63893

Неформальный социальный контроль

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В научной литературе существует такой тип социального контроля как неформальный. Данный тип социального контроля является основанным на одобрении или же в зависимости от поступка осуждении друзей знакомых родственников учителей коллег и других социальных групп.

Русский

2014-06-26

37.5 KB

0 чел.

Мединская М.А.

г. Иркутск

Неформальный социальный контроль

Термин "социальный контроль"был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом. Он рассматривал его как важное средство исправления криминального поведения. Впоследствии Тард расширил определение этого термина и рассматривал социальный контроль как один из главных факторов социализации. В данное время под социальным контролем понимается механизм социальной регуляции, определенная совокупность средств и методов социального воздействия на человека.

В научной литературе существует такой тип социального контроля как неформальный. Данный тип социального контроля является основанным на одобрении или же в зависимости от поступка осуждении друзей, знакомых, родственников, учителей, коллег и других социальных групп. Выражается это в порицании, косых взглядах, публичном обсуждении и осуждении.

В прошлые времена на селе четко прослеживался неформальный социальный контроль. В то время все аспекты жизни сельчан контролировала сельская община. Общественное мнение выступало в качестве самого главного контролера. Мнение выражалось старейшинами села и требовало обязательного подчинения. И конечно же большую роль играла религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с обрядами, воспитывало в сельчанах чувство уважения к традициям народа.

Основными неформальными типами социального контроля по Кросби являются:

  1.  Социальное вознаграждение – необходимы для поощрения человека, выделяя его на фоне других, таким образом демонстрируя остальным определенный тип поведения или другие в т.ч. личностные качества, которые одобряет общество и та социальная группа, в которой на тот момент находится человек. Данный тип выражается в похвальных словах, кивках, улыбках и т.д.
  2.  Наказание – направлено на предотвращение девиантного поведения, недостойных поступков. Данный тип выражается в произношении замечания по отношению к человеку, демонстрация неодобрительного и недовольного взгляда, насмешки, угрозы и т.д.
  3.  Убеждение – направлено на пояснение и внушение человеку норм поведения, необходимых для дальнейшей социализации. Это наверно один из самых сложных типов социального контроля, поскольку в данном  случае требуется искусство убеждение оратора, и главное аргументированное убеждение и в последствии человеку потребуется не раз услышать от оратора доводы для изменения поведения. Систематическое убеждение способно скорректировать девиантное поведение человека.
  4.  Переоценка норм – на определенном этапе девиации рассматриваются с точки зрения социальной нормы. Ранее женщина выполняла роль домохозяйки, хранительницы домашнего очага. В ее задачи входило приготовление обеда, воспитание детей, уборка квартиры. Работающая женщина всегда осуждалась и муж ее тоже. Сейчас же уже сложно кого-то удивить тем, что женщина работает. Теперь женщины на некоторых должностях заменили мужчин.

Неформальный контроль в течении всей нашей жизни влияет на наш характер, наше поведение. Часто родители в силу своей занятости неспособны объяснить ребенку нормы поведения в обществе, и тогда общество само с использованием неформального социального контроля корректирует поведение ребенка. Оно само подсказывает что хорошо и что плохо. Характерной особенностью неформального контроля является «локальность», потому что чем больше группа, на которую происходит воздействие человека, тем минимальнее это отражается на поведении той группы, на которую направлено воздействие. Проще всего воздействовать на одного или двух людей большой группой людей. Игнорирование ребенка в школе классом очень ярко демонстрирует ребенку порицание коллектива и наиболее быстро сподвигает ребенка к активным действиям.

Основными инструментами неформального контроля являются насмешки, комплименты, бойкот и т.д.  Данными инструментами очень часто пользуются школьники в своем тесном классном круге, таким образом пытаясь из некоторых членов классного коллектива, которые не вписываются в общий коллектив, сделать себе похожих.

Агентами неформального контроля является определенный круг лиц, который влияет на характер, психо-физическое состояние человека, поведение. Семья – является первейшим институтом, в котором ребенок проходит неформальный социальный контроль. Одобрение или осуждение родственников способно в корне изменить поведение человека, а возможно и его дальнейшую жизнь. Хотя не всегда семья является авторитетом для ребенка, поскольку институт семьи в настоящее время утрачивает свои позиции и на его место приходят так называемые «свободные отношения».

Конечно трудно переоценить все влияние неформального социального контроля на членов общества. На нас с детства влияет семья, друзья, рассказывают нам о добре и зле. И по моему мнению, неформальный контроль все таки важнее формального, поскольку законы в нашей стране меняются, то, что дает семья человеку вечное и будет полезным в течении всей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4470. Основи теорії держави і права 181.5 KB
  Основи теорії держави і права Ознайомити студентів із поняттям держави і права, їх ознаками, закономірностями виникнення, основними теоріями походження та функціями. Охарактеризувати форми держави і права,поняття та ознаки г...
4471. Основи Конституційного права України 180.5 KB
  Основи Конституційного права України. Мета заняття.Ознайомити студентів із основами конституційного права України, загальними засадами конституційного ладу, народовладдям та формами його здійснення. Охарактеризувати види виборів та головні при...
4472. Основи Цивільного права 223 KB
  Основи Цивільного права Мета заняття.Ознайомити студентів із основами цивільного права, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, суб’єктами та об’єктами цивільно-правових відносин, суттю права власності та формами його захи...
4473. Основи трудового права України 281 KB
  Основи трудового права України Мета заняття.Ознайомити студентів із трудовим правом, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, колективним та трудовим договорами, робочим часом та часом відпочинку, підставами та порядком звільнення з ...
4474. Основи фінансового та банківського права 129.5 KB
  Основи фінансового та банківського права. Ознайомити студентів із основами фінансового та банківського права, їх джерелами та відносинами, що ними регулюються, суб'єктами та об'єктами цивільно-правових відносин, суттю пра...
4475. Основи адміністративного права України 103.5 KB
  Основи адміністративного права України Мета заняття.Ознайомити студентів із особливостями адміністративного права, адміністративними правопорушеннями та адміністративною відповідальністю. Дати загальну характеристику Кримінального кодексу Укра...
4476. Основи кримінального права України 143.5 KB
  Основи кримінального права України Мета заняття.Ознайомити студентів із особливостями кримінального права, адміністративними правопорушеннями та адміністративною відповідальністю. Дати загальну характеристику Кримінального кодексу України. Оха...
4477. Основи сімейного права України 131 KB
  Основи сімейного права України Мета заняття. Ознайомити студентів із основами сімейного законодавства, порядком укладання та розірвання шлюбу, особистими та майновими правами подружжя, взаємними правами та обов’язками батьків і дітей. Дати...
4478. Правоохоронна і правозахисна діяльність 180 KB
  Правоохоронна і правозахисна діяльність Мета заняття.Ознайомити студентів із завданнями та структурою судової влади. Дати характеристику судоустрою та судочинства. Охарактеризувати правоохоронну діяльність, правоохоронні та правозахисні органи...