63879

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Иммануэль Валлерстайн в своей книге Анализ мировых систем и ситуация в современном мире затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она При различном употреблении этого термина культура это то что некоторые люди чувствуют или делают в отличие от других которые чувствуют или делают...

Русский

2014-06-26

21.48 KB

7 чел.

Эндрюшко А.А.

г. Иркутск

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Иммануэль Валлерстайн в своей книге «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она?

При различном употреблении этого термина, «культура» – это то, что некоторые люди чувствуют или делают, в отличие от других, которые чувствуют или делают иначе [3, c. 22]. Так можно ли представить себе, такую вещь, как всемирная культура? Как пишет сам И. Валлерстайн, данный вопрос кажется весьма абсурдным. Он приводит два факта: во-первых, на протяжении уже тысяч лет некоторые люди выдвигали идеи, которые они считали универсальными ценностями или истинами; во-вторых, на протяжении вот уже 200 лет, и с еще большей интенсивностью в течение последних 50 лет, национальные правительства, как и всемирные учреждения, утверждали обоснованность и даже проводимость в жизнь таких ценностей и истин, например, в дискуссии о правах человека, которым ООН посвятила в 1948 г. Всеобщую декларацию [2, c. 182].

Так называемые нации-государства, которые по сути своей и есть основные вместилища культуры (не только культуры, разумеется), являются сравнительно недавним образованием. Мир, хотя бы частично состоящий из таких наций-государств, возник лишь в XVI веке. С их возникновением шло движение к всемирному сознанию, того, что называется человечеством — всеобщей личностью. Со временем отдельные нации-государства стали все больше и больше походить друг на друга по своим культурным формам. В каком государстве сегодня нет определенных стандартных политических форм: законодательного органа, конституции, бюрократии, профсоюзов, национальной валюты, системы образования? На самом деле в очень немногих, пишет Валлерстайн! Даже в художественной сфере, у какой страны нет своих песен, своих танцев, своих музеев, своей драматургии, своей живописи.

Это результат культурной диффузии. Благодаря средствам связи мы знает об удаленных уголках планеты больше, чем предшествующие поколения.

В современной мировой системе по мере ее исторического развития, все более эффективно наблюдается то, что в общем виде можно назвать культурным сопротивлением. Конечно, культурное сопротивление – вечная тема.

Все это подводит к вопросу о всемирной культуре. Всемирная культура, в течение долгого времени отстаивались на том основании, что лишь позволяла преодолеть провинциализм – ограниченность морального роста, и обскурантизм – культурный партикуляризм.

Собственное предчувствие Валлерстайна состоит в том, что утопии необходимо основывать на присущем любому явлению – физическому, биологическому или социальному – отсутствии долговременного равновесия. Поэтому мы никогда не будем иметь стабильного свободно/эгалитарного мира. Однако, мы можем прийти к миросистеме, построенной таким образом, чтобы стремиться к свободе и эгалитаризму [2, c. 187]. Он не знает, на что такая структура может быть похожей, но предполагает, что с ней будет связано движение к свободе и равенству. При таком взгляде на лучшее будущее  там будет место для культурного сопротивления.

Следует отметить, что всемирная культура и в теоретическом и в практическом отношении неразрывно связана с понятием «национализация». На сегодняшний день государственные институты стараются обеспечивать культурную однородность в  контролируемых ими пределах, но вместе с тем отделяют границы коммуникативного и культурного пространства одного государства от другого. Государства ведут борьбу за удержание культурной власти на транснациональном уровне. Как пишет З. Бауман в своей книги «Глобализация», теперь появились государства, которые – без всякого принуждения со стороны – активно и последовательно стремятся отказаться от своих суверенных прав, и буквально умоляют, чтобы их суверенитет отняли и растворили в надгосударственных структурах [1, c. 36]. В этом отношении формирование глобальной культуры стоит рассматривать как результат некоего культурного «навязывания». Самым ярким примером иллюстрации служит культура «Запада» (о чем также пишет С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций»).  Основной проблемой взаимоотношений между Западом и остальными стало стремление Запада, особенно США, насаждать всем остальным универсальную западную культуру. Данную ситуацию обострило падение коммунизма [4, c. 283].   О похожей тенденции пишет и З. Бауман, говоря, что после крушением режима блоковой политики в мире царит «новый мировой беспорядок». Но сегодня культурное влияние идет также и в обратном направлении, культура Востока набирает всё большую популярность.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что, согласно размышлениями Валлерстайна в вопросе о возможности мировой культуры совершенно очевидно глубокое сопротивление этой идее. С одной стороны, оно принимает форму многочисленных проявлений политического шовинизма, с другой стороны - форму так называемых контркультур, которые всегда являют собой протест против единообразия. Таким образом, уместно сделать вывод, что в глобальной культурной сфере происходит множество разделов, по множеству линий.

Список литературы

  1.  Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. – Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 188 с.
  2.  Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. – 416 с.
  3.  Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М. : Изд-во «Академический проект», 2003. – 151 с.
  4.  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 576 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55369. У душах людських хай палає тепло, людське милосердя хай творить добро 138.5 KB
  Мета: розвивати в учнів доброзичливість вміння співчувати милосердя; виховувати дітей у дусі відродження українських традицій благодійності; залучати школярів до практичної благодійності. Бесіда на тему Що таке милосердя?
55370. ФОРМУВАННЯ ЖИТТЄВОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ УЧНІВ ЧЕРЕЗ ОРГАНІЗАЦІЮ РОБОТИ ОРГАНІВ УЧНІВСЬКОГО САМОВРЯДУВАННЯ «ШКІЛЬНОГО МІСТЕЧКА» 169 KB
  Принцип самоврядування є основним в діяльності будь якої дитячої громадської організації яка призвана захищати права та інтереси дітей і підлітків; розвивати їх здібності.
55371. Добро починається з тебе, волонтерський проект 338.5 KB
  Мета проекту: Освітня Поглибити знання учнів про волонтерський рух в Україні та світі. Дізнатися про діючі волонтерські фонди на території України. Поглибити знання учнів про добро і зло, розвивати вміння визначати прояви добра і зла
55372. ВЕЛИКІ КНЯЗІ КИЇВСЬКІ. ПРОЕКТ 216.5 KB
  ТИП ПРОЕКТУ: інформаційний ТЕРМІН ПРОВЕДЕННЯ ПРОЕКТУ: листопадгрудень УЧАСНИКИ ПРОЕКТУ: учні 7х класів МЕТОДИ ОТРИМАННЯ ІНФОРМАЦІЇ: опрацювання історичних та літературних джерел довідників ілюстрацій. АКТУАЛЬНІСТЬ РОБОТИ З ДЖЕРЕЛАМИ ІНФОРМАЦІЇ Метою викладання історії є не передавати загальноприйняті істини про минуле а залу чати учнів до процесу реконструкції та пояс нення цього минулого. Тому використання джерел інформації на уроках історії є зараз надзвичайно актуальним. Робота з джерелами інформації на уроках сприятиме набуттю...
55373. Проектна діяльність молодших школярів як засіб формування особистості 52 KB
  Мета проектної роботи – навчити дитину діяти самостійно, ініціативно в будь-яких умовах сьогодні і в майбутньому; формувати комунікативну компетентність в процесі спільної роботи;...
55374. Проектний метод як засіб розвитку творчих здібностей учнів 35 KB
  В даний час метод проектів широко застосовується в сучасній світовій методики викладання англійської мови так як він дозволяє органічно інтегрувати знання учнів з різних областей для вирішення окремо взятої практичної проблеми стимулюючи при цьому розвиток творчих здібностей особистості учня.
55375. Проектна методика на уроках англійської мови 36 KB
  Виконання проектних завдань дозволяє школярам бачити практичну користь від вивчення іноземної мови слідством чого є підвищення інтересу до цього предмету. Ставилися наступні навчальні завдання: вчитися читати тексти вибирати з них потрібну інформацію використовувати отримані відомості в роботі; вчитися обмінюватися інформацією з...
55377. ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ КАК СПОСОБ ИУЧЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58.5 KB
  Философия портфолио заключается в том что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку с того чего учитель или учащийся не знает и не умеет на то что он знает и умеет достаточно хорошо.