63879

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Иммануэль Валлерстайн в своей книге Анализ мировых систем и ситуация в современном мире затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она При различном употреблении этого термина культура это то что некоторые люди чувствуют или делают в отличие от других которые чувствуют или делают...

Русский

2014-06-26

21.48 KB

11 чел.

Эндрюшко А.А.

г. Иркутск

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Иммануэль Валлерстайн в своей книге «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она?

При различном употреблении этого термина, «культура» – это то, что некоторые люди чувствуют или делают, в отличие от других, которые чувствуют или делают иначе [3, c. 22]. Так можно ли представить себе, такую вещь, как всемирная культура? Как пишет сам И. Валлерстайн, данный вопрос кажется весьма абсурдным. Он приводит два факта: во-первых, на протяжении уже тысяч лет некоторые люди выдвигали идеи, которые они считали универсальными ценностями или истинами; во-вторых, на протяжении вот уже 200 лет, и с еще большей интенсивностью в течение последних 50 лет, национальные правительства, как и всемирные учреждения, утверждали обоснованность и даже проводимость в жизнь таких ценностей и истин, например, в дискуссии о правах человека, которым ООН посвятила в 1948 г. Всеобщую декларацию [2, c. 182].

Так называемые нации-государства, которые по сути своей и есть основные вместилища культуры (не только культуры, разумеется), являются сравнительно недавним образованием. Мир, хотя бы частично состоящий из таких наций-государств, возник лишь в XVI веке. С их возникновением шло движение к всемирному сознанию, того, что называется человечеством — всеобщей личностью. Со временем отдельные нации-государства стали все больше и больше походить друг на друга по своим культурным формам. В каком государстве сегодня нет определенных стандартных политических форм: законодательного органа, конституции, бюрократии, профсоюзов, национальной валюты, системы образования? На самом деле в очень немногих, пишет Валлерстайн! Даже в художественной сфере, у какой страны нет своих песен, своих танцев, своих музеев, своей драматургии, своей живописи.

Это результат культурной диффузии. Благодаря средствам связи мы знает об удаленных уголках планеты больше, чем предшествующие поколения.

В современной мировой системе по мере ее исторического развития, все более эффективно наблюдается то, что в общем виде можно назвать культурным сопротивлением. Конечно, культурное сопротивление – вечная тема.

Все это подводит к вопросу о всемирной культуре. Всемирная культура, в течение долгого времени отстаивались на том основании, что лишь позволяла преодолеть провинциализм – ограниченность морального роста, и обскурантизм – культурный партикуляризм.

Собственное предчувствие Валлерстайна состоит в том, что утопии необходимо основывать на присущем любому явлению – физическому, биологическому или социальному – отсутствии долговременного равновесия. Поэтому мы никогда не будем иметь стабильного свободно/эгалитарного мира. Однако, мы можем прийти к миросистеме, построенной таким образом, чтобы стремиться к свободе и эгалитаризму [2, c. 187]. Он не знает, на что такая структура может быть похожей, но предполагает, что с ней будет связано движение к свободе и равенству. При таком взгляде на лучшее будущее  там будет место для культурного сопротивления.

Следует отметить, что всемирная культура и в теоретическом и в практическом отношении неразрывно связана с понятием «национализация». На сегодняшний день государственные институты стараются обеспечивать культурную однородность в  контролируемых ими пределах, но вместе с тем отделяют границы коммуникативного и культурного пространства одного государства от другого. Государства ведут борьбу за удержание культурной власти на транснациональном уровне. Как пишет З. Бауман в своей книги «Глобализация», теперь появились государства, которые – без всякого принуждения со стороны – активно и последовательно стремятся отказаться от своих суверенных прав, и буквально умоляют, чтобы их суверенитет отняли и растворили в надгосударственных структурах [1, c. 36]. В этом отношении формирование глобальной культуры стоит рассматривать как результат некоего культурного «навязывания». Самым ярким примером иллюстрации служит культура «Запада» (о чем также пишет С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций»).  Основной проблемой взаимоотношений между Западом и остальными стало стремление Запада, особенно США, насаждать всем остальным универсальную западную культуру. Данную ситуацию обострило падение коммунизма [4, c. 283].   О похожей тенденции пишет и З. Бауман, говоря, что после крушением режима блоковой политики в мире царит «новый мировой беспорядок». Но сегодня культурное влияние идет также и в обратном направлении, культура Востока набирает всё большую популярность.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что, согласно размышлениями Валлерстайна в вопросе о возможности мировой культуры совершенно очевидно глубокое сопротивление этой идее. С одной стороны, оно принимает форму многочисленных проявлений политического шовинизма, с другой стороны - форму так называемых контркультур, которые всегда являют собой протест против единообразия. Таким образом, уместно сделать вывод, что в глобальной культурной сфере происходит множество разделов, по множеству линий.

Список литературы

  1.  Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. – Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 188 с.
  2.  Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. – 416 с.
  3.  Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М. : Изд-во «Академический проект», 2003. – 151 с.
  4.  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 576 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85473. Организация проектной деятельности в начальной школе 202 KB
  Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Слайд 7 Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся который базируется на их самостоятельной мотивированной целенаправленной познавательной творческой деятельности.
85474. РОЛЬ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 74.5 KB
  На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа - о Масленице Что вы знаете об этом празднике Ответы детей МОТИВАЦИЯ Просмотр мультфильма Ишь ты масленица Беседа Как вы думаете знала ли сторож что такое Масленица В какой конфуз она попала...
85475. «Ми творці життя – батьки і діти, невмирущий, мужній родовід» – до дня української родини 61.5 KB
  Мета: Формувати у студентів родинні почуття, прищепити відчуття приналежності до народу з міцним родовим корінням, багатими традиціями, звичаями; прослухати поезії та пісні про сенс людського життя, навчити студентів розуміти і збагачувати рідну мову; розвивати творчі здібності, активність, мислення...
85476. Здорова сім’я – здорова держава (родинне свято у 1 класі) 2.65 MB
  Мета: Вчити дітей здорового способу життя. Формувати навички доброзичливого спілкування з людьми. Виховувати потребу займатися фізкультурою і спортом заради зміцнення здоров’я. Свято проходить у спортивному залі. По обидва боки від плаката - українські народні загадки, приказки...
85477. Сценарій родинного свята «Щастя бути разом» 74.5 KB
  Прекрасно, коли в сім’ї панують мир і злагода, взаєморозуміння, повага, кохання, вірність, теплота, затишок. Через сім’ю ми – діти, виходимо в суспільство. В сім’ї нам вручають естафету досвіду поколінь, котру ми повинні нести далі, щоб передати її своїм дітям і тим самим майбутньому.
85478. Батько і мати 47.5 KB
  Є скарби, заховані в землю, є такі, що розташовані на поверхні і передаються з покоління в покоління. чаруючи людську душу. До таких скарбів належать пам’ять роду, його звичаї, традиції. Мамина пісня, батьківська хата, бабусина вишиванка, дідусева казка - все це наша родослівна пам’ять.
85479. ДОЛЯ МОЄЇ РОДИНИ В ДОЛІ УКРАЇНИ 80 KB
  Формувати уявлення про родину як частину суспільства, про роль і місце родини в житті людини, дослідити минуле своїх родин, пов’язане з історією України; виховувати шанобливе ставлення до батьків, старших і молодших членів сім’ї, розвивати навички спілкування в сім’ї, що сприяють родоводу...
85480. Творчість Г.С.Сковороди 30.5 KB
  Вчитель: Добру справу завжди починають рукостисканням яке означає взаємоповагу довіру готовність спільно плідно працювати. Вчитель: Активізуємо наші знання про діалог. Що таке діалог Що повинні памятати під час складання діалогу Вчитель: Перед вами конверти в них завдання: група отримала тему треба...
85481. Урок-путешествие по чтению «Сказки А.С.Пушкина» 47.5 KB
  А для кого они Для вас Мы знаем вы любите игры Песни загадки и пляски Но нет интересней для детворы Чем наши волшебные сказки. На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок...