63890

Социальные стереотипы в трансформационном аспекте

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социальные стереотипы в трансформационном аспекте XXI век век развития информационных технологий инноваций всего человечества. Стереотипы это предубеждения людей определенные клише которые создавались на протяжении многих лет...

Русский

2014-06-26

46.5 KB

0 чел.

Морева А. А., Непомнющая А. В.

г. Иркутск

Социальные стереотипы в трансформационном аспекте

XXI век — век развития информационных технологий, инноваций, всего человечества. Но несмотря на прогресс во всем мире, люди по-прежнему живут стереотипами. Трансформация стереотипов происходит с приобретением ими новых форм, при этом смысл остается тем же.

Стереотипы - это предубеждения людей, определенные клише, которые создавались на протяжении многих лет, это упрощенные варианты определенных образов, которые в жизни являются более сложными, возможно, поэтому происходит их свободное усваивание человеком. Некоторые исследователи отмечают связь стереотипа с установкой, которая и придает стереотипу устойчивость и защиту от трансформации, так как установка является бессознательной предрасположенностью реагировать в определенных ситуациях. Британский психолог Анри Тэшфел выделил главные свойства стереотипа: 1) людям свойственно характеризовать большие человеческие группы; 2) такая характеристика является стабильной, а также ей свойственно использование пристрастных и некультурных признаков; 3) при социальной напряженности, стереотипы становятся наиболее выраженными; 4) стереотипы усваиваются человеком в детстве, а также используются до ясного представления о самой группе. То есть, стереотипы закладываются в сознании в раннем детстве в процессе воспитания и с трудом меняются в течение жизни. Тэшфел говорит о степени изменения стереотипа в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс происходит очень медленно.

Социальные стереотипы имеют следующую классификацию: можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные. Гендерные стереотипы – cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что гендерные взаимоотношения исторически развивались таким образом, что половые различия занимали ведущие позиции среди индивидуальных, качественных различий личности мужчины и женщины. Рассмотрев гендерный стереотип о том, что мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, решительны, целеустремленны, когда женщины более осторожны, чувствительны, отзывчивы, готовы быть подчиненными, можно заметить, что в настоящее время произошло его видоизменение, и женщина сегодня не является представителем «слабой» половины человечества. Стереотип о том, что женщина становится главой семьи, набирает все большие обороты и распространение в обществе. Независимость и целеустремленность женщин подтверждается примерами из политической жизни. Во все времена женщины наряду с мужчинами достигали больших успехов в политике, занимая высокие должности, уверенными шагами идя к своей цели, следуя своей определенной стратегии. Например, Маргарет Тэтчер, которая с 1979 и по 1990 год была премьер-министром Великобритании; Ангела Доротея Меркель – немецкий политик, федеральный канцлер Германии с 2005 года; Валентина Матвиенко, которая является председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 2011 года.

Человек может не считать себя расистом, однако любого рода стереотипы заложены у него в сознании. В начале 70-х годов элитарный журнал американских экономистов и бизнесменов «Гарвард бизнес ревю» показал своим читателям, насколько сильны в них расовые стереотипы. На обложке журнала была дана картинка, в которую редакция просила внимательно всмотреться. Был нарисован салон автобуса, в котором поскандалили двое - белый и негр. У одного в руке уже была наготове открытая бритва. Через три месяца картинку напечатали снова, но с одним изменением - бритвы не было. Редакция попросила читателей сделать над собой эксперимент: не отыскивая исходную картинку, вспомнить, у кого из участников скандала была в руке бритва. Потом были опубликованы удивительные результаты: большинство читателей (почти исключительно белые) считали, что бритва была в руке у негра. На самом деле - у белого. Стереотип оказался сильнее памяти [1].

Этнические, национальные, религиозные стереотипы связаны с одной из глобальных проблем человечества - этническими конфликтами. Негативные расовые и национальные стереотипы могут развить предубеждения против народов или, в худшем случае, дискриминацию. Тэшфел писал о том, что в процессе напряженности между народами, нациями или во время расовых беспорядков национальные стереотипы практически невозможно контролировать. Национальные стереотипы достаточно распространены сегодня в обществе. Этому способствуют факты, освещаемые средствами массовой информации, телевидением, а также заложенные упрощенные образы о людях разных национальностей. Так,  вопрос о национальных стереотипах — предмет рассуждения не только исследвателей и ученых, болгарский дизайнер Янко Цветков продемонстрировал серию карт Европы, где каждая область изображена в соответствии с восприятиями их другими нациями. Всего карт было создано семь, интересно какие определения-стереотипы были даны России: «Параноидальная нефтяная империя», «Коммунисты», «Мечта Наполеона», «Хранилище газа», «Газпром» и другие. То есть сегодня, в силу определенных экономических изменений, Россия, в основном, ассоциируется с газом и нефтью, что подтверждает свойство стереотипа о его медленном замене на другой в зависимости от социальных, экономических или политических изменений.

Методов избавления от стереотипов не существует. Стереотип приобретается в обществе, но это не значит, что чтобы от него избавиться необходимо перестать быть частью общества. Избавление от стереотипа должно происходить на уровне сознания. Полностью искоренить стереотипы из нашего сознания невозможно, так как в каждой семье, в каждом доме есть свои определенные убеждения, суждения, которые переходят из поколения в поколения. Все зависит от человека, от его способности контролировать свои мысли, не полагаясь на стереотипы. Людям пора выходить за рамки стереотипного мышления, пытаясь самим находить ответы на те или иные вопросы, а не ориентироваться на придуманные суждения.  Критическое восприятие информации, осознание своих действий и своего поведения может обеспечить контроль над самим собой и помочь в некоторой мере избавиться от стереотипов.

Список литературы

1. Медийное право. [Электронный ресурс] — URL: http://medialaw.asia 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65905. Разработка и реализация управленческих решений 48 KB
  Природа процесса принятия решения Принятие эффективных решений одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. Конечно существует ряд проблем касающихся отношений между людьми здоровья семейного бюджета неудачное решение которых может...
65906. НАРОДОЗНАВЧИЙ АСПЕКТ НАВЧАННЯ І ВИХОВАННЯ МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ 43 KB
  В контексті розбудови незалежної України створення системи національної освіти і виховання особливого значення набуло науково обґрунтоване розв'зання навчальних і виховних завдань засобами української народної педагогіки.
65907. ПРОЛЕГОМЕНЫ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ЖАНРА 139 KB
  Целью данной работы является попытка прелиминарно обозначить некоторые черты жанра повести о княжеских смертях с помощью сравнительного анализа повести о смерти Игоря Ольговича в Ипатьевской летописи под 1147 г. Повесть о смерти Игоря содержит синтез нескольких точек зрения на события в ней изложенные.
65908. Сущность и специфика рынка недвижимости 28.39 KB
  Рынок недвижимости это сектор национальной рыночной экономики представляющий собой взаимосвязанную систему рыночных механизмов обеспечивающих создание эксплуатацию передачу и финансирование объектов недвижимости передачу и защиту прав и интересов на эти объекты а также механизмов обеспечивающих функционирование рынка недвижимости инфраструктуру.
65909. ЖАНРОВАЯ МОДЕЛЬ НОВЕЛЛЫ В «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н. М. КАРАМЗИНА 58 KB
  Вставные эпизоды в свою очередь либо строятся по образцу новеллы либо близки идиллии хотя две эти жанровые модели взаимосвязаны и взаимопроницаемы. Мы будем ориентироваться на структуру новеллы как на наиболее формально организованную и послужившую автору Писем одной из моделей повествования.
65911. ОБ ИДИЛЛИЧЕСКИХ МОТИВАХ В «МЕРТВЫХ ДУШАХ» Н. В. ГОГОЛЯ 46.5 KB
  Гоголя в которой идет речь о посещении Чичиковым усадьбы Манилова. Темы идеи образы стиль главы о Манилове можно считать результатом диалога художественных языков возникающего между Гоголем и литературой сентиментализма и романтизма.
65912. Управление как искусство 29.53 KB
  Искусство управления способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации. Поэтому существенно то что он помимо развитой интуиции воображения определённых знаний и так далее должен обладать организаторскими способностями...
65913. ЭВОЛЮЦИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ В 40-Е–90-Е ГОДЫ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А. МАЙКОВА 51.5 KB
  Материалом для наших наблюдений стали вторичные тексты в русской поэзии 40х-90х годов XIX века. Вторичные тексты 40х-90х годов XIX века являются органичным продолжением традиций вторичных текстов предшествующей эпохи. В русской поэзии XVIII-XIX века вторичные тексты нередко публикуются под жанровыми обозначениями...