63881

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются различного рода отрицательные эмоциональные переживания попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно психологической безопасности.

Русский

2014-06-26

42 KB

2 чел.

Шойдокова Д. Б.

г. Иркутск

Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности

В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются  различного рода отрицательные эмоциональные переживания, попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. С момента когда человек просыпается и едет на работу (учебу), он сталкивается с огромным объемом информации – его повсюду сопровождают радио в машине или в автобусе, TV, телефон с доступом в интернет, огромное количество рекламных вывесок с призывом купить тот или иной продукт. Часто можно встретить проявления агрессии, неприкрытое хамство и иногда прямое волевое давление (например, нередки подобные случаи в общественном транспорте, в магазинах, в медицинских и социальных учреждениях). В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно – психологической безопасности.

Понятие психологической защиты впервые появилось в небольшой научной работе Зигмунда Фрейда "Защитные нейропсихозы" (1894). Оно обозначает техники борьбы личности с неприятными и невыносимыми для сознания представлениями. Их задача состоит в минимизации и даже полном вытеснении неприятных аффектов и непереносимых для сознания мыслей и представлений.

Р. М. Грановская выделяет следующие основные механизмы психологической защиты:

  •  отрицание (информация, которая тревожит, не воспринимается),
  •  вытеснение (человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти),
  •  проекцию (перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость),
  •  идентификацию (бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя),
  •  рационализацию (оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”),
  •  замещение (замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии),
  •  отчуждение (при этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием).
    •  Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
  •  они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  •  они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Психологи P.M. Грановская и И.Я Березная отмечают, что психологическая защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление. Мышление, которое настроено на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией. Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджян, В.К. Мягер считают, что механизмы психологической защиты в зависимости от ситуации могут работать как успешно (разрешить конфликт), так и не успешно.

Вместе с тем, психологическая защита может оказывать негативное влияние, т.е «выступать в качестве барьера, который сужает, заслоняет и искажает полноценное восприятие и переживание мира». Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобоваримую для личности. Такой точки зрения придерживаются Э.И. Киршбаум, И.Д. Стоиков, B.C. Ротенберг – психологическую защиту они относят к неуспешным методам решения конфликта.

Вышеперечисленные способы защиты осуществляются самостоятельно (т.е. реализуются самой психикой в ответ на стимул).

Психиатры и психотерапевты так же выделяют осознаваемые, т. е. применяемые целенаправленно способы защиты:

  •  амортизация (применение этого метода обосновано в конфликте с человеком, от которого вы зависите, либо с которым хотите сохранить хорошие отношения. Суть этого метода заключается в том, что человек не доказывает свою правоту, а мягко соглашается с оппонентом),
  •  гротескное усиление (метод заключается в том, что в ответ на обидные слова человек усиливает их «обидность»),
  •  защита в третьем лице (в ответ на слова агрессора человек обращается к помощнику, т. е. третьему лицу),
  •  военный вариант («под дурака»),
  •  перенос центра проблемы на нападающего,
  •  визуализация негативного образа нападающего (представление агрессора в клоунском наряде, в уменьшенном варианте и т.д.).

Таким образом, психологическая защита является важнейшим способом обеспечения информационно – психологической безопасности личности.

Знание основ психологической защиты  дает возможность преодолеть тяжелую ситуацию и при этом сохранить свое психическое здоровье, распознавать попытки психологического насилия и манипулирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8912. Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей 108 KB
  Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей (проверку состояния аккумулятора, разборку, восстановление деталей, сборку, приготовление электролита и зарядку батарей, технические условия и контроль качества ремонта). Указать применяемое оборудов...
8913. Лекции по теоретической механике 774 KB
  Лекции по теоретической механике Динамика точки Лекция 1 Основные понятия динамики В разделе Динамика изучается движение тел под действием приложенных к ним сил. Поэтому, кроме тех понятий, которые вводились в разделе Кинематика, здесь необход...
8914. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления 154.5 KB
  Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления Понятие управления по функциям Создание автоматизированных информационных технологий управления представляет собой эволюционный процесс. Именно поэтому информационные...
8915. Процедуры присуждения ученой степени и ученого звания 115.5 KB
  Процедуры присуждения ученой степени и ученого звания Учебные вопросы: 1. Процедуры присуждения ученой степени. 2. Процедуры присуждения ученого звания. 3. Принципы процедур присуждения ученой степени и ученого звания. Нормативные акты: 1. Постановл...
8916. Управление как система 112.5 KB
  Управление как система Сущность системного подхода к управлению. Кибернетическая модель управления организацией. Виды управления. Типы управления. Термин система в переводе с греческого означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее...
8917. Информационная система 131.5 KB
  Информационная система Этапы развития информационных систем управления в России. Информационная пирамида. Основные направления развития автоматизации управления. Комплексная автоматизация бизнес-процессов.
8918. Испытания и подтверждение соответствия средств измерений 60.5 KB
  Испытания и подтверждение соответствия средств измерений Основные положения системы испытаний и утверждения типов средств измерений, подлежащих применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора...
8919. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения 95 KB
  Административно–процессуальные нормы и административно–процессуальные правоотношения Учебные вопросы: Понятие и характеристика административно-процессуальных норм. Роль и место административно–процессуальных норм...
8920. Нормативная и эталонная база в области технических измерений 58.5 KB
  Нормативная и эталонная база в области технических измерений Студент должен -иметь представление: - об основных положениях Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) знать: - категории и виды н...