63891

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Выбор профессии профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Согласно полученным данным большинство опрошенных школьников 52 не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30 не определились 22 затруднились ответить.

Русский

2014-06-26

42 KB

0 чел.

Руденко Е.С.

г. Иркутск

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Выбор профессии, профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Ведь это решение вопроса, определяющего дальнейшую жизнь. Человек значительное количество времени проводит на работе. И от этой работы хотелось бы получать удовлетворение. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на IX региональном форуме «Образование Прибайкалья - 2013» отметил: «Иркутская область обладает огромным научно-образовательным потенциалом - это ее главное преимущество».

Согласно данным федерального портала «Российское образование», на сегодняшний день в области насчитывается 32 вуза, 65 ссузов [2]. Данные цифры свидетельствуют о том, что в Иркутской области существуют широкие возможности получить как высшее, так и среднеспециальное образование различного профиля. Однако, как показывает практика, выпускники школ недостаточно осведомлены о мире профессий, о путях овладения ими, о необходимых требованиях, предъявляемых к специалистам, имеют размытые представления о рынке труда. В итоге на личностном уровне мы имеем разочарование молодежи в полученной специальности, невозможности или нежелании применять полученные знания, при этом рынок труда испытывает дефицит кадров.

Автором в рамках курсового проекта было проведено исследование по изучению профессиональных ориентаций старшеклассников (выборка составила 50 чел.). Прежде всего, мы хотели выяснить достаточно ли уделяется внимания профессионально-ориентационной работе в общеобразовательных учреждениях Иркутской области. Для этого мы спросили у респондентов, определились ли они с профессий. Согласно полученным данным, большинство опрошенных школьников (52%) не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30% не определились, 22% затруднились ответить.

Распределение ответов на вопрос: «Кто помог тебе с выбором профессии?» свидетельствует о том, что наибольшее влияние на профессиональный выбор школьников оказывает семья - 24% от общего числа опрошенных указали этот вариант. Семья является первичной группой социализации, в том числе и профессиональной. Это объясняется тем, что взаимоотношения ребенка с родителями в течение всего периода его взросления оказывают сильное влияние на формирование личности ребенка. Выбор игрового материала, поощрения или осуждение увлечений ребенка, атмосфера в семье, профессиональные семейные традиции, уровень материального достатка влияют на выбор профессии школьника. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Следующими по популярности стали ответы: «Друзья, знакомые», «Интернет», «Учителя», «Самостоятельно» - по 6%.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает развитие внутренних факторов формирования профессиональных ориентаций, представленные личностными особенностями, желаниями и установками школьников. С.Л. Рубинштейн, один из основателей отечественной психологии, выделяет три основные характеристики, определяющих особенности личности:

  1.  чего хочет человек ( его ценности, идеалы, потребности, интересы, установки);
  2.  что он может (его способности и дарования);
  3.  что есть он сам (ключевые особенности его личности, его характер).

Можно выделить две группы школьников в соответствии с личностными ожиданиями от профессиональной деятельности. Так в первую группу составляют учащиеся, у которых лидирующее положение занимают материальные ценности. Работа рассматривается ими прежде всего как возможность получения хорошего дохода. Юноши и девушки, относящиеся к этой группе прежде всего обращают внимание на зарплату, продолжительность рабочего дня, перспективы быстрого карьерного роста, наличие или отсутствие каких-либо льгот и т.п. При этом такие характеристики профессии, как ее востребованность и полезность для других людей, возможность собственного развития и реализации, отходят на второй план. В качестве критерия для выбора профессии  вариант «востребованность на рынке труда» составляет 21,5%, «возможность получения высокого заработка» - 15,1%, «Престижностью диплома, специальности, направления подготовки» -14%.

Школьники из второй группы при выборе профессии руководствуются тем, что работа должна быть интересной и предоставлять возможности для самореализации. При этом не следует считать их «наивными идеалистами», ведь речь идет о приоритетах, а не об игнорировании материальной стороны жизни. Именно к этой группе относится большинство одаренных школьников, стремящихся к познанию, развитию и самосовершенствованию, к возможности проявить себя и реализовать свои планы. 32,3 % школьников указали, что при выборе профессии человек должен руководствоваться тем, что работа должна быть любимой, интересной, приносить удовольствие.

Профессиональные ориентации школьников обусловлены механизмами детерминации и самодерминации, которые представлены влиянием внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимается воздействие семьи, друзей, школы, СМИ на формирование определенных профессиональных установок, тогда как под внутренними факторами имеется ввиду влияние способностей, склонностей, потребностей и интересов школьников на их профессиональные ориентации. Для формирования профессиональных ориентаций необходимо согласованное взаимодействие ведущих субъектов профессиональной социализации: педагогов, родителей, работодателей. Изучение профориентации и профессиональных стратегий важно для разработки эффективной молодежной политики, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона, края и города. Правильный выбор профессии и обеспечивающая его профессиональная ориентация являются важными не только на уровне определения жизненных планов конкретной личности, но и на уровне развития общества в целом.

Список литературы

  1.  Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учеб.-метод. пособие /О.А. Волкова; под ред. Т.П. Дурасановой. Балашов: Николаев, 2002.- 68 с.
  2.   Вузы и ссузы Иркутской области [Электронный ресурс] / Официальный сайт  федерального портала «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.18/rgn.25401000/index.php (Дата обращения: 21.01.2014 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52031. Короткі історичні відомості (від абака до нетбука) 1.09 MB
  Обладнання: мультимедійне обладнання: проектор екран або мультимедійна дошка; програмний комплекс презентація PowerPoint Як винайшли комп’ютер підручник робочі зошити інструкція з правил техніки безпеки. Робота за комп’ютером 8 хв. Саме в Києві був створений перший в Європі комп’ютер який умів швидше за всіх рахувати А чи завжди існували комп’ютери Якими вони були в давнину Про це ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці. Вчитель презентує у електронному вигляді новий матеріал Як винайшли комп’ютер.
52032. Дидактические основы конструирования урока математики 247 KB
  Дидактические основы конструирования урока математики. Сущность современного урока математики и основные требования к нему типологии уроков. Взаимосвязь процессов конструирования и анализа урока математики. Непосредственная разработка урока математики.
52033. Счет в пределах 100. Решение составных задач 32.5 KB
  Задачи на смекалку: а как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат положить их в угол стола; б сколько концов у палки У двух палок У двух с половиной 6 в какое число я задумала 5 ед. 1 сотня 138; г сколько получится: 78 84 212 94 187 97 Молодцы. А квадрат – это что Какие еще геометрические фигуры вы знаете Что такое квадрат Посчитайте сколько квадратов на рисунках 102 – 62 4 = 12 Чтобы снять мультфильм трудятся очень много людей: сценаристы операторы режиссеры.
52034. У світі цікавих чисел. Гра Склади нове слово, гра Цифробокс 265 KB
  Вдосконалювати обчислювальні навички учнів, розвивати знання, отримані на уроках математики, логічне мислення, творчу і просторову уяву, память і увагу; збагачувати словниковий запас учнів; виховувати патріотичні почуття, любов до математики.
52035. Механічна взаємодія тіл. Сила . Види сил у механіці 2.22 MB
  обота Ньютона спиралась на здобутки вчених – його попередників і містила основні поняття : маса сила кількість руху прискорення три закони механіки закон всесвітнього тяжіння Закони динаміки дозволяють зрозуміти принцип роботи машин і механізмів які застосовуються на виробництві у побуті . Сила – це векторна фізична величина яка характеризує механічну дію даного тіла на інше і є мірою цієї взаємодії .
52037. Дзвони Чорнобилю 62.5 KB
  1й ведучий: Чорнобиль. 2й ведучий: Для України для всіх хто прямо чи побічно причетний до трагедії Чорнобиля та її наслідків час ніби розділився на дві частини: до 26 квітня 1986 року і після нього. 1й ведучий: Ту мирну весняну українську ніч на берегах Прип’яті люди ніколи не забудуть. 1й ведучий: З руїн реактора виривається стовп зловіщого вогню палаючих шматків графіту.
52038. Свято першого дзвоника 45 KB
  звучить музика Рідна школа заходять 11ки Ведуча: Настав довгоочікуваний для дітвори день – 1 вересня – Свято першого дзвінка День знань. Перший дзвінок Ведуча: Перше шкільне свято нового навчального року оголошується відкритим звучить Гімн України Ведуча: Слово для зачитання наказу про зарахування учнів до першого класу надається заступнику директора з навчальновиховної роботи Л. Тищенко Ведуча: Зі словами привітання й побажання...
52039. 14 жовтня День Покрови - свято українського козацтва 21 KB
  У тому що ми українці сьогодні є народом нацією провідна роль належить козацтву яке із століття в століття було єдиним і могутнім форпостом що пильно сояв на сторожі свободи гідності і честі України.