63878

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается прежде всего кардинальными изменениями происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян. Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную...

Русский

2014-06-26

43.5 KB

0 чел.

Пикало Ю.А.

г. Самара

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается, прежде всего, координальными изменениями, происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян.

Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную трансформацию направленную решить целый ряд задач, связанных со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране, построением демократического и гражданского общества и правового государства.

И сейчас культурные традиции и социальные нормы скорее разобщают, чем сближают россиян. Это легко рассмотреть на примере современной расширенной семьи, где присутствуют: старшее поколение, которое придерживается, развивает и активно пропагандирует культурные ценности и социальные нормы советского времени, среднее поколение, усваивавшее социокультурные нормы в кризисный для страны период и молодое поколение, которое именно сейчас определяет вектор общественного и культурного развития, посредством выбора и реализации инноваций.

На основе приведенного выше нетрудно сделать вывод о том, что отсутствие социокультурных связей между поколениями приводит к глубокой дезинтеграции социума, и не способствует решению остро стоящих перед страной проблем.

 Налаживание данных социокультурных связей, то есть реконструкция  межпоколенческой преемственности, является одним из важнейших путей в установлении диалога поколений и преодолении распада общества.

По мнению С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова, межпоколенческая преемственность – это явление, сущность которого заключается в усвоении опыта одних индивидов другими и воспроизведении его в собственной деятельности[1].

Для более полного представления сути данного феномена рассмотрим межпоколенческую преемственность в русской традиции. В работе посвященной данному исследованию Е.А. Уткина отмечает, что путь данного явления в трансформирующимся  российском обществе носит весьма сложный и запутанный характер[2]. Это обуславливается двойственным отношением российского социума к механизму межпоколенческой преемственности. С одной стороны данный механизм используется для стабилизации и укрепления общественной целостности, с другой же любая реформация общественного строя, призывает его членов забыть об опыте предыдущих поколений. Можно найти немало доказательств данного утверждения в российской истории. Так, например, эпоха реформ Петра I и последовавшая за ней эпоха Просвещения, принесли массу перенятых с Европы культурных традиций и социальных норм, которые изначально несли в себе латентный конфликт  с уже устоявшимися культурными традициями и нормами древнерусского общества. Нововведения, зачастую носившие поверхностный характер и вводившиеся насильственно, подрывали механизм межпоколенческой преемственности, поскольку обесценивали социокультурный опыт древнерусского общества перед опытом западных  стран и отвергали его как устаревший.

Обесценивание с последующим искоренением устоявшихся социокультурных норм происходило и позднее, так Октябрьская революция дала начало трансформации всех социальных институтов российского общества. Большевики активно внедряли новый опыт культурных традиций и социальных норм социалистического общества, пресекая и уничтожая при этом опыт предыдущих поколений монархического аграрного социума. Вытекающее из этого нарушение межпоколенческой преемственности привело к развитию «братоубийственной» гражданской войны, дезинтеграции общества и общему упадку государства.

Специфика данного феномена в современном обществе заключается в том, что новые поколения относятся к опыту предыдущих весьма избирательно. Принимается и развивается только тот опыт, который необходим для существования и дальнейшего развития, весь же остальной багаж знаний, накопленный предыдущими поколениями, воспринимается негативно, то есть обессмысливается и отрицается.

По мнению Е.А.Фильчаковой, факторами негативного восприятия опыта старших поколений в российской действительности являются[3]:

  •  Желание молодого поколения моделировать свою жизнь по западному образцу
  •  Заинтересованность в постоянном повышении социального статуса и достижении социальной зрелости
  •  Неосознанное желание освободиться от внешнего контроля старших

Такой избирательный подход в межпоколенческой преемственности отчасти оправдан, ведь не существует никакого продуктивного смысла в усвоении и воспроизведении в своей деятельности всего опыта старших поколений в условиях быстроизменяющийся российской действительности, поскольку применение данного опыта попросту неактуально.

Однако принятие данного опыта и уважительное отношение к прошлому своей семьи и своего государства, то есть установление диалога между поколениями, является важным условием социокультурного единства современного российского общества.

Список литературы

  1.  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С. 11-15.
  2.  Уткина Е.А. Межпоколенческая преемственность в российской традиции./ Материалы V Всероссийской Интернет-конференции//: http://socio.my1.ru, - 2013.
  3.   Фильчакова Е.А. Межпоколенческая преемственность: проблема взаимопонимания «отцов» и «детей»./Материалы Всероссийской Интернет-конференции // URL:http://socio.my1.ru/load/2010/mezhpokolencheskaja_preemstvennost_problema_vzaimoponimanija_quot_otcov_i_detej_quot/1-1-0-3 - 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24202. РАССТРОЙСТВА ТЕПЛОВОГО ОБМЕНА. ЛИХОРАДКА 168.5 KB
  Главное при гипертермии снижение теплоотдачи но и нарушения обмена утилизации энергиитепла – катехоламины яды митохондриальные йодсодержащие тиреоидные гормоны. Стадии: Компенсированная – развитие стрессреакции активация симпатоадреналовой и гипоталамонадпочечниковой систем усиление теплоотдачи пот – гипогидратация и повышение вязкости крови выделение солей; учащение ЧД ЧСС повышение ударного ОК и МОК повышение систАД при снижении диастАД; увеличение утилизации кислорода и увеличение выделения СО2 – гипокапния с...
24203. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ИММУНИТЕТА 163 KB
  ФИЛОГЕНЕЗ – иммунитет есть на самых ранних стадиях жизни: Все ГКГ АТ всех типов Fcрецепторы клеток CD антигены Тлмф АГрецепторы Тклеток АГрецепторы Вклеток – это суперсемейство генов иммуноглобулинов возникших и развивающихся вместе Схема 1 Филогенез функций иммунитета Фагоцитоз пищевойзащитный прообраз иммунитета – амеба  Распознавание своечужое ГКГ – губки предпочтение своего Отторжение чужого кишечнополостные – имеется уже иммунная память и цитотоксичность древние Тлмф и ЕК кораллы ...
24204. Исследование регистров, хранение и преобразование многоразрядных двоичных чисел 90.5 KB
  Наиболее простыми регистрами являются регистры памяти. Схема включения регистра 74173. На отечественных схемах символом регистра служат буквы RG . Работу регистра сдвига рассмотрим на примере регистра 74195 К155ИР12 схема включения которого показана на рис.
24205. ИССЛЕДОВАНИЕ СЧЕТЧИКОВ 129.5 KB
  Триггер может служить примером простейшего счетчика. Каждый из триггеров такой цепочки называют разрядом счетчика. Нулевое состояние всех триггеров принимается за нулевое состояние счетчика в целом. Число входных импульсов и состояние счетчика взаимно определены только для первого цикла.
24206. Исследование устройств на операционных усилителях 614.5 KB
  Научиться измерять: входные токи напряжение смещения входное и выходное сопротивления время нарастания выходного напряжения операционных усилителей. ОУ в своём составе имеет входной каскад каскад сдвига уровня напряжения и выходной каскад. Каскад сдвига уровня напряжения выполнен по схеме эмиттерного повторителя и исключает из сигнала уровень постоянной составляющей. Входные токи проходят через внутреннее сопротивление источника входного сигнала и создают на нём падение напряжения.
24207. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЛЬТРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ 120.5 KB
  По частотным характеристикам различают четыре основных вида фильтров рис. Рис. Частотные характеристики идеальных сплошная кривая и реальных пунктирная фильтров нижних частот а верхних б полосового в и режекторного г Фильтры нижних частот ФНЧ пропускают колебания с частотами от нуля до некоторой верхней частоты в фильтры верхних частот ФВЧ колебания с частотой не ниже некоторой нижней частоты н.
24208. Исследование цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей 615 KB
  Опорное напряжение U0n 3 В подключается к резисторам матрицы переключателями D C B и A управляемым одноименными клавишами клавиатуры и имитирующими преобразуемый код. Выходное напряжение U0 измеряется мультиметром.1 то напряжение на входе и выходе ОУ равно 0 В.Тогда на вход ОУ через резистор R1 подается напряжение 3 B.
24209. ИССЛЕДОВАНИЕ ШИФРАТОРОВ И ДЕШИФРАТОРОВ 53.5 KB
  Поэтому часто дешифраторы называют дешифраторамидемультиплексорами и наоборот. Схема включения дешифратора 74154. 2 приведена схема включения дешифратора 74154 отечественный аналог К155ИДЗ. В режиме дешифратора с генератора слова на входы Gl G2 подается 0 а на адресные входы код в диапазоне 0000.
24210. ИССЛЕДОВАНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ СУММАТОРОВ 79 KB
  Многоразрядный сумматор создается на базе одного полусумматора и п полных сумматоров. Схемы полусумматора а и полного сумматора б. Задание на подготовку к работе Изучить принцип работы полусумматора. Контрольные вопросы Изобразите схему полусумматора и объясните его работу Изобразите схему полного сумматора и объясните его работу Изобразите схему трехразрядного сумматора и объясните его работу Поясните смысл функции Si=A1 Bi Ci .