63893

Неформальный социальный контроль

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В научной литературе существует такой тип социального контроля как неформальный. Данный тип социального контроля является основанным на одобрении или же в зависимости от поступка осуждении друзей знакомых родственников учителей коллег и других социальных групп.

Русский

2014-06-26

37.5 KB

0 чел.

Мединская М.А.

г. Иркутск

Неформальный социальный контроль

Термин "социальный контроль"был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом. Он рассматривал его как важное средство исправления криминального поведения. Впоследствии Тард расширил определение этого термина и рассматривал социальный контроль как один из главных факторов социализации. В данное время под социальным контролем понимается механизм социальной регуляции, определенная совокупность средств и методов социального воздействия на человека.

В научной литературе существует такой тип социального контроля как неформальный. Данный тип социального контроля является основанным на одобрении или же в зависимости от поступка осуждении друзей, знакомых, родственников, учителей, коллег и других социальных групп. Выражается это в порицании, косых взглядах, публичном обсуждении и осуждении.

В прошлые времена на селе четко прослеживался неформальный социальный контроль. В то время все аспекты жизни сельчан контролировала сельская община. Общественное мнение выступало в качестве самого главного контролера. Мнение выражалось старейшинами села и требовало обязательного подчинения. И конечно же большую роль играла религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с обрядами, воспитывало в сельчанах чувство уважения к традициям народа.

Основными неформальными типами социального контроля по Кросби являются:

  1.  Социальное вознаграждение – необходимы для поощрения человека, выделяя его на фоне других, таким образом демонстрируя остальным определенный тип поведения или другие в т.ч. личностные качества, которые одобряет общество и та социальная группа, в которой на тот момент находится человек. Данный тип выражается в похвальных словах, кивках, улыбках и т.д.
  2.  Наказание – направлено на предотвращение девиантного поведения, недостойных поступков. Данный тип выражается в произношении замечания по отношению к человеку, демонстрация неодобрительного и недовольного взгляда, насмешки, угрозы и т.д.
  3.  Убеждение – направлено на пояснение и внушение человеку норм поведения, необходимых для дальнейшей социализации. Это наверно один из самых сложных типов социального контроля, поскольку в данном  случае требуется искусство убеждение оратора, и главное аргументированное убеждение и в последствии человеку потребуется не раз услышать от оратора доводы для изменения поведения. Систематическое убеждение способно скорректировать девиантное поведение человека.
  4.  Переоценка норм – на определенном этапе девиации рассматриваются с точки зрения социальной нормы. Ранее женщина выполняла роль домохозяйки, хранительницы домашнего очага. В ее задачи входило приготовление обеда, воспитание детей, уборка квартиры. Работающая женщина всегда осуждалась и муж ее тоже. Сейчас же уже сложно кого-то удивить тем, что женщина работает. Теперь женщины на некоторых должностях заменили мужчин.

Неформальный контроль в течении всей нашей жизни влияет на наш характер, наше поведение. Часто родители в силу своей занятости неспособны объяснить ребенку нормы поведения в обществе, и тогда общество само с использованием неформального социального контроля корректирует поведение ребенка. Оно само подсказывает что хорошо и что плохо. Характерной особенностью неформального контроля является «локальность», потому что чем больше группа, на которую происходит воздействие человека, тем минимальнее это отражается на поведении той группы, на которую направлено воздействие. Проще всего воздействовать на одного или двух людей большой группой людей. Игнорирование ребенка в школе классом очень ярко демонстрирует ребенку порицание коллектива и наиболее быстро сподвигает ребенка к активным действиям.

Основными инструментами неформального контроля являются насмешки, комплименты, бойкот и т.д.  Данными инструментами очень часто пользуются школьники в своем тесном классном круге, таким образом пытаясь из некоторых членов классного коллектива, которые не вписываются в общий коллектив, сделать себе похожих.

Агентами неформального контроля является определенный круг лиц, который влияет на характер, психо-физическое состояние человека, поведение. Семья – является первейшим институтом, в котором ребенок проходит неформальный социальный контроль. Одобрение или осуждение родственников способно в корне изменить поведение человека, а возможно и его дальнейшую жизнь. Хотя не всегда семья является авторитетом для ребенка, поскольку институт семьи в настоящее время утрачивает свои позиции и на его место приходят так называемые «свободные отношения».

Конечно трудно переоценить все влияние неформального социального контроля на членов общества. На нас с детства влияет семья, друзья, рассказывают нам о добре и зле. И по моему мнению, неформальный контроль все таки важнее формального, поскольку законы в нашей стране меняются, то, что дает семья человеку вечное и будет полезным в течении всей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47818. ОСНОВЫ ПРАВА 891 KB
  Теория права. Признаки государства: Наличие особой публичной власти не совпадающей с основным населением особый аппарат управления и принуждения Территориальная организация населения государство защищает интересы каждого субъекта находящегося на его территории в отличие от власти в догосударственный период когда интересы субъекта защищались либо по признаку принадлежности к данному сообществу либо по признаку родства Наличие права Налоги обязательные платежи с субъектов идущие в т. на содержание âпубличной властиâ...
47819. Інвестування. Навчально-методичний посібник 789 KB
  Рецензенти: РВВ ЖДТУ Житомир 2005 ВСТУП Мета і завдання дисципліни її місце у навчальному процесі Актуальним завданням на сьогодні є розвиток інвестиційної діяльності спрямованого на створення привабливого інвестиційного середовища та суттєвого нарощування обсягів інвестицій. Разом з тим річні обсяги інвестицій в Україні поки ще залишаються на низькому рівні через велику низку причин: несприятливий інвестиційний клімат нерозвинутість фондового ринку та фінансовокредитної системи високий податковий тиск неефективне використання...
47821. Художественные направления, течения и школы в литературе ХХ века. Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении 61.5 KB
  Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении. Открыть и разрешить вопрос соотношения модеонизма и постмодернизма. Воникновение и развитие постмодернизма. Попарт сегодня предстает как переход от модернизма к постмодернизму.
47823. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа 1.44 MB
  Рэкамендавана да выдання Камісіяй па прыёмцы і атэстацыі электронных версій вучэбных і вучэбна-метадычных матэрыялаў Акадэмii кiравання пры Прэзiдэнце Рэспублiкi Беларусь
47824. Экологические проблемы России. Источники загрязнений. Классификация загрязнений 6.4 MB
  Она влияет на атмосферу потребление кислорода выбросы газов влаги и твердых частиц гидросферу потребление воды создание искусственных водохранилищ сбросы загрязненных и нагретых вод жидких отходов и на литосферу потребление ископаемых топлив изменение ландшафта выбросы токсичных веществ. Загрязненные сточные воды в основном содержат минеральные вещества 90 от массы загрязняющих веществ взвешенные вещества 9 нефтепродукты 02. Основными водопользователями являются атомные электростанции АЭС их доля в водопотреблении...
47825. Theoretical Grammar 219 KB
  Language is a system of means of expression. It includes units of different levels. So L is hierarchical in structure. L is the source that all speakers use in order to express what they need. So it is one for all, it’s social. L exists in our mind as knowledge, so it is ideal (abstract)
47826. Специфика профессиональной деятельности преподавателя 497.5 KB
  Понятие профессиональной педагогической деятельности. Структура и основные компоненты педагогической деятельности.Педагогические способности в структуре педагогической деятельности.