63867

Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. В данной связи следует учитывать что именно степень эффективности проведения...

Русский

2014-06-24

22.52 KB

1 чел.

Обуховская А.С.

г. Ростов-на-Дону

Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период

На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. Возникающие проблемы в данной сфере вызваны в первую очередь отсутствием развитой конкурентной среды, способной мотивировать хозяйствующих субъектов, и политикой слепого копирования рыночного механизма в отрыве от социокультурных аспектов. В данной связи, следует учитывать, что именно степень эффективности проведения социально-экономических реформ влияет на тенденции, лежащие  в основе современного предпринимательства.

С приходом рыночных отношений вначале 1990-х гг. Россия вступает в новый период своей истории. Происходит существенная трансформация ценностных ориентиров, в том числе определяющих экономическую деятельность. Возникают новые формы организации хозяйственной сферы, перестраивается институциональная структура общества,  частично ликвидируется государственное регулирование цен. Вместе со становлением свободного рынка возрождается и предпринимательство, находившееся  в советские годы на нелегальном или полулегальном положении. Именно данный этап можно считать началом формирования экономической культуры современного российского предпринимательства.

В рамках новой экономики предпринимательская деятельность оказалась под влиянием патерналистской модели государственности. Современная культура российского предпринимательства складывалась в условиях государственного протекционизма и отсутствия гарантии прав частной собственности. Государство занимало первостепенные позиции в экономическом секторе, вследствие чего могло устанавливать и контролировать «правила игры» в данной сфере.

Однако такое положение  приводило к незащищенности хозяйствующих субъектов и произволу со стороны государства. Возможность организовывать и развивать предпринимательскую деятельность нередко зависела от представителей власти. Экономический успех предпринимателей был связан в первую очередь с возможностью получения выгодных правительственных заказов, ссуд и льготных кредитов, а не повышением эффективности производственного процесса. Это в свою очередь служило основанием для появления таких негативных социально-экономических явлений как рост коррумпированности отечественных чиновников и подкупом должностных лиц.

Также необходимо отметить, что на начальном этапе экономическая культура предпринимательства опиралась в большей степени на этику служения обществу, согласно которой индивид является не автономной частью социума, а органично интегрирован в него. Попытки перехода к чисто денежным, гражданским отношениям всякий раз терпели неудачу вследствие культурной предрасположенности к введению общей хозяйственной деятельности. Наглядным примером воплощения в жизнь принципа социального служения у российских предпринимателей является тот факт, что традиционно коммерческая деятельность в России не считалась престижной. В свое время купечество, а затем и промышленники считались людьми второго сорта[4].

В модернизирующемся российском обществе в начале XXI века общественные цели сменяются на стремление к индивидуальной максимизации прибыли, личностный успех и практическую целесообразность.  Вместо этики служения обществу начинает господствовать этика ответственности. Для предпринимателей становится наиболее важным ответственность за последствия принятых решений, чем нравственность и духовная убежденность в правильности и праведности поступка. Согласно М. Веберу, тот, кто не успевает приспосабливаться к условиям, от которых зависит успех в капиталистическом обществе, терпит крушение или не продвигается по социальной лестнице[2]. В условиях господства этики ответственности бизнес выполняет функции производства, действующие на конкурентной рыночной основе, а за функции обеспечения высокого уровня жизни и развития инфраструктуры несет ответственность государство.

На современном этапе, экономической культуре предпринимательского класса в России свойственна определенная специфика: с одной стороны, в сознании предпринимателей преобладают либеральные ценности – экономическая свобода, индивидуализм, нацеленность на выгоду. С другой стороны, все еще оказывают значительное влияние традиционные ценности патерналистской модели государственности.

Усиливающиеся процессы глобализации также воздействуют на экономическую культуру предпринимательства весьма неоднозначно. Во-первых, очевидно, что процесс роста экономической интеграции на основе ускоренного технического прогресса и перехода к информационному обществу, а также либерализация международной торговли и движения капитала создают условия для осуществления свободной предпринимательской деятельности. Однако это же в свою очередь является основой для жесткой экономической конкуренции.

Во-вторых, с усилением позиций транснациональных корпораций в мировом хозяйстве формируется единое экономическое пространство для предпринимательской деятельности, а также происходит унификация форм экономического поведения на базе западных либеральных ценностей. Однако следует отметить, что такие  принципы глобального международного бизнеса имеют отношение на современном этапе лишь к международным экономическим отношениям. В свою очередь, экономическая культура отечественного предпринимательского класса в России преимущественно определена ценностями, нормами и традициями национальной культуры.

В заключение стоит сказать несколько слов, о необходимости воздействия на российское предпринимательство системы профессионального образования, способного сформировать первоначальные представления об экономической культуре предпринимательства у студентов. Представляется наиболее важным уже на этапе вузов и ссузов осуществлять распознание лиц, склонных к предпринимательской деятельности, на основе индивидуальной работы со студентами. Необходимо знакомить учащихся с различными формами и видами предпринимательства, демонстрировать судьбы и практику успешных компаний, а также активно привлекать к участию в творческих разработках и научных изобретениях. Очевидно, что именно творческий потенциал личности тесно связан с главным ресурсом предпринимательства [1].

Список литературы

1) Беленький В.Х. Предпринимательство: развитие, природа, проблемы / В.Х.Беленький, В.Ф.Паульман // Социол. исслед. - 2012. - N 10. - С.11-20.

2) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

3) Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2009. Выпуск 4 (15). - С. 120-127.

4)Усов В.Н. Экономическая культура российского предпринимательства в условиях институциональных трансформаций. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. - 387 с.

5) Фихтнер О.А. Сетевая предпринимательская культура в России // Экономический журнал. 2011. № 1. - С. 70-78.