63867

Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. В данной связи следует учитывать что именно степень эффективности проведения...

Русский

2014-06-24

22.52 KB

2 чел.

Обуховская А.С.

г. Ростов-на-Дону

Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период

На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. Возникающие проблемы в данной сфере вызваны в первую очередь отсутствием развитой конкурентной среды, способной мотивировать хозяйствующих субъектов, и политикой слепого копирования рыночного механизма в отрыве от социокультурных аспектов. В данной связи, следует учитывать, что именно степень эффективности проведения социально-экономических реформ влияет на тенденции, лежащие  в основе современного предпринимательства.

С приходом рыночных отношений вначале 1990-х гг. Россия вступает в новый период своей истории. Происходит существенная трансформация ценностных ориентиров, в том числе определяющих экономическую деятельность. Возникают новые формы организации хозяйственной сферы, перестраивается институциональная структура общества,  частично ликвидируется государственное регулирование цен. Вместе со становлением свободного рынка возрождается и предпринимательство, находившееся  в советские годы на нелегальном или полулегальном положении. Именно данный этап можно считать началом формирования экономической культуры современного российского предпринимательства.

В рамках новой экономики предпринимательская деятельность оказалась под влиянием патерналистской модели государственности. Современная культура российского предпринимательства складывалась в условиях государственного протекционизма и отсутствия гарантии прав частной собственности. Государство занимало первостепенные позиции в экономическом секторе, вследствие чего могло устанавливать и контролировать «правила игры» в данной сфере.

Однако такое положение  приводило к незащищенности хозяйствующих субъектов и произволу со стороны государства. Возможность организовывать и развивать предпринимательскую деятельность нередко зависела от представителей власти. Экономический успех предпринимателей был связан в первую очередь с возможностью получения выгодных правительственных заказов, ссуд и льготных кредитов, а не повышением эффективности производственного процесса. Это в свою очередь служило основанием для появления таких негативных социально-экономических явлений как рост коррумпированности отечественных чиновников и подкупом должностных лиц.

Также необходимо отметить, что на начальном этапе экономическая культура предпринимательства опиралась в большей степени на этику служения обществу, согласно которой индивид является не автономной частью социума, а органично интегрирован в него. Попытки перехода к чисто денежным, гражданским отношениям всякий раз терпели неудачу вследствие культурной предрасположенности к введению общей хозяйственной деятельности. Наглядным примером воплощения в жизнь принципа социального служения у российских предпринимателей является тот факт, что традиционно коммерческая деятельность в России не считалась престижной. В свое время купечество, а затем и промышленники считались людьми второго сорта[4].

В модернизирующемся российском обществе в начале XXI века общественные цели сменяются на стремление к индивидуальной максимизации прибыли, личностный успех и практическую целесообразность.  Вместо этики служения обществу начинает господствовать этика ответственности. Для предпринимателей становится наиболее важным ответственность за последствия принятых решений, чем нравственность и духовная убежденность в правильности и праведности поступка. Согласно М. Веберу, тот, кто не успевает приспосабливаться к условиям, от которых зависит успех в капиталистическом обществе, терпит крушение или не продвигается по социальной лестнице[2]. В условиях господства этики ответственности бизнес выполняет функции производства, действующие на конкурентной рыночной основе, а за функции обеспечения высокого уровня жизни и развития инфраструктуры несет ответственность государство.

На современном этапе, экономической культуре предпринимательского класса в России свойственна определенная специфика: с одной стороны, в сознании предпринимателей преобладают либеральные ценности – экономическая свобода, индивидуализм, нацеленность на выгоду. С другой стороны, все еще оказывают значительное влияние традиционные ценности патерналистской модели государственности.

Усиливающиеся процессы глобализации также воздействуют на экономическую культуру предпринимательства весьма неоднозначно. Во-первых, очевидно, что процесс роста экономической интеграции на основе ускоренного технического прогресса и перехода к информационному обществу, а также либерализация международной торговли и движения капитала создают условия для осуществления свободной предпринимательской деятельности. Однако это же в свою очередь является основой для жесткой экономической конкуренции.

Во-вторых, с усилением позиций транснациональных корпораций в мировом хозяйстве формируется единое экономическое пространство для предпринимательской деятельности, а также происходит унификация форм экономического поведения на базе западных либеральных ценностей. Однако следует отметить, что такие  принципы глобального международного бизнеса имеют отношение на современном этапе лишь к международным экономическим отношениям. В свою очередь, экономическая культура отечественного предпринимательского класса в России преимущественно определена ценностями, нормами и традициями национальной культуры.

В заключение стоит сказать несколько слов, о необходимости воздействия на российское предпринимательство системы профессионального образования, способного сформировать первоначальные представления об экономической культуре предпринимательства у студентов. Представляется наиболее важным уже на этапе вузов и ссузов осуществлять распознание лиц, склонных к предпринимательской деятельности, на основе индивидуальной работы со студентами. Необходимо знакомить учащихся с различными формами и видами предпринимательства, демонстрировать судьбы и практику успешных компаний, а также активно привлекать к участию в творческих разработках и научных изобретениях. Очевидно, что именно творческий потенциал личности тесно связан с главным ресурсом предпринимательства [1].

Список литературы

1) Беленький В.Х. Предпринимательство: развитие, природа, проблемы / В.Х.Беленький, В.Ф.Паульман // Социол. исслед. - 2012. - N 10. - С.11-20.

2) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

3) Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2009. Выпуск 4 (15). - С. 120-127.

4)Усов В.Н. Экономическая культура российского предпринимательства в условиях институциональных трансформаций. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. - 387 с.

5) Фихтнер О.А. Сетевая предпринимательская культура в России // Экономический журнал. 2011. № 1. - С. 70-78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14977. Қазақстанның ежелгі қалалары 48 KB
  Қазақстанның ежелгі қалалары ҚАЗАҚСТАННЫҢ ЕЖЕЛГI ҚАЛАЛАРЫ жазба деректемелер мен археологиялық материалдар нәтижесiнде анықталған байырғы қоныс орындары қала жұрттары. 6 9 ғларда Оңт. Қазақстан мен Оңт.Батыс Жетiсуда қала мәдениетi жақсы дамыды. Саяси жағынан бұ
14978. Қазақстанның ең ежелгі қаласы 34.5 KB
  Қазақстанның ең ежелгі қаласы Сонымен жылқы жылының күзінде Тараз қаласының 2000 жылдық мерейтойы өткізіледі. Бұл жөнінде дүниежүзілік құзырлы ұйым ЮНЕСКО шешім қабылдаған болатын. Осыдан екі жыл бұрын түркі дүниесінің қазақ мемлекетінің рухани астанасы Түркістанның 15...
14979. Қазақстанның жеті кереметі 55.5 KB
  Тақырыбы: Қазақстанның жеті кереметі. Мақсаты: оқушыларды Қазақстанның тарихи мұраларымен таныстырып мәдениетке дегн қызығушылығын арттырып тәрбиелеу. 1оқушы:Бүгін маған керек емес ертегі Ертегіні өз басымда шертеді. Та...
14980. Разработка Алкотестера (алкометра) 818.16 KB
  Алкометр— средство измерений, предназначенное для измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе или в крови человека по выдыхаемому воздуху. Его погрешность нормирована, он подлежит метрологической поверке.
14981. Қаратау басындағы Қатынқамал үңгірі 93.5 KB
  ҚАРАТАУ БАСЫНДАҒЫ ҚАТЫНҚАМАЛ ҮҢГІРІ А.С. Тасенова Б.Е. Ерескенова №4 С.Сейфуллин атындағы орта мектебі Қызылорда қ. Қоғамның тарихи дамуы кезеңдерінде көптеген елді мекендермен қалалар өзінің бұрынғы маңызын жоғалтып кейде мүлдем құры...
14982. Қасиетті Түркі жері - Түркістан 51 KB
  ҚАСИЕТТІ ТҮРКІ ЖЕРІ ТҮРКІСТАН Қ.А. Шолпанқұлова. А.Р. Жүнісбекова Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. ҮІІІ-ХҮІІ ғасырлар аралығында жазылған шығыс жазба деректерінің мәліметтерінде Түркістан атауы бірнеше мәнде қолданылады. Т
14983. ҚОЖА АХМЕТ ЯСАУИ КЕСЕНЕСІ 113.5 KB
  ҚОЖА АХМЕТ ЯСАУИ КЕСЕНЕСІ Сәулеттік ерекшелігі мен әлеуметтік қызметі күрделі Қожа Ахмет Ясауи кесенесіндегі жөндеу және қалпына келтіру жұмыстарының өзіндік сыры мол. Сондықтан да кесенедегі жөндеу және қалпына келтіру жұмыстарына арнайы тоқталудың маңы
14984. Меркі – түркілердің ежелгі мекені 126 KB
  Меркі түркілердің ежелгі мекені Нұрсұлтан Назарбаев: Тарихы мол Меркі өңірі еліміздің киелі өлкесі. Сол өңірдің тарихын атақты ұл қыздарының еңбегі мен ерлігін келер ұрпаққа үлгі етіп көрсету өте бір маңызды еңбек деп санаймын. Меркі тарихы терең табиғ...
14985. Сығанақ алғашқы қазақ мемлекеті – Ақ Орданың астанасы 53.5 KB
  З. Қинаятұлы. Сығанақ алғашқы қазақ мемлекеті Ақ Орданың астанасы Бүгінгі күнге дейін Көшпенділер отырықшы өркениет жасамаған сондықтан олар мемлекеттілік деңгейіне көтеріле алмаған деп қарайтын сыңыржақ пікірдің сеңі бұзылмай отыр. Әттегенай дейтін бір жағ