63900

Образ «за границы» в глазах молодежи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В целом те кто был заграницей оценивают ее по следующим критериям: Климату: Невыносимая жара надоедает существует опасность стихийных бедствий. В России образование хуже чем заграницей. Психоэмоциональным оценкам: Заграницей другие люди.

Русский

2014-06-26

37 KB

0 чел.

Бойко Ю. П.

г. Иркутск

Образ "за границы" в глазах молодежи

Современный мир разрушает границы. Все больше и больше людей могут путешествовать, менять места жительства или просто отдыхать в разных уголках мира. Причем одни это делают реально, а другие виртуально, одни тратят солидные суммы на путешествия, другие обходятся весьма скромно, третьи же довольствуются теле-экраном или Интерент-пространством. Чтобы что-то знать о дальних странах вовсе не значит, что там надо побывать. Поэтому целью данной работы стало желание показать какой образ за границы складывается у наших соотечественников кто там был и тех, кто там не был.

Для того, чтобы реализовать наш замысле, мы провели небольшое исследование. Мы попросили молодых людей написать эссе на тему "Мое видение за границы". Затем, мы провели символический анализ когнитивных, аффективных и деятельностных метафор и слов дающий представление о том, какой же образ заграницы сегодня доминирует у молодежи. Причем к исследованию привлекались молодые люди бывавшие за границей в любом статусе (учеба, туризм), так и не бывавшие там реально. Всего нами проанализировано 30 эссе.

Итак, мы получили следующие результаты. Люди, которые бывали за границей больше "погружены" в свои эмоции, впечатления и мало опираются на когнитивные представления. Те же кто там не был, могут судить лишь о формальной информации, приходящей через когнитивное пространство (газеты, книги, фильмы), значительно меньше включаются эмоции (т.к. нет личного опыта) и впечатления (только вторичные от просмотра теле-передачи или прочтения книги о политике, экономике, культуре и т.д.).

Иными словами, можно утверждать, что восприятие заграницы опирается на разные каналы восприятия  и тем самым происходит не одинаковая оценка образа другой страны.

В целом, те кто был заграницей, оценивают ее по следующим критериям:

  1.  Климату: «Невыносимая жара надоедает, существует опасность стихийных бедствий». Мы не должны забывать, что природа принесла – и приносит – миру достаточно страданий. Так, например, в 2013 году мир столкнулся с 39 погодными катастрофами, ущерб от каждой из которых оценивается минимум в миллиард долларов, что, безусловно, не могло оставить негативное впечатление от себя (45%).
  2.  Культуре и истории: «Чужой язык, сохранилось много старинных зданий, большое количество музеев.» Первым делом, приезжая в другую страну, турист сталкивается с чужим языком.

«В России образование хуже, чем заграницей». Смотря с какой страной сравнивать, а в целом, Россия оказалась на 20-м месте в рейтинге стран с лучшими системами образования. (39%)

  1.  Инфраструктуре: «Хорошие дороги, красивые достопримечательности, развитый туризм». Это то, что сразу бросается в глаза. (45%)
  2.  Психо-эмоциональным оценкам: «Заграницей другие люди.», «Я бы хотел(а) жить заграницей», «В России хуже, чем заграницей». В целом, многие остались довольны от посещения той или иной страны. (57%)
  3.  Социальной безопасности: «Заграница предоставляет перспективную работу.» Для умных людей, знающих язык и имеющих хорошее образование, да. (36%)

«Заграницей войны, смерти невинных людей» Действительно, такие страны, как например: Ирак, Сирия предоставляют почву для таких мнений. (27%) с % и соотношением цитат тут разберитесь

  1.  Материальным символам: «Красивые старинные здания, большое количество музеев, небоскрёбов, достопримечательностей» (45%)

Те кто не был заграницей, оценивают ее по следующим критериям:

  1.  Климату: «Заграница - это море, солнце и всегда тепло» (54%).
  2.  Культуре и истории: «Достопримечательности, другая религия, неестественные однополые браки, роскошь» (38%).
  3.  Инфраструктуре: «Огромные города, развитый туризм, много развлечений» (57%).

Образ климата, культуры, истории и инфраструктуры у тех, кто не был заграницей, складывается и зависит от книг, телепередач, чужих рассказов.

  1.  Психо-эмоциональным оценкам: «Заграницей чужие люди», «Заграницей люди живут лучше, чем в России», «Заграница - перспективная работа», «Заграницей существуют такие же проблемы, как в России», «Россия ничем не отличается от других стран», «Все проблемы России из-за других стран», «Заграницей частые войны». Такие высказывания могут являться следствием рекламы на телевидение, пропагандой в новостных программах. (36%)
  2.  Социальной безопасности: «Заграницей кризис», «Заграница даёт перспективную работу» (45%)
  3.  Материальным символам: «Статуя свободы", "Макдональдс", "Великая Китайская стена». Такие образы широко показаны в различных иностранных фильмах. (26%).

Таким образом, можно сказать, что те кто был за границе судят о ней по личному опыту, ощущениям и чувствам возникших во время пребывания там. Эти чувства ограничены повседневным пространством, в которое были погружены в той или иной стране.

Те, кто не был за границей, судят на основе вторичных данных (ТВ, рассказов друзей и т.д.), т.е. оперируют не собственным опытом, а опытом других людей, тем самым опираются не только на повседневное, бытовое восприятие реальности, но и на когнитивные представления (знание традиций о которых рассказывали в теле-передаче или личный опыт кого-то из знакомых), на символические образы (чтение книг о культуре или религии той или иной страны, того или иного народа).

Справедливой становится замечание Альберта Шюца о том, что повседневность может стать тюрьмой или вселенной - все зависит от того, какие границы ты ей ставишь и что замечаешь вокруг. Те, кто был за границей - судят о своем восприятии культуры, природы, кулинарии, архитектуры или людях, те кто не был - домысливают этот обоз, тем самым расширяя свое видение мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7694. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку 253.18 KB
  Тема:Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку. ПЛАН Общая характеристика классно-урочной системы. Характеристика урока как основной формы организацииобучения. Современные требования...
7695. Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий 84.5 KB
  Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий. План Сущность экскурсий. Функции экскурсий. Виды экскурсий. Методика проведения экскурсий. Виды экскурсий (примеры). Сущность экскурсий Наряд...
7696. Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями 65.5 KB
  Тема: Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями. План Сущность домашней работы учащихся и её роль в овладении знаниями. Основные недостатки домашней работы школьников. Правила домашней работы школьников.Сущность домаш...
7697. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе 58.5 KB
  Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе. Форма обучения - это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме это способ внешней организации дея...
7698. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения 55.5 KB
  Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...
7699. Закономерности физического и духовного развития 30.5 KB
  Закономерности физического и духовного развития. Развитие - 1. процесс и результат количественных и качественных изменений человека 2. процесс физического, психического, социального с...
7700. Исторический обзор организационных форм обучения 65.5 KB
  Тема: Исторический обзор организационных форм обучения Под организационной формой обучения понимают способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения (например: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные ...
7701. Контроль результатов обучения 35.82 KB
  Тема: Контроль результатов обучения. План Функции контроля знаний Виды контроля Методы контроля Формы контроля знаний 1. Функции контроля знаний Контроль - обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий резу...
7702. Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами 45.3 KB
  ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, ме...