63887

Групповое взаимодействие в социокультурном процессе: ролевые ожидания и нормы

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

То что делает человек в значительной мере объясняется пониманием им своей роли. Окружающие следят за точностью выполнения этой программы с тем чтобы поведение человека соответствовало его роли. Разнообразие групповых норм требует от участников некой гибкости ролевой тактики человек в разных группах имеет отличительные роли.

Русский

2014-06-26

25.24 KB

0 чел.

Поломошина А.Е.

г. Иркутск

Групповое взаимодействие в социокультурном процессе: ролевые ожидания и нормы

Роль (в социальной психологии) (от франц. role) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Приняв на себя определённую роль в группе, человек начинает действовать по известной заданной программе, которая, в свою очередь, зависит от характера деятельности, может быть зафиксирована в официальных документах, или просто закреплена традициями, привычками и обычаями. Такая программа может быть осознаваемой человеком или неосознанной, но она всегда существует. То, что делает человек, в значительной мере объясняется пониманием им своей роли. Окружающие следят за точностью выполнения этой программы с тем, чтобы поведение человека соответствовало его роли. Иногда человек настолько сильно входит в роль, что может полностью поменять своё поведение, измениться личностно.

В ролевых отношениях особенности личности человека либо не относятся к делу, либо имеют второстепенное значение. Зная социальный статус, профессиональный статус (при наличии), возможности и способности человека, мы вправе ожидать от него выполнения тех обязанностей и социальных функций, которые соответствуют его положению в определённой группе. Например, женщина: в семье – она жена, мать, следовательно, муж и дети ждут от неё выполнения домашних функций; на работе она секретарь, следовательно, начальство ждёт от неё выполнения своих прямых обязанностей, связанных с работой данной организации (информационная, консультационная функции).

Существует две стороны статуса человека в определённой группе – вертикальная (начальник, подчинённые) и горизонтальная (неформальное распределение ролей в группе). Выдающийся американский писатель и психолог Т. Лири на основе анализа групповых ролей выделил два основных измерения видов группового поведения:

- «доминирование – подчинение» («сила – слабость»);

- «враждебность и любовь» (симпатия – антипатия).

Нормы – это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной группы формам поведения.

Каждая группа устанавливает свои внешние и внутренние нормы, которые должны соответствовать её целям. Также нормы классифицируют на официальные (формальные) и неформальные, между ними могут возникать противоречия.

Разнообразие групповых норм требует от участников некой «гибкости» ролевой тактики – человек в разных группах имеет отличительные роли. Например, менеджер, высоко оценивающий свои способности управлять и отдавать приказы, не может применить данную роль и функции в соответствии с ней в группе курортных отдыхающих и т.п.

Формирующая сила ролевых ожиданий проявляется уже в том, как мы представляем себе поведение людей, находящихся в одной группе. В некоторых случаях ролевые ожидания обезличивают человека. Взаимные права и обязанности остаются теми же независимо от того, кто, в частности, является действующим лицом. В каждой детской игре существуют вполне определённые роли для каждого из игроков, они являются взаимозаменяемыми – обязанности остаются теми же, хот дети могут меняться. Роли водителя троллейбуса, преподавателя в аудитории или председателя правительства могут исполнять самые различные люди. Конечно, исполнение их ролей отличается по стилю, но все они соответствуют основным стандартам.

Определённые отношения предписаны для любого, кто играет данную роль. В сознании каждого из нас сложились свои стереотипы ролей. Наиболее известны ролевые позиции мужчины и женщины (гендерный аспект). «Мужчина – добытчик, защитник; женщина – поддерживает очаг и заботится о детях» - самый распространённый стереотип.

Групповое взаимодействие становится затруднительным и практически невозможным без предписания и установления ролевых ожиданий. Мы строим общий тон своего поведения, своих высказываний с учётом того, чего ждут от нас окружающие. В различных жизненных ситуациях мы интуитивно, на подсознательном уровне выбираем такую модель поведения, которая отвечает сложившимся обстоятельствам (то есть ожиданиям других).

Хочет или нет того человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определённому образцу, роли, правильного выполнения конкретных обязанностей при заданных обстоятельствах. Исполнение роли регулируется сложившимися нормами и подвержено социальному контролю, то есть получает групповую оценку. Значительное отклонение от образца осуждается. Если человек не оправдывает ролевых ожиданий группы, то он вступает с нею в конфликт.

В некоторых случаях понимание того, что человек обязан и что не обязан делать в данной социальной роли, может расходиться с пониманием других. Это обстоятельство может привести к конфликтам. Поэтому, люди воспитанные в разных культурах, испытывают значительные трудности при совместной деятельности. Даже когда человек поступает честно и добросовестно, он может обнаружить, что его усилия не совпадают с усилиями других. Поскольку другие не исполняют того, что он рассматривал как свои законные требования к ним, он станет раздражительным и подозрительным. Вскоре различные участники начнут приписывать один другому злобные намерения, и, если не удастся уладить разногласия путём коммуникации, согласованное действие станет невозможным.

Отказ от выполнения предписанных обществом социальных функций позволяет говорить о негативных социальных ролях – о поведении, которое считается недопустимым в данном месте, в данной ситуации (например, девиантное, делинквентное поведение и т.п.).

Каждая роль индивидуальна, для её возникновения необходима целая система норм. Некоторые роли связаны с определённой символикой, например, врач всегда в белом халате, полицейский в служебной форме и фуражке, дворник в оранжевой жилетке и с метлой. Для усвоения и демонстрации норм социальных ролей не менее важен и так называемый «речевой символизм». Для примера возьмём ситуацию, вас обманывает представитель вашей же группы. Как вы его назовёте? – «обманщик», «он преувеличивает», «человек с богатым воображением и фантазией» и др.

Можно выделить и другие характеристики ролей. Американский социолог Талкотт Парсонс с коллегами считали, то любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональности, способа получения, масштабности, формализации и мотивации.

Обычно роли человека находятся в определённой соподчинённой системе, когда одна из них может являться для него главной, а другие второстепенными. Но иногда множественность ролевых позиций, порождает их столкновение, ставит человека в затруднительное положение, когда он сомневается, какой роли следовать в первую очередь. Это тоже своего рода конфликт. Ситуация, связанная с необходимостью одновременно удовлетворять противоречащим требованиям двух и более ролей, называется ролевым конфликтом.

Р. Мертон, один из самых известных американских социологов двадцатого века, считает, то у каждого из нас имеется несколько способов ослабления ролевого конфликта. Во-первых, мы можем признать, то некоторые роли более важны, чем другие. Во-вторых, должны решить для себя и сообщить окружающим приоритеты ролей, связанных с учёбой, работой или домом, и отделить их друг от друга.

Социальная роль – это далеко не все «я». Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен противостоять им, если они противоречат его представлению о самом себе. На мой взгляд, социальная роль может помочь человеку найти себя в жизни, а может быть и преградой на пути к самореализации и самоактуализации.

Социальная роль может быть полноценной тогда, когда созданы все соответствующие условия для её существования: есть с кем, перед кем и для кого её исполнять. Независимо от достигнутого социального статуса мы постепенно принимаем всё новые роли и достигаем социальной вершины – «пика своего количества ролей». Изменения личности, происходящие на протяжении всей жизни, основываются преимущественно на изменении отношения к ней других людей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32372. Социальное развитие личности. Социализация. Направления социализации и ее задачи на разных этапах развития личности 14.9 KB
  Стилизованный субкультура Межличностный Психолгический подражание идентификация рефлексия Периодизация развития личности: В младенчестве главную роль в жизни ребенка играет мать она кормит ухаживает дает ласку заботу в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления хорошем сне ребенка нормальной работе кишечника умение ребенка спокойно ждать мать не кричит не зовет ребенок как бы уверен что мать придет и сделает то что нужно. Сильно выраженный дефицит...
32373. Метод анкетирования 13.88 KB
  Недостатка: Не позволяет исследовать глубинные механизмы психики Проводится заочно способом поэтому ограничен контроль правдивости ответов нет гарантии что все вопросы поняты правильно нет возможности уточнить Несерьезное отношение иногда негативное Небольшой процент возврата 515 Правила составления: Вопросы должны быть изложены простым и понятным языком Наследует использовать сложной научной терминологии. отпечатана на чистой белой бумаге Вначале А располагаются вопросы общего характера возраст профессия Наиболее важные...
32374. Аномальное и отклоняющееся развитие. Дизонтогенез. Факторы, типы и психологические параметры дизонтогенеза 14.07 KB
  К аномальным неправильным относятся дети у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Категории: Дети с нарушениями слуха глухие слабослышащие позднооглохшие Дети с нарушениями зрения слепые слабовидящие0 Дети с тяжелыми нарушениями речи логопаты Дети с нарушениями интеллектуального развития умственно отсталые психически недоразвитые Дети с комплексными нарушениями слепоглухонемые слепоумственно отсталые Дети с нарушением опорнодвигательного аппарата Дизонтогенез – это нарушение развития...
32375. Психологическая структура личности 13.13 KB
  стрра личности – это целостная модель системы качеств и свойств которая полно характеризует психологические особенности личности человека индивида. Элементами психологической структуры личности являются ее психические свойства и особенности обычно называемые чертами личности. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
32376. Специфика детско-родительских отношений. Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей 14.57 KB
  Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей. В диагностике направления работы с ребенком условно можно выделить наиболее часто встречающиеся задачи: Контроль развития ребенка с целью своевременного обнаружения трудностей отставаний профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. Полученные данные могут использоваться специалистами психологами и социальными педагогами для построения профилактической коррекционной работы с детьми и для просветительской работы с родителями. Этические нормы работы психолога не...
32377. Метод анализа результата деятельности. Анализ почерка. Анализ детского рисунка. Анализ внешнего поведения 11.75 KB
  Учение о почерке – графология. Первые научные представления появились в Древнем мире. Аббат Мишон основал первое графологическое общество. Зуев-Инсаров (в России начало 20в.) один из известных графологов. После революции графология была признана лженаукой.
32378. Понятие деятельности. Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности 14.17 KB
  Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности.
32379. Основные принципы, задачи и направления работы психологической службы в образовании 13.98 KB
  Цель психологической службы в образовании – максимальное содействие психическому и личностному развитию всех участников образовательного процесса. Задачи психологической службы в образовании: Выявление причин различного рода трудностей в учебновоспитательной работе с учащимися различного возраста психоаналитический подход Преодоление в рамках профессионализма отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников коррекционный подход Преодоление и помощь в решении конфликтных ситуаций и сложных вопросов. Структура психологической...
32380. Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Классификация профессий 17.89 KB
  Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Выбор профессии – проф. Самоопределение которое подразумевает самостоятельный выбор профессии на основе: Объективных и достаточно полных знаний о себе своих интересах склонностях особенностях мышления памяти внимания нервной системы.