63902

Эмоциональные реакции, маркирующие трансгрессивный переход

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Случается ли в бытии человека такая настроенность которая подводит его к самому Ничто и отвечает Ужас приоткрывает Ничто Но действительно ли это настроенность подводит человека к Ничто или всё же ситуация столкновения с Ничто вызывает эту настроенность Мы всё же возьмём ужас...

Русский

2014-06-26

36 KB

0 чел.

Скачков А.В.

г. Самара

Эмоциональные реакции, маркирующие трансгрессивный переход

В первую очередь хотелось бы рассмотреть феномен трансгрессивного перехода в индивидуально-личностном плане, то есть, каким образом он обнаруживается жизни конкретного человека. «Трансгрессия – понятие, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы, и прежде всего - границы между возможным и невозможным.» [«Новейший философский словарь»: ред. А.А. Грицанов]. Так, в жизни абсолютно любого человека существуют границы возможного. Даже если человек утверждает, что возможно всё, это говорит только о том, что человек не осознает ничего из того, что может находиться за этой границей, что создает иллюзию отсутствия таковой. Так, бывают случаи, когда ситуация помещает человека в условия, не укладывающиеся в его границы возможного, в условия, при которых нет возможности рационализировать или отсечь те элементы, которые выходят за границы. Как в таких условиях человек себя ведёт и что чувствует? И как та или иная реакция отражается на его жизни в дальнейшем? Что происходит, когда человек сталкивается с подобной ситуацией вновь?

У разных авторов описаны разные реакции, которые можно объединить в общий континуум. Так, у Мартина Хайдеггера его понятия Бытия и Ничто можно сопоставить в индивидуально-личностном плане с границами возможного и невозможного, где Ничто вполне соответствует невозможному. Хайдеггер спрашивает: «Случается ли в бытии человека такая настроенность, которая подводит его к самому Ничто?» и отвечает «Ужас приоткрывает Ничто» [М. Хайдеггер]. Но действительно ли это настроенность подводит человека к Ничто, или всё же ситуация столкновения с Ничто вызывает эту настроенность? Мы всё же возьмём ужас как реакцию, но ужас в том описании, в каком дал его Хайдеггер: «При ужасе для сумятицы уже нет места. Чаще всего как раз наоборот, ужасу присущ какой-то оцепенелый покой. Хоть ужас есть всегда ужас перед чем-то, но не перед этой вот конкретной вещью. Ужас перед чем-то есть всегда ужас от чего-то, но не от этой вот конкретной вещи. И неопределенность того, перед чем и от чего берет нас ужас, есть вовсе не простой недостаток определенности, а сущностная невозможность что бы то ни было определить».

У Альфреда Щюца можно обнаружить другое состояние, которым он маркирует в принципе «скачок из одной области значений в другую» [А. Щюц], но и трансгрессия сюда подходит в том числе, это переживание шока. И если ужас носит строго негативный окрас, то окрас шока – неопределенный. Отношение человека в состоянии шока к происходящему не определенно, он не принимает и не отрицает эту ситуацию. При ужасе же человек однозначно отталкивает и не принимает ситуацию, стремится как можно скорее покинуть её и забыть.

Третий же тип реакции на столкновение с невозможным – это смех. «Смех всегда маркирует границу, так или иначе структурирующую модель мира» [Березин С.В., Агранович С.З.]. Да, смех не всегда маркирует границу именно возможного и невозможного, он также маркирует множество внутренних более мелких границ в картине мира. Всё дело в том, что смех имеет огромный спектр всевозможных вариантов проявления – от «смеха интеллектуального, утонченного, звучащего по поводу глубинной философской двойственности бытия» до «хохота подростковой ватаги во мраке ночи» [Березин С.В., Агранович С.З.]. Но один из вариантов смеха маркирует именно границу возможного и невозможного, это дикий, рвущийся наружу без всякого контроля, на грани истерики, всепоглощающий хохот. И смех отличается от ужаса и шока опять же степенью принятия ситуации. «Принятие человеком этой неустойчивой и вечно колеблющейся нетождественности субъективной картины мира, с одной стороны, и объективной реальности как данности и неизбежности – с другой, закрепляется через смеховой акт» [Березин С.В., Агранович С.З.].

Из личных наблюдений было замечено, что у людей, столкнувшихся с ситуацией, характеризуемой ими как «невозможная» и испытавших в этой ситуации ужас, от подобных ситуаций и впредь возникает это чувство, у людей же, отреагировавших смехом на такую ситуацию, в последующем подобная ситуация не вызывала никакой яркой реакции. Это то и можно объяснить через степень принятия и интеграции опыта трансгрессивного перехода.

Так, описанные реакции на трансгрессивный переход можно увязать в единый континуум по степени принятия того невозможного, с которым встретился человек. С одной стороны этого континуума будет находиться ужас с его полным отторжением происходящего, с другой же стороны будет смех, маркирующий принятие и интеграцию происходящего, расширение границ возможного. Шок же будет обнаружен где-то посередине этого континуума с его неопределенностью по отношению к воспринятому.

Список литературы

1. Березин С.В, Агранович С.З. – Homo amphibolos: Археология сознания. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2005. 344 с.; илл.

2.гл. ред. Грицианов А.А. - Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

3. Хайдеггер М. –  Что такое метафизика. (Неidеggег М. Wаs ist Меthарhysik? — In: НеidеggеrМ. Gеsаm-tаusgаbе. Вd. 9, Fгаnkfurt а. М., 1976.)

4. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 1056 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59798. Вебінар – сучасний елемент дистанційної освіти 152 KB
  Основа вебінару – програмне забезпечення віртуальний клас яке дозволяє організувати спілкування між географічно віддаленими користувачами в режимі реального часу. Незважаючи на те що схема проведення вебінару виглядає досить простою слід зауважити що і рівні проведення вебінару теж бувають різні. Відмінність вебінару від відеоконференції полягає в можливості іноді досить великої кількості глядачів перетворюватися на реальних співрозмовників при наявності встановленого мікрофона і ще краще – вебкамери відеокамери.
59799. Сценарій випускного вечора 59 KB
  Організатор: Свіча гарячий віск проронить Раптовим подихом чудес Здається можна у долоні Піймати зірку із небес І між майбутнім і минулим Дитинством і безмежжям мрій Неначе міст ми протягнули Сьогодні...
59800. Сценарій родинного свята «Вечорниці» 48.5 KB
  Виходять господар та господиня. Господиня: Добрий вечір добрі люди Господар: Доброго вам здоров’ячка Господиня: ня: Будьмо знайомі: я Оксана господиня цієї хати. Господиня: У нас частенько збирається молодь.
59801. Бал в Королівстві Квітів 69.5 KB
  Для кожного вчителя випускники підготували листівку квіткову асоціацію і вручають їм після привітань разом з квітами 11класник. 11класник. Ми покидаєм щоб вернутись До вас у згадці про всіх нас 11класник.
59802. Василь Сухомлинський – красиве і горде імя 84 KB
  Мета: вшанувати память великого педагога і письменника В.О. Сухомлинського; виховувати любов і поважне ставлення до творчості письменника; формувати загальнолюдські цінності.
59804. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «МНЕ НЕ ВСЕ РАВНО, А ТЕБЕ?» 45.5 KB
  Вопросы: в скобках ответы Что является возбудителем СПИДа ВИЧ Что обозначает слово ВИЧ Вирус иммуннодефицита человека Как расшифровывается СПИД Синдром приобретенного иммунодефицита Кто болеет СПИДом Люди: взрослые и дети...
59805. Учителю, низький тобі уклін! 110 KB
  1й ведучий Мудрий далекоглядний самовідданий терплячий лагідний і суворий все це ти дорогий наш учителю 2й ведучий Вам шановні педагоги 3й ведучий Вам дорогі наші порадники і наставники Всі разом Присвячуємо наш концерт 3й ведучий...