63878

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается прежде всего кардинальными изменениями происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян. Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную...

Русский

2014-06-26

43.5 KB

0 чел.

Пикало Ю.А.

г. Самара

Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества

Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается, прежде всего, координальными изменениями, происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян.

Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную трансформацию направленную решить целый ряд задач, связанных со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране, построением демократического и гражданского общества и правового государства.

И сейчас культурные традиции и социальные нормы скорее разобщают, чем сближают россиян. Это легко рассмотреть на примере современной расширенной семьи, где присутствуют: старшее поколение, которое придерживается, развивает и активно пропагандирует культурные ценности и социальные нормы советского времени, среднее поколение, усваивавшее социокультурные нормы в кризисный для страны период и молодое поколение, которое именно сейчас определяет вектор общественного и культурного развития, посредством выбора и реализации инноваций.

На основе приведенного выше нетрудно сделать вывод о том, что отсутствие социокультурных связей между поколениями приводит к глубокой дезинтеграции социума, и не способствует решению остро стоящих перед страной проблем.

 Налаживание данных социокультурных связей, то есть реконструкция  межпоколенческой преемственности, является одним из важнейших путей в установлении диалога поколений и преодолении распада общества.

По мнению С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова, межпоколенческая преемственность – это явление, сущность которого заключается в усвоении опыта одних индивидов другими и воспроизведении его в собственной деятельности[1].

Для более полного представления сути данного феномена рассмотрим межпоколенческую преемственность в русской традиции. В работе посвященной данному исследованию Е.А. Уткина отмечает, что путь данного явления в трансформирующимся  российском обществе носит весьма сложный и запутанный характер[2]. Это обуславливается двойственным отношением российского социума к механизму межпоколенческой преемственности. С одной стороны данный механизм используется для стабилизации и укрепления общественной целостности, с другой же любая реформация общественного строя, призывает его членов забыть об опыте предыдущих поколений. Можно найти немало доказательств данного утверждения в российской истории. Так, например, эпоха реформ Петра I и последовавшая за ней эпоха Просвещения, принесли массу перенятых с Европы культурных традиций и социальных норм, которые изначально несли в себе латентный конфликт  с уже устоявшимися культурными традициями и нормами древнерусского общества. Нововведения, зачастую носившие поверхностный характер и вводившиеся насильственно, подрывали механизм межпоколенческой преемственности, поскольку обесценивали социокультурный опыт древнерусского общества перед опытом западных  стран и отвергали его как устаревший.

Обесценивание с последующим искоренением устоявшихся социокультурных норм происходило и позднее, так Октябрьская революция дала начало трансформации всех социальных институтов российского общества. Большевики активно внедряли новый опыт культурных традиций и социальных норм социалистического общества, пресекая и уничтожая при этом опыт предыдущих поколений монархического аграрного социума. Вытекающее из этого нарушение межпоколенческой преемственности привело к развитию «братоубийственной» гражданской войны, дезинтеграции общества и общему упадку государства.

Специфика данного феномена в современном обществе заключается в том, что новые поколения относятся к опыту предыдущих весьма избирательно. Принимается и развивается только тот опыт, который необходим для существования и дальнейшего развития, весь же остальной багаж знаний, накопленный предыдущими поколениями, воспринимается негативно, то есть обессмысливается и отрицается.

По мнению Е.А.Фильчаковой, факторами негативного восприятия опыта старших поколений в российской действительности являются[3]:

  •  Желание молодого поколения моделировать свою жизнь по западному образцу
  •  Заинтересованность в постоянном повышении социального статуса и достижении социальной зрелости
  •  Неосознанное желание освободиться от внешнего контроля старших

Такой избирательный подход в межпоколенческой преемственности отчасти оправдан, ведь не существует никакого продуктивного смысла в усвоении и воспроизведении в своей деятельности всего опыта старших поколений в условиях быстроизменяющийся российской действительности, поскольку применение данного опыта попросту неактуально.

Однако принятие данного опыта и уважительное отношение к прошлому своей семьи и своего государства, то есть установление диалога между поколениями, является важным условием социокультурного единства современного российского общества.

Список литературы

  1.  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С. 11-15.
  2.  Уткина Е.А. Межпоколенческая преемственность в российской традиции./ Материалы V Всероссийской Интернет-конференции//: http://socio.my1.ru, - 2013.
  3.   Фильчакова Е.А. Межпоколенческая преемственность: проблема взаимопонимания «отцов» и «детей»./Материалы Всероссийской Интернет-конференции // URL:http://socio.my1.ru/load/2010/mezhpokolencheskaja_preemstvennost_problema_vzaimoponimanija_quot_otcov_i_detej_quot/1-1-0-3 - 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7087. Электростатическое поле в вакууме 168.5 KB
  Тема: Электростатическое поле в вакууме. Основу электростатики составляют инвариантность электрического заряда к выбору системы отсчета, закон сохранения заряда, закон Кулона, принцип суперпозицииполейи теорема Остроградского...
7089. Биомедицинская этика. Учебное пособие 333 KB
  Теоретические основания биомедицинской этики Глава 1.Биомедицинская этика: научный статус и круг проблем 1.1. Биомедицинская этика: возникновение и место в системе естественнонаучного, этического и социального знания...
7090. Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы 255.04 KB
  Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы Сущность мировой экономики и мирового (всемирного) хозяйства Понятие мировая экономика в современной экономической литературе употребляется для обозначения как системы государств, так и эконо...
7091. Религии мира. Учебное пособие 188.67 KB
  Введение Исследователь, прилетевший на нашу планету из космоса, мог бы сделать вывод, что мы страдаем от непристойной и очень загадочной болезни с удивительно большим спектром симптомов. Одних она заставляет безжалостно жечь, резать или бомбить свои...
7092. Средневековая схоластика Ф. Аквинского 43.53 KB
  Средневековая схоластика Ф. Аквинского Характеристика Средних веков Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков - падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утверди...
7093. Маркетинговое обслуживание потребителей 49.99 KB
  Введение В условиях рыночной экономики многие проблемы товаропроизводителей не могут быть в полной мере решены с помощью традиционных методов управления. Требуется создавать систему менеджмента, обеспечивающую эффективность хозяйственной единицы в н...
7094. Магнитометры на СКВИДах 108.5 KB
  Магнитометры на СКВИДах. Сверхпроводимость. Основные параметры сверхпроводников. Явление сверхпроводимости состоит в том, что при некоторой температуре, близкой к абсолютному нулю, электро сопротивление в некоторых материалах исчезает. Эта темпера...
7095. Социолингвистика. Лекции. Социальная стратификация языка 190 KB
  Лекции по курсу Социолингвистика. Лекция 1. Предмет социолингвистики и методы социолингвистического анализа. Предметом изучения социолингвистики является проблема человек и общество. Непосредственным объектом социолингвистики является ...