63875

Жизненные ориентации горожан

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для каждой личности характерен свой уникальный способ жизни способ ее организации оценивания и осмысления. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения то субъекта деятельности являясь при этом субъектом своей жизни объединяющим...

Русский

2014-06-26

18.56 KB

0 чел.

Головина Е.С.

г. Саратов

Жизненные ориентации горожан

Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, способ ее организации, оценивания и осмысления. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения. В качестве субъекта своей жизни личность получает возможность интегрировать свои способности в разных сферах (профессиональной и личной, духовной и обыденной), соотносить свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами, распределять их во времени (и с точки зрения их своевременности, и с точки зрения правильного соизмерения своих жизненных сил). Основную жизненную стратегию личность осуществляет только в качестве субъекта своей жизни. Стратегия жизни — это ее интегральная характеристика. [1] Это стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения.

Таким образом, под стратегией жизни понимается такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла.

Под жизненными стратегиями подразумевается социально обусловленная система ориентирования человека на долговременную перспективу. Также в узком смысле под стратегией понимается определенная линия поведения или определенные правила, управляющие поведением человека. [2]

Ни одна стратегия жизни не является постоянной. Закономерна их последовательная смена в течении жизни. Это связано с глубокими переменами в структуре личности, особенно связанными с возрастными особенностями. Любая стратегия имеет целью гармонизацию отношений данного индивида с его жизненной средой. Рано или поздно гармония со средой прекращается, переходит в противоречие. Тогда надо менять прежнюю линию поведения, чтобы создать новую гармонию. Гармония личности со средой не может быть постоянной. Скорее всего, можно вести речь о целом ряде гармонизаций, сменяющих друг друга в течение жизни.

Основной определяющей жизненной стратегии человека являются принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Жизненные цели и систему ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание - то, к чему стремится человек.

Стратегии жизни выбирают исходя из миссии, целей, сложившейся ситуации и оценки обстановки по достижению жизненных целей.

Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций, идеалов и верований. Можно предположить, что выбор жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою).

В данной статье рассмотрены жизненные ориентации горожан и то, какие именно ориентации для них приоритетнее.

В опросе участвовало 200 респондентов, среди которых 47% мужчин и 53% женщин.

Говоря о семейном положении респондентов, необходимо отметить, что половина опрошенных респондентов находятся в браке (50% от общего числа опрошенных). Доля холостых и не замужних респондентов равна 33%. Разведены 9% опрошенных, 4% респондентов проживают раздельно. Доля респондентов, состоящих в незарегистрированном, гражданском браке составляет 3,5% от общего числа опрошенных. Оказавшиеся вдовцами/вдовами, составили  0,5%. Говоря о семейном положении, можно предположить, что у состоящих в браке респондентов жизненные стратегии будут непосредственно направлены на семью, взаимоотношения в семье и материальное благополучие семьи. Жизненные стратегии не состоящих в браке респондентов будут направлены только лишь на удовлетворение личных потребностей.

Рассматривая, что для респондента самое важное в жизни, были получены следующие результаты. Для 20,3% опрошенных самое важное в жизни любовь родственников и близких. Для 18,6% респондентов в приоритете – иметь хороший достаток. 17,6% считают самым необходимым в жизни – обеспечить материальный комфорт для своей семьи. Для 10,1% и 10% опрошенных самое важное в жизни – сделать карьеру или свое дело и иметь теплые отношения с людьми соответственно. 7,6% респондентов считают дружбу самым важным. Для 5,8% и 3% опрошенных главное в жизни – добиться признания и уважения и развивать свои творческие способности соответственно. У 2,8% на первом месте – покупка хороших вещей. Для 2,3% респондентов главное – это сексуальные взаимоотношения. Для 1,4% и 0,4% опрошенных важно иметь хороших собеседников и здоровье соответственно. 0,1% респондентов затруднились с ответом. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что почти для половины опрошенных самое главное в жизни – это благополучие, любовь и материальный комфорт семьи.

Рассматривая смысл жизни респондента, выяснилось, что для подавляющего большинства (66,5%) смысл жизни в семейном благополучии. 7,8% опрошенных считают смыслом жизни здоровье близких. Для 7,2% смысл жизни в самореализации. У 6% респондентов главным смыслом жизни является материальное благополучие. По 4,8% опрошенных считают счастье и работу своим смыслом жизни. Смыслом жизни для 1,8% является материальная независимость, а для 1,2% - учеба.  Можно сделать вывод, что у весомой части респондентов, смысл жизни заключается в достижении семейного благополучия, семейного счастья.

Рассматривая вопрос о том, кем видит себя респонденты через 5 лет, были получены следующие результаты. Почти половина опрошенных (49,6%) видят себя в ближайшие 5 лет семьянинами. 12,9% респондентов видят себя успешными предпринимателями. По 8,6% опрошенных видят себя, людьми, работающими по своей специальности, и видят свою жизнь без изменений. Счастливыми людьми видят себя 7,9% респондентов. А 6,5% и 4,3% опрошенных видят себя в ближайшие 5 лет – материально обеспеченными и с высшим образованием соответственно. И лишь 1,4% видят себя домохозяйками. Это говорит о том, что значительная часть респондентов нацелена на создание семьи, продолжение рода, воспитание детей и поддержание семейных отношений.

Анализируя, какие именно цели на будущее ставят респонденты, для 28,1% целью является обеспечить будущее своим детям; 14% - основать свое дело; 13,5% опрошенных – иметь свою квартиру; 13,1% - заработать много денег; сменить место работы – 10,8% респондентов; 6,9% - хотят продолжить свое образование; 5,9% - планируют получить хорошее образование; 4,7% опрошенных хотят устроиться на работу; 1,7% респондентов затруднились с ответом; и 1,2% планируют уволиться и посвятить себя дому, семье.

Можно сделать вывод о том, что сейчас и в ближайшее время, для человека семья – это главное в жизни. Семья – это радость и одновременно ответственность, семья – это счастье и одновременно обязанности. Даже, несмотря на неустойчивое положение в обществе люди жертвуют карьерой ради семьи, детей.

Сложилось мнение, что для молодого поколения главное – карьера, но даже в таком поколении, когда, казалось бы, еще до конца не понят и неоценен смысл семьи, люди задумываются о семье и стараются идти к тому, чтобы в будущем на первом месте у них была хорошая, дружная и любящая семья, а уже на последующих местах карьера, возможность самореализовываться.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 244 с.

2. Муздыбаев К. Жизненные стратегам современной молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 176.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67681. Проект отделения ремонта двигателей на обслуживание 459 автомобилей ГАЗ-33075 569.5 KB
  Основной объём работ по ЕО приходится на УМР. Рабочий пост предназначен для выполнения основных работ по ТО и ТР автомобилей и представляет собой участок пола здания производственное площади для постановки автомобилей и размещения одного или нескольких рабочих мест.
67683. Проект устройства управления стиральной машины 380 KB
  На основании анализа функциональной спецификации можно выделить следующие блоки которые необходимо реализовать аппаратным способом: ВХОДЫ: модуль датчика температуры; модуль переключателя режимов; модуль датчика уровня воды; ВЫХОДЫ: модуль управления двигателем; модуль управления насосом...
67684. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ В ПРЯМОУГОЛЬНОМ ВОЛНОВОДЕ 143.39 KB
  Стенки волновода являются идеально проводящими. Проверить выполнение граничных условий на стенках волновода при x=0 и y=0 b. Определить максимальные значения плотностей продольного и поперечного поверхностных токов на всех стенках волновода на частоте f2.
67685. Изучение электромагнитных волн 61.57 KB
  Элементарный электрический вибратор создает в свободном пространстве монохроматическое поле с частотой f. Сопротивление излучения вибратора равно R∑, а среднее за период значение излученной мощности равняется P∑ср. Фаза комплексной амплитуды электрического тока, протекающего по вибратору, равна нулю.
67686. Аналіз рівня готовності майбутніх соціальних педагогів до реалізації посередницької функції та дослідження особливостей здійснення посередництва соціальними педагогами ЗОШ 212.7 KB
  Спецкурс щодо підвищення рівня готовності майбутніх соціальних педагогів до виконання посередницької діяльності в ЗОШ та семінар для поліпшення рівня реалізації посередницької функції соціальними педагогами ЗОШ.
67687. Побудова компілятора з використанням середовища розробки Borland CodeGear RAD Studio Delphi 2009 188.9 KB
  Метою даної курсової роботи є вивчення теоретичних основ, на яких базується робота компілятора, а також програмна реалізація алгоритмів кожної стадії компіляції вихідного коду. Курсова робота полягає в створенні окремих частин компілятора заданої мови, а саме: лексичного аналізатора...