63896

Анализ феномена психопатологии на современном этапе развития общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В некоторых вопросах современная медицина в лице психологии и психотерапии с их технологическими нововведениями признают свое бессилие говоря о том что душа человека как и ее свойства нормальные и патологические до конца не изучены. Утверждают что человеческое сознание формируется в результате исторического развития...

Русский

2014-06-26

26.96 KB

0 чел.

Горожанкин М. А.

г. Владивосток

Анализ феномена психопатологии на современном этапе развития общества

До недавнего времени, на фоне технического процесса, научных открытий, достижений человечества, вопросы веры и религии, для общества, являлись незначительными, второстепенными. Идеализируя объяснения в рамках научных терминов, делая попытки абсолютизировать  рационально-материалистическую парадигму картины мира, человечество постепенно забывало о глубинном смысле происходящего как извне, так и внутри самих себя.

В некоторых вопросах современная медицина, в лице психологии и психотерапии, с их технологическими нововведениями, признают свое бессилие, говоря о том, что «душа» человека, как и ее свойства, нормальные  и патологические, до конца не изучены.  Если же мы обратимся к религиозным традициям, то можем наблюдать совершенно иные подходы изучения данных феноменов. Например, многие отцы христианской церкви посвятили свои жизни духовному опыту и изучению души и душевных недугов, порой противостоя им, пребывая в тяжелой борьбе с их точки зрения, нечистой силой, оставаясь при этом полностью психически здоровыми людьми, не теряя рассудка, сознания.

Сознание является высшей формой отражение действительности и также продуктом деятельности головного мозга. Специалисты  в области психиатрии [1,c. 132] утверждают, что человеческое сознание формируется в результате исторического развития, оно не только отражает происходящие события объективного мира, но и использует запас знаний для создания способов переделки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека. Для формирования сознания человека необходимо человеческое окружение, наличие общества. Здесь ни слова не говорится о духовной составляющей, как части формирования восприятия окружающей действительности, мотивации поступков, основанных на принципах или без них, иными словами сознанию.

С.С. Корсаков предпочитал использовать термин «Со-знание», подчеркивая этим сочетание знаний об окружающих явлениях и предметах, о самом себе, соотнесении этих знаний с накопленным человеческим опытом и способностью человека строить гипотезу на будущее, т.е. прогнозировать результаты будущей деятельности. С этимологической точки зрения можно выделить еще одну грань в понимании этого термина; приставка – «со», означает совместный. Совместный с нематериальной составляющей, духовным миром, абсолютом, то есть знания не только касающиеся физического мира, но и имманентного относительно нас. Нарушения сознания считаются патологией, значит нарушения связи совместного знания, общения, по аналогии с духовным миром, потеря высшего ориентира, как мерила и определяющей части полноценной жизни, осознания себя частью окружающей нас действительности, в целостном виде включая материальную и инобытийную сторону. К. Ясперс (1923) [3,с.532] сформулировал признаки синдромов нарушенного сознания: отрешенность от окружающего мира, дезориентировка, амнезия на период нарушенного сознания. Амнезия может быть тотальной и может касаться только определенных ситуаций, например больной не может вспомнить реальные события, но помнит некоторые болезненные переживания, как это наблюдается при делирии. То есть при амнезии человек действует не осознавая, не помня этого, по аналогии «выход из себя», ощущение того, что кто - то другой может управлять действиями, поступками, даже мыслями. В фидеистической традиции это явление называется одержимостью. В творчестве больных мы можем обнаружить ряд схожих черт, например, в рисунках большинства людей с диагнозом шизофрения, не знакомых друг с другом, принадлежащим разным возрастным категориям, мы можем найти религиозную символику оккультного толка.

На данный момент остро стоит вопрос о грани, где начинается одержимость и заканчивается патология или же это взаимоисключающие понятия. По моим наблюдениям патологией можно называть заболевания генетического характера, обусловленное наследственностью, но, по мнению религии и здесь человек должен находить в себе силы бороться с недугом или, по меньшей мере, принимать это как данность, испытание. Здесь на помощь человеку приходит фидеистическая традиция, так как медицина не в силах удовлетворить всех потребностей больного в данной ситуации.

В психологии патологией считается отсутствие критического мышления и восприятия, рационального линейного сознания. Чувственный, иррациональный мир оказывается за рамками понятийного аппарата определяющего здоровую личность. В исследованиях по данному вопросу мы можем найти лишь ссылки на эмоциональное состояние людей. Душевно – духовная составляющая для психиатрии остается неизвестной.

При психологических патологиях человек воспринимает мир фрагментарно, в данном случае мы можем говорить об обостренном восприятии разных фрагментов жизни материального и нематериального свойства.

В жизни человека выделяют кризисные переломные моменты, во время которых значительно увеличивается риск заболеваний. Эти периоды называются возрастными кризами: парапубертатный, препубертатный, пубертатный, климактерический [1,с.48]. Время, когда человек основательно пересматривает свою жизнь, ищет фундаментальные идеи, принципы, которых  нужно придерживаться для продолжения нормальной жизни, и если таки принципы не находятся, возникает повышенная вероятность развития психологических заболеваний. Говоря языком религии, эти «кризы» человека можно назвать духовным поиском. Гарри Стэк Салливан отмечал  важность различных этапов развития в жизни человека: младенчества (infancy), детства (childhood), ювенильной эры (juvenile era), предъюности (preadolescence), ранней юности (early adolescence), поздней юности (late adolescence) и зрелости (adulthood) [4].

Ряд ученых в вопросе классификации болезней придерживаются мнения, что существует некий «единый психоз» [1,с.49] который имеет лишь разные проявления, приобретая названия различных заболеваний. Следуя этой точки зрения можно заключить, что отправной пункт всех заболеваний один, и с религиозной точки зрения лежит вне видимого мира, в противном случае он не был бы столь всеохватывающим. Исследователи, такие как В. Гризенгер, К. Бонгёффер, Г. Оршанский в своих работах отметили, что состояние больного определяется не просто набором симптомов, а комплексом симптомов, объединенных общими закономерностями, и при развитии болезни происходит усложнение этих комплексов от более простых к более сложным [1,с.50],И.В. Давыдовскийй [1,с.53] и Джексон, доработали эту концепцию. А.В. Снежевский выделил 10 кругов развития этой единой болезни: 1) истощаемость психической деятельности; 2) субъективно осознаваемая измененность; 3) объективно определяемые изменения личности; 4) дисгармония личности включающая шизоидоизацию; 5) снижение энергетического потенциала; 6) снижение уровня личности; 7) регресс личности; 8) амнестические расстройства; 9) тотальное слабоумие; 10) психический маразм  [1,с.52]. Из этой классификации не трудно заметить, что в основе лежит духовно-душевное состояние человека, которое с ухудшением этого влечет за собой физиологические, клинические нарушения, в том числе и физического тела. Данная точка зрения была подвергнута широкой критике и была опровергнута некоторыми учеными психиатрами.

Авторы учебника по психиатрии относят [1,c. 108] чувство греховности к негативным проявлениям расстройств, отчасти приводящее к самоубийствам. Само по себе это чувство носит нейтральную окраску и является неким духовным напряжением, поиском решений, выхода. Поэтому негативным явлением данный «синдром» становится именно потому, что человек не получает духовного удовлетворения, которое можно получить в религии. Так же идеи самообвинения [1,с. 109] при депрессивном синдроме иногда достигают выраженности бреда. Больные убеждены, что они преступники, что вся их прошлая жизнь греховна, что они всегда совершали ошибки и недостойные поступки и теперь их ждет расплата. Религия дает возможность выхода из таких ситуаций, например, провозглашая спасение через участие в таинствах крещения, исповеди и причастия, обращение в истинную веру, и признание Аллаха Богом своим, следование Торе, путь освобождения через изучение вед, йоги и медитации. С фидеистической точки зрения данные ситуации не являются тупиковыми, в то время как медицина оказывается неспособной разрешить полностью данные проблемы.

Сейчас ощущается перевес научного подхода даже к тем вопросам, на которые не возможно ответить, используя как критерий призму научности, которая зачастую исключает инобытийный аспект. Стремление к равновесию взглядов, к освещению подобных проблем с разных сторон, на мой взгляд, является шагом к истинному пониманию происходящего. Религиозный посыл может вполне дополнять научный и наоборот, составляя целостную картину, преодолевая фрагментарное восприятие, утверждающий один подход, являющийся частью, как целое.

По моим наблюдениям, современное общество заражено некоторыми потенциальными разновидностями тех явлений, который религиозный человек мог бы назвать одержимостью. Среди прочих фанатичное увлечение азартными играми, популярными сегодня онлайн играми, и вообще продуктами интернета и СМИ, анимационным творчеством, в частности японского производства, больные пристрастия к пирсингу и татуировкам, беспорядочной половой жизни (free love), неоязычеству в крайнем проявлении. Так же можно отметить одержимость наукой, которая выражается в слепой вере в могущество человека, без помощи высших сил, абсолютизирование человеческого разума.  Эти факты обыденной, на первый взгляд  жизни, могут привести к зарождению патологий, если человек не может справиться с желанием и считает жизнь не возможной без этого.

Список литературы

  1. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медецина, 1995. – 608с.
  2. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии 1996. - 672с.
  3. Ясперс К. Общая психопатология / Седьмое издание 1959г. - 797с. Пер. с нем. -М.: Практика, 1997. - 1056 с.
  4. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. М: КСП+; СПб: Ювента, 1999. - 488 с.
  5. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems), 10й пересмотр, глава V (F) категории F00-F99 [электронный ресурс] URL: http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/99881/23/Zhidkova_-_Medicinskaya_statistika__konspekt_lekciii.html

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25072. Основні функції культури 32.5 KB
  Адаптаційна дає можливість кожному індивідууму який включається в процес функціонування і розвитку прилаштовуватися до існуючих в суспільстві оцінок і форм поведінки. Аксіологічна ціннісна дає можливість виробити ціннісні орієнтації людини коригувати норми поведінки та ідентифікувати себе у суспільстві. Нормативна відпрацьовування і поширення відповідних норм поведінки які суспільство диктує людині у відповідності з якими формується образ життя людей їх установки й ціннісні орієнтації способи поведінки.
25073. Християнство 52 KB
  Основу християнства становить учення про Боголюдину Ісуса Христа який щоб звільнити людей від первородного гріха прийняв смерть через розп'яття на хресті але воскрес вознісся на небо і обіцяв повернутись на землю вдруге У Судний день для того щоб судити живих і мертвих; за результатами Божого суду одних направити до Раю а інших – у пекло; Християнство зародилося на сході Римської імперії території сучасного Ізраїлю в Палестині в I ст. Мудра віра Ісуса привертала до Нього кращих людей ізраїльського народу. завіт договір назва...
25074. Исла́м 51 KB
  Слово ислам переводится как предание себя Богу покорность подчинение законам Аллаха. В арабском языке слово ислам отглагольное существительное образованное от глагола который означает быть благополучным спасаться сохраняться быть свободным. В шариатской терминологии ислам это полное абсолютное единобожие подчинение Аллаху Его приказам и запретам отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.
25075. Регулятив (регулятивний смисл) 37.5 KB
  Наявні в культурі регулятиви визначають прийняті в даній культурі норми поведінки і діяльності тобто вказують якими шляхами та засобами досягнення мети допустиме нормальне і навпаки. Культурні норми досить різноманітні. Норми культури мінливі. Разом з тим норми культури забезпечують надійність передбачуваність і загальнозрозумілість поведінки.
25076. Житейские знания 35.5 KB
  образцы стандарты в соответствии с которыми строятся знания о мире. В культуре сосуществуют три основных типа когнитивных познавательных процедур и соответственно три типа знания – житейское мистическое и рациональное. Житейские знания отражают вещи и явления с которыми люди сталкиваются в обычных жизненных условиях. Вера – это убеждение в истинности какоголибо знания при отсутствии доказательства его истинности.
25077. Застосування моральних критеріїв 35 KB
  Значні моральні колізії супроводжують і такі винаходи сучасної науки як трансплантація органів генна інженерія клонування. Практика трансплантації органів вийшла сьогодні з вузько експериментальних рамок на рівень звичайної медичної галузі. Проте в сучасній медицині триває процес розширення показань до різних видів пересадок що є одним з об'єктивних підстав того що однією із стійких особливостей сучасного суспільства стає дефіцит донорських органів Стан дефіциту донорських органів це хронічне невідповідність між їх попитом та...
25078. Моральні проблеми 31 KB
  Складними є моральні та правові проблеми зачаття людини. Народжених підстерігають хвороби і моральні випробування у стосунках між ними та медпрацівниками рідними близькими. Моральні проблеми які виникають до народження чи до зародження людини пов'язані з використанням нових репродуктивних технологій: штучної інсемінації екстракорпорального лат.
25079. Біоетика – нормативне знання 56 KB
  Прикладом такого розуміння евтаназії є введення летальної дози препарату термінальному хворому з метою полегшення тяжких страждань. Ще одна відмінність дуже важлива в дискусії з приводу евтаназії. Можливість такої евтаназії розглядається у пацієнтів не здатних приймати самостійні рішення наприклад душевнохворі. Якщо розглядати в сукупності випадки добровільної недобровільної евтаназії з випадками активної пасивної евтаназії можна виділити чотири різновиди евтаназії: 1 добровільна активна; 2 недобровільна активна; 3 добровільна пасивна;...
25080. Біоетика та евтаназія 33.5 KB
  Моральне добро – найбільш узагальнене імперативнооціночне поняття моралі і категорія етики яка виражає позитивне моральне значення явищ суспільного життя в їх співвіднесенні з етичним ідеалом. Добро – це все позитивно оцінюване моральною свідомістю при співвіднесенні з гуманістичними принципами тобто те що сприяє розвитку в людині і суспільстві людяності взаєморозуміння і згоди. Добро є виконання вимог моралі слідування моральному обов’язку.