63874

Феномен социального отчуждения

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. Отчуждение это процесс в котором от людей отделяются результаты их деятельности сама деятельность а также те силы которые эту деятельность...

Русский

2014-06-26

43.5 KB

1 чел.

Андреева Д.А.

г. Иркутск

Феномен социального отчуждения

Развитие европейской культуры в XX веке было отмечено не только усилением традиционных, но и одновременным появлением и развитием новых форм социального отчуждения, почти не известных культурам прошлого. Различные формы социального отчуждения взаимопроникают друг в друга, что приводит к тому, что отчужденный субъект постепенно настолько теряет специфические для него субъектные характеристики, а значит и сам процесс отчуждения уже перестаёт осознаваться как таковой. Субъект как бы «растворяется» в аморфной социальной среде, осознавая себя лишь как носителя определенной социальной роли [3]. Доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое, обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.

Отчуждение — это процесс, в котором от людей отделяются результаты их деятельности, сама деятельность, а также те силы, которые эту деятельность сделали возможной и ее реализовали. Продукты этого отделения приобретают относительную самостоятельность, выходят из-под контроля их создателей и обретают затем господство над породившими их человеческими силами, а человек превращается из цели в средство общественного развития [1]. Социальное отчуждение как процесс тем самым представляет собой соединение двух взаимосвязанных явлений: процесса разрушения механизмов открытой (свободной) коммуникации с одной стороны и возрастания власти техники над человеческой личностью с другой [3].  

По Марксу, сущность отчуждения человека сводится к постепенному отрыву и господству над ним сил, которые он создает сам. Он перестает контролировать движение продуктов своей же деятельности: государство, собственность, господствующая идеология. Природа человеческой деятельности, прежде всего трудовой, такова, что человек на ранних этапах своего развития вынужден противопоставить себе созданные им же силы для того, чтобы извне стимулировать свой труд, содержание которого непривлекательно. Ибо это труд, диктуемый нуждой и внешней целесообразностью, труд, находящийся на низших ступенях своего развития (в процессе труд оказывается выключенным внутренний мир человека). Такими силами являются деньги, как идеальная сторона товаров (человек освобождаясь от личной зависимости - рабство, крепостничество - обретает вещную зависимость с ее принципом: « ты стоишь ровно столько, сколько у тебя денег»),  религия – Бог, контролирующий поведение человека извне и воздающий ему по заслугам  в « судный день». Такой образ бога необходим для самоконтроля и контроля слоев общества, которые « либо не нашли себя, либо потеряли себя». Таково государство, необходимое для насильственного удержания и подчинения слоев населения, страдающих от социального, экономического, политического неравенства, контролирующее распределение результатов труда « по собственности». Это царство наемного труда, когда рабочая сила становится товаром, т. е. « собственностью» работника. Труд расколот на две противоположные сущности и теряет свою подлинность. Ощущение человеком нецельности существования трагично в своей основе. Осознание этого состояния рождает борца против угнетения [2].

К примеру, Ж.Ж. Руссо и его единомышленники объясняли увеличивающееся чувство одиночества и духовной опустошенности человека разрывом между общественными установлениями и естественной природой человека, по которой « каждый с рождения обладает неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность». Эта установка принята в наши дни ООН как кредо этой организации. Отчуждение проходит путь от «нейтрального» состояния, когда, например, труд и его оплата взаимно развивают друг друга. Зарплата при этом - равнодушная к человеческой индивидуальности чуждость.

Говоря об эволюции явлений отчуждения человека в российском обществе, стоит отметить: преодоление отчуждения, доставшегося от буржуазно-помещичьего строя, происходило в условиях победы мобилизационной модели общественного строя. Революционным путем была установлена власть трудовых классов, четыре года шла гражданская война, эмигрировало около  2 млн. представителей имущих классов. Мобилизация страны позволила за исторически короткий срок индустриализовать ее, ликвидировать неграмотность населения, победить фашизм, стать великой державой. Но вместе с ликвидацией эксплуатации человека человеком необходимым образом возникла власть организации (социалистическое государство) над человеком, что обернулось установлением институционального давления на личность человека, растворения ее в организационном социуме. Эксплуатация сопровождалась лишением его ряда личных прав и свободы ради достижения общественных целей. В идеологии, воспитании возобладал принцип « общественное выше личного». После войны руководство страны, взявшись в изнурительную гонку вооружений, не сумело воспользоваться научным анализом путей дальнейшего развития страны, в том числе преодолеть отчуждение [2].

Фиксируя показатели ситуации в терминах отчуждения, можно сказать, что отчуждение, истолкованное марксистами  в основном как экономическое явление, в эпоху постиндустриального развития общества практически оказалось всеобщим, теряя однозначный классовый характер. Снятие классового отчуждения в СССР показало, что капиталист в той же мере оказался подверженным отчуждению, как и пролетарий - это было отчуждение от человека как человека, отчуждение человека от своей природы (отрешение от своей индивидуальности, задатков). Видимо,  это и есть отрешение от деятельности, в которой человек может «найти себя».

К примеру:  российский миллиардер В. Потанин отказался передать детям свое состояние, считая, что дети могут добиться чего-либо в жизни лишь путем самореализации. М. Горький в романе « Дело Артамоновых» показал, как деградируют семьи русских буржуа в третьем поколении. В политике и экономике такое состояние порождает « нейтральное отчуждение», «равнодушную чуждость». Следовательно, ослабление (снятие) политической необходимости привлечения всех членов общества к целям борьбы за интересы лишь конкретного класса постепенно открывает социальное поле и перспективы для проявления и расцвета индивидуальных задатков всех членов общества.

В период перестройки произошел распад суперэтноса «советский народ» на отдельные этносы, образовавшие свои национальные государства. Процесс возрождения самосознаний этносов сопровождался конфликтами. Этот феномен - этническое отчуждение -  развивался и внутри каждой нации.  Поведение интеллигенции отделившихся наций, охваченной эйфорическим возбуждением чувства национального самосознания, сопровождалось возникновением волны ксенофобий, ведущей к агрессивности. В ряде республик бывшего СССР возникли режимы кланового, семейно-родственного характера, что усилило процесс отторжения граждан от политической власти [2].

Из пяти констант социального существования человека: труда, любви, доминирования, игры и смерти, подвержены отчуждению, возникающему в социальном соперничестве, в жизненной борьбе. Доминация индивида в социальной жизни превращается в господство над другими. Общество, построенное на принципах доминирования, господства одних над другими, открывает дорогу  к всеобщему насилию.  

Также в России существует политическое отчуждение, эпизодически принимающее враждебный характер.  Общественные группы различаются коренными интересами, и это неравенство требует применения государством единой меры к различным группам. Демократия, прежде всего, процедура соблюдения равенства. Равенство перед законом есть формальное равенство; необходима целая историческая полоса для преодоления такого положения. Преодоление политического отчуждения связано с ликвидацией самоотчуждения, обусловленной исчезновением политики при взаимодействии социальных групп. Главное для этого -  повышение жизненного уровня и культуры населения  на основе социальной политик государства, но с помощью наиболее активной группы работодателей в лице - бизнес-сообщества [2].

Список литературы

1. Лапкин В.В. «Модернизация» и « Капитализм»: Переосмысляя современное развитие / В.В. Лапкин // Политические исследования.- 2012.- №6.- с 43-47

2. Минюшев Ф.И. Социальное отчуждение. Опыт нового поколения / Ф. И. Минюшев // Социологические исследования.- 2011.- № 4. -  с. 3-7

3. Харламов А.В. Социальное отчуждение и социальная коммуникация / А.В. Харламов // Общество и коммуникация. Сб. научных работ. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2003.- с. 23-25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22095. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 26 KB
  Действительно в профессиональной деятельности учителя и соц. Учитель выполняет главным образом образовательную функцию передает молодому поколению знания и социокультурный опыт накопленный обществом. В центре же внимания соц.
22096. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 61 KB
  Суицидальное поведение включает в себя кроме самого суицидального акта еще и покушения попытки и проявления. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. К внешним формам суицидального поведения относят: суицидальные попытки; завершенный суицид.Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное аффективное и истинное.
22097. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73.5 KB
  Выражение соц. технология появилась в 7080е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе. Социальнопедагогическая технология совокупность приемов и методов применяемых соц.
22098. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 80.5 KB
  Основные понятие и виды аддиктивного поведения 2. Этапы становления аддиктивного поведения. Основные понятия и виды аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение одна из форм деструктивного поведения которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях видах деятельности что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
22099. Особенности социально-педагогической профилактики молодежного вандализма 63 KB
  В угоду идеологическим стереотипам явление вандализма достаточно долго связывали у нас в стране с €œне нашим€ образом жизни термин €œвандализм€ до 80х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах а коль проблема стыдливо умалчивалась естественно она не изучалась. Данные статистики показывают что характерной чертой вандализма является то что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. Пик молодежного вандализма приходится на 11 13 лет и занимает заметное место в структуре...
22100. ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА 50 KB
  В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции: приобщение к культуре и нормам данного общества; научение полоролевому поведению; научение поведению соответствующему этнической религиозной региональной социальной принадлежности членов группы; помощь членам группы в достижении автономии от общества; создание условий для развития самосознания самоопределения а также для самореализации и самоутверждения. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению по...
22101. ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 306 KB
  Девиантное поведение один из видов отклоняющегося поведения связанный с нарушением социальных норм и правил поведения. выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения: неодобряемое поведение эпизодические шалости озорство; порицаемое поведение систематические проступки осуждение со стороны воспитателей; девиантное поведение; делинквентное предпреступное поведение; преступное поведение; деструктивное поведение. Девиантные поступки вначале бывают ситуативными спровоцированные обстоятельствами затем изменения в...
22102. Детская беспризорность 37 KB
  Причины Беспризорность вызывается причинами социальноэкономического характера такими как войны революции голод стихийные бедствия и другие изменения условий жизни влекущие за собой сиротство детей. Детская беспризорность в России Гражданская война Резко увеличилось число беспризорных детей после Первой мировой войны и Гражданской войны. В 1919 году образован Государственный совет защиты детей во главе с А.
22103. ТЕОРИИ ДЕВИАЦИЙ 34 KB
  При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит: обеспечение педагогической направленности содержания форм методов используемых в ходе работы; изучение медикопсихологопедагогических условий влияющих на личность его интересы потребности; организация социальнопедагогической деятельности в социуме различных видов сотрудничества детей и взрослых; содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов; представление и защита интересов...