63883

Социальное отчуждение - проблема современного общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Но разве возможно заменить межличностное общение понять что происходит в душе человека увидеть его глаза и понять его настроение если вы не видите собеседника. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.

Русский

2014-06-26

44.5 KB

19 чел.

Коршакова Э.С.

г. Иркутск

Социальное отчуждение- проблема современного общества

«Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов… »

Альберт Эйнштейн

В настоящее время все больше людей прибегают к виртуальному общению в ущерб, общению живому. Свидетельством чего является то, что ежедневно количество участников популярных соц. сетей пополняется в среднем на 3-5 % [5]. Люди перестают встречаться друг с другом для обмена информацией, эмоциями, чувствами. Намного удобнее написать сообщение, позвонить по телефону или посетить страницу в социальных сетях. Но разве возможно заменить межличностное общение, понять,  что происходит в душе человека, увидеть его глаза и понять его настроение, если вы не видите собеседника. По моему мнению, развитие технологий приводит к тому, что человек забывает о том, что важно живое, эмоциональное общение для того, чтобы не стать одиноким в тот момент, когда «гаджета» не окажется рядом. Следствием выше сказанного является то, что в современном мире все более актуальным становиться понятие «социальное отчуждение», которое несёт в себе информацию о том, что люди самостоятельно ограничивают, отчуждают себя от реального общества и окружения, путём ухода от живого межличностного общения. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое, обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. В связи с активно идущими в культуре Европы процессами социального отчуждения в настоящий момент становится возможным говорить о самоотчуждении культуры - процессе самоотрицания культурой существующих в ней базовых представлений и ценностей, что нередко приводит целый ряд мыслителей, религиозных и общественных деятелей к поиску альтернативных для культуры Европы в целом мировоззренческих парадигм [4]. Исходя из данного мнения, можно сделать вывод о том, что технический прогресс оказывает негативное социальное влияние на общество,  и влечет за собой спад интереса к живому общению, а следствие и к социальному самоотчуждению современной личности.

Как отмечал отечественный исследователь этой проблемы А.И. Пигалев, «электронные средства массовой коммуникации включаются в систему вещного опосредования, ибо возникают как её продукт и необходимый элемент. Вещные отношения не отменяются, но существенно модифицируются, создавая новый, «клишированный» способ социального контроля как формы культуры»[3]. На мой взгляд, вещные отношения для современного человека являются приоритетными, так как приносят выгоду человеку. Следовательно, многие люди предпочитают организовывать свой круг общения так, чтобы в нём было как можно больше полезных людей. Подобные отношения влекут за собой сугубо деловое общение и не имеют духовного смысла. Исходя из этого человек, имея множество социальных связей, всё же одинок и как следствие отчуждён. Различные формы социального отчуждения взаимопроникают друг в друга, что приводит к тому, что отчужденный субъект постепенно настолько теряет специфические для него субъектные характеристики, а значит и сам процесс отчуждения уже перестаёт осознаваться как таковой. Субъект как бы «растворяется» в аморфной социальной среде, осознавая себя лишь как носителя определенной социальной роли [6].

«Понятие отчуждения, - писал Маркузе, - делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нём находят пути своего развития и удовлетворения. И это отождествление - не иллюзия, а действительность, которая, однако ведёт к новым ступеням отчуждения. Последнее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия». [2] Из выше сказанного следует то, что понятие отчуждение носит объективный масштабный характер, так как затрагивает не только жизнь одного субъекта, но и общество в целом, становиться элементом бытия современного человека.

Универсализация знаковых систем и совершенствование технических средств массовой коммуникации позволяет значительно ускорить распространение информации, что в конечном счёте ведет к процессам внутренней интеграции общества в глобальном масштабе. Процесс социального отчуждения индивида от общества должен был бы быть при этом существенно ослаблен. Но усиление внутренней интеграции одновременно приводит к усилению информационного давления на сознание индивида со стороны социального целого, при котором возможность постижения, раскрытия и проявления в культуре индивидуального «Я» оказывается также значительно затруднена. Какая из сторон этого внутренне системно взаимосвязанного процесса в будущем обретёт доминирующее значение зависит прежде всего от того уровня социальной рефлексии, которое эти процессы найдут в общественном сознании [6].

Проблему отчуждения Маркс наиболее детально рассматривает в своей работе «Философско-экономические рукописи», написанной в 1844 г, но опубликованной только в 30-е годы XX века. По Марксу, человек есть «родовая сущность» в том смысле, что творит и созидает себя (свой род) и окружающий мир (природу – свое неорганическое тело) в качестве универсальной и свободной сущности. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, так как человек ее часть. Отчужденный труд человека, отчуждая от него творческую сущность, отчуждает также от него и то, к чему должно быть приложено это стремление – природу. Непосредственным следствием отчуждения человека от результата труда, от процесса труда и от своей сущности является отчуждение от других людей [1]. На  мой взгляд, Карл Маркс, был несомненно прав в том, что при отчуждении, человек теряет свои творческие способности, как чувствует депривацию по  поводу отсутствия межличностного и эмоционального общения.

По моему мнению, отчуждение между людьми в силу утери человеческого характера отношений между ними привело к тому, что эти отношения вырождаются в отношения вещей. Но наиболее разрушительные последствия этого процесса связаны с проникновением отчуждения внутрь человека в форме его отношения к самому себе, как к вещи. Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром. Теряя интерес к межличностному общению, он теряет интерес и к человеку, носителю культурных, духовных ценностей. Исчезает искренняя заинтересованность между людьми в общении для получения психологических и эмоциональных зарядов. Люди становятся всё более прагматичными, корыстными и эгоистичными. Причиной этого негативного социального явления может являться то, что живое межличностное общение теряет свою значимость и актуальность. Если в ближайшее время  в сознании человека не начнут преобладать мысли о том, что живое общение незаменимо и несёт огромный смысл в формировании личности, мы можем придти к тому, что социальные связи человека будут иметь сугубо прогматический характер. Понятие живое, эмоциональное общение уйдет в прошлое и своих друзей, знакомых люди будут видеть лишь в социальных сетях.

Список литературы

1. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т.1. – М. : Эксмо, 2011. С. 121.

2. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Гнозис, 1994. С.15.

3. Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во СГУ. 1991. С.40.

4. Хайдеггер М. Время картины мира // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М.: Наука, 1976. С. 157.

5. Internet-сайт: Официальный сайт:  Всероссийский центр изучения общественного мнения. Социально-экономические исследования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wciom.ru/society/

6. Internet-сайт: Журнал "Успехи современного естествознания"№10.  Москва. 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/use/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60846. Почему идёт дождь и дует ветер? 53.5 KB
  Тип урока: Изучение нового материала. дождь Тучи нагоняет Воет задувает. ветер Итак сегодня на уроке мы узнаем почему идёт дождь и дует ветер. Скажите что такое дождь и ветер это явления природы...
60847. Омоніми. Антоніми. Синоніми 52.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про групи слів за значенням; формувати вміння учнів правильно застосовувати омоніми синоніми та антоніми в текстах знаходити їх у реченнях; виховувати кращі людські якості на основі моралі яка міститься у прислівях та приказках....
60850. Описание типологии MBTI 88.5 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам совокупности инстинктов. Отличия между людьми можно в очень обобщенном виде свести к следующим противопоставлениям: экстраверты интроверты: первые черпают энергию в общении с людьми могут поддержать любую беседу воспринимают информацию по мере поступления контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации хотя чисто внешне они могут не иметь видимых проблем в общении;...
60851. Быт и традиции древних греков 34.5 KB
  Для решения учебных задач урока для усвоения новой темы применяется метод опережающего обучения и работа в группах. Метод применяемый на данном этапе объяснительно иллюстративный. Для закрепления теоретического материала учащиеся получают творческое задание: Считаете ли Вы спартанское воспитание образцовым Используется модельный метод обучения в группах что позволяет трансформировать полученные теоретические знания на получение практических навыков.
60852. Описания типов по Тайгеру 173.5 KB
  Первое место среди их приоритетов занимают взаимоотношения с людьми забота о других. Их интересуют не только очевидные явления но и их возможные последствия а также то в какой мере эти последствия могут отразиться на других людях. Чрезвычайно организованные по натуре ENFJ предпочитают жить в упорядоченном мире и ожидают того же от других. Они хорошо разбираются в людях отличаются чувством ответственности и заботы о других.
60853. Складывание рыбки в технике оригами 63.5 KB
  Кто знает откуда к нам пришло искусство оригами из Японии Что такое оригами искусство складывания бумаги А кто уже умеет складывать какие-нибудь фигурки из оригами самостоятельно Какие III.