63883

Социальное отчуждение - проблема современного общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Но разве возможно заменить межличностное общение понять что происходит в душе человека увидеть его глаза и понять его настроение если вы не видите собеседника. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.

Русский

2014-06-26

44.5 KB

23 чел.

Коршакова Э.С.

г. Иркутск

Социальное отчуждение- проблема современного общества

«Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов… »

Альберт Эйнштейн

В настоящее время все больше людей прибегают к виртуальному общению в ущерб, общению живому. Свидетельством чего является то, что ежедневно количество участников популярных соц. сетей пополняется в среднем на 3-5 % [5]. Люди перестают встречаться друг с другом для обмена информацией, эмоциями, чувствами. Намного удобнее написать сообщение, позвонить по телефону или посетить страницу в социальных сетях. Но разве возможно заменить межличностное общение, понять,  что происходит в душе человека, увидеть его глаза и понять его настроение, если вы не видите собеседника. По моему мнению, развитие технологий приводит к тому, что человек забывает о том, что важно живое, эмоциональное общение для того, чтобы не стать одиноким в тот момент, когда «гаджета» не окажется рядом. Следствием выше сказанного является то, что в современном мире все более актуальным становиться понятие «социальное отчуждение», которое несёт в себе информацию о том, что люди самостоятельно ограничивают, отчуждают себя от реального общества и окружения, путём ухода от живого межличностного общения. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое, обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. В связи с активно идущими в культуре Европы процессами социального отчуждения в настоящий момент становится возможным говорить о самоотчуждении культуры - процессе самоотрицания культурой существующих в ней базовых представлений и ценностей, что нередко приводит целый ряд мыслителей, религиозных и общественных деятелей к поиску альтернативных для культуры Европы в целом мировоззренческих парадигм [4]. Исходя из данного мнения, можно сделать вывод о том, что технический прогресс оказывает негативное социальное влияние на общество,  и влечет за собой спад интереса к живому общению, а следствие и к социальному самоотчуждению современной личности.

Как отмечал отечественный исследователь этой проблемы А.И. Пигалев, «электронные средства массовой коммуникации включаются в систему вещного опосредования, ибо возникают как её продукт и необходимый элемент. Вещные отношения не отменяются, но существенно модифицируются, создавая новый, «клишированный» способ социального контроля как формы культуры»[3]. На мой взгляд, вещные отношения для современного человека являются приоритетными, так как приносят выгоду человеку. Следовательно, многие люди предпочитают организовывать свой круг общения так, чтобы в нём было как можно больше полезных людей. Подобные отношения влекут за собой сугубо деловое общение и не имеют духовного смысла. Исходя из этого человек, имея множество социальных связей, всё же одинок и как следствие отчуждён. Различные формы социального отчуждения взаимопроникают друг в друга, что приводит к тому, что отчужденный субъект постепенно настолько теряет специфические для него субъектные характеристики, а значит и сам процесс отчуждения уже перестаёт осознаваться как таковой. Субъект как бы «растворяется» в аморфной социальной среде, осознавая себя лишь как носителя определенной социальной роли [6].

«Понятие отчуждения, - писал Маркузе, - делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нём находят пути своего развития и удовлетворения. И это отождествление - не иллюзия, а действительность, которая, однако ведёт к новым ступеням отчуждения. Последнее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия». [2] Из выше сказанного следует то, что понятие отчуждение носит объективный масштабный характер, так как затрагивает не только жизнь одного субъекта, но и общество в целом, становиться элементом бытия современного человека.

Универсализация знаковых систем и совершенствование технических средств массовой коммуникации позволяет значительно ускорить распространение информации, что в конечном счёте ведет к процессам внутренней интеграции общества в глобальном масштабе. Процесс социального отчуждения индивида от общества должен был бы быть при этом существенно ослаблен. Но усиление внутренней интеграции одновременно приводит к усилению информационного давления на сознание индивида со стороны социального целого, при котором возможность постижения, раскрытия и проявления в культуре индивидуального «Я» оказывается также значительно затруднена. Какая из сторон этого внутренне системно взаимосвязанного процесса в будущем обретёт доминирующее значение зависит прежде всего от того уровня социальной рефлексии, которое эти процессы найдут в общественном сознании [6].

Проблему отчуждения Маркс наиболее детально рассматривает в своей работе «Философско-экономические рукописи», написанной в 1844 г, но опубликованной только в 30-е годы XX века. По Марксу, человек есть «родовая сущность» в том смысле, что творит и созидает себя (свой род) и окружающий мир (природу – свое неорганическое тело) в качестве универсальной и свободной сущности. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, так как человек ее часть. Отчужденный труд человека, отчуждая от него творческую сущность, отчуждает также от него и то, к чему должно быть приложено это стремление – природу. Непосредственным следствием отчуждения человека от результата труда, от процесса труда и от своей сущности является отчуждение от других людей [1]. На  мой взгляд, Карл Маркс, был несомненно прав в том, что при отчуждении, человек теряет свои творческие способности, как чувствует депривацию по  поводу отсутствия межличностного и эмоционального общения.

По моему мнению, отчуждение между людьми в силу утери человеческого характера отношений между ними привело к тому, что эти отношения вырождаются в отношения вещей. Но наиболее разрушительные последствия этого процесса связаны с проникновением отчуждения внутрь человека в форме его отношения к самому себе, как к вещи. Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром. Теряя интерес к межличностному общению, он теряет интерес и к человеку, носителю культурных, духовных ценностей. Исчезает искренняя заинтересованность между людьми в общении для получения психологических и эмоциональных зарядов. Люди становятся всё более прагматичными, корыстными и эгоистичными. Причиной этого негативного социального явления может являться то, что живое межличностное общение теряет свою значимость и актуальность. Если в ближайшее время  в сознании человека не начнут преобладать мысли о том, что живое общение незаменимо и несёт огромный смысл в формировании личности, мы можем придти к тому, что социальные связи человека будут иметь сугубо прогматический характер. Понятие живое, эмоциональное общение уйдет в прошлое и своих друзей, знакомых люди будут видеть лишь в социальных сетях.

Список литературы

1. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т.1. – М. : Эксмо, 2011. С. 121.

2. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Гнозис, 1994. С.15.

3. Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во СГУ. 1991. С.40.

4. Хайдеггер М. Время картины мира // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М.: Наука, 1976. С. 157.

5. Internet-сайт: Официальный сайт:  Всероссийский центр изучения общественного мнения. Социально-экономические исследования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wciom.ru/society/

6. Internet-сайт: Журнал "Успехи современного естествознания"№10.  Москва. 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/use/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12994. Вступ до предмету Інформатика 305.5 KB
  Лекція №1 Вступ до предмету Інформатика План 1. Вступ. Про цифрове проектування. 2. Відношення між аналоговим і цифровим. 3. Роль програмування в проектуванні цифрових пристроїв. 1. Вступ. Про цифрове проектування. В настоящий момент ...
12995. Представлення чисел в цифрових системах 217.5 KB
  Лекція №2. Представлення чисел в цифрових системах . План 1. Позиційна система числення. 2. Восьмирічні та шістнадцятирічні числа. 3. Переведення чисел з однієї системи числення в іншу. Цифровые системы строятся на основе схем в которых происх...
12996. Простейшие узлы вычислительной техники 400.5 KB
  Лекция №3 Тема Простейшие узлы вычислительной техники ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Понятие о логической функции и логическом устройстве. Диоднорезисторные схемы. ТРИГГЕРЫ. Классификация триггеров. Асинхронные триггеры. Син
12997. СЧЕТЧИКИ. Суммирующие двоичные счетчики 138.5 KB
  Лекція № 4 Тема СЧЕТЧИКИ 1. СЧЕТЧИКИ. Общие сведения. 2. Суммирующие двоичные счетчики. 3. Вычитающий и реверсивный счетчики. 1.СЧЕТЧИКИ. Общие сведения. Счетчик цифровое устройство осуществляющее счет числа появлений на входе определенного логического уро...
12998. Шифратори, дешифратори 2.04 MB
  Тема: Шифратори дешифратори. 1. Шифратори 2. Дешифраторы 3. Линейный дешифратор. 4. Прямоугольный дешифратор. 5. АЦП и ЦАП. Принцип аналогоцифрового преобразования информации. 6. Дискретизация непрерывных сигналов. 7. Цифроаналоговые преобразователи. 7.1Схема ЦА
12999. Сумматоры Одноразрядный двоичный сумматор. 151.5 KB
  СУММАТОРЫ Одноразрядный двоичный сумматор. Из рассмотренного принципа сложения многоразрядных двоичных чисел следует что в каждом из разрядов производятся однотипные действий: определяется цифра суммы путем сложения по модулю 2 цифр слагаемых и поступающего в...
13000. Оперативные запоминающие устройства - ОЗУ(RAM). Постоянные запоминающие устройства (ПЗУ) 1.23 MB
  Лекция №7 Оперативные запоминающие устройства ОЗУRAM. Постоянные запоминающие устройства ПЗУ В радиоаппаратуре часто требуется хранение временной информации значение которой не важно при включении устройства. Такую память можно было бы построить на микросхе...
13001. Комбинированный программно-аппаратный метод представления эволюций сложных пространственных перемещений символов объектов 237 KB
  Лекция №8 Комбинированный программноаппаратный метод представления эволюций сложных пространственных перемещений символов объектов Ужесточение требований отображения множества разнотипных движущихся сложных символов объектов часто представленных матрицами 32
13002. Програмування. Основні етапи розробки прикладних програм 42.5 KB
  ЛЕКЦІЯ 9 1.1: Програмування. Основні етапи розробки прикладних програм. Під програмуванням розуміють представлення в деякій символічній формі певного алгоритму. В якості символічної форми може використовуватися будьяка мова спілкування спеціально створена штучна...