63881

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются различного рода отрицательные эмоциональные переживания попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно психологической безопасности.

Русский

2014-06-26

42 KB

1 чел.

Шойдокова Д. Б.

г. Иркутск

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются  различного рода отрицательные эмоциональные переживания, попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. С момента когда человек просыпается и едет на работу (учебу), он сталкивается с огромным объемом информации – его повсюду сопровождают радио в машине или в автобусе, TV, телефон с доступом в интернет, огромное количество рекламных вывесок с призывом купить тот или иной продукт. Часто можно встретить проявления агрессии, неприкрытое хамство и иногда прямое волевое давление (например, нередки подобные случаи в общественном транспорте, в магазинах, в медицинских и социальных учреждениях). В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно – психологической безопасности.

Понятие психологической защиты впервые появилось в небольшой научной работе Зигмунда Фрейда "Защитные нейропсихозы" (1894). Оно обозначает техники борьбы личности с неприятными и невыносимыми для сознания представлениями. Их задача состоит в минимизации и даже полном вытеснении неприятных аффектов и непереносимых для сознания мыслей и представлений.

Р. М. Грановская выделяет следующие основные механизмы психологической защиты:

  •  отрицание (информация, которая тревожит, не воспринимается),
  •  вытеснение (человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти),
  •  проекцию (перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость),
  •  идентификацию (бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя),
  •  рационализацию (оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”),
  •  замещение (замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии),
  •  отчуждение (при этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием).
    •  Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
  •  они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  •  они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Психологи P.M. Грановская и И.Я Березная отмечают, что психологическая защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление. Мышление, которое настроено на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией. Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджян, В.К. Мягер считают, что механизмы психологической защиты в зависимости от ситуации могут работать как успешно (разрешить конфликт), так и не успешно.

Вместе с тем, психологическая защита может оказывать негативное влияние, т.е «выступать в качестве барьера, который сужает, заслоняет и искажает полноценное восприятие и переживание мира». Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобоваримую для личности. Такой точки зрения придерживаются Э.И. Киршбаум, И.Д. Стоиков, B.C. Ротенберг – психологическую защиту они относят к неуспешным методам решения конфликта.

Вышеперечисленные способы защиты осуществляются самостоятельно (т.е. реализуются самой психикой в ответ на стимул).

Психиатры и психотерапевты так же выделяют осознаваемые, т. е. применяемые целенаправленно способы защиты:

  •  амортизация (применение этого метода обосновано в конфликте с человеком, от которого вы зависите, либо с которым хотите сохранить хорошие отношения. Суть этого метода заключается в том, что человек не доказывает свою правоту, а мягко соглашается с оппонентом),
  •  гротескное усиление (метод заключается в том, что в ответ на обидные слова человек усиливает их «обидность»),
  •  защита в третьем лице (в ответ на слова агрессора человек обращается к помощнику, т. е. третьему лицу),
  •  военный вариант («под дурака»),
  •  перенос центра проблемы на нападающего,
  •  визуализация негативного образа нападающего (представление агрессора в клоунском наряде, в уменьшенном варианте и т.д.).

Таким образом, психологическая защита является важнейшим способом обеспечения информационно – психологической безопасности личности.

Знание основ психологической защиты  дает возможность преодолеть тяжелую ситуацию и при этом сохранить свое психическое здоровье, распознавать попытки психологического насилия и манипулирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69448. Подготовка преподавателя к преподаванию права и научная организация труда преподавателя 158 KB
  Этому в значительной степени способствует включение проблемы прав человека прав ребёнка в содержание учебно-воспитательного процесса педагогического вуза а также педагогического колледжа и училища. Выпускник получивший квалификацию учитель права должен знать структуру системы...
69449. Позитивизм 75.5 KB
  По мнению позитивистов философия должна исследовать лишь факты а не их внутреннюю сущность освободиться от любой оценочной роли руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств как и любая другая наука опираться на научный метод.
69450. Правительственная административная вертикаль и органы местного сибирского самоуправления в Московской Руси 67 KB
  Должность главы этого приказа считалась чрезвычайно выгодной прибыльной ведь от него зависело назначение воевод в крае который давал основной экспортный товар России пушнину. Воеводы являлись представителями административной властной вертикали в городах России.
69451. Государство: понятие, признаки, функции, формы 1.3 MB
  Государство – исторически сложившаяся особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям обязательную для населения всей страны силу.
69452. ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 34.5 KB
  Разве не зависит от государства поток криминальной терминологии в средствах массовой информации в художественной литературе в бизнесе Происходит социализация человек комфортно чувствует себя в криминальной среде. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства.
69453. ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 39 KB
  Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает что около 60 детей имеют возраст от 8 до 14 лет. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников.
69454. Правовая культура и воспитание, формирование правового сознания 121.5 KB
  Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества от состояния законности психол. Только педагогически и целесообразно организованная педагогическую деятельность в области правового...
69455. Педагогико–правовая дидактика: понятие, объект и предмет 57 KB
  Дидактика отрасль педагогики разрабатывающая теорию обучения. Предмет дидактики закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства обучения. Задачи дидактики: состоят в том чтобы описывать и объяснять...
69456. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА 51.5 KB
  Увы не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей Зачем следует учить вообще и как учить их Ответы на все сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика главной задачей которой по мнению специалистов и было найти описать и оценить способы обучения...