63867

Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. В данной связи следует учитывать что именно степень эффективности проведения...

Русский

2014-06-24

22.52 KB

2 чел.

Обуховская А.С.

г. Ростов-на-Дону

Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период

На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. Возникающие проблемы в данной сфере вызваны в первую очередь отсутствием развитой конкурентной среды, способной мотивировать хозяйствующих субъектов, и политикой слепого копирования рыночного механизма в отрыве от социокультурных аспектов. В данной связи, следует учитывать, что именно степень эффективности проведения социально-экономических реформ влияет на тенденции, лежащие  в основе современного предпринимательства.

С приходом рыночных отношений вначале 1990-х гг. Россия вступает в новый период своей истории. Происходит существенная трансформация ценностных ориентиров, в том числе определяющих экономическую деятельность. Возникают новые формы организации хозяйственной сферы, перестраивается институциональная структура общества,  частично ликвидируется государственное регулирование цен. Вместе со становлением свободного рынка возрождается и предпринимательство, находившееся  в советские годы на нелегальном или полулегальном положении. Именно данный этап можно считать началом формирования экономической культуры современного российского предпринимательства.

В рамках новой экономики предпринимательская деятельность оказалась под влиянием патерналистской модели государственности. Современная культура российского предпринимательства складывалась в условиях государственного протекционизма и отсутствия гарантии прав частной собственности. Государство занимало первостепенные позиции в экономическом секторе, вследствие чего могло устанавливать и контролировать «правила игры» в данной сфере.

Однако такое положение  приводило к незащищенности хозяйствующих субъектов и произволу со стороны государства. Возможность организовывать и развивать предпринимательскую деятельность нередко зависела от представителей власти. Экономический успех предпринимателей был связан в первую очередь с возможностью получения выгодных правительственных заказов, ссуд и льготных кредитов, а не повышением эффективности производственного процесса. Это в свою очередь служило основанием для появления таких негативных социально-экономических явлений как рост коррумпированности отечественных чиновников и подкупом должностных лиц.

Также необходимо отметить, что на начальном этапе экономическая культура предпринимательства опиралась в большей степени на этику служения обществу, согласно которой индивид является не автономной частью социума, а органично интегрирован в него. Попытки перехода к чисто денежным, гражданским отношениям всякий раз терпели неудачу вследствие культурной предрасположенности к введению общей хозяйственной деятельности. Наглядным примером воплощения в жизнь принципа социального служения у российских предпринимателей является тот факт, что традиционно коммерческая деятельность в России не считалась престижной. В свое время купечество, а затем и промышленники считались людьми второго сорта[4].

В модернизирующемся российском обществе в начале XXI века общественные цели сменяются на стремление к индивидуальной максимизации прибыли, личностный успех и практическую целесообразность.  Вместо этики служения обществу начинает господствовать этика ответственности. Для предпринимателей становится наиболее важным ответственность за последствия принятых решений, чем нравственность и духовная убежденность в правильности и праведности поступка. Согласно М. Веберу, тот, кто не успевает приспосабливаться к условиям, от которых зависит успех в капиталистическом обществе, терпит крушение или не продвигается по социальной лестнице[2]. В условиях господства этики ответственности бизнес выполняет функции производства, действующие на конкурентной рыночной основе, а за функции обеспечения высокого уровня жизни и развития инфраструктуры несет ответственность государство.

На современном этапе, экономической культуре предпринимательского класса в России свойственна определенная специфика: с одной стороны, в сознании предпринимателей преобладают либеральные ценности – экономическая свобода, индивидуализм, нацеленность на выгоду. С другой стороны, все еще оказывают значительное влияние традиционные ценности патерналистской модели государственности.

Усиливающиеся процессы глобализации также воздействуют на экономическую культуру предпринимательства весьма неоднозначно. Во-первых, очевидно, что процесс роста экономической интеграции на основе ускоренного технического прогресса и перехода к информационному обществу, а также либерализация международной торговли и движения капитала создают условия для осуществления свободной предпринимательской деятельности. Однако это же в свою очередь является основой для жесткой экономической конкуренции.

Во-вторых, с усилением позиций транснациональных корпораций в мировом хозяйстве формируется единое экономическое пространство для предпринимательской деятельности, а также происходит унификация форм экономического поведения на базе западных либеральных ценностей. Однако следует отметить, что такие  принципы глобального международного бизнеса имеют отношение на современном этапе лишь к международным экономическим отношениям. В свою очередь, экономическая культура отечественного предпринимательского класса в России преимущественно определена ценностями, нормами и традициями национальной культуры.

В заключение стоит сказать несколько слов, о необходимости воздействия на российское предпринимательство системы профессионального образования, способного сформировать первоначальные представления об экономической культуре предпринимательства у студентов. Представляется наиболее важным уже на этапе вузов и ссузов осуществлять распознание лиц, склонных к предпринимательской деятельности, на основе индивидуальной работы со студентами. Необходимо знакомить учащихся с различными формами и видами предпринимательства, демонстрировать судьбы и практику успешных компаний, а также активно привлекать к участию в творческих разработках и научных изобретениях. Очевидно, что именно творческий потенциал личности тесно связан с главным ресурсом предпринимательства [1].

Список литературы

1) Беленький В.Х. Предпринимательство: развитие, природа, проблемы / В.Х.Беленький, В.Ф.Паульман // Социол. исслед. - 2012. - N 10. - С.11-20.

2) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

3) Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2009. Выпуск 4 (15). - С. 120-127.

4)Усов В.Н. Экономическая культура российского предпринимательства в условиях институциональных трансформаций. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. - 387 с.

5) Фихтнер О.А. Сетевая предпринимательская культура в России // Экономический журнал. 2011. № 1. - С. 70-78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30671. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» 14.18 KB
  Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре рассказ Изергиль о своей жизни легенда о Данко.Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни два представления о ней.Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу Данко же решил добыть ее для всего племени.
30672. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в 13.4 KB
  Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем поднимаемой в классической литературе.Писатели 19 века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь свое дворянское и офицерское достоинство.В романе Евгений Онегин дуэль становится тем явлением которое противоречит внутреннему миру героя.Перед дуэлью Онегин спокойно проспал всю ночь в противоположность Ленскому.
30673. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 13.32 KB
  Булгакова Мастер и Маргарита Нет зла без добра нет Сатаны без Бога и Сатана также естествен в мире как обитель добра. Это основная философская мысль в романе Мастер и Маргарита. Ведь это дьявол выполняет просьбу Левия Матвея от имени Бога устроить судьбу Мастера в новой жизни. И поэтому Мастер вынужден уйти под опеку к Воланду.
30674. Тема «русского бунта» в произведениях отечественной литературы 14.29 KB
  Тема русского бунта нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы но несомненно свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.Работая над этим произведением писатель пользовался многочисленными историческими источниками совершил поездку по местам пугачевского бунта записывал рассказы очевидцев. В Капитанской дочке перед нами предстает Пушкин художник раскрывающий тему народного бунта в высшей степени художественно.
30675. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы 14.5 KB
  Конфликт в который вступают Чацкий и московское общество весь ход сюжета убедительно доказывают что Чацкий по сути дела один на один с целым мирком в миниатюре миром Фамусова. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий единственный русский человек во всей пьесе. Воскреснем ли когда от чужевластья мод вопрошает он иронизируя над тем что московское общество одевается по французской моде предпочитает французскую кухню французский язык знает лучше чем русский.Фамусовское общество...
30676. Тема греха и покаяния в русской литературе 13.81 KB
  Особенно остро ставил проблему греха и покаяния в своем творчестве Ф.Проблему нравственного греха и покаяния ставил не только Ф.Таким образом тема греха и покаяния проходит через творчество многих русских писателей.
30677. Философские вопросы бытия в лирике С.А. Есенина (на примере 3 -4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Тема жизни и смерти в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» 14.68 KB
  Тема жизни и смерти в стихотворении Мы теперь уходим понемногу В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил что я успел для чего пришел в этот миЕсенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы. Жизненный путь пройден природа завершила свой кругСоотношение весны человека и...
30679. Тема подвига и самопожертвования в русской литературе 14.15 KB
  Подвиг самопожертвование могут восприниматься писателями поразному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни но и в семейнобытовом социальном философском плане. Если бы не слова князя Андрея никто бы не узнал о его подвиге.