63894

Арт-менеджмент и управление социокультурным образовательным пространством

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В современной политической и социально-экономической ситуации формируются новые культурологические подходы к системе менеджмента качества социокультурного процесса и обеспечения конкурентоспособности специалистов художественного профиля...

Русский

2014-06-26

83 KB

1 чел.

Костылев С.В.

г. Красноярск

Арт-менеджмент и управление социокультурным образовательным пространством

В современной политической и социально-экономической ситуации формируются новые культурологические подходы к системе менеджмента качества социокультурного процесса и обеспечения конкурентоспособности специалистов художественного профиля; динамике и принципам профессионального самоопределения молодежи; применению основных положений теории управления на практике; методам и технологиям принятия эффективных решений в управлении художественно-творческой, рекреационно-развивающей и культурно-просветительской деятельностью организаций и учреждений культурно-досугового типа.

Член-корреспондент Российской академии наук, доктор культурологии А.С. Запесоцкий к числу актуальных социально-культурных проблем молодежи, связанных с мировоззренческой, идеологической, духовно-нравственной сферами бытия, относит:

  •  отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи;
  •  разрушение механизма духовной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных основ и традиционных форм общественной морали;
  •  снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям;
  •  падение престижа образования как формы личной самореализации;
  •  низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем;
  •  трудности профессионального самоопределения, неадекватная профессиональная ориентация, смещение интересов молодежи в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д. [1, с. 209].

Данные проблемы постоянно актуализируют вопросы социокультурных оснований арт-менеджмента как комплексной системы управления и реализации программ сохранения и развития сферы культуры и искусства, её традиционных и инновационных форм с использованием возможностей управленческих технологий.

Термин «Арт-менеджмент» состоит из двух частей: «Арт» (англ. art – искусство) и «Менеджмент» (англ. management – управление, заведование, организация) и имеет непосредственное отношение к процессам управления в сфере культуры и искусства, развития и изменения художественной практики.

По мнению Г.Н. Новиковой арт-менеджмент можно определить как профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллективов организации (продюсерского центра, фирмы) [5, с. 22].  

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечает, что одним из приоритетных направлений в культурной политике России является обеспечение подготовки кадров в сфере искусствоведения, культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих высших учебных заведений отрасли; развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства; укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства.

Следовательно, комплексное решение задач по подготовке квалифицированных кадров для сферы культуры и искусства должно быть возложено на социокультурное образовательное пространство, направленное на проектирование, разработку и внедрение инновационных педагогических технологий обучения, воспитания и развития; формирование у субъектов образовательного процесса профессиональных и личностных компетенций.

В современных условиях между образовательным и культурным пространством существует диалектическая взаимосвязь, проявляющаяся в двуедином синергетическом процессе формирования специалистов художественного и гуманитарного профиля, владеющих способностью осуществлять интеллектуально-познавательное, духовно-нравственное и художественно-эстетическое саморазвитие и самоусовершенствование, постоянно и систематически повышать свою квалификацию и уровень профессионального мастерства.

Социокультурное образовательное пространство можно определить как совокупность благоприятных условий, направленных на сохранение культурного наследия и образовательных сред, обеспечивающих качество педагогического процесса, развитие базовых культурных и художественных ценностей, компетентностей и творческих способностей.

Важной составляющей социокультурного образовательного пространства выступает система подготовки кадров для сферы культуры и искусства, поскольку необходимость формирования высококвалифицированных специалистов художественного профиля декларируется во многих нормативных документах, программах, научных и популярных публикациях, посвященных проблеме профессионального становления молодежи.

Согласно определению Б.А. Райзберга, подготовка и переподготовка кадров является свободно избранной формой занятости граждан, дающая им возможность удовлетворить потребности в изучении и повышении профессионального мастерства, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, обеспечить более высокую профессиональную мобильность, занятость, социальную защищенность; представляет собой часть системы непрерывного образования [7, с. 373].

По мнению А.Я. Флиера, один из профилей культурологических исследований по институциональным проблемам социокультурной деятельности связан с вопросами подготовки профессиональных кадров для работы в сфере культуры. Он отмечает два основных направления:

  •  подготовка кадров для художественной деятельности (непосредственно творческой – художников, музыкантов, танцоров, театральных и кинорежиссеров и т. п.; художественно-теоретической – критиков, историков и теоретиков искусства, исследователей-фольклористов и пр.; вспомогательной – технических работников театров, киностудий, телевидения, художественных менеджеров, аукционеров, и др., а также преподавателей и руководителей для сферы художественной самодеятельности);
  •  подготовка кадров для работы в учреждениях культуры нехудожественного профиля (библиотечных, музейных, клубных работников, постановщиков спортивно-зрелищных мероприятий, социальных педагогов и т. п.), а также преподавателей многочисленных художественных и нехудожественных дисциплин для учебных заведений отрасли [9 с. 81].

В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

В решении данных проблем важная роль принадлежит арт-менеджменту, представляющему собой в условиях региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства комплексную технологическую систему управленческой деятельности, ориентированную на выявление и тиражирование актуальных социокультурных педагогических, художественных технологий и образовательных ресурсов, инновационных методик и современных практик, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие профессионально-образовательной среды, направленной на формирование конкурентоспособных и высококвалифицированных специалистов.

В Красноярском крае основой организационно-управленческого, учебно-воспитательного, программно-методического и кадрового обеспечения системы художественного и гуманитарного образования в сфере культуры является достаточно развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:

  •  126 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей: музыкальные и художественные школы, Школы искусств;
  •  6 краевых государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования: «Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова–Радкевича», «Красноярский краевой библиотечный техникум», «Красноярское художественное училище (техникум) имени В.И. Сурикова», «Красноярский хореографический колледж», «Красноярский краевой колледж культуры и искусства», «Норильский колледж искусств»;
  •  краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры»;
  •  2 федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования: «Красноярская государственная академия музыки и театра», «Красноярский государственный художественный институт» [4].

Кафедры культурологии, искусствоведения, рекламы и социально-культурной деятельности Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» в течение многих лет ведут целенаправленную подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для системы культуры и искусства Красноярского края через реализацию ряда основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры: «Искусства и гуманитарные науки»; «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «История искусств» [3, с. 427].

В современных условиях учебные заведения социокультурного профиля, развивающиеся как открытые культурно-образовательные системы, должны гибко реагировать на импульсы внешнего пространства, меняющуюся социально-культурную ситуацию, потребности рынка труда, образовательные запросы различных категорий населения.

Развивая образовательные учреждения сферы культуры, общество и государство предъявляют к ним всё более высокие требования, в том числе к уровню формирования общих и профессиональных компетенций выпускников. Утвержденные и введенные в действие Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки для сферы культуры и искусства предусматривают требования к условиям реализации, структуре и результатам освоения основных образовательных программ и включают в себя подготовку к различным видам профессиональной деятельности, в том числе к организационно-управленческой работе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наряду с творческо-производственной, научно-исследовательской, педагогической, экспертно-аналитической, проектной, культурно-просветительской видами профессиональной деятельности, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предъявляют требования к освоению студентами направлений подготовки для сферы культуры и искусства организационно-управленческой компетенцией.

Региональная система подготовки кадров для сферы культуры и искусства базируется на гуманистическом и культурологическом подходах, которые предполагают создание организационно-управленческих и психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков участников образовательного процесса, их духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры.

Следовательно, региональную систему подготовки кадров для отрасли культуры и искусства можно определить как целостную образовательную инфраструктуру, обеспечивающую формирование и выпуск высококвалифицированных кадров для социально-экономической, государственно-политической и социокультурной сферы и включающую в себя: профессиональную ориентацию и адаптацию; образовательные программы и учебные планы; федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования; сеть учебных заведений, осуществляющих педагогическую деятельность в области профессионального и дополнительного образования; научно-исследовательские и учебно-методические формирования и объединения; органы управления культурой и образованием.

Актуальным в данной статье является анализ подготовки кадров для сферы культуры и искусства с позиций системного подхода, поскольку система является таковой и функционирует в соответствии со своим назначением только в том случае, если она задана в нескольких измерениях, основными из которых являются её взаимодействие с внешним пространством структурность, открытость и целостность.

Основное качество организации системы, как известно, состоит в несводимости свойств системы к свойствам составляющих её элементов. Целостность подготовки кадров художественного и гуманитарного профиля обеспечивается единством цели создания всех составляющих его подсистем, структурных звеньев и органов управления, их функционирования и развития.

Существование любой системы возможно только во взаимодействии её с внешним пространством. Именно здесь система реализует своё назначение, здесь проверяется она на целостность. Если для осуществления внешнего взаимодействия достаточно свойств самих структурных элементов и внутри системы не выполняется никакой работы по их взаимодействию, то вряд ли можно считать такую систему целостной и актуальной вообще.

Взаимодействуя с пространством (формально и неформально), система подготовки кадров для сферы культуры и искусства реализует определенные функции, часть которых соответствует общему составу функций образования как общественного института:

  •  формирование профессионально-квалификационного состава населения;
  •  формирование культурно-художественной среды, способствующей духовно-нравственному, гражданско-патриотическому становлению и развитию личности и удовлетворению разнообразных социокультурных интересов, предпочтений, потребностей;
  •  формирование образовательных общностей и групп; их активное воспроизводство, позиционирование и продвижение;
  •  привитие образовательным общностям художественных и эстетических ценностей и норм, приемлемых способов участия в культурной жизни и проявления социокультурной активности.

Вместе с тем система подготовки кадров для сферы культуры и искусства является одним из культурно-образовательных институтов, осуществляющих социально-культурные функции, поскольку данные функции выполняет и система образования в целом. Особенности реализации этих функций зависят от конкретно-исторических условий, от ее ближайшего социально-экономического и культурного окружения.

Для того чтобы разобраться в содержании региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства, целесообразно определить, какое место этот компонент занимает в социокультурном образовательном пространстве, каковы его функции.

Основные функции современной системы подготовки кадров художественного и гуманитарного профиля можно представить следующим образом:

  1.  Функция передачи и распространения художественно-эстетических ценностей в обществе заключается в том, что, используя возможности образовательных технологий, происходит систематическая трансляция и трансмиссия норм, образцов, эталонов, ценностей от поколения к поколению.
  2.  Функция социокультурного изменения и развития осуществляется в процессе разработки проектов и программ, нацеленных на решение конкретных проблем региона на основе тесных интеграционных связей с научными учреждениями, результатом чего является улучшение качества подготовки специалистов.
  3.  Функция общественного отбора характеризует влияние системы подготовки кадров социокультурного профиля на размещение людей по различным социальным стратам. Данное воздействие на социально-профессиональный статус человека осуществляется тремя способами: реализацией контекста, в котором личность может демонстрировать свои способности; распределением по профессиям и специальностям; предоставлением возможности овладеть компетенциями, необходимыми при определенном статусе.
  4.  Функция социальной опеки ориентирована на содействие благополучию и самовыражению человеческой личности; достижению социальной справедливости; развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений.
  5.  Функция социокультурной адаптации и формирования адаптационных способностей направлена на активное приспособление личности или общности к определенным материальным условиям, ценностям, образцам, нормам художественной среды.

Особое место в структуре и содержании системы подготовки кадров культуры занимает такой важный компонент как социальная адаптация будущих выпускников, представляющая собой «процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими» [6, с. 267].

Социальная адаптация неоднородна по своей природе и состоит из двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, реализуемых в процессе организации разнообразной деятельности:

  •  профессиональная адаптация – процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций [8, с. 13];
  •  социально-культурная адаптация – процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом взаимодействии [2, с. 230]. 

Таким образом, социальная адаптация в системе подготовки кадров для социокультурной сферы – процесс и результат взаимодействия субъектов образовательного процесса с изменившимися социальными и профессиональными условиями жизнедеятельности при условии педагогической и социокультурной поддержки в их профессиональном становлении, формировании социальных и трудовых качеств, необходимых для конкретного вида деятельности и жизни в обществе.

Рассмотрев сущностные характеристики и принципы организации региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства как современного открытого культурно-образовательного института, можно утверждать, что такая система сохраняет свой главный признак – единство образовательного и культурного пространства. 

Следовательно, по своему социокультурному предназначению региональная система подготовки и повышения квалификации кадров в области культуры должна отвечать следующим основным требованиям: формировать коллективно и индивидуально значимые духовно-нравственные потребности, интересы, запросы обучающихся и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с общественными нормами; создавать условия для самореализации потенциала личности и социальных общностей; обеспечивать воспроизводство культурных и художественных образцов и практик.

Библиографический список:

  1.  Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2003. – 456 с.
  2.  Киселёва, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
  3.  Копцева Н.П. Материалы экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – № 3. – С. 426-465.
  4.  Костылев С.В., Копцева Н.П. Применение методов и технологий арт-менеджмента в социокультурном образовательном пространстве Красноярского края [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.
  5.  Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. – 178 с
  6.  Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим – Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  7.  Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. –  629 с.
  8.  Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
  9.  Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический Проект, 2000. 496 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18610. Иерархия математических моделей в САПР 82.5 KB
  Иерархия математических моделей в САПР Блочноиерархический подход к проектированию радиоэлектронных средств РЭС включает в качестве своей основы иерархию математических моделей. Деление моделей по иерархическим уровням уровням абстрагирования происходит по сте
18611. Автоматизация проектирования 41 KB
  Автоматизация проектирования Проектирование процесс составления описания необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта на основе первичного описания этого объекта и или алгоритма его функционирования. Проектирование сложный спе...
18612. Стадии проектирования САПР 29 KB
  Стадии проектирования САПР В России действует государственный стандарт на стадии проектирования САПР ГОСТ 34.60190. Существует и международный стандарт на стадии жизненного цикла программной продукции ISO12207:1995. Проектирование как процесс развивающийся во вр...
18613. Признаки и принципы САПР 29.5 KB
  Признаки и принципы САПР САПР характеризуют следующие признаки: 1. Тип. 2. Разновидность. 3. Сложность объекта проектирования. 4. Уровень. 5. Комплексность автоматизации проектирования. 6. Характер. 7. Число выпускаемых проектных документов. 8. Число уровней в с...
18614. Уровни систем САПР, примеры программных продуктов 32 KB
  Уровни систем САПР примеры программных продуктов Различают 3 типа САПР: высокого среднего низкого уровня €œтяжелые€ €средние€ €легкие€ соответственно различающиеся набором опций и предлагаемым интерфейсом. Практический смысл трехуровневой классификаци...
18615. Виды обеспечения САПР. Организационное обеспечение САПР 25.5 KB
  Виды обеспечения САПР Выделяют семь видов обеспечения САПР: 1 математическое; 2 программное; 3техническое; 4 информационное; 5 лингвистическое; 6 методическое; 7 организационное. Методическое обеспечение САПР Методическое обеспечение САПР докуме...
18616. Рентабельность предприятия 14.72 KB
  Рентабельность предприятия. Рентабельность предприятия показатель эффективности использования основных средств рассчитываемый как отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность представляет собой показатель экономической эф...
18617. Функции модема, виды модуляции и передачи данных модемом. Технология DSL 15.52 KB
  Функции модема виды модуляции и передачи данных модемом. Технология DSL/ Моде́м аббревиатура составленная из слов модулятордемодулятор устройство применяющееся в системах связи и выполняющее функцию модуляции и демодуляции. Модулятор осуществляет модуляцию то е
18618. Математическое моделирование. Основные соотношения математических моделей 13.56 KB
  Математическое моделирование. Основные соотношения математических моделей. Мат моде под ним понимается процесс установления соответствия данной реальной системе некоторого мат объекта называемого мат моделью и исследования этой модели позволяющее получить характе...