63891

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Выбор профессии профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Согласно полученным данным большинство опрошенных школьников 52 не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30 не определились 22 затруднились ответить.

Русский

2014-06-26

42 KB

0 чел.

Руденко Е.С.

г. Иркутск

О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников

Выбор профессии, профессионального учебного заведения для многих является не просто задачей. Ведь это решение вопроса, определяющего дальнейшую жизнь. Человек значительное количество времени проводит на работе. И от этой работы хотелось бы получать удовлетворение. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на IX региональном форуме «Образование Прибайкалья - 2013» отметил: «Иркутская область обладает огромным научно-образовательным потенциалом - это ее главное преимущество».

Согласно данным федерального портала «Российское образование», на сегодняшний день в области насчитывается 32 вуза, 65 ссузов [2]. Данные цифры свидетельствуют о том, что в Иркутской области существуют широкие возможности получить как высшее, так и среднеспециальное образование различного профиля. Однако, как показывает практика, выпускники школ недостаточно осведомлены о мире профессий, о путях овладения ими, о необходимых требованиях, предъявляемых к специалистам, имеют размытые представления о рынке труда. В итоге на личностном уровне мы имеем разочарование молодежи в полученной специальности, невозможности или нежелании применять полученные знания, при этом рынок труда испытывает дефицит кадров.

Автором в рамках курсового проекта было проведено исследование по изучению профессиональных ориентаций старшеклассников (выборка составила 50 чел.). Прежде всего, мы хотели выяснить достаточно ли уделяется внимания профессионально-ориентационной работе в общеобразовательных учреждениях Иркутской области. Для этого мы спросили у респондентов, определились ли они с профессий. Согласно полученным данным, большинство опрошенных школьников (52%) не имеют четких представлений о своей будущей профессии: 30% не определились, 22% затруднились ответить.

Распределение ответов на вопрос: «Кто помог тебе с выбором профессии?» свидетельствует о том, что наибольшее влияние на профессиональный выбор школьников оказывает семья - 24% от общего числа опрошенных указали этот вариант. Семья является первичной группой социализации, в том числе и профессиональной. Это объясняется тем, что взаимоотношения ребенка с родителями в течение всего периода его взросления оказывают сильное влияние на формирование личности ребенка. Выбор игрового материала, поощрения или осуждение увлечений ребенка, атмосфера в семье, профессиональные семейные традиции, уровень материального достатка влияют на выбор профессии школьника. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Следующими по популярности стали ответы: «Друзья, знакомые», «Интернет», «Учителя», «Самостоятельно» - по 6%.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает развитие внутренних факторов формирования профессиональных ориентаций, представленные личностными особенностями, желаниями и установками школьников. С.Л. Рубинштейн, один из основателей отечественной психологии, выделяет три основные характеристики, определяющих особенности личности:

  1.  чего хочет человек ( его ценности, идеалы, потребности, интересы, установки);
  2.  что он может (его способности и дарования);
  3.  что есть он сам (ключевые особенности его личности, его характер).

Можно выделить две группы школьников в соответствии с личностными ожиданиями от профессиональной деятельности. Так в первую группу составляют учащиеся, у которых лидирующее положение занимают материальные ценности. Работа рассматривается ими прежде всего как возможность получения хорошего дохода. Юноши и девушки, относящиеся к этой группе прежде всего обращают внимание на зарплату, продолжительность рабочего дня, перспективы быстрого карьерного роста, наличие или отсутствие каких-либо льгот и т.п. При этом такие характеристики профессии, как ее востребованность и полезность для других людей, возможность собственного развития и реализации, отходят на второй план. В качестве критерия для выбора профессии  вариант «востребованность на рынке труда» составляет 21,5%, «возможность получения высокого заработка» - 15,1%, «Престижностью диплома, специальности, направления подготовки» -14%.

Школьники из второй группы при выборе профессии руководствуются тем, что работа должна быть интересной и предоставлять возможности для самореализации. При этом не следует считать их «наивными идеалистами», ведь речь идет о приоритетах, а не об игнорировании материальной стороны жизни. Именно к этой группе относится большинство одаренных школьников, стремящихся к познанию, развитию и самосовершенствованию, к возможности проявить себя и реализовать свои планы. 32,3 % школьников указали, что при выборе профессии человек должен руководствоваться тем, что работа должна быть любимой, интересной, приносить удовольствие.

Профессиональные ориентации школьников обусловлены механизмами детерминации и самодерминации, которые представлены влиянием внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимается воздействие семьи, друзей, школы, СМИ на формирование определенных профессиональных установок, тогда как под внутренними факторами имеется ввиду влияние способностей, склонностей, потребностей и интересов школьников на их профессиональные ориентации. Для формирования профессиональных ориентаций необходимо согласованное взаимодействие ведущих субъектов профессиональной социализации: педагогов, родителей, работодателей. Изучение профориентации и профессиональных стратегий важно для разработки эффективной молодежной политики, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона, края и города. Правильный выбор профессии и обеспечивающая его профессиональная ориентация являются важными не только на уровне определения жизненных планов конкретной личности, но и на уровне развития общества в целом.

Список литературы

  1.  Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учеб.-метод. пособие /О.А. Волкова; под ред. Т.П. Дурасановой. Балашов: Николаев, 2002.- 68 с.
  2.   Вузы и ссузы Иркутской области [Электронный ресурс] / Официальный сайт  федерального портала «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.18/rgn.25401000/index.php (Дата обращения: 21.01.2014 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74519. ТЕХНІЧНА ПІДГОТОВКА СПОРТСМЕНІВ 126 KB
  Характеристика спортивної техніки. Основні методики вдосконалення техніки спортсменів високої кваліфікації. На розвиток спортивної техніки особливий вплив зробили результати наукових досліджень в області управління рухами технічної підготовки спортсменів що спеціалізуються в різних видах спорту. Котикової було представлено біомеханічне обґрунтування техніки найбільш раціонального положення тіла стрибуна у висоту у момент переходу через планку.
74520. ТАКТИЧНА ПІДГОТОВКА СПОРТСМЕНІВ 128 KB
  Мета завдання та зміст тактичної підготовки. Методика тактичної підготовки спортсменів. Контроль тактичної підготовки спортсменів. Спортивна тактика тактична підготовленість і напрями тактичної підготовки Під спортивною тактикою слід розуміти способи обєднання і реалізації рухових дій що забезпечують ефективну діяльність змагання що приводить до досягнення поставленої мети в конкретному старті серії стартів змаганні.
74521. Конституционно-правовой статус личности 40.65 KB
  Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой...
74522. Федеративное устройство 58.89 KB
  Принципы национально-государственного устройства в РФ Добровольность объединения наций и народностей Равноправие наций Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным принципом Государственная целостность РФ Равноправие субъектов РФ Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ
74523. Конституционная система органов государственной власти в РФ 23.26 KB
  Признаки государственного органа Часть государственного аппарата Образуется в установленном порядке Наделен властными полномочиями Реализует функции государственного управления в пределах своей компетенции Бюджетное финансирование Наличие ресурсов
74524. Федеральное Собрание РФ 30.26 KB
  1994 N 3ФЗ О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 18.2005 N 51ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 03.1998 N 137ФЗ О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Социальные гарантии депутатам ГД членам СФ По объему социальных гарантий они приравниваются к федеральному...
74525. Правительство РФ 20.9 KB
  Взаимодействие с законодательной судебной властью Президент назначает и смещает Председателя и членов Правительства РФ федеральных министров Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ Перед вновь избранным Президентом Российской РФ Российской Федерации слагает свои полномочия...
74526. Конституционное право как отрасль российского права. Виды, принципы и свойства Конституции РФ 30.63 KB
  Виды принципы и свойства Конституции РФ Отличия отраслей права.Основы конституционного строя России суверенитет народа разделение власти верховенство Конституции. Отношения основанные на системе запретов прямой запрет определенных действий Задание Найдите примеры норм Конституции которые основаны на указанных выше методах
74527. Суверенитет народа и формы его осуществления 35.9 KB
  Запрет принуждения ко вступлению в общественные объединения и пребыванию в них. Запрет создания и деятельности общественных объединений направленных на изменение конституционного строя нарушение целостности РФ подрыв безопасности государства создание вооруженных формирований разжигание расовой социальной национальной религиозной вражды ФЗ РФ Об общественных объединениях. Признаки общественного объединения формирование граждан добровольное самоуправляемое некоммерческое общность интересов общность целей цели закреплены в...