63883

Социальное отчуждение - проблема современного общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Но разве возможно заменить межличностное общение понять что происходит в душе человека увидеть его глаза и понять его настроение если вы не видите собеседника. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.

Русский

2014-06-26

44.5 KB

23 чел.

Коршакова Э.С.

г. Иркутск

Социальное отчуждение- проблема современного общества

«Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов… »

Альберт Эйнштейн

В настоящее время все больше людей прибегают к виртуальному общению в ущерб, общению живому. Свидетельством чего является то, что ежедневно количество участников популярных соц. сетей пополняется в среднем на 3-5 % [5]. Люди перестают встречаться друг с другом для обмена информацией, эмоциями, чувствами. Намного удобнее написать сообщение, позвонить по телефону или посетить страницу в социальных сетях. Но разве возможно заменить межличностное общение, понять,  что происходит в душе человека, увидеть его глаза и понять его настроение, если вы не видите собеседника. По моему мнению, развитие технологий приводит к тому, что человек забывает о том, что важно живое, эмоциональное общение для того, чтобы не стать одиноким в тот момент, когда «гаджета» не окажется рядом. Следствием выше сказанного является то, что в современном мире все более актуальным становиться понятие «социальное отчуждение», которое несёт в себе информацию о том, что люди самостоятельно ограничивают, отчуждают себя от реального общества и окружения, путём ухода от живого межличностного общения. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое, обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. В связи с активно идущими в культуре Европы процессами социального отчуждения в настоящий момент становится возможным говорить о самоотчуждении культуры - процессе самоотрицания культурой существующих в ней базовых представлений и ценностей, что нередко приводит целый ряд мыслителей, религиозных и общественных деятелей к поиску альтернативных для культуры Европы в целом мировоззренческих парадигм [4]. Исходя из данного мнения, можно сделать вывод о том, что технический прогресс оказывает негативное социальное влияние на общество,  и влечет за собой спад интереса к живому общению, а следствие и к социальному самоотчуждению современной личности.

Как отмечал отечественный исследователь этой проблемы А.И. Пигалев, «электронные средства массовой коммуникации включаются в систему вещного опосредования, ибо возникают как её продукт и необходимый элемент. Вещные отношения не отменяются, но существенно модифицируются, создавая новый, «клишированный» способ социального контроля как формы культуры»[3]. На мой взгляд, вещные отношения для современного человека являются приоритетными, так как приносят выгоду человеку. Следовательно, многие люди предпочитают организовывать свой круг общения так, чтобы в нём было как можно больше полезных людей. Подобные отношения влекут за собой сугубо деловое общение и не имеют духовного смысла. Исходя из этого человек, имея множество социальных связей, всё же одинок и как следствие отчуждён. Различные формы социального отчуждения взаимопроникают друг в друга, что приводит к тому, что отчужденный субъект постепенно настолько теряет специфические для него субъектные характеристики, а значит и сам процесс отчуждения уже перестаёт осознаваться как таковой. Субъект как бы «растворяется» в аморфной социальной среде, осознавая себя лишь как носителя определенной социальной роли [6].

«Понятие отчуждения, - писал Маркузе, - делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нём находят пути своего развития и удовлетворения. И это отождествление - не иллюзия, а действительность, которая, однако ведёт к новым ступеням отчуждения. Последнее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия». [2] Из выше сказанного следует то, что понятие отчуждение носит объективный масштабный характер, так как затрагивает не только жизнь одного субъекта, но и общество в целом, становиться элементом бытия современного человека.

Универсализация знаковых систем и совершенствование технических средств массовой коммуникации позволяет значительно ускорить распространение информации, что в конечном счёте ведет к процессам внутренней интеграции общества в глобальном масштабе. Процесс социального отчуждения индивида от общества должен был бы быть при этом существенно ослаблен. Но усиление внутренней интеграции одновременно приводит к усилению информационного давления на сознание индивида со стороны социального целого, при котором возможность постижения, раскрытия и проявления в культуре индивидуального «Я» оказывается также значительно затруднена. Какая из сторон этого внутренне системно взаимосвязанного процесса в будущем обретёт доминирующее значение зависит прежде всего от того уровня социальной рефлексии, которое эти процессы найдут в общественном сознании [6].

Проблему отчуждения Маркс наиболее детально рассматривает в своей работе «Философско-экономические рукописи», написанной в 1844 г, но опубликованной только в 30-е годы XX века. По Марксу, человек есть «родовая сущность» в том смысле, что творит и созидает себя (свой род) и окружающий мир (природу – свое неорганическое тело) в качестве универсальной и свободной сущности. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, так как человек ее часть. Отчужденный труд человека, отчуждая от него творческую сущность, отчуждает также от него и то, к чему должно быть приложено это стремление – природу. Непосредственным следствием отчуждения человека от результата труда, от процесса труда и от своей сущности является отчуждение от других людей [1]. На  мой взгляд, Карл Маркс, был несомненно прав в том, что при отчуждении, человек теряет свои творческие способности, как чувствует депривацию по  поводу отсутствия межличностного и эмоционального общения.

По моему мнению, отчуждение между людьми в силу утери человеческого характера отношений между ними привело к тому, что эти отношения вырождаются в отношения вещей. Но наиболее разрушительные последствия этого процесса связаны с проникновением отчуждения внутрь человека в форме его отношения к самому себе, как к вещи. Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром. Теряя интерес к межличностному общению, он теряет интерес и к человеку, носителю культурных, духовных ценностей. Исчезает искренняя заинтересованность между людьми в общении для получения психологических и эмоциональных зарядов. Люди становятся всё более прагматичными, корыстными и эгоистичными. Причиной этого негативного социального явления может являться то, что живое межличностное общение теряет свою значимость и актуальность. Если в ближайшее время  в сознании человека не начнут преобладать мысли о том, что живое общение незаменимо и несёт огромный смысл в формировании личности, мы можем придти к тому, что социальные связи человека будут иметь сугубо прогматический характер. Понятие живое, эмоциональное общение уйдет в прошлое и своих друзей, знакомых люди будут видеть лишь в социальных сетях.

Список литературы

1. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т.1. – М. : Эксмо, 2011. С. 121.

2. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Гнозис, 1994. С.15.

3. Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во СГУ. 1991. С.40.

4. Хайдеггер М. Время картины мира // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М.: Наука, 1976. С. 157.

5. Internet-сайт: Официальный сайт:  Всероссийский центр изучения общественного мнения. Социально-экономические исследования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wciom.ru/society/

6. Internet-сайт: Журнал "Успехи современного естествознания"№10.  Москва. 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/use/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25109. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства 335.5 KB
  говорится о том что киевский князь Владимир Святославич захватив Киев и начав в нём княжить ещё до крещения Руси поставил на Горе недалеко от княжеского дворца деревянные идолы богов: Перуна Хорса Дажьбога Стрибога Симергла и Макоши. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси Рано или поздно она должна была уступить место другой религии которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек. Всю культуру Киевской Руси...
25110. Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI–начале XVII в. 372.5 KB
  в России было 160 городов. Обмен продуктами в России совершался на основе географического разделения труда. С Востока в России поступали китайские ткани фарфор драгоценности. в России уже было 25 000 стрельцов.
25111. Пётр I и политическая борьба 80-х годов XVII в. 424.5 KB
  Возглавлял правительство фаворит Софьи князь Василий Голицын широко образованный человек полиглот книжник сторонник сближения России с Западом. Есть сведения что князь хотел отменить крепостное право в России. Голицын предпринял два Крымских похода которые окончились неудачно и стоили России людских потерь и огромных затрат. или время петровских реформ это переломная эпоха в истории России.
25112. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в. 642 KB
  Социальносословный и национальный состав населения России К началу XIX в. При Екатерине Великой к России отошли Правобережная Украина Белоруссия Литва часть Польши Новороссия земли по Кубани и Тереку Камчатка Приморье Аляска чуть позже Восточная Грузия. Быстро росло население России.
25113. Свойства алгоритма 34 KB
  Выполнение алгоритма разбивается на последовательность законченных действийшагов. Это свойство алгоритма называется дискретностью. Произвести каждое отдельное действие исполнителю предписывает специальное указание в записи алгоритма называемое командой.
25114. Способы описания алгоритм 36 KB
  Табличный служит для представления алгоритма в форме таблицы и расчётных формул. С другой строны в псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и математическая символика что приближает запись алгоритма к общепринятой математической записи. В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд присущие формальным языкам что облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность использовать более широкий набор команд рассчитанный на абстрактного исполнителя.
25115. Изображение алгоритма с помощью блок-схемы 53.5 KB
  Изображение алгоритма с помощью блоксхемы. При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Блоки соединены стрелками указывающими направление выполнения команд.
25116. Основные алгоритмические конструкции 48.5 KB
  Обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий которая называется телом цикла. Предписывает выполнять тело цикла до тех пор пока выполняется условие записанное после слова пока. Предписывает выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной параметра цикла в заданном диапазоне. Предписывает выполнять тело цикла до тех пор пока не выполнится условие записанное после тела цикла.
25117. Линейный алгоритм 29.5 KB
  Конструкция в которой алгоритмические шаги выполняются в той же последовательности как они записаны то это конструкция следования линейный алгоритм.