63897

Институт детства – что дальше?

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Если сравнить прошлое и настоящее, детей современности и детей прошлого, детей XX века и детей начала XXI века, то мы заметим многие интересные черты. Предположим, что дети прошлого воспитывались в достаточно традиционной культуре...

Русский

2014-06-26

36.5 KB

0 чел.

Гришина С.В.

г. Самара

Институт детства – что дальше?

Что же такое социокультурные изменения? Многоаспектность и многогранность категории социокультурных изменений затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием «социальное изменение» описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации, захватывающие различные сферы жизни общества, характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами. Категория социальных изменений охватывает, таким образом, любые трансформации социальных структур, практик, возникновение новых или обеспечение функционирования прежних групп, форм взаимодействия и поведения.  Нам кажется, что значительным трансформациям в современном обществе подвержен институт детства. Современные процессы влияют на человека, перед нами появляется новый человек который способен эффективно функционировать в обществе. Изменения в социальной структуре порождают изменения и в институте детства. Современные дети открыты экспериментам и изменениям, они умеют экономить время, они технически подкованы уже с самых первых шагов в мир, они новые digital natives ( коренные жители цифрового общества) [2].

Если сравнить прошлое и настоящее, детей современности и детей прошлого, детей XX века и детей начала XXI века,  то мы заметим многие интересные черты. Предположим, что дети прошлого воспитывались в достаточно традиционной культуре, что подразумевает стабильность и ориентацию на сохранение традиций предков, современные же дети  воспитываются в культуре неоднородной, не упорядоченной.  В культурах старого типа, ориентированных на предков и традиции, пишет М.Мид, «прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей» [1]. Современное же состояние культуры выкидывает за рамки всё сложное, что было во взаимоотношениях природы и человека, теряет ядро. Разрушение этого ядра делает культуру в целом и культуруи данного социокультурного института, в частности, очень уязвимой. Раньше ребенок думал о мире  как о месте, которое было наполнено родителями, где его безопасность и благополучие полностью зависело от его собственных родителей, в современности ребенок окружен гаджетами, чудо-нянями и для живых родителей иногда порой не остаётся места, а безопасность обеспечивают компьютерные системы, которые не в состоянии передать культурный опыт предшествующих поколений и помочь в будущем. Постоянное внедрение в культуру изменений и инноваций - вот основа  культуры современности. Соответственно, в модернизированном обществе приоритетной становится не вертикальная культурная трансмиссия, а обмен опытом и культурными ценностями между представителями одного поколения. Частым следствием модернизации становится то, что представители старшего поколения перестают восприниматься как наиболее мудрые и, следовательно, самые уважаемые члены общества. Более компетентными в постоянно меняющихся условиях модернизированной культуры оказываются люди молодого возраста, и они, соответственно, принимают на себя функции руководства жизнью общества, которые в традиционном обществе принадлежали, как правило, старикам.

К чему же приводит такое состояние общности? К отчуждению от общества детей и родителей, детей от родителей и старшего поколения, детей и сверстников. Дети более не имеют навыков вступления в живой диалог, редуцированная форма диалога возможно только при наличии гаджета. Особенности отчуждения в процессах информационного взаимодействия состоят в том, что в роли отчуждаемого может выступать практически любое явление, человек, информация. Рост технологий приводит к «цифровому расколу», появляются новые формы социальной дифференциации: по признакам доступности информации, информационной компетентности. Происходит симуляция действительности и превращение человека в объект для символических манипуляций.

Более того отчуждение перебрасывается и на сферу познания мира. В современном постмодернизированном мире все больше усилий прилагается к созданию новой системы образования, ориентированной не на трансляцию некой готовой информации, а на обучение детей самостоятельной добыче знаний и продукции новых идей. Развитие подобной образовательной системы диктуется требованиями современного мира, где интенсивное развитие науки и внедрение высоких технологий приводят к постоянному обновлению тех знаний, которыми оперирует человечество.  В современных условиях не столь важно запоминать то, что известно на сегодняшний день, гораздо более эффективно умение самостоятельно находить нужную информацию. Поэтому и школьное образование направляется, прежде всего, на развитие способности детей мыслить и самостоятельно исследовать мир. Но дети настолько устали от большого количества информации и частого её навязывания, что они стараются как можно скорее избавиться от груза информации и заполняют голову ненужными, неважными вещами.

Можно сделать вывод, что многие проблемы, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления, возникают вследствие обеднения культуры детства. Дети мало играют, двигаются, действуют, работают руками. Они зачастую неохотно взаимодействуют, неумело сотрудничают. В их жизни много зрелищного, яркого, шумного, но мало событийного. Нельзя не заметить, что постепенно утрачиваются традиции детского общежития, взаимодействия со взрослыми, совместного досуга семей. Приходится констатировать, что в современном мире – мире интенсивных виртуальных коммуникаций - дети все больше отдаляются друг от друга, взрослые – от детей. Закономерно беднеет эмоциональная жизнь и одновременно возрастает напряженность, гнетущее беспокойство, ощущение зыбкости и недружелюбия окружающего мира. Во многом это связано с мощной экспансией современных информационных и зрелищных технологий, их наступлением на мир детства.

Развитие культуры детства может быть стимулировано изменениями в среде развития ребенка и, прежде всего, образовательной. Для реабилитации детства ребенку необходимо дать возможность активно познавать и осваивать мир имманентными способами и средствами, закрепленными в традициях и культуре. Это детские и подростковые игры с обилием ритуалов, правил, сюжетов; детская изобразительная деятельность; традиционные представления, потешки, розыгрыши; рукоделие и конструктивная деятельность; сказки, предания, мифы; детский фольклор; разнообразные по конструктивному исполнению, стилистике и эстетике, познавательному и эмоциональному содержанию игрушки и т.п. Эти способы и средства детской активности, бережно передаваемые из поколения в поколение, эмоционально обогащают жизнь ребенка, дают ощущение прочной основы, расширяют его доверие окружающему миру, другим людям, самому себе, способствуют позитивному мировосприятию, укрепляют самостоятельность и ответственность.

Список литературы

1. Мид М. Культура и мир детства- М.: Наука, 1988. - 429с.

2  Prensky, М. On the Horizon, // MCB University Press. – 2001.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64977. О НЕКОТОРЫХ «БЕССПОРНЫХ ИСТИНАХ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 48.5 KB
  Но сегодня мы остановимся только на одном фрагменте это на вопросе неудачного противостояния Руси натиску монгольских завоевателей. И главной причиной поражения Руси в этой схватке нашедшей отражение в научной и публицистической литературе неизменно называется феодальная раздробленность...
64979. Относительно монгольского присутствия на Боспоре в 1222-1223 годах 48.5 KB
  В конечном итоге отряды Джебе-нойона и Субедей-багатура достигли в 1222 г. пределов северо-кавказской Алании, что и привело к первому сражению между ними и объединенными силами аланов и кипчаков. Как свидетельствуют летописи, во время сражения ни одна из сторон не смогла одержать победу...
64980. О хазара-монголах 47.5 KB
  Мусульманские страны привыкли называть монголов и тюрков «степными». Первые степные люди – тюрки в 900 г. н.э. приняв ислам и завоевав нынешние Иран, Ирак, некоторые земли Афганистана и России, обосновались на турецких землях и стали называться сельджуками.
64981. Чингисхан – человек- легенда. Размышления к 850 летнему юбилею 69 KB
  За право считать Чингисхана своим сегодня борются все русские китайцы монголы татары казахи киргизы узбеки якуты и даже украинские евреи. Все западные гороскопы Чингисхана являются полным бредом не выдерживающим элементарной исторической критики чего стоит дата на 18.
64982. Монгольский Митраизм 196 KB
  800 лет назад, в начале XIII века, мир стал свидетелем рождения первой мировой Супердержавы, равной которой не было ни в Древнем Мире, ни в Средневековье, ни в последующие эпохи, державы перевернувшей мировую историю и представления людей об окружающем их мире...
64983. Дневники монголоведа 1.36 MB
  Научное и просветительское внимание Ковалевского к памятникам письменности, предметам материальной культуры, культовой атрибутики народов Центральной Азии нашло научно-исследовательское продолжение у ученых и просветителей XX в.
64984. Об устройстве войска улуса Хулагу 261 KB
  Таков кратко очерк образования государства Хулагуидов. Не правда ли очень похоже на историю Улуса Джучи? Даже в деталях. В последующем Ильханы не расширяли свои территории, а старались удержать завоёванное. Основным внешним врагом оставался Египет. Многочисленные родственники из улусов Джучи и Джагатая тоже были не прочь урвать кусочек пожирнее.