63904

Экономические условия трансформации социокультурного пространства. Доверие в экономике: миф или реальность

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Выделяя общественные индивидуальные и самобытные отношения автор рассматривает доверие как феномен изначально характерный для индивидуальных отношений. Однако сегодня доверие становится неотъемлемой частью экономики так как с одной стороны наличие доверия...

Русский

2014-06-26

63 KB

2 чел.

Валиахметова М.М.

г. Самара

Экономические условия трансформации социокультурного пространства. Доверие в экономике: миф или реальность?

В работе рассматривается феномен доверия в экономической сфере. Выделяя общественные, индивидуальные и самобытные отношения, автор рассматривает доверие как феномен, изначально характерный для индивидуальных отношений. Однако сегодня доверие становится неотъемлемой частью экономики, так как, с одной стороны, наличие доверия облегчает экономическую деятельность (транзакционные издержки) и повышает ее эффективность, с другой стороны, доверие позволяет нам действовать в условиях неопределенности и снижает возможные риски.

Глобализация, НТР и усиление взаимозависимости различных субъектов приводит к значительным изменениям социальной реальности. Наряду с появлением новых форм взаимодействия людей (например, глобальные международные движения, интернет-общение и т.д.), происходит трансформация традиционных (кооперация, профсоюзы), изменяются представления о таких феноменах как любовь, честь, дружба, доверие. Именно последнему – доверию – посвящена данная работа. «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?» - Конфуций, «Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому» - Боккаччо, «Доверие — первое условие дружбы» - Лабрюйер Ж.- вот, что писали о доверии великие мыслители, но они рассматривали его преимущественно с точки зрения межличностных отношений. Сегодня же все чаще мы употребляем понятие доверия в экономике, политике или иными словами в общественных отношениях. Возникает вопрос: «Что представляет собой доверие сегодня, и какое место оно занимает в общественных отношениях (на примере экономической сферы)?

На мой взгляд, в современной науке не существует адекватного подхода к определению понятия «доверия». Большинство предлагаемых определений и подходов носят описательный характер. Например, Ф. Фукуяма предлагает следующую трактовку: «Доверие - возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что его члены будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями» [1], или определение, предлагаемое Словарем по этике под редакцией И.Кона: «Доверие - отношение к действиям др. лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности» [2]. Можно привести еще ряд подобных достаточно громоздких определений доверия, однако уже сейчас становится понятно, что авторы связывают доверие с такими категориями морали как честность, добросовестность и др., но в таком случае возникает вопрос, почему, например, очень часто мы слышим о доверии в экономике? Можно ли говорить о доверии, выраженном в категориях «веры в надежность человека» (Э.Гидденс) в экономических отношениях, ведь согласно широко распространённому мнению о человеке как существе исключительно эгоистичном, главным мотивом деятельности которого является извлечение выгоды и удовлетворение своих материальных потребностей, он не должен руководствоваться ни моралью, ни нравственными принципами – «только бизнес, ничего личного»?

На первый взгляд может показаться, что доверие, будучи феноменом, характерным исключительно для межличностных (индивидуальных) и самобытных отношений, не может существовать в экономике ни в какой форме. Однако, обратившись к практике, мы приходим к совершенно противоположным выводам. Например,  в экономике доверие очень часто лежит в основе бизнеса, причем как малого, так и крупного. Особенно если говорить о больших корпорациях, то здесь может даже быть задействован принцип родства, так как доверять родственникам считается более оправданным (особенности ведения бизнеса в Японии). Кроме того, может оказывать на ведение бизнеса и национальный признак, например, в начале 1970-х гг. автомобильная кампания Daimler-Benz оказалась на грани банкротства и поглощения иностранными кампаниями. В сложившейся ситуации, несмотря на значительные убытки и экономическую нецелесообразность крупный банк Deutsche Bank оказал поддержку автомобильной кампании – здесь можно говорить о национальной солидарности. Однако бывают и обратные примеры, когда принадлежность к той или иной национальности выступает препятствием для ведения совместного бизнеса и неважно, какие выгоды он может принести [1].

Другим ярким примером проявления доверия в экономике может служить снижение транзакционных издержек. Например, если Вы доверяет Вашему партнеру, то у Вас нет необходимости тратить время и другие ресурсы на перепроверку достоверности предоставляемой информации или нет необходимости заключать договор о предоплате, так как Вам хватает негласных гарантий – все это, безусловно, облегчает взаимодействие, и, как следствие, повышает экономическую выгоду.

Роли доверия в экономике и в жизни общества в целом посвящена работа Ф.Фукуямы «Доверие: социальные благодетели и путь к процветанию», в которой автор выдвигает и последовательно аргументирует тезис о позитивной роли доверии в экономических отношениях. Автор не отрицает тот факт, что существуют договоры, суды и другие способы фиксирования и контроля экономических отношений, но подчеркивает, что в условиях отсутствия доверия отношения серьезно осложняются бумажной «волокитой», дополнительными проверками и т.д. В современных же условиях глобальной экономики, взаимозависимости различных экономических субъектов, необходимости быстрого принятия решения, подобные промедления могут серьезно снизить прибыль.

Как можно объяснить подобный парадокс? Почему в экономике появляется доверие? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо развести отношения общественные, индивидуальные или самобытные (т.е. отношения человека с самим собой, своим бытием)? Под общественными отношениями мы будем понимать такой вид связей между людьми, в которые они вступают как представители какой-либо социальной группы (студент, врач, политик и др.). Человека в данном случае мы рассматриваем как функционал, например, врач должен принимать пациентов и делать все для их излечения, независимо от того испытывает ли он какую-либо симпатию или нет – другими словами, в общественных отношениях не должно быть места индивидуальному отношению, они должны быть максимально объективными. Индивидуальные отношения – такие отношения, в которых люди действуют отнюдь не как функционалы, здесь мы говорим о таких трудно поддающихся изучению феноменах как дружба, любовь, доверие и др. Самобытные отношения – отношение к самому себе, со своим «Я» (например, осмысление своих поступков, внутренний диалог, такие чувства как стыд, гордость и т.д.).

Проблема данной классификации заключается в том, что общественные и индивидуальные отношения на практике обычно пересекаются. Приведенные выше примеры наиболее ярко доказывают это положение. Несмотря на довольно распространение представление о человеке как об эгоистичном существе, нельзя забывать и о такой присущей человеку потребности в признании (здесь следует обратиться к пирамиде потребностей по Маслоу, согласно которой потребность в признании следует сразу после таких базовых потребностей как физиологические и потребность в безопасности). Так, по мнению Ф. Фукуямы, за пределами обеспечения прожиточного минимума экономическая деятельность нередко предпринимается именно ради признания, а не просто в качестве средства удовлетворения естественных материальных потребностей. Сегодня работа и деньги имеют гораздо большее значение как символы личного успеха, статуса, достоинства — кто-то создал межнациональную газетную империю, кого-то назначили бригадиром. Такого типа признания невозможно достичь в одиночестве; оно существует только в общественном контексте [1]. Именно подобное пересечение общественных и индивидуальных отношений объясняет существование феномена доверия в общественных отношениях, а именно в сфере экономики.

Анализируя доверие в экономических отношениях, необходимо определить, в рамках какого подхода к определению общества, мы будем мыслить (например, выбор в качестве парадигмы марксистского подхода к обществу обусловит ход дальнейшего исследования – если способ производства играет определяющую роль, то сложно говорить о каком-либо влиянии феномена доверия на развитие общественных отношений). На мой взгляд, здесь уместно придерживаться подхода, предложенного М. Вебером. По Веберу, в основе общества лежат социальные действия, то есть действия, ориентированные на других. Вебер выделяет следующие виды социальных действий: целерациональное действие (в основе его лежит достижение определенной цели, определенного результата); ценностно-рациональное действие, производимое в соответствии с этическими и эстетическими ценностями; аффективное действие, в основе которого лежат чувства, эмоции; традиционное действие, действие по привычке, по традиции [3]. Нами выбран именно подход Вебера, так как в рамках его трактовки можно найти объяснение указанной ранее проблеме соотношения общественных и индивидуальных отношений. Обращение к исследованиям Вебера также полезно для нас, так как уже в начале 20 века в своей ключевой работе «Протестантская этика и дух капитализма», 1905 он выдвинул очень актуальный сегодня тезис о влиянии культурных факторов на общественное развитие (о чем пишут в своих работах современные авторы – С. Хантингтон Ф. Фукуяма, П.Штомпка и др.). Можно предположить, что подобно тому, как появление новой конфессии и распространение протестантской этики с ее поощрением трудовой деятельности, стремлением к благосостоянию способствовало появлению капитализма, так и в современном обществе доверие способствует не только экономическому развитию (например, вследствие снижения транзакционных издержек), но и «благополучию нации» в целом и «ее способности к конкуренции» [1].

Таким образом, несмотря на то, что доверие в первую очередь феномен, характерный для индивидуальных отношений, он очень органично вписывается в современные экономические отношения. Однако возникает вопрос, насколько обосновано доверие в экономике или иными словами: зачем и почему мы доверяем?

Очевидно, что ни один человек не способен самостоятельно произвести все то, что необходимо для элементарного выживания, не говоря уже о комфортной жизни. Отсюда проистекают постоянно усложняющееся разделение труда и то, что А. Смит называл «склонностью к мене, торговле, обмену одного предмета на другой» [4]. Здесь мы сталкиваемся с ключевым понятием – сделка. В самом общем виде сделка представляет собой субъектно-объектные отношения, в которых каждый из субъектов (минимум 2) обладает определенными правами и обязанностями в отношении другого. При этом вступают они в сделку по поводу какого-либо объекта (материальные блага, услуги и др.).

Есть ли место доверию при заключении сделки? На первый взгляд, может показаться, что доверию нет места при заключении сделки: действительно, есть определенные условия, и Вы должны их выполнять, вы подписываете договор. Кроме того, действует определенные институты, которые вмешиваются в случае нарушения. Как пишет Ф. Фукуяма: «Просвещенный корыстный интерес в сочетании с такими правовыми механизмами как договоры и контракты может компенсировать доверие» [1]. Однако, необходимо отметить, что заключение сделки и наличие доверия, тем не менее, связаны определенным образом, только непонятно: является ли доверие предпосылкой к заключению сделки или ее результатом?

Заключая сделку, вы стараетесь действовать рационально и максимально прагматично: так, вы, вероятно, захотите узнать об экономическом прошлом вашего потенциального партнера, оцените его репутацию (например, какова его платежеспособность, насколько он обязателен), то есть составите свое представление об этом партнёре. Вместе с тем, несмотря на формирование подобных представлений, вы по-прежнему действуете в ситуации неопределенности и риска (возможности наступления негативного исхода или потери). Начать доверять той или иной компании или партнеру вы сможете только после того, как он (или она) подтвердит сформировавшееся у вас представление на практике. Если ваш партнер исправно выполняет все условия договора, то, вероятно, с течением времени вы будете менее осторожны (исчезнет необходимость в дополнительном контроле, например), то есть только тогда мы можем говорить о появлении доверия. Таким образом, доверие способствует снижению неопределенности, повышает экономическую эффективность и делает взаимодействия я экономике проще (в экономике это принято называть с снижением транзакционных издержек).

Обратимся к более конкретному примеру: продажа франшизы. Именно в данном случае вопросы доверия оказываются принципиально важными, так как контрактная сеть предприятий должна, с одной стороны, работать как единое целое, а, с другой стороны, у высшего руководства не существует фактически никаких административных полномочий, поддерживающих доверие. Во франчайзинговой сети доверие к независимому предпринимателю, собственнику почти всех средств производства, подписывающему договор франшизы, становится незримым фундаментом отношений и залогом общей эффективности [4].

Итак, доверие – есть результат оценки другого, которая складывается в том случае, если наши первоначальные представления подтверждаются на практике (до этого можно говорить лишь о предпосылках к формированию доверия). Почему мы доверяем (то есть, каковы причины): доверие позволяет нам действовать, когда мы наверняка не можем быть уверены в действиях другого (как правило, мы почти всегда действуем в ситуации неопределенности). Зачем мы доверяем (то есть, с какой целью): с целью снижения рисков, то есть, когда доверие сформировалось, то вероятность наступления негативных последствий (предательство, обман), становится ниже.

Таким образом, доверие сегодня превращается из феномена, описывающего межличностные (индивидуальные) отношения в феномен, характерный для общественных отношений. Вызвано это объективными причинами – доверять оказывается выгоднее, чем не доверять. Однако возникает вопрос, если доверие представляет такой важный механизм в современной экономике, то какую роль он занимает в межличностных отношениях? Не приведет ли такая функциональная трансформация доверия к его исчезновению из индивидуальных отношений?

Список литературы

1. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 730 с. URL http://yanko.lib.ru/books/cultur/fukuyama-doverie-a.htm

2. Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. URL http://terme.ru/dictionary/522

3. Новая философская энциклопедия – М.Вебер URL http://iph.ras.ru/elib/0575.html

4. Богданова Л.С. Доверие как социальный фактор развития партнерских отношений между организациями URL http://www.dissercat.com/content/doverie-kak-sotsialnyi-faktor-razvitiya-partnerskikh-otnoshenii-mezhdu-organizatsiyami#ixzz2lCb7zdnS


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8587. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля 31.5 KB
  Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в ...
8588. Антропологический материализм Л.Фейербаха 33 KB
  Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах - последовательный и воинствующий материалист. Для него в мире существует лишь одно бытие - материя. Для него Материя и Бытие понятия тождественные, и он часто употребляет одно понятие вместо д...
8589. Кризис классической философии. Становление и развитие неклассической философии, ее основные черты 32 KB
  Кризис классической философии. Становление и развитие неклассической философии, ее основные черты. Кризис классической философии. Кризис классической философии и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы иррационального, интуитивног...
8590. Гуманитарно-антропологическое направление постклассической философии: философия жизни, экзистенциализм, неотомизм 34 KB
  Гуманитарно-антропологическое направление постклассической философии: философия жизни, экзистенциализм, неотомизм. Философия жизни. Философия жизни - направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Гер...
8591. Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма 29.5 KB
  Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма. Сциентистское направление: позитивизм. Сциентизм в философии возникает как реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данног...
8592. Постпозитивизм и философия науки 31 KB
  Постпозитивизм и философия науки. Понятие постпозитивизм охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существуе...
8593. Основные идеи феноменологии 31 KB
  Основные идеи феноменологии. Феноменология - течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Феноменология использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологи...
8594. Основные идеи русской религиозной философии 31 KB
  Основные идеи русской религиозной философии. Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным мировоззрением, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с ...
8595. Метафизика всеединства В.С. Соловьева. 31 KB
  Метафизика всеединства В.С. Соловьева. Философская теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI вв. до н.э., как: И из всего одно, и из одного - все (Гераклит) Все едино, единое же есть Бог (К...