63881

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются различного рода отрицательные эмоциональные переживания попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно психологической безопасности.

Русский

2014-06-26

42 KB

2 чел.

Шойдокова Д. Б.

г. Иркутск

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются  различного рода отрицательные эмоциональные переживания, попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. С момента когда человек просыпается и едет на работу (учебу), он сталкивается с огромным объемом информации – его повсюду сопровождают радио в машине или в автобусе, TV, телефон с доступом в интернет, огромное количество рекламных вывесок с призывом купить тот или иной продукт. Часто можно встретить проявления агрессии, неприкрытое хамство и иногда прямое волевое давление (например, нередки подобные случаи в общественном транспорте, в магазинах, в медицинских и социальных учреждениях). В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно – психологической безопасности.

Понятие психологической защиты впервые появилось в небольшой научной работе Зигмунда Фрейда "Защитные нейропсихозы" (1894). Оно обозначает техники борьбы личности с неприятными и невыносимыми для сознания представлениями. Их задача состоит в минимизации и даже полном вытеснении неприятных аффектов и непереносимых для сознания мыслей и представлений.

Р. М. Грановская выделяет следующие основные механизмы психологической защиты:

  •  отрицание (информация, которая тревожит, не воспринимается),
  •  вытеснение (человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти),
  •  проекцию (перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость),
  •  идентификацию (бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя),
  •  рационализацию (оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”),
  •  замещение (замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии),
  •  отчуждение (при этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием).
    •  Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
  •  они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  •  они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Психологи P.M. Грановская и И.Я Березная отмечают, что психологическая защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление. Мышление, которое настроено на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией. Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджян, В.К. Мягер считают, что механизмы психологической защиты в зависимости от ситуации могут работать как успешно (разрешить конфликт), так и не успешно.

Вместе с тем, психологическая защита может оказывать негативное влияние, т.е «выступать в качестве барьера, который сужает, заслоняет и искажает полноценное восприятие и переживание мира». Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобоваримую для личности. Такой точки зрения придерживаются Э.И. Киршбаум, И.Д. Стоиков, B.C. Ротенберг – психологическую защиту они относят к неуспешным методам решения конфликта.

Вышеперечисленные способы защиты осуществляются самостоятельно (т.е. реализуются самой психикой в ответ на стимул).

Психиатры и психотерапевты так же выделяют осознаваемые, т. е. применяемые целенаправленно способы защиты:

  •  амортизация (применение этого метода обосновано в конфликте с человеком, от которого вы зависите, либо с которым хотите сохранить хорошие отношения. Суть этого метода заключается в том, что человек не доказывает свою правоту, а мягко соглашается с оппонентом),
  •  гротескное усиление (метод заключается в том, что в ответ на обидные слова человек усиливает их «обидность»),
  •  защита в третьем лице (в ответ на слова агрессора человек обращается к помощнику, т. е. третьему лицу),
  •  военный вариант («под дурака»),
  •  перенос центра проблемы на нападающего,
  •  визуализация негативного образа нападающего (представление агрессора в клоунском наряде, в уменьшенном варианте и т.д.).

Таким образом, психологическая защита является важнейшим способом обеспечения информационно – психологической безопасности личности.

Знание основ психологической защиты  дает возможность преодолеть тяжелую ситуацию и при этом сохранить свое психическое здоровье, распознавать попытки психологического насилия и манипулирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84932. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба» 161 KB
  Мета. Формувати у дітей поняття про казку як художній твір, розвивати мовлення, уяву, фантазію; закріплювати вміння читати склади, слова, речення з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів; вчити будувати звукові моделі; збагачувати мовленнєвий словник дітей...
84933. Українська народна казка «Рукавичка» 317 KB
  Мета. Ознайомити учнів з українською народною казкою «Рукавичка». Повторити назви диких звірів. Розвивати уміння слухати і розуміти українську мову, увагу, пам’ять, мислення. Прищеплювати інтерес до української народної творчості.
84934. Звук м. Позначення його буквами Мм. Читання складів із вивченими буквами. Звуковий аналіз слів. Словниково-логічні вправи 31 KB
  Мета: знайомити з артикуляцією звука м буквами Мм формувати в учнів уміння читати склади та слова з вивченими буквами; закріплювати знання учнів про вивчені букви їх звукове значення; розвивати мовлення дітей фонематичний слух інтерес до народних свят; виховувати доброту чуйне ставлення до мами.
84935. Складання тексту-опису лисички за питаннями і опорними словами 70.5 KB
  Мета. Вчити складати найпростіший текст - опис за питаннями і опорними словами, добирати до тексту заголовок. Формувати вміння стисло і послідовно висловлювати думку, передавати її на письмі. Вдосконалювати навички літературної вимови слів. Збагачувати словниковий запас.
84936. Подорож країною Мовознавство 244.5 KB
  Мета: у невимушеній ігровій формі повторити вивчене з курсу мови; поширювати й уточнювати словниковий запас учнів, розвивати мислення, мовлення, пам’ять, увагу; створити атмосферу доброзичливості, чесного змагання; виховувати любов до рідного слова як неоціненного духовного багатства...
84937. Узагальнюючий урок за розділом «Речення» 51 KB
  Мета. Узагальнити і повторити знання по темі «Речення», збагачувати словниковий запас учнів; розвивати творче мислення; виробляти навички каліграфічного письма; виховувати бережне ставлення до природи. Обладнання: ілюстрації, листочки, схеми до гри, таблиці, магнітофон.
84938. Розповідні речення. Розділові знаки в кінці розповідних речень. Складання і інтонування розповідних речень 59 KB
  Мета: дати уявлення дітям про розповідні речення учити інтонувати розповідні речення аналізувати навчальний матеріал збагачувати словниковий запас учнів розвивати спостережливість мову учнів уяву виховувати вбачати красу осінньої природи.
84939. Урок розвитку зв’язного мовлення у 2 класі 40 KB
  Пізньої осені, коли промерзає ґрунт, зменшується кількість корму, насамперед у комах; їжаки зариваються в опале листя і впадають у сплячку аж до березня. У цей час у них дуже повільне дихання (до 6 разів на хвилину), різко знижується температура тіла, серце робить лише кілька ударів на хвилину.
84940. Визначення роду і числа прикметників 32 KB
  Мета. Закріплювати вміння змінювати прикметники за родами і числами, вдосконалювати вміння визначати рід, число прикметників у зв’язку з іменниками,добирати найвлучніші прикметники, розвивати вміння аналізувати, узагальнювати,зіставляти мовні явища. Розвивати увагу, спостережливість.