63884

Формы проявления социальной солидарности и социального отчуждения в современной России

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Кроме этого нужно отметить что научно-технический прогресс также оказывает значительное влияние на развитие нашего общества. Данные вопросы актуальны и затрагивают различные сферы общества. Говоря о социальной солидарности можно сказать что она является одним из основных компонентов существования общества.

Русский

2014-06-26

29.3 KB

3 чел.

Михалева А.А.

г. Иркутск

Формы проявления социальной солидарности и социального отчуждения в современной России

Современное общество характеризуется динамичностью, которая связана с усовершенствованием общественной жизни, с изменениями отношений между людьми, социальными группами, нациями, а также с изменениями отношений между властью и обществом. Кроме этого, нужно отметить, что научно-технический прогресс также оказывает значительное влияние на развитие нашего общества. Изменяются ли вместе с обществом социальная солидарность и социальное отчуждение, или же два этих явления остаются неизменными? И можно ли уверенно сказать о том, что все это положительно влияют на наше общество?

В своей работе мы рассмотримосновные положения социальной солидарности и социального отчуждения,  взаимосвязь этих явлений и их проявление в нашем обществе. Данные вопросы актуальны и затрагивают различные сферы общества. Говоря о социальной солидарности можно сказать, что она является одним из основных компонентов существования общества. Благодаря солидарности происходит взаимодействие людей в тех или иных структурах, поддерживается социальное единство, как в отдельной группе, так и в обществе в целом. Кроме того, солидарность поддерживает социальный порядок. Взаимодействие людей обуславливает существование нашего общества. Полагаю, что без наличия солидарности существование общества невозможно. Мы живем среди людей, мы с ними взаимодействуем, и именно это взаимодействие способствует интеграции общества, а также его развитию. Но, несмотря на наличие солидарности, в нашем обществе происходят события, в которых прослеживается противоположное явление, которое можно обозначить как социальное отчуждение. И это вполне логично, так как люди имеют разный социальный статус и положение в обществе, у каждого человека есть свое мнение и свои интересы. Зачастую люди не хотят прислушиваться друг к другу, искать компромиссы и общие решения возникающих проблем. В результате чего происходит ослабление межличностных связей, люди отдаляются друг от друга, и в итоге возникает социальное отчуждение. Нужно отметить, что отчуждение может быть не только межличностным, но и между человеком и всем обществом. И вот это отчуждение гораздо сложнее, чем отчуждение одного человека от другого из-за разных мнений и интересов. И если социальная солидарность способствует укреплению и развитию нашего общества, то социальное отчуждение, по моему мнению, являются затормаживающим явлением, оказывающим отрицательное влияние как на взаимоотношения людей, так и на все общество в целом.

Таким образом, получается, что в обществе существует два противоположных явления, которые оказывают значительное влияние на развитие общественной жизни и нашего общества. Солидарность и отчуждение тесно взаимосвязаны, так как в любой момент солидарность может перерасти в отчуждение и наоборот. Произойти это может в результате конкретных изменений, происходящих в обществе, либо же в результате молниеносных событий, связанных и с людьми, и с властью и с общественной жизнью в целом. Изменения в общественной, политической, культурной жизни – все это тоже может способствовать переходу от солидарности к отчуждению.

Просматривая источники, содержащие информацию о социальной солидарности,  я отметила, что изучением этого явления занимались многие ученые, среди которых можно отметить О. Конта, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и А. Бергсона. Они выделили ее основные идеи и функции. Самыми известными теориями о солидарности являются теории Э. Дюркгейма и А. Бергсона.  В своей работе я рассмотрю основные положения данных теорий. Солидарность выступает в качестве элементарного условия и предпосылки всякой социальной связи [1, 154]. Основная функция, которую выполняет социальная солидарность – это воспроизводство социальной системы на любом ее иерархическом уровне – от социальных групп до общества в целом [3, 4]. Солидарность скрепляет как малые, так и большие социальные группы, обеспечивая при этом историческое воспроизводство их структур [1, 154]. Как я уже писала выше, социальная солидарность способствует поддержанию социального порядка. Только при наличии единства членов отдельной социальной группы, будет формироваться устойчивость данной группы, а также границы социального контроля. В качестве укрепления солидарности выступает культура и религия. Символы общества, такие как ценности, нормы, идеи и взгляды, характерные для большинства общества, являются источниками солидарности. Нужно отметить, что состояние или уровень социальной солидарности в обществе определяет степень его функционирования, а также перспективы для развития, как отдельного индивида, так и социальной группы и всего общества в целом [3, 9]. Основной темой изучения Э. Дюркгейма является разделение труда, обеспечивающее социальную солидарность и выполняющее нравственную функцию. Э. Дюркгейм в своей работе стремился доказать, что разделение труда создает единство обществ [2, 331]. Солидарность, по Э. Дюркгейму, бывает двух видов – механическая и органическая [1, 155]. Механическая солидарность основана на сходствах. Дюркгейм отмечает, что в каждом человеке есть два сознания: первое – это сознание, общее со всей социальной группой, то есть оно представляет не нас самих, а общество в целом; второе – это сознание, представляющее наши личные качества и интересы. Первое сознание Э. Дюркгейм называет «коллективным сознанием» [1,155]. Согласно ему, солидарность достигает своего максимума тогда, когда коллективное сознание полностью покрывает наше личное сознание и совпадает с ним во всех позициях [1, 155]. Но нужно отметить, что в таком случае наша индивидуальность отсутствует. Таким образом, механическая солидарность основана на полном растворении индивидуального сознания в коллективном сознании. Данный вид солидарности соответствует традиционному обществу, в котором люди исполняют, практически, одни и те же функции и отличаются сходством статусов и идентичностей [3, 10]. Второй вид солидарности по Э. Дюркгейму – органическая, основана на высоком уровне разделения труда и значительной разнородности социальных отношений, т.е. основана на разнообразии. [3, 10]. Данный вид солидарности появляется в развитых обществах. Особенность органической солидарности заключается в том, что она базируется на независимости людей, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене [2, 332]. Таким образом, коллективное сознание вытесняется индивидуальными качествами человека. Но это не значит, что в обществе с органической солидарностью коллективное сознание полностью исчезает. Оно становится менее интенсивным, действует в более ограниченной области, но, тем не менее, присутствует в обществе [2, 332]. Отсутствие коллективного сознания может привести к разрушению общества, поэтому люди обязаны поддерживать наличие необходимого минимума коллективного сознания в обществе. Если в обществе с механической солидарностью социальные единства основываются на сходстве, то в обществе с органической солидарностью социальные единства опираются на разнообразие. В результате органической солидарности возникают прочные и устойчивые социальные образования, так как добровольное «согласие разнообразного» объединяет общественную систему лучше, чем «согласие однородного» [1, 156]. Органическая солидарность является более предпочтительной и прогрессивной формой социальной связи, поскольку она способствует развитию индивидуальности и реализации творческих качеств человека как субъекта общественных отношений [1, 156].

Теория А. Бергсона отличается от теорий других мыслителей. А. Бергсон  не входит в ряд классиков социальной философии, однако он создал значительную и особенную концепцию социальной солидарности. Согласно А. Бергсону, социальность человека имеет естественный характер, то есть она изначально заложена в его биологической природе [3, 22]. Человек от природы стремится к социальной солидарности. Все обязанности, которые человек выполняет в обществе, направлены на укрепление социальной сплоченности [3, 22]. Бергсон утверждает, что именно социальные обязанности формируют в нас способы поведения и поддерживают дисциплину в обществе. А. Бергсон разделяет общество на два типа: «закрытое» и «открытое» [3, 22]. Так как, согласно А. Бергсону, социальность человека имеет естественный характер, то «закрытое общество» тоже является «естественным» [3, 22]. Оно характеризуется сплоченностью и замкнутостью, абсолютной властью вождя, а также наличием дисциплины. Философ отмечает первобытный инстинкт человека. Он говорит о том, что социальная сплоченность возникает в качестве необходимости для людей одного общества защищаться от другого общества. Также человек любит тех людей, с которыми вместе живет, а против всех других людей совершает заговор [3, 22]. «Закрытое общество» по А. Бергсону характеризуется сплоченностью людей и их готовностью к обороне или нападению. Таким образом, можно сделать вывод, что в «закрытом обществе» социальная солидарность основана на коллективизме. «Открытое общество», согласно А. Бергсону, - это полная противоположность «закрытому» типу общества. «Открытое общество» А. Бергсон рассматривает как высшую форму социальности [4, 252]. В данном типе общества отсутствует абсолютная власть правителя, а, следовательно, отсутствует насилие. Наивысшей ценностью данного общества является свобода человека. Люди отсоединяются от коллектива и проявляют свои личные интересы и расчеты, которые им необходимы для развития своей деятельности. По убеждению А. Бергсона, общество с демократическим режимом, как раз таки, является представителем «открытого» типа общества. Таким образом, социальная солидарность в «открытом обществе» характеризуется индивидуальностью членов общества и их свободой.

Проведя сравнительный анализ основ социальной солидарности в теориях Э. Дюркгейма и А. Бергсона, можно отметить, что оба мыслителя считают социальную солидарность условием возникновения социальной связи. С этим я полностью согласна и считаю, что социальная солидарность сплачивает людей и обеспечивает существование всего общества.

Но каждый из нас знает, что в современном обществе не все так идеально, и что социальная солидарность проявляется не везде и не всегда, либо же во многом она просто-напросто ослаблена и не способна укреплять взаимоотношения людей в обществе. Как я уже писала выше, что есть противоположное явление солидарности – отчуждение. Так что же это такое и отчего оно возникает?

В отдельные периоды истории человечества суть отчуждения трактовалась по-разному. В период Античности было обозначено различение сущности и существования. В Новое время с позиций «общественного договора» отчуждение рассматривали  Жан-Жак Руссо, Т. Гоббс и другие. Немецкий философ Л. Фейербах рассматривал проблему отчуждения с точки зрения религии [5, 69]. Но особая роль в исследовании отчуждения принадлежит

К. Марксу, который впервые рассмотрел эту проблему применительно к конкретному человеку. По К. Марксу отчуждение обусловлено общественной деятельностью людей. Основная причина возникновения социального отчуждения – это появление частной собственности: сначала отчуждается труд, а потом – общественные отношения [5, 131].   

Я считаю, что социальное отчуждение является одной из основных проблем общества 21-го века. Возникновению отчуждения способствуют ускоряющиеся темпы общественной жизни, когда одно социальное событие сменяется другим, когда происходят многочисленные изменения в производстве и в культуре,  и человек не всегда успевает адаптироваться во всем этом. В результате появляется чувство неудовлетворенности от своей деятельности, чувство ненужности обществу, а самое главное – у человека появляется страх. Все вокруг меняется и совершенствуется, а человек не способен за всем этим угнаться. Также важной причиной возникновения социального отчуждения является развитие информационных технологий. Компьютеры и смартфоны затягивают человека в виртуальный мир, тем самым отделяя его от реального общества. Ведь действительно, большую часть времени многие люди проводят в социальных сетях, либо же в сетевых играх. И чем больше человек будет во все это втягиваться, тем дальше он будет отступать от реального мира. Но когда придет время все же вернуться в свою реальную жизнь, может возникнуть страх перед обществом, страх общения с людьми. Не преодолев этот страх, появится одиночество, а следовательно, отчуждение от общества. Важно отметить, что отчуждение происходит не только между людьми и между людьми и обществом, но также человек отчуждается от природы и от культуры. Граждане современного общества давно потеряли связь с природой. Человек пользуется дарами природы, тем самым разрушая ее. А на охрану и восполнение потерь природы вызываются лишь единицы. Культура в современном обществе практически перестала оказывать воздействие на духовное и нравственное развитие личности. Большая часть общества перестала испытывать потребность в  произведениях искусства и литературы, в музыке и  в культурных ценностях. В слаборазвитых странах причинами  социального отчуждения являются также низкий уровень жизни, отсутствие рабочих мест, несоответствие квалификации труда и способностей человека [5,72].

Таким образом, получается, что с развитием общества, с улучшением условий и качества жизни, у людей возникают новые потребности и желания. В результате этого социальная солидарность может значительно слабеть, а появление непонимания и разногласий могут привести к прекращению совместной деятельности, к конфликтам, а следовательно, к отчуждению.

Итак, с развитием нашего общества изменяются и сами люди, и взаимоотношения между ними. И если раньше, когда существовала родовая община, действовал закон «один за всех и все за одного», то с изменениями общественной организации людей, с появлением разделения труда этот закон перестал действовать. Как солидарность влияет на развитие нашего общества? Полагаю, что благодаря солидарности возникают различные социальные группы и общественные объединения. Взаимодействуя, люди стремятся улучшить качество своей жизни. Они совместно решают проблемы нашего общества, борются с властью, с безработицей, просто на просто отстаивают свои интересы. Тем самым они улучшают общественную жизнь в целом. В этом-то и проявляется солидарность. Но изменения, происходящие в обществе, не вселяют в человека уверенность и надежность. Многие люди стараются держаться в стороне, считая, что их участие не поможет и ничего не решит. Социальная солидарность является одним из самых главных условий, как социальной статики, так и социальной динамики, а также исторического развития вообще [3, 9]. Кроме этого, социальная солидарность в обществе обеспечивает его нормальное функционирование и способствует его развитию. Я считаю, что главной задачей нашего общества является преодоление социального отчуждения, поддержание и сохранение социальной солидарности.

Список литературы

1. Батыгин Г.С. История социологии: учебник / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 368 с.

2. История теоретической социологии: в 4 т. Т. 1 / ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. – М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. – 496 с.

3. Кармадонов О.А. Консолидация российского общества: потоки и преграды: монография / О.А. Кармадонов, М.К. Зверев. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – 223 с.

4. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер – 5-е изд., пер. с англ. А.Бойкова, А.Лисицыной. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

5. Социология: учебник для вузов / под общ. ред. В.Н. Лавриненко. / М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.  

6. Фененко Ю.В. Социология: учебник / Ю.В. Фененко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007. – 232 с.