63875

Жизненные ориентации горожан

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для каждой личности характерен свой уникальный способ жизни способ ее организации оценивания и осмысления. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения то субъекта деятельности являясь при этом субъектом своей жизни объединяющим...

Русский

2014-06-26

18.56 KB

0 чел.

Головина Е.С.

г. Саратов

Жизненные ориентации горожан

Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, способ ее организации, оценивания и осмысления. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения. В качестве субъекта своей жизни личность получает возможность интегрировать свои способности в разных сферах (профессиональной и личной, духовной и обыденной), соотносить свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами, распределять их во времени (и с точки зрения их своевременности, и с точки зрения правильного соизмерения своих жизненных сил). Основную жизненную стратегию личность осуществляет только в качестве субъекта своей жизни. Стратегия жизни — это ее интегральная характеристика. [1] Это стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения.

Таким образом, под стратегией жизни понимается такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла.

Под жизненными стратегиями подразумевается социально обусловленная система ориентирования человека на долговременную перспективу. Также в узком смысле под стратегией понимается определенная линия поведения или определенные правила, управляющие поведением человека. [2]

Ни одна стратегия жизни не является постоянной. Закономерна их последовательная смена в течении жизни. Это связано с глубокими переменами в структуре личности, особенно связанными с возрастными особенностями. Любая стратегия имеет целью гармонизацию отношений данного индивида с его жизненной средой. Рано или поздно гармония со средой прекращается, переходит в противоречие. Тогда надо менять прежнюю линию поведения, чтобы создать новую гармонию. Гармония личности со средой не может быть постоянной. Скорее всего, можно вести речь о целом ряде гармонизаций, сменяющих друг друга в течение жизни.

Основной определяющей жизненной стратегии человека являются принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Жизненные цели и систему ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание - то, к чему стремится человек.

Стратегии жизни выбирают исходя из миссии, целей, сложившейся ситуации и оценки обстановки по достижению жизненных целей.

Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций, идеалов и верований. Можно предположить, что выбор жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою).

В данной статье рассмотрены жизненные ориентации горожан и то, какие именно ориентации для них приоритетнее.

В опросе участвовало 200 респондентов, среди которых 47% мужчин и 53% женщин.

Говоря о семейном положении респондентов, необходимо отметить, что половина опрошенных респондентов находятся в браке (50% от общего числа опрошенных). Доля холостых и не замужних респондентов равна 33%. Разведены 9% опрошенных, 4% респондентов проживают раздельно. Доля респондентов, состоящих в незарегистрированном, гражданском браке составляет 3,5% от общего числа опрошенных. Оказавшиеся вдовцами/вдовами, составили  0,5%. Говоря о семейном положении, можно предположить, что у состоящих в браке респондентов жизненные стратегии будут непосредственно направлены на семью, взаимоотношения в семье и материальное благополучие семьи. Жизненные стратегии не состоящих в браке респондентов будут направлены только лишь на удовлетворение личных потребностей.

Рассматривая, что для респондента самое важное в жизни, были получены следующие результаты. Для 20,3% опрошенных самое важное в жизни любовь родственников и близких. Для 18,6% респондентов в приоритете – иметь хороший достаток. 17,6% считают самым необходимым в жизни – обеспечить материальный комфорт для своей семьи. Для 10,1% и 10% опрошенных самое важное в жизни – сделать карьеру или свое дело и иметь теплые отношения с людьми соответственно. 7,6% респондентов считают дружбу самым важным. Для 5,8% и 3% опрошенных главное в жизни – добиться признания и уважения и развивать свои творческие способности соответственно. У 2,8% на первом месте – покупка хороших вещей. Для 2,3% респондентов главное – это сексуальные взаимоотношения. Для 1,4% и 0,4% опрошенных важно иметь хороших собеседников и здоровье соответственно. 0,1% респондентов затруднились с ответом. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что почти для половины опрошенных самое главное в жизни – это благополучие, любовь и материальный комфорт семьи.

Рассматривая смысл жизни респондента, выяснилось, что для подавляющего большинства (66,5%) смысл жизни в семейном благополучии. 7,8% опрошенных считают смыслом жизни здоровье близких. Для 7,2% смысл жизни в самореализации. У 6% респондентов главным смыслом жизни является материальное благополучие. По 4,8% опрошенных считают счастье и работу своим смыслом жизни. Смыслом жизни для 1,8% является материальная независимость, а для 1,2% - учеба.  Можно сделать вывод, что у весомой части респондентов, смысл жизни заключается в достижении семейного благополучия, семейного счастья.

Рассматривая вопрос о том, кем видит себя респонденты через 5 лет, были получены следующие результаты. Почти половина опрошенных (49,6%) видят себя в ближайшие 5 лет семьянинами. 12,9% респондентов видят себя успешными предпринимателями. По 8,6% опрошенных видят себя, людьми, работающими по своей специальности, и видят свою жизнь без изменений. Счастливыми людьми видят себя 7,9% респондентов. А 6,5% и 4,3% опрошенных видят себя в ближайшие 5 лет – материально обеспеченными и с высшим образованием соответственно. И лишь 1,4% видят себя домохозяйками. Это говорит о том, что значительная часть респондентов нацелена на создание семьи, продолжение рода, воспитание детей и поддержание семейных отношений.

Анализируя, какие именно цели на будущее ставят респонденты, для 28,1% целью является обеспечить будущее своим детям; 14% - основать свое дело; 13,5% опрошенных – иметь свою квартиру; 13,1% - заработать много денег; сменить место работы – 10,8% респондентов; 6,9% - хотят продолжить свое образование; 5,9% - планируют получить хорошее образование; 4,7% опрошенных хотят устроиться на работу; 1,7% респондентов затруднились с ответом; и 1,2% планируют уволиться и посвятить себя дому, семье.

Можно сделать вывод о том, что сейчас и в ближайшее время, для человека семья – это главное в жизни. Семья – это радость и одновременно ответственность, семья – это счастье и одновременно обязанности. Даже, несмотря на неустойчивое положение в обществе люди жертвуют карьерой ради семьи, детей.

Сложилось мнение, что для молодого поколения главное – карьера, но даже в таком поколении, когда, казалось бы, еще до конца не понят и неоценен смысл семьи, люди задумываются о семье и стараются идти к тому, чтобы в будущем на первом месте у них была хорошая, дружная и любящая семья, а уже на последующих местах карьера, возможность самореализовываться.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 244 с.

2. Муздыбаев К. Жизненные стратегам современной молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 176.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6366. Особливості професійного спілкування 69 KB
  Особливості професійного спілкування План Види, типи і форми професійного спілкування. Функції спілкування. Утруднення в спілкуванні. Спілкування завжди пов’язане з певним предметом спілкування, який визначає сутність, специфі...
6367. Психологічні особливості, типологія студентів і формування студентського колективу 124 KB
  Психологічні особливості, типологія студентів і формування студентського колективу План Психологічні особливості студентського віку. Типологія студентів. Діалектика становлення і розвитку студентського колективу: академічної групи,...
6368. Політичні партії і партійні системи зарубіжних країн 37.93 KB
  Політичні партії і партійні системи зарубіжних країн План 1. Політичні партії: поняття, сутність, функції. 2. Класифікація політичних партій, їх організаційна структура. 3. Інституціоналізація політичних партій. 4. Партійні системи зарубіжних країн....
6369. Політичні ідеї античого світу 95 KB
  Політичні ідеї античого світу 1 Вчення Платона державу Проблема державного ладу була, є і буде однією із самих складних і суперечливих проблем, що стоять перед людством. Безліч людей уже тисячі років намагаються зрозуміти, якою держава повинна бути ...
6370. Загальнотеоретичні аспекти організації роботи органів публічної влади в Україні 159.5 KB
  Загальнотеоретичні аспекти організації роботи органів публічної влади в Україні 1. Поняття, види та ознаки органів публічної влади . 2. Система органів публічної влади в Україні .3. Принципи організації й діяльності органів публічної влади в У...
6371. Економічні потреби суспільства і роль виробництва в їх задоволенні 178.42 KB
  Економічні потреби суспільства і роль виробництва в їх задоволенні. 1.Сутність та структура економічних потреб суспільства. 2.Економічний закон зростання потреб. 3.Економічні інтереси, їхня класифікація та взаємодія. 4.Мотиви та стимули ефективного ...
6372. Фундаменталізація та індивідуалізація підготовки фахівців з вищою освітою 52 KB
  Фундаменталізація та індивідуалізація підготовки фахівців з вищою освітою 1.Індивідуалізація навчання як важлива умова реформування вищої освіти. Індивідуалізація навчання - це надання можливості тому, хто навчається, самостійно обирати рівень...
6373. Поняття про екосистеми 135 KB
  Поняття про екосистеми Поняття виду і популяції. Структура та характеристика популяції. Визначення поняття екосистема. Характеристики біоценозу та біотопу. Динаміка екосистем. Штучні екосистеми - агр...
6374. Організація науково-дослідної роботи в Україні 138 KB
  Організація науково-дослідної роботи в Україні План Організаційна структура науки. Пріоритетні напрями розвитку науки в Україні. Система підготовки наукових і науково-педагогічних кадрів. Науково-дослідна робота студентів. Організацій...