63901

Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой либо из 3 национальностей китайцы корейцы японцы и отметить период знакомства указать в 10 летнем периоде или выбрать пункт никогда не сталкивался.

Русский

2014-06-26

20.83 KB

0 чел.

Колесник К.В.

г. Иркутск

Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей

Эпоха эпохе рознь. И с каждым общеизвестным событием, достижением или открытием, общество трансформируется, корректируя культурные границы и языковые барьеры. Мы с интересом перенимаем традиции, используем символы и атрибуты разных народов в своем доме, носим одежду с гербами и флагами других государств. Путешествуем по миру и знакомимся с другими национальностями.

«Русские всегда отличаются в группе туристов». С этим стереотипом и негативной окраской того, что подразумевает эта фраза, не поспоришь. Но простите, не русские, а россияне. И если нас все замечают и узнают «за версту», то мы, например, «своих друзей» из азиатско-тихоокеанского региона, мягко говоря, плохо идентифицируем.

И так, предметом исследования является способность россиян определять национальность человека по внешнему  виду, поведению и разговоре на родном языке. Участниками опроса являются люди возрастной категории от 18 лет (возрастной порог  - 85 лет). Специальных ограничений по возрасту или роду деятельности не проводилось. Респонденты – жители города Иркутска, Иркутской области, Красноярского и Приморского краев (наименьшая доля опрошенных). Исследование состоит из опроса и эксперимента по идентификации.

Опрос состоит из 3 вопросов. В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой-либо из 3 национальностей (китайцы, корейцы, японцы) и отметить период знакомства (указать в 10-летнем периоде) или выбрать пункт «никогда не сталкивался».

Так или иначе, сталкивались и имели опыт общения 100% опрошенных. В значительной степени - 94% респондентов утверждают, что общались с китайцами, 17% - с корейцами, и только 9% - с японцами. При этом следуют отметить, что знакомство 84% респондентов с жителями Южной Кореи, Китая и Японии происходило  с 2005 года по сегодняшний день. Только 16% опрошенных, отметили период с 1994 по 2004 гг.

Второй вопрос:  где Вы встречали и общались с китайцами/ корейцами/ японцами. Ответы можно было соединить по категориям:

1. городской транспорт/ поезд/ самолет (китайцы -79%, корейцы – 14%, японцы – 7%);

2. торговые центры/ рынки/ магазины (китайцы – 92%, корейцы – 6%, японцы – 2%);

3. общежитие/ дом/ район (китайцы - 97%, корейцы – 3%, японцы – 0%);

4. на отдыхе (китайцы – 82%, корейцы – 11%, японцы – 7%).

Третий вопрос: назовите характерные особенности и Ваше впечатление о представителях той национальности, с которыми Вы общались. Описание качеств, особенностей, которые наиболее запомнились нашим гражданам:

Китайцы: шумные, громко разговаривают, неаккуратно едят, не знают ничего по-русски, везде мусорят, не чистоплотные, но много работают.

Корейцы: спят сидя, не понимают по-русски, но сносно говорят по-английски, эмоциональны, следят за своей внешностью, аккуратны, уважают взрослых, немного медлительны, всегда фотографируются, делая «знак peace».

Японцы: тихие, не идут первыми на контакт, но хорошие собеседники, у них все ходят в одинаковой форме в школе, и строго соблюдают официально-деловой стиль на работе, они долго живут.

После опроса, респонденты смотрели видео и пытались определить: к какой национальности принадлежит человек, наблюдаемый на видео. Должна оговориться, что 26% участвующих в эксперименте наблюдали «азиатско-тихоокеанских друзей» в реальном времени «лицом к лицу». Это происходило в поездах дальнего следования, именно поэтому в исследовании приняли участие жители Красноярского и Приморского краев.

В ходе наблюдения респонденты могли рассмотреть внешность, распознать и различить речь, заметить особенности поведения. Результаты наблюдения показали, что россияне не различают китайцев, корейцев и японцев. Более того, при встрече с любым из представителей этих наций, респонденты в 75% случаев идентифицируют китайца. И только 25% респондентов различают китайцев и корейцев, и 5% из них к тому же различают японцев по причине длительного общения с представителями двух из трех или всех трех наций.

После выполнения задания по идентификации респондентам говорился правильный ответ: кто находится на видео или сидит перед человеком. Всем, кто ответил неправильно, приводилась в пример речь на каждом из трех языков, чтобы в случае неправильного сужения по внешним признакам, люди могли различить национальность их попутчиков, новых знакомых, случайных прохожих.

Таким образом, выяснилось, что мы сильно заблуждаемся, считая почти каждого китайцем. Даже когда живем рядом, мы путаем корейцев с китайцами, а японцев так редко видим, что вообще не представляем, как их отличить. Привычка полагать, что «граждане Поднебесной» повсюду, привела нас к тому, что мы к численности Китая автоматически приписываем население Южной Кореи, а иногда и Северной. Так потом и получается, что «их все больше и больше» и «заполонили всю планету». Конечно, никого не хотелось обидеть этим исследованием. Лишь подтвердить, что мы мало знаем о себе, раз до сих пор отвечаем, что мы россияне только с помощью наводящих вопросов (это уже вопрос другого исследования). А еще меньше мы знаем и понимаем о тех, кто существует в нашей повседневной жизни, доверяясь стереотипам, шаблонам, экспертному мнению неизвестных экспертов и мнению большинства, составленного СМИ одним СМИ известно каким образом.

Будьте внимательны. Корейцы, кстати, очень оскорбляются, когда их называют китайцами. Японцы, и так, по словам респондентов, не очень общительны, если к ним обратиться неправильно или спросить «как погода в Пекине», Вы рискуете потерять интересного собеседника.

Как правило, в любой стране, где когда-либо отдыхали россияне, сформировался стереотип и образ, хотя с нами так же путают многих граждан стран СНГ, почти автоматически считая их нами, как мы путаем «азиатско-тихоокеанских друзей» с китайцами.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10840. Відвідання музею 58 KB
  УРОК 25 Тема: Життя суспільства Підтема: Відвідання музею. Мета: Практикувати учнів у діалогічному мовленні. Вчити свідомому логічному оформленню висловлювання. Узагальнити у вправах граматичний матеріал Present Tenses. Обладнання: підручник таблиця Present Tenses HO1. ПІ...
10841. Шедеври живопису 51 KB
  УРОК 26 Тема: Життя суспільства Підтема: Шедеври живопису. Мета: Практикувати учнів в аудіюванні тексту. Сприяти розвиткові пізнавальних інтересів учнів розширенню їхнього світогляду формуванню смаку. Обладнання: підручник репродукція Mona Lisa Giaconda HO1 текст дл...
10842. Корисна інформація для подорожуючого 54 KB
  УРОК 27 Тема: Життя суспільства Підтема: Корисна інформація для подорожуючого. Мета: Практикувати учнів в усних діалогічних висловлюваннях. Вчити отримувати та користуватися необхідною для подорожуючого інформацією. Вчити реагувати на репліки співрозмовника висл...
10843. Урок. У готелі. Займенник some та його похідні 51.5 KB
  Тема. Життя суспільства УРОК 28 Підтема: У готелі. Мета: Практикувати учнів у вживанні фраз необхідних у ситуаціях спілкування. Узагальнити граматичний матеріал: Займенник some та його похідні. Обладнання: підручник граматична таблиця Займенник some та його похід...
10844. Новий рік. Різдво 44.5 KB
  Тема: КУЛЬТУРА. ДОЗВІЛЛЯ Підтема: Новий рік. Різдво. Мета: Виховувати повагу до народних традицій. Обладнання: підручник текст для аудіювання Christmas in Ukraine HO текст для читання New Year in England and Scotland HO2. ХІД УРОКУ I.ПІДГОТОВКА ДО СПРИЙНЯТТЯ ІНШОМОВНОГО МОВЛЕННЯ ...
10845. Чекаючи на Різдво. Життя суспільства 38.5 KB
  Урок 29 Тема: Життя суспільства Підтема: Чекаючи на Різдво. Мета: Навчати непідготовленому висловлюванню за темою уроку. Проконтролювати та обговорити тексти домашнього читання. Націлювати учнів на виконання тесту тематичної атестації.Обладнання: підручник. ХІД У...
10846. Святкування Нового року та Різдва 41 KB
  Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів Тема: КУЛЬТУРА. ДОЗВІЛЛЯ Підтема: Святкування Нового року та Різдва. Мета: Вчити учнів активно використовувати недавно вивчений матеріал працюючи в групі у парах індивідуально. Обладнання: підручник ка...
10847. Спорт в житті суспільства 60.5 KB
  Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Спорт. Мета: Розвивати вміння вживати активну лексику за темою в діалогічному та монологічниму мовленні. Тренувати учнів у вживанні прийменників. Обладнання: підручни...
10848. Спорт як професія 41.5 KB
  Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Спорт як професія. Мета:Розвивати вміння вживати активну лексику у вивчених граматичних структурах.Практикувати учнів у читанні та обговоренні газетних текстів за темою уроку. Обладнання: підручник текст для читання Fr...