63879

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Иммануэль Валлерстайн в своей книге Анализ мировых систем и ситуация в современном мире затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она При различном употреблении этого термина культура это то что некоторые люди чувствуют или делают в отличие от других которые чувствуют или делают...

Русский

2014-06-26

21.48 KB

11 чел.

Эндрюшко А.А.

г. Иркутск

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Иммануэль Валлерстайн в своей книге «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она?

При различном употреблении этого термина, «культура» – это то, что некоторые люди чувствуют или делают, в отличие от других, которые чувствуют или делают иначе [3, c. 22]. Так можно ли представить себе, такую вещь, как всемирная культура? Как пишет сам И. Валлерстайн, данный вопрос кажется весьма абсурдным. Он приводит два факта: во-первых, на протяжении уже тысяч лет некоторые люди выдвигали идеи, которые они считали универсальными ценностями или истинами; во-вторых, на протяжении вот уже 200 лет, и с еще большей интенсивностью в течение последних 50 лет, национальные правительства, как и всемирные учреждения, утверждали обоснованность и даже проводимость в жизнь таких ценностей и истин, например, в дискуссии о правах человека, которым ООН посвятила в 1948 г. Всеобщую декларацию [2, c. 182].

Так называемые нации-государства, которые по сути своей и есть основные вместилища культуры (не только культуры, разумеется), являются сравнительно недавним образованием. Мир, хотя бы частично состоящий из таких наций-государств, возник лишь в XVI веке. С их возникновением шло движение к всемирному сознанию, того, что называется человечеством — всеобщей личностью. Со временем отдельные нации-государства стали все больше и больше походить друг на друга по своим культурным формам. В каком государстве сегодня нет определенных стандартных политических форм: законодательного органа, конституции, бюрократии, профсоюзов, национальной валюты, системы образования? На самом деле в очень немногих, пишет Валлерстайн! Даже в художественной сфере, у какой страны нет своих песен, своих танцев, своих музеев, своей драматургии, своей живописи.

Это результат культурной диффузии. Благодаря средствам связи мы знает об удаленных уголках планеты больше, чем предшествующие поколения.

В современной мировой системе по мере ее исторического развития, все более эффективно наблюдается то, что в общем виде можно назвать культурным сопротивлением. Конечно, культурное сопротивление – вечная тема.

Все это подводит к вопросу о всемирной культуре. Всемирная культура, в течение долгого времени отстаивались на том основании, что лишь позволяла преодолеть провинциализм – ограниченность морального роста, и обскурантизм – культурный партикуляризм.

Собственное предчувствие Валлерстайна состоит в том, что утопии необходимо основывать на присущем любому явлению – физическому, биологическому или социальному – отсутствии долговременного равновесия. Поэтому мы никогда не будем иметь стабильного свободно/эгалитарного мира. Однако, мы можем прийти к миросистеме, построенной таким образом, чтобы стремиться к свободе и эгалитаризму [2, c. 187]. Он не знает, на что такая структура может быть похожей, но предполагает, что с ней будет связано движение к свободе и равенству. При таком взгляде на лучшее будущее  там будет место для культурного сопротивления.

Следует отметить, что всемирная культура и в теоретическом и в практическом отношении неразрывно связана с понятием «национализация». На сегодняшний день государственные институты стараются обеспечивать культурную однородность в  контролируемых ими пределах, но вместе с тем отделяют границы коммуникативного и культурного пространства одного государства от другого. Государства ведут борьбу за удержание культурной власти на транснациональном уровне. Как пишет З. Бауман в своей книги «Глобализация», теперь появились государства, которые – без всякого принуждения со стороны – активно и последовательно стремятся отказаться от своих суверенных прав, и буквально умоляют, чтобы их суверенитет отняли и растворили в надгосударственных структурах [1, c. 36]. В этом отношении формирование глобальной культуры стоит рассматривать как результат некоего культурного «навязывания». Самым ярким примером иллюстрации служит культура «Запада» (о чем также пишет С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций»).  Основной проблемой взаимоотношений между Западом и остальными стало стремление Запада, особенно США, насаждать всем остальным универсальную западную культуру. Данную ситуацию обострило падение коммунизма [4, c. 283].   О похожей тенденции пишет и З. Бауман, говоря, что после крушением режима блоковой политики в мире царит «новый мировой беспорядок». Но сегодня культурное влияние идет также и в обратном направлении, культура Востока набирает всё большую популярность.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что, согласно размышлениями Валлерстайна в вопросе о возможности мировой культуры совершенно очевидно глубокое сопротивление этой идее. С одной стороны, оно принимает форму многочисленных проявлений политического шовинизма, с другой стороны - форму так называемых контркультур, которые всегда являют собой протест против единообразия. Таким образом, уместно сделать вывод, что в глобальной культурной сфере происходит множество разделов, по множеству линий.

Список литературы

  1.  Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. – Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 188 с.
  2.  Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. – 416 с.
  3.  Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М. : Изд-во «Академический проект», 2003. – 151 с.
  4.  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 576 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28565. Алгоритма цифровой подписи Эль Гамаля, преимущества по сравнению с методом RSA, недостатки 13.41 KB
  Алгоритма цифровой подписи Эль Гамаля преимущества по сравнению с методом RSA недостатки. В отличие от RSA метод ЭльГамаля основан на проблеме дискретного логарифма. По сравнению с методом RSA данный метод имеет целый ряд преимуществ: 1. Кроме того данный алгоритм подписи не допускает его использования в качестве алгоритма шифрования в отличии от RSA в котором шифрование и подпись суть одно и то же а следовательно не подпадает ни под какие экспортные ограничения из США.
28566. Проблема дискретного логарифмирования, аутентификация 86.42 KB
  Система строится из криптографических примитивов низкого уровня:групповой операции симметричного шифра функции хэширования и алгоритма вычисления кода аутентификации сообщенияимитовставки MAC. Код аутентификации сообщения позволяет пользователям обладающим общим секретным ключом выработать битовую строку для аутентификации и проверки целостности данных Пусть Msg = {01} пространство сообщений mKey = {01}mLen пространство ключей для вычисления MAC для некоторого mLen N Tag = {01}tLen включающее множество всех возможных...
28567. Система открытого шифрования RSA, атаки на RSA 15.87 KB
  В настоящее время наиболее развитым методом криптографической защиты информации с известным ключом является RSA названный так по начальным буквам фамилий ее изобретателей Rivest Shamir и Adleman и представляющую собой криптосистему стойкость которой основана на сложности решения задачи разложения числа на простые сомножители. Чтобы использовать алгоритм RSA надо сначала сгенерировать открытый и секретный ключи выполнив следующие шаги: выберем два очень больших простых числа p и q; определим n как результат умножения p на q n = p Ч...
28568. Система электронной подписи Эль Гамаля (EGSA - ElGamal Signature Algorithm) 16.07 KB
  Затем выбирается секретное число х и вычисляется открытый ключ для проверки подписи y=gxmod p Далее для подписи сообщения М вычисляется его хэшфункция т = hM. Выбирается случайное целое k:1 k p1 взаимно простое с р1 и вычисляется r=gkmod p. После этого с помощью расширенного алгоритма Евклида решается относительно s уравнение m=xrksmodp1. Получатель подписанного сообщения вычисляет хэшфункцию сообщения m=hM и проверяет выполнение равенства yrrs=gxrgks=gxrks=gmmod p.
28569. Система открытого шифрования Эль Гамаля 58 KB
  Для шифрования сообщения M проводится следующая процедура: Выбирается случайное число k kP1=1 Вычисляется G=AK mod P Вычисляется H=yK M mod P Пара G H является шифрованным сообщением M При расшифровании вычисляется: H GX mod P = yK M AXK mod P = M mod P Преимуществами системы ЭЦП и ОШ Эль Гамаля является простота генерации открытых и секретных ключей а так же то что параметры P и A могут быть общими для всех участников сети связи.
28570. Общая схема электронной подписи на основе дискретной экспоненты 14.29 KB
  Пусть DATA пеpедаваемое Александpом Боpису сообщение. Александp подписывает DATA для Боpиса пpи пеpедаче: Eebnb{Edana{DATA}}. Боpис может читать это подписанное сообщение сначала пpи помощи закpытого ключа Eebnb Боpиса с целью получения Edana{DATA}= Edbnb{ Eebnb{ Edana {DATA}}} и затем откpытого ключа EeAnA Александpа для получения DATA= Eeana{ Edana {DATA}}. Таким обpазом у Боpиса появляется сообщение DATA посланное ему Александpом.
28571. Однонаправленные хеш-функции Понятие хеш-функции 13.67 KB
  Изменения в тексте сообщения приводят к изменению значения хешфункции. На бесключевые хешфункции накладываются определенные условия. однонаправленность устойчивость к коллизиям устойчивость к нахождению второго прообраза Применение ключевых хэшфункций Ключевые хешфункции применяются в случаях когда стороны имеют общий секретный ключ доверяют друг другу.
28572. Примеры хеш-функций 14.18 KB
  Расширение исходного сообщения Собственно хеширование . Расширение исходного битового сообщения M длины L происходит следующим образом. Алгоритм хеширования работает циклами за один цикл обрабатывается блок исходного сообщения длины 512 бит. Цикл состоит из четырех раундов каждый из которых вычисляет новые значения переменных A B C D на основании их предыдущего значения и значения 64битного отрезка хешируемого 512битного блока исходного сообщения.
28573. Примеры хеш-функций Классификация хеш-функций 13.05 KB
  На бесключевые хешфункции накладываются определенные условия. Предполагается что на вход подано сообщение состоящее из байт хеш которого нам предстоит вычислить. Эту операцию называют проверка хеша hashcheck.