63881

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются различного рода отрицательные эмоциональные переживания попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно психологической безопасности.

Русский

2014-06-26

42 KB

1 чел.

Шойдокова Д. Б.

г. Иркутск

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются  различного рода отрицательные эмоциональные переживания, попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. С момента когда человек просыпается и едет на работу (учебу), он сталкивается с огромным объемом информации – его повсюду сопровождают радио в машине или в автобусе, TV, телефон с доступом в интернет, огромное количество рекламных вывесок с призывом купить тот или иной продукт. Часто можно встретить проявления агрессии, неприкрытое хамство и иногда прямое волевое давление (например, нередки подобные случаи в общественном транспорте, в магазинах, в медицинских и социальных учреждениях). В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно – психологической безопасности.

Понятие психологической защиты впервые появилось в небольшой научной работе Зигмунда Фрейда "Защитные нейропсихозы" (1894). Оно обозначает техники борьбы личности с неприятными и невыносимыми для сознания представлениями. Их задача состоит в минимизации и даже полном вытеснении неприятных аффектов и непереносимых для сознания мыслей и представлений.

Р. М. Грановская выделяет следующие основные механизмы психологической защиты:

  •  отрицание (информация, которая тревожит, не воспринимается),
  •  вытеснение (человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти),
  •  проекцию (перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость),
  •  идентификацию (бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя),
  •  рационализацию (оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”),
  •  замещение (замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии),
  •  отчуждение (при этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием).
    •  Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
  •  они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  •  они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Психологи P.M. Грановская и И.Я Березная отмечают, что психологическая защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление. Мышление, которое настроено на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией. Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджян, В.К. Мягер считают, что механизмы психологической защиты в зависимости от ситуации могут работать как успешно (разрешить конфликт), так и не успешно.

Вместе с тем, психологическая защита может оказывать негативное влияние, т.е «выступать в качестве барьера, который сужает, заслоняет и искажает полноценное восприятие и переживание мира». Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобоваримую для личности. Такой точки зрения придерживаются Э.И. Киршбаум, И.Д. Стоиков, B.C. Ротенберг – психологическую защиту они относят к неуспешным методам решения конфликта.

Вышеперечисленные способы защиты осуществляются самостоятельно (т.е. реализуются самой психикой в ответ на стимул).

Психиатры и психотерапевты так же выделяют осознаваемые, т. е. применяемые целенаправленно способы защиты:

  •  амортизация (применение этого метода обосновано в конфликте с человеком, от которого вы зависите, либо с которым хотите сохранить хорошие отношения. Суть этого метода заключается в том, что человек не доказывает свою правоту, а мягко соглашается с оппонентом),
  •  гротескное усиление (метод заключается в том, что в ответ на обидные слова человек усиливает их «обидность»),
  •  защита в третьем лице (в ответ на слова агрессора человек обращается к помощнику, т. е. третьему лицу),
  •  военный вариант («под дурака»),
  •  перенос центра проблемы на нападающего,
  •  визуализация негативного образа нападающего (представление агрессора в клоунском наряде, в уменьшенном варианте и т.д.).

Таким образом, психологическая защита является важнейшим способом обеспечения информационно – психологической безопасности личности.

Знание основ психологической защиты  дает возможность преодолеть тяжелую ситуацию и при этом сохранить свое психическое здоровье, распознавать попытки психологического насилия и манипулирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33004. Философия поздней античности 17.13 KB
  В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Именно они порабощают человека. Его основатель Зенон из Китая утверждал что основная цель человека жить в согласии с природой и это то же самое что жить согласно с добродетелью. Стоический мудрец идеал человека является воплощенным разумом.
33005. Философия средневековья, монотеизм как основа философии средневековья 20.82 KB
  Для философии это был период когда изменились цель и характер философствования. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции как в области онтологии так и в гносеологии этике эстетике социальной философии. А тот факт что тенденция к союзу философии и теологии к их взаимодействию проявилась еще в конце античности...
33006. Эпоха Возрождения, этапы развития 28.3 KB
  Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма стоической и эпикурейской философской мысли. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Первый этап развития философии эпохи Возрождения Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире который рассматривался как...
33007. Философия нового времени. Эмпиризм 17.81 KB
  Иной подход к сенсуализму продемонстрировал английский епископ Джордж Беркли 1685 1753. Стремясь защитить религию от идей материализма и атеизма Беркли в работе Трактат об основах человеческого познания 1710 использовал для этого принципы сенсуализма и в результате создал концепцию субъективного идеализма. Каждый предмет полагает Беркли можно определить как комплекс ощущений например яблоко это собранные воедино определенный вкус цвет форма запах и пр. Все что реально существует дано нам в наших ощущениях и восприятиях...
33008. Рационализм нового времени 24.77 KB
  Рационализм можно понять как уверенность в мощи и способности разума особенно разума просвещённого руководимого правильным методом постигнуть тайны природы познать окружающий мир и самого человека с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счёте построить общество на разумных началах. И непременно с помощью разума постигать Бога. Но и Декарт Спиноза Лейбниц которых считают рационалистами также уделяли немалое внимание чувственному опыту к которому однако относились критически воле и âстрастям...
33009. Философия И. Канта 28.93 KB
  Канта 22. Основные достижения философии Канта: 1. Периодизация творчества Имеет место разделение творчества Канта на докритический и критический период.: Кант находится под влиянием Лебница и разрабатывает философию как умозрительное знание.
33010. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 25.61 KB
  Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой.И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
33011. Философия Гегеля 23.36 KB
  Введением к гегелевской философской системе служит его Феноменология духа где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы непосредственного чувственного восприятия до высшей ступени абсолютного или чистого знания на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. От бытия понимаемого как явление Гегель переходит к более глубоким внутренним закономерностям к: сущности. Гегель утверждает что противоречие ...
33012. Философия марксизма 18.68 KB
  Дарвина открытие клеточного строения живых организмов изобретение проволочного телеграфа паровоза парохода автомобиля фотографии многочисленные открытия в сфере производства механизация труда; крушение идеалов Великой французской революции свобода равенство братство идеи французского Просвещения их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социальноклассовых противоречий и конфликтов революция 1848 1849 гг. Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для...