63898

Этнические стереотипы и механизмы их становления

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Мы пришли к выводу что в культуре отдельного народа и этноса можно отнести к стереотипам следующее: вербальное поведение; невербальное поведение мимика жесты телодвижения; национальный характер и представления о нем другими нациями...

Русский

2014-06-26

22.74 KB

0 чел.

Циркунова Ю.П.

г. Иркутск

Этнические стереотипы и механизмы их становления

У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.

На сегодняшний момент этнические стереотипы изучаются в разных науках - социологии, психологии, политологии, филологии, истории и др. Однако, в России обратили внимание на важность различных этнических особенностей лишь во время Второй мировой войны, которая отчетливо показала, какую большую роль играют традиционные устойчивые представления народов друг о друге, как важно изучать пути формирования (а, следовательно, и воздействия) подобных представлений. 

Изучая литературу по данной проблематике (Агеев В.С., Бороноев А.О., Дробижева Л.М., и др.) мы пришли к выводу, что в культуре отдельного народа и этноса можно отнести к стереотипам следующее: вербальное поведение;  невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения); национальный характер и представления о нем другими нациями; социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях; особенности быта и повседневной жизни нации; национальная кухня; религиозные и национальные обряд.

Однако, одним из важных вопросов, связанных как с этническими стереотипами, так и с социальными, является вопрос об истинности. Так, например, У. Липпман считал, что стереотип отличают неточность и даже ложность. На протяжении долгого времени стереотипы получали не менее нелестные характеристики и интерпретировались как прямая «дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Лишь начиная с 50-х гг. О. Клайнберг выдвинул гипотезу о наличии в стереотипе некоего «зерна истины».

Считается, что стереотипы более истинны, если существует единодушное мнение между двумя группами относительно черт третьей. Признаком истинности предлагается считать и согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой [1].

В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека выступают как врожденные, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определенным этносом, определенной культурой и осознавать себя их элементом. Итак, мы живем в мире стереотипов, навязанных нам культурой [1]. Совокупность ментальных стереотипов этноса известна каждому его представителю.

Все этносы разные. Отличается и образ жизни, и культура. Такое различие влечет за собой непонимание чужой культуры, что приводит к созданию стереотипов. Увидя что-то несвойственной своему этносу, мы пытаемся «подогнать» непонятные действия под свои культурные рамки. Под свои какие-то определения. Приведем пример: на улицах мы можем увидеть цыган, которые странно одеты, шумные и пристают к прохожим. Это кажется неприемлемым для нас. Увидев раз, два - в голове уже складывается некое представление об этой этнической группе. Т.е. формируется стереотип, в подсознании происходит закрепление новой, неизведанной нами ранее установки другой этнической группы, в рамках нашего образа и стиля мышления.  Однако, можем ли мы говорить истинности данной установки? Ведь стереотип основался на небольшой группе людей, т.е. мы увидели лишь небольшую часть представителей другого этноса.

Как нам известно, стереотип закрепляется лишь тогда, когда он признается большой группой людей. Таким образом, установка должна распространиться. В данном случае, на наш взгляд главными каналами распространения являются СМИ и коммуникации. По нашему мнению, СМИ способствуют стереотипизации как напрямую, так и косвенно. Т.е. они могут напрямую распространять определенные установки, а могут создавать необходимую атмосферу (позитивную или негативную). Что в свою очередь задает определенную направленность стереотипизации.

Таким образом, по нашему мнению, этническая стереотипизация происходит по следующим этапам:

  1.  Знакомство с другим этносом (случайная встреча, либо целенаправленное погружение в другую культуру)
  2.  Вычленение «странного», непонятного, неприемлемого для своего этноса, своей культуры поведения представителей другого этноса.
  3.  Подгон этого поведения под свои культурные рамки, под свое представление.
  4.  Осознание и закрепление в сознании «другого» поведения представителей другого этноса.
  5.  Распространение полученной информации через каналы коммуникаций.
  6.  Закрепление стереотипов благодаря СМИ.

Подобным образом, на наш взгляд  образовались и закрепились такие этнические стереотипы как вспыльчивые испанцы, трудолюбивые китайцы, галантные французы, аккуратные немцы и многие другие.

Этнические стереотипы - распространенное явление в современном обществе. Именно они, так или иначе, влияют на наши взаимоотношения с представителями другого этноса. Зная, например, что немцы пунктуальные, а итальянцы чрезмерно эмоциональные мы соответственно будем подстраивать свое поведение под данные стереотипы. В ходе изучения проблемы образования и укрепления этнических стереотипов, мы пришли к выводу, что основным толчком, «отправной точкой» для образования стереотипов является непонимание другого этноса.

Встречаясь с представителями иного этноса, люди имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позицией своей культуры, «мерить их на свой аршин». Непонимание их языка, жестов, мимики ведет к искаженному истолкованию смысла их действий. Появляются такие мысли как «они не такие, как мы - они ведут себя странно, нелепо…». То, в чем у своего этноса видят проявление ума, у другого считают проявлением хитрости, то, что у себя считают настойчивостью, у «чужака»расценивают как упрямство…

Этнокультурные стереотипы – независимо от их обоснованности или необоснованности, истинности или ложности – являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их национальное сознание межнациональные контакты.

Список литературы

  1.  Демирова, В.К., Пивоварчик И.М. К вопросу о сущности этнических стереотипов [Электронный ресурс]// ПНПУ: сайт.-URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Psihologia/12_116997.doc.htm (дата обращения: 3.05.2013).
  2.  Стефаненко, Т.Г. Этнический стереотип это не всегда нечто отрицательное [Электронный ресурс]//Центр Льва Гумилева: сайт.-URL: http://www.gumilev-center.ru/ehtnicheskijj-stereotip-ehto-ne-vsegda-nechto-otricatelnoe/ (дата обращения: 1.05.2013).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84862. Закріплення та узагальнення знань про слова, які означають назви предметів 145 KB
  Повторити і поглибити знання учнів про слова, які є назвами предметів. Удосконалювати вміння розпізнавати їх серед інших слів, будувати з ними речення. Закріплювати навички написання слів з великої літери. Розширювати словниковий запас учнів, розвивати творчу уяву, навички діалогічного і монологічного мовлення.
84863. Позначення буквами я, ю, є, ї двох звуків. Спостереження за позначення сполучення йо 395.5 KB
  Мета уроку: закріпити знання учнів про букви я ю є ї; зосередити увагу на випадках коли вони позначають два звуки; вчити учнів на слух розрізняти слова в яких букви я ю є ї позначають два звуки; спостерігати за позначенням буквосполучення йо вчити правильно переносити слова з цим буквосполученням...
84864. Узагальнення знань про розповідні, питальні і спонукальні речення 59.5 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів про речення; закріпити навички правильного інтонування речень та вміння перебудовувати речення одного виду в речення іншого виду за метою висловлювання; формувати вміння переключатися з одного виду роботи на інший засередженно слухати вчителя...
84865. Слова, які означають назви предметів. Складання речень 59.5 KB
  Мета: ознайомити дітей зі словами, які означають назви предметів, розширити й поглибити знання учнів про слова – назви предметів, вчити розпізнавати ці слова у мовленні, складати з ними речення; розвивати вміння групувати слова, класифікувати предмети.
84866. Наголос. Наголошені й ненаголошені склади і звуки 47.5 KB
  Мета: Вчити вмінню розпізнавати наголошені і ненаголошені склади. Закріпити вміння учнів ділити слова на склади. Оголошення теми уроку Ми з вами сьогодні на уроці будемо вчитися виділяти наголошені і ненаголошені звуки та склади в словах а також повправляємось у визначенні наголосу слів.
84867. Моя країна – Україна 76.5 KB
  Мета: удосконалення знань учнів про красу української мови її милозвучність і мелодійність; формування навичок виразного читання уміння аналізувати зміст прослуханого робити висновок; виховання любові до України рідної мови українського народу національної свідомості у дітей.
84868. Уявлення про слова-назви предметів 49 KB
  Уявлення про слованазви предметів. Ознайомити дітей зі словами які означають назви предметів розвивати вміння класифікувати предмети та ставити питання до назв конкретних предметів і назв істот; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати спостережливість звязне мовлення...
84869. Слова протилежні за значенням (антоніми). Спостереження за роллю антонімів 66 KB
  Розвивати мовленнєві здібності учнів, лексичний запас, вміння аналізувати, характеризувати, класифікувати мовний матеріал, формувати та висловлювати власну думку; вчити працювати в групах. Виховувати почуття взаємодопомоги, взаємодії, товаришування, партнерства, прищеплювати любов до природи.
84870. А вже весна, а вже красна 72.5 KB
  В перший клас приходять діти, які мають обмежений словниковий запас, слабо розвинену дрібну моторику, неадекватні емоції і т.п. У багатьох дітей спостерігаються стійкі порушення мовлення. Щоб робота шкільного логопеда стала більш ефективнішою, йому потрібен тісний зв’язок з вчителем початкових класів.