63891

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Выбор профессии профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Согласно полученным данным большинство опрошенных школьников 52 не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30 не определились 22 затруднились ответить.

Русский

2014-06-26

42 KB

0 чел.

Руденко Е.С.

г. Иркутск

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Выбор профессии, профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Ведь это решение вопроса, определяющего дальнейшую жизнь. Человек значительное количество времени проводит на работе. И от этой работы хотелось бы получать удовлетворение. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на IX региональном форуме «Образование Прибайкалья - 2013» отметил: «Иркутская область обладает огромным научно-образовательным потенциалом - это ее главное преимущество».

Согласно данным федерального портала «Российское образование», на сегодняшний день в области насчитывается 32 вуза, 65 ссузов [2]. Данные цифры свидетельствуют о том, что в Иркутской области существуют широкие возможности получить как высшее, так и среднеспециальное образование различного профиля. Однако, как показывает практика, выпускники школ недостаточно осведомлены о мире профессий, о путях овладения ими, о необходимых требованиях, предъявляемых к специалистам, имеют размытые представления о рынке труда. В итоге на личностном уровне мы имеем разочарование молодежи в полученной специальности, невозможности или нежелании применять полученные знания, при этом рынок труда испытывает дефицит кадров.

Автором в рамках курсового проекта было проведено исследование по изучению профессиональных ориентаций старшеклассников (выборка составила 50 чел.). Прежде всего, мы хотели выяснить достаточно ли уделяется внимания профессионально-ориентационной работе в общеобразовательных учреждениях Иркутской области. Для этого мы спросили у респондентов, определились ли они с профессий. Согласно полученным данным, большинство опрошенных школьников (52%) не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30% не определились, 22% затруднились ответить.

Распределение ответов на вопрос: «Кто помог тебе с выбором профессии?» свидетельствует о том, что наибольшее влияние на профессиональный выбор школьников оказывает семья - 24% от общего числа опрошенных указали этот вариант. Семья является первичной группой социализации, в том числе и профессиональной. Это объясняется тем, что взаимоотношения ребенка с родителями в течение всего периода его взросления оказывают сильное влияние на формирование личности ребенка. Выбор игрового материала, поощрения или осуждение увлечений ребенка, атмосфера в семье, профессиональные семейные традиции, уровень материального достатка влияют на выбор профессии школьника. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Следующими по популярности стали ответы: «Друзья, знакомые», «Интернет», «Учителя», «Самостоятельно» - по 6%.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает развитие внутренних факторов формирования профессиональных ориентаций, представленные личностными особенностями, желаниями и установками школьников. С.Л. Рубинштейн, один из основателей отечественной психологии, выделяет три основные характеристики, определяющих особенности личности:

  1.  чего хочет человек ( его ценности, идеалы, потребности, интересы, установки);
  2.  что он может (его способности и дарования);
  3.  что есть он сам (ключевые особенности его личности, его характер).

Можно выделить две группы школьников в соответствии с личностными ожиданиями от профессиональной деятельности. Так в первую группу составляют учащиеся, у которых лидирующее положение занимают материальные ценности. Работа рассматривается ими прежде всего как возможность получения хорошего дохода. Юноши и девушки, относящиеся к этой группе прежде всего обращают внимание на зарплату, продолжительность рабочего дня, перспективы быстрого карьерного роста, наличие или отсутствие каких-либо льгот и т.п. При этом такие характеристики профессии, как ее востребованность и полезность для других людей, возможность собственного развития и реализации, отходят на второй план. В качестве критерия для выбора профессии  вариант «востребованность на рынке труда» составляет 21,5%, «возможность получения высокого заработка» - 15,1%, «Престижностью диплома, специальности, направления подготовки» -14%.

Школьники из второй группы при выборе профессии руководствуются тем, что работа должна быть интересной и предоставлять возможности для самореализации. При этом не следует считать их «наивными идеалистами», ведь речь идет о приоритетах, а не об игнорировании материальной стороны жизни. Именно к этой группе относится большинство одаренных школьников, стремящихся к познанию, развитию и самосовершенствованию, к возможности проявить себя и реализовать свои планы. 32,3 % школьников указали, что при выборе профессии человек должен руководствоваться тем, что работа должна быть любимой, интересной, приносить удовольствие.

Профессиональные ориентации школьников обусловлены механизмами детерминации и самодерминации, которые представлены влиянием внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимается воздействие семьи, друзей, школы, СМИ на формирование определенных профессиональных установок, тогда как под внутренними факторами имеется ввиду влияние способностей, склонностей, потребностей и интересов школьников на их профессиональные ориентации. Для формирования профессиональных ориентаций необходимо согласованное взаимодействие ведущих субъектов профессиональной социализации: педагогов, родителей, работодателей. Изучение профориентации и профессиональных стратегий важно для разработки эффективной молодежной политики, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона, края и города. Правильный выбор профессии и обеспечивающая его профессиональная ориентация являются важными не только на уровне определения жизненных планов конкретной личности, но и на уровне развития общества в целом.

Список литературы

  1.  Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учеб.-метод. пособие /О.А. Волкова; под ред. Т.П. Дурасановой. Балашов: Николаев, 2002.- 68 с.
  2.   Вузы и ссузы Иркутской области [Электронный ресурс] / Официальный сайт  федерального портала «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.18/rgn.25401000/index.php (Дата обращения: 21.01.2014 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73950. Геодезические работы при проектировании изысканий сооружений линейного типа (нивелирование трасс линейных сооружений) 1.69 MB
  На стадии предварительных изысканий трассирование подводящих сетей выполняют камеральным путем пользуясь имеющимися картами с целью получения плана и профиля трассы в масштабе карты. Для составления рабочего проекта производят окончательные изыскания трассы с закреплением ее на местности с необходимой детализацией элементов. Цель этой стадии изысканий получить план профиль трассы в требуемом масштабе; установить геометрические параметры трассы для строительства. Трассирование – комплект геодезических работ по проложению разбивке и...
73951. Геодезические наблюдения за деформациями зданий и сооружений 890 KB
  Определение крена вертикальной оси. Определение крена вертикальной оси Геометрическая сущность измерения крена сводится к определению взаимного положения двух точек сооружения которые по техническим условиям проекта должны лежать на одной отвесной линии. Определение крена с помощью измерения линейной величины. Определение крена по вертикальной нити теодолита.
73952. Геодезические работы при вертикальной планировке строительной площадки 1.43 MB
  В результате проектирования находят отметки проектной поверхности определяют рабочие отметки показывают высоту насыпи или глубину выемки в каждой точке проекта по формуле В завершении вычисляют объем земляных работ и составляют картограмму перемещения земляных масс. Проектирование горизонтальной площадки с соблюдением баланса земляных работ метод вертикальной планировки по квадратам Последовательность геодезических работ на строительной площадке: Построение на строительной площадке сетки квадратов Создание развитие высотного съемочного...
73953. Геодезические работы в строительстве 2.45 MB
  Геодезические работы в строительстве. Организация геодезических работ в строительстве Геодезическая основа строительства Перенос на местность здания или сооружения. Организация геодезических работ в строительстве Виды геодезических работ в строительстве. На строительномонтажной площадке выполняются следующие геодезические работы.
73954. ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ 1.29 MB
  Перенесение на местность проектных расстояний Построение проектного угла Вынесение на местность проектных отметок Построение линии с проектным углом I вопрос. Построение линии проектной длины А С обычной технической точностью когда относительные погрешности...
73955. Геодезические работы при детальной разбивке закруглений и закрепление на местности осей сооружения 2.23 MB
  Закрепление на местности осей здания или сооружения. Выбор вида закрепления осей на местности определяется характеристикой объекта строительства и классом его точности. Закрепление осей обноской Обноска – специальное приспособление ограждение применяемое на строительной площадке при выносе осей сооружения и их закрепления.
73956. Геодезические работы при строительстве зданий, сооружений 1.43 MB
  Геодезические работы при сооружении котлованов Задача геодезиста: Разметка планового контура котлована плановая разбивка; Контроль глубины отрывки котлована высотная разбивка; Исходные документы: разбивочный чертёж как вариант; план топографической съёмки масштаба
73957. Топографический план (карта) и решаемые по ним задачи 1.79 MB
  Системы координат в инженерной геодезии. В России топографические планы и карты строят в ортогональной равноугольной поперечно-цилиндрической проекции и соответствующей ей системе плоских прямоугольных координат Гаусса Крюгера Г К. Топографические съемки в крупных масштабах на участках площадью менее 20 км2 выполняются как правило в частных системах прямоугольных координат. Разграфка листов планов в этих случаях производится не меридианами и параллелями а линиями координатной сетки.
73958. Угловые измерения 1.26 MB
  Классификация теодолитов и особенности устройства ЭОП теодолитов-тахеометров Измерение горизонтальных и вертикальных углов. Принцип измерения горизонтальных и вертикальных углов Угловые измерения занимают составляют основу геодезических измерений на местности. Измерения вертикальных углов.