63904

Экономические условия трансформации социокультурного пространства. Доверие в экономике: миф или реальность

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Выделяя общественные индивидуальные и самобытные отношения автор рассматривает доверие как феномен изначально характерный для индивидуальных отношений. Однако сегодня доверие становится неотъемлемой частью экономики так как с одной стороны наличие доверия...

Русский

2014-06-26

63 KB

2 чел.

Валиахметова М.М.

г. Самара

Экономические условия трансформации социокультурного пространства. Доверие в экономике: миф или реальность?

В работе рассматривается феномен доверия в экономической сфере. Выделяя общественные, индивидуальные и самобытные отношения, автор рассматривает доверие как феномен, изначально характерный для индивидуальных отношений. Однако сегодня доверие становится неотъемлемой частью экономики, так как, с одной стороны, наличие доверия облегчает экономическую деятельность (транзакционные издержки) и повышает ее эффективность, с другой стороны, доверие позволяет нам действовать в условиях неопределенности и снижает возможные риски.

Глобализация, НТР и усиление взаимозависимости различных субъектов приводит к значительным изменениям социальной реальности. Наряду с появлением новых форм взаимодействия людей (например, глобальные международные движения, интернет-общение и т.д.), происходит трансформация традиционных (кооперация, профсоюзы), изменяются представления о таких феноменах как любовь, честь, дружба, доверие. Именно последнему – доверию – посвящена данная работа. «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?» - Конфуций, «Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому» - Боккаччо, «Доверие — первое условие дружбы» - Лабрюйер Ж.- вот, что писали о доверии великие мыслители, но они рассматривали его преимущественно с точки зрения межличностных отношений. Сегодня же все чаще мы употребляем понятие доверия в экономике, политике или иными словами в общественных отношениях. Возникает вопрос: «Что представляет собой доверие сегодня, и какое место оно занимает в общественных отношениях (на примере экономической сферы)?

На мой взгляд, в современной науке не существует адекватного подхода к определению понятия «доверия». Большинство предлагаемых определений и подходов носят описательный характер. Например, Ф. Фукуяма предлагает следующую трактовку: «Доверие - возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что его члены будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями» [1], или определение, предлагаемое Словарем по этике под редакцией И.Кона: «Доверие - отношение к действиям др. лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности» [2]. Можно привести еще ряд подобных достаточно громоздких определений доверия, однако уже сейчас становится понятно, что авторы связывают доверие с такими категориями морали как честность, добросовестность и др., но в таком случае возникает вопрос, почему, например, очень часто мы слышим о доверии в экономике? Можно ли говорить о доверии, выраженном в категориях «веры в надежность человека» (Э.Гидденс) в экономических отношениях, ведь согласно широко распространённому мнению о человеке как существе исключительно эгоистичном, главным мотивом деятельности которого является извлечение выгоды и удовлетворение своих материальных потребностей, он не должен руководствоваться ни моралью, ни нравственными принципами – «только бизнес, ничего личного»?

На первый взгляд может показаться, что доверие, будучи феноменом, характерным исключительно для межличностных (индивидуальных) и самобытных отношений, не может существовать в экономике ни в какой форме. Однако, обратившись к практике, мы приходим к совершенно противоположным выводам. Например,  в экономике доверие очень часто лежит в основе бизнеса, причем как малого, так и крупного. Особенно если говорить о больших корпорациях, то здесь может даже быть задействован принцип родства, так как доверять родственникам считается более оправданным (особенности ведения бизнеса в Японии). Кроме того, может оказывать на ведение бизнеса и национальный признак, например, в начале 1970-х гг. автомобильная кампания Daimler-Benz оказалась на грани банкротства и поглощения иностранными кампаниями. В сложившейся ситуации, несмотря на значительные убытки и экономическую нецелесообразность крупный банк Deutsche Bank оказал поддержку автомобильной кампании – здесь можно говорить о национальной солидарности. Однако бывают и обратные примеры, когда принадлежность к той или иной национальности выступает препятствием для ведения совместного бизнеса и неважно, какие выгоды он может принести [1].

Другим ярким примером проявления доверия в экономике может служить снижение транзакционных издержек. Например, если Вы доверяет Вашему партнеру, то у Вас нет необходимости тратить время и другие ресурсы на перепроверку достоверности предоставляемой информации или нет необходимости заключать договор о предоплате, так как Вам хватает негласных гарантий – все это, безусловно, облегчает взаимодействие, и, как следствие, повышает экономическую выгоду.

Роли доверия в экономике и в жизни общества в целом посвящена работа Ф.Фукуямы «Доверие: социальные благодетели и путь к процветанию», в которой автор выдвигает и последовательно аргументирует тезис о позитивной роли доверии в экономических отношениях. Автор не отрицает тот факт, что существуют договоры, суды и другие способы фиксирования и контроля экономических отношений, но подчеркивает, что в условиях отсутствия доверия отношения серьезно осложняются бумажной «волокитой», дополнительными проверками и т.д. В современных же условиях глобальной экономики, взаимозависимости различных экономических субъектов, необходимости быстрого принятия решения, подобные промедления могут серьезно снизить прибыль.

Как можно объяснить подобный парадокс? Почему в экономике появляется доверие? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо развести отношения общественные, индивидуальные или самобытные (т.е. отношения человека с самим собой, своим бытием)? Под общественными отношениями мы будем понимать такой вид связей между людьми, в которые они вступают как представители какой-либо социальной группы (студент, врач, политик и др.). Человека в данном случае мы рассматриваем как функционал, например, врач должен принимать пациентов и делать все для их излечения, независимо от того испытывает ли он какую-либо симпатию или нет – другими словами, в общественных отношениях не должно быть места индивидуальному отношению, они должны быть максимально объективными. Индивидуальные отношения – такие отношения, в которых люди действуют отнюдь не как функционалы, здесь мы говорим о таких трудно поддающихся изучению феноменах как дружба, любовь, доверие и др. Самобытные отношения – отношение к самому себе, со своим «Я» (например, осмысление своих поступков, внутренний диалог, такие чувства как стыд, гордость и т.д.).

Проблема данной классификации заключается в том, что общественные и индивидуальные отношения на практике обычно пересекаются. Приведенные выше примеры наиболее ярко доказывают это положение. Несмотря на довольно распространение представление о человеке как об эгоистичном существе, нельзя забывать и о такой присущей человеку потребности в признании (здесь следует обратиться к пирамиде потребностей по Маслоу, согласно которой потребность в признании следует сразу после таких базовых потребностей как физиологические и потребность в безопасности). Так, по мнению Ф. Фукуямы, за пределами обеспечения прожиточного минимума экономическая деятельность нередко предпринимается именно ради признания, а не просто в качестве средства удовлетворения естественных материальных потребностей. Сегодня работа и деньги имеют гораздо большее значение как символы личного успеха, статуса, достоинства — кто-то создал межнациональную газетную империю, кого-то назначили бригадиром. Такого типа признания невозможно достичь в одиночестве; оно существует только в общественном контексте [1]. Именно подобное пересечение общественных и индивидуальных отношений объясняет существование феномена доверия в общественных отношениях, а именно в сфере экономики.

Анализируя доверие в экономических отношениях, необходимо определить, в рамках какого подхода к определению общества, мы будем мыслить (например, выбор в качестве парадигмы марксистского подхода к обществу обусловит ход дальнейшего исследования – если способ производства играет определяющую роль, то сложно говорить о каком-либо влиянии феномена доверия на развитие общественных отношений). На мой взгляд, здесь уместно придерживаться подхода, предложенного М. Вебером. По Веберу, в основе общества лежат социальные действия, то есть действия, ориентированные на других. Вебер выделяет следующие виды социальных действий: целерациональное действие (в основе его лежит достижение определенной цели, определенного результата); ценностно-рациональное действие, производимое в соответствии с этическими и эстетическими ценностями; аффективное действие, в основе которого лежат чувства, эмоции; традиционное действие, действие по привычке, по традиции [3]. Нами выбран именно подход Вебера, так как в рамках его трактовки можно найти объяснение указанной ранее проблеме соотношения общественных и индивидуальных отношений. Обращение к исследованиям Вебера также полезно для нас, так как уже в начале 20 века в своей ключевой работе «Протестантская этика и дух капитализма», 1905 он выдвинул очень актуальный сегодня тезис о влиянии культурных факторов на общественное развитие (о чем пишут в своих работах современные авторы – С. Хантингтон Ф. Фукуяма, П.Штомпка и др.). Можно предположить, что подобно тому, как появление новой конфессии и распространение протестантской этики с ее поощрением трудовой деятельности, стремлением к благосостоянию способствовало появлению капитализма, так и в современном обществе доверие способствует не только экономическому развитию (например, вследствие снижения транзакционных издержек), но и «благополучию нации» в целом и «ее способности к конкуренции» [1].

Таким образом, несмотря на то, что доверие в первую очередь феномен, характерный для индивидуальных отношений, он очень органично вписывается в современные экономические отношения. Однако возникает вопрос, насколько обосновано доверие в экономике или иными словами: зачем и почему мы доверяем?

Очевидно, что ни один человек не способен самостоятельно произвести все то, что необходимо для элементарного выживания, не говоря уже о комфортной жизни. Отсюда проистекают постоянно усложняющееся разделение труда и то, что А. Смит называл «склонностью к мене, торговле, обмену одного предмета на другой» [4]. Здесь мы сталкиваемся с ключевым понятием – сделка. В самом общем виде сделка представляет собой субъектно-объектные отношения, в которых каждый из субъектов (минимум 2) обладает определенными правами и обязанностями в отношении другого. При этом вступают они в сделку по поводу какого-либо объекта (материальные блага, услуги и др.).

Есть ли место доверию при заключении сделки? На первый взгляд, может показаться, что доверию нет места при заключении сделки: действительно, есть определенные условия, и Вы должны их выполнять, вы подписываете договор. Кроме того, действует определенные институты, которые вмешиваются в случае нарушения. Как пишет Ф. Фукуяма: «Просвещенный корыстный интерес в сочетании с такими правовыми механизмами как договоры и контракты может компенсировать доверие» [1]. Однако, необходимо отметить, что заключение сделки и наличие доверия, тем не менее, связаны определенным образом, только непонятно: является ли доверие предпосылкой к заключению сделки или ее результатом?

Заключая сделку, вы стараетесь действовать рационально и максимально прагматично: так, вы, вероятно, захотите узнать об экономическом прошлом вашего потенциального партнера, оцените его репутацию (например, какова его платежеспособность, насколько он обязателен), то есть составите свое представление об этом партнёре. Вместе с тем, несмотря на формирование подобных представлений, вы по-прежнему действуете в ситуации неопределенности и риска (возможности наступления негативного исхода или потери). Начать доверять той или иной компании или партнеру вы сможете только после того, как он (или она) подтвердит сформировавшееся у вас представление на практике. Если ваш партнер исправно выполняет все условия договора, то, вероятно, с течением времени вы будете менее осторожны (исчезнет необходимость в дополнительном контроле, например), то есть только тогда мы можем говорить о появлении доверия. Таким образом, доверие способствует снижению неопределенности, повышает экономическую эффективность и делает взаимодействия я экономике проще (в экономике это принято называть с снижением транзакционных издержек).

Обратимся к более конкретному примеру: продажа франшизы. Именно в данном случае вопросы доверия оказываются принципиально важными, так как контрактная сеть предприятий должна, с одной стороны, работать как единое целое, а, с другой стороны, у высшего руководства не существует фактически никаких административных полномочий, поддерживающих доверие. Во франчайзинговой сети доверие к независимому предпринимателю, собственнику почти всех средств производства, подписывающему договор франшизы, становится незримым фундаментом отношений и залогом общей эффективности [4].

Итак, доверие – есть результат оценки другого, которая складывается в том случае, если наши первоначальные представления подтверждаются на практике (до этого можно говорить лишь о предпосылках к формированию доверия). Почему мы доверяем (то есть, каковы причины): доверие позволяет нам действовать, когда мы наверняка не можем быть уверены в действиях другого (как правило, мы почти всегда действуем в ситуации неопределенности). Зачем мы доверяем (то есть, с какой целью): с целью снижения рисков, то есть, когда доверие сформировалось, то вероятность наступления негативных последствий (предательство, обман), становится ниже.

Таким образом, доверие сегодня превращается из феномена, описывающего межличностные (индивидуальные) отношения в феномен, характерный для общественных отношений. Вызвано это объективными причинами – доверять оказывается выгоднее, чем не доверять. Однако возникает вопрос, если доверие представляет такой важный механизм в современной экономике, то какую роль он занимает в межличностных отношениях? Не приведет ли такая функциональная трансформация доверия к его исчезновению из индивидуальных отношений?

Список литературы

1. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 730 с. URL http://yanko.lib.ru/books/cultur/fukuyama-doverie-a.htm

2. Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. URL http://terme.ru/dictionary/522

3. Новая философская энциклопедия – М.Вебер URL http://iph.ras.ru/elib/0575.html

4. Богданова Л.С. Доверие как социальный фактор развития партнерских отношений между организациями URL http://www.dissercat.com/content/doverie-kak-sotsialnyi-faktor-razvitiya-partnerskikh-otnoshenii-mezhdu-organizatsiyami#ixzz2lCb7zdnS


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20594. Скорость сорбции 304 KB
  Если то скорость сорбции можно найти из исходного уравнения: Первое слагаемое в левой части уравнения представляет собой скорость конденсации газа на поверхности покрытой мономолекулярным слоем. В металлах зависимость растворимости от давления и температуры имеет вид: где n – число атомов в молекуле газа энергия активации при растворении газа; постоянный коэффициент. Растворимость газа в металлах пропорциональна диссоциированию газа. Для двухатомных молекул это равносильно пропорциональности корню квадратному из давления газа над...
20595. Молекулярная откачка 195 KB
  Молекулы газа находящиеся в канале соударяются с движущейся поверхностью получая приращение количества движения в направлении насоса предварительного разрежения. Дифференциальное уравнение течения газа через канал постоянного поперечного сечения в установившемся режиме к=const можно записать в виде разности прямого и обратного потоков: где проводимость канала с неподвижными сторонами; длина канала или . Для имеет максимальное значение а при имеет место набольшее значение коэффициента компрессии: В связи с тем что...
20596. Ионно-сорбционная откачка 361.5 KB
  Этот способ удаления газа получил название ионной откачки. Максимальная удельная геометрическая быстрота ионной откачки может быть определена по формуле: где μ коэффициент внедрения ионов удельная частота бомбардировки плотность ионного тока q электрический заряд; n молекулярная концентрация газа. Сорбционная активность этих пленок используется для хемосорбционной откачки. Поглощение инертных газов пленками практически не происходит что требует для их удаления применения вспомогательных средств откачки наиболее удобными...
20597. Электрические явления в вакууме 272.5 KB
  Вид элемента системы Вязкостный режим Молекулярный режим Круглое отверстие диаметром dм Отверстие произвольной формы площадью Ам2 Трубопровод диаметром d длиной l Трубопровод прямоугольного сечения авм Трубопровод с равносторонним треугольным сечением асторона м Трубопровод эллиптического сечения абольшая в малая оси м Труборовод диаметром d с коаксиально расположенным стержнем диаметром dг м а в 1 2 5 10 100   23 37 47 50 53 53  11 12 13 14 Электрические явления в вакууме Прохождение электрического тока...
20598. Понятие о вакууме и давлении 368 KB
  Вакуумсостояние газа при котором его давление ниже атмосферного. Вакуум количественно измеряется абсолютным давлением газа. Свойства газа при низких давлениях изучаются физикой вакуума являющейся разделом молекулярнокинетической теории газов. Основные допущения используемые в физике вакуума можно сформулировать в следующем виде: газ состоит из отдельных молекул; существует постоянное распределение молекул газа по скоростям т.
20599. Основы кодирования речевых сигналов 376.5 KB
  Существующие алгоритмы сжатия информации можно разделить на две большие группы: 1 алгоритмы сжатия без потерь: алгоритм ЛемпеляЗива LempelZiv LZ; RLE Run Length Encoding; кодирование Хаффмена Huffman Encoding; 2 алгоритмы сжатия с потерями: JPEG Joint Photographic Expert Group; MJPEG; MPEG Motion Picture Expert Group. MPEG ориентирован на обработку видео. Возникновение стандартов MPEG Активная разработка методов и стандартов сжатия видеоданных началась с появлением цифровых видеосистем. Но когда речь идет о...
20600. Речевые кодеки абонентских терминалов СПРС и ПСС 480.5 KB
  Обработка речи осуществляется в рамках принятой системы прерывистой передачи речи DTX. DTX управляется детектором активности речи VAD который обеспечивает обнаружение и выделение интервалов передачи речи с шумом и шума без речи даже в тех случаях когда уровень шума соизмерим с уровнем речи. В состав системы DTX входит также устройство формирования комфортного шума который включается и прослушивается в паузах речи когда передатчик отключен.
20601. Оценка качества передачи речевых сигналов 75.5 KB
  Обычно к параметрическим вокодерным относят системы требующие скорости передачи меньшие 16 кбит с. Обычно для обеспечения меньшей скорости передачи требуется применение более сложных алгоритмов т.1 Метод кодирования Скорость передачи кбит с Стандарт Современные приложения ИКМ 64 МСЭТ G.
20602. Модемы систем подвижной связи 649.5 KB
  Однако объем передачи данных по таким сетям имеет тенденцию к быстрому увеличению.3 DQPSK n 4 Требуемое отношения сигнал шум дБ 9 16 Скорость преобразования речи Кбит с 13 65 8 Алгоритм преобразования речи RPE LTP VSELP Типовой радиус соты км 0535 0520 Технологическое преимущество цифровой сотовой связи позволяет увеличивать емкость сетей снижать стоимость и повышать надежность передачи данных. К таким решениям можно отнести: построение сетей GSM на принципах модели открытых систем и интеллектуальных сетей; применение эффективных...