63901

Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой либо из 3 национальностей китайцы корейцы японцы и отметить период знакомства указать в 10 летнем периоде или выбрать пункт никогда не сталкивался.

Русский

2014-06-26

20.83 KB

0 чел.

Колесник К.В.

г. Иркутск

Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей

Эпоха эпохе рознь. И с каждым общеизвестным событием, достижением или открытием, общество трансформируется, корректируя культурные границы и языковые барьеры. Мы с интересом перенимаем традиции, используем символы и атрибуты разных народов в своем доме, носим одежду с гербами и флагами других государств. Путешествуем по миру и знакомимся с другими национальностями.

«Русские всегда отличаются в группе туристов». С этим стереотипом и негативной окраской того, что подразумевает эта фраза, не поспоришь. Но простите, не русские, а россияне. И если нас все замечают и узнают «за версту», то мы, например, «своих друзей» из азиатско-тихоокеанского региона, мягко говоря, плохо идентифицируем.

И так, предметом исследования является способность россиян определять национальность человека по внешнему  виду, поведению и разговоре на родном языке. Участниками опроса являются люди возрастной категории от 18 лет (возрастной порог  - 85 лет). Специальных ограничений по возрасту или роду деятельности не проводилось. Респонденты – жители города Иркутска, Иркутской области, Красноярского и Приморского краев (наименьшая доля опрошенных). Исследование состоит из опроса и эксперимента по идентификации.

Опрос состоит из 3 вопросов. В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой-либо из 3 национальностей (китайцы, корейцы, японцы) и отметить период знакомства (указать в 10-летнем периоде) или выбрать пункт «никогда не сталкивался».

Так или иначе, сталкивались и имели опыт общения 100% опрошенных. В значительной степени - 94% респондентов утверждают, что общались с китайцами, 17% - с корейцами, и только 9% - с японцами. При этом следуют отметить, что знакомство 84% респондентов с жителями Южной Кореи, Китая и Японии происходило  с 2005 года по сегодняшний день. Только 16% опрошенных, отметили период с 1994 по 2004 гг.

Второй вопрос:  где Вы встречали и общались с китайцами/ корейцами/ японцами. Ответы можно было соединить по категориям:

1. городской транспорт/ поезд/ самолет (китайцы -79%, корейцы – 14%, японцы – 7%);

2. торговые центры/ рынки/ магазины (китайцы – 92%, корейцы – 6%, японцы – 2%);

3. общежитие/ дом/ район (китайцы - 97%, корейцы – 3%, японцы – 0%);

4. на отдыхе (китайцы – 82%, корейцы – 11%, японцы – 7%).

Третий вопрос: назовите характерные особенности и Ваше впечатление о представителях той национальности, с которыми Вы общались. Описание качеств, особенностей, которые наиболее запомнились нашим гражданам:

Китайцы: шумные, громко разговаривают, неаккуратно едят, не знают ничего по-русски, везде мусорят, не чистоплотные, но много работают.

Корейцы: спят сидя, не понимают по-русски, но сносно говорят по-английски, эмоциональны, следят за своей внешностью, аккуратны, уважают взрослых, немного медлительны, всегда фотографируются, делая «знак peace».

Японцы: тихие, не идут первыми на контакт, но хорошие собеседники, у них все ходят в одинаковой форме в школе, и строго соблюдают официально-деловой стиль на работе, они долго живут.

После опроса, респонденты смотрели видео и пытались определить: к какой национальности принадлежит человек, наблюдаемый на видео. Должна оговориться, что 26% участвующих в эксперименте наблюдали «азиатско-тихоокеанских друзей» в реальном времени «лицом к лицу». Это происходило в поездах дальнего следования, именно поэтому в исследовании приняли участие жители Красноярского и Приморского краев.

В ходе наблюдения респонденты могли рассмотреть внешность, распознать и различить речь, заметить особенности поведения. Результаты наблюдения показали, что россияне не различают китайцев, корейцев и японцев. Более того, при встрече с любым из представителей этих наций, респонденты в 75% случаев идентифицируют китайца. И только 25% респондентов различают китайцев и корейцев, и 5% из них к тому же различают японцев по причине длительного общения с представителями двух из трех или всех трех наций.

После выполнения задания по идентификации респондентам говорился правильный ответ: кто находится на видео или сидит перед человеком. Всем, кто ответил неправильно, приводилась в пример речь на каждом из трех языков, чтобы в случае неправильного сужения по внешним признакам, люди могли различить национальность их попутчиков, новых знакомых, случайных прохожих.

Таким образом, выяснилось, что мы сильно заблуждаемся, считая почти каждого китайцем. Даже когда живем рядом, мы путаем корейцев с китайцами, а японцев так редко видим, что вообще не представляем, как их отличить. Привычка полагать, что «граждане Поднебесной» повсюду, привела нас к тому, что мы к численности Китая автоматически приписываем население Южной Кореи, а иногда и Северной. Так потом и получается, что «их все больше и больше» и «заполонили всю планету». Конечно, никого не хотелось обидеть этим исследованием. Лишь подтвердить, что мы мало знаем о себе, раз до сих пор отвечаем, что мы россияне только с помощью наводящих вопросов (это уже вопрос другого исследования). А еще меньше мы знаем и понимаем о тех, кто существует в нашей повседневной жизни, доверяясь стереотипам, шаблонам, экспертному мнению неизвестных экспертов и мнению большинства, составленного СМИ одним СМИ известно каким образом.

Будьте внимательны. Корейцы, кстати, очень оскорбляются, когда их называют китайцами. Японцы, и так, по словам респондентов, не очень общительны, если к ним обратиться неправильно или спросить «как погода в Пекине», Вы рискуете потерять интересного собеседника.

Как правило, в любой стране, где когда-либо отдыхали россияне, сформировался стереотип и образ, хотя с нами так же путают многих граждан стран СНГ, почти автоматически считая их нами, как мы путаем «азиатско-тихоокеанских друзей» с китайцами.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3198. Применение сенсоров и мультисенсорных систем в анализе ароматобразующих веществ в процессе переработки подсырной сыворотки 1.27 MB
  К отличительным особенностям питания населения России, относится высокая энергоемкость пищевого рациона. С учетом снижения физических нагрузок населения, увеличивается тенденция к малоподвижному образу жизни, а также росту доли умственного...
3199. Автоматизация процесса обработки заявок Горячей Линии в компании ОАО РОСНО 2.34 MB
  Не для кого не секрет, что одним из обязательных условий развития бизнеса является постоянная оптимизация бизнес процессов. В сфере ИТ особенно популярно внедрять разного рода информационные системы для полной автоматизации деятельности как...
3200. Анализ состава, наличия и эффективности использования материальных ресурсов на примере ЗАО Мензелинский хлебозавод 409.5 KB
  Необходимым условием выполнения плана по производству продукции, снижению себестоимости, росту прибыли и рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и количества. Про...
3201. Деление понятий в логике 102.69 KB
  Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных. Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их...
3202. Требования предъявляемые буровым растворам 129.99 KB
  Введение Процесс промывки при современных глубинах и достигнутом уровне техники и технологии бурения является одним из важнейших в общем цикле строительства скважин. Технология промывки и качество буровых растворов оказывают существенное, порой и ре...
3203. Подробное рассмотрение брендинга и перспективы его развития в России 56.28 KB
  Основным фактором успеха большинства предприятий является верность потребителей, другими словами их лояльность. Для того, чтобы потребитель был верен определенному товару или услуге, нужно создать некое впечатление о товаре (услуге)...
3204. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии 570.94 KB
  Предлагаемое учебное пособие представляет собой сборник статей, опубликованных в начале 90-х годов (за исключением статьи “Этнос, религия, личность”). Несмотря на то что со времени написания некоторых из них прошло более десяти лет, нель...
3205. Корпоративные и локальные сети. Способы обработки, обмена и защиты инфомации 1.21 MB
  Корпоративная сеть - это сложная система, включающая тысячи самых разнообразных компонентов: компьютеры разных типов, начиная с настольных и кончая мейнфремами, системное и прикладное программное обеспечение, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы и маршрутизаторы, кабельную систему.
3206. Виды средних величин и методы их вычисления 93.42 KB
  Виды средних величин и методы их вычисления Средняя величина – это обобщающая характеристика множества индивидуальных значений некоторого количественного признака. Средняя должна вычисляться для совокупностей, состоящих из достаточно большого ч...