63878

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается прежде всего кардинальными изменениями происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян. Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную...

Русский

2014-06-26

43.5 KB

0 чел.

Пикало Ю.А.

г. Самара

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается, прежде всего, координальными изменениями, происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян.

Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную трансформацию направленную решить целый ряд задач, связанных со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране, построением демократического и гражданского общества и правового государства.

И сейчас культурные традиции и социальные нормы скорее разобщают, чем сближают россиян. Это легко рассмотреть на примере современной расширенной семьи, где присутствуют: старшее поколение, которое придерживается, развивает и активно пропагандирует культурные ценности и социальные нормы советского времени, среднее поколение, усваивавшее социокультурные нормы в кризисный для страны период и молодое поколение, которое именно сейчас определяет вектор общественного и культурного развития, посредством выбора и реализации инноваций.

На основе приведенного выше нетрудно сделать вывод о том, что отсутствие социокультурных связей между поколениями приводит к глубокой дезинтеграции социума, и не способствует решению остро стоящих перед страной проблем.

 Налаживание данных социокультурных связей, то есть реконструкция  межпоколенческой преемственности, является одним из важнейших путей в установлении диалога поколений и преодолении распада общества.

По мнению С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова, межпоколенческая преемственность – это явление, сущность которого заключается в усвоении опыта одних индивидов другими и воспроизведении его в собственной деятельности[1].

Для более полного представления сути данного феномена рассмотрим межпоколенческую преемственность в русской традиции. В работе посвященной данному исследованию Е.А. Уткина отмечает, что путь данного явления в трансформирующимся  российском обществе носит весьма сложный и запутанный характер[2]. Это обуславливается двойственным отношением российского социума к механизму межпоколенческой преемственности. С одной стороны данный механизм используется для стабилизации и укрепления общественной целостности, с другой же любая реформация общественного строя, призывает его членов забыть об опыте предыдущих поколений. Можно найти немало доказательств данного утверждения в российской истории. Так, например, эпоха реформ Петра I и последовавшая за ней эпоха Просвещения, принесли массу перенятых с Европы культурных традиций и социальных норм, которые изначально несли в себе латентный конфликт  с уже устоявшимися культурными традициями и нормами древнерусского общества. Нововведения, зачастую носившие поверхностный характер и вводившиеся насильственно, подрывали механизм межпоколенческой преемственности, поскольку обесценивали социокультурный опыт древнерусского общества перед опытом западных  стран и отвергали его как устаревший.

Обесценивание с последующим искоренением устоявшихся социокультурных норм происходило и позднее, так Октябрьская революция дала начало трансформации всех социальных институтов российского общества. Большевики активно внедряли новый опыт культурных традиций и социальных норм социалистического общества, пресекая и уничтожая при этом опыт предыдущих поколений монархического аграрного социума. Вытекающее из этого нарушение межпоколенческой преемственности привело к развитию «братоубийственной» гражданской войны, дезинтеграции общества и общему упадку государства.

Специфика данного феномена в современном обществе заключается в том, что новые поколения относятся к опыту предыдущих весьма избирательно. Принимается и развивается только тот опыт, который необходим для существования и дальнейшего развития, весь же остальной багаж знаний, накопленный предыдущими поколениями, воспринимается негативно, то есть обессмысливается и отрицается.

По мнению Е.А.Фильчаковой, факторами негативного восприятия опыта старших поколений в российской действительности являются[3]:

  •  Желание молодого поколения моделировать свою жизнь по западному образцу
  •  Заинтересованность в постоянном повышении социального статуса и достижении социальной зрелости
  •  Неосознанное желание освободиться от внешнего контроля старших

Такой избирательный подход в межпоколенческой преемственности отчасти оправдан, ведь не существует никакого продуктивного смысла в усвоении и воспроизведении в своей деятельности всего опыта старших поколений в условиях быстроизменяющийся российской действительности, поскольку применение данного опыта попросту неактуально.

Однако принятие данного опыта и уважительное отношение к прошлому своей семьи и своего государства, то есть установление диалога между поколениями, является важным условием социокультурного единства современного российского общества.

Список литературы

  1.  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С. 11-15.
  2.  Уткина Е.А. Межпоколенческая преемственность в российской традиции./ Материалы V Всероссийской Интернет-конференции//: http://socio.my1.ru, - 2013.
  3.   Фильчакова Е.А. Межпоколенческая преемственность: проблема взаимопонимания «отцов» и «детей»./Материалы Всероссийской Интернет-конференции // URL:http://socio.my1.ru/load/2010/mezhpokolencheskaja_preemstvennost_problema_vzaimoponimanija_quot_otcov_i_detej_quot/1-1-0-3 - 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23324. Поиск информации в базах данных. Установка фильтров 88.5 KB
  Лабораторная работа №5: Поиск информации в базах данных. Установка фильтров По дисциплине: Базы данных. Цели работы: освоить технологию поиска данных в базах данных в среде FoxPro Seek Find Locate; научиться составлять выражения логического типа для поиска; научиться фильтровать данные в базах данных set filter с помощью простого и индексного фильтра; ознакомиться с синтаксисом генерируемых команд. Задание: Составьте не менее 10 логических выражений для поиска данных в базе данных.
23325. Обработка запросов 95.5 KB
  Отчет по работе: Исходные базы данных: Простые запросы для одной базы данных: SELECT Table1.зарплата Table1.фамилия; FROM db6table1; WHERE Table1.зарплата 20000; SELECT Table1.
23326. Создание отчетов 143 KB
  Лабораторная работа №7: Создание отчетов По дисциплине: Базы данных. Цели работы: научиться быстро составлять отчет на основе стандартного; освоить технику разработки отчетов вывода отчетов на экран в файл; изучить все особенности работы в диалоговых окнах генерации отчетов; составить отчеты по теме самостоятельного проектирования. Отчет по работе: Контрольные вопросы: Объяснить структуру выполненных отчетов. Назначение инструментов для конструирования отчетов.
23327. Проектирование этикеток 76.5 KB
  Лабораторная работа №8: Проектирование этикеток По дисциплине: Базы данных. Цели работы: научиться быстро проектировать этикетки; освоить технику разработки этикеток вывода этикеток на экран в файл; составить этикетку по теме самостоятельного проектирования. Задание: Определите структуру этикетки: база данных для этикетки; название этикетки; порядок размещения полей в этикетке; порядок размещения этикеток на листе; размер этикеток.
23328. Локальные сети. Структура стандартов IEEE 802.x 158.5 KB
  Стандарты семейства IEEE 802.х охватывают только два нижних уровня семиуровневой модели OSI — физический и канальный. Это связано с тем, что именно эти уровни в наибольшей степени отражают специфику локальных сетей. Старшие же уровни, начиная с сетевого, в значительной степени имеют общие черты, как для локальных, так и для глобальных сетей.
23329. Макросы. Создание макросов 36.5 KB
  Отчет по работе: Открыть таблицу CtrlF1: USE{SPACEBAR}table1{SPACEBAR}AGAIN{SPACEBAR}IN{SPACEBAR}0{ENTER} SELECT{SPACEBAR}Table1{ENTER} BROWSE{SPACEBAR}LAST{ENTER} Удалить таблицу CtrlF2: Remove{SPACEBAR}Table{SPACEBAR}table1{ENTER} Установить отношение между таблицами CtrlR: SET{SPACEBAR}RELATION{SPACEBAR}TO{SPACEBAR}фамилия{SPACEBAR}INTO{SPACEBAR}Table2{SPACEBAR}ADDITIVE{ENTER} Модифицировать отчёт CtrlM: MODIFY{SPACEBAR}REPORT{SPACEBAR} c: artamonov базы данных visual foxpro9 save artlab10 report1.frx {SPACEBAR}NOENVIRONMENT{ENTER}...
23330. Генератор прикладных программ 91 KB
  Цель работы: научиться создавать стандартные приложения с помощью генератора FoxApp. Задание: Перед началом работы создать отдельный каталог для файлов приложения. Выполните генерацию стандартного приложения создавая или указывая базу данных на шаге 1. Проверьте работу стандартного приложения: стандартный экран форма ввода кнопки управления; меню стандартного приложения.
23331. Интегрированная cреда FoxPro for Windows 39 KB
  Задание на лабораторную работу: Создайте на диске Х: каталог под именем FOXPRO для хранения примеров. Войдите в среду FoxPro. Ознакомьтесь с интерфейсом FoxPro: изучите систему главного меню – пункты Файл Правка База Запись Программа Запуск Текст Окно; изучите способы выбора пунктов меню с помощью мыши комбинаций клавиш; повторите правила работы с окнами: закрыть открыть свернуть развернуть распахнуть переместить изменить размеры переключиться между окнами; ознакомьтесь с командами пунктов меню Окно и ; повторите...
23332. Создание структуры базы данных в СУБД FoxPro 166 KB
  Задание на лабораторную работу: Создайте структуру базы данных в соответствии с вашей темой расчетнографического задания. Изучите возможности среды СУБД FoxPro for Windows для создания структуры базы данных. Выполните просмотр содержимого базы данных.