63865

Изменение социальных отношений и институтов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Меняется время меняются социальные институты и социальные отношения. Социальные институты от лат. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил определяющих так её поведение.

Русский

2014-06-24

23.82 KB

0 чел.

Константинова О.В.

г. Иркутск

Изменение социальных отношений и институтов

Общество является динамично изменяющейся структурой. Оно не может оставаться неизменным на протяжении длительного времени. Изменяются элементы и структуры общества.  Застой в развитии общества приводит к кризису и хаосу в социальных отношениях. Меняется время – меняются  социальные институты  и социальные отношения.

Социальные институты – (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившееся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом [2, с.204]. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение. Социальные институты определяют и социальные отношения  членов этих институтов между собой.

В зависимости от выполняемых функций, существует множество разных классификаций социальных институтов [1].

1.Экономические – это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).

Вспомним, что в 90-е гг. мы наблюдали спад экономики, связанный с переходом от плановой экономики к рыночным отношениям. В наше время мы наблюдаем стабилизацию экономических отношений, которая обусловлена повышением уровня заработной платы, соответственно повышается и уровень жизни населения в целом.  В тоже время изменения в экономике мы можем рассматривать и на примере Сочи. Для подготовки и проведения Олимпиады были затрачены значительные денежные средства. В тоже время происходит отток капитала из других городов, что чревато ухудшением экономического состояния, дефицит бюджета на региональном уровне, ухудшение экономического положения страны в целом.

2. Политические – это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.

Политический институт 90-х и 00-х гг. конечно имеет ряд различий. Сейчас мы наблюдаем нашу страну, которая занимает достаточно прочное положение среди других стран, как в экономическом, так и в политическом плане.  Вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 г. имеет для нашей страны и политическое преимущество: получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов; улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.  Для России это имеет значение не только в политическом, но и в экономическом плане.

Для отечественного товаропроизводителя время покажет, насколько эффективным было решение о вступлении в ВТО.

3. Воспроизводства и родства – это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака). В современном мире этот институт претерпел существенные изменения. Изменился институт семьи и брака. Многие молодые люди делают свой выбор в пользу карьеры, оттягивая  время  вступления в брак. Они объясняют это тем, что для создания семьи должна быть создана прочная материальная база. Кроме того, предъявляются высокие требования к своему партнеру. Рождаемость отодвигается на более позднее время.  Наблюдается тенденция к малодетным семья, одному ребенку.

До середины 1970-х гг. население России увеличивалось исключительно за счёт естественного прироста, превышая число родившихся над числом умерших. Снижению рождаемости в конце 70-х способствовало общее повышение уровня жизни, грамотности и социально-гигиенической культуры населения. Небольшой рост рождаемости произошёл в 1985, но уже через несколько лет начался очередной  демографический кризис. 1990-е гг. характеризуются  так называемой демографической ямой, именно в это время смертность превысила рождаемость в 1,5 раза.  Незначительные изменения в сторону увеличения  рождаемости произошли вначале 2000-х гг., когда началось пересмотрение в социально-экономической сфере.  Так как в 90-х гг. был кризис рождаемости, то  после 2010 г. не стоит ждать большого прироста населения.

Так же, на наш взгляд, стоит отметить, что современное общество переживает такое явление, как однополые браки, которые в нашей стране официально не разрешены. Тем не менее такие пары есть. Они предпринимают попытки отстаивать свои права. Во многих станах, например во Франции, Голландии, Дании регистрация таких браков  официально разрешена на законодательном уровне. В ряде стран даже разрешено усыновление (удочерение) такими парами детей.

Если рассматривать проблемы воспроизводства населения, то необходимо отметить следующее. Малодетные пары объясняют свое нежелание иметь больше одного ребенка тем, что лучше воспитать одного, но «достойно». Дать ему все то, чего возможно, его родители сами были лишены в своем детстве. Наша жизнь диктует нам такие условия, что большую часть времени занимает работа, при этом на семью и детей остается очень мало времени. Поэтому так же в парах практикуется и childfree, так называемая сознательная бездетность. То есть пары, в силу каких-либо причин не хотят иметь детей. Им комфортно существовать вдвоем со своим партнером.  Каждым сам делает свой выбор в соответствии с приоритетами, которые он расставляет в своей жизни.

4. Социально-культурные и воспитательные – это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).

С началом существования новой России, после 2000-х гг., наблюдается рост патриотизма среди населения.  Набирает популярность проведение военно-спортивных игр для молодежи. Для многих молодых людей престижной становиться служба в вооруженных силах. Приобретает значение и работа ДОСААФ, деятельность которого заключается в военно-патриотическом воспитании молодежи, обучение навыкам вождения автомобилей, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия, организует активный отдых и походы и ряд других направлений по работе с молодежью. В Иркутске существует региональное отделение Общероссийской общественно-государтсвенной организации ДОСААФ России Иркутской область.  Деятельность подобной организации необходима в наше время для привития патриотических, ценностных установок молодежи.

5. Социально-церемониальные – это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

Изменение в этом институте проявилось и в появлении такого явления, как возникновение добровольческой деятельности. В современном обществе это явление приобретает распространение среди разных слоев населения. Добровольчеством занимается не только молодежь, но и люди старшего возраста. Существуют множества пилотных проектов с участием добровольцев, которые направлены на решение конкретных социальных проблем. Например, в некоторых регионах нашей страны совсем недавно появилась очень интересная инициатива. На добровольных основах женщины пенсионного возраста приходят в семью, в которой есть ребенок-инвалид, или в многодетную семью и присматривают за детьми [3]. В это время мама может отлучиться по делам. На наш взгляд, подобная акция помогает не только благополучателям, которыми являются в данном случае родители, но и сами добровольцы, ведь они чувствуют потребность общества в них, преодолевается проблема одиночества. Развиваются социальные контакты.

Участие в добровольческих акциях способствует личностному росту и развитию граждан.

6. Религиозные – институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.

По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований, особенно заметен рост их последователей после 1990-х гг. – Свидетели Иеговы, Евангельские христиане-баптисты, Союз Христиан Веры Евангельской – Пятидесятников. Так, по приблизительным подсчетам Свидетелей Иеговых насчитывается более 40 тысяч человек.

Религиозных конфессий существует множество.  Каждый вправе сам сделать свой выбор в пользу определенной. Казалось бы, что религиозный институт всегда остается неизменным, его догмы свято чтят и не нарушаются. Однако, это не совсем так. Мы можем наблюдать, что в современном обществе, прикрываясь религиозными убеждениями, совершаются страшные вещи. Растет количество террористических актов, при этом происходит якобы «отстаивание веры». На самом деле, это не война за веру, это только прикрытие, так как ни одна вера не пропагандирует насилие и убийство во имя нее.

Оскверняются и святыни, которые для тысяч прихожан являются символами веры и непогрешимости. Вспомним скандальное выступление панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Эта акция стала свидетельством того, как изменилось отношение многих людей к религии. Если раньше даже сама мысль о том, чтобы как-то осквернить святыню считалась грехом, то сейчас многие позволяют себе подобные акции, что конечно недопустимо. Хотя наше государство и является светским, уважение к религии, к чувствам прихожан должно быть.

Мы считаем, что каким бы прогрессивным не было современное общество, нужно беречь и сохранять те догмы, которые были важны для наших предков. Так или иначе, не все социальные институты будут полностью изменены. Многое останется в том виде, в каком оно было и тысячу лет назад. Общество и социальные отношения должны развиваться с опорой на прошлый опыт.

Социальные отношения меняются под воздействием социальных институтов. В тоже время можно говорить и о том, что социальные институты меняются с развитием и изменением социальных отношений.

Список литературы

  1.  Основы социологии: Курс лекций /  А.И.Антонов, В.Я.Нечаев, Л.В.Пиковский и др. М.: Об-во “Знание” России, 1993. 383 с.
  2.  Лавриненко В.Н. Социология/ В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
  3.   Официальный сайт газеты «Городской репортер» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cityreporter.ru/article/babushka-na-chas-ili-kto-pomozhet-mame (19 января 2014.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27427. Становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова 40.5 KB
  Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; курс рисования А.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек в том числе и бедные дети горожан и крепостные.
27428. Понятие образования и образовательных моделей. Историческая реконструкция образовательных моделей как форм организации содержания образования и технологии воспроизводства культуры 15.02 KB
  Историческая реконструкция образовательных моделей как форм организации содержания образования и технологии воспроизводства культуры Образование это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире ценностям опыту накопленному предшествующими поколениями.Модели образования История зафиксировала различные модели образования каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль. Модель образования как государственноведомственной организации.
27429. Методика обучения как педагогическая наука. Предмет методики. Современное понимание содержания и структуры образования. Специфика художественного образования и обучения искусству 30 KB
  Современное понимание содержания и структуры образования. Специфика художественного образования и обучения искусству. Содержание образования это социальный опыт деятельности. В содержание образования входит 4 компонента: знания; умения навыки; опыт эмоциональноценностных отношений; опыт творческой деятельности.
27430. Методы обучения искусству в эпоху Возрождения. Школа-мастерская.Ченнино Ченнини, Альберта, Леонардо да Винчи, А.Дюрер.Методы обрубовки.Метод завесы 38 KB
  Методы обучения искусству в эпоху Возрождения. Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. После 6 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника но мог и перейти к другому мастеру. Основа обучения рисунок.
27431. Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов 39 KB
  Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. определяется приоритетным значением в среде художественнопедагогической общественности как в нашей стране так и за рубежом идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Ведущим в данный период развития художественного образования становится лозунг от ребёнка к методу.
27432. Основные дидактические принципы, методы, средства и ресурсы обучения искусству, их взаимосвязь и взаимозависимость в педагогической практике 36 KB
  Основные дидактические принципы методы средства и ресурсы обучения искусству их взаимосвязь и взаимозависимость в педагогической практике. Основные дидактические положения методики преподния изоискусства. С методологической и методической точки зрения неверна теория утверждающая что раз все люди поразному видят и поразному воспринимают мир то и натуру они могут передавать поразному как видят. Принципы и методы обучения изоискусству концепции Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры Б.
27433. Особенности проблемного обучения изобразительному искусству в школе. Понятие проблемы и проблемной ситуации в обучении искусству. Специфика организации, проектирования/ моделирования проблемной ситуации на уроках ИЗО 33.5 KB
  В программе она формулируется как задача формирования художественнотворческой активности школьника. Познавательная усвоение способов постижения и организации художественного образа. Основные типы проблем: познание способов методов художественного творчества усвоение способов создания художественного образа специфики языка искусства усвоение приемов изобразительной деятельности. Первый тип проблем объединяет проблемы художественного образного обобщения фактов явлений объектов предметов действительности через художественный замысел.
27434. Урок изобразительного искусства как форма организации и управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся. Особенности структуры и оргформ в контексте целей и содержания различных концепций и программ обучения искусству 31.5 KB
  Урок изобразительного искусства как форма организации и управления художественнопознавательной и творческой деятельностью учащихся. Эта разница особенности различных подходов к художественному образованию проявляется и на уроке т. Эти особенности проявляются и в построении структуре урока его проектировании моделировании оценке результатов. Понимание этапов процесса обучения структуры урока зависит от типа обучения: традиционное развивающее проблемное программированное и т.
27435. Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Урок-трансляция и урок содержательной коммуникации 33 KB
  Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Программа обучения задаётся через предметность содержания класснопоурочную систему тематическое планирование планирование каждого урока. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов этапов звеньев урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала;...