63887

Групповое взаимодействие в социокультурном процессе: ролевые ожидания и нормы

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

То что делает человек в значительной мере объясняется пониманием им своей роли. Окружающие следят за точностью выполнения этой программы с тем чтобы поведение человека соответствовало его роли. Разнообразие групповых норм требует от участников некой гибкости ролевой тактики человек в разных группах имеет отличительные роли.

Русский

2014-06-26

25.24 KB

0 чел.

Поломошина А.Е.

г. Иркутск

Групповое взаимодействие в социокультурном процессе: ролевые ожидания и нормы

Роль (в социальной психологии) (от франц. role) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Приняв на себя определённую роль в группе, человек начинает действовать по известной заданной программе, которая, в свою очередь, зависит от характера деятельности, может быть зафиксирована в официальных документах, или просто закреплена традициями, привычками и обычаями. Такая программа может быть осознаваемой человеком или неосознанной, но она всегда существует. То, что делает человек, в значительной мере объясняется пониманием им своей роли. Окружающие следят за точностью выполнения этой программы с тем, чтобы поведение человека соответствовало его роли. Иногда человек настолько сильно входит в роль, что может полностью поменять своё поведение, измениться личностно.

В ролевых отношениях особенности личности человека либо не относятся к делу, либо имеют второстепенное значение. Зная социальный статус, профессиональный статус (при наличии), возможности и способности человека, мы вправе ожидать от него выполнения тех обязанностей и социальных функций, которые соответствуют его положению в определённой группе. Например, женщина: в семье – она жена, мать, следовательно, муж и дети ждут от неё выполнения домашних функций; на работе она секретарь, следовательно, начальство ждёт от неё выполнения своих прямых обязанностей, связанных с работой данной организации (информационная, консультационная функции).

Существует две стороны статуса человека в определённой группе – вертикальная (начальник, подчинённые) и горизонтальная (неформальное распределение ролей в группе). Выдающийся американский писатель и психолог Т. Лири на основе анализа групповых ролей выделил два основных измерения видов группового поведения:

- «доминирование – подчинение» («сила – слабость»);

- «враждебность и любовь» (симпатия – антипатия).

Нормы – это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной группы формам поведения.

Каждая группа устанавливает свои внешние и внутренние нормы, которые должны соответствовать её целям. Также нормы классифицируют на официальные (формальные) и неформальные, между ними могут возникать противоречия.

Разнообразие групповых норм требует от участников некой «гибкости» ролевой тактики – человек в разных группах имеет отличительные роли. Например, менеджер, высоко оценивающий свои способности управлять и отдавать приказы, не может применить данную роль и функции в соответствии с ней в группе курортных отдыхающих и т.п.

Формирующая сила ролевых ожиданий проявляется уже в том, как мы представляем себе поведение людей, находящихся в одной группе. В некоторых случаях ролевые ожидания обезличивают человека. Взаимные права и обязанности остаются теми же независимо от того, кто, в частности, является действующим лицом. В каждой детской игре существуют вполне определённые роли для каждого из игроков, они являются взаимозаменяемыми – обязанности остаются теми же, хот дети могут меняться. Роли водителя троллейбуса, преподавателя в аудитории или председателя правительства могут исполнять самые различные люди. Конечно, исполнение их ролей отличается по стилю, но все они соответствуют основным стандартам.

Определённые отношения предписаны для любого, кто играет данную роль. В сознании каждого из нас сложились свои стереотипы ролей. Наиболее известны ролевые позиции мужчины и женщины (гендерный аспект). «Мужчина – добытчик, защитник; женщина – поддерживает очаг и заботится о детях» - самый распространённый стереотип.

Групповое взаимодействие становится затруднительным и практически невозможным без предписания и установления ролевых ожиданий. Мы строим общий тон своего поведения, своих высказываний с учётом того, чего ждут от нас окружающие. В различных жизненных ситуациях мы интуитивно, на подсознательном уровне выбираем такую модель поведения, которая отвечает сложившимся обстоятельствам (то есть ожиданиям других).

Хочет или нет того человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определённому образцу, роли, правильного выполнения конкретных обязанностей при заданных обстоятельствах. Исполнение роли регулируется сложившимися нормами и подвержено социальному контролю, то есть получает групповую оценку. Значительное отклонение от образца осуждается. Если человек не оправдывает ролевых ожиданий группы, то он вступает с нею в конфликт.

В некоторых случаях понимание того, что человек обязан и что не обязан делать в данной социальной роли, может расходиться с пониманием других. Это обстоятельство может привести к конфликтам. Поэтому, люди воспитанные в разных культурах, испытывают значительные трудности при совместной деятельности. Даже когда человек поступает честно и добросовестно, он может обнаружить, что его усилия не совпадают с усилиями других. Поскольку другие не исполняют того, что он рассматривал как свои законные требования к ним, он станет раздражительным и подозрительным. Вскоре различные участники начнут приписывать один другому злобные намерения, и, если не удастся уладить разногласия путём коммуникации, согласованное действие станет невозможным.

Отказ от выполнения предписанных обществом социальных функций позволяет говорить о негативных социальных ролях – о поведении, которое считается недопустимым в данном месте, в данной ситуации (например, девиантное, делинквентное поведение и т.п.).

Каждая роль индивидуальна, для её возникновения необходима целая система норм. Некоторые роли связаны с определённой символикой, например, врач всегда в белом халате, полицейский в служебной форме и фуражке, дворник в оранжевой жилетке и с метлой. Для усвоения и демонстрации норм социальных ролей не менее важен и так называемый «речевой символизм». Для примера возьмём ситуацию, вас обманывает представитель вашей же группы. Как вы его назовёте? – «обманщик», «он преувеличивает», «человек с богатым воображением и фантазией» и др.

Можно выделить и другие характеристики ролей. Американский социолог Талкотт Парсонс с коллегами считали, то любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональности, способа получения, масштабности, формализации и мотивации.

Обычно роли человека находятся в определённой соподчинённой системе, когда одна из них может являться для него главной, а другие второстепенными. Но иногда множественность ролевых позиций, порождает их столкновение, ставит человека в затруднительное положение, когда он сомневается, какой роли следовать в первую очередь. Это тоже своего рода конфликт. Ситуация, связанная с необходимостью одновременно удовлетворять противоречащим требованиям двух и более ролей, называется ролевым конфликтом.

Р. Мертон, один из самых известных американских социологов двадцатого века, считает, то у каждого из нас имеется несколько способов ослабления ролевого конфликта. Во-первых, мы можем признать, то некоторые роли более важны, чем другие. Во-вторых, должны решить для себя и сообщить окружающим приоритеты ролей, связанных с учёбой, работой или домом, и отделить их друг от друга.

Социальная роль – это далеко не все «я». Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен противостоять им, если они противоречат его представлению о самом себе. На мой взгляд, социальная роль может помочь человеку найти себя в жизни, а может быть и преградой на пути к самореализации и самоактуализации.

Социальная роль может быть полноценной тогда, когда созданы все соответствующие условия для её существования: есть с кем, перед кем и для кого её исполнять. Независимо от достигнутого социального статуса мы постепенно принимаем всё новые роли и достигаем социальной вершины – «пика своего количества ролей». Изменения личности, происходящие на протяжении всей жизни, основываются преимущественно на изменении отношения к ней других людей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32077. Межличностные конфликты в малой группе. Петровская 68.5 KB
  Структура конфликта. стороны участники конфликта отдельные индивиды социальные группы и организации государства; участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами целями ценностями установками и пр. условия протекания конфликта социальнопсихологическая среда разл группы с их специфической структурой динамикой нормами ценностями и т. возможные действия участников конфликта участники конфликта в действиях передают противостоящей стороне свои намерения оценки и демонстрируют свои возможности.
32078. Психология рекламы и маркетинга 58.5 KB
  Пси рекламы и маркетинга. Основные аспекты работы социального психолога в сфере рекламы и маркетинга. технологии воздействия 12 шагов МакГрайра технологическая модель воздействия – от узнавания продукта до согласия купит и до любви к нему Виды рекламы. Реклама в местах продажи вывески магазинов упаковка с фирменным логотипом Виды рекламы: 1.
32079. Структура, функции и тенденции развития современной семьи 41.5 KB
  Структура функции и тенденции развития современной семьи. Исходя из этого в изучении семьи можно отталкиваться от тех потребностей которые важны для супругов создавших семью и тех на которые рассчитывает в отношении семьи общество. Сфера жизнедеятельности семьи непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов – функция семьи. Навайтис: основные группы семейных потребностей: создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи; потребности в любви и опеке связанные с материнством; ...
32080. Социальная политическая психология 70.5 KB
  Социальная политическая психология Политическая Пс – наука изучающая психологические компоненты политической жизни общества настроения мнения чувства ценности которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций классов соц групп правительств индивидов. Основные категории и принципы политической психологии Категории: 1 политическое сознание обозначает результат восприятия субъектом той части окружающей его действительности которая связана с политикой и в которую включен он сам а также его действия и...
32081. Тренинг как разновидность активной групповой психологической работы 53.5 KB
  Специфические черты тренингов: соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии при этом такая помощь исходит не только а порой и не столько от ведущего сколько от самих участников; наличие более или менее постоянной группы обычно от 7 до 15 человек периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двухпяти дней так называемые группымарафоны; определенная пространственная организация; акцент па взаимоотношениях между участниками...
32082. Мотивация просоциального поведения и социальной самореализации (по Хекхаузену) 61 KB
  С незнакомым: чем сильнее ожидание успеха тем выше положительная привлекательность и наоборот все наоборот в мотиве достижения: чем выше вероятность успеха и следовательно легкость задания тем меньше привлекательность успеха и наоборот. Ответственность как устойчивая черта характера напрямую связана с такими личностными параметрами как интернальностьэкстернальность и мотивация достижения. Феномены власти чрезвычайно сложны основываются на повсеместно встречающейся ситуации социального конфликта возникающего изза несовместимости...
32083. Мотивация асоциального поведения 42 KB
  Понятие агрессии. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то каким путем агрессивная модель поведения была усвоена факторы которые спровоцировали ее проявление и условия способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии. фрустрации агрессии сформулирован Доллардом и др.
32084. Социальная психология административной и управленческой деятельности 96 KB
  Основная цель: разработка универсальных принципов управления пригодных ко всем типам организации. Было выявлено существование формальных и неформальных групп в организации и их влияние на поведение работников. потребности отказ от необходимости жесткой иерархии власти жесткие рамки не совместимы с природой человека; ответственность за решение проблем в организации лежит на менеджере; роль неформальных отношений. Главное квалификация уровень ее мотивации формы организации труда.
32085. Профессиональный стресс 55.5 KB
  Профессиональный стресс Литра: Пряжников Николай Сергеевич 1. Социально экономическая значимость изучения стресса Сама проблема профессионального стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии.дистреса: 1 человек встречаясь с какойто сложностью не может полноценно реализовать накопившуюся энергию вызванную физиологическим механизмом стресса и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека.Классическая теория стресса Ганса Селье современное применение теории 1936г.