63866

Мировоззрение молодежи в трансформационном аспекте

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Мировоззрение система взглядов на объективный мир и место человека в нём на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей их убеждения идеалы принципы познания и деятельности ценностные ориентации.

Русский

2014-06-24

33.94 KB

1 чел.

Новосад Н.В.

г. Екатеринбург

Мировоззрение молодежи в трансформационном аспекте

Исходными понятиями в определении мировоззрении являются «мир» и «человек», а вопрос об их соотношении - основной мировоззренческий вопрос. Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. [1]

Цели жизни каждого человека в мировоззрении могут быть достижимыми и недостижимыми, иллюзорными и научно обоснованными. Наличие идеалов определяет силу, которая ориентирует человека на изменение действительности, а значит, и мировоззрения. Приверженность тем или иным идеалам может обуславливать различное поведение человека и социальных групп. Распространяя определенные идеалы, модели поведения, можно формировать мировоззрение человека в конкретном направлении.

Но все-таки важную роль в становлении мировоззрения играет среда, социальная группа и культура в которой человек действует. Под культурой можно понимать убеждения, ценности, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для регулирования поведения членов этой группы. Передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений. Определенные ценности, которые присущи обществу, в котором живет человек, он принимает как свои, идентифицируя себя с группой, приобщается к определенной идеологии. Ради приобщения к определенной социальной группе, человек меняет собственные установки и убеждения под действием идеалов тех групп, с которой он хочет себя идентифицировать.

Система норм и ценностей, которая отличает определенную группу от большинства обществ, называется субкультурной. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. То сообщество, которое привержено к определенной субкультуре, старается выделиться из общей массы человечества, тем самым, демонстрируя свое единство. Обычно приверженцы субкультуры выделяются своей одеждой и поведением, выделяя определенный стиль, или устанавливая свои символы, которые трактуют в определенном смысле, чаще всего противоречащие общей культуре. Элементы субкультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.

По мнению одного (неизвестного) аналитика, «реклама — один из мощнейших социальных факторов. Она навязывает концепции, ценности, цели, представления о том, кто мы и какими должны быть… Она определяет наши взгляды, которые, в свою очередь, определяют наше поведение». Формальная молодёжная культура базируется на ценностях массовой культуры. Рассмотрим их состояние на текущий момент и роль в формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры. [4]

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и образцами для подражания становятся: для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров .

3. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — лидера данной группы.

4. Внеинституциональная культурная самореализация.

Досуговая самореализация молодёжи осуществляется, вне учреждений культуры и обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного эстетического источника.

5. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм — что-либо несовременное, пережиток старины.

Определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми стереотипами. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало «взрослого» мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся вознаграждение за добро и возмездие за зло.

Определенное противопоставление образа «мы» и «они» традиционно, достаточно вспомнить хрестоматийный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня молодое поколение выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей.  Подобное  отчуждение выступает в качестве психологического антонима («мы» и «они»). Особенно заметно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть— «папино». И здесь обнаруживается аспект культурного отчуждения молодежной субкультуры.

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в «молодёжной» музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями.[5]  Наблюдается тенденция к  деформации и разрушению человеческого образа. Это может быть зафиксировано в многочисленных сценах насилия, усилению жестокости, натуралистичности. Возникновение молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.Лисовскому [4] наиболее значимыми представляются следующие.

1. Кризис семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, может привести к социальному и культурному инфантилизму, или социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь.

2. Коммерциализация средств массовой информации, формирует определённый «образ» субкультуры. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением — наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

3. Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

«Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, пьянство, вещизм, растерянность перед жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию[3]». Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в «неформалы».

Общая причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Разворачивается настоящая битва молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать её такой, какой она хочет быть.

Неформальные объединения - это явление массовое. Понятие неформальной организации как социологическое понятие означает «спонтанно развиваемую членами данной организации систему связей, отношений, деятельности, направленную на решение организационных задач, отличными от формально предписанных. Ради каких только интересов не объединяются люди. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах и странах, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки, которые было бы правильнее назвать «самодеятельными любительскими объединениями молодежи». Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами.

Выделяют основные признаки неформалов.

  1.  Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
  2.  Слабо выраженная внутренняя структура.
  3.  Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
  4.  Слабые внутренние связи.
  5.  Очень сложно выделить лидера.
  6.  Не имеют программы деятельности.
  7.  Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
  8.  Представляют альтернативу государственным структурам.
  9.  Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

«Неформалы» - это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. К таким объединениям относятся стихийно образующиеся компании (главным образом подростков и молодых людей), на основе общественного интереса, увлечения, подражания выбранному типу поведения. Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов напоминает молодежный бунт. В качестве причин «ухода в андеграунд», молодёжь называет: 

  1.  Вызов обществу, протест.
  2.  Вызов семье, непонимание в семье.
  3.  Нежелание быть как все.
  4.  Желание утвердится в новой среде.
  5.  Привлечь к себе внимание.
  6.  Копирование западных структур, течений, культуры.
  7.  Религиозные идейные убеждения.
  8.  Дань моде.
  9.  Отсутствие цели в жизни.
  10.  Влияние криминальных структур, хулиганство.
  11.  Возрастные увлечения.

Объединения неформалов не имеет ни своего устава, ни каких-либо положений. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют. Рассмотрим некоторые позиции неформалов, которые являются типичными в объединениях такого рода.

1. Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки ( девиз: «Живем здесь, сейчас и сегодня»), мажоры (это люди, которые проповедуют теорию высокого уровня жизни, они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), поклонники рок-н-ролла ( девиз: «Сочетание изящества со свободным поведением» ).

Система - Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют «пиплами», и считают свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их «система». Взгляды «системных» на жизнь во многом помогают понять позицию неформалов в целом.  Причин для объединения молодежи в некую «систему» немало. Важно отметить, что молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества. Для многих противопоставление себя, своего «Я» взрослым - нормальное явление. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через показное, демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует «система». Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.

2. Антисоциальные - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.

Банды - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится «бандами» на зоны влияния. На «своей» территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися «чужаками» из другой банды расправляются крайне жестоко. В «бандах» свои законы, свои нравы. «Законом» является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Любовь не признается, существует только партнерство со «своими девчонками». Девчонки занимаются тем же, чем «парни». Дерутся. Весело отдыхают, «ставят на счетчик», ходят в бары, «травку» покуривают.»  Покинуть банду бывает очень сложно: в некоторых случаях в «предателя» даже стреляют — мол, выживешь — свободен .

3. Просоциальные - неформальные клубы или объединения – это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы: защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы. 

Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение и взялись «зеленые». Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие. Численность экологических неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив. Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей.

Главной функцией любого объединения является — стремление к самореализации, желание оправдать свое пребывание в этом мире. У молодёжи социализация состоит в ориентации на определённые социально значимые цели. Деятельность носит самоценный характер общения с единомышленниками, построенного на взаимопонимании и взаимодоверии, а именно этих качеств многим молодым в жизни не хватает.

Функцию самореализации дополняют и  другие, характерные для деятельности всякой самодеятельной группы.

Инструментальная. Каждое объединение, клуб, группа, преследуют определённую цель: в первом случае – явную (защита памятников истории и архитектуры, стремление возродить и сохранить национальную культуру), во втором – размытую, неосознанную (стать сильным и утвердиться в среде сверстников, заставить себя уважать). В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов. 

Не менее важна компенсаторная функция. В учебном (трудовом) коллективе, даже в семье личность нередко чувствует себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.

Несмотря на господство потребительского отношения к искусству, немалая часть молодёжи ищет активного самовоплощения. Самодеятельные группировки выполняют ещё и эвристическую функцию, особенность которой состоит в том, что она сильнее выражена в художественно-творческих социокультурных и соционравственных организациях, в то время как в подростковых контркультурных группах значительно слабее или вовсе отсутствует.

В заключении хотелось бы сказать, что проблема молодежи в нашей стране в наибольшей степени связана с унаследованной нетерпимостью к другому образу жизни и поведению. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».[2]

Основной задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности, современных формальных и неформальных молодёжных объединений .

И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. 

Список литературы

  1.  Краткий словарь по философии -М.: Наука, 1982. - 560 с.
  2.  Сикевич З.В. Молодёжная культура: “за” и “против”. / З.В. Сикевич. - Л.: Наука, 1990. С. 8
  3.  Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки / В.Т. Лисовский.  М. :Наука, 1990. С.102
  4.  Лисовский В.Т. Социология молодёжи. / В.Т. Лисовский. М.: Наука. 1996. С.340
  5.  Формирование оптимальной музыкальной среды—важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Научн. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15400. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (XIX – начало XX в.) 88.5 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ТЕМА № 13 РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX – начало XX в. Введение Материальное развитие и состояние общества умонастроение и социальное самочувствие населения во всех странах в большой мере
15401. Основные социально-демографические проблемы развития современной России 140 KB
  Анализ изменения численности населения России и ее регионов Рассмотрим изменение численности населения России в 1970-2004 гг. по данным Российского статистического ежегодника за 2004 гг. Данные представим в таблице 1. Таблица 1 Изменение численности населения России в...
15402. Экономическое значение валютного курса. Методы его регулирования 155.5 KB
  Введение Среди факторов оказывающих значительное влияние на экономический рост интенсивность структурных изменений инвестиционную привлекательность страны уровень жизни населения и другие параметры экономического и социального развития выделяют валюту и ва...
15403. Анализ Дальневосточного федерального округа 31.28 KB
  Хабаровский край Сахалинская область Камчатская область Схема экономической связи. Дальневосточный федеральный округ — один из самых больших регионов страны. Он протянулся с севера на юг на огромное расстояние, омывается водами морей Тихого и Северного Ледовитого океанов...
15404. Происхождение жизни 31.1 KB
  Контрольная работа Вариант №19 По концепции современного естествознания на тему: Происхождение жизни. Введение. Сейчас считается общепризнанным что возникновение жизни на Земле представляло собой закономерный процесс вполне поддающийся научному исследо...
15405. Проект строительства ВОЛП на участке г.Казань – г.Набережные Челны 3.05 MB
  Целью дипломного проекта является проектирование ВОЛП между городами республики Татарстан г.Казань и г.Набережные Челны. Указанный участок строительства ВОЛП имеет большое республиканское значение для обеспечения потребностей населения и промышленных предприятий республики Татарстан в качественном информационном доступе...
15406. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ И ВНУТРИЗОНОВЫХ ВОЛП 571.5 KB
  Проектирование магистральных и внутризоновых ВОЛП Учебное пособие по курсовому проектированию направлено на углубление и обобщение знаний полученных студентами в результате изучения дисциплины Направляющие системы электросвязи. Выполнение курсового проекта явл
15407. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика ВИЧ-инфекции 31.5 KB
  Практическое занятие 32 Тема: Вирус иммунодефицита человека ВИЧ. Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика ВИЧинфекции. Вирус иммунодефицита человека – ВИЧ human immunodeficiency virus HIV вызывает ВИЧинфекцию заканчивающуюся развит...
15408. Лабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры. Биологические свойства. Патогенез и клиника холеры. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика холеры 55 KB
  Практическое занятие 22 Тема: Лабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры. Биологические свойства. Патогенез и клиника холеры. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика холеры. 1. Лабораторная диагностика кишечных инфекций Лабо