63901

Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой либо из 3 национальностей китайцы корейцы японцы и отметить период знакомства указать в 10 летнем периоде или выбрать пункт никогда не сталкивался.

Русский

2014-06-26

20.83 KB

0 чел.

Колесник К.В.

г. Иркутск

Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей

Эпоха эпохе рознь. И с каждым общеизвестным событием, достижением или открытием, общество трансформируется, корректируя культурные границы и языковые барьеры. Мы с интересом перенимаем традиции, используем символы и атрибуты разных народов в своем доме, носим одежду с гербами и флагами других государств. Путешествуем по миру и знакомимся с другими национальностями.

«Русские всегда отличаются в группе туристов». С этим стереотипом и негативной окраской того, что подразумевает эта фраза, не поспоришь. Но простите, не русские, а россияне. И если нас все замечают и узнают «за версту», то мы, например, «своих друзей» из азиатско-тихоокеанского региона, мягко говоря, плохо идентифицируем.

И так, предметом исследования является способность россиян определять национальность человека по внешнему  виду, поведению и разговоре на родном языке. Участниками опроса являются люди возрастной категории от 18 лет (возрастной порог  - 85 лет). Специальных ограничений по возрасту или роду деятельности не проводилось. Респонденты – жители города Иркутска, Иркутской области, Красноярского и Приморского краев (наименьшая доля опрошенных). Исследование состоит из опроса и эксперимента по идентификации.

Опрос состоит из 3 вопросов. В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой-либо из 3 национальностей (китайцы, корейцы, японцы) и отметить период знакомства (указать в 10-летнем периоде) или выбрать пункт «никогда не сталкивался».

Так или иначе, сталкивались и имели опыт общения 100% опрошенных. В значительной степени - 94% респондентов утверждают, что общались с китайцами, 17% - с корейцами, и только 9% - с японцами. При этом следуют отметить, что знакомство 84% респондентов с жителями Южной Кореи, Китая и Японии происходило  с 2005 года по сегодняшний день. Только 16% опрошенных, отметили период с 1994 по 2004 гг.

Второй вопрос:  где Вы встречали и общались с китайцами/ корейцами/ японцами. Ответы можно было соединить по категориям:

1. городской транспорт/ поезд/ самолет (китайцы -79%, корейцы – 14%, японцы – 7%);

2. торговые центры/ рынки/ магазины (китайцы – 92%, корейцы – 6%, японцы – 2%);

3. общежитие/ дом/ район (китайцы - 97%, корейцы – 3%, японцы – 0%);

4. на отдыхе (китайцы – 82%, корейцы – 11%, японцы – 7%).

Третий вопрос: назовите характерные особенности и Ваше впечатление о представителях той национальности, с которыми Вы общались. Описание качеств, особенностей, которые наиболее запомнились нашим гражданам:

Китайцы: шумные, громко разговаривают, неаккуратно едят, не знают ничего по-русски, везде мусорят, не чистоплотные, но много работают.

Корейцы: спят сидя, не понимают по-русски, но сносно говорят по-английски, эмоциональны, следят за своей внешностью, аккуратны, уважают взрослых, немного медлительны, всегда фотографируются, делая «знак peace».

Японцы: тихие, не идут первыми на контакт, но хорошие собеседники, у них все ходят в одинаковой форме в школе, и строго соблюдают официально-деловой стиль на работе, они долго живут.

После опроса, респонденты смотрели видео и пытались определить: к какой национальности принадлежит человек, наблюдаемый на видео. Должна оговориться, что 26% участвующих в эксперименте наблюдали «азиатско-тихоокеанских друзей» в реальном времени «лицом к лицу». Это происходило в поездах дальнего следования, именно поэтому в исследовании приняли участие жители Красноярского и Приморского краев.

В ходе наблюдения респонденты могли рассмотреть внешность, распознать и различить речь, заметить особенности поведения. Результаты наблюдения показали, что россияне не различают китайцев, корейцев и японцев. Более того, при встрече с любым из представителей этих наций, респонденты в 75% случаев идентифицируют китайца. И только 25% респондентов различают китайцев и корейцев, и 5% из них к тому же различают японцев по причине длительного общения с представителями двух из трех или всех трех наций.

После выполнения задания по идентификации респондентам говорился правильный ответ: кто находится на видео или сидит перед человеком. Всем, кто ответил неправильно, приводилась в пример речь на каждом из трех языков, чтобы в случае неправильного сужения по внешним признакам, люди могли различить национальность их попутчиков, новых знакомых, случайных прохожих.

Таким образом, выяснилось, что мы сильно заблуждаемся, считая почти каждого китайцем. Даже когда живем рядом, мы путаем корейцев с китайцами, а японцев так редко видим, что вообще не представляем, как их отличить. Привычка полагать, что «граждане Поднебесной» повсюду, привела нас к тому, что мы к численности Китая автоматически приписываем население Южной Кореи, а иногда и Северной. Так потом и получается, что «их все больше и больше» и «заполонили всю планету». Конечно, никого не хотелось обидеть этим исследованием. Лишь подтвердить, что мы мало знаем о себе, раз до сих пор отвечаем, что мы россияне только с помощью наводящих вопросов (это уже вопрос другого исследования). А еще меньше мы знаем и понимаем о тех, кто существует в нашей повседневной жизни, доверяясь стереотипам, шаблонам, экспертному мнению неизвестных экспертов и мнению большинства, составленного СМИ одним СМИ известно каким образом.

Будьте внимательны. Корейцы, кстати, очень оскорбляются, когда их называют китайцами. Японцы, и так, по словам респондентов, не очень общительны, если к ним обратиться неправильно или спросить «как погода в Пекине», Вы рискуете потерять интересного собеседника.

Как правило, в любой стране, где когда-либо отдыхали россияне, сформировался стереотип и образ, хотя с нами так же путают многих граждан стран СНГ, почти автоматически считая их нами, как мы путаем «азиатско-тихоокеанских друзей» с китайцами.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29489. «ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ»: СЦЕНА И РОЛИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 90.5 KB
  Распад этой системы привел или приводит к обособлению повседневности от официальной жизни экономической сферы от политической ценностных императивов от инструментальных и т. За эти десять лет определились характерные черты политических институтов политической сцены и политического человека переходного типа. Распад механизма централизованной мобилизации около пяти лет назад не привел ни к реальному плюрализму социальнополитического действия ни к формированию каналов массового участия в политической жизни. Действенным средством...
29490. ФАКТОРЫ И ФАНТОМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ (постэлекторальные размышления) 87 KB
  Не дорожи любовию народной Показатель массового доверия или недоверия к политическим партиям деятелям социальным институтам один из наиболее употребительных обобщенных и как будто наиболее чутких индикаторов в опросах общественного мнения. Вот некоторые парадоксы общественного доверия выявленные в опросах упомянутой серии: рост показателей доверия к Б. Ельцину на протяжении избирательной президентской кампании при сохранении резко критических оценок его деятельности; значительное расхождение между рейтингами доверия и электоральной...
29491. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА: ПОПЫТКА ХАРАКТЕРИСТИКИ 103 KB
  Представляется общепризнанным что каждая социальная система в каждый значимый период ее существования формирует выдвигает некоторый специфический набор социальноантропологических типов. В условиях модернизационных процессов индустриализация НТР урбанизация образовательная революция в число значимых признаков социальноантропологических типов естественно попадают такие объективные индикаторы как род занятий тип расселения уровень образования и т д. Данные такого рода пригодны для описания внешних условий деятельности различных...
29492. МАССОВЫЙ ПРОТЕСТ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРЕДЕЛЫ 95 KB
  Прежде всего это относится к характеру массовых выступлений протеста развернувшихся со второй половины 1996 г. и увенчавшихся пока организованной профсоюзным руководством акцией протеста 27 марта 1997 г. Кто заявляет о готовности протестовать Обратимся к показателям возможного декларативного участия в акциях протеста различных групп. Если как отмечалось ранее центральными фигурами в ожиданиях или опасениях протеста являются образованные люди то главный носитель настроений протеста малообразованные.
29494. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ: ОЖИДАНИЯ, ОПАСЕНИЯ, РАМКИ (К социологии политического перехода) 147.5 KB
  Сама сложность такого перехода давно может считаться некой отечественной традицией: персонализация верховной власти при неразвитости формальных политических институтов в России неизменно в течении нескольких столетий приводила к тому что смена первых лиц означала смену политических эпох стилей и механизмов господства состава и роли определенных групп влияния и т. Очевидно при этом что соблюдение конституционных рамок и видимая бесконфликтность даже фактическое отсутствие конкуренции обеспечены смещением решающих политических и...
29495. Элита и «масса» в общественном мнении: проблема социальной элиты 76 KB
  Принято выделять элиты по их профессиональному месту по роду их занятий в обществе и соответственно говорить об интеллектуальных политических военных экономических культурных и т. Эта категория элиты действует преимущественно через системы и средства массовой информации. Поэтому кстати численность публичной элиты ограничена немногими десятками лиц это определяется возможностями самого поля массового внимания или фигурально выражаясь размерами подиума.
29496. КОМПЛЕКСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (Статистика и социология в изучении общественного мнения) 174 KB
  При таком статистическом подходе существуют проблемы измерения общественного мнения но нет вопроса о его структуре и функциях2. но и так сказать изнутри в смысле самого языка общественного мнения символы стереотипы комплексы значений и средств выражения. Понятно что отечественный опыт последних лет питает сомнения и разочарования в отношении эффективности любых демократических институтов в том числе и общественного мнения в нынешнем российском обществе.
29497. ЧЕЛОВЕК, ТОЛПА И МАССА В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ 104.5 KB
  В частности это относится к пугающему одних и ободряющему других в зависимости от позиции представлению о всемогуществе масскоммуникативного влияния на массовую аудиторию на массового человека. В конечном счете это приводит к одной из граней извечной проблемы общественного человека: как и насколько может и желает человек поддаваться давлению коммуникативных средств массового поражения. О генезисе массового общества С.