63878

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается прежде всего кардинальными изменениями происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян. Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную...

Русский

2014-06-26

43.5 KB

0 чел.

Пикало Ю.А.

г. Самара

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается, прежде всего, координальными изменениями, происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян.

Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную трансформацию направленную решить целый ряд задач, связанных со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране, построением демократического и гражданского общества и правового государства.

И сейчас культурные традиции и социальные нормы скорее разобщают, чем сближают россиян. Это легко рассмотреть на примере современной расширенной семьи, где присутствуют: старшее поколение, которое придерживается, развивает и активно пропагандирует культурные ценности и социальные нормы советского времени, среднее поколение, усваивавшее социокультурные нормы в кризисный для страны период и молодое поколение, которое именно сейчас определяет вектор общественного и культурного развития, посредством выбора и реализации инноваций.

На основе приведенного выше нетрудно сделать вывод о том, что отсутствие социокультурных связей между поколениями приводит к глубокой дезинтеграции социума, и не способствует решению остро стоящих перед страной проблем.

 Налаживание данных социокультурных связей, то есть реконструкция  межпоколенческой преемственности, является одним из важнейших путей в установлении диалога поколений и преодолении распада общества.

По мнению С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова, межпоколенческая преемственность – это явление, сущность которого заключается в усвоении опыта одних индивидов другими и воспроизведении его в собственной деятельности[1].

Для более полного представления сути данного феномена рассмотрим межпоколенческую преемственность в русской традиции. В работе посвященной данному исследованию Е.А. Уткина отмечает, что путь данного явления в трансформирующимся  российском обществе носит весьма сложный и запутанный характер[2]. Это обуславливается двойственным отношением российского социума к механизму межпоколенческой преемственности. С одной стороны данный механизм используется для стабилизации и укрепления общественной целостности, с другой же любая реформация общественного строя, призывает его членов забыть об опыте предыдущих поколений. Можно найти немало доказательств данного утверждения в российской истории. Так, например, эпоха реформ Петра I и последовавшая за ней эпоха Просвещения, принесли массу перенятых с Европы культурных традиций и социальных норм, которые изначально несли в себе латентный конфликт  с уже устоявшимися культурными традициями и нормами древнерусского общества. Нововведения, зачастую носившие поверхностный характер и вводившиеся насильственно, подрывали механизм межпоколенческой преемственности, поскольку обесценивали социокультурный опыт древнерусского общества перед опытом западных  стран и отвергали его как устаревший.

Обесценивание с последующим искоренением устоявшихся социокультурных норм происходило и позднее, так Октябрьская революция дала начало трансформации всех социальных институтов российского общества. Большевики активно внедряли новый опыт культурных традиций и социальных норм социалистического общества, пресекая и уничтожая при этом опыт предыдущих поколений монархического аграрного социума. Вытекающее из этого нарушение межпоколенческой преемственности привело к развитию «братоубийственной» гражданской войны, дезинтеграции общества и общему упадку государства.

Специфика данного феномена в современном обществе заключается в том, что новые поколения относятся к опыту предыдущих весьма избирательно. Принимается и развивается только тот опыт, который необходим для существования и дальнейшего развития, весь же остальной багаж знаний, накопленный предыдущими поколениями, воспринимается негативно, то есть обессмысливается и отрицается.

По мнению Е.А.Фильчаковой, факторами негативного восприятия опыта старших поколений в российской действительности являются[3]:

  •  Желание молодого поколения моделировать свою жизнь по западному образцу
  •  Заинтересованность в постоянном повышении социального статуса и достижении социальной зрелости
  •  Неосознанное желание освободиться от внешнего контроля старших

Такой избирательный подход в межпоколенческой преемственности отчасти оправдан, ведь не существует никакого продуктивного смысла в усвоении и воспроизведении в своей деятельности всего опыта старших поколений в условиях быстроизменяющийся российской действительности, поскольку применение данного опыта попросту неактуально.

Однако принятие данного опыта и уважительное отношение к прошлому своей семьи и своего государства, то есть установление диалога между поколениями, является важным условием социокультурного единства современного российского общества.

Список литературы

  1.  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С. 11-15.
  2.  Уткина Е.А. Межпоколенческая преемственность в российской традиции./ Материалы V Всероссийской Интернет-конференции//: http://socio.my1.ru, - 2013.
  3.   Фильчакова Е.А. Межпоколенческая преемственность: проблема взаимопонимания «отцов» и «детей»./Материалы Всероссийской Интернет-конференции // URL:http://socio.my1.ru/load/2010/mezhpokolencheskaja_preemstvennost_problema_vzaimoponimanija_quot_otcov_i_detej_quot/1-1-0-3 - 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58428. Персидская держава «царя царей» 47 KB
  Вавилонский царь Хаммурапи некогда владея не только Южным Междуречьем но и Северным Ассирией 17921750 г. Древнее предание рассказывает: Могущественный вавилонский царь Навуходоносор выбрал себе в жены красавицуцаревну из горной страны Мидии. Огорчен был царь. Твоему горю можно помочь отвечал ей царь.
58429. Решение уравнений производства. Закон установления цен на продукты и услуги 72.5 KB
  Произведённое количество счётного товара (А) пока определенно только наугад; но и его следует определить так, чтобы предприниматели не имели ни прибыли, ни убытков. Но для этого, естественно, необходимо, чтобы себестоимость счетного товара была равна его продажной цене.
58430. Учись быть верным другом. Избрание Апостолов 118 KB
  Развивать эстетический вкус творческие способности детей. Приветствие С любовью и с радостью встречайте детей. Молитва Пригласите детей помолиться за свои огорчения и радости поблагодарить Бога за все и попросите благословения на этот урок. Всех детей поблагодарите за участие за старание вместе с ними ещё раз полюбуйтесь совместной работой подведите к выводу что одному было бы сложно выполнить такую работу а команде это под силу.
58431. Декларація прав дитини. Основний Закон держави. Обовязки батьків та дітей 54.5 KB
  Мета. Формувати в учнів уявлення про Декларацію прав дитини, Основний Закон нашої держави. Зясувати обовязки батьків і дітей. Виховувати шанобливе ставлення до батьків.
58432. Национальная экономика 45 KB
  Основные цели национальной экономики Макроэкономика изучает: процессы использования разнообразных ресурсов которыми располагает общество для удовлетворения потребностей людей. Предметом макроэкономики являются закономерности развития и функционирования национальной экономики...
58433. Учись быть благодарным. Десять прокаженных 158 KB
  Показать им что в нашей жизни есть множество поводов благодарить Бога.Молитва Предложите детям совершить молитву и попросить у Бога благословения на этот урок.Мотивация Ребята когда мы говорим Спасибо А что хорошее сделал вам Бог За что же мы должны благодарить Бога За пищу за одежду за здоровье. Бога в небесах.
58434. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ УЧАСТИЯ В ДОГОВОРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 353.5 KB
  Появление и дальнейшее развитие договора участия в долевом строительстве в российском законодательстве имеют огромное значение для решения жилищной проблемы, поскольку надежное правовое регулирование отношений долевого строительства - гарантия успешного развития данных отношений
58435. Чудесная любовь Иисуса. Пасха 156 KB
  Побудить детей своими поступками не огорчать Иисуса но быть всегда послушными исполнительными дружелюбными. И спросил правитель Иисуса: Ты Царь Иудейский Иисус отвечал: Ты говоришь. В чем же он заключался Бог Отец послал Сына Иисуса на землю сказать людям чтобы они перестали делать злые дела поверили в Бога и исполняли Его заповеди.
58436. Религия 47.5 KB
  Религия как форма мировоззрения; Структура и функции религии; Виды религий; Веротерпимость и свобода совести. Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа богов...