63884

Формы проявления социальной солидарности и социального отчуждения в современной России

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Кроме этого нужно отметить что научно-технический прогресс также оказывает значительное влияние на развитие нашего общества. Данные вопросы актуальны и затрагивают различные сферы общества. Говоря о социальной солидарности можно сказать что она является одним из основных компонентов существования общества.

Русский

2014-06-26

29.3 KB

3 чел.

Михалева А.А.

г. Иркутск

Формы проявления социальной солидарности и социального отчуждения в современной России

Современное общество характеризуется динамичностью, которая связана с усовершенствованием общественной жизни, с изменениями отношений между людьми, социальными группами, нациями, а также с изменениями отношений между властью и обществом. Кроме этого, нужно отметить, что научно-технический прогресс также оказывает значительное влияние на развитие нашего общества. Изменяются ли вместе с обществом социальная солидарность и социальное отчуждение, или же два этих явления остаются неизменными? И можно ли уверенно сказать о том, что все это положительно влияют на наше общество?

В своей работе мы рассмотримосновные положения социальной солидарности и социального отчуждения,  взаимосвязь этих явлений и их проявление в нашем обществе. Данные вопросы актуальны и затрагивают различные сферы общества. Говоря о социальной солидарности можно сказать, что она является одним из основных компонентов существования общества. Благодаря солидарности происходит взаимодействие людей в тех или иных структурах, поддерживается социальное единство, как в отдельной группе, так и в обществе в целом. Кроме того, солидарность поддерживает социальный порядок. Взаимодействие людей обуславливает существование нашего общества. Полагаю, что без наличия солидарности существование общества невозможно. Мы живем среди людей, мы с ними взаимодействуем, и именно это взаимодействие способствует интеграции общества, а также его развитию. Но, несмотря на наличие солидарности, в нашем обществе происходят события, в которых прослеживается противоположное явление, которое можно обозначить как социальное отчуждение. И это вполне логично, так как люди имеют разный социальный статус и положение в обществе, у каждого человека есть свое мнение и свои интересы. Зачастую люди не хотят прислушиваться друг к другу, искать компромиссы и общие решения возникающих проблем. В результате чего происходит ослабление межличностных связей, люди отдаляются друг от друга, и в итоге возникает социальное отчуждение. Нужно отметить, что отчуждение может быть не только межличностным, но и между человеком и всем обществом. И вот это отчуждение гораздо сложнее, чем отчуждение одного человека от другого из-за разных мнений и интересов. И если социальная солидарность способствует укреплению и развитию нашего общества, то социальное отчуждение, по моему мнению, являются затормаживающим явлением, оказывающим отрицательное влияние как на взаимоотношения людей, так и на все общество в целом.

Таким образом, получается, что в обществе существует два противоположных явления, которые оказывают значительное влияние на развитие общественной жизни и нашего общества. Солидарность и отчуждение тесно взаимосвязаны, так как в любой момент солидарность может перерасти в отчуждение и наоборот. Произойти это может в результате конкретных изменений, происходящих в обществе, либо же в результате молниеносных событий, связанных и с людьми, и с властью и с общественной жизнью в целом. Изменения в общественной, политической, культурной жизни – все это тоже может способствовать переходу от солидарности к отчуждению.

Просматривая источники, содержащие информацию о социальной солидарности,  я отметила, что изучением этого явления занимались многие ученые, среди которых можно отметить О. Конта, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и А. Бергсона. Они выделили ее основные идеи и функции. Самыми известными теориями о солидарности являются теории Э. Дюркгейма и А. Бергсона.  В своей работе я рассмотрю основные положения данных теорий. Солидарность выступает в качестве элементарного условия и предпосылки всякой социальной связи [1, 154]. Основная функция, которую выполняет социальная солидарность – это воспроизводство социальной системы на любом ее иерархическом уровне – от социальных групп до общества в целом [3, 4]. Солидарность скрепляет как малые, так и большие социальные группы, обеспечивая при этом историческое воспроизводство их структур [1, 154]. Как я уже писала выше, социальная солидарность способствует поддержанию социального порядка. Только при наличии единства членов отдельной социальной группы, будет формироваться устойчивость данной группы, а также границы социального контроля. В качестве укрепления солидарности выступает культура и религия. Символы общества, такие как ценности, нормы, идеи и взгляды, характерные для большинства общества, являются источниками солидарности. Нужно отметить, что состояние или уровень социальной солидарности в обществе определяет степень его функционирования, а также перспективы для развития, как отдельного индивида, так и социальной группы и всего общества в целом [3, 9]. Основной темой изучения Э. Дюркгейма является разделение труда, обеспечивающее социальную солидарность и выполняющее нравственную функцию. Э. Дюркгейм в своей работе стремился доказать, что разделение труда создает единство обществ [2, 331]. Солидарность, по Э. Дюркгейму, бывает двух видов – механическая и органическая [1, 155]. Механическая солидарность основана на сходствах. Дюркгейм отмечает, что в каждом человеке есть два сознания: первое – это сознание, общее со всей социальной группой, то есть оно представляет не нас самих, а общество в целом; второе – это сознание, представляющее наши личные качества и интересы. Первое сознание Э. Дюркгейм называет «коллективным сознанием» [1,155]. Согласно ему, солидарность достигает своего максимума тогда, когда коллективное сознание полностью покрывает наше личное сознание и совпадает с ним во всех позициях [1, 155]. Но нужно отметить, что в таком случае наша индивидуальность отсутствует. Таким образом, механическая солидарность основана на полном растворении индивидуального сознания в коллективном сознании. Данный вид солидарности соответствует традиционному обществу, в котором люди исполняют, практически, одни и те же функции и отличаются сходством статусов и идентичностей [3, 10]. Второй вид солидарности по Э. Дюркгейму – органическая, основана на высоком уровне разделения труда и значительной разнородности социальных отношений, т.е. основана на разнообразии. [3, 10]. Данный вид солидарности появляется в развитых обществах. Особенность органической солидарности заключается в том, что она базируется на независимости людей, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене [2, 332]. Таким образом, коллективное сознание вытесняется индивидуальными качествами человека. Но это не значит, что в обществе с органической солидарностью коллективное сознание полностью исчезает. Оно становится менее интенсивным, действует в более ограниченной области, но, тем не менее, присутствует в обществе [2, 332]. Отсутствие коллективного сознания может привести к разрушению общества, поэтому люди обязаны поддерживать наличие необходимого минимума коллективного сознания в обществе. Если в обществе с механической солидарностью социальные единства основываются на сходстве, то в обществе с органической солидарностью социальные единства опираются на разнообразие. В результате органической солидарности возникают прочные и устойчивые социальные образования, так как добровольное «согласие разнообразного» объединяет общественную систему лучше, чем «согласие однородного» [1, 156]. Органическая солидарность является более предпочтительной и прогрессивной формой социальной связи, поскольку она способствует развитию индивидуальности и реализации творческих качеств человека как субъекта общественных отношений [1, 156].

Теория А. Бергсона отличается от теорий других мыслителей. А. Бергсон  не входит в ряд классиков социальной философии, однако он создал значительную и особенную концепцию социальной солидарности. Согласно А. Бергсону, социальность человека имеет естественный характер, то есть она изначально заложена в его биологической природе [3, 22]. Человек от природы стремится к социальной солидарности. Все обязанности, которые человек выполняет в обществе, направлены на укрепление социальной сплоченности [3, 22]. Бергсон утверждает, что именно социальные обязанности формируют в нас способы поведения и поддерживают дисциплину в обществе. А. Бергсон разделяет общество на два типа: «закрытое» и «открытое» [3, 22]. Так как, согласно А. Бергсону, социальность человека имеет естественный характер, то «закрытое общество» тоже является «естественным» [3, 22]. Оно характеризуется сплоченностью и замкнутостью, абсолютной властью вождя, а также наличием дисциплины. Философ отмечает первобытный инстинкт человека. Он говорит о том, что социальная сплоченность возникает в качестве необходимости для людей одного общества защищаться от другого общества. Также человек любит тех людей, с которыми вместе живет, а против всех других людей совершает заговор [3, 22]. «Закрытое общество» по А. Бергсону характеризуется сплоченностью людей и их готовностью к обороне или нападению. Таким образом, можно сделать вывод, что в «закрытом обществе» социальная солидарность основана на коллективизме. «Открытое общество», согласно А. Бергсону, - это полная противоположность «закрытому» типу общества. «Открытое общество» А. Бергсон рассматривает как высшую форму социальности [4, 252]. В данном типе общества отсутствует абсолютная власть правителя, а, следовательно, отсутствует насилие. Наивысшей ценностью данного общества является свобода человека. Люди отсоединяются от коллектива и проявляют свои личные интересы и расчеты, которые им необходимы для развития своей деятельности. По убеждению А. Бергсона, общество с демократическим режимом, как раз таки, является представителем «открытого» типа общества. Таким образом, социальная солидарность в «открытом обществе» характеризуется индивидуальностью членов общества и их свободой.

Проведя сравнительный анализ основ социальной солидарности в теориях Э. Дюркгейма и А. Бергсона, можно отметить, что оба мыслителя считают социальную солидарность условием возникновения социальной связи. С этим я полностью согласна и считаю, что социальная солидарность сплачивает людей и обеспечивает существование всего общества.

Но каждый из нас знает, что в современном обществе не все так идеально, и что социальная солидарность проявляется не везде и не всегда, либо же во многом она просто-напросто ослаблена и не способна укреплять взаимоотношения людей в обществе. Как я уже писала выше, что есть противоположное явление солидарности – отчуждение. Так что же это такое и отчего оно возникает?

В отдельные периоды истории человечества суть отчуждения трактовалась по-разному. В период Античности было обозначено различение сущности и существования. В Новое время с позиций «общественного договора» отчуждение рассматривали  Жан-Жак Руссо, Т. Гоббс и другие. Немецкий философ Л. Фейербах рассматривал проблему отчуждения с точки зрения религии [5, 69]. Но особая роль в исследовании отчуждения принадлежит

К. Марксу, который впервые рассмотрел эту проблему применительно к конкретному человеку. По К. Марксу отчуждение обусловлено общественной деятельностью людей. Основная причина возникновения социального отчуждения – это появление частной собственности: сначала отчуждается труд, а потом – общественные отношения [5, 131].   

Я считаю, что социальное отчуждение является одной из основных проблем общества 21-го века. Возникновению отчуждения способствуют ускоряющиеся темпы общественной жизни, когда одно социальное событие сменяется другим, когда происходят многочисленные изменения в производстве и в культуре,  и человек не всегда успевает адаптироваться во всем этом. В результате появляется чувство неудовлетворенности от своей деятельности, чувство ненужности обществу, а самое главное – у человека появляется страх. Все вокруг меняется и совершенствуется, а человек не способен за всем этим угнаться. Также важной причиной возникновения социального отчуждения является развитие информационных технологий. Компьютеры и смартфоны затягивают человека в виртуальный мир, тем самым отделяя его от реального общества. Ведь действительно, большую часть времени многие люди проводят в социальных сетях, либо же в сетевых играх. И чем больше человек будет во все это втягиваться, тем дальше он будет отступать от реального мира. Но когда придет время все же вернуться в свою реальную жизнь, может возникнуть страх перед обществом, страх общения с людьми. Не преодолев этот страх, появится одиночество, а следовательно, отчуждение от общества. Важно отметить, что отчуждение происходит не только между людьми и между людьми и обществом, но также человек отчуждается от природы и от культуры. Граждане современного общества давно потеряли связь с природой. Человек пользуется дарами природы, тем самым разрушая ее. А на охрану и восполнение потерь природы вызываются лишь единицы. Культура в современном обществе практически перестала оказывать воздействие на духовное и нравственное развитие личности. Большая часть общества перестала испытывать потребность в  произведениях искусства и литературы, в музыке и  в культурных ценностях. В слаборазвитых странах причинами  социального отчуждения являются также низкий уровень жизни, отсутствие рабочих мест, несоответствие квалификации труда и способностей человека [5,72].

Таким образом, получается, что с развитием общества, с улучшением условий и качества жизни, у людей возникают новые потребности и желания. В результате этого социальная солидарность может значительно слабеть, а появление непонимания и разногласий могут привести к прекращению совместной деятельности, к конфликтам, а следовательно, к отчуждению.

Итак, с развитием нашего общества изменяются и сами люди, и взаимоотношения между ними. И если раньше, когда существовала родовая община, действовал закон «один за всех и все за одного», то с изменениями общественной организации людей, с появлением разделения труда этот закон перестал действовать. Как солидарность влияет на развитие нашего общества? Полагаю, что благодаря солидарности возникают различные социальные группы и общественные объединения. Взаимодействуя, люди стремятся улучшить качество своей жизни. Они совместно решают проблемы нашего общества, борются с властью, с безработицей, просто на просто отстаивают свои интересы. Тем самым они улучшают общественную жизнь в целом. В этом-то и проявляется солидарность. Но изменения, происходящие в обществе, не вселяют в человека уверенность и надежность. Многие люди стараются держаться в стороне, считая, что их участие не поможет и ничего не решит. Социальная солидарность является одним из самых главных условий, как социальной статики, так и социальной динамики, а также исторического развития вообще [3, 9]. Кроме этого, социальная солидарность в обществе обеспечивает его нормальное функционирование и способствует его развитию. Я считаю, что главной задачей нашего общества является преодоление социального отчуждения, поддержание и сохранение социальной солидарности.

Список литературы

1. Батыгин Г.С. История социологии: учебник / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 368 с.

2. История теоретической социологии: в 4 т. Т. 1 / ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. – М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. – 496 с.

3. Кармадонов О.А. Консолидация российского общества: потоки и преграды: монография / О.А. Кармадонов, М.К. Зверев. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – 223 с.

4. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер – 5-е изд., пер. с англ. А.Бойкова, А.Лисицыной. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

5. Социология: учебник для вузов / под общ. ред. В.Н. Лавриненко. / М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.  

6. Фененко Ю.В. Социология: учебник / Ю.В. Фененко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007. – 232 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84243. КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 26.51 KB
  Регенерация восстановление структурных элементов ткани взамен погибших. В биологическом смысле регенерация представляет собой приспособительный процесс выработанный в ходе эволюции и присущий всему живому. Регенерация кровеносных сосудов протекает неоднозначно в зависимости от калибра.
84244. ЛИМФОИДНАЯ СИСТЕМА. МАКРОФАГИ 25.4 KB
  К центральным органам иммуногенеза относятся тимус и костный мозг в которых во внутриутробном периоде возникают первоначальные полустволовые лимфоидные клетки. Неактивные малые лимфоциты клетки приблизительно 8 10 мкм в диаметре с малым объемом цитоплазмы и сферическим ядром занимающим почти всю клетку. После стимуляции активации определенным антигеном Тлимфоциты преобразовываются в большие активно делящиеся клетки названные трансформированными Тлимфоцитами или Тиммунобластами из которых затем возникает исполнительное звено...
84245. ИММУНОГЛОБУЛИНЫ. КОМПЛЕМЕНТ 23.82 KB
  Производство антител начинается после активации Вклеток антигеном. Непрерывное присутствие свободного антигена поддерживает ответ до тех пор пока увеличение уровня антител не приведет к усиленному удалению антигена и таким образом прекращению стимуляции Вклеток. Огромное количество Тклеток распознает огромное количество разнообразных антигенов. Тлимфоциты также имеют рецепторы для антигенов и популяции Тклеток имеют подобную степень разнообразия.
84246. Характеристики иммунного ответа. Толерантность к собственным антигенам. Антигены. Типы иммунного ответа 30.58 KB
  Механизмы распознавания недостаточно изучены они зависят от характера типа антигена пути проникновения его в организм и т. Выделяется четыре различных типа гиперчувствительности. Гиперчувствительность I немедленного типа.
84247. ОТТОРЖЕНИЕ ТРАНСПЛАНТАНТА 24.04 KB
  При пересадке бессосудистых трансплантантов реакция иммунологического отторжения не появляется так как отсутствие кровообращения в трансплантанте предотвращает контакт иммунных клеток с антигенами а для развития иммунного ответа необходимо соприкосновение антигена с клетками иммунной системы Трансплантационные антигены антигены гистосовместимости. Иммунологическая реактивность против пересаженных клеток может быть направлена против большого количества антигенов на поверхностной мембране клеток. Антигены на поверхности клеток тканей: ...
84248. АУТОИММУННЫЕ БОЛЕЗНИ 22.55 KB
  Механизмы вовлеченные в процессы повреждения клеток при аутоиммунных болезнях включают II III и IV типы гиперчувствительности. II тип цитотоксический гиперчувствительности механизм ответственный за большое количество органоспецифических болезней типа аутоиммунной гемолитической анемии и простой пузырчатки. Тклеточная прямая цитотоксичность является доминирующим механизмом повреждения клеток даже при наличии антител против фолликулярных клеток в крови которые вероятно способствуют некрозу клеток путем активации II типа...
84249. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИММУННОГО ОТВЕТА 24.98 KB
  Диагноз может подтверждаться соответствующими иммунологическими тестами которые включают в себя: определение уровней иммуноглобулинов сыворотки и уровня комплемента; изучение периферических лимфоцитов крови; изучение биопсийного материала лимфатических узлов. При аплазии агенезии тимус отсутствует полностью при гипоплазии размеры его уменьшены деление на кору и мозговое вещество нарушено число лимфоцитов резко снижено. Тяжелый комбинированный иммунодефицит ТКИ характеризуется дефектом стволовых лимфоидных клеток что приводит к...
84250. Микроскопические грибы, их особенности 34.9 KB
  Ранее считали что грибы занимают промежуточное положение между царствами растений и животных так как ряд признаков сближает их как с растениями так и с животными. В настоящее время грибы выделены в отдельное царство Mycot которое насчитывает около 100 тыс. Грибы широко распространены в природе.
84251. Размножение грибов 113.72 KB
  Строение высших грибов: а оидии; б хламидоспоры. В этом случае на определенном этапе вегетативного размножения грибов образуются специальные плодоносящие гифы воздушного мицелия. У низших грибов споры формируются внутри шаровидных мешочков – спорангиев внутри которых формируются внутренние споры эндоспоры.