63872

Проблема толерантности в общеобразовательных учреждениях начального общего образования

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Проблема толерантности в общеобразовательных учреждениях начального общего образования Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В педагогических теориях толерантность оценивается как: отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор...

Русский

2014-06-26

59.5 KB

0 чел.

Махосова Ю.В.

г. Иркутск

Проблема толерантности в общеобразовательных учреждениях начального общего образования

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность начала XXI века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.

Начать свою работу мне бы хотелось с теоретического анализа  понятия «толерантность» в психологии и педагогике. Психологические концепции рассматривают толерантность как способность организма переносить неблагоприятное воздействие и терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям [3, с. 214].

В педагогических теориях толерантность оценивается как:

  1.  отсутствие или ослабление  реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию;
  2.  способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям, без утраты психологической адаптации;

Направленность толерантности к тревоге проявляется в повышении эмоционального реагирования на угрожающую  ситуацию, а внешне – в выдержанности, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия, без  снижения адаптационных возможностей. Одно из профессиональных важнейших качеств педагога [4, с. 263].

Слово «терпимость», употребляемое довольно часто в обыденной речи, означат «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением злу, со способностью «подставить другую щеку». Когда же мы говорим о толерантности, толерантных установках, напротив, речь идет об активной  жизненной позиции, предполагающей формирование самосознания, ответственности, защиту прав любого человека, и своих прав не в последнюю очередь. Здесь позиция: «сделай так, чтобы не пришлось подставлять даже  правую щеку», «уважай другого, умея уважать себя» [2, c. 33].

Основными причинами отсутствия степени толерантности исследователи называют возникновение кризисов поведения: девиантное, деликвентное, протестное, депрессии, рост агрессии (Н.Г. Махмудова, И.П. Медведев, Н.А. Саблина, Т.Г. Стефаненко, Е.П. Хорошилова, З.Н. Чеккуева, В.В. Шалин, Ф.М. Шидакова, Е.Н. Шиянов) [2, c35]. Обозначенные проблемы могут и должны решаться в нескольких плоскостях. С одной стороны, это общегосударственные меры политического и социально-экономического характера, а с другой стороны, это меры педагогические и образовательные, которые помогут решить возникающие интолерантные проблемы.

Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев и мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были монокультурными.

Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих общеобразовательных учреждений это обстоятельство стало причиной возникновения сложных проблем. Межкультурному или кросскультурному  взаимопониманию нужно учить. Поэтому одной из задач является совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия (Апресян Р.Г., Асмолов А.Г., Белкин А.С., Вейт М.А., Вульфов Б.З., Гершунский Б.С, Кленова Н.В., Коротов В.М., Кукушин B.C., Мудрик А.В., Никандров Н.Д., Новикова В.И., Чернова Г.П.) [2, c. 57]. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добротворчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Уже в первом классе, попадая в новую среду, в которой еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. У мальчиков этот поиск идет дольше, чем у девочек. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Лидером становится тот, кого уважают за силу, за умение организовать игру, придумать что-то интересное. Девочки сложной иерархии не образуют. У девочек выбор лидера происходит по формальным признакам: она лучше других одета, приносит в класс игрушки, которых нет больше ни у кого, ее хвалит учительница [1, c. 138].

На этом фоне легко может сформироваться установка нетерпимости к «чужим». У мальчиков агрессия часто проявляется физически (дерутся, толкаются), а у девочек вербально (дразнят, обзываются, говорят обидные вещи).

Хорошо, если лидером становится тот ребенок, чей пример действительно положителен. А если нет? Вот тут нельзя переоценить роль педагога. Но если ребенок-лидер не признается педагогом и группой детей, за которыми стоит авторитет взрослого, то такому лидеру приходится доказывать свое главенство за счет унижения самых слабых.  И впоследствии у детей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению.

Дети, как и некоторые взрослые, оценивая другого человека, за точку отсчета принимают обычно самого себя. «Если я сильный, то все кто слабее меня, воспринимаются, как недоразвитые. Если я могу постоять за себя, то все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хорошие отметки, значит, я умный, а «троечники» - люди второго сорта. Пусть тренируется, занимается спортом, развивает силу воли, слушает учителя и старательнее готовит уроки. Тогда он станет «своим». А сейчас он сам виноват, что не такой, как мои друзья»[1, c.156].

Правильная ли это позиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Поэтому задача учителя – донести до детей, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя.

Воспитание толерантности к непохожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем обществе одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами по отношению к подрастающему поколению.

Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности [5, c. 65]. 

Образование должно использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности [2, c 81].

На мой взгляд, для решения проблемы толерантности должны не только разрабатываться, но и внедряться в систему школьного образования специальные программы по развитию толерантности. В наше время проблема толерантности чаще всего пущена на самотек, дети занимаются самообразованием в этой области, это проявляется в процессах обмена информацией с окружением, хотя цель привить терпимость к окружающим стоит перед учителем (согласно федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе») [8].

Однако в последнее время работа по вопросу толерантности все же начала набирать обороты. Например, в рамках инновационного проекта Института межкультурной коммуникации ИГЛУ «От межконфессиональной толерантности к толерантности социальной» были проведены уроки толерантности для старшеклассников лицея ИГУ и гимназии №3 г. Иркутска. Занятия были посвящены Международному дню толерантности, который отмечается каждый год 16 ноября [6]. В МБОУ СОШ №24 города Иркутска внедрен региональный компонент на уроках музыки, дети изучают особенности музыки, как русской, так и музыки других стран и регионов. Так же регулярно проводятся классные часы на тему доброты, различные дидактические игры по привитию толерантности, сплочению коллектива и т.д.. 3 сентября 2007 года Сибирская академия права, экономики и управления гостеприимно распахнула двери для «новеньких» - учеников открывающейся основной общеобразовательной школы полного дня «Академия будущего». Школа работает по единой образовательной системе «Школа 2100», образование по этой программе предполагает формирование установок толерантного сознания у школьников [7]. К единой образовательной системе «Школа 2100» присоединяются и другие общеобразовательные учреждения Иркутска МОУ СОШ №36, МОУ СОШ №23, гимназии № 1 и др.

В заключение хотелось бы отметить,  что работа с детьми должна вестись уже с самого их рождения и прежде всего в семье, а в последующем в ДОУ, школах, образовательных учреждениях среднего и высшего звена и, в конце концов, человек должен заниматься самообразованием в сфере толерантности. Ведь умение проявлять толерантность является одним из необходимых условий нормального функционирования гражданского общества и условия выживания человечества.

Список литературы

  1.  Блонский, П.П. Психология младшего школьника. М.: Наука, 1997. – 258 с. 
  2.  Паламарь, Л. Мудрость общения – как построить свое Я. – М.: Наука, 1991. – 244 с.
  3.  Психология, словарь / под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.6 Наука, 1990. –  332 с. 
  4.  Педагогика, словарь/ под общей редакцией  Коджаспирова А.Ю, Коджаспировой Г.М. – М.: Педагогика, 1995. – 416 с.
  5.  Пчелинцева, И. Толерантность и школьник. – М.: Знание,  2003. – 384 с.
  6.  Горчакова Е., «Студенты ИГЛУ провели уроки толерантности для старшеклассников лицея ИГУ и гимназии №3 г. Иркутска» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pribaikal.ru/genealogy-item/article/11981.html  (дата обращения 11.11.13).
  7.  Школа «Академия будущего», Образовательный холдинг «Сибирский Университет»– Режим доступа: http://sibacademia.ru/articles.php?article_id=44 (дата обращения 11.04.12).
  8.  Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», межкультурный диалог–   Режим доступа: http://www.tolz.ru/library/?id=51 (дата обращения 11.01.13).

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61382. Страна аппликации 4.58 MB
  Оборудование учителя: пакет наглядного пособия магниты рисунки репродукции аппликации набор для трудов. Зрительный ряд: зашифрованная тема плакат по теме урока репродукции рисунки плакаты аппликации ребус. Правильно страна аппликации.