63897

Институт детства – что дальше?

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Если сравнить прошлое и настоящее, детей современности и детей прошлого, детей XX века и детей начала XXI века, то мы заметим многие интересные черты. Предположим, что дети прошлого воспитывались в достаточно традиционной культуре...

Русский

2014-06-26

36.5 KB

0 чел.

Гришина С.В.

г. Самара

Институт детства – что дальше?

Что же такое социокультурные изменения? Многоаспектность и многогранность категории социокультурных изменений затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием «социальное изменение» описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации, захватывающие различные сферы жизни общества, характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами. Категория социальных изменений охватывает, таким образом, любые трансформации социальных структур, практик, возникновение новых или обеспечение функционирования прежних групп, форм взаимодействия и поведения.  Нам кажется, что значительным трансформациям в современном обществе подвержен институт детства. Современные процессы влияют на человека, перед нами появляется новый человек который способен эффективно функционировать в обществе. Изменения в социальной структуре порождают изменения и в институте детства. Современные дети открыты экспериментам и изменениям, они умеют экономить время, они технически подкованы уже с самых первых шагов в мир, они новые digital natives ( коренные жители цифрового общества) [2].

Если сравнить прошлое и настоящее, детей современности и детей прошлого, детей XX века и детей начала XXI века,  то мы заметим многие интересные черты. Предположим, что дети прошлого воспитывались в достаточно традиционной культуре, что подразумевает стабильность и ориентацию на сохранение традиций предков, современные же дети  воспитываются в культуре неоднородной, не упорядоченной.  В культурах старого типа, ориентированных на предков и традиции, пишет М.Мид, «прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей» [1]. Современное же состояние культуры выкидывает за рамки всё сложное, что было во взаимоотношениях природы и человека, теряет ядро. Разрушение этого ядра делает культуру в целом и культуруи данного социокультурного института, в частности, очень уязвимой. Раньше ребенок думал о мире  как о месте, которое было наполнено родителями, где его безопасность и благополучие полностью зависело от его собственных родителей, в современности ребенок окружен гаджетами, чудо-нянями и для живых родителей иногда порой не остаётся места, а безопасность обеспечивают компьютерные системы, которые не в состоянии передать культурный опыт предшествующих поколений и помочь в будущем. Постоянное внедрение в культуру изменений и инноваций - вот основа  культуры современности. Соответственно, в модернизированном обществе приоритетной становится не вертикальная культурная трансмиссия, а обмен опытом и культурными ценностями между представителями одного поколения. Частым следствием модернизации становится то, что представители старшего поколения перестают восприниматься как наиболее мудрые и, следовательно, самые уважаемые члены общества. Более компетентными в постоянно меняющихся условиях модернизированной культуры оказываются люди молодого возраста, и они, соответственно, принимают на себя функции руководства жизнью общества, которые в традиционном обществе принадлежали, как правило, старикам.

К чему же приводит такое состояние общности? К отчуждению от общества детей и родителей, детей от родителей и старшего поколения, детей и сверстников. Дети более не имеют навыков вступления в живой диалог, редуцированная форма диалога возможно только при наличии гаджета. Особенности отчуждения в процессах информационного взаимодействия состоят в том, что в роли отчуждаемого может выступать практически любое явление, человек, информация. Рост технологий приводит к «цифровому расколу», появляются новые формы социальной дифференциации: по признакам доступности информации, информационной компетентности. Происходит симуляция действительности и превращение человека в объект для символических манипуляций.

Более того отчуждение перебрасывается и на сферу познания мира. В современном постмодернизированном мире все больше усилий прилагается к созданию новой системы образования, ориентированной не на трансляцию некой готовой информации, а на обучение детей самостоятельной добыче знаний и продукции новых идей. Развитие подобной образовательной системы диктуется требованиями современного мира, где интенсивное развитие науки и внедрение высоких технологий приводят к постоянному обновлению тех знаний, которыми оперирует человечество.  В современных условиях не столь важно запоминать то, что известно на сегодняшний день, гораздо более эффективно умение самостоятельно находить нужную информацию. Поэтому и школьное образование направляется, прежде всего, на развитие способности детей мыслить и самостоятельно исследовать мир. Но дети настолько устали от большого количества информации и частого её навязывания, что они стараются как можно скорее избавиться от груза информации и заполняют голову ненужными, неважными вещами.

Можно сделать вывод, что многие проблемы, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления, возникают вследствие обеднения культуры детства. Дети мало играют, двигаются, действуют, работают руками. Они зачастую неохотно взаимодействуют, неумело сотрудничают. В их жизни много зрелищного, яркого, шумного, но мало событийного. Нельзя не заметить, что постепенно утрачиваются традиции детского общежития, взаимодействия со взрослыми, совместного досуга семей. Приходится констатировать, что в современном мире – мире интенсивных виртуальных коммуникаций - дети все больше отдаляются друг от друга, взрослые – от детей. Закономерно беднеет эмоциональная жизнь и одновременно возрастает напряженность, гнетущее беспокойство, ощущение зыбкости и недружелюбия окружающего мира. Во многом это связано с мощной экспансией современных информационных и зрелищных технологий, их наступлением на мир детства.

Развитие культуры детства может быть стимулировано изменениями в среде развития ребенка и, прежде всего, образовательной. Для реабилитации детства ребенку необходимо дать возможность активно познавать и осваивать мир имманентными способами и средствами, закрепленными в традициях и культуре. Это детские и подростковые игры с обилием ритуалов, правил, сюжетов; детская изобразительная деятельность; традиционные представления, потешки, розыгрыши; рукоделие и конструктивная деятельность; сказки, предания, мифы; детский фольклор; разнообразные по конструктивному исполнению, стилистике и эстетике, познавательному и эмоциональному содержанию игрушки и т.п. Эти способы и средства детской активности, бережно передаваемые из поколения в поколение, эмоционально обогащают жизнь ребенка, дают ощущение прочной основы, расширяют его доверие окружающему миру, другим людям, самому себе, способствуют позитивному мировосприятию, укрепляют самостоятельность и ответственность.

Список литературы

1. Мид М. Культура и мир детства- М.: Наука, 1988. - 429с.

2  Prensky, М. On the Horizon, // MCB University Press. – 2001.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22162. Методы измерения механических напряжений, сил и моментов 3.06 MB
  Измерения усилий требуется производить в различных средах в условиях действия разнообразных влияющих величин в широком диапазоне температур – от –270 до 1200 С в широком частотном спектре который для механических напряжений и сил простирается от 0 до 100 к Гц а для давлений ультразвуковых волн в гидроакустике до 10 Гц. Первая группа методов наиболее широко используется для определения механических напряжений путем измерения деформации поверхности исследуемого объекта а также в приборах для измерения сил крутящих моментов и давлений....
22163. ПИРОМЕТРЫ 266.5 KB
  [4] Пирометры частичного излучения. [5] Высокотемпературные пирометры частичного излучения для контроля температуры [6] Особенности [7] ТАБЛИЦА ИНФРАКРАСНЫХ ТЕРМОМЕТРОВ ПИРОМЕТРОВ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ [8] Пирометры Серии М50 INFRACOUPLE [9] Пирометры серии М67 М67S. Закон Планка устанавливает связь между абсолютной температурой и спектральным распределением потока излучения светимости АЧТ: 122 Где спектральная плотность потока излучения АЧТ т.
22164. Разница между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины 52 KB
  Представляя собой приближенные оценки значений величин найденные путем измерения они зависят не только от них но ещё и от метода измерения от технических средств с помощью которых проводятся измерения и от свойств органов чувств наблюдателя осуществляющего измерения. Разница между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины называется погрешностью измерения. Причиной отклонения истинного значения измеряемой величины от результата измерения могут быть самые различные факторы.
22165. Порядок создания предприятия 346.63 KB
  Обычно предприниматели выбирают вид деятельности, подсказанный предыдущим профессиональным опытом. Опыт помогает сориентироваться на рынке данного вида товаров и услуг - профессионалам примерно известен спрос и особенности продукции, что даёт возможность быстро сформировать клиентуру
22166. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ 319.5 KB
  ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ КОЛЕБАНИЙ 1. Природа и получение ультразвуковых колебаний 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ КОЛЕБАНИЙ. Природа и получение ультразвуковых колебаний Упругие механические колебания распространяющиеся в воздухе воспринимают обычно как звуки.
22167. УЛЬТРАЗВУК И УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ 1.27 MB
  ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ 19 2. Серийные преобразователи 27 2. Специальные преобразователи и контактные среды 31 2.
22168. Понятие затрат, общие положения по управлению затратами 182 KB
  Управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается в признании затрат
22169. ФОТОПРИЕМНИКИ 965.5 KB
  25 Заключение31 Контрольные вопросы. Для ВОП характерны два основных способа получения измерительной информации. Первый способ отражает работу ВОП рефлектометрического типа для которых наиболее характерно отсутствие контакта с объектом измерений или вспомогательным измерительным звеном. Рассмотрим зависимость выходного сигнала ВОП на примере преобразования светового потока отражающегося без потерь и рассеяния от движущейся плоской поверхности.
22170. Явления, эффекты, законы. Восстановление связей между состояниями вещества или предмета и внешними физическими полями 830.5 KB
  В рассматриваемом курсе мы условно разобьем физические величины на ряд групп: пространственновременные физические величины; механические физические величины; тепловые физические величины; акустические физические величины; электромагнитные физические величины; оптические физические величины; ядерные физические величины; химические физические величины. Приборы позволяющие измерять перечисленные физические величины разнообразны по принципу работы используемым явлениям эффектам конструктивному исполнению параметрам...