63897

Институт детства – что дальше?

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Если сравнить прошлое и настоящее, детей современности и детей прошлого, детей XX века и детей начала XXI века, то мы заметим многие интересные черты. Предположим, что дети прошлого воспитывались в достаточно традиционной культуре...

Русский

2014-06-26

36.5 KB

0 чел.

Гришина С.В.

г. Самара

Институт детства – что дальше?

Что же такое социокультурные изменения? Многоаспектность и многогранность категории социокультурных изменений затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием «социальное изменение» описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации, захватывающие различные сферы жизни общества, характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами. Категория социальных изменений охватывает, таким образом, любые трансформации социальных структур, практик, возникновение новых или обеспечение функционирования прежних групп, форм взаимодействия и поведения.  Нам кажется, что значительным трансформациям в современном обществе подвержен институт детства. Современные процессы влияют на человека, перед нами появляется новый человек который способен эффективно функционировать в обществе. Изменения в социальной структуре порождают изменения и в институте детства. Современные дети открыты экспериментам и изменениям, они умеют экономить время, они технически подкованы уже с самых первых шагов в мир, они новые digital natives ( коренные жители цифрового общества) [2].

Если сравнить прошлое и настоящее, детей современности и детей прошлого, детей XX века и детей начала XXI века,  то мы заметим многие интересные черты. Предположим, что дети прошлого воспитывались в достаточно традиционной культуре, что подразумевает стабильность и ориентацию на сохранение традиций предков, современные же дети  воспитываются в культуре неоднородной, не упорядоченной.  В культурах старого типа, ориентированных на предков и традиции, пишет М.Мид, «прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей» [1]. Современное же состояние культуры выкидывает за рамки всё сложное, что было во взаимоотношениях природы и человека, теряет ядро. Разрушение этого ядра делает культуру в целом и культуруи данного социокультурного института, в частности, очень уязвимой. Раньше ребенок думал о мире  как о месте, которое было наполнено родителями, где его безопасность и благополучие полностью зависело от его собственных родителей, в современности ребенок окружен гаджетами, чудо-нянями и для живых родителей иногда порой не остаётся места, а безопасность обеспечивают компьютерные системы, которые не в состоянии передать культурный опыт предшествующих поколений и помочь в будущем. Постоянное внедрение в культуру изменений и инноваций - вот основа  культуры современности. Соответственно, в модернизированном обществе приоритетной становится не вертикальная культурная трансмиссия, а обмен опытом и культурными ценностями между представителями одного поколения. Частым следствием модернизации становится то, что представители старшего поколения перестают восприниматься как наиболее мудрые и, следовательно, самые уважаемые члены общества. Более компетентными в постоянно меняющихся условиях модернизированной культуры оказываются люди молодого возраста, и они, соответственно, принимают на себя функции руководства жизнью общества, которые в традиционном обществе принадлежали, как правило, старикам.

К чему же приводит такое состояние общности? К отчуждению от общества детей и родителей, детей от родителей и старшего поколения, детей и сверстников. Дети более не имеют навыков вступления в живой диалог, редуцированная форма диалога возможно только при наличии гаджета. Особенности отчуждения в процессах информационного взаимодействия состоят в том, что в роли отчуждаемого может выступать практически любое явление, человек, информация. Рост технологий приводит к «цифровому расколу», появляются новые формы социальной дифференциации: по признакам доступности информации, информационной компетентности. Происходит симуляция действительности и превращение человека в объект для символических манипуляций.

Более того отчуждение перебрасывается и на сферу познания мира. В современном постмодернизированном мире все больше усилий прилагается к созданию новой системы образования, ориентированной не на трансляцию некой готовой информации, а на обучение детей самостоятельной добыче знаний и продукции новых идей. Развитие подобной образовательной системы диктуется требованиями современного мира, где интенсивное развитие науки и внедрение высоких технологий приводят к постоянному обновлению тех знаний, которыми оперирует человечество.  В современных условиях не столь важно запоминать то, что известно на сегодняшний день, гораздо более эффективно умение самостоятельно находить нужную информацию. Поэтому и школьное образование направляется, прежде всего, на развитие способности детей мыслить и самостоятельно исследовать мир. Но дети настолько устали от большого количества информации и частого её навязывания, что они стараются как можно скорее избавиться от груза информации и заполняют голову ненужными, неважными вещами.

Можно сделать вывод, что многие проблемы, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления, возникают вследствие обеднения культуры детства. Дети мало играют, двигаются, действуют, работают руками. Они зачастую неохотно взаимодействуют, неумело сотрудничают. В их жизни много зрелищного, яркого, шумного, но мало событийного. Нельзя не заметить, что постепенно утрачиваются традиции детского общежития, взаимодействия со взрослыми, совместного досуга семей. Приходится констатировать, что в современном мире – мире интенсивных виртуальных коммуникаций - дети все больше отдаляются друг от друга, взрослые – от детей. Закономерно беднеет эмоциональная жизнь и одновременно возрастает напряженность, гнетущее беспокойство, ощущение зыбкости и недружелюбия окружающего мира. Во многом это связано с мощной экспансией современных информационных и зрелищных технологий, их наступлением на мир детства.

Развитие культуры детства может быть стимулировано изменениями в среде развития ребенка и, прежде всего, образовательной. Для реабилитации детства ребенку необходимо дать возможность активно познавать и осваивать мир имманентными способами и средствами, закрепленными в традициях и культуре. Это детские и подростковые игры с обилием ритуалов, правил, сюжетов; детская изобразительная деятельность; традиционные представления, потешки, розыгрыши; рукоделие и конструктивная деятельность; сказки, предания, мифы; детский фольклор; разнообразные по конструктивному исполнению, стилистике и эстетике, познавательному и эмоциональному содержанию игрушки и т.п. Эти способы и средства детской активности, бережно передаваемые из поколения в поколение, эмоционально обогащают жизнь ребенка, дают ощущение прочной основы, расширяют его доверие окружающему миру, другим людям, самому себе, способствуют позитивному мировосприятию, укрепляют самостоятельность и ответственность.

Список литературы

1. Мид М. Культура и мир детства- М.: Наука, 1988. - 429с.

2  Prensky, М. On the Horizon, // MCB University Press. – 2001.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36727. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ «СЕССИЯ» И ОСНОВЫ РАБОТЫ В НЕЙ 107 KB
  В меню Файл выберите команду Создать Новая база данных. Если значение типа Текстовый не подходит то нажмите кнопку раскрытия списка и выберите нужный тип данных. Сохраните таблицу выполнив следующие действия: выберите пункт меню Файл Сохранить; в окне диалога Сохранение введите имя таблицы СТУДЕНТ; нажмите кнопку ОК. Для этого в окне базы данных СЕССИЯ выберите таблицу СТУДЕНТ и нажмите кнопку Открыть или дважды щелкните мышью по таблице СТУДЕНТ.
36728. Определить входное сопротивление схемы операционного усилителя, собрать схему и получить осциллограмму на входе и выходе 46.12 KB
  По формуле считаем входное сопротивление R=U I = 1 1 = 1 кОм Осциллограмма Вывод: Схема установки собрана и работает. Измерено сопротивление на входе и выходе.
36729. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ И ОСНОВЫ РАБОТЫ В НЕЙ 1.14 MB
  СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ И ОСНОВЫ РАБОТЫ В НЕЙ Цель работы: изучить рабочее пространство приложения MS ccess научиться формировать структуру таблиц создавать формы и отчеты познакомиться с возможностями фильтрации данных ОК ПК СК. Создайте новую базу данных СЕССИЯ. Технология работы Откройте программу Microsoft ccess 2010: Пуск Программы Microsoft ccess Microsoft ccess 2010 В меню Файл выберите команду Создать Новая база данных рис.
36730. Работа с формулами в Excel 144.5 KB
  Создайте таблицу содержащую следующие поля: № п п Фамилия Информатика История Психология Математика Иностранный язык Средний балл за сессию Средний балл группы за сессию 2. Заполните таблицу данными. Рассчитайте средний балл за сессию для всей группы В результате проделанной работы вы должны получить примерно такую таблицу как на рис. Для назначения стипендии с помощью Расширенного фильтра выберите в отдельную таблицу студентов сдавших сессию на 4 и 5.
36731. РАЗРАБОТКА СХЕМЫ И СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ. Методичка 115 KB
  Заполните вновь созданные таблицы СЕССИЯ и СТИПЕНДИЯ данными как это показано на рис. Для этого: в окне базы данных СЕССИЯ выберите объект Таблицы; щелкните по таблице Студент нажмите кнопку Конструктор. Определите ключевое поле для таблицы СТУДЕНТ. Структура таблицы СЕССИЯ Признак ключа Имя поля Тип поля Формат поля Размер поля Ключевое Номер Текстовое 5 Оценка 1 Числовое Фиксированный Длинное целое Оценка 2 Числовое Фиксированный Длинное целое Оценка 3 Числовое Фиксированный Длинное целое Оценка 4 Числовое...
36732. Получить сигнал пилообразной формы и исследовать влияние фазы гармоник 85.01 KB
  Для решения воспользуемся формулой: где: Un напряжение k текущий номер гармоник n число гармоник w круговая частота t время Ход работы: Собираем установку.
36733. РАЗРАБОТКА СХЕМЫ И СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ 1.07 MB
  Структура таблицы СЕССИЯ Признак ключа Имя поля Тип поля Формат поля Размер поля Ключевое Номер Текстовое 5 Оценка 1 Числовое Фиксированный Длинное целое Оценка 2 Числовое Фиксированный Длинное целое Оценка 3 Числовое Фиксированный Длинное целое Оценка 4 Числовое Фиксированный Длинное целое Результат Текстовое 3 Таблица 2. Структура таблицы СТИПЕНДИЯ Признак ключа Имя поля Тип поля Формат поля Размер поля Ключевое Результат Текстовое 3 Процент Числовое Процентный Одинарное с плавающей точкой Заполните вновь созданные таблицы...
36734. Задания для лабораторных работ по дисциплине Информатика 892.5 KB
  Найти сумму элементов среди элементов расположенных на главной диагонали матрицы А.Найти максимальный элемент в 3ей строке матрицы 3.Поменять местами найденный максимальный элемент и значение S.Найти новый одномерный массив В из минимальных элементов каждой строки матрицы А.
36735. Методы тестирования аппаратных средств ПК 60.79 KB
  Включить компьютер и запустив программу SIW и используя ветвь Hrdwre произвести определение основных параметров следующих элементов ПК: Рабочую частоту ЦП размер кэшпамяти всех уровней Версию BIOS и его размер Параметры МВ тип чипсета тип сокета ЦП количество слотов шин расширения и памяти Объем тип используемой памяти ее производитель рабочая частота памяти максимальная емкость устанавливаемой памяти. Дату создания BIOS Тип BIOS Идентификационный номер BIOS Тип CPU и его рабочие частоты Размер BIOS ROM Установленный и максимально...