63900

Образ «за границы» в глазах молодежи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В целом те кто был заграницей оценивают ее по следующим критериям: Климату: Невыносимая жара надоедает существует опасность стихийных бедствий. В России образование хуже чем заграницей. Психоэмоциональным оценкам: Заграницей другие люди.

Русский

2014-06-26

37 KB

0 чел.

Бойко Ю. П.

г. Иркутск

Образ "за границы" в глазах молодежи

Современный мир разрушает границы. Все больше и больше людей могут путешествовать, менять места жительства или просто отдыхать в разных уголках мира. Причем одни это делают реально, а другие виртуально, одни тратят солидные суммы на путешествия, другие обходятся весьма скромно, третьи же довольствуются теле-экраном или Интерент-пространством. Чтобы что-то знать о дальних странах вовсе не значит, что там надо побывать. Поэтому целью данной работы стало желание показать какой образ за границы складывается у наших соотечественников кто там был и тех, кто там не был.

Для того, чтобы реализовать наш замысле, мы провели небольшое исследование. Мы попросили молодых людей написать эссе на тему "Мое видение за границы". Затем, мы провели символический анализ когнитивных, аффективных и деятельностных метафор и слов дающий представление о том, какой же образ заграницы сегодня доминирует у молодежи. Причем к исследованию привлекались молодые люди бывавшие за границей в любом статусе (учеба, туризм), так и не бывавшие там реально. Всего нами проанализировано 30 эссе.

Итак, мы получили следующие результаты. Люди, которые бывали за границей больше "погружены" в свои эмоции, впечатления и мало опираются на когнитивные представления. Те же кто там не был, могут судить лишь о формальной информации, приходящей через когнитивное пространство (газеты, книги, фильмы), значительно меньше включаются эмоции (т.к. нет личного опыта) и впечатления (только вторичные от просмотра теле-передачи или прочтения книги о политике, экономике, культуре и т.д.).

Иными словами, можно утверждать, что восприятие заграницы опирается на разные каналы восприятия  и тем самым происходит не одинаковая оценка образа другой страны.

В целом, те кто был заграницей, оценивают ее по следующим критериям:

  1.  Климату: «Невыносимая жара надоедает, существует опасность стихийных бедствий». Мы не должны забывать, что природа принесла – и приносит – миру достаточно страданий. Так, например, в 2013 году мир столкнулся с 39 погодными катастрофами, ущерб от каждой из которых оценивается минимум в миллиард долларов, что, безусловно, не могло оставить негативное впечатление от себя (45%).
  2.  Культуре и истории: «Чужой язык, сохранилось много старинных зданий, большое количество музеев.» Первым делом, приезжая в другую страну, турист сталкивается с чужим языком.

«В России образование хуже, чем заграницей». Смотря с какой страной сравнивать, а в целом, Россия оказалась на 20-м месте в рейтинге стран с лучшими системами образования. (39%)

  1.  Инфраструктуре: «Хорошие дороги, красивые достопримечательности, развитый туризм». Это то, что сразу бросается в глаза. (45%)
  2.  Психо-эмоциональным оценкам: «Заграницей другие люди.», «Я бы хотел(а) жить заграницей», «В России хуже, чем заграницей». В целом, многие остались довольны от посещения той или иной страны. (57%)
  3.  Социальной безопасности: «Заграница предоставляет перспективную работу.» Для умных людей, знающих язык и имеющих хорошее образование, да. (36%)

«Заграницей войны, смерти невинных людей» Действительно, такие страны, как например: Ирак, Сирия предоставляют почву для таких мнений. (27%) с % и соотношением цитат тут разберитесь

  1.  Материальным символам: «Красивые старинные здания, большое количество музеев, небоскрёбов, достопримечательностей» (45%)

Те кто не был заграницей, оценивают ее по следующим критериям:

  1.  Климату: «Заграница - это море, солнце и всегда тепло» (54%).
  2.  Культуре и истории: «Достопримечательности, другая религия, неестественные однополые браки, роскошь» (38%).
  3.  Инфраструктуре: «Огромные города, развитый туризм, много развлечений» (57%).

Образ климата, культуры, истории и инфраструктуры у тех, кто не был заграницей, складывается и зависит от книг, телепередач, чужих рассказов.

  1.  Психо-эмоциональным оценкам: «Заграницей чужие люди», «Заграницей люди живут лучше, чем в России», «Заграница - перспективная работа», «Заграницей существуют такие же проблемы, как в России», «Россия ничем не отличается от других стран», «Все проблемы России из-за других стран», «Заграницей частые войны». Такие высказывания могут являться следствием рекламы на телевидение, пропагандой в новостных программах. (36%)
  2.  Социальной безопасности: «Заграницей кризис», «Заграница даёт перспективную работу» (45%)
  3.  Материальным символам: «Статуя свободы", "Макдональдс", "Великая Китайская стена». Такие образы широко показаны в различных иностранных фильмах. (26%).

Таким образом, можно сказать, что те кто был за границе судят о ней по личному опыту, ощущениям и чувствам возникших во время пребывания там. Эти чувства ограничены повседневным пространством, в которое были погружены в той или иной стране.

Те, кто не был за границей, судят на основе вторичных данных (ТВ, рассказов друзей и т.д.), т.е. оперируют не собственным опытом, а опытом других людей, тем самым опираются не только на повседневное, бытовое восприятие реальности, но и на когнитивные представления (знание традиций о которых рассказывали в теле-передаче или личный опыт кого-то из знакомых), на символические образы (чтение книг о культуре или религии той или иной страны, того или иного народа).

Справедливой становится замечание Альберта Шюца о том, что повседневность может стать тюрьмой или вселенной - все зависит от того, какие границы ты ей ставишь и что замечаешь вокруг. Те, кто был за границей - судят о своем восприятии культуры, природы, кулинарии, архитектуры или людях, те кто не был - домысливают этот обоз, тем самым расширяя свое видение мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81777. Символизм как литературное направление. Анализ стихотворения одного из поэтов-символистов 47.33 KB
  Бальмонта Ю. В поэтических формулах Бальмонта Сологуба Гиппиус Мережковского отрицается истинность реального мира объявляемого лишь комплексом ощущений творцахудожника: . Бальмонта М. В 90х годах вышли сборники его стихотворений: Под северным небом 1894 В безбрежности 1895 Тишина 1897; в 900е годы в период творческого взлета Бальмонта Горящие здания 1900 Будем как солнце 1903 Только любовь 1903.
81778. Образ метели в произведениях отечественной литературы 32.93 KB
  Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер ветер На всем божьем свете Ветер хлесткий гуляет свищет и зол и рад Разыгралась чтойто вьюга ох пурга какая спасе Вьюга долгим смехом Заливается в снегах Очевидно что образы ветра метели романтичны и имеют символический смысл. Ветер ветер На ногах не стоит человек. Ветер ветер На всем Божьем свете. Во второй строфе напор стихии как бы смягчается ее действия становятся не гневны а почти нежны и появляются уменьшительноласкательные...
81779. Наука и философия. Статус научной философии 28.69 KB
  Многолетний спор философии и науки о том в чем больше нуждается общество в философии или науке и какова их действительная взаимосвязь породил множество точек зрения обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах раскрывающих суть соотношения философии и науки: Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике экономике искусству врачевания искусству обучения законодательству и др. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философия задумывается о...
81780. Функции науки. Роль науки в современном образовании и формировании личности 28.41 KB
  Роль науки в современном образовании и формировании личности. Проблема связанная с классификацией функций науки до сих пор остается спорной отчасти потому что последняя развивалась возлагая на себя новые и новые функции отчасти в силу того что выступая в роли социокультурного феномена она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научнотехнического прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки...
81781. Преднаука и наука. Генезис науки и проблема периодизации её истории 31.74 KB
  Генезис науки и проблема периодизации её истории. Исследуя историю любого материального или духовного явления в том числе и науки следует иметь в виду что это сложный диалектический поступательный процесс появления различий включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов фаз и т. Применяя сказанное о периодизации к истории науки следует прежде всего подчеркнуть следующее. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе.
81783. Средневековая наука. Организация науки в средневековых университетах 33.78 KB
  Первый из них факультет свободных искусств trium был наиболее многочисленным и считался подготовительным для трех других факультетов: медицинского юридического и теологического самого малочисленного но обучение на котором было самым продолжительным. Таким образом Парижский университет оказался в плену противоречивых тенденций: превратиться в центр беспристрастных исследований связанных с изучением античного наследия но всегда стоящих перед опасностью впасть в инакомыслие либо подчинить исследование религиозным целям и тем самым...
81784. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре 31.1 KB
  Изменяется роль человека в мире. Происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир автономным универсальным и самодостаточным становится индивид. Отсюда и характерное для эпохи Возрождения стремление познать принципы функционирования механизмов приборов устройств и самого человека.
81785. Наука в собственном смысле слова: классическая наука, неклассическая и постклассическая 30.52 KB
  Таким образом основные стороны бытия науки это вопервых сложный противоречивый процесс получения нового знания; вовторых результат этого процесса т. объединение полученных знаний в целостную развивающуюся органическую систему а не простое их суммирование; втретьих социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки научные учреждения и т.; этос нравственность науки профессиональные объединения ученых ресурсы финансы научное оборудование система научной информации различного рода коммуникации ученых и т....