63902

Эмоциональные реакции, маркирующие трансгрессивный переход

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Случается ли в бытии человека такая настроенность которая подводит его к самому Ничто и отвечает Ужас приоткрывает Ничто Но действительно ли это настроенность подводит человека к Ничто или всё же ситуация столкновения с Ничто вызывает эту настроенность Мы всё же возьмём ужас...

Русский

2014-06-26

36 KB

0 чел.

Скачков А.В.

г. Самара

Эмоциональные реакции, маркирующие трансгрессивный переход

В первую очередь хотелось бы рассмотреть феномен трансгрессивного перехода в индивидуально-личностном плане, то есть, каким образом он обнаруживается жизни конкретного человека. «Трансгрессия – понятие, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы, и прежде всего - границы между возможным и невозможным.» [«Новейший философский словарь»: ред. А.А. Грицанов]. Так, в жизни абсолютно любого человека существуют границы возможного. Даже если человек утверждает, что возможно всё, это говорит только о том, что человек не осознает ничего из того, что может находиться за этой границей, что создает иллюзию отсутствия таковой. Так, бывают случаи, когда ситуация помещает человека в условия, не укладывающиеся в его границы возможного, в условия, при которых нет возможности рационализировать или отсечь те элементы, которые выходят за границы. Как в таких условиях человек себя ведёт и что чувствует? И как та или иная реакция отражается на его жизни в дальнейшем? Что происходит, когда человек сталкивается с подобной ситуацией вновь?

У разных авторов описаны разные реакции, которые можно объединить в общий континуум. Так, у Мартина Хайдеггера его понятия Бытия и Ничто можно сопоставить в индивидуально-личностном плане с границами возможного и невозможного, где Ничто вполне соответствует невозможному. Хайдеггер спрашивает: «Случается ли в бытии человека такая настроенность, которая подводит его к самому Ничто?» и отвечает «Ужас приоткрывает Ничто» [М. Хайдеггер]. Но действительно ли это настроенность подводит человека к Ничто, или всё же ситуация столкновения с Ничто вызывает эту настроенность? Мы всё же возьмём ужас как реакцию, но ужас в том описании, в каком дал его Хайдеггер: «При ужасе для сумятицы уже нет места. Чаще всего как раз наоборот, ужасу присущ какой-то оцепенелый покой. Хоть ужас есть всегда ужас перед чем-то, но не перед этой вот конкретной вещью. Ужас перед чем-то есть всегда ужас от чего-то, но не от этой вот конкретной вещи. И неопределенность того, перед чем и от чего берет нас ужас, есть вовсе не простой недостаток определенности, а сущностная невозможность что бы то ни было определить».

У Альфреда Щюца можно обнаружить другое состояние, которым он маркирует в принципе «скачок из одной области значений в другую» [А. Щюц], но и трансгрессия сюда подходит в том числе, это переживание шока. И если ужас носит строго негативный окрас, то окрас шока – неопределенный. Отношение человека в состоянии шока к происходящему не определенно, он не принимает и не отрицает эту ситуацию. При ужасе же человек однозначно отталкивает и не принимает ситуацию, стремится как можно скорее покинуть её и забыть.

Третий же тип реакции на столкновение с невозможным – это смех. «Смех всегда маркирует границу, так или иначе структурирующую модель мира» [Березин С.В., Агранович С.З.]. Да, смех не всегда маркирует границу именно возможного и невозможного, он также маркирует множество внутренних более мелких границ в картине мира. Всё дело в том, что смех имеет огромный спектр всевозможных вариантов проявления – от «смеха интеллектуального, утонченного, звучащего по поводу глубинной философской двойственности бытия» до «хохота подростковой ватаги во мраке ночи» [Березин С.В., Агранович С.З.]. Но один из вариантов смеха маркирует именно границу возможного и невозможного, это дикий, рвущийся наружу без всякого контроля, на грани истерики, всепоглощающий хохот. И смех отличается от ужаса и шока опять же степенью принятия ситуации. «Принятие человеком этой неустойчивой и вечно колеблющейся нетождественности субъективной картины мира, с одной стороны, и объективной реальности как данности и неизбежности – с другой, закрепляется через смеховой акт» [Березин С.В., Агранович С.З.].

Из личных наблюдений было замечено, что у людей, столкнувшихся с ситуацией, характеризуемой ими как «невозможная» и испытавших в этой ситуации ужас, от подобных ситуаций и впредь возникает это чувство, у людей же, отреагировавших смехом на такую ситуацию, в последующем подобная ситуация не вызывала никакой яркой реакции. Это то и можно объяснить через степень принятия и интеграции опыта трансгрессивного перехода.

Так, описанные реакции на трансгрессивный переход можно увязать в единый континуум по степени принятия того невозможного, с которым встретился человек. С одной стороны этого континуума будет находиться ужас с его полным отторжением происходящего, с другой же стороны будет смех, маркирующий принятие и интеграцию происходящего, расширение границ возможного. Шок же будет обнаружен где-то посередине этого континуума с его неопределенностью по отношению к воспринятому.

Список литературы

1. Березин С.В, Агранович С.З. – Homo amphibolos: Археология сознания. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2005. 344 с.; илл.

2.гл. ред. Грицианов А.А. - Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

3. Хайдеггер М. –  Что такое метафизика. (Неidеggег М. Wаs ist Меthарhysik? — In: НеidеggеrМ. Gеsаm-tаusgаbе. Вd. 9, Fгаnkfurt а. М., 1976.)

4. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 1056 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52882. Контроль читання з англійської мови у 3 класі за підручником “ New Let’s Learn English” 62 KB
  Hello. My name is Jim. I live in Eastbourne. I am nine. I like reading and playing football. I have got very nice toys. My favourite toys are a spaceship and a kite. I keep them in the cupboard. I also like watching videos. After school I like playing computer games.
52883. Святковий поїзд. Проектна робота 745 KB
  Закріпити вживання ЛО з теми «Місяці. Пори року». Розвивати лексичні, граматичні, мовленнєві навички, пам ять, мислення, фонетичний слух. Перевірити рівень мовної та мовленнєвої компетенції учнів. Тренувати в аудіюванні. Формувати здатність працювати в парі, групі.
52885. Погода взимку. Розваги 502.5 KB
  Winter is the fourth season. December, January and February are winter months. In winter it is cold. Winter is the coldest season of the year. All rivers and ponds are frozen. The ground is covered with snow. Trees and bushes are covered with snowflakes.
52886. Свята та традиції. New Year 1.98 MB
  Objectives: to develop the habits of reading, writing and speaking on the given topic; to practise the structure “there is/are”, asking and answering questions in Present Simple; to enlarge the students’ knowledge about holidays and traditions of the English-speaking countries.
52887. All About Us. Two Capitals: London, Kyiv 48 KB
  Objectives: - to develop pupils’ skills in listening, reading, speaking and writing; - to teach pupils to express their opinion; - to provide interactive work in pairs and small groups; - to teach pupils cooperative work;
52888. London Transport 83 KB
  There are lots of places of interest in London. From Tower Bridge you can see the Tower of London. From Tower Bridge you can see the Tower of London. It is a museum now. There are hundreds of interesting collections in it. There is a famous clock in London called Big Ben
52889. All Seasons Are Beautiful 55 KB
  Teacher: Different people have different tempers. On different parts of the day everybody has different mood. Let’s see how you are now. Take your “faces” and if you feel well, great – draw a smile; if you feel neither well nor bad, draw a face without a smile; and if you are sad and unhappy, draw a sad face...
52890. Love. Wedding. Marriage 185 KB
  Objectives to develop student’s fluency in speaking English, communicative activity using interactive forms; to motivate students in expressing their opinions; to develop students’ thinking skills;