63879

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Иммануэль Валлерстайн в своей книге Анализ мировых систем и ситуация в современном мире затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она При различном употреблении этого термина культура это то что некоторые люди чувствуют или делают в отличие от других которые чувствуют или делают...

Русский

2014-06-26

21.48 KB

11 чел.

Эндрюшко А.А.

г. Иркутск

К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире»

Иммануэль Валлерстайн в своей книге «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она?

При различном употреблении этого термина, «культура» – это то, что некоторые люди чувствуют или делают, в отличие от других, которые чувствуют или делают иначе [3, c. 22]. Так можно ли представить себе, такую вещь, как всемирная культура? Как пишет сам И. Валлерстайн, данный вопрос кажется весьма абсурдным. Он приводит два факта: во-первых, на протяжении уже тысяч лет некоторые люди выдвигали идеи, которые они считали универсальными ценностями или истинами; во-вторых, на протяжении вот уже 200 лет, и с еще большей интенсивностью в течение последних 50 лет, национальные правительства, как и всемирные учреждения, утверждали обоснованность и даже проводимость в жизнь таких ценностей и истин, например, в дискуссии о правах человека, которым ООН посвятила в 1948 г. Всеобщую декларацию [2, c. 182].

Так называемые нации-государства, которые по сути своей и есть основные вместилища культуры (не только культуры, разумеется), являются сравнительно недавним образованием. Мир, хотя бы частично состоящий из таких наций-государств, возник лишь в XVI веке. С их возникновением шло движение к всемирному сознанию, того, что называется человечеством — всеобщей личностью. Со временем отдельные нации-государства стали все больше и больше походить друг на друга по своим культурным формам. В каком государстве сегодня нет определенных стандартных политических форм: законодательного органа, конституции, бюрократии, профсоюзов, национальной валюты, системы образования? На самом деле в очень немногих, пишет Валлерстайн! Даже в художественной сфере, у какой страны нет своих песен, своих танцев, своих музеев, своей драматургии, своей живописи.

Это результат культурной диффузии. Благодаря средствам связи мы знает об удаленных уголках планеты больше, чем предшествующие поколения.

В современной мировой системе по мере ее исторического развития, все более эффективно наблюдается то, что в общем виде можно назвать культурным сопротивлением. Конечно, культурное сопротивление – вечная тема.

Все это подводит к вопросу о всемирной культуре. Всемирная культура, в течение долгого времени отстаивались на том основании, что лишь позволяла преодолеть провинциализм – ограниченность морального роста, и обскурантизм – культурный партикуляризм.

Собственное предчувствие Валлерстайна состоит в том, что утопии необходимо основывать на присущем любому явлению – физическому, биологическому или социальному – отсутствии долговременного равновесия. Поэтому мы никогда не будем иметь стабильного свободно/эгалитарного мира. Однако, мы можем прийти к миросистеме, построенной таким образом, чтобы стремиться к свободе и эгалитаризму [2, c. 187]. Он не знает, на что такая структура может быть похожей, но предполагает, что с ней будет связано движение к свободе и равенству. При таком взгляде на лучшее будущее  там будет место для культурного сопротивления.

Следует отметить, что всемирная культура и в теоретическом и в практическом отношении неразрывно связана с понятием «национализация». На сегодняшний день государственные институты стараются обеспечивать культурную однородность в  контролируемых ими пределах, но вместе с тем отделяют границы коммуникативного и культурного пространства одного государства от другого. Государства ведут борьбу за удержание культурной власти на транснациональном уровне. Как пишет З. Бауман в своей книги «Глобализация», теперь появились государства, которые – без всякого принуждения со стороны – активно и последовательно стремятся отказаться от своих суверенных прав, и буквально умоляют, чтобы их суверенитет отняли и растворили в надгосударственных структурах [1, c. 36]. В этом отношении формирование глобальной культуры стоит рассматривать как результат некоего культурного «навязывания». Самым ярким примером иллюстрации служит культура «Запада» (о чем также пишет С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций»).  Основной проблемой взаимоотношений между Западом и остальными стало стремление Запада, особенно США, насаждать всем остальным универсальную западную культуру. Данную ситуацию обострило падение коммунизма [4, c. 283].   О похожей тенденции пишет и З. Бауман, говоря, что после крушением режима блоковой политики в мире царит «новый мировой беспорядок». Но сегодня культурное влияние идет также и в обратном направлении, культура Востока набирает всё большую популярность.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что, согласно размышлениями Валлерстайна в вопросе о возможности мировой культуры совершенно очевидно глубокое сопротивление этой идее. С одной стороны, оно принимает форму многочисленных проявлений политического шовинизма, с другой стороны - форму так называемых контркультур, которые всегда являют собой протест против единообразия. Таким образом, уместно сделать вывод, что в глобальной культурной сфере происходит множество разделов, по множеству линий.

Список литературы

  1.  Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. – Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 188 с.
  2.  Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. – 416 с.
  3.  Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М. : Изд-во «Академический проект», 2003. – 151 с.
  4.  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 576 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36989. Понятие и правовое значение принципов международного права 137.5 KB
  Основные принципы международного права являются универсальными и не включают отраслевых принципов; основные принципы международного права имеют характер общепризнанных; основные принципы международного права являются принципами jus cogens.
36990. Дослідження особливостей побудови діаграми класів 15.18 KB
  Завдання: Створити модель класів для описання неорієнтованих графів. Розширте діаграму класів з попереднього завдання додавши до неї відомості про розміщення вершин графу товщину та колір дуг. Створіть модель класів для опису орієнтованих графів.
36991. Основи роботи в середовищі MATLAB 255 KB
  Важливу роль у MTLB відіграють спеціалізовані групи програм пакети так звані Toolbox в яких зібрані функції для розвязування окремих класів задач наприклад PDE Toolbox Spline Toolbox та інші. Введення кожної команди виразу або функції повинно завершуватись натисненням клавіші Enter в результаті чого в командному вікні нижче введеної команди виводиться результат її виконання або інші повідомлення системи наприклад повідомлення про помилку. Вбудовані елементарні математичні функції В середовищі MTLB існує досить велика кількість...
36992. Знайомство з основними пристроями Photoshop 1.07 MB
  Створіть новий слой ShiftCtrlN. Примітка: для того щоб бачити координати курсору в області зображення у пікселях на панелі Info викликайте контекстне меню натиснувши на кнопку оберіть пункт меню Plette Options та в діалоговому меню Info Options змініть значення Rule Units на Pixels Продублюйте цей слой два рази. Для цього на панелі Lyers натисніть правою кнопкою миші по вашому слою та оберіть пункт контекстного меню Duplicte Lyer або перетягніть слой на значок Crete New Lyer. Виділіть слой натисніть CtrlT та вкажіть необхідний...
36993. Віддалена робота (OC Windows 2003 Server, OC Linux) 608.5 KB
  Rdmin одна з найкращих програм віддаленого адміністрування для платформи Windows яка дозволяє повноцінно працювати одразу на кількох віддалених компютерах за допомогою звичайного графічного інтерфейсу. Віддалене адміністрування Загальні завдання Підключення до іншого компютера за допомогою підключення до віддаленого робочого стола Підключення до робочого стола при ввімкнутому брандмауері Windows Використання служби Віддаленої допомоги Windows для надання допомоги в разі виникнення неполадок з компютером Надання службі...
36994. Методи видалення з води дисперсних біологічних домішок 131 KB
  Звичайно на руйнування бактеріальних клітин витрачається лише незначна частина хлору що вводиться в воду. Велика частина його йде на реакції з різними органічними і мінеральними домішками води що протікають з різною швидкістю. У залежності від концентрації хлору рН температури води й інших факторів вони можуть зупинятися на тій чи іншій стадії.
36995. Чисельне диференціювання 25.5 KB
  Чисельне диференціювання Задані похідна шуканої функції Fx та значення шуканої функції у певній точці F=x0. Необхідно побудувати графік функції Fx.2= Тестування бажано провести на: Fx = 2Fx x Fx = 2x Fx = sinx Метод РунгеКутта Аналогічно до попереднього методу задані похідна від шуканої функції y=Fx y та значення шуканої функції у початковій точці yx0=y0 Тоді обчислюємо за наступними формулами: k1=hFxn yn k2=hFxn2h 3 yn2h k1 yn1=ynk13k2 4.
36996. Приріст/ відємний приріст 186 KB
  На виконання цих команд витрачається один машинній цикл. Результат виконання операції записується в акумулятор. Завдання N Задача Дані 1 Написати програму виконання виразу над однобайтовими числами. b7EH Результат занести в ОЗУ за адресою [1b] =29 b=D 2 Написати програму виконання виразу над однобайтовими числами 2Hb результат занести у стек =43 b=F 3 Написати програму виконання виразу над однобайтовими числами.