63861

Проблемы защиты коренных народов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В Приангарье проживает 1950 человек которые относятся к категории коренных малочисленных народов КМН 1272 эвенка и 678 тофаларов по переписи населения 2010 года. Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106пп утверждена долгосрочная целевая программа...

Русский

2014-06-24

44 KB

0 чел.

Бобровская М.В.

г. Иркутск

Проблемы защиты коренных народов

В Приангарье проживает 1950 человек, которые относятся к категории коренных малочисленных народов (КМН) — 1272 эвенка и 678 тофаларов (по переписи населения 2010 года). Правительство Иркутской области уделяет этому вопросу повышенное внимание. Начиная с 2011 г. проводится ежегодный съезд КМН Иркутской области, где представители КМН вместе с Правительство обсуждают насущные проблемы, пути их решения, разрабатывают целевую программу.

Самым главным, что было сделано для защиты КМН это закон "Об отдельных вопросах организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМН, представители которых проживают на территории Иркутской области". Закон был принят 27 ноября 2013 г. Впервые за все время в создании закона принимали участие сами коренные малочисленные народы.

Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106-пп  утверждена долгосрочная целевая программа Иркутской области «Организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в Иркутской области на 2013-2015 годы». Объем финансирования Программы на три года составляет 262 770,9 тыс.рублей, в том числе: 

- 2013 год – 62 555,9 тыс.руб.;

- 2014 год – 100 050,0 тыс.руб;

- 2015 год – 100 165 тыс.руб.

Программа направлена на создание условий для обеспечения и сохранения исконной среды обитания и развития традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов в Иркутской области. Средства Программы будут направлены на решение четырех основных задач:

- защита исконной среды обитания коренных малочисленных народов;

- оказание мер государственной поддержки, направленных на сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов;

- обеспечение доступа к образовательным услугам коренных малочисленных народов с учетом традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов;

- создание условий для сохранения и развития самобытной культуры коренных малочисленных народов.

В рамках данной Программы предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве. Все мероприятия реализуются на территориях Иркутской области, в том числе и там, где проживают представители двух коренных народов Севера и Сибири - эвенки и тофалары (Катангский, Качугский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский, Бодайбинский, Мамско-Чуйский, Киренский, Нижнеудинский районы). По данным министерства экономического развития Иркутской области в рамках выделенных финансовых средств реализуются такие мероприятия, как: ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, содействие самозанятости безработных граждан, содействие трудоустройству, профессиональная подготовка и переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, в том числе и для коренных малочисленных народов Севера и Сибири.

Также планируется организовать две территории традиционного природопользования (ТТП) в Катангском и Качугском муниципальных образованиях. Создание ТТП регламентирует порядок взаимоотношений малочисленных народов и недропользователей. Это нужно для того, чтобы защитить местное население, так как добывающие компании не считаются с их интересами.

На сегодняшний день доля представителей коренных малочисленных народов, принявших участие в мероприятиях Программы, составляет 25%, что говорит о низкой заинтересованности КМН.

На приобретение оборудования и сырья для шитья и отделки национальной одежды, закупку музыкальных инструментов и костюмов для творческих коллективов, создание творческих мастерских, проведение национальных праздников коренных и малочисленных народов Иркутской области (тофаларов, эвенков) в 2014 году будет выделено на 20% денег больше, чем в 2013 году.

В прошлом году закупили инструменты и костюмы для двух творческих коллективов. Теперь стоит проблема: костюмы и инструменты есть, а самих коллективов нет, так как людей, которые бы желали и умели играть на традиционных инструментах, нет.   

Сейчас в Иркутской области существует три этнокультурных центра - в Нижнеудинском, Бодайбинском и Катангском районах, в которых живут тофалары и эвенки. Для многих из них главным источником доходов по-прежнему остаются ремесло и оленеводство. Ежегодно творческие коллективы и этномастера этих поселений участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях, но для их развития и сохранения культуры этих народов необходимы внедрение новых технологий, финансирование государством и привлечение молодого поколения, которому можно было бы передать опыт и традиции. Но и тут представители коренных малочисленных народов сталкиваются с проблемой, что молодые люди не стремятся перенимать традиции их предков.

Число представителей коренных малочисленных народов, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, составляет 17 человек. Но обучение детей их родному языку не происходит из-за отсутствия учителей и методического материала. Как они сами признаются, очень маленький процент из всех представителей КМН может говорить на тофаларском и эвенском. Дома, в семьях уже говорят на русском: не только дети, но и взрослые. Все это приводит к вымиранию родного языка.

Советник губернатора по делам коренных и малочисленных народов Севера Нина Вейсалова отметила пассивное участие населения в мероприятиях, организуемых для КМН и незнание закона о малочисленных и коренных народах, целевых программ, что тормозит и осложняет работу в данной сфере. Многие даже не знают, кто такие эвенки и тофалары, а ведь их численность с каждым годом уменьшается. По сравнению с данными переписи 2002 года произошло уменьшение численности КМН на 204 человека. А если мы посмотрим на соседние регионы, то увидим, что там численность жителей этой категории растет. Так, в Бурятии за период между двумя последними переписями зафиксирован рост 29%, в Якутии — 22%, в Республике Алтай — 34%. 

Для сравнения рассмотрим Республику Саха (Якутия). В Республике проживает 466492 представителей малочисленных народов Севера. Это эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и долганы. Это намного больше, чем в Иркутской области, и проживают они не так компактно, как у нас. Каждый народ образовал свою ассоциацию, а все ассоциации объединены в Союз общин.

В Республике разработан комплексный план мероприятий по проведению второго международного десятилетия коренных народов мира на период 2008-2014 г. В рамках плана еще в 2009 г. были организованы территории традиционного природопользования, развитию системы образования КМН уделено большое внимание. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации, разработаны учебно-методические комплексы для каждого народа, организовываются мониторинги качества образования. Для учеников проводятся региональные, республиканские олимпиады по родным языкам: как в очной, так и в заочной форме. Принимается комплекс мер для сохранения и пропаганды культурного наследия и развития традиционной культуры КМН. Это не только ряд мероприятий, таких как форумы, концерты, фестивали, но и создание и выпуск серий мультимедийных изданий по традиционной культуре, истории и языку КМН, издание произведений художественной литературы на языках коренных малочисленных народов Севера, издание брошюр, буклетов о жизни и творческой деятельности носителей и исполнителей фольклора малочисленных народов Севера и фольклорных ансамблей.

Иркутской области нужно еще многое сделать для улучшения качества жизни и защиты КМН. Но самое главное, чтобы сами народы понимали, что это делается для них, и принимали активное участие. И тогда общими усилиями мы сможем добиться сохранение традиций и культуры каждого народа в нашей области.  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32671. Общее понятие систем 152 KB
  Системный подход – это подход к исследованию объекта проблемы процесса явления организации как системы в которой выделены элементы внутренние и внешние связи наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта На сегодняшний день существует большое разнообразие конкретных моделей системного подхода к управлению. Сущность системного подхода заключается в исследовании наиболее общих форм организации которое предполагает...
32672. Общая характеристика образовательных систем 133 KB
  Поэтому происходит обновление деятельности всех звеньев системы образования. В новых социокультурных условиях остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России. Принцип непрерывности предполагает что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни.
32673. Образовательный процесс как система 59.5 KB
  Уровни образовательного процесса. Компоненты и структура образовательного процесса. В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем: целостный педагогический образовательный процесс процесс обучения; процесс воспитания учебное занятие Понятие процесса образовательного процесса.
32675. Понятие управления и педагогического менеджмента 127.5 KB
  Усложняются задачи управления. Отметим что в российской практике управления образовательными учреждениями а капитана корабля естественно сравнивать с руководителем школы или образовательного учреждения иного типа управленческие цели продолжают ставить чаще всего исходя из анализа состояния образовательного процесса то есть заказ является внутренним а не исходя из изменяющихся общественных потребностей внешний по отношению к учреждению заказ. На следующем этапе управления капитану необходимо построить уже конкретную программу...
32676. Эволюция управленческой мысли 55.5 KB
  Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу Принципы научного управления. Выделяются 4 важнейших подхода: Подход с позиций выделения различных школ управления иначе его называют классическим или традиционным подходом Первая половина ХХ века 18851950 Школа научного управления 18851920 Административная школа 19201950 Школа психологии и человеческих отношений 19301950 Школа науки управления количественная школа 1950 1.Ситуационный подход 1960 Характеризуется тем что пригодность различных методов управления...
32677. Основные функции управления (педагогического менеджмента) 290.5 KB
  Планирование как функция управления Функция управления – контроль. Процесс управления 1. Понятие функции управления Каждая система которая создаётся нужна для чегото.
32678. ИНФОРМАТИКА В 10 КЛАССЕ. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ 986 KB
  Учебное методическое пособие предполагает наличие в школьном кабинете информатики IBM-совместимых компьютеров, организованных в локальную сеть, а также программного обеспечения: операционной системы Windows, системы программирования PascalABC, ЭТ Microsoft Excel, браузера Internet Explorer, программ Movie Maker, Net Meeting, Skype.
32679. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ 98 KB
  В процессе реструктуризации может происходить совершенствование системы управления предприятием, изменение финансово-экономической политики, операционной деятельности, систем маркетинга, сбыта и управления персоналом