63901

Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой либо из 3 национальностей китайцы корейцы японцы и отметить период знакомства указать в 10 летнем периоде или выбрать пункт никогда не сталкивался.

Русский

2014-06-26

20.83 KB

0 чел.

Колесник К.В.

г. Иркутск

Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей

Эпоха эпохе рознь. И с каждым общеизвестным событием, достижением или открытием, общество трансформируется, корректируя культурные границы и языковые барьеры. Мы с интересом перенимаем традиции, используем символы и атрибуты разных народов в своем доме, носим одежду с гербами и флагами других государств. Путешествуем по миру и знакомимся с другими национальностями.

«Русские всегда отличаются в группе туристов». С этим стереотипом и негативной окраской того, что подразумевает эта фраза, не поспоришь. Но простите, не русские, а россияне. И если нас все замечают и узнают «за версту», то мы, например, «своих друзей» из азиатско-тихоокеанского региона, мягко говоря, плохо идентифицируем.

И так, предметом исследования является способность россиян определять национальность человека по внешнему  виду, поведению и разговоре на родном языке. Участниками опроса являются люди возрастной категории от 18 лет (возрастной порог  - 85 лет). Специальных ограничений по возрасту или роду деятельности не проводилось. Респонденты – жители города Иркутска, Иркутской области, Красноярского и Приморского краев (наименьшая доля опрошенных). Исследование состоит из опроса и эксперимента по идентификации.

Опрос состоит из 3 вопросов. В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой-либо из 3 национальностей (китайцы, корейцы, японцы) и отметить период знакомства (указать в 10-летнем периоде) или выбрать пункт «никогда не сталкивался».

Так или иначе, сталкивались и имели опыт общения 100% опрошенных. В значительной степени - 94% респондентов утверждают, что общались с китайцами, 17% - с корейцами, и только 9% - с японцами. При этом следуют отметить, что знакомство 84% респондентов с жителями Южной Кореи, Китая и Японии происходило  с 2005 года по сегодняшний день. Только 16% опрошенных, отметили период с 1994 по 2004 гг.

Второй вопрос:  где Вы встречали и общались с китайцами/ корейцами/ японцами. Ответы можно было соединить по категориям:

1. городской транспорт/ поезд/ самолет (китайцы -79%, корейцы – 14%, японцы – 7%);

2. торговые центры/ рынки/ магазины (китайцы – 92%, корейцы – 6%, японцы – 2%);

3. общежитие/ дом/ район (китайцы - 97%, корейцы – 3%, японцы – 0%);

4. на отдыхе (китайцы – 82%, корейцы – 11%, японцы – 7%).

Третий вопрос: назовите характерные особенности и Ваше впечатление о представителях той национальности, с которыми Вы общались. Описание качеств, особенностей, которые наиболее запомнились нашим гражданам:

Китайцы: шумные, громко разговаривают, неаккуратно едят, не знают ничего по-русски, везде мусорят, не чистоплотные, но много работают.

Корейцы: спят сидя, не понимают по-русски, но сносно говорят по-английски, эмоциональны, следят за своей внешностью, аккуратны, уважают взрослых, немного медлительны, всегда фотографируются, делая «знак peace».

Японцы: тихие, не идут первыми на контакт, но хорошие собеседники, у них все ходят в одинаковой форме в школе, и строго соблюдают официально-деловой стиль на работе, они долго живут.

После опроса, респонденты смотрели видео и пытались определить: к какой национальности принадлежит человек, наблюдаемый на видео. Должна оговориться, что 26% участвующих в эксперименте наблюдали «азиатско-тихоокеанских друзей» в реальном времени «лицом к лицу». Это происходило в поездах дальнего следования, именно поэтому в исследовании приняли участие жители Красноярского и Приморского краев.

В ходе наблюдения респонденты могли рассмотреть внешность, распознать и различить речь, заметить особенности поведения. Результаты наблюдения показали, что россияне не различают китайцев, корейцев и японцев. Более того, при встрече с любым из представителей этих наций, респонденты в 75% случаев идентифицируют китайца. И только 25% респондентов различают китайцев и корейцев, и 5% из них к тому же различают японцев по причине длительного общения с представителями двух из трех или всех трех наций.

После выполнения задания по идентификации респондентам говорился правильный ответ: кто находится на видео или сидит перед человеком. Всем, кто ответил неправильно, приводилась в пример речь на каждом из трех языков, чтобы в случае неправильного сужения по внешним признакам, люди могли различить национальность их попутчиков, новых знакомых, случайных прохожих.

Таким образом, выяснилось, что мы сильно заблуждаемся, считая почти каждого китайцем. Даже когда живем рядом, мы путаем корейцев с китайцами, а японцев так редко видим, что вообще не представляем, как их отличить. Привычка полагать, что «граждане Поднебесной» повсюду, привела нас к тому, что мы к численности Китая автоматически приписываем население Южной Кореи, а иногда и Северной. Так потом и получается, что «их все больше и больше» и «заполонили всю планету». Конечно, никого не хотелось обидеть этим исследованием. Лишь подтвердить, что мы мало знаем о себе, раз до сих пор отвечаем, что мы россияне только с помощью наводящих вопросов (это уже вопрос другого исследования). А еще меньше мы знаем и понимаем о тех, кто существует в нашей повседневной жизни, доверяясь стереотипам, шаблонам, экспертному мнению неизвестных экспертов и мнению большинства, составленного СМИ одним СМИ известно каким образом.

Будьте внимательны. Корейцы, кстати, очень оскорбляются, когда их называют китайцами. Японцы, и так, по словам респондентов, не очень общительны, если к ним обратиться неправильно или спросить «как погода в Пекине», Вы рискуете потерять интересного собеседника.

Как правило, в любой стране, где когда-либо отдыхали россияне, сформировался стереотип и образ, хотя с нами так же путают многих граждан стран СНГ, почти автоматически считая их нами, как мы путаем «азиатско-тихоокеанских друзей» с китайцами.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80979. Як використати на уроці методичні можливості підручника 38.26 KB
  Сучасна практика викладання історії в школах України переконливо свідчить що шкільний підручник ще довго залишатиметься найважливішим засобом навчання незважаючи на зростання інтересу до інших зокрема наочних комп\'ютерних технологійПерше знайомство з будьяким підручником учитель і учень розпо чинають із вступного тексту структури і особливостей його побудо ви різними видами тексту запитаннями і завданнями а також ілюст раціями картами. Весь текст підручника за обсягом і призначенням поділяють на основний додатковий і...
80980. Методика проведення навчальних екскурсій 35.46 KB
  Екскурсія - це вид навчальної роботи, при якому навчання проводиться на натуральному природному або виробничому обєкті поза межами школи, чи класу. екскурсія – це наочний метод отримання певних знань, виховання шляхом відвідин по заздалегідь розробленій темі певних об’єктів (музей, завод, підприємство тощо) із спеціальним керівником (екскурсоводом).
80981. Класифікація текстів та особливості використання підручника на уроці історії 35.67 KB
  Важливим засобомнавчан ня історії є друкований текст. У навчанні історії застосовуються різні види текстів. У навчанні історії розрізняють такі типи інтерпретації: науковоісторична.
80982. Підготовка вчителя історії до написання плану конспекту уроку 34.45 KB
  Для того щоб вчитель міг підготувати план конспект уроку йому спочатку скласти тематичне планування. Безпосередня підготовка вчителя до уроку це планування уроку конкретизація тематичного планування стосовно кожного окремо взятого уроку осмислення та складання плану і конспекту уроку після того як визначено основний зміст і спрямованість уроку. План уроку необхідний кожному вчителю незалежно від його стажу і рівня педагогічної майстерності.
80983. Методика використання мультимедійних засобів навчання на уроках історії 34.47 KB
  Перш за все потрібно сказати що використання мультимедійних засобів навчання на уроках є актуальною проблемою Тому що не всі вчителі вміють використовувати технічні засоби за допомогою яких проводиться мульт. Урок. А для того щоб користуватися такими уроками їх потрібно розробити.
80984. Структура та методичне забезпечення підручника «Історія України» (9 клас) 31.48 KB
  Теорія та суспільні виклики в першій половині ХІХстТема№2Українські землі в складі Російської та Австрійської імперії наприкінці 18пер.третині 19стТема№3Соціальноекономічне життя народу та український національний рух у першій половині ХІХстТема№4культурне життя в Українських землях нап.половині 19ст;Тема№5модернізація укр.ХІХстТема№6Національна ідея в др.
80985. Значення історичних ігор на уроці історії 34.36 KB
  Здебільшого використовуються для перевірки знань учнів але також можуть бути використані у процесі актуалізації опорних знань. Основна цінність пропонованих навчальних ігор полягає в тому що вони суттєво сприяють зростанню інтересу учнів до вивчення історії. практика використання навчальних ігор з історії довела корисність та високу ефективність використання вищеназваних завдань і велику зацікавленість учнів у цих завданнях.
80987. Основні підходи до класифікації уроків історії 34.33 KB
  У цій класифікації розрізняють: уроки засвоєння нового навчального матеріалу; уроки формування і вдосконалення умінь та навичок; уроки закріплення та застосування знань умінь та навичок; уроки узагальнення та систематизації знань; уроки контролю і корекції знань вмінь та навичок; комбіновані уроки. Уроки вивчення нового навчального матеріалу. Уроки формування і вдосконалення вмінь та навичок. Уроки закріплення та застосування знань умінь та навичок передбачають наявність в учнів певної кількості попередньо засвоєних знань умінь та...