63898

Этнические стереотипы и механизмы их становления

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Мы пришли к выводу что в культуре отдельного народа и этноса можно отнести к стереотипам следующее: вербальное поведение; невербальное поведение мимика жесты телодвижения; национальный характер и представления о нем другими нациями...

Русский

2014-06-26

22.74 KB

0 чел.

Циркунова Ю.П.

г. Иркутск

Этнические стереотипы и механизмы их становления

У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.

На сегодняшний момент этнические стереотипы изучаются в разных науках - социологии, психологии, политологии, филологии, истории и др. Однако, в России обратили внимание на важность различных этнических особенностей лишь во время Второй мировой войны, которая отчетливо показала, какую большую роль играют традиционные устойчивые представления народов друг о друге, как важно изучать пути формирования (а, следовательно, и воздействия) подобных представлений. 

Изучая литературу по данной проблематике (Агеев В.С., Бороноев А.О., Дробижева Л.М., и др.) мы пришли к выводу, что в культуре отдельного народа и этноса можно отнести к стереотипам следующее: вербальное поведение;  невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения); национальный характер и представления о нем другими нациями; социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях; особенности быта и повседневной жизни нации; национальная кухня; религиозные и национальные обряд.

Однако, одним из важных вопросов, связанных как с этническими стереотипами, так и с социальными, является вопрос об истинности. Так, например, У. Липпман считал, что стереотип отличают неточность и даже ложность. На протяжении долгого времени стереотипы получали не менее нелестные характеристики и интерпретировались как прямая «дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Лишь начиная с 50-х гг. О. Клайнберг выдвинул гипотезу о наличии в стереотипе некоего «зерна истины».

Считается, что стереотипы более истинны, если существует единодушное мнение между двумя группами относительно черт третьей. Признаком истинности предлагается считать и согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой [1].

В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека выступают как врожденные, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определенным этносом, определенной культурой и осознавать себя их элементом. Итак, мы живем в мире стереотипов, навязанных нам культурой [1]. Совокупность ментальных стереотипов этноса известна каждому его представителю.

Все этносы разные. Отличается и образ жизни, и культура. Такое различие влечет за собой непонимание чужой культуры, что приводит к созданию стереотипов. Увидя что-то несвойственной своему этносу, мы пытаемся «подогнать» непонятные действия под свои культурные рамки. Под свои какие-то определения. Приведем пример: на улицах мы можем увидеть цыган, которые странно одеты, шумные и пристают к прохожим. Это кажется неприемлемым для нас. Увидев раз, два - в голове уже складывается некое представление об этой этнической группе. Т.е. формируется стереотип, в подсознании происходит закрепление новой, неизведанной нами ранее установки другой этнической группы, в рамках нашего образа и стиля мышления.  Однако, можем ли мы говорить истинности данной установки? Ведь стереотип основался на небольшой группе людей, т.е. мы увидели лишь небольшую часть представителей другого этноса.

Как нам известно, стереотип закрепляется лишь тогда, когда он признается большой группой людей. Таким образом, установка должна распространиться. В данном случае, на наш взгляд главными каналами распространения являются СМИ и коммуникации. По нашему мнению, СМИ способствуют стереотипизации как напрямую, так и косвенно. Т.е. они могут напрямую распространять определенные установки, а могут создавать необходимую атмосферу (позитивную или негативную). Что в свою очередь задает определенную направленность стереотипизации.

Таким образом, по нашему мнению, этническая стереотипизация происходит по следующим этапам:

  1.  Знакомство с другим этносом (случайная встреча, либо целенаправленное погружение в другую культуру)
  2.  Вычленение «странного», непонятного, неприемлемого для своего этноса, своей культуры поведения представителей другого этноса.
  3.  Подгон этого поведения под свои культурные рамки, под свое представление.
  4.  Осознание и закрепление в сознании «другого» поведения представителей другого этноса.
  5.  Распространение полученной информации через каналы коммуникаций.
  6.  Закрепление стереотипов благодаря СМИ.

Подобным образом, на наш взгляд  образовались и закрепились такие этнические стереотипы как вспыльчивые испанцы, трудолюбивые китайцы, галантные французы, аккуратные немцы и многие другие.

Этнические стереотипы - распространенное явление в современном обществе. Именно они, так или иначе, влияют на наши взаимоотношения с представителями другого этноса. Зная, например, что немцы пунктуальные, а итальянцы чрезмерно эмоциональные мы соответственно будем подстраивать свое поведение под данные стереотипы. В ходе изучения проблемы образования и укрепления этнических стереотипов, мы пришли к выводу, что основным толчком, «отправной точкой» для образования стереотипов является непонимание другого этноса.

Встречаясь с представителями иного этноса, люди имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позицией своей культуры, «мерить их на свой аршин». Непонимание их языка, жестов, мимики ведет к искаженному истолкованию смысла их действий. Появляются такие мысли как «они не такие, как мы - они ведут себя странно, нелепо…». То, в чем у своего этноса видят проявление ума, у другого считают проявлением хитрости, то, что у себя считают настойчивостью, у «чужака»расценивают как упрямство…

Этнокультурные стереотипы – независимо от их обоснованности или необоснованности, истинности или ложности – являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их национальное сознание межнациональные контакты.

Список литературы

  1.  Демирова, В.К., Пивоварчик И.М. К вопросу о сущности этнических стереотипов [Электронный ресурс]// ПНПУ: сайт.-URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Psihologia/12_116997.doc.htm (дата обращения: 3.05.2013).
  2.  Стефаненко, Т.Г. Этнический стереотип это не всегда нечто отрицательное [Электронный ресурс]//Центр Льва Гумилева: сайт.-URL: http://www.gumilev-center.ru/ehtnicheskijj-stereotip-ehto-ne-vsegda-nechto-otricatelnoe/ (дата обращения: 1.05.2013).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78757. Я люблю Україну 144 KB
  Мета: навчальна – поглибити знання учнів про Україну, її символи, традиції, впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна – розвивати українське мовлення учнів, культуру поведінки; уміння приймати рішення в нестандартних ситуаціях, колективну творчість...
78758. Сценарий выступления 11 класса на выпускном вечере 70.5 KB
  Есть за домами за лесами Маленькая страна. Маленькая страна Маленькая страна Каждый расскажет и покажет Вот она вот она На сцену поднимается ещё одна выпускница девочки берутся за руки и вместе поют вторую часть припева.
78759. ИЗ СВЕТЛЯНДИИ ПРИВЕТ – ЭТО СКАЗКА ПРО БЮДЖЕТ 38 KB
  Голос ребёнка: За горами, за лесами есть чудесная страна! И Светляндским королевством называется она. И живут в том королевстве человечки – светлячки: Дети, тётеньки и дяди, бабушки и старички! Во главе же государства стоит дяденька король. И зовут его Светлун, а фамилия Второй!
78760. Книга та комп’ютер – наші друзі 112 KB
  Адже це дійсно так. Особливо ці слова, сказані англійським прем’єр міністром у минулому столітті, є актуальними сьогодні. У наш час стрімкого розвитку інноваційних технологій дуже важливо володіти своєчасною та актуальною інформацією. З кожним роком обсяг інформації зростає, також скорочується час для пошуку інформації.
78761. Хай сонцю і квітам всміхаються діти 717.5 KB
  Організаційна робота. Прийом дітей в пришкільний табір. Знайомство з вожатими та дітьми Знайомство з вожатими. Хто запам’ятав, як звуть вожатих? Знайомство-жарт з дітьми. З нами ви вже познайомились. А тепер ми хочемо познайомитись з вами. Я рахую до трьох, на рахунок «три» кожний викрикує своє ім’я.
78762. У Марійки Підгірянки, мов із золота співанки 80 KB
  Однак незважаючи на її велике бажання вчитися батько - незаможний лісник не міг дати освіту всім дітям тому в сімейному колі вирішили що вчитися буде син а дівчатка займатимуться хатньою роботою. Допомагав дочці батько котрий досконало володів німецькою мовою добре знав математику біологію.
78763. ЛІТЕРАТУРНИЙ ВЕЧІР ЗА ТВОРАМИ ГРИЦЬКА БОЙКА 73 KB
  Добрий день, дорогі гості. Ми дуже раді, що ви прийшли на наше свято. Ми зможемо сьогодні розвеселити вас і зробити вам приємне, значит наша праця не буде марною. Як відомо, кожна людина ставить перед собою завдання і намагається його виконати.
78764. Бармен. Особливості приготування коктейлів 1.39 MB
  Професію бармена відносять до типу професій «людина — людина», тому що головним предметом праці для неї є людина, а головною метою праці цієї професії є оперативне обслуговування відвідувачів та розрахунок з ними.
78765. Конструювання радіоелектронного засобу 674.24 KB
  Коли на комутатор телефонної станції надходить виклик він повідомляє про вхідний дзвінок абонента шляхом подачі змінного струму на дроти що ведуть до викликається телефонному апарату. У режимі очікування коли трубка лежить на важелі спеціальний пристрій зване конденсатором...