63877

Проблемы профилактики игровой компьютерной зависимости среди детей и подростков

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

За последние двадцать лет информационное пространство в нашей стране приобрело новый формат. С появлением такого типа игр резко возросло число подростков и молодых людей проводящих 10 и более часов за игрой в компьютер.

Русский

2014-06-26

17.22 KB

1 чел.

Климова М.В.

г. Иркутск

Проблемы профилактики игровой компьютерной зависимости среди детей и подростков

За последние двадцать лет информационное пространство в нашей стране приобрело новый формат. Доступ к интернету в связи с техническим прогрессом с каждым годом открывается для сотен и тысяч людей, которые раньше не могли воспользоваться им из-за отдаленности территории, финансовых преград или ряда других причин. Так, огромную популярность приобрели компьютерные игры.

Игра сопутствует нам с детства и до преклонного возраста, выполняя важную роль в формировании личности. Своей спецификой обладают азартные и компьютерные игры, имеющие широкий спектр воздействий на человеческую деятельность, последствия которых носят как социальный, так и асоциальный характер, содержат деструктивное и конструктивное начала.

Сегодня специалисты говорят о таком явлении как компьютерная игровая зависимость.  Это явление получило особое распространение на западе, в связи с развитием интернета и появлением такого класса компьютерных игр как многопользовательские ролевые онлайн-игры, которые отличаются слабо выраженным сюжетом и отсутствием концовки (в них можно играть бесконечно). С появлением такого типа игр резко возросло число подростков и молодых людей, проводящих 10 и более часов за игрой в компьютер. [2]

Психолог А.Л. Венгер в словаре "Психология развития" следующее определение:

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. [1]

Действительно, что плохого в том, что ребенок (подросток, молодой парень) проводит все свободное время в онлайн-играх? Зато он не разбойничает на улице, не пьет, не курит, и пр.

Некоторые специалисты, занимающиеся лечением людей, страдающих алкоголизмом, даже советуют своим клиентам вступить в интернет-сообщества и начать играть, чтобы заменить одну психическую зависимость другой.

Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости. [3]

Как правило, подростки и учащиеся старших классов не в состоянии оценить возможные последствия игровой зависимости. В частности, 42% нормативных подростков отрицательно относится к компьютерным играм, понимая пагубные их последствия, а «зависимые» и «увлеченные» подростки наоборот – приветствуют занятия компьютерными играми (соответственно, 50 и 66%). Анализ причин занятия компьютерными играми показал, что практически половина нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков указали, что компьютерные игры – это способ занять свободное время. При этом значительная часть «увлеченных» и «зависимых» подростков (20 и 32% соответственно) причиной занятия компьютерными играми указали стремление «уйти от жизненных проблем». Изучение личных мотивов занятия компьютерными играми показало, что около 40% подростков отмечают «ради интереса, развлечение». [3]

Литвиненко О.В. отмечает, что расширение социальной базы данного игровой компьютерной деятельности следует рассматривать как чрезвычайную социально–кризисную ситуацию, требующую специальных законодательных, профилактических и коррекционных программ, особенно, в отношении детей и подростков, а также учащихся средних и старших классов, которые являются группой риска компьютерной игровой аддикции.

В некоторых странах (США, Китай, Великобритания) уже существуют специальные клиники, в которых «лечат» от компьютерной зависимости, реабилитируют детей и подростков в полноценную активную жизнь. Китайские медики официально признали интернет-зависимость болезнью еще в 2008 году. 

В Роcсии интернетизация пока что активно охватила в основном городское население. Но постепенно Интернет-провайдеры предлагают новые технологии, которые открывают доступ к сети из самых далеких районов. Необходимо принять ряд мер на федеральном и региональном уровнях, чтобы предотвратить компьютерную игровую зависимость у подростков, детей, которые еще не столкнулись с ней.

Необходимо принять некоторые постулаты профилактики компьютерной игровой зависимости. Она должна представлять собой ряд дефференцированных мер на общественном, образовательном, индивидуальном уровнях. Это должны быть специальные программы профилактики, нацеленные на:

- усиление факторов защиты и снижение факторов риска формирования компьютерной зависимости

- создание социально-средовые условий для безопасного и активного проведения досуга ребенка или подростка

- особое внимание необходимо уделять "группам риска".

Список литературы

1. Компьютерная зависимость [электронный ресурс] // национальная психологическая энциклопедия : сайт. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/kompyuternaja-zavisimost (дата обращения: 21.01.2014).

2. Максимов А.А. Особенности развития игровой деятельности у людей с игровой зависимостью / А.А. Максимов // Психология : статьи по специальности 19.00.01 - 2009 г. - 30 С.

3. Шамсутдинова Д.В. Педагогика профилактики компьютерной игровой зависимости современного подростка [электронный ресурс] / Шамсутдинова Д.В. - Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/24053933.pdf (дата обращения: 21.01.2014).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30071. Метод Эйлера модифицированный 336.74 KB
  Для уменьшения погрешности вычислений метода Эйлера часто используется модифицированный метод Эйлера. Этот метод имеет так же следующие названия: метод ЭйлераКоши или метод РунгеКутта второго порядка точности. При использовании модифицированного метода Эйлера шаг делится на два отрезка. Модифицированный метод Эйлера дает меньшую погрешность нежели метод Эйлера.
30072. Метод Рунге-Кутта 4-го порядка. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 323.5 KB
  Многие физические законы, которым подчиняются те или иные явления, записываются в виде математического уравнения, выражающего определенную зависимость между какими-то величинами. Большое значение, которые имеют дифференциальные уравнения для математики и особенно для ее приложений, объясняется тем, что к решению таких уравнений сводится исследование многих физических и технических задач.
30073. Оценка конкурентоспособности товара и разработка стратегии маркетинга предприятия 1.35 MB
  Выпуск конкурентоспособного товара и его реализация, позволяют ему возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия. Для этого каждая фирма следует той или иной стратегии маркетинга, пригодной для товара определенного жизненного цикла.
30074. Визуализация численных методов. Решение дифференциального уравнения 1-го порядка 1.2 MB
  Существует множество технических систем и технологических процессов, характеристики которых непрерывно меняются с течением времени. Такие явления обычно подчиняются физическим законам, которые формулируются в виде дифференциальных уравнений. И поэтому умение решать дифференциальные уравнения является необходимым фактором, для того чтобы наиболее полно понимать окружающий мир и процессы, происходящие в нём.
30077. Розрахунок і аналіз перехідних процесів у електроприводі системи генератор-двигун 502.89 KB
  За вихідними даними необхідно: виконати вибір генератора постійного струму ГПС та його привідного асинхронного двигуна АД; розрахувати та побудувати статичні характеристики ЕП визначити робочі точки на механічних характеристиках і на характеристиках намагнічування; визначити динамічні параметри ЕП; розрахувати коефіцієнт форсування збудження генератора; розрахувати опір резисторів у колі обмотки збудження генератора; виконати розрахунок перехідних процесів у колі збудження генератора та якірному колі системи ГД графоаналітичним...
30078. Расчет источника питания 396 KB
  Источник питания состоит из силового трансформатора, выпрямителей, сглаживающих фильтров и во многих случаях – стабилизаторов напряжения (или тока). Расчет начнём с конечного элемента – со стабилизатора, а затем рассчитаем трансформатор.
30079. ТРАНСФОРМАТОР ТМ – 630/10 1.46 MB
  1 Расчет винтовой обмотки 18 3.1 Расчет многослойной цилиндрической обмотки 23 из провода круглого сечения 4 Расчет параметров короткого замыкания 27 4.2 где UH номинальное линейное напряжение обмотки кВ SH в кВА.8 кВА Классом напряжения трансформатора считают класс напряжения обмотки ВН.