63906

Гендерные стереотипы в трансформационном аспекте

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Стереотипы плотно окутали общество они сопровождают нас во всех сферах нашей жизни и представляют собой более или менее непротиворечивую картину мира. Так уж сложилось что такие стереотипы в обществе существовали и будут существовать всегда.

Русский

2014-06-26

44 KB

0 чел.

Воронцова В.С.

г. Ульяновск

Гендерные стереотипы в трансформационном аспекте

Стереотипы плотно окутали общество, они сопровождают нас во всех сферах нашей жизни и представляют собой более или менее непротиворечивую картину мира. В ней прекрасно скомпонованы наши вкусы, способности, привычки, а также удовольствия. Стереотипная картина мира может быть недостаточно полной, и даже не отвечать реальности, однако, это картина возможного мира, к которому мы приспособились и научились в нем жить.

Можно выделить огромное количество стереотипов ,с которыми мы сталкиваемся каждый день, но в данной работе мое внимание будет обращено к гендерным стереотипам в трансформационном аспекте. Так уж сложилось, что такие стереотипы в обществе существовали, и будут существовать всегда. В любом случае, пока существует разница между полами. Однако, они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например: ушли в прошлое представления о мужчине как о единственном кормильце и защитнике семьи, и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время)[1].

Обратимся к истории, продвижение гендерной идеологии в общество и политику началось на Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995 г.). Здесь впервые феминистскими и лесбийскими организациями было заявлено, что термин «гендер» определяет новое мировоззрение, стремящееся снять все различия между полами. Различия же между полами понимаются не как природные, а как воспитываемые обществом. Именно это событие, по мнению мирового сообщества, стало отправной точкой для трансформации и активной борьбы со стереотипами. Позднее «Пекинская платформа действий» была преобразована в закон и подкреплена колоссальными финансовыми ресурсами. В 1997 г. Амстердамский договор Евросоюза закрепил движение Gender Mainstreaming в качестве официальной стратегии. В документах ООН она определена как обязательная для всех государств-членов ООН[3].

Но к чему может привести эта «гендерная революция»:к избавлению от стереотипов, искоренению дискриминации или полному обезличиванию общества? У разных поколений существует свой взгляд на данную проблему. Также следует отметить, что мнения стран по этому вопросу сильно разнятся. В некоторых, например, ситуация дошла до крайней точки. В этом случае следует привести пример. Так в Калифорнии в 2007 г., в губернаторство А. Шварценеггера, был подписан законопроект, позволяющий в государственных школах мальчикам пользоваться туалетами и раздевалками для девочек, а девочкам — туалетами и раздевалками для мальчиков. Это сделано, чтобы не возникла дискриминация для мальчика, ощущающего себя девочкой, или для девочки, ощущающей себя мальчиком. А какое чувство возникнет у девочек, ощущающих себя девочками, или у мальчиков, ощущающих себя мальчиками, — никого не интересует[4].

Следует также уделить внимание Востоку. Казалось бы, что вековые традиции и гендерные стереотипы крайне устойчивы в регионе, но ситуация стала меняться на фоне происходящих там «арабских революций».Так, например, женщины Йемена претендуют на то, чтобы стать движущей силой движения протеста, как до них на это претендовали женщины Туниса и Египта. Ими движет желание наравне с мужчинами участвовать в демонстрациях. Волнения в Арабском мире стали свидетельством не только обострения структурных проблем безопасности на Ближнем Востоке, но и значительной активизации арабских женщин, которые начали заявлять о своем праве на участие в политической жизни. Страны Арабского мира ,в данный момент, находятся на пути к адаптации к социальным трансформациям, а также демографическим изменениям, что весьма противоречиво влияет на решение проблемы гендерного неравенства[2].

Чтобы понять, как обстоит ситуация в России, был проведен опрос, где респондентам нужно было высказать свое мнение по каждому из утверждений: «Мужчина-кормилец и хозяин в доме» и «Женщина-хранительница очага, чье место дома с детьми». Мнения опрошенных сильно разнились  в зависимости от возраста и семейного положения. Но большинство женщин категорически не согласились со вторым утверждением именно потому, что считают несправедливой ситуацию, в которой оба супруга работают, но домашние обязанности возлагаются лишь на женщину.

В заключение, необходимо сказать, что гендерные стереотипы связаны с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы и, возможно, не представляют собой нечто крайне негативное, если общество само не доводит ситуацию до крайности.

Список литературы

  1.  Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко [Электронный ресурс] / Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко.- 2004. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/stereotip 
  2.  Гендерный вопрос на фоне арабских революций [Электронный ресурс] URL:http://igoshyna.com/ru/publications/33-gendernyj-vopros-na-fone-arabskikh-revolyutsij
  3.  Сущность гендерных стереотипов / База рефератов [Электронный ресурс] URL:http://www.0zd.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/sushhnost_gendernyx_stereotipov.html
  4.  Гендерная революция? / Суть времен [Электронный ресурс] URL:http://gazeta.eot.su/article/gendernaya-revolyuciya


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33832. Джайнизм 18 KB
  Дело в том что одной из основополагающих джайнизма всего зароков пять является ахимса – не причинение вреда ничему живому. Основоположником джайнизма считается Шри Махавир что в переводе означает Великий Герой. И даже если правда которую всегда обязан говорить истинный последователь джайнизма может причинить боль и обиду то лучше от такой правды воздержаться. В джайнизме как и большинстве религий Индии нет такого понятия как молитва.
33833. Иудаизм 18.57 KB
  Иудаизм называют национальной религией евреев. Историки отмечают что формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколько столетий о чем свидетельствует указ царя Иосифа от 622 г. Во время вавилонского пленения иудаизм становится идейной основой борьбы евреев за освобождение и восстановление собственной государственности принявшей форму движения к возврату на землю предков.
33834. Современный иудаизм 14.75 KB
  Одной из причин столь длительной неизменности иудаизма является его замкнутость самонаправленность. Третья ветвь современного иудаизма консервативное течение занимающее промежуточное положение между ортодоксами и либералами. Существует и мистическая эзотерическая форма иудаизма известная под названием Каббала. В рамках иудаизма сосуществуют самые различные обычаи и верования.
33835. Проблема человеческой индивидуальности 14.57 KB
  С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни диктующих новые формы поведения иные способы мышления. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека. Представители новой светской интеллигенции гуманисты защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и...
33836. Религия Нового времени 14.54 KB
  Это идолы рода т. Идолы пещеры – личные суеверия присущие отдельному исследователю. Идолы рынка – использование в языке дурных слов влияющих на наш ум. Идолы театра – те что связаны с общепринятыми системами мышления напр.
33838. Субъекти́вный идеали́зм 14.55 KB
  Выступал с критикой понятий материи как вещественной основе тел а так же теорией Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учение Локка о происхождении понятий материи и пространства. В основе понятия материи лежит допущение что мы можем образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи как таковой т.
33839. Проблема человека и его прав в философии французского просвещения и педагогические воззрения 14.83 KB
  Проблема человека. Основное внимание Вольтер как философ уделяет проблеме человека в обществе. Паскаля 16231662 о ничтожестве человека это ничтожество связано с ограниченностью познавательных способностей подверженностью человека страданиям его порочностью.
33840. Немецкая классическая философия и ее представители 14.34 KB
  Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества в развитии мировой культуры. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин категорий идей. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Можно определенно сказать что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в.