63898

Этнические стереотипы и механизмы их становления

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Мы пришли к выводу что в культуре отдельного народа и этноса можно отнести к стереотипам следующее: вербальное поведение; невербальное поведение мимика жесты телодвижения; национальный характер и представления о нем другими нациями...

Русский

2014-06-26

22.74 KB

0 чел.

Циркунова Ю.П.

г. Иркутск

Этнические стереотипы и механизмы их становления

У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.

На сегодняшний момент этнические стереотипы изучаются в разных науках - социологии, психологии, политологии, филологии, истории и др. Однако, в России обратили внимание на важность различных этнических особенностей лишь во время Второй мировой войны, которая отчетливо показала, какую большую роль играют традиционные устойчивые представления народов друг о друге, как важно изучать пути формирования (а, следовательно, и воздействия) подобных представлений. 

Изучая литературу по данной проблематике (Агеев В.С., Бороноев А.О., Дробижева Л.М., и др.) мы пришли к выводу, что в культуре отдельного народа и этноса можно отнести к стереотипам следующее: вербальное поведение;  невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения); национальный характер и представления о нем другими нациями; социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях; особенности быта и повседневной жизни нации; национальная кухня; религиозные и национальные обряд.

Однако, одним из важных вопросов, связанных как с этническими стереотипами, так и с социальными, является вопрос об истинности. Так, например, У. Липпман считал, что стереотип отличают неточность и даже ложность. На протяжении долгого времени стереотипы получали не менее нелестные характеристики и интерпретировались как прямая «дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Лишь начиная с 50-х гг. О. Клайнберг выдвинул гипотезу о наличии в стереотипе некоего «зерна истины».

Считается, что стереотипы более истинны, если существует единодушное мнение между двумя группами относительно черт третьей. Признаком истинности предлагается считать и согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой [1].

В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека выступают как врожденные, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определенным этносом, определенной культурой и осознавать себя их элементом. Итак, мы живем в мире стереотипов, навязанных нам культурой [1]. Совокупность ментальных стереотипов этноса известна каждому его представителю.

Все этносы разные. Отличается и образ жизни, и культура. Такое различие влечет за собой непонимание чужой культуры, что приводит к созданию стереотипов. Увидя что-то несвойственной своему этносу, мы пытаемся «подогнать» непонятные действия под свои культурные рамки. Под свои какие-то определения. Приведем пример: на улицах мы можем увидеть цыган, которые странно одеты, шумные и пристают к прохожим. Это кажется неприемлемым для нас. Увидев раз, два - в голове уже складывается некое представление об этой этнической группе. Т.е. формируется стереотип, в подсознании происходит закрепление новой, неизведанной нами ранее установки другой этнической группы, в рамках нашего образа и стиля мышления.  Однако, можем ли мы говорить истинности данной установки? Ведь стереотип основался на небольшой группе людей, т.е. мы увидели лишь небольшую часть представителей другого этноса.

Как нам известно, стереотип закрепляется лишь тогда, когда он признается большой группой людей. Таким образом, установка должна распространиться. В данном случае, на наш взгляд главными каналами распространения являются СМИ и коммуникации. По нашему мнению, СМИ способствуют стереотипизации как напрямую, так и косвенно. Т.е. они могут напрямую распространять определенные установки, а могут создавать необходимую атмосферу (позитивную или негативную). Что в свою очередь задает определенную направленность стереотипизации.

Таким образом, по нашему мнению, этническая стереотипизация происходит по следующим этапам:

  1.  Знакомство с другим этносом (случайная встреча, либо целенаправленное погружение в другую культуру)
  2.  Вычленение «странного», непонятного, неприемлемого для своего этноса, своей культуры поведения представителей другого этноса.
  3.  Подгон этого поведения под свои культурные рамки, под свое представление.
  4.  Осознание и закрепление в сознании «другого» поведения представителей другого этноса.
  5.  Распространение полученной информации через каналы коммуникаций.
  6.  Закрепление стереотипов благодаря СМИ.

Подобным образом, на наш взгляд  образовались и закрепились такие этнические стереотипы как вспыльчивые испанцы, трудолюбивые китайцы, галантные французы, аккуратные немцы и многие другие.

Этнические стереотипы - распространенное явление в современном обществе. Именно они, так или иначе, влияют на наши взаимоотношения с представителями другого этноса. Зная, например, что немцы пунктуальные, а итальянцы чрезмерно эмоциональные мы соответственно будем подстраивать свое поведение под данные стереотипы. В ходе изучения проблемы образования и укрепления этнических стереотипов, мы пришли к выводу, что основным толчком, «отправной точкой» для образования стереотипов является непонимание другого этноса.

Встречаясь с представителями иного этноса, люди имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позицией своей культуры, «мерить их на свой аршин». Непонимание их языка, жестов, мимики ведет к искаженному истолкованию смысла их действий. Появляются такие мысли как «они не такие, как мы - они ведут себя странно, нелепо…». То, в чем у своего этноса видят проявление ума, у другого считают проявлением хитрости, то, что у себя считают настойчивостью, у «чужака»расценивают как упрямство…

Этнокультурные стереотипы – независимо от их обоснованности или необоснованности, истинности или ложности – являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их национальное сознание межнациональные контакты.

Список литературы

  1.  Демирова, В.К., Пивоварчик И.М. К вопросу о сущности этнических стереотипов [Электронный ресурс]// ПНПУ: сайт.-URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Psihologia/12_116997.doc.htm (дата обращения: 3.05.2013).
  2.  Стефаненко, Т.Г. Этнический стереотип это не всегда нечто отрицательное [Электронный ресурс]//Центр Льва Гумилева: сайт.-URL: http://www.gumilev-center.ru/ehtnicheskijj-stereotip-ehto-ne-vsegda-nechto-otricatelnoe/ (дата обращения: 1.05.2013).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82278. Возрастание роли гуманитарных знаний в современном обществе. «Сообщество знания». Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков 31.17 KB
  Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Важнейшими функциями социальных наук в современном обществе является критика действительности и ее проблематизация. Изучаются явления лежащие на стыке социальных и экономических сфер жизнедеятельности общества.
82279. Проблема глобализации в социально-гуманитарных науках 32.66 KB
  Учение интенсивно развивается и в рамках биологии исследование механизмов эволюции на молекулярном клеточном организменном уровнях. Для того чтобы описать движущие силы эволюции любого объекта нашего мира был создана синергетика новая междисциплинарная область Н исследований новое направление решения Н проблем. В настоящее время в Н в целом и в синергетике в частности используется принцип нелинейности многовариантности альтернативности путей темпов эволюции необратимости эволюции возможность непредсказуемых изменений. Поновому...
82280. Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре и человеке. (Аристотель, Гегель, Гоббс) 36.04 KB
  Ее называли наукоучением метанаукой наукой о науке а в западной традиции – эпистемологией учением о знании или философией науки. Философия – фундаментальное основание теоретической науки. Философия науки – это область лежащая на границе философии и конкретного научного математического естественнонаучного гуманитарного социального технического знания. Как известно существуют различные науки: математика естествознание гуманитарные социальные и технические науки.
82281. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе и культуре. Природа , общество и культура в социальном познании 36.36 KB
  Появление научного знания не отменило и не упразднило не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке философии мифологии политике религии и т. соответствуют специфические формы знания.
82282. Зарождение и формирование научных дисциплин социально- гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания 37.28 KB
  Проблема истории науки не была предметом специального рассмотрения ни философов ни ученых работавших в той или иной области научного знания и только в трудах первых позитивистов появляются попытки анализа генезиса науки и ее истории создается историография науки. Разработка истории науки началась только в XIX в. Признание истории науки как специальной научной дисциплины произошла только в 1892 г. когда во Франции была создана первая кафедра истории науки Одна из главных проблем характерных для истории науки понять объяснить как...
82283. Зависимость научных знаний от социального контекста: классическая, неклассическая и постклассическая наука 38.73 KB
  создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась классическая наука ознаменовавшая генезис науки как таковой как целостного триединства т. Тот переворот который совершил в астрономии польский астроном Николай Коперник 1473-1543 имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. характеризуется торжеством опытного экспериментального подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем 1628 установление магнитных свойств Земли Гильбертом...
82285. Причины присоединения Казахстана к России. Последствия присоединения Казахстана к России 33.97 KB
  Последствия присоединения Казахстана к России В казахскорусских отношениях были заинтересованы обе стороны и Казахстан помощь в борьбе с джунгарами решение экономических проблем оживление торговли и Россия союзник в борьбе с сибирским ханом Кучумом; выход на рынки Средней Азии; обеспечение безопасности караванных маршрутов. над Казахстаном нависла наибольшая угроза потери независимости со стороны Джунгарского ханства это побудило казахских ханов искать помощи у России. Предметами обсуждения были: обмен пленными урегулирование...
82286. Политические партии и течения в период от февраля к октябрю 1917 года 39.16 KB
  Букейханов стал лидером партии Алаш его поддержали соратники: А. В апрелемае 1917 года прошли областные и уездные съезды партии Алаш где поднимались наиболее острые проблемы: запрещение переселения взаимоотношения с Китаем и Россией. Взаимодействие созданных главным образом под руководством участников Алаш казахских комитетов как органов национального самоуправления с коалиционными Советами после февральских событий привело к усилению недоверия и отчужденности в отношениях с входившими в них большевиками. Многие представители Алаш вошли в...