63875

Жизненные ориентации горожан

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для каждой личности характерен свой уникальный способ жизни способ ее организации оценивания и осмысления. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения то субъекта деятельности являясь при этом субъектом своей жизни объединяющим...

Русский

2014-06-26

18.56 KB

0 чел.

Головина Е.С.

г. Саратов

Жизненные ориентации горожан

Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, способ ее организации, оценивания и осмысления. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения. В качестве субъекта своей жизни личность получает возможность интегрировать свои способности в разных сферах (профессиональной и личной, духовной и обыденной), соотносить свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами, распределять их во времени (и с точки зрения их своевременности, и с точки зрения правильного соизмерения своих жизненных сил). Основную жизненную стратегию личность осуществляет только в качестве субъекта своей жизни. Стратегия жизни — это ее интегральная характеристика. [1] Это стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения.

Таким образом, под стратегией жизни понимается такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла.

Под жизненными стратегиями подразумевается социально обусловленная система ориентирования человека на долговременную перспективу. Также в узком смысле под стратегией понимается определенная линия поведения или определенные правила, управляющие поведением человека. [2]

Ни одна стратегия жизни не является постоянной. Закономерна их последовательная смена в течении жизни. Это связано с глубокими переменами в структуре личности, особенно связанными с возрастными особенностями. Любая стратегия имеет целью гармонизацию отношений данного индивида с его жизненной средой. Рано или поздно гармония со средой прекращается, переходит в противоречие. Тогда надо менять прежнюю линию поведения, чтобы создать новую гармонию. Гармония личности со средой не может быть постоянной. Скорее всего, можно вести речь о целом ряде гармонизаций, сменяющих друг друга в течение жизни.

Основной определяющей жизненной стратегии человека являются принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Жизненные цели и систему ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание - то, к чему стремится человек.

Стратегии жизни выбирают исходя из миссии, целей, сложившейся ситуации и оценки обстановки по достижению жизненных целей.

Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций, идеалов и верований. Можно предположить, что выбор жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою).

В данной статье рассмотрены жизненные ориентации горожан и то, какие именно ориентации для них приоритетнее.

В опросе участвовало 200 респондентов, среди которых 47% мужчин и 53% женщин.

Говоря о семейном положении респондентов, необходимо отметить, что половина опрошенных респондентов находятся в браке (50% от общего числа опрошенных). Доля холостых и не замужних респондентов равна 33%. Разведены 9% опрошенных, 4% респондентов проживают раздельно. Доля респондентов, состоящих в незарегистрированном, гражданском браке составляет 3,5% от общего числа опрошенных. Оказавшиеся вдовцами/вдовами, составили  0,5%. Говоря о семейном положении, можно предположить, что у состоящих в браке респондентов жизненные стратегии будут непосредственно направлены на семью, взаимоотношения в семье и материальное благополучие семьи. Жизненные стратегии не состоящих в браке респондентов будут направлены только лишь на удовлетворение личных потребностей.

Рассматривая, что для респондента самое важное в жизни, были получены следующие результаты. Для 20,3% опрошенных самое важное в жизни любовь родственников и близких. Для 18,6% респондентов в приоритете – иметь хороший достаток. 17,6% считают самым необходимым в жизни – обеспечить материальный комфорт для своей семьи. Для 10,1% и 10% опрошенных самое важное в жизни – сделать карьеру или свое дело и иметь теплые отношения с людьми соответственно. 7,6% респондентов считают дружбу самым важным. Для 5,8% и 3% опрошенных главное в жизни – добиться признания и уважения и развивать свои творческие способности соответственно. У 2,8% на первом месте – покупка хороших вещей. Для 2,3% респондентов главное – это сексуальные взаимоотношения. Для 1,4% и 0,4% опрошенных важно иметь хороших собеседников и здоровье соответственно. 0,1% респондентов затруднились с ответом. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что почти для половины опрошенных самое главное в жизни – это благополучие, любовь и материальный комфорт семьи.

Рассматривая смысл жизни респондента, выяснилось, что для подавляющего большинства (66,5%) смысл жизни в семейном благополучии. 7,8% опрошенных считают смыслом жизни здоровье близких. Для 7,2% смысл жизни в самореализации. У 6% респондентов главным смыслом жизни является материальное благополучие. По 4,8% опрошенных считают счастье и работу своим смыслом жизни. Смыслом жизни для 1,8% является материальная независимость, а для 1,2% - учеба.  Можно сделать вывод, что у весомой части респондентов, смысл жизни заключается в достижении семейного благополучия, семейного счастья.

Рассматривая вопрос о том, кем видит себя респонденты через 5 лет, были получены следующие результаты. Почти половина опрошенных (49,6%) видят себя в ближайшие 5 лет семьянинами. 12,9% респондентов видят себя успешными предпринимателями. По 8,6% опрошенных видят себя, людьми, работающими по своей специальности, и видят свою жизнь без изменений. Счастливыми людьми видят себя 7,9% респондентов. А 6,5% и 4,3% опрошенных видят себя в ближайшие 5 лет – материально обеспеченными и с высшим образованием соответственно. И лишь 1,4% видят себя домохозяйками. Это говорит о том, что значительная часть респондентов нацелена на создание семьи, продолжение рода, воспитание детей и поддержание семейных отношений.

Анализируя, какие именно цели на будущее ставят респонденты, для 28,1% целью является обеспечить будущее своим детям; 14% - основать свое дело; 13,5% опрошенных – иметь свою квартиру; 13,1% - заработать много денег; сменить место работы – 10,8% респондентов; 6,9% - хотят продолжить свое образование; 5,9% - планируют получить хорошее образование; 4,7% опрошенных хотят устроиться на работу; 1,7% респондентов затруднились с ответом; и 1,2% планируют уволиться и посвятить себя дому, семье.

Можно сделать вывод о том, что сейчас и в ближайшее время, для человека семья – это главное в жизни. Семья – это радость и одновременно ответственность, семья – это счастье и одновременно обязанности. Даже, несмотря на неустойчивое положение в обществе люди жертвуют карьерой ради семьи, детей.

Сложилось мнение, что для молодого поколения главное – карьера, но даже в таком поколении, когда, казалось бы, еще до конца не понят и неоценен смысл семьи, люди задумываются о семье и стараются идти к тому, чтобы в будущем на первом месте у них была хорошая, дружная и любящая семья, а уже на последующих местах карьера, возможность самореализовываться.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 244 с.

2. Муздыбаев К. Жизненные стратегам современной молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 176.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72593. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Права лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства 14 KB
  Лицами участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства являются: 1 заявитель лицо подавшее заявление государственный орган орган местного самоуправления направившие материалы; 2 ответчик по делу лицо в отношении которого подано заявление направлены материалы или в действиях...
72594. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства 13.59 KB
  Статья 45 Закона о защите конкуренции регулирует порядок рассмотрения комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства. В процессе рассмотрения дела заслушиваются мнения и пояснения лиц участвующих в деле исследуются доказательства заслушиваются лица располагающие данными...
72595. Понятие и структура рынка. Субъектный состав рынка, его границы 69.17 KB
  Если потребитель готов заменить одну продукцию на другую кардинально отличающуюся от нее по характеристикам например молоко на чай то эти виды продукции составляют группу взаимозаменяемых товаров и определяют так называемые продуктовые границы рынка.
72596. Доминирующее положение на товарном рынке: порядок выявления, определения и доказывания. Качественные и количественные критерии доминирования 16.28 KB
  Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта группы лиц или нескольких хозяйствующих субъектов групп лиц на рынке определенного товара дающее такому хозяйствующему субъекту группе лиц или таким хозяйствующим субъектам группам лиц возможность оказывать решающее...
72597. Правовые последствия установления факта доминирования на рынке 11.4 KB
  Закона о конкуренции на товарных рынках; 2 необходимость установить доминирующее положение возникает при осуществлении предварительного и последующего государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии со ст. 17 18 Закона о конкуренции на товарных рынках...
72598. Согласованные действия хозяйствующих субъектов. Аффилированные лица и группы лиц. Финансово-промышленные группы, холдинги, объединения (ассоциации и союзы) хозяйствующих субъектов 25.21 KB
  Холдинг - это организация которая занимает ведущее положение потому что в ее активах находятся контрольные пакеты акций дочерних организаций. Предприятия входящие в холдинг могут быть формально независимы. Также существует так называемый банковский холдинг - это банковская структура которая обеспечивает деятельность холдинговых компаний.
72599. Антимонопольный орган и его правовое положение. Функции антимонопольного органа. Полномочия антимонопольного органа 20.98 KB
  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства законодательства в сфере деятельности субъектов естественных...
72600. Правовые средства и формы регулирования, применяемые антимонопольными органами. Акты антимонопольных органов 16.44 KB
  Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.
72601. Права работников антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства. Обязанность представления информации в антимонопольный орган 12.97 KB
  При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения...