63905

Эгоизм как общественная проблема в период социально-культурных трансформаций

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Проблема эгоистичного устройства общества стояла перед человечеством с возникновением первых цивилизаций. Для нашего рассуждения мы выбирали именно эти произведения так как они относятся к одной и той же эпохе описывают одну и ту же социальную реальность...

Русский

2014-06-26

25.51 KB

1 чел.

Пшеничкин С.С.

г. Самара

Эгоизм как общественная проблема в период социально-культурных трансформаций

В современном обществе во многих сферах отношений мы можем наблюдать проявления такого явления как эгоизм. Проблема эгоистичного устройства общества стояла перед человечеством с возникновением первых цивилизаций. Эта проблема носит острый характер и актуальна и в наши дни, и пока человек остается эгоистом, общество тоже остается эгоистическим, а когда встречаются несколько эгоистических обществ, это может привести к мировым социальным катастрофам. Этому есть масса примеров в недавнем прошлом человечества, достаточно вспомнить две мировые войны.

Отправной точкой нашего рассуждения мы берем начало и середину девятнадцатого века. Это период бурной трансформации общественного сознания, началом которой послужило окончание Наполеоновских войн. Именно после военных походов начала XIX в. российское дворянство стало задумываться, насколько свободен русский человек и как можно расширить рамки свободы. В этот период создается ряд тайных обществ и кружков, возникают движения славянофилов, западников и народников, и кульминацией является восстание декабристов. Для российского престола был удивителен тот факт, что в восстаниях впервые принимали участие не крестьяне, а привилегированное сословие- дворянство - этот класс считается опорой для царя. Именно совокупность всех этих фактов позволяет нам говорить о том, что этот период является революционном в общественном сознании. Процесс социально-культурной трансформации и социально-психологическое состояние человека XIX в. отражены в художественной литературе того периода.

На мой взгляд, именно в период социально-культурных трансформаций перед обществом возникает проблема человеческого эгоизма. Поэтому за основу нашего анализа мы решили взять русскую литературу XIX в.  Центральный вопрос нашего исследования будет звучать так: «Может ли человек не быть эгоистом в обществе, где эгоизм является нормой поведения, и как это возможно?»

В Российской империи середина девятнадцатого века является, самым ярким доказательством того, что социальные условия человека толкали на эгоистические поступки. Для обоснования нашей позиции мы предлагаем обратиться к следующим романам: Н.Г.Чернышевский «Что делать?»; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»; И.А.Гончаров «Обломов». Для нашего рассуждения мы выбирали именно эти произведения, так как они относятся к одной и той же эпохе, описывают одну и ту же социальную реальность, а главные герои всех этих произведений сталкиваются с одной и той же проблемой – проблемой эгоистичного устройства общества. Эгоистичное устройство общества – это система отношений, в которой большая часть индивидуумов ориентирована на мотивы себялюбия и своекорыстия, заботясь о своем «Я» ценой благ общества[6]. Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования[7].

Так, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решил, что он может лишить человека жизни[1]. С одной стороны, можно оценить это решение, как крайнюю меру эгоизма, но стоит задуматься, ради чего Раскольников совершил убийство, что толкает его на эгоистичные поступки? Идея Достоевского заключается в следующем, он считает, что все рождается на уровне идей, если ты подумал об этом, значит совершил. Так и Раскольников, он позволил себе этот поступок, прежде всего, в голове, но ради чего он идет на эти поступки? Не крайняя мера отчаяние и отсутствие материальных средств толкает Раскольникова на преступление. Раскольников отличный специалист, и его образование позволяет ему заниматься переводами, однако у него появляется идея, которую он одобряет[1]. Как мы видим Раскольников идет на это преступление не из-за материальной выгоды, он хочет проверить в действительности свою теорию. А ключевым вопросом в его рассуждениях является: «могу ли пойти я на преступление, не во благо себе, а во благо общему». Ведь только тот человек, который имеет «право» может позволить себе изменить мир и перестроить общество[1]. Теория Раскольникова представляет собой революционную идею девятнадцатого века, и он не противопоставляет интересы общие, интересам личным, а наоборот. Суть его преступления это переустройство общества, это зарождение нового и принципиально радикальной точки зрения на построение и изменения новой структуры общества. Человек, который считает, что он имеет возможность быть счастливым, может переустроить этот мир. Получается, что Раскольниковым двигал не личный интерес, и пытался он достичь социального блага (справедливости) не в личных интересах, а в интересах всего общества. Но проблема в том, что он хотел всего и сразу, а в первую очередь, избавления от паразитических элементов общества, достижения социальной справедливости, обретения личного счастья и радикального переустройства общества. В конце произведения Раскольников осознает свою ошибку в методе решения проблемы, однако он не отказывается от поставленной им задачи. Получается, что именно среда его обитания подталкивает Раскольникова на решение данной проблемы таким радикальным путем. Стоит понимать, что, как бы ни было устроено общество, и какие бы светлые идеи мы ни преследовали, нельзя решить глубокую проблему одним взмахом топора. Конечно, в начале Раскольников не находил других методов решения данной проблемы и понимал, что другие методы не так эффективны, как принципиально новые и радикальные. Но в чем же заключалась проблема для Раскольникова? Он считал, что общество, в котором он находится, устроено не справедливо, а эгоистично. Ценности и нормы такого общества были сугубо материальными. Он считал, что общество нуждается в реставрации, более того, оно должно быть реставрировано. Низкий уровень ценностей и эгоистичное устройство общества, вот главная проблема, с которой боролся Раскольников. Та среда обитания, в которой он находился, подталкивала его решить данную проблему, быстрым и революционным путем. Говоря о среде обитания, мы имеем виду ту систему отношений, которая существовала в Российской империи середины девятнадцатого века. Этот период в общественных отношениях можно охарактеризовать как застойный или периодом социальных трансформаций, так как моральные качества человека находились на низком уровне. Идеи Лужина характеризуют качество общественных отношений. Он призывал в первую очередь обогатить самого себя, а затем если получится подумать о своем ближнем[1].

На примере Раскольникова мы отчетливо можем наблюдать, что иногда человек вынужден применять эгоистичные методы, для решения социальных проблем, и причиной тому являются социальная среда, а не эгоистичное начало в человеке.

Однако Раскольников не единичный пример человека в ситуации эгоистичного устройства общества. Положение девушек из незнатных семей было ничуть не лучше. Здесь стоит обратиться к роману Чернышевского «Что делать?» и к его героям. Мать главной героини Веры Павловны является ярким примером следствия влияния эгоизма на человека[4]. Марья Алексеевна, получив хорошее воспитание, хотела занять достойное место в обществе, однако она столкнулась с рядом проблем и сделала вывод о том, что выжить и занять достойное место в обществе можно только став злой и эгоистичной по отношению к другим людям. Иными словами, чтобы получить возможность для социального лифта, нужно отбросить моральные ценности и относиться к другим людям потребительски. Это именно те правила, которые позволили семье Розальских создать состояние. Марья Алексеевна хорошо освоила ценности и нормы этого общества, и она действовала по правилам того общества, что в дальнейшем дало плоды. Не зря Марья Алексеевна пытается отдать свою дочь замуж в богатую дворянскую семью[4], потому что она понимает, что это единственная возможность для нее и ее дочери повысить свой социальный статус, и это соответствовало правилам и нормам общества. Марья Алексеевна отчетливо дает понять своей дочери, Вере Павловне, что если бы она в свое время не позабыла о морали и не влилась в данную среду обитания со всеми ее правилами и нормами, у них никогда бы не было того состояния, которое они сейчас имели, и Вера Павловна никогда бы не получила ни такого образования, ни воспитания. Мы видим, что не ее личное «эго» является причиной безнравственных поступков, а правила и нормы ее социального обитания. Человек, который находится в таком обществе, в определенный период жизни осознает, что достижение любого блага будет зависеть от того, насколько человек осознает устройство общества, насколько он вольется в него и примет его нормы и ценности.

Однако люди могут существовать в одинаковой среде обитания и совсем по-разному выстраивать свои отношения. К изменению среды обитания можно идти радикальным путем (как Родион Раскольников), а можно идти, используя иные методы. Стоит еще раз обратиться к роману Чернышевского «Что делать?» и к его героям Александру Кирсанову, Павлу Лопухов и Екатерине Павловне. Они также живут в России в середине девятнадцатого века, однако их поведение радикально отличается от других членов общества. Так, Павел Лопухов женится на Вере Павловне для освобождения ее от гнета матери. Этот брак является абсолютным «расчетом», но не расчетом для собственной выгоды. Он женится на ней не по любви и наперекор своей карьере. Это явный пример бескорыстной заботы о благе ближнего, иными словами, альтруизм[4].

А теперь хотелось бы определить, что мы понимаем под альтруизмом и сопоставить понятия «альтруизм» и «эгоизм». Альтруизм – это бескорыстная забота о благе ближнего[8]. Эгоизм (от. лат. ego — я) - принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других[7].

Что же может быть общего между этими радикально противоположными понятиями? Из обоих определений мы видим, что общее в них, прежде всего, цель: и в эгоизме, и в альтруизме конечной целью является достижение удовольствия. На самом деле человек может получать удовольствие не только благодаря удовлетворению собственного «эго», но есть еще одно условие удовольствия, когда ближний обретает счастье. Само существование понятия «альтруизм» и его проявлений в социальном мире, говорит о том, что человек на самом деле не эгоист от природы, и не только эгоизм может быть его естественной средой обитания.

Чтобы найти пример альтруизма мы возвращаемся к роману «Что делать?». Вера Павловна и Александр Кирсанов в ряде своих поступков демонстрируют альтруизм. Так, Вера Павловна создает свою швейную мастерскую и набирает туда девушек, но не всех девушек вообще, а тех, кто действительно нуждается в этой мастерской. Вера Павловна набирает туда девушек по нескольким критериям: они должны быть гуманными девушками, хорошими рукодельницами и трудолюбивыми[4]. Таким образом,  Вера Павловна на основании общих интересов путем коллективной взаимопомощи создает радикально новую среду обитания, новое общественное устройство, она создает его в рамках этой швейной мастерской. Ее мастерская существует на принципе взаимопомощи, на совместной работе и равных правах. Каждая девушка получает ровно столько, сколько она работает, каждая девушка работает ровно столько, сколько она хочет, каждая девушка вправе, как вступить, так и выйти из данной социальной среды, а также внести корректировку в функционирование данной мастерской. Александр Кирсанов бросается на помощь девушке, с которой едва знаком (Катерина Васильевна), которая в дальнейшем становится членом мастерской. Если рассматривать Веру Павловну, Лопухова и Кирсанова как альтруистов, тогда стоит выявить их схожие признаки[4]. Всех их отличает высокая степень просвещенности, образования и воспитания, у них радикально противоположная система ценностей и норм сложившейся и укоренившейся норм и ценностей той среды обитания, в которой они находятся. Они осознают, что устройство стабильного общества и построение светлого будущего зависит не от наших сиюминутных удовольствий, а от благополучного устройства всех членов общества. Такое общество будет более стабильно и устойчиво. На примере данных героев мы видим, как они сначала предлагают новое общественное устройство без радикальных методов его достижения, а потом создают его. Они создают свою социальную реальность и новую среду обитания и хотя это всего лишь маленькая модель, но она действительно эффективная, она работает. Сама идея возникновения такой идеи не менее революционна, чем идея Раскольникова, однако как мы видим, методы ее достижения абсолютно противоположные.

Вернемся к идеям Достоевского и его героям. А именно к разговору Лужина и Раскольникова об упадке нравов в современном обществе. Лужин, сам того не замечая, ставит вопрос, на который он сам же и отвечает. Лужин это человек, который живет по принципу разумного эгоизма, он считает, что нужно жить по принципу вседозволенности «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано»[1]. Лужин в определенном смысле является отражением Раскольникова и применением его идей в повседневной жизни. Он говорит о том: «как он может помочь ближнему своему, если у него самого ничего нету? Если я порву рубашку и отдам ее нищему, то рубашки не будет ни у меня, ни у нищего»[1]. Это принцип, по которому живет Лужин. Где же рамки этого эгоизма? Моральные принципы, которые закладывает общество? Именно из-за таких убеждений в обществе и происходит падение нравов, потому что у такой теории не существует границ, и привести она может только к нестабильности в обществе, а также к социальным катастрофам. Лужин это еще один человек, который приспособился к естественной среде обитания, и каким бы неприятным персонажем он ни являлся, он во многом прав. Он живет по всем правилам и нормам своей естественной среды обитания. Он на самом деле считает себя человеком разумным и милосердным. Лужин является продуктом своей седы обитания, он показывает все ее идеи и нормы. Он абсолютно уверен в правильности своего выбора и нравственности своих поступков.

Следует перейти к другим героям, которые вынуждены томиться в рамках современного им общества. Печорин и Онегин - эти два персонажа схожи во многом. И Печорин, и Онегин представляют собой уникальное явление в обществе. Это люди, которые имеют превосходное образование и воспитание[2,3]. Они по-настоящему осознают все проблемы социальной реальности, и при этом они абсолютно ничего не пытаются предпринять. Их действительно можно обвинять и в бездействии, и в эгоистичных поступках. Однако мы полагаем, что стоит разделять понятия эгоистичные поступки и эгоизм. Не всякие эгоистичные поступки говорят об эгоистичной жизненной позиции. Считать Онегина и Печорина эгоистами можно только поверхностно, однако нельзя и отрицать, что некоторые их поступки были эгоистичными. Но мы возвращаемся в очередной раз к поставленному вопросу, что вынуждает Печорина и Онегина поступать эгоистично. Прежде всего, нужно сделать небольшую справку о той социальной среде обитания, в которой вынуждены существовать Печорин и Онегин. В 1762 году Петр третий освобождает дворян от обязательной службы, но взамен не предлагает им не каких обязательств перед обществом. До этой реформы у дворян был долг перед государством и народом, сейчас его больше нет, а, следовательно, человек, получив неплохое наследство (как Онегин) или имея неплохое состояние, вынужден томиться в данной среде обитания[2]. У него нет никаких обязанностей перед обществом, кроме как извлечения удовольствия. До отмены всеобщей воинской повинности, дворянская служба являлось их долгом перед обществом, но после ее отмены, фактически потребность в дворянской службе всяческого рода перестала быть востребована. Из этого следует, что деятельность дворян могла быть двух видов: прожигание времени или поиск путей для реализации своих потребностей. Именно эти поиски и неудовлетворение социальной реальностью могли привести к необдуманным поступкам. Так, Печорин, имея прекрасное образование, воспитание и материальную обеспеченность, не имел цели для существования[3]. Вся жизнь таких людей состоит в поиске, они пытаются найти себе применение в обществе, и после длительных поисков они осознают, что их качества и потенциал не нужны обществу, а та среда обитания, в которой они находятся, постоянно толкает их на эгоистичные поступки. Нормы и правила общества приводят к тому, что Печорин стреляется с Грушницким, а Онегин – с Ленским[2,3].

Онегин проводит время за играми в бильярд или походами в лес, а Печорин от скуки ищет покоя в военной службе и охоте, они ищут уединения[2,3]. Следует отметить, что и Печорину, и Онегину жить скучно, и они ищут себе любые занятия, чтобы наполнить хоть чем-нибудь свою жизнь.

Татьяна не считает Онегина эгоистом, и говорит, что «в тот дивный час вы поступили благородно», и на наш взгляд Татьяна очень точно определяет Онегина, его нельзя назвать эгоистом, не любовь к себе, а забота о ближнем вынуждает Онегина отвергнуть Татьяну, так как он осознает, что этот роман закончится разбитым сердцем Татьяны[2].

У всех героев, к которым мы обратились выше, есть нечто общее, что их объединяет. Каждый из героев существует в эгоистичной социальной среде, и каждый из героев делает выбор. Каждый из героев выбирает тот принцип, по которому он будет существовать в эгоистичной социальной среде. И как мы видим, вариантов существований в данной среде обитания множество. Можно принять эгоистичные ценности и обогащать свое эго, а можно пойти по другой дороге, соотнести интересы личные и общие и изменить социальную действительность в общих интересах.

Таким образом, мы полагаем, что человек по природе своей не эгоист, и он вовсе не обязан становиться эгоистом, у него всегда есть выбор. Несмотря на эгоистичные нравы общества, человек не должен быть эгоистом. Он всегда может сделать свой выбор в сторону эгоизма, а может пойти по другому пути. И все герои нашего анализа являются подтверждением этой мысли. Быть или не быть эгоистом, это выбор индивидуальный каждого человека, не в зависимости от той социально среды, в которой человек вынужден существовать. Даже в самой эгоистичной среде, человек может стать на другой путь и изменить нормы и правила общества вместе с единомышленниками.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в тот момент, когда происходит социально-культурная трансформация, эгоизм становится особенно острой общественной проблемой. На наш взгляд социальная реальность и модели общественных отношений, которые существовали в середине девятнадцатого века, характерны для постсоветской России. И как мы можем наблюдать, те модели существования в эгоистичной среде обитания, которые применялись в Российской империи середины девятнадцатого века, применимы и для современной России. Мы считаем, что проблема индивидуализма в постсоветских обществах действительно существует и носит крайне деструктивный характер. Эта проблема нуждается в решении. На наш взгляд, одним из выходов из данной ситуации может быть одна из предложенных моделей.

Список литературы

1) Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: роман. – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. – 624 с.

2) Пушкин, А.С. Евгений Онегин/ Александр Пушкин. – М.:АСТ, Астрель, 2007. – 253 с.

3) Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени. Княгиня Лиговская / М. Ю. Лермонтов. – М. : Дрофа, 2006. – 253 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

4) Чернышевский, Н. Г. Что делать?: роман. – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. – 446 с.

5) Гончаров, И. А. Обломов/ Иван Гончаров. – М.:АСТ,: Астрель, 2007. – 560 с

6) Философский энциклопедический словарь. / под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 1983. С. 127.

7) Фишман Б. Е. Нечеткие множества в исследованиях объектов социальной реальности. http://icarp.ru/konferens/konf_2011/shkola-seminar_2011/fishman_bi.pdf

8) Дидье Ж. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.  URL http://terme.ru/dictionary/878


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11658. ИССЛЕДОВАНИЕ АМПЛИТУДНОЙ МОДУЛЯЦИИ И ДЕТЕКТИРОВАНИЯ АМПЛИТУДНО-МОДУЛИРОВАННЫХ КОЛЕБАНИЙ 84.5 KB
  Лабораторная работа №5 ИССЛЕДОВАНИЕ АМПЛИТУДНОЙ МОДУЛЯЦИИ И ДЕТЕКТИРОВАНИЯ АМПЛИТУДНОМОДУЛИРОВАННЫХ КОЛЕБАНИЙ Цель работы: ознакомиться с принципами действия и основными параметрами амплитудной модуляции и детектирования амплитудномодулированных колебани
11659. ИССЛЕДОВАНИЕ БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРОВ 219 KB
  Лабораторная работа №6 ИССЛЕДОВАНИЕ БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРОВ Цель работы: ознакомиться с основными параметрами транзистора и снять его статические входные и выходные характеристики. Приборы и принадлежности: 1. Встроенный микроамперметр РА1. 2. Встроенный ...
11660. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ 151.5 KB
  Лабораторная работа №7 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ Цель работы: ознакомиться с устройством и принципом действия полевых транзисторов снять основные характеристики полевого транзистора. Приборы и принадлежности: 1. Встроенные вольтметры PV1 PV2. 2. В
11661. ИССЛЕДОВАНИЕ LC-ГЕНЕРАТОРА 182 KB
  Лабораторная работа №8 ИССЛЕДОВАНИЕ LCГЕНЕРАТОРА Цель работы: изучить работу и провести исследование LCгенератора с трансформаторной связью. Приборы и принадлежности: 1. Генератор сигналов низкочастотный типа Г3112 Г333 Л30 или аналогичный. 2. Милливо...
11662. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ 225 KB
  Лабораторная работа № 9 ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Цель работы теоретический расчет и экспериментальное изучение спектров периодических сигналов. 9.1. Краткая теория Периодическим называется сигнал для которого где посто...
11663. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОГО ЛИНЕЙНОГО ЧЕТЫРЕХПОЛЮСНИКА 314.5 KB
  Лабораторная работа № 10 ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОГО ЛИНЕЙНОГО ЧЕТЫРЕХПОЛЮСНИКА Цель работы: исследование основных параметров линейного активного четырехполюсника – частотной амплитудной переходной импульсной характеристик Y и Zпараметров. Приборы: генерато
11664. Изучение основ работы с базовыми инструментами в системе программирования VB-Net 2008 425.5 KB
  Изучение основ работы с базовыми инструментами в системе программирования VBNet 2008. Цель работы: Изучение основ работы с основными инструментами VBNET: командной строкой полем метки текстовым полем познакомиться с вспомогательными элементами управления: радиокнопкой ф
11665. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 120.13 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА ЦЕЛЬ РАБОТЫ 1 Ознакомиться с теорией маятника. 2 Экспериментальное определить ускорение свободного падения в данном географическо...
11666. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 221.71 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить момент инерции физического маятника и исследовать зависимость момента инерции от положения центра масс маятника относительно оси вращен