63893

Неформальный социальный контроль

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В научной литературе существует такой тип социального контроля как неформальный. Данный тип социального контроля является основанным на одобрении или же в зависимости от поступка осуждении друзей знакомых родственников учителей коллег и других социальных групп.

Русский

2014-06-26

37.5 KB

1 чел.

Мединская М.А.

г. Иркутск

Неформальный социальный контроль

Термин "социальный контроль"был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом. Он рассматривал его как важное средство исправления криминального поведения. Впоследствии Тард расширил определение этого термина и рассматривал социальный контроль как один из главных факторов социализации. В данное время под социальным контролем понимается механизм социальной регуляции, определенная совокупность средств и методов социального воздействия на человека.

В научной литературе существует такой тип социального контроля как неформальный. Данный тип социального контроля является основанным на одобрении или же в зависимости от поступка осуждении друзей, знакомых, родственников, учителей, коллег и других социальных групп. Выражается это в порицании, косых взглядах, публичном обсуждении и осуждении.

В прошлые времена на селе четко прослеживался неформальный социальный контроль. В то время все аспекты жизни сельчан контролировала сельская община. Общественное мнение выступало в качестве самого главного контролера. Мнение выражалось старейшинами села и требовало обязательного подчинения. И конечно же большую роль играла религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с обрядами, воспитывало в сельчанах чувство уважения к традициям народа.

Основными неформальными типами социального контроля по Кросби являются:

  1.  Социальное вознаграждение – необходимы для поощрения человека, выделяя его на фоне других, таким образом демонстрируя остальным определенный тип поведения или другие в т.ч. личностные качества, которые одобряет общество и та социальная группа, в которой на тот момент находится человек. Данный тип выражается в похвальных словах, кивках, улыбках и т.д.
  2.  Наказание – направлено на предотвращение девиантного поведения, недостойных поступков. Данный тип выражается в произношении замечания по отношению к человеку, демонстрация неодобрительного и недовольного взгляда, насмешки, угрозы и т.д.
  3.  Убеждение – направлено на пояснение и внушение человеку норм поведения, необходимых для дальнейшей социализации. Это наверно один из самых сложных типов социального контроля, поскольку в данном  случае требуется искусство убеждение оратора, и главное аргументированное убеждение и в последствии человеку потребуется не раз услышать от оратора доводы для изменения поведения. Систематическое убеждение способно скорректировать девиантное поведение человека.
  4.  Переоценка норм – на определенном этапе девиации рассматриваются с точки зрения социальной нормы. Ранее женщина выполняла роль домохозяйки, хранительницы домашнего очага. В ее задачи входило приготовление обеда, воспитание детей, уборка квартиры. Работающая женщина всегда осуждалась и муж ее тоже. Сейчас же уже сложно кого-то удивить тем, что женщина работает. Теперь женщины на некоторых должностях заменили мужчин.

Неформальный контроль в течении всей нашей жизни влияет на наш характер, наше поведение. Часто родители в силу своей занятости неспособны объяснить ребенку нормы поведения в обществе, и тогда общество само с использованием неформального социального контроля корректирует поведение ребенка. Оно само подсказывает что хорошо и что плохо. Характерной особенностью неформального контроля является «локальность», потому что чем больше группа, на которую происходит воздействие человека, тем минимальнее это отражается на поведении той группы, на которую направлено воздействие. Проще всего воздействовать на одного или двух людей большой группой людей. Игнорирование ребенка в школе классом очень ярко демонстрирует ребенку порицание коллектива и наиболее быстро сподвигает ребенка к активным действиям.

Основными инструментами неформального контроля являются насмешки, комплименты, бойкот и т.д.  Данными инструментами очень часто пользуются школьники в своем тесном классном круге, таким образом пытаясь из некоторых членов классного коллектива, которые не вписываются в общий коллектив, сделать себе похожих.

Агентами неформального контроля является определенный круг лиц, который влияет на характер, психо-физическое состояние человека, поведение. Семья – является первейшим институтом, в котором ребенок проходит неформальный социальный контроль. Одобрение или осуждение родственников способно в корне изменить поведение человека, а возможно и его дальнейшую жизнь. Хотя не всегда семья является авторитетом для ребенка, поскольку институт семьи в настоящее время утрачивает свои позиции и на его место приходят так называемые «свободные отношения».

Конечно трудно переоценить все влияние неформального социального контроля на членов общества. На нас с детства влияет семья, друзья, рассказывают нам о добре и зле. И по моему мнению, неформальный контроль все таки важнее формального, поскольку законы в нашей стране меняются, то, что дает семья человеку вечное и будет полезным в течении всей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45743. Аристотель. «Категории» 29.5 KB
  Далее Аристотель сообщает о категориях или предикатах выделяемых на основании того как тот или иной предикат относится к сущности вещи.10 категорий главы 410Десятью категориями или наиболее общими родами классами являются по списку главы 4: Субстанции или сущность Слово предикат означает предикат сущности если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём кроме себя не основана. Количество сколько пространственночисловые характеристики вещи. Эти свойства не совпадают с природой сущностью вещи.
45744. Бахтин. Эстетика словесного творчества 28.5 KB
  Содержание: 1От составителя 2 Искусство и ответственность 3Автор и герой в эстетической деятельности 4Проблема отношения автора к герою 5Пространственная форма героя 6Временное целое героя проблема внутреннего человека души 7 Смысловое целое героя 8 Проблема автора 9 Из книги Проблемы творчества Достоевского 10 Постановка проблемы романа воспитания 11 Проблема речевых жанров I . Опыт философского анализа 13 К переработке книги о Достоевском 14 Из записей 1970 1971 годов 15К методологии гуманитарных наук В книге...
45745. Символический обмен и смерть 23.5 KB
  Установив этот факт Бодрийяр деконструирует оппозиции заявляя что принцип симуляции правит нами сегодня вместо прежнего принципа реальности. Этот эффект получил название эмансипации знака или симуляции которая характеризует современную эпоху. Отсюда Бодрийяр делает вывод что ни представительная демократия ни социальная революция в эру симуляции невозможна.
45746. Бэкон. Новый органон 28 KB
  Фрэнсис Бэкон 15611626 основатель современного индуктивного метода. Бэкон верил что он имеет метод при помощи которого индукция сможет сделать нечто большее чем это. Одна из наиболее знаменитых частей философии Бэкона это его перечисление того что он называет идолами под которыми подразумевает плохие привычки ума которые приводят людей к ошибкам.Индуктивный метод Бэкона ошибочен изза того что он недостаточно подчеркивал значение гипотез.
45747. Философия Макса Вебера 42.5 KB
  Макс Вебер отмечает несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей. Книга включает 2 части 5 глав: Постановка проблемы Предварительные замечания и 3 главы; Профессиональная этика аскетического протестантизма 2 главы Вебер социолог. Вебера показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития духа капитализма утверждая что в странах где эти ценности доминировали быстрее и легче утверждались капиталистические отношенияъВ книге М. Вебера âПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ...
45748. Философские исследования 33.5 KB
  Философские исследования - одна из двух наряду с Логико-философским трактатом важнейших работ крупнейшего философа XX века Людвига Витгенштейна суммирующая его поздние взгляды. В отличие от Трактата в данной работе объектом исследования Витгенштейна выступает не идеальный язык язык как картина мира который есть всё то что происходит а обыденный язык человеческого общения. Идеи Витгенштейна нашли отражение и в философии постмодернизма. Кроме того влияние Философских исследований прослеживается в современной литературе...
45749. Истина и метод 25 KB
  Истина и метод Whrheit und Methode 1960. Как и в сфере искусства в историческом познании истина раскрывается не только в научных суждениях выносимых с воображаемой дистанции по отношению к предмету и обеспеченных определенными правилами метода но и благодаря вовлеченности познающего в целостность исторического процесса который самим познающим и совершается. Эстетическая равно как и историческая истина есть истина которую совершают осуществляют.
45750. Гегель. Наука Логики 27.5 KB
  Наука Логики. В этом смысле наука логики есть изложение самой Абсолютной Идеи в ее необходимом развертывании. Именно в этом смысле Наука логики является фундаментом всей системы гегелевской философии. Следует заметить что Наука логики не опровергает формальную логику но по замыслу Гегеля развивает понимание логического до уровня спекулятивного.
45751. Гегель. Кто мыслит абстрактно? 31.5 KB
  Кто мыслит абстрактно в ней речь идетде о метафизике. доказывается что какие бы то ни было объяснения на этот счет совершенно излишни: именно потому что свет прекрасно знает что такое абстрактное он его и избегает. в добропорядочном обществе каждый из присутствующих прекрасно знает что значит мыслить и что такое абстрактно а именно в таком обществе мы и находимся. Вопрос стало быть заключается только в том чтобы показать на того кто мыслит абстрактно.