63877

Проблемы профилактики игровой компьютерной зависимости среди детей и подростков

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

За последние двадцать лет информационное пространство в нашей стране приобрело новый формат. С появлением такого типа игр резко возросло число подростков и молодых людей проводящих 10 и более часов за игрой в компьютер.

Русский

2014-06-26

17.22 KB

1 чел.

Климова М.В.

г. Иркутск

Проблемы профилактики игровой компьютерной зависимости среди детей и подростков

За последние двадцать лет информационное пространство в нашей стране приобрело новый формат. Доступ к интернету в связи с техническим прогрессом с каждым годом открывается для сотен и тысяч людей, которые раньше не могли воспользоваться им из-за отдаленности территории, финансовых преград или ряда других причин. Так, огромную популярность приобрели компьютерные игры.

Игра сопутствует нам с детства и до преклонного возраста, выполняя важную роль в формировании личности. Своей спецификой обладают азартные и компьютерные игры, имеющие широкий спектр воздействий на человеческую деятельность, последствия которых носят как социальный, так и асоциальный характер, содержат деструктивное и конструктивное начала.

Сегодня специалисты говорят о таком явлении как компьютерная игровая зависимость.  Это явление получило особое распространение на западе, в связи с развитием интернета и появлением такого класса компьютерных игр как многопользовательские ролевые онлайн-игры, которые отличаются слабо выраженным сюжетом и отсутствием концовки (в них можно играть бесконечно). С появлением такого типа игр резко возросло число подростков и молодых людей, проводящих 10 и более часов за игрой в компьютер. [2]

Психолог А.Л. Венгер в словаре "Психология развития" следующее определение:

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. [1]

Действительно, что плохого в том, что ребенок (подросток, молодой парень) проводит все свободное время в онлайн-играх? Зато он не разбойничает на улице, не пьет, не курит, и пр.

Некоторые специалисты, занимающиеся лечением людей, страдающих алкоголизмом, даже советуют своим клиентам вступить в интернет-сообщества и начать играть, чтобы заменить одну психическую зависимость другой.

Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости. [3]

Как правило, подростки и учащиеся старших классов не в состоянии оценить возможные последствия игровой зависимости. В частности, 42% нормативных подростков отрицательно относится к компьютерным играм, понимая пагубные их последствия, а «зависимые» и «увлеченные» подростки наоборот – приветствуют занятия компьютерными играми (соответственно, 50 и 66%). Анализ причин занятия компьютерными играми показал, что практически половина нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков указали, что компьютерные игры – это способ занять свободное время. При этом значительная часть «увлеченных» и «зависимых» подростков (20 и 32% соответственно) причиной занятия компьютерными играми указали стремление «уйти от жизненных проблем». Изучение личных мотивов занятия компьютерными играми показало, что около 40% подростков отмечают «ради интереса, развлечение». [3]

Литвиненко О.В. отмечает, что расширение социальной базы данного игровой компьютерной деятельности следует рассматривать как чрезвычайную социально–кризисную ситуацию, требующую специальных законодательных, профилактических и коррекционных программ, особенно, в отношении детей и подростков, а также учащихся средних и старших классов, которые являются группой риска компьютерной игровой аддикции.

В некоторых странах (США, Китай, Великобритания) уже существуют специальные клиники, в которых «лечат» от компьютерной зависимости, реабилитируют детей и подростков в полноценную активную жизнь. Китайские медики официально признали интернет-зависимость болезнью еще в 2008 году. 

В Роcсии интернетизация пока что активно охватила в основном городское население. Но постепенно Интернет-провайдеры предлагают новые технологии, которые открывают доступ к сети из самых далеких районов. Необходимо принять ряд мер на федеральном и региональном уровнях, чтобы предотвратить компьютерную игровую зависимость у подростков, детей, которые еще не столкнулись с ней.

Необходимо принять некоторые постулаты профилактики компьютерной игровой зависимости. Она должна представлять собой ряд дефференцированных мер на общественном, образовательном, индивидуальном уровнях. Это должны быть специальные программы профилактики, нацеленные на:

- усиление факторов защиты и снижение факторов риска формирования компьютерной зависимости

- создание социально-средовые условий для безопасного и активного проведения досуга ребенка или подростка

- особое внимание необходимо уделять "группам риска".

Список литературы

1. Компьютерная зависимость [электронный ресурс] // национальная психологическая энциклопедия : сайт. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/kompyuternaja-zavisimost (дата обращения: 21.01.2014).

2. Максимов А.А. Особенности развития игровой деятельности у людей с игровой зависимостью / А.А. Максимов // Психология : статьи по специальности 19.00.01 - 2009 г. - 30 С.

3. Шамсутдинова Д.В. Педагогика профилактики компьютерной игровой зависимости современного подростка [электронный ресурс] / Шамсутдинова Д.В. - Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/24053933.pdf (дата обращения: 21.01.2014).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73730. Основні поняття алгоритмізації та програмування 543.5 KB
  Основы программирования: Учебник для вузов. В связи с эти знание языков программирования и умение составлять на их основе эффективные программы является насущной потребностью современного специалиста. Цели данной лекции заключаются в ознакомлении студентов с предметом целями и задачами учебной дисциплины Технологии программирования основными понятиями программирования историей возникновения и развития языков программирования изучение свойств алгоритмов знакомство с основными приемами составления алгоритмов вычислительных задач. Языки...
73731. Тепловое излучение и люминесценция 346 KB
  Окисляющийся на воздухе фосфор светится за счет энергии выделяемой при химическом превращении. Если распределение энергии между телом и излучением остается неизменным для каждой длины волны состояние системы тело излучение будет равновесным. Нарушено и тело излучает энергии больше чем поглощает. Это в свою очередь обусловит уменьшение количества излучаемой телом энергии.
73732. Взаимодействие с виртуальными объектами 48 KB
  Средства визуализации на базе расширенной и виртуальной реальности активно используются для анализа и интерпретации данных, полученных при компьютерном моделировании. Возникает задача создания соответствующих средств взаимодействия с виртуальными объектами и навигации в виртуальном пространстве.
73733. Причины, этапы и последствия разводов 58.74 KB
  Развод – формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака впоследствии кончины одного из супругов.
73735. Спектральный анализ и синтез детерминированных сигналов 431.5 KB
  функций времени и спектрального разложения на синусоидальные и косинусоидальные составляющие это преобразования Фурье . Обобщенная спектральная теория исследует общие закономерности спектрального анализа для систем базисных функций и рассматривает особенности выбора базисных систем при решении задач передачи и обработки сигналов. Представление 1 называют разложением сигнала по системе базисных функций. К системе базисных функций предъявляют следующие требования : для любого сигнала ряд 1 должен сходиться; функции кt должны иметь...
73736. Историческое становление образа науки, Позитивизм и неопозитивизм 55.5 KB
  Предметом лекции являются учения где есть попытка построить целостный образ науки как самостоятельного явления культуры и особого вида познания. он выделяет в особый тип обобщенное и ориентированное на закономерность знания это первые признаки науки. Итак отличительные черты науки обобщение ориентация на причины и закономерности трансляция знаний и внеутилитарность; этот образ закрепился практически до Нового времени.
73738. Статически определимые стержневые системы 216 KB
  Примем ряд допущений в отношении расчетной схемы фермы: все шарниры являются идеальными отсутствуют силы трения; оси стержней проходят через геометрические центры шарниров; внешняя нагрузка приложена исключительно в узлах. В силу введенных допущений в стержнях фермы возникают только нормальные усилия. По характеру очертания внешнего контура...