63880

Социальный смысл деятельности сотрудников ОВД

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Правоприменительная деятельность полиции обществом оценивается как неудовлетворительная несмотря на принимаемые со стороны властей меры. Факторов снижающих эффективность деятельности системы органов внутренних дел далее ОВД множество однако в рамках данной работы хотелось бы более подробно...

Русский

2014-06-26

41 KB

0 чел.

Усов Е.Г.

г. Иркутск

Социальный смысл  деятельности сотрудников ОВД

В современном мире очень актуальна тема эффективности деятельности правоохранительных органов. Наиболее обсуждаемым в отечественных средствах массовой информации ведомством, несомненно является Министерство внутренних дел России (далее – МВД). Правоприменительная деятельность полиции обществом оценивается как неудовлетворительная, несмотря на принимаемые со стороны властей меры.

Факторов снижающих эффективность деятельности системы  органов внутренних дел (далее - ОВД) множество, однако, в рамках данной работы хотелось бы более подробно остановиться на одном из них – проблема социального смысла деятельности сотрудников полиции.

На первый взгляд, кажется, что данная проблема несущественна, т.к. формально социальный смысл правоохранительной деятельности определен и сводится к знакомой каждому формулировке: «Защита прав и свобод личности, общества и государства от противоправных посягательств». Однако фактически, каждый сотрудник оказывается в ситуации морального выбора, когда ему необходимо расставить приоритеты между различными правоохраняемыми интересами.

Для того чтобы более наглядно показать проблему, далее будет приведена ситуация из практической деятельности сотрудников уголовного розыска.

В отдел полиции по подозрению в совершении преступления доставлен наркозависимый гражданин «Х» с ярко выраженным абстинентным синдромом (т.н. «ломка»). Данный гражданин располагает информацией о фактах сбыта наркотических средств и лицах осуществляющих данный сбыт. В данной ситуации представляется возможным либо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи для того чтобы снять абстинентный синдром либо воспользоваться подавленным состоянием гражданина «Х» для того чтобы получить ценную оперативную информацию, которая в последующем поможет привлечь к уголовной ответственности других преступников, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Первый вариант в полной мере соответствует принципам деятельности полиции, изложенным в законодательстве, однако не позволяет обеспечить привлечение к уголовной ответственности преступников, которые занимаются незаконной реализацией наркотических средств. Таким образом, принцип гуманности выступает в качестве щита для реальных преступников.

Второй вариант прямо противоречит ч.3 ст. 5 Федерального Закона  «О полиции», которая гласит «Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание». [Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ (в ред. федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) // Собрание законодательства РФ – 2011. – № 7. – Ст. 900.]

Но вместе с тем, второй вариант позволяет в полной мере реализоваться принципу неотвратимости наказания, кроме того, привлечение к уголовной ответственности  лиц, занимающихся незаконным сбытом наркотиков  положительно скажется на здоровье населения, общественной нравственности и возможно поможет сохранить судьбы некоторым людям, которые возможно под влиянием наркоторговцев стали бы употреблять наркотики. Таким образом, сотрудник полиции оказывается в психологически сложной ситуации морального выбора, диллемы, когда ради защиты одних правоохраняемых интересов он должен непременно пожертвовать другими.

В результате каждый страж порядка должен определиться, что для него важнее – строго следовать букве закона или взять на вооружение принцип «Вор должен сидеть в тюрьме».

Однозначно порекомендовать в качестве единственно верной ту или иную точку зрения не представляется возможным - строгое следование букве Закона может превратиться в бездушный формализм, а стремление «вершить справедливость» без оглядки на Закон  может привести к правовому нигилизму, криминальной деформации сотрудника и способствовать совершению им преступлений.

Если целенаправленно не работать над разрешением данного конфликта, то есть риск получить психологическую травму, которая повлечет за собой  потерю сотрудником социального смысла правоохранительной деятельности, что видится недопустимым, т.к. служба в ОВД априори является высоконравственной. В свою очередь обретение сотрудником социального смысла своей деятельности является необходимым условием психологического здоровья сотрудника и залогом его успешной профессиональной самоидентификации.

Список литературы

  1.  Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ (в ред. федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) // Собрание законодательства РФ – 2011. – № 7. – Ст. 900.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56106. Словник-довідник труднощів української мови (вживання архаїзмів та історизмів) 1.31 MB
  Головне - дати дітям поштовх до роздуму, викликати бажання підносити рівень культури власного мовлення, дбайливо поводитись з найбільшим скарбом народу - його мовою, самовдосконалюватися, інтелектуально зростати.
56107. Проблема збагачення, уточнення й активізації словникового запасу молодших школярів 117.5 KB
  Пізнаючи значення слова діти пізнають світ розкриваючи смислові звязки слів у контексті встановлюють взаємозвязок між предметами і явищами навколишньої дійсності внаслідок чого в них розвивається логічне мислення.
56108. Інтерактивний підхід до словникової роботи на уроках української мови в початкових класах 56 KB
  Рекомендації щодо словникової роботи на уроках української мови в початкових класах ІІІ. Вступ Словникова робота на уроках української мови в початкових класах є однією зі складових різноманітної роботи з розвитку мовлення учнів.
56109. О, слово дзвінке озиваєшся в славі до нас ти крізь давні століття імляві. Година спілкування 223.5 KB
  Вступне слово вчителя. Подорож в слово. 1й учень: Слово школа є в усіх словянських мовах; було введено ще в давньоруській мові перший запис датується 1388р. У давньоруській мові було слово схоле від якого походить наше школа от тільки значення його у греків було іншим: спочатку затримка потім заняття у вільний час далі читання а вже пізніше лекція сучасне школа.