязування прикладних задач вміння виділяти етапи в розвязуванні прикладних задач...
57780. Экстремальные задачи 2.81 MB
  Цель: ознакомить учащихся с понятием экстремальные задачи; составить алгоритм их решения с помощью производной; раскрыть область применения производной, показать, что производная – способ исследования процессов действительности и современного производства.
57781. Застосування похідної до дослідження функції 582.5 KB
  На дошці учень виконую вправу: знайти максимум функції. Перше завдання детектива Кожен учень отримує картку із завдання дослідити функцію. За виконання цього завдання учень отримує різну зарплатню оцінку в залежності від складності завдання...
57782. Похідна та її застосування 76 KB
  Мета проекту: показати широке застосування похідної; довести що похідна засіб дослідження процесів дійсності і сучасного виробництва; розвивати вміння досліджувати систематизувати вивчені факти...
57783. Применение производной к исследованию функции 1.89 MB
  Цели урока: сформировать навыки исследования и построения графиков функции с помощью производной. Учитель записывает на доске а ученики в тетради: Применение производной при исследовании функции.