63899

Трансформация института семьи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Семья базовая ячейка общества один из важнейших социальных институтов государства. В процессе радикальных социальных изменений вызванных модернизацией и глобализацией традиционные семьи находятся на распутье выбирая и балансируя между сохранением традиций...

Русский

2014-06-26

19.67 KB

12 чел.

Леонтьева Н.Б.

г. Иркутск

Трансформация института семьи

Семья – базовая ячейка общества, один из важнейших социальных институтов государства.

В процессе радикальных социальных изменений, вызванных модернизацией и глобализацией, традиционные семьи находятся на распутье, выбирая и балансируя между сохранением традиций и принятием ценностей современных западных обществ.

Современные трансформации, происходящие в семье, ведут к тому, что семья начинает утрачивать свою основную функцию - воспроизводство жизни.

Социальные изменения затронули самые глубокие пласты повседневной жизни людей, их ценности, обыденные представления, нормы поведения и жизненные стратегии. В социальной науке эти изменения, пронизывающие все сферы общества, получили название трансформационного процесса. [2]

Известно, что в современном мире существует целый ряд острых проблем, связанных с гендерными аспектами трансформаций. Среди них надо в первую очередь назвать кризисные тенденции в развитии семьи, гендерную составляющую социального неравенства, феномены женской бедности и мужской сверхсмертности в трудоспособных возрастах, распространенность насилия на гендерной почве. Начало этим тенденциям было положено в 90-ые годы и обусловлено стремительным падением доверия к государству, растерянностью и апатией, которые охватили массу людей, переживших цивилизационный шок перехода к новому укладу жизни. Опыт этого времени не мог не сказаться на судьбе семьи как социального института и на результатах социализации молодого поколения. [2]

В научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин "кризис семьи" буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. Порой, этот термин используется в качестве некоторой аксиомы, используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в данной сфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностей фамилизма. М. Медкова определяет это понятие тем, что семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей [3]. Сюда добавляются такие негативные явления, как подъем уровня разводимости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина депопуляции [5].

Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", считают А.И. Антонов и В.М. Медков, усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных ориентаций [1, с. 137]. Социокультурная тенденция индивидуализации жизни, отмечаемая на протяжении нескольких столетий, описывается как конфликт между личностью и обществом, скрываемый иллюзией роста самосознания личности, увеличения экологической, политической, демографической и т.п. сознательности, которая призвана расширить на основе свободы выбора зону личных решений и ответственности во благо общества.

Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализации потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде, в семье, мотивируется подчинять эгоцентрические интересы семейным, — все это привело в XX в. в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, посредничества семьи в противостоянии личности и общества. [1, с. 94].

В условиях развития рыночных отношений происходит постепенная переориентация населения семейных ценностей на несемейные, что отражает стремление людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности, прежде всего к достижению высокого социального статуса. Этот ценностный сдвиг в социально-трудовых отношениях приводит к ослаблению репродуктивных установок семьи.

Феномен многообразия моделей семьи и зарубежными, и отечественными исследователями связывается с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальные характеристики и выражающимися в смене ценностных парадигм. Традиционная парадигма, доминировавшая после Второй мировой войны, заменяется инновационной парадигмой, личностно ориентированной, децентралистской, направляющей на саморазвитие и автономию личности в вопросах выбора стратегии поведения [4].

Естественно, это изменение сводить к ценностно-нормативному произволу, аномии было бы крайне необоснованно. Речь идет о замене жестко регулирующей роли традиции, внешнего авторитета, института ответственностью и возможностями рациональности личности в определении целей, ориентиров, идеалов своей жизни. Вариативность, плюрализм типов семей отражает повсеместно происходящий процесс размывания стандартной системы семейно-брачных поведенческих норм, содержания семейных ролей, но вместе с тем индивид приучается самостоятельно выбирать для себя рамки бытия, выработанные культурой, отделять ценное, выработанное и проверенное культурой от имитации, поддельного, в конечном счете, разрушительного. [1]

Современная модель семьи связана с распространением городского типа семьи, где общесемейная деятельность минимизируется и дополняется потреблением большого числа услуг внесемейных учреждений. Современную городскую семью отличает стремление к финансовой самостоятельности и экономической независимости супругов, происходит объективная минимизация домашних обязанностей и стремление женщин к профессиональной самореализации. [2]

В нынешнее время семейно-брачные установки и ожидания в еще большей степени отражают черты декларируемой модели брака, а стереотипы реального супружеского поведения во многом им не соответствуют. Итак, медленно, но неуклонно происходит обезличивание собственно родственных отношений и расширение внесемейного мира.

В современном цивилизованном обществе всё больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не вступать в брак, повышается готовность молодых людей в своей собственной жизни искать альтернативные формы её устройства, эволюционируют не просто формы брака, но и отношение к ним существенно трансформируется. Эта изменившаяся позиция имеет в значительной мере отношение к изменению социокультурного характера феномена "молодежи". Намерению вступить в брак предшествует, по крайней мере, у большинства молодых людей в европейских промышленно развитых странах, длительный процесс ориентации и социокультурной настройки человека на брак и семью. [2]

Таким образом, современная семья утрачивает свою ценность. Молодые люди не хотят вступать в брак, женщины часто хотят сделать карьеру, а не воспитывать детей, внесемейные связи ценятся больше, чем семейные. Все это сказывается на уровне рождаемости.

Список литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. – 304 с.

2. Здравомыслова Ольга Михайловна. Гендерные аспекты современных российских трансформаций:проблемы методологии исследования : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Здравомыслова Ольга Михайловна; [Место защиты: Институт философии РАН]. - Москва, 2008. - 285 с.

3. Медкова М.В. Семьи "звезд" шоу-бизнеса // Социол. исслед. 2002. № 1.  – 131с.

4. Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: СОВПАДЕНИЕ, 1998. - 368 с.

5. Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи / Ю.В. Федотова // Социологические исследования. - 2003.  -  №11. – с. 137-140.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37116. Общенациональный кризис в стране осенью 1917 г 23.48 KB
  Приход к власти большевиков Осенью 1917 г. Бесспорно что если бы большевики промедлили с взятием власти и не упредили правые силы слабое правительство Керенского сменила бы военная диктатура. В нем объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти к Петроградскому ВРК. Тем самым шанс на спасение буржуазной власти был утрачен.
37117. Брестский мир 17.35 KB
  большевики связывали выход России из войны с мировой революцией. Согласно условиям Брестского мира: от России отторгалась Польша Прибалтика западная часть Белоруссии. Ни одна из стран Антанты союзников России в войне не ответила на эти мирные предложения однако страны германоавстрийского блока в конце ноября согласились вести переговоры о перемирии и мире с представителями Советской республики. Подписания мира в тот момент настоятельно требовали внутренняя и внешняя обстановка в Советской России.
37118. Гражданская война и интервенция: причины, ход и результаты 16.55 KB
  в Мурманске и Архангельске высадились английские американские и французские войска. Войска П. Признав свое поражение в Первой мировой войне Германия согласилась аннулировать Брестский мирный договор и вывела свои войска с территории Украины Белоруссии и Прибалтики. Антанта стала выводить свои войска оказывая белогвардейцам лишь материальную помощь.
37119. Истоки и сущность режима личной власти Сталина. Политические процессы и массовые репрессии 26.79 KB
  Истоки и сущность режима личной власти Сталина. Истоки сталинизмаЗарождавшийся сталинизм проявлялся в несогласии Сталина с линией Ленина в ряде программных стратегических и тактических вопросов социалистической революции и в попытках провести свою линию вопреки Ленину или нарушая линию Ленина. Сталина часто называют непоследовательным марксистом приписывают ему отступничество от идей Ленина но согласно трактовке социализма Сталин стремился выполнить ряд основных задач: сделать государство пролетарским уничтожить эксплуататорские классы...
37120. Международное положение и внешняя политика СССР в предвоенные годы. Соглашения и договоры с Германией 26.14 KB
  Международное положение и внешняя политика СССР в предвоенные годы. Следующий период в истории внешней политики СССР начался в марте 1939 г. Британские консерваторы не хотели подлинного союза с СССР не оставляли надежды подтолкнуть немецкую экспансию в восточном направлении то есть в направлении Советского Союза. В частности вопрос о дополнительном протоколе к пакту о ненападении был поставлен наркомом иностранных дел СССР В.