63883

Социальное отчуждение - проблема современного общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Но разве возможно заменить межличностное общение понять что происходит в душе человека увидеть его глаза и понять его настроение если вы не видите собеседника. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.

Русский

2014-06-26

44.5 KB

19 чел.

Коршакова Э.С.

г. Иркутск

Социальное отчуждение- проблема современного общества

«Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов… »

Альберт Эйнштейн

В настоящее время все больше людей прибегают к виртуальному общению в ущерб, общению живому. Свидетельством чего является то, что ежедневно количество участников популярных соц. сетей пополняется в среднем на 3-5 % [5]. Люди перестают встречаться друг с другом для обмена информацией, эмоциями, чувствами. Намного удобнее написать сообщение, позвонить по телефону или посетить страницу в социальных сетях. Но разве возможно заменить межличностное общение, понять,  что происходит в душе человека, увидеть его глаза и понять его настроение, если вы не видите собеседника. По моему мнению, развитие технологий приводит к тому, что человек забывает о том, что важно живое, эмоциональное общение для того, чтобы не стать одиноким в тот момент, когда «гаджета» не окажется рядом. Следствием выше сказанного является то, что в современном мире все более актуальным становиться понятие «социальное отчуждение», которое несёт в себе информацию о том, что люди самостоятельно ограничивают, отчуждают себя от реального общества и окружения, путём ухода от живого межличностного общения. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое, обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. В связи с активно идущими в культуре Европы процессами социального отчуждения в настоящий момент становится возможным говорить о самоотчуждении культуры - процессе самоотрицания культурой существующих в ней базовых представлений и ценностей, что нередко приводит целый ряд мыслителей, религиозных и общественных деятелей к поиску альтернативных для культуры Европы в целом мировоззренческих парадигм [4]. Исходя из данного мнения, можно сделать вывод о том, что технический прогресс оказывает негативное социальное влияние на общество,  и влечет за собой спад интереса к живому общению, а следствие и к социальному самоотчуждению современной личности.

Как отмечал отечественный исследователь этой проблемы А.И. Пигалев, «электронные средства массовой коммуникации включаются в систему вещного опосредования, ибо возникают как её продукт и необходимый элемент. Вещные отношения не отменяются, но существенно модифицируются, создавая новый, «клишированный» способ социального контроля как формы культуры»[3]. На мой взгляд, вещные отношения для современного человека являются приоритетными, так как приносят выгоду человеку. Следовательно, многие люди предпочитают организовывать свой круг общения так, чтобы в нём было как можно больше полезных людей. Подобные отношения влекут за собой сугубо деловое общение и не имеют духовного смысла. Исходя из этого человек, имея множество социальных связей, всё же одинок и как следствие отчуждён. Различные формы социального отчуждения взаимопроникают друг в друга, что приводит к тому, что отчужденный субъект постепенно настолько теряет специфические для него субъектные характеристики, а значит и сам процесс отчуждения уже перестаёт осознаваться как таковой. Субъект как бы «растворяется» в аморфной социальной среде, осознавая себя лишь как носителя определенной социальной роли [6].

«Понятие отчуждения, - писал Маркузе, - делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нём находят пути своего развития и удовлетворения. И это отождествление - не иллюзия, а действительность, которая, однако ведёт к новым ступеням отчуждения. Последнее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия». [2] Из выше сказанного следует то, что понятие отчуждение носит объективный масштабный характер, так как затрагивает не только жизнь одного субъекта, но и общество в целом, становиться элементом бытия современного человека.

Универсализация знаковых систем и совершенствование технических средств массовой коммуникации позволяет значительно ускорить распространение информации, что в конечном счёте ведет к процессам внутренней интеграции общества в глобальном масштабе. Процесс социального отчуждения индивида от общества должен был бы быть при этом существенно ослаблен. Но усиление внутренней интеграции одновременно приводит к усилению информационного давления на сознание индивида со стороны социального целого, при котором возможность постижения, раскрытия и проявления в культуре индивидуального «Я» оказывается также значительно затруднена. Какая из сторон этого внутренне системно взаимосвязанного процесса в будущем обретёт доминирующее значение зависит прежде всего от того уровня социальной рефлексии, которое эти процессы найдут в общественном сознании [6].

Проблему отчуждения Маркс наиболее детально рассматривает в своей работе «Философско-экономические рукописи», написанной в 1844 г, но опубликованной только в 30-е годы XX века. По Марксу, человек есть «родовая сущность» в том смысле, что творит и созидает себя (свой род) и окружающий мир (природу – свое неорганическое тело) в качестве универсальной и свободной сущности. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, так как человек ее часть. Отчужденный труд человека, отчуждая от него творческую сущность, отчуждает также от него и то, к чему должно быть приложено это стремление – природу. Непосредственным следствием отчуждения человека от результата труда, от процесса труда и от своей сущности является отчуждение от других людей [1]. На  мой взгляд, Карл Маркс, был несомненно прав в том, что при отчуждении, человек теряет свои творческие способности, как чувствует депривацию по  поводу отсутствия межличностного и эмоционального общения.

По моему мнению, отчуждение между людьми в силу утери человеческого характера отношений между ними привело к тому, что эти отношения вырождаются в отношения вещей. Но наиболее разрушительные последствия этого процесса связаны с проникновением отчуждения внутрь человека в форме его отношения к самому себе, как к вещи. Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром. Теряя интерес к межличностному общению, он теряет интерес и к человеку, носителю культурных, духовных ценностей. Исчезает искренняя заинтересованность между людьми в общении для получения психологических и эмоциональных зарядов. Люди становятся всё более прагматичными, корыстными и эгоистичными. Причиной этого негативного социального явления может являться то, что живое межличностное общение теряет свою значимость и актуальность. Если в ближайшее время  в сознании человека не начнут преобладать мысли о том, что живое общение незаменимо и несёт огромный смысл в формировании личности, мы можем придти к тому, что социальные связи человека будут иметь сугубо прогматический характер. Понятие живое, эмоциональное общение уйдет в прошлое и своих друзей, знакомых люди будут видеть лишь в социальных сетях.

Список литературы

1. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т.1. – М. : Эксмо, 2011. С. 121.

2. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Гнозис, 1994. С.15.

3. Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во СГУ. 1991. С.40.

4. Хайдеггер М. Время картины мира // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М.: Наука, 1976. С. 157.

5. Internet-сайт: Официальный сайт:  Всероссийский центр изучения общественного мнения. Социально-экономические исследования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wciom.ru/society/

6. Internet-сайт: Журнал "Успехи современного естествознания"№10.  Москва. 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/use/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32842. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека 14.93 KB
  Проблема сущности человека. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы характер темперамент переживания эмоции и т. Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии.
32843. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности 13.83 KB
  Структура личности. Социализация – это процесс играющий огромную роль в жизни как отдельной личности так и общества. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности способность быть самим собой в рамках социальной системы выражается в понятии индивидуальность. Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия: 1 общечеловеческих признаков как природных так и социальных 2 особенных в качестве представителя определенного конкретноисторического этапа развития общества с его специфическими...
32844. Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача 14.39 KB
  Свобода – одна из основных философских категорий характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском религиозном этическом социальном политическом экономическом. в необходимости всегда присутствует свобода.
32845. Особенности социализации личности. Проблема девиантного поведения и его причины 16.74 KB
  Особенности социализации личности. Социализация личностиэто процесс усвоения индивидом социального опыта общества к которому он принадлежит. Социализация рассматривается как процесс условие проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
32846. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни 15.34 KB
  Проблема жизни смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании прежде всего в философии и религии. Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти.
32847. Общество как материальная система 15.36 KB
  Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира высокоорганизованная материальная система подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность системность и структурность движение пространство время отражение самоорганизация. Общество возникает и существует объективно т. Общество представляет собой открытую развивающуюся систему.
32848. Материально-производственная сфера общественное жизни.Диалектика производительных сил и производственных отношений 12.99 KB
  Материальное производство характеризуется определенным способом производства который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. В этом проявляется диалектика экономических потребностей производства и потребления.; способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие...
32849. Социальная сфера общественной жизни. Социальная структура общества. Виды социальных общностей 13.65 KB
  Социальная структура общества. Сфера общества – это социальное пространство которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности. Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами социальными группами и социальными общностями. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества социальных общностей и групп отношения общества и личности здесь создаются и совершенствуются условия труда быта и досуга.
32850. Политическая сфера общественной жизни. Структура и соц функции. Государство,как основной политический институт 12.55 KB
  Общество как система состоит из нескольких подсистем или сфер основными из которых являются экономическая социальная политическая духовная и экологическая. Политическая сфера – область общественной жизни включающая в себя политические отношения данного общества. и международные; политическая деятельность; политическое сознание политическая идеология и политическая психология.