63885

Трансформация социальных стереотипов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социальные стереотипы прежде всего это упрощенные схематизированные образы социальных объектов разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Так например бывают этнические и религиозные профессиональные идеологические возрастные и другие стереотипы.

Русский

2014-06-26

20.92 KB

0 чел.

Попова И.А.

г. Иркутск

Трансформация социальных стереотипов

Как нам известно, мы живем в эпоху перемен. На самом деле это весьма не удивительно, так как общество все время стремится вперед и постепенно развивается, усложняется. Это же касается и социальных стереотипов. Социальные стереотипы, прежде всего, это «упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп» [1]. Так, например, бывают этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы. Все они, непременно, имеют как положительные, так и отрицательные стороны, которые хотелось бы раскрыть немного позже.

Если немножко по-другому рассмотреть стереотипы, отбросив всю сложную формулировку, то это некие образцы или шаблоны мира со своими, особенными чертами. Как раз это и помогает «накладывать» их на схожую ситуацию в настоящем, а так же ориентирует на совершение каких-либо действий для ее преобразования, что, во-первых, экономит время, силы на разработку будущих действий и заметно упрощает жизнь. То есть из схожей ситуации, к примеру, из истории, мы можем ориентироваться, какие действия не особо удачны в этот момент, а какие – могут улучшить ситуацию в целом. В данном случае были указаны положительные черты стереотипа, потому что это не требует особых усилий и знаний. Но какие же отрицательные черты? Мы можем заметить, что все это приводит к тому, что личность человека в данном случае не раскрывается. Человек выполняет лишь заданную роль, порой даже противоречащую своим принципам. Здесь нет никакой импровизации, «дела случая», которые позволяют действовать по ситуации, что непременно делает как общество готовым для различных ситуаций, так и личность в целом.

Еще хотелось бы отметить такую важную черту, как различные условия его реализации. Так, например, в Иркутске принято уступать женщинам место в транспорте. Но раз такое поведение есть у нас, это вовсе не значит, что так поступают все. Такого рода учтивость не принята в Токио или Нью-Йорке.

Все сказанное выше больше относится к полной картине мира, где происходит взаимодействие социальных стереотипов. Теперь постараемся рассмотреть несколько из них по – отдельности, а именно этнические стереотипы, профессиональные и гендерные. Изначально укажем на то, что у них есть значительный недостаток – это неточность.

Начнем с этнического стереотипа. Он представляет собой «относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей» [1]. Очевидным примером такого стереотипа являются чукчи. Для этого стоит вспомнить лишь большинство анекдотов. В них они всегда являются  глуповатыми и смешными. Хоть это и всем известный стереотип, но он не является таковым на самом деле. Так же можно сказать и о евреях, которых считают хитрыми и жадными. Возможно, что среди них и есть такие, но это не повод делать подобные выводы о целом этносе. Такое отношение может только вызвать неодобрение с их стороны, и даже неадекватное восприятие других людей, что влечет за собой негативные последствия. Так же негативными являются и стереотипы афроамериканев. О них обычно бытует мнение, что каждый из них торгует наркотиками и оружием. Что же касается русских, то большинство американцев считают  Россию страной, где медведи живут среди населения, постоянным атрибутом каждого россиянина является балалайка и водка. Можно заметить, что стереотип, даже этнический, не раскрывает истинную красоту каждой из культур, а стремится только лишь высмеять недостатки отдельных лиц, перенося на весь народ.

Профессиональный стереотип – это «персонифицированный образ профессии, т.е. обобщенный образ типичного профессионала» [1]. Сразу же на ум приходит образ президента, депутатов. В народе уже стало привычкой из поколения в поколение критиковать правительство. Согласно стереотипам, люди с такой профессией ничего не делают, даже и не умеют делать, не работают, попадают на должность по блату и за все это получают огромные деньги. И в таком случае народ даже и не вспоминает, что у нас есть демократия, и что тот самый депутат, или же президент находится на посту только лишь потому, что они сами так проголосовали или, наоборот, не проголосовали, пуская все на самотек. Негативная сторона профессионального стереотипа не обошла стороной и армию. Прапорщиков считают глупыми. Это заметно по количеству анекдотов, слоняющихся по просторам интернета в последнее время. Также еще одним профессиональным стереотипом является то, что все работники ГАИ берут взятки. Опять же, если один работник ГАИ так поступил, то не стоит думать так про всех.

Ну  и последний из стереотипов, который мы рассмотрим – это гендерный. Он представляет собой «упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей» [1]. Что же касается гендерного стереотипа, то здесь мужчины предстают в образе главы семьи, добытчика, продолжателя рода, а так же сильного пола, а женщины – это, прежде всего, слабый пол, хранительницы домашнего очага, которые следят за хозяйством, воспитывают детей, заботятся о муже. Хотелось бы сказать, что именно этот стереотип очень сильно трансформировался, особенно в последние годы. Как женщины, так и мужчины в данное время стараются построить карьеру, жертвуя, при этом, семьей, которая отошла на второй план. Сложившуюся ситуацию хотелось бы рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, женщины стали работать наравне с мужчинами, приносить прибыль в дом, а иногда бывают случаи, когда именно женщины содержат всю семью, меняясь своими ролями с мужчиной. Между прочим, мужчин, которые следят за хозяйством и воспитывают детей в последнее время все больше и больше. Для большинства населения это - весьма положительная черта, но это не так – стоит задуматься о мужчинах. Как показывает статистика, неработающих и необразованных мужчин становится все больше и больше, что сказывается на нехватке высококвалифицированных кадров. Еще одной отрицательной чертой является то, что большинство женщин не хотят прерывать свой карьерный рост рождением ребенка, что несет потери рождаемости. Мы можем заметить, что современные женщины стали более самостоятельными - это хорошо. Только вот еще лучше в том случае, когда эта самостоятельность в меру. Также большинство мужчин считают, что автомобиль вовсе не для женщин, и что они просто-напросто не умею им управлять. Это просто стереотип. На самом деле, есть женщины, которые прекрасно справляются с управлением, участвуют в гонках и при этом занимают призовые места.

Как и было указано выше, социальные стереотипы постоянно трансформируются. Все это связано, прежде всего, с изменениями самих единиц в них входящих. Будь то хорошие изменения или не очень, тем не менее, стереотипы уже не такие, какими были, например лет 5-10 назад. Также можно привести множество примеров, когда большинство людей судят различные общности, группы и т.д. по какому-то одному яркому представителю. Например, если В.В. Жириновский имеет вспыльчивую натуру, то многие считают, что все члены партии ЛДПР такие же. В данном случае имеет место быть личности. Следовательно, для того чтобы разрушить данные стереотипы необходимо лишь проявить себя как личность.  Касаемо партии – это проявить себя и другим ее членам.

Так или иначе, стереотипы просто ни к чему не приводят. Как уже и было указано, общество быстро развивается, меняется. Именно поэтому нельзя судить о вещах отталкиваясь от стереотипов. Это очевидно на приведенных примерах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что стереотип не всегда отражает действительность. В основном – это негативные качества, отражающие стереотип, но ведь наравне с плохими есть и хорошие. К примеру, те же самые чукчи в наше время стремятся уехать с северных районов, получить образование и достойно жить в теплых уголках мира; некоторые члены правительства – это общественные деятели, которые не только стремятся улучшить состояние жизни населения в общем, но так же и успевают участвовать в благотворительных фондах.

Нужно быть личностью, ведь каждый человек – это индивид. В современном мире трансформация социальных стереотипов, опираясь на это, помогает наиболее полно и точно описать каждый из них. Время не стоит на месте, а меняется вместе с людьми. Следовательно, что социальные стереотипы в будущем будут другие, а пока есть время, стоит изменить свои стереотипы в лучшую сторону.

Список литературы

  1.  Прикладная психология. Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Социальные стереотипы и предрассудки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=32096

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27978. Мышление и интеллект, структура интеллекта, тестирование интеллекта и креативности 74.06 KB
  Проблема группы в социальной психологии. Оценка интеллекта Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности сокращенно обозначаемый IQ который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Две другие группы по 16 в каждой результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы рассматриваются или как умственно отсталые люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84 или как обладающие высокими выше среднего...
27979. Диалектическое мышление как высшая форма теоретического мышления 30.93 KB
  Понятие группы основные характеристики групп и их классификация. Детальный анализ социальнопсихологических представлений о природе социальной группы сложившихся в русле различных теоретических ориентации к числу главных отличительных признаков социальной группы позволяет отнести следующие: 1 включенность человеческой общности в более широкий социальный контекст систему общественных отношений определяющих возможность возникновения смысл и пределы существования группы и задающих прямо или от противного модели нормы или правила...
27980. Культурно-историческая детерминация процессов формирования и развития мышления 37.95 KB
  Понятие малой группы ее границы и классификация малых групп. Переход от субъективной группы к объективной Стадия конкретных операций81 2 лет Характеризуется группировкой наглядных представлений появлением обратимости интеллектуальных операций. Понятие форма мышления в которой отражаются общие и притом существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Понятие малой группы ее границы и классификация малых групп.
27981. Язык и речь. Виды речи и их психологические характеристика 23.6 KB
  Язык и речь. Например понятия язык и речь часто используются как синонимы. Упрощая можно сказать что язык это иерархически упорядоченная система особых знаков а речь это использование языка людьми то есть деятельность которая выражается либо в устной либо в письменной форме конкретным продуктом речевой деятельности является текст.
27982. Роль внимания в становлении мотивационной сферы личности 51.88 KB
  Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей выделяя их группы: физиологические потребности потребности в безопасности в социальных связях самоуважении самоактуализации. При этом он считает что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой к последней т. о межгрупповом восприятии: это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами но именно совершенно новое качество групповое образование .: Для группысубъекта тот кто воспринимает: целостность которая определяется как степень...
27983. Понятие и теория каузальной атрибуции. Традиционные концепции и инновационные подходы к проблеме организационного лидерства 26.61 KB
  Возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Основные социально-психологические характеристики малой группы. Представление о числе членов малой группы колеблется между двумя и семью.
27984. Подходы к исследованию мотивации в различных школах психологии 27.29 KB
  Подходы к исследованию мотивации в различных школах психологии В рамках мировой научной психологии существует множество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека. Адлера индивидуальная психология главный врожденный мотив человека – стремление к превосходству и совершенству которое может приобретать как конструктивный так и деструктивный характер. При этом предполагается что: зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чувство неполноценности которое может перерастать в комплекс неполноценности у взрослого...
27985. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. Особенности мотивационной сферы детей и подростков 61.71 KB
  Как ее конкретные показатели обычно рассматриваются: 1 уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу тем выше ее сплоченность; 2 степень привлекательности полезности группы для ее членов чем больше число людей удовлетворенных своим пребыванием в группе тех для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий тем выше сила ее притяжения и сплоченность. К числу основных факторов ГС чаще всего относятся: 1...
27986. Роль и место психических состояний среди других психологических явлений 25.04 KB
  Роль и место психических состояний среди других психологических явлений. Самый нижний физиологический уровень иерархической подструктуры включает нейрофизиологические характеристики морфологические и биохимические изменения сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень вегетативные реакции изменения психомоторики сенсорики; психологический уровень изменения психических функций и настроения человека. Другие видят в настроении совокупность нескольких психических состояний при доминировании одного придающего...