63902

Эмоциональные реакции, маркирующие трансгрессивный переход

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Случается ли в бытии человека такая настроенность которая подводит его к самому Ничто и отвечает Ужас приоткрывает Ничто Но действительно ли это настроенность подводит человека к Ничто или всё же ситуация столкновения с Ничто вызывает эту настроенность Мы всё же возьмём ужас...

Русский

2014-06-26

36 KB

0 чел.

Скачков А.В.

г. Самара

Эмоциональные реакции, маркирующие трансгрессивный переход

В первую очередь хотелось бы рассмотреть феномен трансгрессивного перехода в индивидуально-личностном плане, то есть, каким образом он обнаруживается жизни конкретного человека. «Трансгрессия – понятие, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы, и прежде всего - границы между возможным и невозможным.» [«Новейший философский словарь»: ред. А.А. Грицанов]. Так, в жизни абсолютно любого человека существуют границы возможного. Даже если человек утверждает, что возможно всё, это говорит только о том, что человек не осознает ничего из того, что может находиться за этой границей, что создает иллюзию отсутствия таковой. Так, бывают случаи, когда ситуация помещает человека в условия, не укладывающиеся в его границы возможного, в условия, при которых нет возможности рационализировать или отсечь те элементы, которые выходят за границы. Как в таких условиях человек себя ведёт и что чувствует? И как та или иная реакция отражается на его жизни в дальнейшем? Что происходит, когда человек сталкивается с подобной ситуацией вновь?

У разных авторов описаны разные реакции, которые можно объединить в общий континуум. Так, у Мартина Хайдеггера его понятия Бытия и Ничто можно сопоставить в индивидуально-личностном плане с границами возможного и невозможного, где Ничто вполне соответствует невозможному. Хайдеггер спрашивает: «Случается ли в бытии человека такая настроенность, которая подводит его к самому Ничто?» и отвечает «Ужас приоткрывает Ничто» [М. Хайдеггер]. Но действительно ли это настроенность подводит человека к Ничто, или всё же ситуация столкновения с Ничто вызывает эту настроенность? Мы всё же возьмём ужас как реакцию, но ужас в том описании, в каком дал его Хайдеггер: «При ужасе для сумятицы уже нет места. Чаще всего как раз наоборот, ужасу присущ какой-то оцепенелый покой. Хоть ужас есть всегда ужас перед чем-то, но не перед этой вот конкретной вещью. Ужас перед чем-то есть всегда ужас от чего-то, но не от этой вот конкретной вещи. И неопределенность того, перед чем и от чего берет нас ужас, есть вовсе не простой недостаток определенности, а сущностная невозможность что бы то ни было определить».

У Альфреда Щюца можно обнаружить другое состояние, которым он маркирует в принципе «скачок из одной области значений в другую» [А. Щюц], но и трансгрессия сюда подходит в том числе, это переживание шока. И если ужас носит строго негативный окрас, то окрас шока – неопределенный. Отношение человека в состоянии шока к происходящему не определенно, он не принимает и не отрицает эту ситуацию. При ужасе же человек однозначно отталкивает и не принимает ситуацию, стремится как можно скорее покинуть её и забыть.

Третий же тип реакции на столкновение с невозможным – это смех. «Смех всегда маркирует границу, так или иначе структурирующую модель мира» [Березин С.В., Агранович С.З.]. Да, смех не всегда маркирует границу именно возможного и невозможного, он также маркирует множество внутренних более мелких границ в картине мира. Всё дело в том, что смех имеет огромный спектр всевозможных вариантов проявления – от «смеха интеллектуального, утонченного, звучащего по поводу глубинной философской двойственности бытия» до «хохота подростковой ватаги во мраке ночи» [Березин С.В., Агранович С.З.]. Но один из вариантов смеха маркирует именно границу возможного и невозможного, это дикий, рвущийся наружу без всякого контроля, на грани истерики, всепоглощающий хохот. И смех отличается от ужаса и шока опять же степенью принятия ситуации. «Принятие человеком этой неустойчивой и вечно колеблющейся нетождественности субъективной картины мира, с одной стороны, и объективной реальности как данности и неизбежности – с другой, закрепляется через смеховой акт» [Березин С.В., Агранович С.З.].

Из личных наблюдений было замечено, что у людей, столкнувшихся с ситуацией, характеризуемой ими как «невозможная» и испытавших в этой ситуации ужас, от подобных ситуаций и впредь возникает это чувство, у людей же, отреагировавших смехом на такую ситуацию, в последующем подобная ситуация не вызывала никакой яркой реакции. Это то и можно объяснить через степень принятия и интеграции опыта трансгрессивного перехода.

Так, описанные реакции на трансгрессивный переход можно увязать в единый континуум по степени принятия того невозможного, с которым встретился человек. С одной стороны этого континуума будет находиться ужас с его полным отторжением происходящего, с другой же стороны будет смех, маркирующий принятие и интеграцию происходящего, расширение границ возможного. Шок же будет обнаружен где-то посередине этого континуума с его неопределенностью по отношению к воспринятому.

Список литературы

1. Березин С.В, Агранович С.З. – Homo amphibolos: Археология сознания. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2005. 344 с.; илл.

2.гл. ред. Грицианов А.А. - Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

3. Хайдеггер М. –  Что такое метафизика. (Неidеggег М. Wаs ist Меthарhysik? — In: НеidеggеrМ. Gеsаm-tаusgаbе. Вd. 9, Fгаnkfurt а. М., 1976.)

4. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 1056 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17182. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА ДАННЫХ 97 KB
  Тема 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА ДАННЫХ. Задачи сводки и ее содержание Статистическая сводка это научно организованная обработка материалов статистического наблюдения. Цель сводки получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических ...
17183. Средние величины. Виды средних и методы их расчета 709.5 KB
  Средние величины. Наиболее распространенной формой статистических показателей используемой в социальноэкономических исследованиях является средняя величина представляющая собой обобщенную количественную характеристику признания в статистической совокупнос
17184. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 25 KB
  Тема 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Статистическая информация Слово информация в переводе с латинского языка означает осведомленность давать сведения о чемлибо. Статистическая информациястатистические данные первичный статистический материал формирующи...
17185. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 384.82 KB
  ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ УЧЕБНИК под редакцией Действительного члена международной Академии информатизации доктора экономических наук профессора Ильенковой С. Д. Москва 1997 Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред.
17186. Капитализм, социализм и демократия 968.59 KB
  Йозеф Шумпетер. Капитализм социализм и демократия Часть первая. МАРКСИСТСКАЯ ДОКТРИНА Пролог Глава I. Маркс пророк Глава II. Маркс социолог Глава III. Маркс экономист Глава IV. Маркс учитель Часть вторая. МОЖЕТ ЛИ КАПИТАЛИЗМ ВЫЖИТЬ П...
17187. Кожные и венерические болезни 600.43 KB
  Кожные и венерические болезни Иванов О.Л. Глава I ИСТОРИЯ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ Кожные и венерические болезни относятся к древнейшей патологии рода человеческого и сопутствуют всем этапам его развития приобретая иногда характер своеобразных эпидемий. Первые ...
17188. ТРИАДОЛОГИЯ Л.П.КАРСАВИНА НА МАТЕРИАЛЕ ТРАКТАТА «О ЛИЧНОСТИ» 58.08 KB
  К.А. Махлак ТРИАДОЛОГИЯ Л.П.КАРСАВИНА НА МАТЕРИАЛЕ ТРАКТАТА О ЛИЧНОСТИ Говоря о триадологии мы в нашем контексте с самого начала должны различать два момента.. Прежде всего есть триадология как отдел святоотеческого богословия триадология учение о Православной...
17189. КРИТИКА ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ИСТОРИИ В ИСТОРИОСОФИИ Л.П. КАРСАВИНА 143.53 KB
  Т.А. Туровцев КРИТИКА ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ИСТОРИИ В ИСТОРИОСОФИИ Л.П. КАРСАВИНА Представляется что одной из существенных методологических ошибок русской религиознофилософской мысли оказывается неразличение понятий. Это может касаться как исходно заяв
17190. ЛАТИНСКИЕ ТРАКТАТЫ 179.09 KB
  Майстер Экхарт ЛАТИНСКИЕ ТРАКТАТЫ Перевод В.В. Можаровского фрагментов из 3 х трактатов Вступление Здесь представлен перевод наиболее важных в догматическом отношении фрагментов из Латинских трактатов Майстера Экхарта. Тексты размещены по трем основным раз