63898

Этнические стереотипы и механизмы их становления

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Мы пришли к выводу что в культуре отдельного народа и этноса можно отнести к стереотипам следующее: вербальное поведение; невербальное поведение мимика жесты телодвижения; национальный характер и представления о нем другими нациями...

Русский

2014-06-26

22.74 KB

1 чел.

Циркунова Ю.П.

г. Иркутск

Этнические стереотипы и механизмы их становления

У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.

На сегодняшний момент этнические стереотипы изучаются в разных науках - социологии, психологии, политологии, филологии, истории и др. Однако, в России обратили внимание на важность различных этнических особенностей лишь во время Второй мировой войны, которая отчетливо показала, какую большую роль играют традиционные устойчивые представления народов друг о друге, как важно изучать пути формирования (а, следовательно, и воздействия) подобных представлений. 

Изучая литературу по данной проблематике (Агеев В.С., Бороноев А.О., Дробижева Л.М., и др.) мы пришли к выводу, что в культуре отдельного народа и этноса можно отнести к стереотипам следующее: вербальное поведение;  невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения); национальный характер и представления о нем другими нациями; социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях; особенности быта и повседневной жизни нации; национальная кухня; религиозные и национальные обряд.

Однако, одним из важных вопросов, связанных как с этническими стереотипами, так и с социальными, является вопрос об истинности. Так, например, У. Липпман считал, что стереотип отличают неточность и даже ложность. На протяжении долгого времени стереотипы получали не менее нелестные характеристики и интерпретировались как прямая «дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Лишь начиная с 50-х гг. О. Клайнберг выдвинул гипотезу о наличии в стереотипе некоего «зерна истины».

Считается, что стереотипы более истинны, если существует единодушное мнение между двумя группами относительно черт третьей. Признаком истинности предлагается считать и согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой [1].

В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека выступают как врожденные, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определенным этносом, определенной культурой и осознавать себя их элементом. Итак, мы живем в мире стереотипов, навязанных нам культурой [1]. Совокупность ментальных стереотипов этноса известна каждому его представителю.

Все этносы разные. Отличается и образ жизни, и культура. Такое различие влечет за собой непонимание чужой культуры, что приводит к созданию стереотипов. Увидя что-то несвойственной своему этносу, мы пытаемся «подогнать» непонятные действия под свои культурные рамки. Под свои какие-то определения. Приведем пример: на улицах мы можем увидеть цыган, которые странно одеты, шумные и пристают к прохожим. Это кажется неприемлемым для нас. Увидев раз, два - в голове уже складывается некое представление об этой этнической группе. Т.е. формируется стереотип, в подсознании происходит закрепление новой, неизведанной нами ранее установки другой этнической группы, в рамках нашего образа и стиля мышления.  Однако, можем ли мы говорить истинности данной установки? Ведь стереотип основался на небольшой группе людей, т.е. мы увидели лишь небольшую часть представителей другого этноса.

Как нам известно, стереотип закрепляется лишь тогда, когда он признается большой группой людей. Таким образом, установка должна распространиться. В данном случае, на наш взгляд главными каналами распространения являются СМИ и коммуникации. По нашему мнению, СМИ способствуют стереотипизации как напрямую, так и косвенно. Т.е. они могут напрямую распространять определенные установки, а могут создавать необходимую атмосферу (позитивную или негативную). Что в свою очередь задает определенную направленность стереотипизации.

Таким образом, по нашему мнению, этническая стереотипизация происходит по следующим этапам:

  1.  Знакомство с другим этносом (случайная встреча, либо целенаправленное погружение в другую культуру)
  2.  Вычленение «странного», непонятного, неприемлемого для своего этноса, своей культуры поведения представителей другого этноса.
  3.  Подгон этого поведения под свои культурные рамки, под свое представление.
  4.  Осознание и закрепление в сознании «другого» поведения представителей другого этноса.
  5.  Распространение полученной информации через каналы коммуникаций.
  6.  Закрепление стереотипов благодаря СМИ.

Подобным образом, на наш взгляд  образовались и закрепились такие этнические стереотипы как вспыльчивые испанцы, трудолюбивые китайцы, галантные французы, аккуратные немцы и многие другие.

Этнические стереотипы - распространенное явление в современном обществе. Именно они, так или иначе, влияют на наши взаимоотношения с представителями другого этноса. Зная, например, что немцы пунктуальные, а итальянцы чрезмерно эмоциональные мы соответственно будем подстраивать свое поведение под данные стереотипы. В ходе изучения проблемы образования и укрепления этнических стереотипов, мы пришли к выводу, что основным толчком, «отправной точкой» для образования стереотипов является непонимание другого этноса.

Встречаясь с представителями иного этноса, люди имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позицией своей культуры, «мерить их на свой аршин». Непонимание их языка, жестов, мимики ведет к искаженному истолкованию смысла их действий. Появляются такие мысли как «они не такие, как мы - они ведут себя странно, нелепо…». То, в чем у своего этноса видят проявление ума, у другого считают проявлением хитрости, то, что у себя считают настойчивостью, у «чужака»расценивают как упрямство…

Этнокультурные стереотипы – независимо от их обоснованности или необоснованности, истинности или ложности – являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их национальное сознание межнациональные контакты.

Список литературы

  1.  Демирова, В.К., Пивоварчик И.М. К вопросу о сущности этнических стереотипов [Электронный ресурс]// ПНПУ: сайт.-URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Psihologia/12_116997.doc.htm (дата обращения: 3.05.2013).
  2.  Стефаненко, Т.Г. Этнический стереотип это не всегда нечто отрицательное [Электронный ресурс]//Центр Льва Гумилева: сайт.-URL: http://www.gumilev-center.ru/ehtnicheskijj-stereotip-ehto-ne-vsegda-nechto-otricatelnoe/ (дата обращения: 1.05.2013).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21360. Структурная схема, назначение составных частей, принцип работы станции в различных режимах 50.55 KB
  АПОА предназначен для обнаружения пеленгования и технического анализа ИРИ. Он обеспечивает: панорамную перестройку панорамного обнаружителя Р381Т15 и одновременно с ним автоматического пеленгатора по частоте во всем рабочем диапазоне частот или на отдельных участках диапазона с одинаковыми полосами обзора до семидесяти девяти; определение численных значений частот ИРИ и пеленгов на них с вводом измеренных значений в УУС; определение характеристик сигналов в ручном режиме с помощью анализатора Р399Т и занесение их при...
21361. Аппаратура АПОА: АФС КАМА-4, широкополосное входное устройство Т-152, панорамный обнаружитель Р-381Т1-5 38.37 KB
  Основными функциями изделия являются автоматический поиск радиоизлучений в установленной полосе обзора определение их средних частот ширины спектра и уровня на входе изделия формирование кодов характеристик излучений для передачи в УУС определение момента настройки РПУ на центральную или максимальную частоту спектра излучения. Логическая обработка кодов уровней при поиске сигналов со скоростью 0125 и 0250МГц cек предусматривает разделение импульсных помех и сигналов определение ширины спектра сигнала определение момента точной...
21362. Аппаратура АПОА: назначение, состав и работа составных частей панорамного обнаружителя Р-381Т1-5 25.35 KB
  РПУ Р381Т1 4 предназначено для использования в автоматизированных комплексах. В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц. В режиме фиксированных настроек для приёма передач с ОБП стабилизированный кварцевыми резонаторами на частотах 21315 и 21685 кГц режимы ВБП и НБП. Блок ПБ11 предназначен для преселекции усиления и аттенюации принимаемого ВЧ сигнала а также защиты РПУ от мощного сигнала помехи.
21363. Аппаратура АПОА: приемник контроля Р399А 17.93 KB
  В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц относительно средней частоты 215 кГц режим ТЛГ. Предусмотрена коррекция частоты гетеродина. Установка частоты и перестройка в ручном режиме обеспечивается: вручную с помощью клавиатуры УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ или ручки НАСТРОЙКА с дискретностью 1 при нажатой кнопке 1 переключателя ШАГ НАСТРОЙКИ и с дискретом 10 Гц при нажатой кнопке 10. Обеспечивается установка частоты по...
21364. Аппаратура АПОА: приемоиндикатор Р-381Т1-3 25.68 KB
  Вопрос№1 Назначение и технические данные ПИ Р381Т13 при работе в составе АПОА предназначен для автоматического определения направления пеленга на источники радиоизлучений. Состав: трёхканальное радиоприёмное устройство РПУ; блок индикации пеленга ИП; блок управления; два блока питания для РПУ и ИП. Для уменьшения ошибок пеленгования предусмотрено автоматическое выравнивание характеристик каналов и поддержание их идентичности. Для слухового контроля радиопередач в ПИ имеется слуховой тракт...
21365. Аппаратура АПОА: анализатор спектра Р-399Т 20.22 KB
  В составе АПОА анализатор работает с РПУ ПИ Р381Т13 на промежуточной частоте 215 кГц значение частоты выбирается переключателем ВХ. ЧАСТОТА кГц. В режиме ОБЗОР обеспечивается частотный анализ спектров сигналов в полосе обзора 025 кГц; 1кГц; 3кГц; 12кГц и 48кГц выбирается переключателем ОБЗОР кГц. ЧАСТОТА кГц включается соответствующий гетеродин 488; 575; 825 или 860 кГц.
21366. Аппаратура передающего тракта : устройство модулирующих сигналов 59.19 KB
  В состав блока входят: ячейки ЧТ1; ячейки ЧТ2; ячейка ХИП; ячейка преобразователя кода. Сдвиговые частоты с шагом 10 Гц вверх и вниз от несущей частоты 128000 Гц формируются в ячейках ЧТ1 и ЧТ2. Сформированные в ячейках ЧТ1 напряжения частотой 128 F кГц и в ячейках ЧТ2 128 F кГц поступают в ячейку ХИП. В ячейках ХИП формируется напряжение представляющее собой хаотическую последовательность импульсов.
21367. Аппаратура передающего тракта : возбудитель «ЛАЗУРЬ 50.33 KB
  Время настройки по коду частоты не более 03 сек. Устройство и принцип работы Возбудитель построен по принципу супергетеродина с автоматической настройкой по коду частоты с тройным в КВ диапазоне и двойным в УКВ диапазоне преобразованием частоты с использованием в качестве гетеродинов синтезаторов частот. Для переноса сигнала помехи с поднесущей частоты 128 кГц поступающей с УМС в диапазон рабочих частот 15 30 МГц используются три преобразования поднесущей частоты с помощью эталонных колебаний трёх гетеродинов формируемых в...
21368. Аппаратура передающего тракта : усилитель мощности АСП Р378А,Б 52.83 KB
  УРУ построен по двухтактной схеме на 12 лампах ГУ74Б. Один низковольтный: питает предварительный усилитель накалы ламп цепи смещения управления сигнализации и защиты. Два высоковольтных питают анодные и экранные цепи ламп УРУ. Выполнен по двухтактной схеме на 12ти лампах ГУ74Б по схеме усилителя бегущей волны для чего в цепи управляющих сеток ламп включены сеточные линии индуктивности и ёмкости с волновым сопротивлением 100 Ом.