63891

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Выбор профессии профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Согласно полученным данным большинство опрошенных школьников 52 не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30 не определились 22 затруднились ответить.

Русский

2014-06-26

42 KB

0 чел.

Руденко Е.С.

г. Иркутск

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Выбор профессии, профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Ведь это решение вопроса, определяющего дальнейшую жизнь. Человек значительное количество времени проводит на работе. И от этой работы хотелось бы получать удовлетворение. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на IX региональном форуме «Образование Прибайкалья - 2013» отметил: «Иркутская область обладает огромным научно-образовательным потенциалом - это ее главное преимущество».

Согласно данным федерального портала «Российское образование», на сегодняшний день в области насчитывается 32 вуза, 65 ссузов [2]. Данные цифры свидетельствуют о том, что в Иркутской области существуют широкие возможности получить как высшее, так и среднеспециальное образование различного профиля. Однако, как показывает практика, выпускники школ недостаточно осведомлены о мире профессий, о путях овладения ими, о необходимых требованиях, предъявляемых к специалистам, имеют размытые представления о рынке труда. В итоге на личностном уровне мы имеем разочарование молодежи в полученной специальности, невозможности или нежелании применять полученные знания, при этом рынок труда испытывает дефицит кадров.

Автором в рамках курсового проекта было проведено исследование по изучению профессиональных ориентаций старшеклассников (выборка составила 50 чел.). Прежде всего, мы хотели выяснить достаточно ли уделяется внимания профессионально-ориентационной работе в общеобразовательных учреждениях Иркутской области. Для этого мы спросили у респондентов, определились ли они с профессий. Согласно полученным данным, большинство опрошенных школьников (52%) не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30% не определились, 22% затруднились ответить.

Распределение ответов на вопрос: «Кто помог тебе с выбором профессии?» свидетельствует о том, что наибольшее влияние на профессиональный выбор школьников оказывает семья - 24% от общего числа опрошенных указали этот вариант. Семья является первичной группой социализации, в том числе и профессиональной. Это объясняется тем, что взаимоотношения ребенка с родителями в течение всего периода его взросления оказывают сильное влияние на формирование личности ребенка. Выбор игрового материала, поощрения или осуждение увлечений ребенка, атмосфера в семье, профессиональные семейные традиции, уровень материального достатка влияют на выбор профессии школьника. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Следующими по популярности стали ответы: «Друзья, знакомые», «Интернет», «Учителя», «Самостоятельно» - по 6%.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает развитие внутренних факторов формирования профессиональных ориентаций, представленные личностными особенностями, желаниями и установками школьников. С.Л. Рубинштейн, один из основателей отечественной психологии, выделяет три основные характеристики, определяющих особенности личности:

  1.  чего хочет человек ( его ценности, идеалы, потребности, интересы, установки);
  2.  что он может (его способности и дарования);
  3.  что есть он сам (ключевые особенности его личности, его характер).

Можно выделить две группы школьников в соответствии с личностными ожиданиями от профессиональной деятельности. Так в первую группу составляют учащиеся, у которых лидирующее положение занимают материальные ценности. Работа рассматривается ими прежде всего как возможность получения хорошего дохода. Юноши и девушки, относящиеся к этой группе прежде всего обращают внимание на зарплату, продолжительность рабочего дня, перспективы быстрого карьерного роста, наличие или отсутствие каких-либо льгот и т.п. При этом такие характеристики профессии, как ее востребованность и полезность для других людей, возможность собственного развития и реализации, отходят на второй план. В качестве критерия для выбора профессии  вариант «востребованность на рынке труда» составляет 21,5%, «возможность получения высокого заработка» - 15,1%, «Престижностью диплома, специальности, направления подготовки» -14%.

Школьники из второй группы при выборе профессии руководствуются тем, что работа должна быть интересной и предоставлять возможности для самореализации. При этом не следует считать их «наивными идеалистами», ведь речь идет о приоритетах, а не об игнорировании материальной стороны жизни. Именно к этой группе относится большинство одаренных школьников, стремящихся к познанию, развитию и самосовершенствованию, к возможности проявить себя и реализовать свои планы. 32,3 % школьников указали, что при выборе профессии человек должен руководствоваться тем, что работа должна быть любимой, интересной, приносить удовольствие.

Профессиональные ориентации школьников обусловлены механизмами детерминации и самодерминации, которые представлены влиянием внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимается воздействие семьи, друзей, школы, СМИ на формирование определенных профессиональных установок, тогда как под внутренними факторами имеется ввиду влияние способностей, склонностей, потребностей и интересов школьников на их профессиональные ориентации. Для формирования профессиональных ориентаций необходимо согласованное взаимодействие ведущих субъектов профессиональной социализации: педагогов, родителей, работодателей. Изучение профориентации и профессиональных стратегий важно для разработки эффективной молодежной политики, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона, края и города. Правильный выбор профессии и обеспечивающая его профессиональная ориентация являются важными не только на уровне определения жизненных планов конкретной личности, но и на уровне развития общества в целом.

Список литературы

  1.  Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учеб.-метод. пособие /О.А. Волкова; под ред. Т.П. Дурасановой. Балашов: Николаев, 2002.- 68 с.
  2.   Вузы и ссузы Иркутской области [Электронный ресурс] / Официальный сайт  федерального портала «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.18/rgn.25401000/index.php (Дата обращения: 21.01.2014 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82260. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герминевтике как « органону наук о духе»(В.Дильтей, Г.Гадамер) 39.83 KB
  Дильтей 1833-1911 который предпринял попытку расширить герменевтику до ее понимания как общенаучной философской дисциплины. Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции а для понимания культуры прошлого необходима герменевтика. Два вида понимания рассуждал Дильтей отражают собой два имеющихся комплекса наук: наук о духе и наук о природе. Концепцию логических форм интерпретации Дильтей предваряет исследованием проявлений жизни и форм понимания.
82261. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологи 33.73 KB
  Степина в качестве ведущих элементов структуры теории рассматриваются теоретические схемы представленные относительно независимо в языке содержательного описания либо в форме математических зависимостей на языке формул. Так основание физической теории составляют математический формализм первый слой фундаментальная теоретическая схема второй слой они всегда взаимообусловлены. Развитая теория строится на основе синтеза частных теоретических схем которые предстают как выводимые или конструируемые из фундаментальной теоретической схемы...
82262. Герменевтика – наука о понимании и интерпритации текста. Текст как особая реальность и «еденица» анализа социально – гуманитарного знания 37.79 KB
  Изначальная многозначность любого текста а она характерна даже для научных текстов что обыгрывается в современном постмодернизме становится в философии предметом особого направления которое обозначается как герменевтика. Внешне общая парадигма герменевтических устремлений реализуется в антисциентистском направлении но не в плане простого отказа от использования научной методологии при исследовании текста а в плане утверждения идеи о необходимости обязательного дополнения такого исследования субъективистскими компонентами. Сами тексты...
82263. Язык социально-гуманитарных наук. Языковая картина мира и «языковые игры» 34.44 KB
  проблемы природы языка принципов и законов его функционирования начинают изучаться лингвистами логиками психологами и философами. Таким образом для языкознания важными вопросами становятся вопросы семантики а также проблемы взаимосвязи языка и мышления языка и предметного мира. Так швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр 18571913 указывает на то что предметом изучения лингвистики становится имманентная реальность языка. Также проблемы языка в первую очередь выдвигаются в логике.
82264. Интерпритация как придание смысла, значения высказываниям, текстам, явлениям, событиям 40.1 KB
  Это внешняя сторона интерпретации. Выделяя к качестве предмета изучения исторического познания текст мы не должны сводить процедуру интерпретации к набору грамматических языковых игр Л. Объективный план интерпретации как операции мышления представлен с одной стороны предметом исследования а с другой операциональным или формально логическим каркасом своего рода алгоритмом системой стандартных шагов правит принципов и приемов субъекта познания в ходе познавательной деятельности. Общепризнанным каноном процесса интерпретации в...
82265. Вера и знание, достоверность и сомнение. Диалектика веры и сомнения в процессе познания 32.72 KB
  В социальногуманитарных науках знание всегда сочетается с верой и сомнением так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании а сомнение роли относительного в нем. Вера присутствует в социальногуманитарных науках прежде всего в силу незавершенности познания социальных явлений как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социальногуманитарных науках: как вера ученогогуманитария в Бога ученый привносит в науку свою веру как его...
82266. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн) Вера и верования 31.72 KB
  Витгенштейн Вера и верования. Вера возникает как необходимое следствие бытия среди людей утверждает Витгенштейн имеет социальнокоммуникативную природу. Вера субъективная уверенность. Вера и знание имеют различные основания противоположно направленные.
82267. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Типы обоснования веры и знания. Соотношение веры и истины 36.66 KB
  Типы обоснования веры и знания. Одной из основных предпосылок философскометодологического анализа социальногуманитарного знания является рассмотрение научного познания в контексте культуры его связь с историческими особенностями и ценностными установками общества. Тема веры достоверности сомнения оказывается одной из фундаментальных в самых разных областях и на разных этапах научного познания. Соотношение различных духовноценностных установок веры и научного знания поразному влияло на развитие науки.
82268. Натуралистическая исследовательская программа 38.77 KB
  Сегодня вопрос об исследовательской программе или близком к ней понятии парадигмы в социальных науках сталкивается с двумя трудностями: 1 избрания масштаба исследования; 2 многообразия исследовательских программ господствующего сегодня в социальногуманитарных науках. Какие исследовательские программы парадигмы можно выделять 1 Классическая философия были ориентирована на природу и изучающие ее науки на следующую отсюда натуралистическую парадигму. Последователи натуралистической исследовательской программы полагают: либо предмет наук...