63877

Проблемы профилактики игровой компьютерной зависимости среди детей и подростков

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

За последние двадцать лет информационное пространство в нашей стране приобрело новый формат. С появлением такого типа игр резко возросло число подростков и молодых людей проводящих 10 и более часов за игрой в компьютер.

Русский

2014-06-26

17.22 KB

1 чел.

Климова М.В.

г. Иркутск

Проблемы профилактики игровой компьютерной зависимости среди детей и подростков

За последние двадцать лет информационное пространство в нашей стране приобрело новый формат. Доступ к интернету в связи с техническим прогрессом с каждым годом открывается для сотен и тысяч людей, которые раньше не могли воспользоваться им из-за отдаленности территории, финансовых преград или ряда других причин. Так, огромную популярность приобрели компьютерные игры.

Игра сопутствует нам с детства и до преклонного возраста, выполняя важную роль в формировании личности. Своей спецификой обладают азартные и компьютерные игры, имеющие широкий спектр воздействий на человеческую деятельность, последствия которых носят как социальный, так и асоциальный характер, содержат деструктивное и конструктивное начала.

Сегодня специалисты говорят о таком явлении как компьютерная игровая зависимость.  Это явление получило особое распространение на западе, в связи с развитием интернета и появлением такого класса компьютерных игр как многопользовательские ролевые онлайн-игры, которые отличаются слабо выраженным сюжетом и отсутствием концовки (в них можно играть бесконечно). С появлением такого типа игр резко возросло число подростков и молодых людей, проводящих 10 и более часов за игрой в компьютер. [2]

Психолог А.Л. Венгер в словаре "Психология развития" следующее определение:

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. [1]

Действительно, что плохого в том, что ребенок (подросток, молодой парень) проводит все свободное время в онлайн-играх? Зато он не разбойничает на улице, не пьет, не курит, и пр.

Некоторые специалисты, занимающиеся лечением людей, страдающих алкоголизмом, даже советуют своим клиентам вступить в интернет-сообщества и начать играть, чтобы заменить одну психическую зависимость другой.

Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости. [3]

Как правило, подростки и учащиеся старших классов не в состоянии оценить возможные последствия игровой зависимости. В частности, 42% нормативных подростков отрицательно относится к компьютерным играм, понимая пагубные их последствия, а «зависимые» и «увлеченные» подростки наоборот – приветствуют занятия компьютерными играми (соответственно, 50 и 66%). Анализ причин занятия компьютерными играми показал, что практически половина нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков указали, что компьютерные игры – это способ занять свободное время. При этом значительная часть «увлеченных» и «зависимых» подростков (20 и 32% соответственно) причиной занятия компьютерными играми указали стремление «уйти от жизненных проблем». Изучение личных мотивов занятия компьютерными играми показало, что около 40% подростков отмечают «ради интереса, развлечение». [3]

Литвиненко О.В. отмечает, что расширение социальной базы данного игровой компьютерной деятельности следует рассматривать как чрезвычайную социально–кризисную ситуацию, требующую специальных законодательных, профилактических и коррекционных программ, особенно, в отношении детей и подростков, а также учащихся средних и старших классов, которые являются группой риска компьютерной игровой аддикции.

В некоторых странах (США, Китай, Великобритания) уже существуют специальные клиники, в которых «лечат» от компьютерной зависимости, реабилитируют детей и подростков в полноценную активную жизнь. Китайские медики официально признали интернет-зависимость болезнью еще в 2008 году. 

В Роcсии интернетизация пока что активно охватила в основном городское население. Но постепенно Интернет-провайдеры предлагают новые технологии, которые открывают доступ к сети из самых далеких районов. Необходимо принять ряд мер на федеральном и региональном уровнях, чтобы предотвратить компьютерную игровую зависимость у подростков, детей, которые еще не столкнулись с ней.

Необходимо принять некоторые постулаты профилактики компьютерной игровой зависимости. Она должна представлять собой ряд дефференцированных мер на общественном, образовательном, индивидуальном уровнях. Это должны быть специальные программы профилактики, нацеленные на:

- усиление факторов защиты и снижение факторов риска формирования компьютерной зависимости

- создание социально-средовые условий для безопасного и активного проведения досуга ребенка или подростка

- особое внимание необходимо уделять "группам риска".

Список литературы

1. Компьютерная зависимость [электронный ресурс] // национальная психологическая энциклопедия : сайт. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/kompyuternaja-zavisimost (дата обращения: 21.01.2014).

2. Максимов А.А. Особенности развития игровой деятельности у людей с игровой зависимостью / А.А. Максимов // Психология : статьи по специальности 19.00.01 - 2009 г. - 30 С.

3. Шамсутдинова Д.В. Педагогика профилактики компьютерной игровой зависимости современного подростка [электронный ресурс] / Шамсутдинова Д.В. - Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/24053933.pdf (дата обращения: 21.01.2014).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36008. Европейский и русский сентиментализм. Философские истоки и поэтика 29 KB
  Опирается на философское направление сенсуализм филос течение согласно которому основой чел существа явл чувчства они же лежат в основе чел деятельности и познания. Искусство сеет стремится воздействовать на сферу чувств эмоций человека и перестраивает худ. в лит сентимент меняется жанровая система на 1 план выходят те жанры в которых можно показать чел. Им становится обычный человек главная добродетель которого чувствительность боатая внутренняя жизнь способность сочувствовать отзываться другим людям.
36009. Сатиры А.Д.Кантемира. Проблематика, стиль (анализ Сатира I. На хулящих учение. К уму своему) 36 KB
  Антиох Дмитриевич Кантемир. В литературном наследии Кантемира главное место занимают сатиры. Вследствие своей злободневности сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни хотя хорошо были известны в списках. Построение сатир Кантемира обычно единообразно.
36010. Правовые основы природопользования. Российское природоохранное законодательство 36 KB
  Кодекс о недрах 2008 Водный кодекс 1998 в редакции 2009 г.; Кодекс о земле 1999 в редакции [2008 г.; Лесной кодекс 2000 в редакции 2008 г.; Налоговый кодекс 2009; законы: Об охране окружающей среды 1992 в редакции 2009 г.
36011. Понятие о современном русском литературном языке. Литературный язык и его признаки. Разновидности общенационародного языка, лежащие за границами литературного языка 36 KB
  Литературный язык и его признаки. Разновидности общенационародного языка лежащие за границами литературного языка. Понятие о современном русском литературном языке.
36012. Метод обучения 36 KB
  Пятая группа: исследовательские методы. Эти методы предполагали самостоятельную работу учеников направленную на познание информации при помощи индивидуального разрешения проблемы. Сюда входили и методы организации и осуществления познавательной деятельности учащихся через выполнение логических операций. Также сюда входили методы самоуправления учебной деятельности ребят организация их самостоятельной работы.
36013. Тепловые процессы и аппараты 4.31 MB
  Основы передачи тепла и основные закономерности. Перенос энергии в форме тепла, происходящей между телами, имеющими различную температуру, называется теплообменом. Движущей силой любого процесса теплообмена является разность температур более нагретого и менее нагретого тел
36014. Специфика строения и физиологии клеток растений 35.5 KB
  фотосинтез протекает при участии фотосинтезирующих пигментов обладающих уникальным свойством преобразования энергии солнечного света в энергию химической связи в виде аТФ. Строение хлоропласта: во внутренней мембране тилакоидов гран содержатся фотосинтетические пигменты а также белки цепи переноса электронов и молекулы фермента АТФсинтетазы. К ней относятся: поглощение хлорофиллом квантов света образование молекулы АТФ и фотолиз воды. При достижении критической величины разности потенциалов сила электрического поля начинает...
36015. Динамика экосистем. Экологические сукцессии 35.5 KB
  Экологические сукцессии. Затем по мере появления растений растущих более медленно скорость сукцессии снижается. Постепено по мере смыкания крон березы светолюбивые виды характерные для начальных стадий сукцессии начинают исчезать и уступают место теневыносливым. Антропогенные сукцессии сукцессии происходящими в результате воздействия человека на природные экосистемывыпас скота рубка лесов распашка земель.