63874

Феномен социального отчуждения

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. Отчуждение это процесс в котором от людей отделяются результаты их деятельности сама деятельность а также те силы которые эту деятельность...

Русский

2014-06-26

43.5 KB

1 чел.

Андреева Д.А.

г. Иркутск

Феномен социального отчуждения

Развитие европейской культуры в XX веке было отмечено не только усилением традиционных, но и одновременным появлением и развитием новых форм социального отчуждения, почти не известных культурам прошлого. Различные формы социального отчуждения взаимопроникают друг в друга, что приводит к тому, что отчужденный субъект постепенно настолько теряет специфические для него субъектные характеристики, а значит и сам процесс отчуждения уже перестаёт осознаваться как таковой. Субъект как бы «растворяется» в аморфной социальной среде, осознавая себя лишь как носителя определенной социальной роли [3]. Доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое, обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.

Отчуждение — это процесс, в котором от людей отделяются результаты их деятельности, сама деятельность, а также те силы, которые эту деятельность сделали возможной и ее реализовали. Продукты этого отделения приобретают относительную самостоятельность, выходят из-под контроля их создателей и обретают затем господство над породившими их человеческими силами, а человек превращается из цели в средство общественного развития [1]. Социальное отчуждение как процесс тем самым представляет собой соединение двух взаимосвязанных явлений: процесса разрушения механизмов открытой (свободной) коммуникации с одной стороны и возрастания власти техники над человеческой личностью с другой [3].  

По Марксу, сущность отчуждения человека сводится к постепенному отрыву и господству над ним сил, которые он создает сам. Он перестает контролировать движение продуктов своей же деятельности: государство, собственность, господствующая идеология. Природа человеческой деятельности, прежде всего трудовой, такова, что человек на ранних этапах своего развития вынужден противопоставить себе созданные им же силы для того, чтобы извне стимулировать свой труд, содержание которого непривлекательно. Ибо это труд, диктуемый нуждой и внешней целесообразностью, труд, находящийся на низших ступенях своего развития (в процессе труд оказывается выключенным внутренний мир человека). Такими силами являются деньги, как идеальная сторона товаров (человек освобождаясь от личной зависимости - рабство, крепостничество - обретает вещную зависимость с ее принципом: « ты стоишь ровно столько, сколько у тебя денег»),  религия – Бог, контролирующий поведение человека извне и воздающий ему по заслугам  в « судный день». Такой образ бога необходим для самоконтроля и контроля слоев общества, которые « либо не нашли себя, либо потеряли себя». Таково государство, необходимое для насильственного удержания и подчинения слоев населения, страдающих от социального, экономического, политического неравенства, контролирующее распределение результатов труда « по собственности». Это царство наемного труда, когда рабочая сила становится товаром, т. е. « собственностью» работника. Труд расколот на две противоположные сущности и теряет свою подлинность. Ощущение человеком нецельности существования трагично в своей основе. Осознание этого состояния рождает борца против угнетения [2].

К примеру, Ж.Ж. Руссо и его единомышленники объясняли увеличивающееся чувство одиночества и духовной опустошенности человека разрывом между общественными установлениями и естественной природой человека, по которой « каждый с рождения обладает неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность». Эта установка принята в наши дни ООН как кредо этой организации. Отчуждение проходит путь от «нейтрального» состояния, когда, например, труд и его оплата взаимно развивают друг друга. Зарплата при этом - равнодушная к человеческой индивидуальности чуждость.

Говоря об эволюции явлений отчуждения человека в российском обществе, стоит отметить: преодоление отчуждения, доставшегося от буржуазно-помещичьего строя, происходило в условиях победы мобилизационной модели общественного строя. Революционным путем была установлена власть трудовых классов, четыре года шла гражданская война, эмигрировало около  2 млн. представителей имущих классов. Мобилизация страны позволила за исторически короткий срок индустриализовать ее, ликвидировать неграмотность населения, победить фашизм, стать великой державой. Но вместе с ликвидацией эксплуатации человека человеком необходимым образом возникла власть организации (социалистическое государство) над человеком, что обернулось установлением институционального давления на личность человека, растворения ее в организационном социуме. Эксплуатация сопровождалась лишением его ряда личных прав и свободы ради достижения общественных целей. В идеологии, воспитании возобладал принцип « общественное выше личного». После войны руководство страны, взявшись в изнурительную гонку вооружений, не сумело воспользоваться научным анализом путей дальнейшего развития страны, в том числе преодолеть отчуждение [2].

Фиксируя показатели ситуации в терминах отчуждения, можно сказать, что отчуждение, истолкованное марксистами  в основном как экономическое явление, в эпоху постиндустриального развития общества практически оказалось всеобщим, теряя однозначный классовый характер. Снятие классового отчуждения в СССР показало, что капиталист в той же мере оказался подверженным отчуждению, как и пролетарий - это было отчуждение от человека как человека, отчуждение человека от своей природы (отрешение от своей индивидуальности, задатков). Видимо,  это и есть отрешение от деятельности, в которой человек может «найти себя».

К примеру:  российский миллиардер В. Потанин отказался передать детям свое состояние, считая, что дети могут добиться чего-либо в жизни лишь путем самореализации. М. Горький в романе « Дело Артамоновых» показал, как деградируют семьи русских буржуа в третьем поколении. В политике и экономике такое состояние порождает « нейтральное отчуждение», «равнодушную чуждость». Следовательно, ослабление (снятие) политической необходимости привлечения всех членов общества к целям борьбы за интересы лишь конкретного класса постепенно открывает социальное поле и перспективы для проявления и расцвета индивидуальных задатков всех членов общества.

В период перестройки произошел распад суперэтноса «советский народ» на отдельные этносы, образовавшие свои национальные государства. Процесс возрождения самосознаний этносов сопровождался конфликтами. Этот феномен - этническое отчуждение -  развивался и внутри каждой нации.  Поведение интеллигенции отделившихся наций, охваченной эйфорическим возбуждением чувства национального самосознания, сопровождалось возникновением волны ксенофобий, ведущей к агрессивности. В ряде республик бывшего СССР возникли режимы кланового, семейно-родственного характера, что усилило процесс отторжения граждан от политической власти [2].

Из пяти констант социального существования человека: труда, любви, доминирования, игры и смерти, подвержены отчуждению, возникающему в социальном соперничестве, в жизненной борьбе. Доминация индивида в социальной жизни превращается в господство над другими. Общество, построенное на принципах доминирования, господства одних над другими, открывает дорогу  к всеобщему насилию.  

Также в России существует политическое отчуждение, эпизодически принимающее враждебный характер.  Общественные группы различаются коренными интересами, и это неравенство требует применения государством единой меры к различным группам. Демократия, прежде всего, процедура соблюдения равенства. Равенство перед законом есть формальное равенство; необходима целая историческая полоса для преодоления такого положения. Преодоление политического отчуждения связано с ликвидацией самоотчуждения, обусловленной исчезновением политики при взаимодействии социальных групп. Главное для этого -  повышение жизненного уровня и культуры населения  на основе социальной политик государства, но с помощью наиболее активной группы работодателей в лице - бизнес-сообщества [2].

Список литературы

1. Лапкин В.В. «Модернизация» и « Капитализм»: Переосмысляя современное развитие / В.В. Лапкин // Политические исследования.- 2012.- №6.- с 43-47

2. Минюшев Ф.И. Социальное отчуждение. Опыт нового поколения / Ф. И. Минюшев // Социологические исследования.- 2011.- № 4. -  с. 3-7

3. Харламов А.В. Социальное отчуждение и социальная коммуникация / А.В. Харламов // Общество и коммуникация. Сб. научных работ. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2003.- с. 23-25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64968. К ИСТОРИИ ОТРАРА МОНГОЛО-ТИМУРИДСКОГО ВРЕМЕНИ 41 KB
  Имеется уникальная возможность сопоставить данные двух независимых друг от друга источников какими являются письменные и археологические материалы и реконструировать на их основе не которые важнейшие события истории Отрара.
64971. РОССИЯ, СИБИРЬ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ ВОСТОКА 55.5 KB
  Литосовым признали себя подданными русского царя сказав: Рад де я быти под ево царскою высокою рукою и во всем добра хотети и на их государьское жалованье и милостивое призрение надежен В ходе переговоров Сенге...
64972. Ярлык в традиции политической культуры Восточной Европы в XIV веке. Вопросы истории 71 KB
  В Москве всегда внимательно следили за всеми перипетиями внутриполитичес­кой борьбы в улусе Джучи, особенно в период великой замятии, когда в Орде в борьбе за Новосарайский престол боролись правители-однодневки. Это отразилось в русских летописях, которые позволяют судить о многих аспектах политической ис­тории Орды в данный период.
64973. АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В МОНГОЛЬСКИХ ЯЗЫКАХ 162 KB
  Фразеология монгольских языков неоднократно становилась объектом лингвистических исследований. В русской фразеологии принято считать, что в языке не существует настолько оригинальных фразеологизмов, что на них не распространяются законы языка.
64974. Идентичность «Танну-Урянхая» и «Урянхайская проблема» 260.5 KB
  Круг выступает также как проекция шара, признаваемая идеальным телом в мифопоэтической (религиозно-мифологической), так и в древнейшей научно-философской традиции (ср. идеи Ксенофана о шаре как образе единства ограниченности и безграничности и о шарообразности божества).
64975. Поволжье в составе Золотой Орды 148.5 KB
  Поволжье в составе Золотой Орды Монгольское завоевание в XIII в. волжские булгары в дальнейшем оказались в орбите нового политического союза Золотой Орды где в силу обширности территорий объединялись многие народы. После образования Золотой Орды где не было официальной общепринятой государственной религии среди наибольшей части местного...
64976. МОНГОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 79 KB
  Самым ранним образцом воспринятой монголами письменности считается надпись на так называемом Чингисовом камне в которой прославляется искусная стрельба из лука Исункэ племянника Чингиса. Вторая часть занимающая три 684 четверти всего сказания посвящена рассказу о жизни и деятельности Чингиса как создателя Монгольского государства.