63881

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются различного рода отрицательные эмоциональные переживания попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно психологической безопасности.

Русский

2014-06-26

42 KB

1 чел.

Шойдокова Д. Б.

г. Иркутск

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются  различного рода отрицательные эмоциональные переживания, попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. С момента когда человек просыпается и едет на работу (учебу), он сталкивается с огромным объемом информации – его повсюду сопровождают радио в машине или в автобусе, TV, телефон с доступом в интернет, огромное количество рекламных вывесок с призывом купить тот или иной продукт. Часто можно встретить проявления агрессии, неприкрытое хамство и иногда прямое волевое давление (например, нередки подобные случаи в общественном транспорте, в магазинах, в медицинских и социальных учреждениях). В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно – психологической безопасности.

Понятие психологической защиты впервые появилось в небольшой научной работе Зигмунда Фрейда "Защитные нейропсихозы" (1894). Оно обозначает техники борьбы личности с неприятными и невыносимыми для сознания представлениями. Их задача состоит в минимизации и даже полном вытеснении неприятных аффектов и непереносимых для сознания мыслей и представлений.

Р. М. Грановская выделяет следующие основные механизмы психологической защиты:

  •  отрицание (информация, которая тревожит, не воспринимается),
  •  вытеснение (человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти),
  •  проекцию (перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость),
  •  идентификацию (бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя),
  •  рационализацию (оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”),
  •  замещение (замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии),
  •  отчуждение (при этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием).
    •  Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
  •  они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  •  они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Психологи P.M. Грановская и И.Я Березная отмечают, что психологическая защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление. Мышление, которое настроено на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией. Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджян, В.К. Мягер считают, что механизмы психологической защиты в зависимости от ситуации могут работать как успешно (разрешить конфликт), так и не успешно.

Вместе с тем, психологическая защита может оказывать негативное влияние, т.е «выступать в качестве барьера, который сужает, заслоняет и искажает полноценное восприятие и переживание мира». Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобоваримую для личности. Такой точки зрения придерживаются Э.И. Киршбаум, И.Д. Стоиков, B.C. Ротенберг – психологическую защиту они относят к неуспешным методам решения конфликта.

Вышеперечисленные способы защиты осуществляются самостоятельно (т.е. реализуются самой психикой в ответ на стимул).

Психиатры и психотерапевты так же выделяют осознаваемые, т. е. применяемые целенаправленно способы защиты:

  •  амортизация (применение этого метода обосновано в конфликте с человеком, от которого вы зависите, либо с которым хотите сохранить хорошие отношения. Суть этого метода заключается в том, что человек не доказывает свою правоту, а мягко соглашается с оппонентом),
  •  гротескное усиление (метод заключается в том, что в ответ на обидные слова человек усиливает их «обидность»),
  •  защита в третьем лице (в ответ на слова агрессора человек обращается к помощнику, т. е. третьему лицу),
  •  военный вариант («под дурака»),
  •  перенос центра проблемы на нападающего,
  •  визуализация негативного образа нападающего (представление агрессора в клоунском наряде, в уменьшенном варианте и т.д.).

Таким образом, психологическая защита является важнейшим способом обеспечения информационно – психологической безопасности личности.

Знание основ психологической защиты  дает возможность преодолеть тяжелую ситуацию и при этом сохранить свое психическое здоровье, распознавать попытки психологического насилия и манипулирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84948. Творческий интеллектуальный конкурс «Мисс Осень – 2010» 35.5 KB
  Цель конкурса: сформировать познавательные, личностные, социальные, творческие компетентности учащихся; способствовать развитию у учащихся творческих и интеллектуальных способностей; воспитывать чувство коллективизма, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения, принимать решения.
84949. Творчість класного керівника 164.5 KB
  Ефективність роботи класного керівника визначається тим якою мірою навчально-виховний процес забезпечує розвиток творчих здібностей кожної дитини формує творчу особистість і готує її до творчої пізнавальної та суспільно трудової діяльності.
84950. Українська хата. Традиційна культура українців у побуті 203 KB
  Мета. Познайомити учнів з естетикою побуту українців; розширити уявлення про українську оселю, ужиткові речі, одяг, предмети побуту; сприяти розвитку у підростаючого покоління здібностей сприймати прекрасні скарби, створені художнім генієм українського народу, прилучати дітей до світу краси...
84951. Все починається з мами 50.5 KB
  Мета: удосконалювати навички виразного читання, збагачувати словниковий запас, розвивати уміння давати оцінні судження; виховувати пошану і любов до мами. Обладнання: прислів’я на картках, вислови видатних людей про маму.
84953. Будова тексту: зачин, основна частина, кінцівка 58 KB
  Мета: Дати учням уявлення про будову тексту, його складові частини. Удосконалювати навички добору заголовків до текстів. Розвивати мовлення учнів. Виховувати бережне ставлення до природи.
84954. Знайомство із шаховими фігурами. Графічний редактор Pаint. Складання будиночка із геометричних фігур 90.95 KB
  Сьогодні ми з вами підемо в гості до Ганнусі, щоб отримати ще одну інформацію. А яку саме, вам допоможуть відгадати предмети, що знаходяться у цій скриньці (шахова дошка).
84955. Що можна робити з інформацією. Робота у графічному редакторі Paint. Створення килимка для миші 354.03 KB
  Формування вміння застосовувати здобуту інформацію; Закріплення навичок роботи з комп’ютером; Розвиток логічного мислення, просторової уяви; Повторення правил поведінки при роботі з комп’ютером; Виховання культури мовлення, інтерес до інформатики...
84956. Інформаційні процеси. Робота в графічному редакторі Paint. Малюнок “Снігова галявина” 191.83 KB
  Яка буває інформація Що можна робити з інформацією ІІІ. Повторимо як можна зберегти інформацію передати обробити. Що можна зробити з цією інформацією Запам’ятати тобто зберегти розповісти тобто передати обміркувати тобто обробити. Що можна робити з інформацією Для чого це потрібно V.