63880

Социальный смысл деятельности сотрудников ОВД

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Правоприменительная деятельность полиции обществом оценивается как неудовлетворительная несмотря на принимаемые со стороны властей меры. Факторов снижающих эффективность деятельности системы органов внутренних дел далее ОВД множество однако в рамках данной работы хотелось бы более подробно...

Русский

2014-06-26

41 KB

0 чел.

Усов Е.Г.

г. Иркутск

Социальный смысл  деятельности сотрудников ОВД

В современном мире очень актуальна тема эффективности деятельности правоохранительных органов. Наиболее обсуждаемым в отечественных средствах массовой информации ведомством, несомненно является Министерство внутренних дел России (далее – МВД). Правоприменительная деятельность полиции обществом оценивается как неудовлетворительная, несмотря на принимаемые со стороны властей меры.

Факторов снижающих эффективность деятельности системы  органов внутренних дел (далее - ОВД) множество, однако, в рамках данной работы хотелось бы более подробно остановиться на одном из них – проблема социального смысла деятельности сотрудников полиции.

На первый взгляд, кажется, что данная проблема несущественна, т.к. формально социальный смысл правоохранительной деятельности определен и сводится к знакомой каждому формулировке: «Защита прав и свобод личности, общества и государства от противоправных посягательств». Однако фактически, каждый сотрудник оказывается в ситуации морального выбора, когда ему необходимо расставить приоритеты между различными правоохраняемыми интересами.

Для того чтобы более наглядно показать проблему, далее будет приведена ситуация из практической деятельности сотрудников уголовного розыска.

В отдел полиции по подозрению в совершении преступления доставлен наркозависимый гражданин «Х» с ярко выраженным абстинентным синдромом (т.н. «ломка»). Данный гражданин располагает информацией о фактах сбыта наркотических средств и лицах осуществляющих данный сбыт. В данной ситуации представляется возможным либо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи для того чтобы снять абстинентный синдром либо воспользоваться подавленным состоянием гражданина «Х» для того чтобы получить ценную оперативную информацию, которая в последующем поможет привлечь к уголовной ответственности других преступников, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Первый вариант в полной мере соответствует принципам деятельности полиции, изложенным в законодательстве, однако не позволяет обеспечить привлечение к уголовной ответственности преступников, которые занимаются незаконной реализацией наркотических средств. Таким образом, принцип гуманности выступает в качестве щита для реальных преступников.

Второй вариант прямо противоречит ч.3 ст. 5 Федерального Закона  «О полиции», которая гласит «Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание». [Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ (в ред. федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) // Собрание законодательства РФ – 2011. – № 7. – Ст. 900.]

Но вместе с тем, второй вариант позволяет в полной мере реализоваться принципу неотвратимости наказания, кроме того, привлечение к уголовной ответственности  лиц, занимающихся незаконным сбытом наркотиков  положительно скажется на здоровье населения, общественной нравственности и возможно поможет сохранить судьбы некоторым людям, которые возможно под влиянием наркоторговцев стали бы употреблять наркотики. Таким образом, сотрудник полиции оказывается в психологически сложной ситуации морального выбора, диллемы, когда ради защиты одних правоохраняемых интересов он должен непременно пожертвовать другими.

В результате каждый страж порядка должен определиться, что для него важнее – строго следовать букве закона или взять на вооружение принцип «Вор должен сидеть в тюрьме».

Однозначно порекомендовать в качестве единственно верной ту или иную точку зрения не представляется возможным - строгое следование букве Закона может превратиться в бездушный формализм, а стремление «вершить справедливость» без оглядки на Закон  может привести к правовому нигилизму, криминальной деформации сотрудника и способствовать совершению им преступлений.

Если целенаправленно не работать над разрешением данного конфликта, то есть риск получить психологическую травму, которая повлечет за собой  потерю сотрудником социального смысла правоохранительной деятельности, что видится недопустимым, т.к. служба в ОВД априори является высоконравственной. В свою очередь обретение сотрудником социального смысла своей деятельности является необходимым условием психологического здоровья сотрудника и залогом его успешной профессиональной самоидентификации.

Список литературы

  1.  Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ (в ред. федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) // Собрание законодательства РФ – 2011. – № 7. – Ст. 900.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58473. SCHOOLS IN BRITAIN 330.9 KB
  Listen to the dialogue about a typical day at American school and answer the questions. Alice. Ostap, would you like to school with me tomorrow? Ostap. Sure. I have never been in an American school, what is the typical day like at school? Alice. Well, first we go to our homeroom class.
58474. Tolerance 58 KB
  Please open you work book at page fifty six exercise 1. Here you should fill in the gaps using these words: against, according to, of, without. I think 3 minutes on this work. Когда сделали, говорю: please read it one by one and then we will check the answers...
58475. Двомембранні органели і мітохондрії і пластиди. Фотосинтез, дихання 35.5 KB
  Мета: познайомити з будовою та функціями двомембранних органел: мітохондріями та пластидами, фазами мітозу, з клітинним циклом, поняттями, каріотип, фотосинтез, дихання, мітохондрія, хлоропласт, хемосинтез з процесами фотосинтезу та дихання, вчити порівнювати ці два процеси між собою...
58476. Урок биологии 165 KB
  Подготовка учителя к урокам. Постановка цели урока. Структура урока этапы комбинированного урока. Проведение урока биологии Перспективное и поурочное планирование Основой для планирования учебно-воспитательного образовательного процесса по биологии является анализ существующих нормативных требований программ учебных и дидактических пособий и опыта педагогической деятельности учителя.
58477. Вид. Критерии вида 45.5 KB
  Цели урока: обучающие: сформулировать определения понятиям вид критерии вида; изучить критерии вида и их содержание; развивающие: продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах устной монологической речи учащихся...
58478. Уроки Чистоты на территории Пермского края 3.73 MB
  Технологии сортировки отходов уже реализуются в некоторых российских городах. Для успешной организации сортировки очень важна первая ступень раздельный сбор отходов жителями. По статистике каждый из нас ежегодно образует 300 кг отходов.
58479. Рідна домівка, рідна сім’я – тут виростає доля моя. В.Гринько «Сім». В.Сухомлинський «Тетянка усміхається» 73 KB
  Доброго здоровя всім В добрий день і в добрий час Рада всіх вітати вас. Який розділ ви почали вивчати на попередньому уроці Рідна домівкарідна сімятут виростає доля моя З якими піснями ви ознайомилися на минулому уроці Роде наш красний...
58480. Проектирование молодежного кафе – «KFC» 752 KB
  Молодежное кафе, как организация является обществом с ограниченной ответственностью предприятие бытового обслуживания (ООО ПБО). Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества
58481. Розробка програмного забезпечення (ПЗ) для інформаційної підтримки велодоріжок м. Хмельницький 16.04 MB
  До ПЗ розроблено специфікацію вимог, що описує функціональні та нефункціональні вимоги до нього. На основі цієї специфікації та аналізу предметної області, а також вибраних технологій та засобів розробки, здійснено проектування ПЗ для інформаційної підтримки велодоріжок м. Хмельницький.