63878

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается прежде всего кардинальными изменениями происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян. Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную...

Русский

2014-06-26

43.5 KB

0 чел.

Пикало Ю.А.

г. Самара

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается, прежде всего, координальными изменениями, происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян.

Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную трансформацию направленную решить целый ряд задач, связанных со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране, построением демократического и гражданского общества и правового государства.

И сейчас культурные традиции и социальные нормы скорее разобщают, чем сближают россиян. Это легко рассмотреть на примере современной расширенной семьи, где присутствуют: старшее поколение, которое придерживается, развивает и активно пропагандирует культурные ценности и социальные нормы советского времени, среднее поколение, усваивавшее социокультурные нормы в кризисный для страны период и молодое поколение, которое именно сейчас определяет вектор общественного и культурного развития, посредством выбора и реализации инноваций.

На основе приведенного выше нетрудно сделать вывод о том, что отсутствие социокультурных связей между поколениями приводит к глубокой дезинтеграции социума, и не способствует решению остро стоящих перед страной проблем.

 Налаживание данных социокультурных связей, то есть реконструкция  межпоколенческой преемственности, является одним из важнейших путей в установлении диалога поколений и преодолении распада общества.

По мнению С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова, межпоколенческая преемственность – это явление, сущность которого заключается в усвоении опыта одних индивидов другими и воспроизведении его в собственной деятельности[1].

Для более полного представления сути данного феномена рассмотрим межпоколенческую преемственность в русской традиции. В работе посвященной данному исследованию Е.А. Уткина отмечает, что путь данного явления в трансформирующимся  российском обществе носит весьма сложный и запутанный характер[2]. Это обуславливается двойственным отношением российского социума к механизму межпоколенческой преемственности. С одной стороны данный механизм используется для стабилизации и укрепления общественной целостности, с другой же любая реформация общественного строя, призывает его членов забыть об опыте предыдущих поколений. Можно найти немало доказательств данного утверждения в российской истории. Так, например, эпоха реформ Петра I и последовавшая за ней эпоха Просвещения, принесли массу перенятых с Европы культурных традиций и социальных норм, которые изначально несли в себе латентный конфликт  с уже устоявшимися культурными традициями и нормами древнерусского общества. Нововведения, зачастую носившие поверхностный характер и вводившиеся насильственно, подрывали механизм межпоколенческой преемственности, поскольку обесценивали социокультурный опыт древнерусского общества перед опытом западных  стран и отвергали его как устаревший.

Обесценивание с последующим искоренением устоявшихся социокультурных норм происходило и позднее, так Октябрьская революция дала начало трансформации всех социальных институтов российского общества. Большевики активно внедряли новый опыт культурных традиций и социальных норм социалистического общества, пресекая и уничтожая при этом опыт предыдущих поколений монархического аграрного социума. Вытекающее из этого нарушение межпоколенческой преемственности привело к развитию «братоубийственной» гражданской войны, дезинтеграции общества и общему упадку государства.

Специфика данного феномена в современном обществе заключается в том, что новые поколения относятся к опыту предыдущих весьма избирательно. Принимается и развивается только тот опыт, который необходим для существования и дальнейшего развития, весь же остальной багаж знаний, накопленный предыдущими поколениями, воспринимается негативно, то есть обессмысливается и отрицается.

По мнению Е.А.Фильчаковой, факторами негативного восприятия опыта старших поколений в российской действительности являются[3]:

  •  Желание молодого поколения моделировать свою жизнь по западному образцу
  •  Заинтересованность в постоянном повышении социального статуса и достижении социальной зрелости
  •  Неосознанное желание освободиться от внешнего контроля старших

Такой избирательный подход в межпоколенческой преемственности отчасти оправдан, ведь не существует никакого продуктивного смысла в усвоении и воспроизведении в своей деятельности всего опыта старших поколений в условиях быстроизменяющийся российской действительности, поскольку применение данного опыта попросту неактуально.

Однако принятие данного опыта и уважительное отношение к прошлому своей семьи и своего государства, то есть установление диалога между поколениями, является важным условием социокультурного единства современного российского общества.

Список литературы

  1.  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С. 11-15.
  2.  Уткина Е.А. Межпоколенческая преемственность в российской традиции./ Материалы V Всероссийской Интернет-конференции//: http://socio.my1.ru, - 2013.
  3.   Фильчакова Е.А. Межпоколенческая преемственность: проблема взаимопонимания «отцов» и «детей»./Материалы Всероссийской Интернет-конференции // URL:http://socio.my1.ru/load/2010/mezhpokolencheskaja_preemstvennost_problema_vzaimoponimanija_quot_otcov_i_detej_quot/1-1-0-3 - 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14965. Химияны оқытуда халықтық педагогиканың элементтерін пайдалану 77.5 KB
  ӘОК ХИМИЯНЫ ОҚЫТУДА ХАЛЫҚТЫҚ ПЕДАГОГИКАНЫҢ ЭЛЕМЕНТТЕРІН ПАЙДАЛАНУ Д. Шардарбеков АОМКДИ Алматы қ. Тәуелсіздік алғаннан кейінгі елдің тәуелсіз әрі тегеурінді терең мазмұнды үздіксіз білім жүйесі болуы керек. Ол мемлететтің экономикалық қорғаныс қабілет
14966. Шығыс Қазақстан табиғаты және оны қорғау 224 KB
  Қазақстан білім және ғылым министрілігі 9 сыныпта өткізілген Шығыс Қазақстан табиғаты және оны қорғау тақырыбы бойынша ашық сабақ. Өткізген: Батырханова А. К. Ахмер орта мектебі 2007 жыл. Сабақ тақырыбы: Шығ
14968. Астана - әсем қала 49 KB
  Әсем қала мерейтойы ерлігі де, өрлігі де ұрпаққа өнеге болып жалғасқан қасиетті қазақ жерінің шежіресін паш етер, көңілі дархан,жаны жомарт қазақ елінің ұлылығын ұлықтайтын асқақта, айбынды ажарлы Астананың қазақ елі монументы....
14969. Астана - Қазақстанның саяси ерік-жігерінің нышаны 74.5 KB
  АСТАНА ҚАЗАҚСТАННЫҢ САЯСИ ЕРІКЖІГЕРІНІҢ НЫШАНЫ Астана бұл кең даладағы жай қала ғана емес саяси ерікжігер көрінісінің нышаны . Бұл саяси батыл қадам. Астана шаңырағы әлі де болса биіктей түспек. Жаңа...
14970. Астана қаласының көшелері 809 KB
  Астана қаласы Тілдерді дамыту басқармасының тапсырысы бойынша Руханият орталығы дайындаған Астана қаласы ономастика комиссиясы мақұлдаған Редакция алқасы Рахымжанов Әмірхан Асанғазы Оразкүл Әбжанов Хангелді Жолдасбеков Мырзатай Кекілбаев Әбіш Нұр
14971. Балқаш көлі 52.5 KB
  Балқаш көлі Балқаш өңірі әрі жылы әрі күн сәулесі көп түсетін табиғаты жағынан Қазақстандағы тартымды жерлердің бірі. Шөлді болып келетін қуаң дала Балқаш көлінен нәр алады. Бұл аймақ өзінің әсем көрінісімен ерекше өсімдіктер және жануарлар дүниесімен белгілі....
14972. Әулиеата қаласының тұрғызылуы 66.5 KB
  Әулиеата қаласын тұрғызған Абылай хан еді Ш. Уәлиханов пен өзбек тарихшысы Махмудқа сенсек шындық осындай Бақтияр Әбілдаұлы Тасыған дария тартылып арнасына түскені сияқты 1774 жылы қырғыз басқыншылары да тәубасына келген еді. Ресейге қарасты Еділ қалмақтары Жоң...