63867

Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. В данной связи следует учитывать что именно степень эффективности проведения...

Русский

2014-06-24

22.52 KB

2 чел.

Обуховская А.С.

г. Ростов-на-Дону

Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период

На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. Возникающие проблемы в данной сфере вызваны в первую очередь отсутствием развитой конкурентной среды, способной мотивировать хозяйствующих субъектов, и политикой слепого копирования рыночного механизма в отрыве от социокультурных аспектов. В данной связи, следует учитывать, что именно степень эффективности проведения социально-экономических реформ влияет на тенденции, лежащие  в основе современного предпринимательства.

С приходом рыночных отношений вначале 1990-х гг. Россия вступает в новый период своей истории. Происходит существенная трансформация ценностных ориентиров, в том числе определяющих экономическую деятельность. Возникают новые формы организации хозяйственной сферы, перестраивается институциональная структура общества,  частично ликвидируется государственное регулирование цен. Вместе со становлением свободного рынка возрождается и предпринимательство, находившееся  в советские годы на нелегальном или полулегальном положении. Именно данный этап можно считать началом формирования экономической культуры современного российского предпринимательства.

В рамках новой экономики предпринимательская деятельность оказалась под влиянием патерналистской модели государственности. Современная культура российского предпринимательства складывалась в условиях государственного протекционизма и отсутствия гарантии прав частной собственности. Государство занимало первостепенные позиции в экономическом секторе, вследствие чего могло устанавливать и контролировать «правила игры» в данной сфере.

Однако такое положение  приводило к незащищенности хозяйствующих субъектов и произволу со стороны государства. Возможность организовывать и развивать предпринимательскую деятельность нередко зависела от представителей власти. Экономический успех предпринимателей был связан в первую очередь с возможностью получения выгодных правительственных заказов, ссуд и льготных кредитов, а не повышением эффективности производственного процесса. Это в свою очередь служило основанием для появления таких негативных социально-экономических явлений как рост коррумпированности отечественных чиновников и подкупом должностных лиц.

Также необходимо отметить, что на начальном этапе экономическая культура предпринимательства опиралась в большей степени на этику служения обществу, согласно которой индивид является не автономной частью социума, а органично интегрирован в него. Попытки перехода к чисто денежным, гражданским отношениям всякий раз терпели неудачу вследствие культурной предрасположенности к введению общей хозяйственной деятельности. Наглядным примером воплощения в жизнь принципа социального служения у российских предпринимателей является тот факт, что традиционно коммерческая деятельность в России не считалась престижной. В свое время купечество, а затем и промышленники считались людьми второго сорта[4].

В модернизирующемся российском обществе в начале XXI века общественные цели сменяются на стремление к индивидуальной максимизации прибыли, личностный успех и практическую целесообразность.  Вместо этики служения обществу начинает господствовать этика ответственности. Для предпринимателей становится наиболее важным ответственность за последствия принятых решений, чем нравственность и духовная убежденность в правильности и праведности поступка. Согласно М. Веберу, тот, кто не успевает приспосабливаться к условиям, от которых зависит успех в капиталистическом обществе, терпит крушение или не продвигается по социальной лестнице[2]. В условиях господства этики ответственности бизнес выполняет функции производства, действующие на конкурентной рыночной основе, а за функции обеспечения высокого уровня жизни и развития инфраструктуры несет ответственность государство.

На современном этапе, экономической культуре предпринимательского класса в России свойственна определенная специфика: с одной стороны, в сознании предпринимателей преобладают либеральные ценности – экономическая свобода, индивидуализм, нацеленность на выгоду. С другой стороны, все еще оказывают значительное влияние традиционные ценности патерналистской модели государственности.

Усиливающиеся процессы глобализации также воздействуют на экономическую культуру предпринимательства весьма неоднозначно. Во-первых, очевидно, что процесс роста экономической интеграции на основе ускоренного технического прогресса и перехода к информационному обществу, а также либерализация международной торговли и движения капитала создают условия для осуществления свободной предпринимательской деятельности. Однако это же в свою очередь является основой для жесткой экономической конкуренции.

Во-вторых, с усилением позиций транснациональных корпораций в мировом хозяйстве формируется единое экономическое пространство для предпринимательской деятельности, а также происходит унификация форм экономического поведения на базе западных либеральных ценностей. Однако следует отметить, что такие  принципы глобального международного бизнеса имеют отношение на современном этапе лишь к международным экономическим отношениям. В свою очередь, экономическая культура отечественного предпринимательского класса в России преимущественно определена ценностями, нормами и традициями национальной культуры.

В заключение стоит сказать несколько слов, о необходимости воздействия на российское предпринимательство системы профессионального образования, способного сформировать первоначальные представления об экономической культуре предпринимательства у студентов. Представляется наиболее важным уже на этапе вузов и ссузов осуществлять распознание лиц, склонных к предпринимательской деятельности, на основе индивидуальной работы со студентами. Необходимо знакомить учащихся с различными формами и видами предпринимательства, демонстрировать судьбы и практику успешных компаний, а также активно привлекать к участию в творческих разработках и научных изобретениях. Очевидно, что именно творческий потенциал личности тесно связан с главным ресурсом предпринимательства [1].

Список литературы

1) Беленький В.Х. Предпринимательство: развитие, природа, проблемы / В.Х.Беленький, В.Ф.Паульман // Социол. исслед. - 2012. - N 10. - С.11-20.

2) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

3) Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2009. Выпуск 4 (15). - С. 120-127.

4)Усов В.Н. Экономическая культура российского предпринимательства в условиях институциональных трансформаций. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. - 387 с.

5) Фихтнер О.А. Сетевая предпринимательская культура в России // Экономический журнал. 2011. № 1. - С. 70-78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21330. Протоколирование и аудит 94.5 KB
  Реализация протоколирования и аудита решает следующие задачи: обеспечение подотчетности пользователей и администраторов; обеспечение возможности реконструкции последовательности событий; обнаружение попыток нарушений информационной безопасности; предоставление информации для выявления и анализа проблем. Разумный подход к упомянутым вопросам применительно к операционным системам предлагается в Оранжевой книге где выделены следующие события: вход в систему успешный или нет; выход из системы; обращение к удаленной системе; операции с...
21331. Службы информационной безопасности 246.5 KB
  Службы информационной безопасности и типы атак Атаки Службы безопасности Конфиденциальность Целостность Доступность Идентифицируемость Доступа X X Модификации X X Отказ в обслуживании X Отказ от обязательств X X Конфиденциальность Служба конфиденциальности обеспечивает секретность информации. Правильно сконфигурированная эта служба открывает доступ к информации только аутентифицированным пользователям. Выполняя эту функцию служба конфиденциальности ограждает системы от атак доступа.
21332. Информационная культура 27 KB
  Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения обработки и передачи компьютерную информационную технологию современные технические средства и методы. Информационная культура в узком смысле это уровень развития сферы информационного общения людей а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности человека в которой мы можем отметить степень достигнутого количество и качество созданного...
21333. Общее представление об информационной системе 3.9 MB
  Информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск и выдачу информации необходимой в процессе принятия решений в любой области. Информационная система ИС взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемая для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание ИС предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях...
21334. Основные понятия, терминология и классификация 185 KB
  Опираясь на рассмотренное содержание понятия технология можно сформулировать следующее определение понятия информационная технология: Информационная технология это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы Информационная технология ИТ это совокупность методов производственных и программнотехнических средств объединенных в технологическую цепочку обеспечивающую сбор хранение обработку вывод и распространение...
21335. Основы построения системы стандартов ИТ 1.41 MB
  Единое информационное пространство складывается из следующих основных составляющих: информационные ресурсы содержащие данные сведения информацию и знания собранные структурированные по некоторым правилам подготовленные для доставки заинтересованному пользователю защищенные и архивированные на соответствующих носителях; организационные структуры обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства: поиск сбор обработку хранение защиту и передачу информации; средства информационного взаимодействия в том...
21336. Безопасность информационных систем 165 KB
  Действительно вопросы хищения информации ее сознательного искажения и уничтожения часто приводят к трагическим для пострадавшей стороны последствиям ведущим к разорению и банкротству фирм к человеческим жертвам наконец. А тысячи коммерческих компьютерных преступлений приводящих к потерям сотен миллионов долларов а моральные потери связанные с хищением конфиденциальной информации. Перечень бед от нарушения безопасности информации можно было бы продолжать бесконечно если раньше для успешного совершения революции или переворота важно было...
21338. Понятие и виды гидросферы. Важнейшие свойства природных вод 201 KB
  Нижняя граница гидросферы принимается на уровне поверхности мантии (поверхности Махоровичича), а верхняя проходит в верхних слоях атмосферы. Гидросфера включает в себя Мировой океан, воды суши – реки, озера, болота, ледники – атмосферную влагу, а также подземные воды, залегающие всюду на материках