63882

Интернет как фактор развития социального отчуждения

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Интернет появился совсем недавно и если брать соотношение взрослого и молодого поколения то можно с полной уверенностью сказать что основное количество пользователей интернета это люди в возрасте от 15 до 45 лет старшее поколение сегодня только привыкает к изучению...

Русский

2014-06-26

17.85 KB

3 чел.

Трифонова Я. В.

г. Иркутск

Интернет как фактор развития социального отчуждения

Интернет появился совсем недавно и если брать соотношение взрослого и молодого поколения, то можно с полной уверенностью сказать, что основное количество пользователей интернета это люди в возрасте от 15 до 45 лет, старшее поколение сегодня только привыкает к изучению азов пользования всемирной интернет сетью. Современное общество сегодня живет по новым правилам, большое количество людей сегодня ведут успешный бизнес в сети, в сети сегодня продают и покупают большое количество разнообразных товаров, которые не доступны в тех или иных городах, интернет-ресурсы предоставляют нам ценную информацию, которой нет на полках наших библиотек. Жизнь современного человека сегодня во многом зависит от активности, и интернет дает такую возможность.

Взаимодействие в сети интернет привело к появлению множества "виртуальных миров", субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности. Предлогом к созданию виртуальной личности может служить неудовлетворенность реальной жизнью, пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в иной реальности для творческого самовыражения. Из технической диковинки – интернет - быстро превратился в повседневное информационное средство, предоставляющее любому потенциальному пользователю огромные массивы данных на любой вкус. Рассматривать этот процесс исключительно в ракурсе однозначно положительной направленности технологического прогресса уже не представляется возможным.

На исходе XX века были зафиксированы негативные последствия избыточного использования сети интернет. Одним из первых на попадание человека в технологическую зависимость от компьютера и на возникновение виртуальной зависимости обратил внимание английский психолог М. Гриффитс, ранее изучавший особенности поведения игроков в азартные игры. Для неумеренных пользователей медиа-техникой виртуальная реальность порой начинает заслонять и даже подменять реальный мир.

Десять лет назад польские культурологи следующим образом описывали поведение студентов, работающих за компьютерами в библиотеке Университета штата Иллинойс в Чикаго: "На высоких сиденьях студенты разных цветов кожи и специальностей,  немногим более сотни незнакомых и взаимно чуждых индивидов, сидят почти вплотную друг к другу, так что плечи соседей даже немного затрудняют свободное перемещение рук по клавиатуре. Тишина и абсолютное отсутствие взаимоотношений, никто никого не замечает – все всматриваются в цветные мониторы. Одни просматривают ресурсы библиотек по всему миру, другие проглядывают компьютерную почту, третьи старательно что-то выстукивают, то улыбаясь,  то хмуря брови, то слегка прыская от смеха.  Последние, участвуют в интернет-общении - в чате, в виртуальной игре, в сетевых сообществах. Они уже имеют постоянных "партнеров", с которыми обмениваются репликами, делятся чувствами, договариваются о встрече в киберпространстве, а порой и о реальной встрече. Но поскольку число мест в библиотеке ограничено, приходится прощаться с сетевым партнером, договариваться о следующей сессии, очередном "обмене"  взглядами и уступать места терпеливой очереди студентов, жаждущих места за компьютером. Они уходят, не обернувшись на тех, кто остался, и, не взглянув на вновь прибывших, пришедших с аналогичной целью удаления от одиночества "здесь и теперь". Вновь однообразный стук клавиатур, улыбки и виртуальный рай". [1]

В то же время многие рассматривают интернет как инструмент преодоления чувства одиночества. Во-первых, человек может легко найти в интернете собеседника в любое время суток семь дней в неделю для непосредственного общения. При этом преодолеваются физическая отдаленность и чувство дистанции. Интернет расширил социальные сети по всему миру. Во-вторых, онлайн-коммуникация может быть анонимной: во многих случаях человек взаимодействует в сети без показа своей истинной идентичности. В то же время интернет- общение не позволяет восполнить дефицит непосредственного эмоционального общения "лицом к лицу".

В связи с быстрым развитием и распространением интернета возникает проблема интернет-зависимого поведения. Феномен интернет-зависимости представляет собой комплексное социальное явление, развитие которого обусловлено рядом факторов ситуационного и личностного характера. Поскольку с каждым годом понижается возраст приобщения к интернету, а молодежь составляет больший сегмент российской интернет-аудитории, проблема интернет-зависимого поведения может стать в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированности в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения. [2]

Современный процесс урбанизации ведет к осмыслению не только просто отдельной новой индивидуальности, но и к зарождению нового типа личности, способному к самостоятельному преодолению одиночества. В этих условиях индивид попадает под влияние новых условий - неизбежных тенденций глобализации на объединенное влияние цивилизаций на весь остальной мир. Все эти процессы сопровождаются усилением индивидуального одиночества. Человек, проводящий много времени в интернет - пространстве, отвыкает от реальности и начинает бояться непосредственного общения с людьми. Происходящая под влиянием развития информационных технологий индивидуализация общества приводит к быстрой адаптации социального одиночества как наиболее адекватного воплощения образа жизни личности.

Список литературы

  1.  Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий/ Н.В. Корытникова//Социс. – 2010. - №6. – С.70-80.
  2.  Цой Н.А. Феномен интернет – зависимости и одиночество/Н.А.Цой //Социс. – 2011. –№12. – С.98-107.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52290. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА 83 KB
  Ведение и бег с мячом запрещены. Ведение мяча правой и левой рукой 9. Ведение в приседе правой и левой рукой По 20 ударов каждой рукой По 15 ударов каждой рукой Упражнение выполняется в парах. 10Совершенствовать ведение мяча с разной высотой отскока 10.
52291. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ КОЛЛЕДЖЕЙ DEUTSCH FÜR COLLEGES 466.5 KB
  Данный учебник предназначено для студентов средних специальных учебных заведений всех специальностей, продолжающих изучать немецкий язык и имеющих по учебному плану в соответствии с Госстандартом 128 часов (на базе среднего полного общего образования) и 204 часа (на базе основного общего образования, т.е. для выпускников 9го класса).
52292. Я тебе люблю. Лекція для батьків 46.5 KB
  Скажіть будь ласка а що означає у вашому розумінні любити свою дитину Хтось говорить що любити свою дитину означає піклуватися про нього цікавитися його життям возити його відпочивати купувати їжу речі. А останнім часом я все частіше чую що любити свою дитину це говорити йому: Я тебе люблю Готуючись до сьогоднішніх зборів я провела анкетування і 92 дітей бракує слів любові. Що означає приймати дитину безумовно Це означає любити його просто тому що він є. Я пропоную розіграти сценку в якій можливо хтось побачить себе або...
52294. Введение в архитектуру ЭВМ и системы программирования 698.26 KB
  Данная книга представляет собой учебное пособие по архитектуре ЭВМ и системам программирования. Книга написана по читаемому автором лекционому курсу Архитектура ЭВМ и язык Ассемблера для студентов первого курса факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова.
52295. Понятие о модели данных, базе данных. Понятие и назначение системы управления базами данных 52 KB
  Базы данных. Системы управления базами даннях 12 часов Урок №1 Тема: Понятие о модели данных базе данных. Понятие и назначение системы управления базами данных. Цели: формировать основные понятия темы: модель данных база данных; дать представление о системах управления базами данных и их назначении; организовать работу учащихся для развития умения структурировать информацию; воспитывать информационную компетентность.
52296. The Beauty of the World 57.5 KB
  Good morning, pupils. Today we begin to speak about the new subject. It is rather interesting and there are many things to discuss about it. But the first thing for you to know is the subject itself. I want you to guess it, OK? You can see a crossword on the blackboard. I shall read you the definitions of the words and you will put them down. And when we are done I hope youll be able to find the central word there
52297. Machen wir uns bekannt 200.5 KB
  Guten Tag, liebe Kinder und liebe G?ste! Ich freue mich euch alle zu sehen und ich hoffe, dass ihr gute Zeit haben werdet. Also, beginnen wir unsere Stunde und das heutiges Thema hei?t?? Der Mensch. Machen wir uns bekannt?
52298. Із німецької літератури. Г. Белль. Творчість. Оглядово 71.5 KB
  Тема заняття: Із німецької літератури. Епіграф заняття: Важливо не те чи довго а чи правильно прожив. Мета заняття: дослідити життєвий і творчий шлях німецького письменника Г.