63871

Социальная солидарность в эпоху перемен

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социальная солидарность sociаl solidаrity интеграция и ее степень или тип проявляемые обществом либо группой. Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм выделил что социальная солидарность это то что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое.

Русский

2014-06-26

43 KB

1 чел.

Милюшина А.А.

г. Иркутск

Социальная солидарность в эпоху перемен

Социальная солидарность (social solidarity) - интеграция и ее степень или тип, проявляемые обществом  либо группой. Основа социальной солидарности изменяется от простых обществ к более сложным. Она часто основана на отношениях родства, прямых взаимоотношениях и общих ценностях. [1]

Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм выделил, что  социальная солидарность — это то, что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое. Для ранних обществ характерна механическая социальная солидарность, основанная на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими социальных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», а разделение труда примитивно и незначительно. 

Он подошел к определению общества как вместе взятых индивидов и групп, которые имели общие культурные, экономические, социальные связи и ценности.  Действительно, ведь еще с древних веков и по сей день народ объединяется по общим признакам, будь то будет какое-то занятие, например охота или рукоделие, различное хобби, а также по внешним признакам ( раса, телосложение, и т. д ), язык и культура также имеют немаловажную роль при объединении людей. В работах Дюркгейма можно увидеть сравнения механической и органической солидарности.

Механическая солидарность – основана на отношениях родства и общих ценностях. Характеризуется одинаковыми  интересами, какими-то ценностями, поведением. Примером могут послужить племена, которые сходились по общим признакам, религии, кровно - родственными связями, у них также были общие идеи и цели.

Органическая солидарность – основана на различии индивидов. Если механическая солидарность преобладала на первых этапах эволюции общества, то органическая начинает появляться в средневековом обществе, следуя в современное  индустриальное общество, и тут практически не остается механической солидарности.

Если при механической солидарности невозможно было отклониться от коллектива, то здесь кровнородственные связи уже перестают играть важную роль, индивид отделяется от группы, ведется к обмену знаний, деятельности.

Примером солидарности могут послужить несогласия людей. Общество становится солидарным, объединяется вокруг данной проблемы и начинает бороться. Созданное в сентябре 1980 года польское объединение профсоюзов «Солидарность» являлось массовым социальным движением антитоталитарной направленности, оно объединяло политические силы- католических консерваторов, правовых либералов и анархистов. Это некий пример забастовки, столкновений народа. Также можно вспомнить революцию 1917 г, победа на территории огромной страны свидетельствовала о поддержке идей большевизма народными массами и о слабости его противников. Она оказалась осуществленной благодаря парламентскому, экономическому и политическому кризису, слабости и ошибкам временного правительства, падению его авторитета.  Проблемой социальной солидарности может послужить принудительный характер государства, а также потеря принципа общей пользы, отсюда следуют войны и восстания.  

Люди объединяются в группы, и взаимодействую между собой, общими усилиями достигают поставленных целей. В России народ  из разных городов, например Новосибирск и Москва могут быть против друг друга, так как в данном случае  сыграет роль - менталитет, общение, ценности людей г Новосибирска и г Москва, но если люди из этих городов встретятся в другой стране, например в Китае, то они будут держаться вместе, появятся много общих признаков, они начнут обдумывать какие-то идеи, которые пойдут им на пользу.

Еще одним примером может послужить экскурсионная группа, которая создается одной целью – получить новые навыки, поделиться опытом. Участие могут принят все желающие, кому это интересно на данным момент. Руководящий группы знает маршрут и темы обсуждений, в свою очередь люди будут слушать его, т.к  им интересны эти темы. Если мероприятие проходит в неизвестном месте для людей, то они чувствуют себя надежными, так как они не одни и делают то же, что и другие, так становится проще и спокойнее.

В социальная солидарности человек не может выступить как индивид, но в  то же время задумаемся, откуда тогда появляется эта группа, коллектив? Каждый человек несет в себе определенную информацию и выражает ее разными способами, при этом находя людей с такими же идеями и целями, которые хотелось бы воплотить в реальность. Это сплачивает индивидов в участие в общих делах.

Большие солидарные сообщества мы можем наблюдать в интернете, для вступления в какую-либо группу тебе всего лишь нужно «кликнуть кнопкой мыши». И вот ты уже – в самой гуще событий, причём высказывания твои искренни и всегда найдут отклик у других людей. Но нужно тщательно подумать, прежде, чем вступить в какую-либо группу. Ведь есть много сообществ, которые пропагандируют суицид. И людям с неокрепшей психикой он может навредить. Есть много групп, которые находят сообщников-волонтёров для помощи людям, попавших в тяжёлые жизненные ситуации, например, летом прошлого года в интернете был брошен клик о помощи в розыске 5-летнего мальчика, пропавшего в лесу 3 дня назад. Совершенно незнакомые люди в считанные часы съехались в Псковскую область, и к вечеру мальчик с их помощью был найден. Этот пример нам показывает, что бывает не только солидарность, созданная на негативе, в ущерб человеку, но и бывает другая сторона солидарности, завязанная на поддержке, взаимопонимании и сострадании.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем – науки об обществе – социологии.

Список литературы

1. Словарь [электронный ресурс] URL: http://vslovare.ru/

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. – 2-ое изд. – М.: «Книжный дом Университет», 1999

3. Слово о человеке / Энциклопедический словарь [электронный ресурс] URL: http://www.slovochel.ru/sol-socialnaja.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46615. Усна форма літературної мови. Орфоепічні норми як компонент формування мовної компетенції фахівця 22 KB
  Усна форма літературної мови. Усна форма мови це мова яка використовується у спілкуванні. Важливим елементом усної мови є інтонація від якої залежить зміст вислову. Мовна норма сукупність найтісніших усталених елементів мови які в процесі історичного розвитку відібрала і закріпила мовна практика певного суспільства; вони зафіксовані у правописі граматиках і словниках.
46616. Мовний етикет 22 KB
  Він є одним із показників культури мови. Культура мови ознака літературної мови параметр за яким встановлюються авторитетні загальновизнані стандарти реалізовані в нормах писемного й усного спілкування. З культурою мови насамперед пов'язують уміння правильно говорити й писати дотримуватися всіх норм літературної мови.
46617. Типи економічних словників. Їхня характеристика 22 KB
  Також існують ще й спеціальні словники тобто такі в яких набір слів стосується певної галузі знань. Одними з таких є економічні словники. Економічні словники можна класифікувати порізному. Словники відіграють надзвичайно важливу роль у житті кожної людини а спеціальні у житті професіонала.
46619. Общие требования к уроку изобразительного искусства. Традиционный урок его структура и особенности 22.37 KB
  опыт; развивающий характер занятий; реализация дидактических принципов в оптимальных соотнощениях; обеспечение надлежащих условий для продуктивнопознавательной деятти с учетом особенностей интересов; установление межпредметных связей; связь с ранее изученным преемственность; активизация познавательных процессов мотивации; логичность и эмоциональность педагогического процесса; эффективное использование педагогических средств; связь с жизнью; формирование ЗУНОВ;формирование умения учиться; ориентировка на зону ближайшего...
46620. Удельная государственно-политическая система (на примере Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств). Русское право периода раздробленности. Дворцово-вотчинная система управления 22.38 KB
  Период феодальной раздробленности характерен бесконечными войнами распрями междоусобицами разорявшими крестьянство города ослаблявшими военную мощь Руси. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северовосточной Руси. Как утверждают историки это было сильное и жизнеспособное политическое образование которое могло претендовать не только на самсютоятельность но и на центральное положение во всей Руси. киевский митрополит Максим не терпя насилия татарского оставил Киев и переехал во ВладимирСуздальский что...
46621. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс) 22.42 KB
  3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.
46622. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству (кружок, конкурс рисунков, экскурсия, поисковая работа) 22.53 KB
  Работы и их классифик; 3особенти методики организации кружка конкурса рисунков эскурсии поисковой работы. 2К Основ формам внеклас и внешк работы относятя: кружок кл. Кружок по Изонаиболее распростр вид внеклас работы в школе. Организация работы кружка включает разработку содержания занятий с учетом склонностей интересов учся разного возраста.
46623. Эмиль Антуан Бурдель 22.67 KB
  С их подчас неистовой экспрессией Памятник павшим в Монтобане бронза 1893 1902 отмечены дробностью ритмов объёмов усложнённостью общего построения. отличаются единством конструктивности и динамики контрастностью света и тени грубоватоэнергичной обработкой утрированнокрупных плотных форм активностью пространственного построения Геракл стреляющий из лука 1909 Пенелопа 1909 12 Сафо 1924 25 все бронза. Роден бронза 1909; А. Франс бронза 1919 Б.