63880

Социальный смысл деятельности сотрудников ОВД

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Правоприменительная деятельность полиции обществом оценивается как неудовлетворительная несмотря на принимаемые со стороны властей меры. Факторов снижающих эффективность деятельности системы органов внутренних дел далее ОВД множество однако в рамках данной работы хотелось бы более подробно...

Русский

2014-06-26

41 KB

0 чел.

Усов Е.Г.

г. Иркутск

Социальный смысл  деятельности сотрудников ОВД

В современном мире очень актуальна тема эффективности деятельности правоохранительных органов. Наиболее обсуждаемым в отечественных средствах массовой информации ведомством, несомненно является Министерство внутренних дел России (далее – МВД). Правоприменительная деятельность полиции обществом оценивается как неудовлетворительная, несмотря на принимаемые со стороны властей меры.

Факторов снижающих эффективность деятельности системы  органов внутренних дел (далее - ОВД) множество, однако, в рамках данной работы хотелось бы более подробно остановиться на одном из них – проблема социального смысла деятельности сотрудников полиции.

На первый взгляд, кажется, что данная проблема несущественна, т.к. формально социальный смысл правоохранительной деятельности определен и сводится к знакомой каждому формулировке: «Защита прав и свобод личности, общества и государства от противоправных посягательств». Однако фактически, каждый сотрудник оказывается в ситуации морального выбора, когда ему необходимо расставить приоритеты между различными правоохраняемыми интересами.

Для того чтобы более наглядно показать проблему, далее будет приведена ситуация из практической деятельности сотрудников уголовного розыска.

В отдел полиции по подозрению в совершении преступления доставлен наркозависимый гражданин «Х» с ярко выраженным абстинентным синдромом (т.н. «ломка»). Данный гражданин располагает информацией о фактах сбыта наркотических средств и лицах осуществляющих данный сбыт. В данной ситуации представляется возможным либо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи для того чтобы снять абстинентный синдром либо воспользоваться подавленным состоянием гражданина «Х» для того чтобы получить ценную оперативную информацию, которая в последующем поможет привлечь к уголовной ответственности других преступников, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Первый вариант в полной мере соответствует принципам деятельности полиции, изложенным в законодательстве, однако не позволяет обеспечить привлечение к уголовной ответственности преступников, которые занимаются незаконной реализацией наркотических средств. Таким образом, принцип гуманности выступает в качестве щита для реальных преступников.

Второй вариант прямо противоречит ч.3 ст. 5 Федерального Закона  «О полиции», которая гласит «Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание». [Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ (в ред. федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) // Собрание законодательства РФ – 2011. – № 7. – Ст. 900.]

Но вместе с тем, второй вариант позволяет в полной мере реализоваться принципу неотвратимости наказания, кроме того, привлечение к уголовной ответственности  лиц, занимающихся незаконным сбытом наркотиков  положительно скажется на здоровье населения, общественной нравственности и возможно поможет сохранить судьбы некоторым людям, которые возможно под влиянием наркоторговцев стали бы употреблять наркотики. Таким образом, сотрудник полиции оказывается в психологически сложной ситуации морального выбора, диллемы, когда ради защиты одних правоохраняемых интересов он должен непременно пожертвовать другими.

В результате каждый страж порядка должен определиться, что для него важнее – строго следовать букве закона или взять на вооружение принцип «Вор должен сидеть в тюрьме».

Однозначно порекомендовать в качестве единственно верной ту или иную точку зрения не представляется возможным - строгое следование букве Закона может превратиться в бездушный формализм, а стремление «вершить справедливость» без оглядки на Закон  может привести к правовому нигилизму, криминальной деформации сотрудника и способствовать совершению им преступлений.

Если целенаправленно не работать над разрешением данного конфликта, то есть риск получить психологическую травму, которая повлечет за собой  потерю сотрудником социального смысла правоохранительной деятельности, что видится недопустимым, т.к. служба в ОВД априори является высоконравственной. В свою очередь обретение сотрудником социального смысла своей деятельности является необходимым условием психологического здоровья сотрудника и залогом его успешной профессиональной самоидентификации.

Список литературы

  1.  Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ (в ред. федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) // Собрание законодательства РФ – 2011. – № 7. – Ст. 900.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9055. Субъекты истории 17.08 KB
  Субъекты истории. История - процесс и результат общественного развития - реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать...
9056. Схоластика как форма философствования 14.76 KB
  Схоластика как форма философствования. Схоластика - господствовавшая форма философствования в XI-XV вв. Была на службе церкви и преподавалась в университетах, например, в Болонском, потому и получила такое название (schola - школа). Являла...
9057. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ 18.16 KB
  Философия, ее предмет и роль в жизни людей. Слово философия, предложенное Пифагором, в переводе с греческого обозначает любовь к мудрости, любомудрие. Под мудростью подразумевается любовь к мысли о мире в целом, дар открывать в предметах и явлениях ...
9058. ФИЛОСОФИЯ Ф.АКВИНСКОГО И НЕОТОМИЗМ 16.5 KB
  Философия Ф.Аквинского и неотомизм. Фома Аквинский (1225-1275) - центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы - Сумма против язычников, Сумма теологии. Он был чл...
9059. Человек и его сущность 14.29 KB
  Человек и его сущность. Учение о человеке - антропология - важнейший раздел любой философской системы. Впервые вопрос о том, что есть человек, был серьезно поставлен Сократом, хотя он и не дал никакого определения. Человек оказывался неким...
9060. Человек как личность. Свобода и ответственность личности 15.46 KB
  Человек как личность. Свобода и ответственность личности. Человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Всякий человек есть личность, но человек - родовое, общее, а личность - единичн...
9061. Философия элейской школы. Ксенофан, Парменид и Зенон 14.63 KB
  Философия Элейской школы. Наиболее известными представителями философской школы города Элея были Ксенофан, Парменид и Зенон. Ксенофан (565-478 гг.) выступал против традиционной религии. Он критиковал антропоморфизм богов, язвительно замечая, что есл...
9062. Этнические общности людей. Нации и национальные государства 13.5 KB
  Этнические общности людей. Нации и национальные государства. Общество этнически дифференцировано. Этнос - стабильная группа людей, характеризуемая устойчивыми особенностями социокультурного развития их жизнедеятельности (язык, общность психичес...
9063. Основные черты и периоды развития средневековой философии 22.61 KB
  Основные черты и периоды развития средневековой философии Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римс...