63893

Неформальный социальный контроль

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В научной литературе существует такой тип социального контроля как неформальный. Данный тип социального контроля является основанным на одобрении или же в зависимости от поступка осуждении друзей знакомых родственников учителей коллег и других социальных групп.

Русский

2014-06-26

37.5 KB

0 чел.

Мединская М.А.

г. Иркутск

Неформальный социальный контроль

Термин "социальный контроль"был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом. Он рассматривал его как важное средство исправления криминального поведения. Впоследствии Тард расширил определение этого термина и рассматривал социальный контроль как один из главных факторов социализации. В данное время под социальным контролем понимается механизм социальной регуляции, определенная совокупность средств и методов социального воздействия на человека.

В научной литературе существует такой тип социального контроля как неформальный. Данный тип социального контроля является основанным на одобрении или же в зависимости от поступка осуждении друзей, знакомых, родственников, учителей, коллег и других социальных групп. Выражается это в порицании, косых взглядах, публичном обсуждении и осуждении.

В прошлые времена на селе четко прослеживался неформальный социальный контроль. В то время все аспекты жизни сельчан контролировала сельская община. Общественное мнение выступало в качестве самого главного контролера. Мнение выражалось старейшинами села и требовало обязательного подчинения. И конечно же большую роль играла религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с обрядами, воспитывало в сельчанах чувство уважения к традициям народа.

Основными неформальными типами социального контроля по Кросби являются:

  1.  Социальное вознаграждение – необходимы для поощрения человека, выделяя его на фоне других, таким образом демонстрируя остальным определенный тип поведения или другие в т.ч. личностные качества, которые одобряет общество и та социальная группа, в которой на тот момент находится человек. Данный тип выражается в похвальных словах, кивках, улыбках и т.д.
  2.  Наказание – направлено на предотвращение девиантного поведения, недостойных поступков. Данный тип выражается в произношении замечания по отношению к человеку, демонстрация неодобрительного и недовольного взгляда, насмешки, угрозы и т.д.
  3.  Убеждение – направлено на пояснение и внушение человеку норм поведения, необходимых для дальнейшей социализации. Это наверно один из самых сложных типов социального контроля, поскольку в данном  случае требуется искусство убеждение оратора, и главное аргументированное убеждение и в последствии человеку потребуется не раз услышать от оратора доводы для изменения поведения. Систематическое убеждение способно скорректировать девиантное поведение человека.
  4.  Переоценка норм – на определенном этапе девиации рассматриваются с точки зрения социальной нормы. Ранее женщина выполняла роль домохозяйки, хранительницы домашнего очага. В ее задачи входило приготовление обеда, воспитание детей, уборка квартиры. Работающая женщина всегда осуждалась и муж ее тоже. Сейчас же уже сложно кого-то удивить тем, что женщина работает. Теперь женщины на некоторых должностях заменили мужчин.

Неформальный контроль в течении всей нашей жизни влияет на наш характер, наше поведение. Часто родители в силу своей занятости неспособны объяснить ребенку нормы поведения в обществе, и тогда общество само с использованием неформального социального контроля корректирует поведение ребенка. Оно само подсказывает что хорошо и что плохо. Характерной особенностью неформального контроля является «локальность», потому что чем больше группа, на которую происходит воздействие человека, тем минимальнее это отражается на поведении той группы, на которую направлено воздействие. Проще всего воздействовать на одного или двух людей большой группой людей. Игнорирование ребенка в школе классом очень ярко демонстрирует ребенку порицание коллектива и наиболее быстро сподвигает ребенка к активным действиям.

Основными инструментами неформального контроля являются насмешки, комплименты, бойкот и т.д.  Данными инструментами очень часто пользуются школьники в своем тесном классном круге, таким образом пытаясь из некоторых членов классного коллектива, которые не вписываются в общий коллектив, сделать себе похожих.

Агентами неформального контроля является определенный круг лиц, который влияет на характер, психо-физическое состояние человека, поведение. Семья – является первейшим институтом, в котором ребенок проходит неформальный социальный контроль. Одобрение или осуждение родственников способно в корне изменить поведение человека, а возможно и его дальнейшую жизнь. Хотя не всегда семья является авторитетом для ребенка, поскольку институт семьи в настоящее время утрачивает свои позиции и на его место приходят так называемые «свободные отношения».

Конечно трудно переоценить все влияние неформального социального контроля на членов общества. На нас с детства влияет семья, друзья, рассказывают нам о добре и зле. И по моему мнению, неформальный контроль все таки важнее формального, поскольку законы в нашей стране меняются, то, что дает семья человеку вечное и будет полезным в течении всей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61934. Организация обучения математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: Урок математики 23.25 KB
  Организация обучения математике учащихся специальной коррекционной школы VIII вида: Урок математики. Контроль и учёт состояния математической подготовки учащихся. Домашняя работа по математике содержание объем учет индивидуальных возможностей учащихся ее значение в системе математической подготовки школьников с нарушением интеллекта. готовность учащихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внимания учащихся; продолжительность этапа; проверка знаний учащихся домашнее задание: сочетание фронтальной и углубленной проверки...
61936. Народная праздничная одежда 19.59 KB
  Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...
61937. Оркестрова інтермедія написана Миколою Римським-Корсаковим 15.75 KB
  Ласкавинки посилаємо Працювати починаємо Перевірка готовності до уроку Любі діти сьогодні на уроці вам нічого не знадобиться тож відкладіть усе зайве сядьте рівнесенько і налаштуйтесь на плідну працю Повідомлення теми і мети уроку Вступне слово вчителя...
61938. Русская классическая музыка 17.12 KB
  Она ему так понравилась что он ее использовал в своем более крупном произведении который называется Концерт может кто-то скажет что такое концерт ответы детей Это произведение в котором солист и оркестр как бы соревнуются между собой.
61939. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе 14.77 KB
  Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока во время совершенствования ранее изученных упражнений и специальных двигательных навыков в основной части а также во время выполнения...
61940. Формирование общественного мнения отделением информации и общественных связей Управления внутренних дел по Владимирской области 412 KB
  Основная цель дипломной работы заключается в комплексном социологическом исследовании связей с общественностью органов внутренних дел как функции управления, а также выработке научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности пресс-службы органов внутренних дел Владимирской области посредствам формирования развитой системы социальных коммуникации.
61941. На пороге Экологической катастрофы 31.88 KB
  Цели: расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе; ознакомить с фактами уничтожения природы в России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность...