63891

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Выбор профессии профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Согласно полученным данным большинство опрошенных школьников 52 не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30 не определились 22 затруднились ответить.

Русский

2014-06-26

42 KB

0 чел.

Руденко Е.С.

г. Иркутск

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Выбор профессии, профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Ведь это решение вопроса, определяющего дальнейшую жизнь. Человек значительное количество времени проводит на работе. И от этой работы хотелось бы получать удовлетворение. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на IX региональном форуме «Образование Прибайкалья - 2013» отметил: «Иркутская область обладает огромным научно-образовательным потенциалом - это ее главное преимущество».

Согласно данным федерального портала «Российское образование», на сегодняшний день в области насчитывается 32 вуза, 65 ссузов [2]. Данные цифры свидетельствуют о том, что в Иркутской области существуют широкие возможности получить как высшее, так и среднеспециальное образование различного профиля. Однако, как показывает практика, выпускники школ недостаточно осведомлены о мире профессий, о путях овладения ими, о необходимых требованиях, предъявляемых к специалистам, имеют размытые представления о рынке труда. В итоге на личностном уровне мы имеем разочарование молодежи в полученной специальности, невозможности или нежелании применять полученные знания, при этом рынок труда испытывает дефицит кадров.

Автором в рамках курсового проекта было проведено исследование по изучению профессиональных ориентаций старшеклассников (выборка составила 50 чел.). Прежде всего, мы хотели выяснить достаточно ли уделяется внимания профессионально-ориентационной работе в общеобразовательных учреждениях Иркутской области. Для этого мы спросили у респондентов, определились ли они с профессий. Согласно полученным данным, большинство опрошенных школьников (52%) не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30% не определились, 22% затруднились ответить.

Распределение ответов на вопрос: «Кто помог тебе с выбором профессии?» свидетельствует о том, что наибольшее влияние на профессиональный выбор школьников оказывает семья - 24% от общего числа опрошенных указали этот вариант. Семья является первичной группой социализации, в том числе и профессиональной. Это объясняется тем, что взаимоотношения ребенка с родителями в течение всего периода его взросления оказывают сильное влияние на формирование личности ребенка. Выбор игрового материала, поощрения или осуждение увлечений ребенка, атмосфера в семье, профессиональные семейные традиции, уровень материального достатка влияют на выбор профессии школьника. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Следующими по популярности стали ответы: «Друзья, знакомые», «Интернет», «Учителя», «Самостоятельно» - по 6%.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает развитие внутренних факторов формирования профессиональных ориентаций, представленные личностными особенностями, желаниями и установками школьников. С.Л. Рубинштейн, один из основателей отечественной психологии, выделяет три основные характеристики, определяющих особенности личности:

  1.  чего хочет человек ( его ценности, идеалы, потребности, интересы, установки);
  2.  что он может (его способности и дарования);
  3.  что есть он сам (ключевые особенности его личности, его характер).

Можно выделить две группы школьников в соответствии с личностными ожиданиями от профессиональной деятельности. Так в первую группу составляют учащиеся, у которых лидирующее положение занимают материальные ценности. Работа рассматривается ими прежде всего как возможность получения хорошего дохода. Юноши и девушки, относящиеся к этой группе прежде всего обращают внимание на зарплату, продолжительность рабочего дня, перспективы быстрого карьерного роста, наличие или отсутствие каких-либо льгот и т.п. При этом такие характеристики профессии, как ее востребованность и полезность для других людей, возможность собственного развития и реализации, отходят на второй план. В качестве критерия для выбора профессии  вариант «востребованность на рынке труда» составляет 21,5%, «возможность получения высокого заработка» - 15,1%, «Престижностью диплома, специальности, направления подготовки» -14%.

Школьники из второй группы при выборе профессии руководствуются тем, что работа должна быть интересной и предоставлять возможности для самореализации. При этом не следует считать их «наивными идеалистами», ведь речь идет о приоритетах, а не об игнорировании материальной стороны жизни. Именно к этой группе относится большинство одаренных школьников, стремящихся к познанию, развитию и самосовершенствованию, к возможности проявить себя и реализовать свои планы. 32,3 % школьников указали, что при выборе профессии человек должен руководствоваться тем, что работа должна быть любимой, интересной, приносить удовольствие.

Профессиональные ориентации школьников обусловлены механизмами детерминации и самодерминации, которые представлены влиянием внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимается воздействие семьи, друзей, школы, СМИ на формирование определенных профессиональных установок, тогда как под внутренними факторами имеется ввиду влияние способностей, склонностей, потребностей и интересов школьников на их профессиональные ориентации. Для формирования профессиональных ориентаций необходимо согласованное взаимодействие ведущих субъектов профессиональной социализации: педагогов, родителей, работодателей. Изучение профориентации и профессиональных стратегий важно для разработки эффективной молодежной политики, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона, края и города. Правильный выбор профессии и обеспечивающая его профессиональная ориентация являются важными не только на уровне определения жизненных планов конкретной личности, но и на уровне развития общества в целом.

Список литературы

  1.  Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учеб.-метод. пособие /О.А. Волкова; под ред. Т.П. Дурасановой. Балашов: Николаев, 2002.- 68 с.
  2.   Вузы и ссузы Иркутской области [Электронный ресурс] / Официальный сайт  федерального портала «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.18/rgn.25401000/index.php (Дата обращения: 21.01.2014 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8803. Модем. Типы модемов для ПК 176.5 KB
  Немного истории Вы, очевидно, знаете, что модем - это устройство, предназначенное для работы компьютера во Всемирной компьютерной сети Интернет. Появление модемов стало следствием появления глобальных компьютерных сетей. Когда были созданы перв...
8804. Валюта, валютні системи, валютні курси 148 KB
  Валюта, валютні системи, валютні курси 1.1. Поняття валюти, види валют, валютні системи Валюта (італ. valuta - ціна, вартість) - грошова одиниця країни. Валютна система - сукупність валютно-економічних відносин, що історично склались на засадах інте...
8805. Еволюція світової та вітчизняної валютних систем 70.5 KB
  Еволюція світової та вітчизняної валютних систем. Становлення світової валютної системи Першою формою організації міжнародних грошово-валютних відносин був золотий стандарт, що базувався на використанні золота як грошового товару. У більш...
8806. Особливості правового регулювання валютних операцій 66.5 KB
  Особливості правового регулювання валютних операцій План 1. Сутність, особливості та механізм правового регулювання валютних відносин 2. Операції з іноземною валютою, які дозволені чинним законодавством України 1. Сутність, особливості та механізм п...
8807. Валютне регулювання і валютний контроль 96.5 KB
  Валютне регулювання і валютний контроль ПЛАН Зміст і форми валютної політики Інструментивалютної політики Тема для реферату. Зі світового досвіду валютного регулювання і контролю Політик має вміти передрікати, що відбудеться завтра...
8808. Міжнародний ринок обміну валют 192.5 KB
  Міжнародний ринок обміну валют. Сутність валютних операцій На світовому ринку торгівля валютою в основному зосереджена на міжбанківському валютному ринку (Forex) торгівля строковими угодами здійснюється на біржі (Chicago Mercantile Ex...
8809. Міжнародні розрахунки за допомогою акредитива 462 KB
  Міжнародні розрахунки за допомогою акредитива План Сутність та особливості міжнародного акредитива Види акредитивів Сторони-учасники, фази документарного акредитива Витрати за акредитивними операціями Проблеми, переваги...
8810. Міжнародні розрахунки за допомогою інкасо 391 KB
  Міжнародні розрахунки за допомогою інкасо План Сутність та особливості міжнародного інкасо Типи інкасо Сторони-учасники, фази документарного інкасо Витрати за інкасовими операціями Проблеми, переваги та недоліки інкасов...
8811. Міжнародні кредитні операції 194.5 KB
  Міжнародний кредит - це рух позичкового капіталу у сфері міжнародних економічних відносин, повязаний з наданням валютних і товарних ресурсів на умовах повернення, терміновості і сплати відсотків...