63892

Социальные смыслы деятельности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Во все времена любая деятельность человека социокультурная в том числе имела широкое влияние на процессы происходящие в обществе. Но что же такое деятельность Под деятельностью понимают специфический способ активного взаимодействия с окружающим миром процесс...

Русский

2014-06-26

31.24 KB

2 чел.

Глухова Е.В.

г. Екатеринбург

Социальные смыслы деятельности

Во все времена любая деятельность человека, социокультурная в том числе, имела широкое влияние на процессы, происходящие в обществе. В этом смысле социум в целом удобно рассматривать с точки зрения системного подхода, применяемого в отрасли менеджмента и маркетинга. Проще говоря, общество как многоуровневая и сложная система, в которой каждый элемент зависит от других и, соответственно, изменяется, если изменяются другие элементы системы.

С этой точки зрения очень интересно рассматривать человеческую деятельность и отслеживать изменения в социокультурном пласте. Общество называют социальным организмом, чтобы подчеркнуть, что его следует рассматривать как сложную целостную систему. В чем смысл такого подхода, как он способствует познанию общества? Дело в том, что он позволяет распространить на общество те общие и необходимые признаки, которыми обладает всякая система (разумеется, конкретизируя их с учетом специфики социальной реальности).

Но что же такое деятельность? Под деятельностью понимают специфический способ активного взаимодействия с окружающим миром — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует пространство вокруг себя, превращаясь в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности, который общество использует для дальнейшего развития.

Под субъектом здесь понимается источник активности, лицо, которое совершает действие. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаще всего именно он именуется субъектом [2].

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой совершается деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для выделения специфик деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик. Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческого существования: в процессе деятельности и появился человек, она сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Из этого можно сделать вывод, что человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности [4].

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе [1].

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

В этой связи целесообразно обратиться к синергетике — одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем.

Синергетика возникла в 1960-х гг. как физико-математическая теория так называемых диссипативных систем, т. е. систем открытых, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией («диссипация» — от лат. dissipare — рассеивать). Начало ей положили работы И. Пригожина (Бельгия), а название «синергетика» дал Г. Хакен (Германия). Значительный вклад в ее разработку внесли отечественные ученые С. Курдюмов, А. Самарский, В. Арнольд, М. Волькенштейн и др. [6].

Общество локализуется в пространстве и времени вместе с относящимися к нему людьми и вещами: оно существует в каких-то территориальных и хронологических границах. Но оно не поддается наблюдению с помощью каких-либо физических приборов: наблюдать можно лишь его отдельные материальные элементы, но не его духовную жизнь и не общество как целое. И тем не менее это «ненаблюдаемое» общество оказывает ощутимое воздействие на соседние с ним части природы.

Отличие человеческого общества от всех других природных объектов и позволяет противопоставлять его природе, видя в нем особый, вне природный или над природный тип реальности.

Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.

Социальные факты — особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они, с одной стороны, отличаются от явлений природы: социальные факты всегда содержат в себе какую-то исходящую от человека духовную составляющую, которой нет в физических, химических, биологических фактах. С другой стороны, социальные явления с их вне индивидуальной, объективной данностью отличаются и от фактов сознания, от субъективных «состояний души» индивида. Особенностями, отличающими социальный факт от психического, являются:

  1.  его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям;
  2.  принудительное воздействие, которое он оказывает на индивидуальные сознания.

Человек, как главная ценность современной цивилизации, является главной ценностью и для социальной работы, и реализация этой ценности - основное направление и смысл деятельности специалиста. общество невозможно без людей и их взаимосвязей и взаимодействия. Поэтому система «человек-общество» представляет собой органичное, нерасторжимое единство. Субъективное, ситуативно обусловленное осмысление индивидуальным или массовым сознанием общества как ложной ценности или антиценности, обесценивание его в общественном и индивидуальном сознании неизбежно приводит к соответствующему обесцениванию коллективизма, солидарности, равенства, справедливости, отчуждению и разобщению людей, утрате ими некоторых важнейших родовых свойств и функций, ведет к одиночеству, распаду общности и, в конечном итоге, как показано Ф. Ницше, утрате ценности и человека как такового. Таким образом, высокая ценность общества обусловлена самой сущностью человека как социального существа и является вследствие этого рядоположенной с ценностью человека и равной этой ценности.

Реализация ценности как человека, так и общества невозможна вне деятельности, а деятельность предполагает возможность использования человеком своих способностей. Для организации деятельности человеку необходима определенная свобода, и чем большей свободой oбладает человек, тем в большей степени он может реализовать себя, свои способности, свою ценность. Свобода как возможность личности реализовать деятельность, образ жизни и мышления в условиях отсутствия внешнего целеполагания, на основе собственного ответственного выбора, считается одной из важнейших ценностей современного цивилизованного общества. На этом основании свобода деятельности становится важнейшим, необходимым условием фактической реализации ценности человека и общества. Пoэтому свoбода может быть признана в качестве следующей по рангу ценности.

Однако свобoда как таковая не всегда мoжет быть благоприятной по разным причинам: воздействие внешних неучтенных факторов(форс-мажорные обстоятельства), неверный выбор, совершенный человеком, недостаточная или чрезмерная активность и т.п. могут привести к тому, что реальный результат деятельности будет отрицательным для общества. Поэтому равно предоставляемая всем членам общества свобода может неравно ими использоваться и не обязательно приводить к благу человека и общества. Значит, даже в условиях достаточной свободы человек должен быть застрахован, защищен от негативных последствий собственных действий или бездействия и воздействия на него внешних факторов. Защищенность, будучи с одной стороны некоторым «ограничителем» безусловной свободы, с другой стороны становится одним из важнейших условий ее наиболее полной и всеобщей реализации и, следовательно, важнейшим условием, при наличии которого становится возможной наиболее полная реализация ценности человека.

Важным аспектом деятельности человека в социуме и организации общества является самоорганизация. Самоорганизация человеческого общества исторически происходит в виде развития разнообразных форм управления социальными процессами. Особенности самоорганизации общества связаны с понятием власти. Обладание властными полномочиями является основой для выполнения управленческих функций со всеми вытекающими отсюда привилегиями. Борьба за власть на различных уровнях общественной структуры составляет сущность политики в широком смысле этого слова — политической сферы общественной жизни. На высшем уровне структурной иерархии общества находится государственная власть. Исторически образуются и сменяют друг друга различные ее формы. В зависимости от их устройства и переустройства складываются различные варианты режима общественной жизни — от наведения жесткого порядка и сурового пресечения любых попыток его нарушения до анархии, дезорганизации и хаоса.

Ценность общества также реализуется в социальной работе: в результате взаимодействия с социальным работником человек включается в общественные отношения в новом качестве, выполняет доступные для него как уже привычные, так и новые социальные обязанности и роли, реализует имеющиеся возможности, рассматривая членов общества не как представителей враждебных группировок, находящихся в более выгодном положении в плане доступности благ и услуг, должностей и положений, а как партнеров, на том основании, что сама в состоянии выступать и в действительности выступает как полноценный и полноправный партнер. Социум в процессе этого пополняется активными личностями, способными к выполнению необходимых для них самих и для общества социально-значимых ролей и функций. Поэтому одним из важнейших результатов деятельности в социальной области может является активизация жизнедеятельности не только конкретной личности, но и общества в целом, уравновешенность общественных отношений, консолидация личностей для достижения общих целей - воссоздание, реконструкция самого общества на основе идеи гуманизма.

Особое значение имеет выделение специфических ценностей профессиональной социальной работы, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы в меньшей степени имеют самостоятельное значение для общества как основного заказчика деятельности, однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу, в первую очередь для представителей профессиональной группы социальных работников и их непосредственных клиентов, утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании социальных работников представляет большую важность. Среди особенностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др. Социальный работник, работая с человеком и помогая ему в решении различных проблем, всегда должен исходить из соображений блага этого человека и блага общества. 

Деятельность человека имеет определенную структуру, в соответствии с личными убеждениями, потребностями, социальной ролью и т.д. Обычно ее представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат.

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними..

Мотив - это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна. Человек далеко не всегда осознает мотивы своей деятельности, однако это не означает, что их нет. Мотив является конституирующим элементом деятельности. Именно поэтому в зависимости от содержания мотива выделяют отдельные виды деятельности. Например, игровая деятельность - игровой мотив, учебная деятельность - учебный мотив и т.д.

Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Например, токарь, вытачивающий на станке деталь, уже представляет ее мысленно. И это характерно для любой деятельности. Благодаря цели деятельность становится упорядоченной и предсказуемой. Она как бы концентрирует в одном направлении все усилия и ресурсы человека. Без цели, так же как и без мотива, деятельность невозможна, она превращается в неупорядоченный набор отдельных движений и поведенческих актов. Целостная деятельность состоит из системы отдельных, относительно самостоятельных действий, выстроенных в определенной временной последовательности. А все вместе они приводят к достижению цели всей деятельности. Например, даже такая простая и привычная деятельность, как удовлетворение пищевой потребности, включает в себя множество отдельных действий: посещение магазина, покупка продуктов, приготовление пищи, сервировка стола, прием пищи и др.

Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Действие является таковым лишь имея цель. Последняя выступает как основополагающий признак (свойство) действия, поэтому психологический анализ действия предполагает характеристику его цели.

Из этого можно сделать вывод, что отношения между структурными компонентами человеческой деятельности являются очень динамичными. При определенных условиях они могут трансформироваться друг в друга. Например, действие может превратиться в самостоятельную деятельность, если оно само станет притягательным для человека, то есть обретет мотивационные свойства. По мере многократного выполнения действия, его автоматизации и утраты цели оно становится операцией, входящей в состав другого действия. При деавтоматизации операция может стать целенаправленным действие.

В процессе социальной деятельности человека происходит творческое преобразование окружающей действительности в соответствии потребностями, мотивами и целями человека. Он не столько адаптируется к реальности, сколько адаптирует ее для себя. Этим человеческая деятельность отличается от поведения животных, которое является исключительно приспособительным по своему характеру. Современный человек живет не в естественном, а в искусственном, созданном им самим мире. В том числе и природа несет на себе печать воздействия человека( антропогенный фактор). Для преобразования объектов своей деятельности человек использует не только собственные естественные возможности, но и специально подготовленные инструменты или орудия.

Деятельность человека в обществе обладает способностью к развитию. Это выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних компонентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой) [8].

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией человека. Иначе говоря, он получает ее не по законам генетики как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т.д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выполнении человек прямо или косвенно соотносится с другими людьми, которые выступают как ее содеятели и соучастники. Особенно ярко и отчетливо это прослеживается в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда соприсутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью [11].

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов по заявленной теме доклада:

Во-первых, общество является сложной и многоуровневой системой, которая постоянно изменяется, развивается. Единицей этой системы является индивид.

Во-вторых, любая человеческая деятельность имеет четко определенную структуру, компоненты которой находятся под влиянием самой личности и зависят от ее особенностей.

В третьих, важной составляющей, которая влияет на деятельность любого индивида, является его ценность в обществе. От осознания своей ценности у любого индивида улучшается качество его деятельности, что приводит к благоприятным изменениям в обществе, появлению новых видов деятельности, самосовершенствованию групп индивидов или индивида в частности.

В-четвертых, социальная деятельность личности имеет способность к развитию и усовершенствованию. Это очень важно для развития социальных связей, отношений между людьми и прогресса всего общества.

Список литературы

  1.  Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. -112 с. 
  2.  Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. - М.: Наука, 1979. 284 с.
  3.  Беклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека. - М.: Молодая гвардия, 1993. - 112 с.
  4.  Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. - М.: Прогресс, 1992. - 115 с.
  5.  Выгорбина А.Е. Культура политического диалога и сотрудничества (социально-политический аспект). - М.: Вузовская книга, 1998. - 68 с.
  6.  Выгорбина А.Е. Этика внутриколлективных отношений. - М.: Вузовская книга, 1999. - 72 с.
  7.  Дробницкий О.Г. О нравственности. - М.: Наука, 1977. - 333 с.
  8.  Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 208 с.
  9.  Миренков В.И. Профессиональный долг. - Л.: Знание, 1986. - 165 с.
  10.  Миренков В.И. Профессия и мораль. - Л.: Знание, 1982. - 188 с.
  11.  Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. - Киев: Вiща школа, 1983. - 196 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3442. Снижаем налоговые штрафы. Инструкция для налогоплательщика 517 KB
  Правовые основы снижения сумм налоговых санкций Нормы, регулирующие вопросы снижения штрафов, примененных налоговыми органами, находят свое закрепление в различных объективных формах, выражениях, которые объединяются общим понятием "источни...
3443. Методика аудита расчетов с персоналом по оплате труда 254 KB
  В России аудит является новым направлением внешнего контроля за хозяйственной деятельностью предприятий. С развитием рыночных отношений в действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоят...
3444. Арбитражный процесс 3.79 MB
  В учебнике на основе современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты арбитражного процессуального права, в том числе вопросы международного гражданского (арбитражного) процесса и третейского разбирательства. Преимущество...
3445. Характеристики электропотребителей и системы электроснабжения микрорайона 899 KB
  Характеристики электропотребителей и системы электроснабжения микрорайона. Характеристика электроприемников городских электрических сетей. По характеру электропотребления и показателям электрической нагрузки все потребители города разбиваются на следующие группы.
3446. Эргономический анализ автомобиля Ford Fusion 1.4 MB
  Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его...
3447. Технологический процесс лесосечных работ и обработка сырья 38.04 KB
  Лесосечные работы при различных вариантах технологического процесса Технологическим процессом лесосечных работ называется совокупность приемов и способов заготовки древесного сырья на лесосеке. Технологический процесс состоит из ряда операций....
3448. Язык как система знаков особого рода 580.49 KB
  Ведение Словарь С.И. Ожегова о «языке» говорит нам следующее: Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного пони...
3449. Альбом по допускам и посадкам. Основные понятия, допуски, применение посадок, чертежи деталей 6.27 MB
  Пособие содержит справочные таблицы и альбом. В таблицах даны основные сведения (и числовые значения) по допускам и посадкам гладких соединений, допускам формы и расположения поверхностей, шероховатости и др., необходимые при проектировании...
3450. Гидравлика Лабораторный практикум 1.25 MB
  В практикуме представлены описания шестнадцати лабораторных работ по дисциплине «Гидравлика», каждая из которых включает краткую теорию, методические указания по выполнению и контрольные вопросы. Справочный материал вынесен в приложение. Словарь тер...