63879

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Иммануэль Валлерстайн в своей книге Анализ мировых систем и ситуация в современном мире затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она При различном употреблении этого термина культура это то что некоторые люди чувствуют или делают в отличие от других которые чувствуют или делают...

Русский

2014-06-26

21.48 KB

7 чел.

Эндрюшко А.А.

г. Иркутск

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Иммануэль Валлерстайн в своей книге «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она?

При различном употреблении этого термина, «культура» – это то, что некоторые люди чувствуют или делают, в отличие от других, которые чувствуют или делают иначе [3, c. 22]. Так можно ли представить себе, такую вещь, как всемирная культура? Как пишет сам И. Валлерстайн, данный вопрос кажется весьма абсурдным. Он приводит два факта: во-первых, на протяжении уже тысяч лет некоторые люди выдвигали идеи, которые они считали универсальными ценностями или истинами; во-вторых, на протяжении вот уже 200 лет, и с еще большей интенсивностью в течение последних 50 лет, национальные правительства, как и всемирные учреждения, утверждали обоснованность и даже проводимость в жизнь таких ценностей и истин, например, в дискуссии о правах человека, которым ООН посвятила в 1948 г. Всеобщую декларацию [2, c. 182].

Так называемые нации-государства, которые по сути своей и есть основные вместилища культуры (не только культуры, разумеется), являются сравнительно недавним образованием. Мир, хотя бы частично состоящий из таких наций-государств, возник лишь в XVI веке. С их возникновением шло движение к всемирному сознанию, того, что называется человечеством — всеобщей личностью. Со временем отдельные нации-государства стали все больше и больше походить друг на друга по своим культурным формам. В каком государстве сегодня нет определенных стандартных политических форм: законодательного органа, конституции, бюрократии, профсоюзов, национальной валюты, системы образования? На самом деле в очень немногих, пишет Валлерстайн! Даже в художественной сфере, у какой страны нет своих песен, своих танцев, своих музеев, своей драматургии, своей живописи.

Это результат культурной диффузии. Благодаря средствам связи мы знает об удаленных уголках планеты больше, чем предшествующие поколения.

В современной мировой системе по мере ее исторического развития, все более эффективно наблюдается то, что в общем виде можно назвать культурным сопротивлением. Конечно, культурное сопротивление – вечная тема.

Все это подводит к вопросу о всемирной культуре. Всемирная культура, в течение долгого времени отстаивались на том основании, что лишь позволяла преодолеть провинциализм – ограниченность морального роста, и обскурантизм – культурный партикуляризм.

Собственное предчувствие Валлерстайна состоит в том, что утопии необходимо основывать на присущем любому явлению – физическому, биологическому или социальному – отсутствии долговременного равновесия. Поэтому мы никогда не будем иметь стабильного свободно/эгалитарного мира. Однако, мы можем прийти к миросистеме, построенной таким образом, чтобы стремиться к свободе и эгалитаризму [2, c. 187]. Он не знает, на что такая структура может быть похожей, но предполагает, что с ней будет связано движение к свободе и равенству. При таком взгляде на лучшее будущее  там будет место для культурного сопротивления.

Следует отметить, что всемирная культура и в теоретическом и в практическом отношении неразрывно связана с понятием «национализация». На сегодняшний день государственные институты стараются обеспечивать культурную однородность в  контролируемых ими пределах, но вместе с тем отделяют границы коммуникативного и культурного пространства одного государства от другого. Государства ведут борьбу за удержание культурной власти на транснациональном уровне. Как пишет З. Бауман в своей книги «Глобализация», теперь появились государства, которые – без всякого принуждения со стороны – активно и последовательно стремятся отказаться от своих суверенных прав, и буквально умоляют, чтобы их суверенитет отняли и растворили в надгосударственных структурах [1, c. 36]. В этом отношении формирование глобальной культуры стоит рассматривать как результат некоего культурного «навязывания». Самым ярким примером иллюстрации служит культура «Запада» (о чем также пишет С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций»).  Основной проблемой взаимоотношений между Западом и остальными стало стремление Запада, особенно США, насаждать всем остальным универсальную западную культуру. Данную ситуацию обострило падение коммунизма [4, c. 283].   О похожей тенденции пишет и З. Бауман, говоря, что после крушением режима блоковой политики в мире царит «новый мировой беспорядок». Но сегодня культурное влияние идет также и в обратном направлении, культура Востока набирает всё большую популярность.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что, согласно размышлениями Валлерстайна в вопросе о возможности мировой культуры совершенно очевидно глубокое сопротивление этой идее. С одной стороны, оно принимает форму многочисленных проявлений политического шовинизма, с другой стороны - форму так называемых контркультур, которые всегда являют собой протест против единообразия. Таким образом, уместно сделать вывод, что в глобальной культурной сфере происходит множество разделов, по множеству линий.

Список литературы

  1.  Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. – Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 188 с.
  2.  Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. – 416 с.
  3.  Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М. : Изд-во «Академический проект», 2003. – 151 с.
  4.  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 576 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78855. Функции научной теории 14.81 KB
  Функции научной теории. Объяснение и предсказание окружающих нас вещей и явлений представляет собой важнейшую функцию науки в целом и научной теории в частности. Основные функций теории можно отнести следующие. Методологическая функция на базе теории формулируются многообразные методы способы и приемы исследовательской деятельности.
78856. Методы научного познания и их классификация 41.5 KB
  Методы научного познания и их классификация Метод систематизированная совокупность шагов действий кые необходимо предпринять чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы эмпирического познания Методы теоретического познания. Моделирование от лат – образец мира – метод при ком исследуемый объект оригинал замещается другим модель специально созданным для его изучения. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке познание обращенное ученым на самого себя.
78857. Ценности и их роль в познании 35.5 KB
  Ценности и их роль в познании Философское учение о ценстях и их природе называется аксиологией. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценсти гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценстей. Кант впервые употребляет понятие ценсти в специальном узком смысле.
78858. Проблема истины в познании 14.2 KB
  Проблема истины в познании. Важнейшая проблема в познании это проблема истины. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.в Софисты считали что объективной истины нет: Человек мера всех вещей.
78859. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности 14.04 KB
  Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии: 1 интернализм; 2 экстернализм Экстерналистские взгляды впервые возникли еще в период становления классической науки и признают решающим движущим фактором развития науки внешние для нее обстоятельства – социальные экономические и т. По мнению экстерналистов не только возникновение науки но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Тем не менее все эксерналисты сходятся в том что решающее влияние на развитие науки оказывает...
78860. Научные революции и их роль в динамике научного знания 31 KB
  Научные революции и их роль в динамике научного знания В динамике научного знания особую роль играют этапы развития связанные с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов требующими иного видения реальности...
78861. Проблема роста научного знания у К. Поппера 29 KB
  Проблема роста научного знания у К. Говоря о росте знания он имеет в виду не его накопление а ниспровержение старых научных теорий и их замену лучшими научными теориями. В своей концепции он формулирует три основных требования к росту знания: 1 Новое знание должно исходить из новой простой идеи; 2 Новое знание должно приводить к представлению явлений которые до сих пор не наблюдались; 3 Новое знание должно выдерживать новые и строгие поверки В частности именно он ввёл понятие фальсифицируемости лат. flsus – ложный необходимого...
78862. Концепция исследовательских программ Лакатоса 30 KB
  Концепция исследовательских программ Лакатоса Лакатос автор теории и методологии научноисследовательских программ в рамках которых вслед за К. Лакатос полагает что основой теории научной рациональности должен стать принцип критицизма универсальный принцип всякой научной деятельности. Лакатос полагает что можно на протяжении длительного времени защищать любую теорию даже если эта теория ложна. Cуть концепции Лакатоса: Согласно Лакатосу в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна другую теорий о которых пишет Поппер но...
78863. Эволюция концепции науки в позитивизме 29.5 KB
  Эволюция концепции науки в позитивизме. Позитиви́зм философское учение и направление в методологии науки определяющее единственным источником истинного действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание методы которого автоматически переносятся на другие науки в том числе социальногуманитарные.