63899

Трансформация института семьи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Семья базовая ячейка общества один из важнейших социальных институтов государства. В процессе радикальных социальных изменений вызванных модернизацией и глобализацией традиционные семьи находятся на распутье выбирая и балансируя между сохранением традиций...

Русский

2014-06-26

19.67 KB

12 чел.

Леонтьева Н.Б.

г. Иркутск

Трансформация института семьи

Семья – базовая ячейка общества, один из важнейших социальных институтов государства.

В процессе радикальных социальных изменений, вызванных модернизацией и глобализацией, традиционные семьи находятся на распутье, выбирая и балансируя между сохранением традиций и принятием ценностей современных западных обществ.

Современные трансформации, происходящие в семье, ведут к тому, что семья начинает утрачивать свою основную функцию - воспроизводство жизни.

Социальные изменения затронули самые глубокие пласты повседневной жизни людей, их ценности, обыденные представления, нормы поведения и жизненные стратегии. В социальной науке эти изменения, пронизывающие все сферы общества, получили название трансформационного процесса. [2]

Известно, что в современном мире существует целый ряд острых проблем, связанных с гендерными аспектами трансформаций. Среди них надо в первую очередь назвать кризисные тенденции в развитии семьи, гендерную составляющую социального неравенства, феномены женской бедности и мужской сверхсмертности в трудоспособных возрастах, распространенность насилия на гендерной почве. Начало этим тенденциям было положено в 90-ые годы и обусловлено стремительным падением доверия к государству, растерянностью и апатией, которые охватили массу людей, переживших цивилизационный шок перехода к новому укладу жизни. Опыт этого времени не мог не сказаться на судьбе семьи как социального института и на результатах социализации молодого поколения. [2]

В научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин "кризис семьи" буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. Порой, этот термин используется в качестве некоторой аксиомы, используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в данной сфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностей фамилизма. М. Медкова определяет это понятие тем, что семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей [3]. Сюда добавляются такие негативные явления, как подъем уровня разводимости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина депопуляции [5].

Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", считают А.И. Антонов и В.М. Медков, усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных ориентаций [1, с. 137]. Социокультурная тенденция индивидуализации жизни, отмечаемая на протяжении нескольких столетий, описывается как конфликт между личностью и обществом, скрываемый иллюзией роста самосознания личности, увеличения экологической, политической, демографической и т.п. сознательности, которая призвана расширить на основе свободы выбора зону личных решений и ответственности во благо общества.

Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализации потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде, в семье, мотивируется подчинять эгоцентрические интересы семейным, — все это привело в XX в. в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, посредничества семьи в противостоянии личности и общества. [1, с. 94].

В условиях развития рыночных отношений происходит постепенная переориентация населения семейных ценностей на несемейные, что отражает стремление людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности, прежде всего к достижению высокого социального статуса. Этот ценностный сдвиг в социально-трудовых отношениях приводит к ослаблению репродуктивных установок семьи.

Феномен многообразия моделей семьи и зарубежными, и отечественными исследователями связывается с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальные характеристики и выражающимися в смене ценностных парадигм. Традиционная парадигма, доминировавшая после Второй мировой войны, заменяется инновационной парадигмой, личностно ориентированной, децентралистской, направляющей на саморазвитие и автономию личности в вопросах выбора стратегии поведения [4].

Естественно, это изменение сводить к ценностно-нормативному произволу, аномии было бы крайне необоснованно. Речь идет о замене жестко регулирующей роли традиции, внешнего авторитета, института ответственностью и возможностями рациональности личности в определении целей, ориентиров, идеалов своей жизни. Вариативность, плюрализм типов семей отражает повсеместно происходящий процесс размывания стандартной системы семейно-брачных поведенческих норм, содержания семейных ролей, но вместе с тем индивид приучается самостоятельно выбирать для себя рамки бытия, выработанные культурой, отделять ценное, выработанное и проверенное культурой от имитации, поддельного, в конечном счете, разрушительного. [1]

Современная модель семьи связана с распространением городского типа семьи, где общесемейная деятельность минимизируется и дополняется потреблением большого числа услуг внесемейных учреждений. Современную городскую семью отличает стремление к финансовой самостоятельности и экономической независимости супругов, происходит объективная минимизация домашних обязанностей и стремление женщин к профессиональной самореализации. [2]

В нынешнее время семейно-брачные установки и ожидания в еще большей степени отражают черты декларируемой модели брака, а стереотипы реального супружеского поведения во многом им не соответствуют. Итак, медленно, но неуклонно происходит обезличивание собственно родственных отношений и расширение внесемейного мира.

В современном цивилизованном обществе всё больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не вступать в брак, повышается готовность молодых людей в своей собственной жизни искать альтернативные формы её устройства, эволюционируют не просто формы брака, но и отношение к ним существенно трансформируется. Эта изменившаяся позиция имеет в значительной мере отношение к изменению социокультурного характера феномена "молодежи". Намерению вступить в брак предшествует, по крайней мере, у большинства молодых людей в европейских промышленно развитых странах, длительный процесс ориентации и социокультурной настройки человека на брак и семью. [2]

Таким образом, современная семья утрачивает свою ценность. Молодые люди не хотят вступать в брак, женщины часто хотят сделать карьеру, а не воспитывать детей, внесемейные связи ценятся больше, чем семейные. Все это сказывается на уровне рождаемости.

Список литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. – 304 с.

2. Здравомыслова Ольга Михайловна. Гендерные аспекты современных российских трансформаций:проблемы методологии исследования : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Здравомыслова Ольга Михайловна; [Место защиты: Институт философии РАН]. - Москва, 2008. - 285 с.

3. Медкова М.В. Семьи "звезд" шоу-бизнеса // Социол. исслед. 2002. № 1.  – 131с.

4. Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: СОВПАДЕНИЕ, 1998. - 368 с.

5. Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи / Ю.В. Федотова // Социологические исследования. - 2003.  -  №11. – с. 137-140.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35251. Обчислення інтегралу по формулі Сімпсона. Складання алгоритму 29 KB
  Тема. Обчислення інтегралу по формулі Сімпсона. Складання алгоритму. Мета. Навчитися обчислювати інтеграл по формулі Сімпсона; склаcти алгоритм.
35252. Основи конституційного права України 115.5 KB
  начно радикальніший проект Конституції України було опубліковано у вересні 1905 р. в першому числі часопису Української народної партії Самостійна Україна під назвою Основний закон Самостійної України спілки народу українського. Цей проект передбачав повну самостійність України, територія якої мала складатися з девяти земель.
35253. Знаходження власних чисел і векторів матриці по методу Крилова 81.5 KB
  Знайти одне з власних чисел і відповідний йому власний вектор матриці А по методу Крилова (використати результати лабороторної роботи № 18).
35254. Метод Ейлера вирішення задачі Коші 81 KB
  Мета. Навчитися будувати розв’язок задачі Коші по методу Ейлера. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4, програмне забезпечення Borland С++, ПК
35255. Програмування циклів 152 KB
  code початок сегменту кода strt: початок модулю strt mov x@dt запис в регістр ах всіх адрес змінних mov dsx запис в регістр ds вмісту регістру ах mov cx len пересилка len в регістр cx xor xx обнуління регістру ах jcxz exit перехід на мітку exit если сх. jne m1 перехід на мітку m1 виконується якщо не еквівалентні ms[si] з нулем inc l збільшення вмісту регістру l на 1 m1: мітка m1 inc si збільшення si на 1 loop cycl організація...
35256. Лебеговское продолжение меры. Мера в R 470.5 KB
  Пусть задано множество X и – полукольцо его подмножеств, на котором задана мера m. Мера, заданная на кольце K называется продолжением меры m, если и для всех выполняется
35257. Метод прогонки розв’язання крайової задачі. Складання алгоритму 29.5 KB
  Мета. Навчитися використовувати метод прогонки розв’язання крайової задачі звичайного диференційного рівняння. Скласти алгоритм.