63906

Гендерные стереотипы в трансформационном аспекте

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Стереотипы плотно окутали общество они сопровождают нас во всех сферах нашей жизни и представляют собой более или менее непротиворечивую картину мира. Так уж сложилось что такие стереотипы в обществе существовали и будут существовать всегда.

Русский

2014-06-26

44 KB

0 чел.

Воронцова В.С.

г. Ульяновск

Гендерные стереотипы в трансформационном аспекте

Стереотипы плотно окутали общество, они сопровождают нас во всех сферах нашей жизни и представляют собой более или менее непротиворечивую картину мира. В ней прекрасно скомпонованы наши вкусы, способности, привычки, а также удовольствия. Стереотипная картина мира может быть недостаточно полной, и даже не отвечать реальности, однако, это картина возможного мира, к которому мы приспособились и научились в нем жить.

Можно выделить огромное количество стереотипов ,с которыми мы сталкиваемся каждый день, но в данной работе мое внимание будет обращено к гендерным стереотипам в трансформационном аспекте. Так уж сложилось, что такие стереотипы в обществе существовали, и будут существовать всегда. В любом случае, пока существует разница между полами. Однако, они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например: ушли в прошлое представления о мужчине как о единственном кормильце и защитнике семьи, и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время)[1].

Обратимся к истории, продвижение гендерной идеологии в общество и политику началось на Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995 г.). Здесь впервые феминистскими и лесбийскими организациями было заявлено, что термин «гендер» определяет новое мировоззрение, стремящееся снять все различия между полами. Различия же между полами понимаются не как природные, а как воспитываемые обществом. Именно это событие, по мнению мирового сообщества, стало отправной точкой для трансформации и активной борьбы со стереотипами. Позднее «Пекинская платформа действий» была преобразована в закон и подкреплена колоссальными финансовыми ресурсами. В 1997 г. Амстердамский договор Евросоюза закрепил движение Gender Mainstreaming в качестве официальной стратегии. В документах ООН она определена как обязательная для всех государств-членов ООН[3].

Но к чему может привести эта «гендерная революция»:к избавлению от стереотипов, искоренению дискриминации или полному обезличиванию общества? У разных поколений существует свой взгляд на данную проблему. Также следует отметить, что мнения стран по этому вопросу сильно разнятся. В некоторых, например, ситуация дошла до крайней точки. В этом случае следует привести пример. Так в Калифорнии в 2007 г., в губернаторство А. Шварценеггера, был подписан законопроект, позволяющий в государственных школах мальчикам пользоваться туалетами и раздевалками для девочек, а девочкам — туалетами и раздевалками для мальчиков. Это сделано, чтобы не возникла дискриминация для мальчика, ощущающего себя девочкой, или для девочки, ощущающей себя мальчиком. А какое чувство возникнет у девочек, ощущающих себя девочками, или у мальчиков, ощущающих себя мальчиками, — никого не интересует[4].

Следует также уделить внимание Востоку. Казалось бы, что вековые традиции и гендерные стереотипы крайне устойчивы в регионе, но ситуация стала меняться на фоне происходящих там «арабских революций».Так, например, женщины Йемена претендуют на то, чтобы стать движущей силой движения протеста, как до них на это претендовали женщины Туниса и Египта. Ими движет желание наравне с мужчинами участвовать в демонстрациях. Волнения в Арабском мире стали свидетельством не только обострения структурных проблем безопасности на Ближнем Востоке, но и значительной активизации арабских женщин, которые начали заявлять о своем праве на участие в политической жизни. Страны Арабского мира ,в данный момент, находятся на пути к адаптации к социальным трансформациям, а также демографическим изменениям, что весьма противоречиво влияет на решение проблемы гендерного неравенства[2].

Чтобы понять, как обстоит ситуация в России, был проведен опрос, где респондентам нужно было высказать свое мнение по каждому из утверждений: «Мужчина-кормилец и хозяин в доме» и «Женщина-хранительница очага, чье место дома с детьми». Мнения опрошенных сильно разнились  в зависимости от возраста и семейного положения. Но большинство женщин категорически не согласились со вторым утверждением именно потому, что считают несправедливой ситуацию, в которой оба супруга работают, но домашние обязанности возлагаются лишь на женщину.

В заключение, необходимо сказать, что гендерные стереотипы связаны с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы и, возможно, не представляют собой нечто крайне негативное, если общество само не доводит ситуацию до крайности.

Список литературы

  1.  Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко [Электронный ресурс] / Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко.- 2004. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/stereotip 
  2.  Гендерный вопрос на фоне арабских революций [Электронный ресурс] URL:http://igoshyna.com/ru/publications/33-gendernyj-vopros-na-fone-arabskikh-revolyutsij
  3.  Сущность гендерных стереотипов / База рефератов [Электронный ресурс] URL:http://www.0zd.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/sushhnost_gendernyx_stereotipov.html
  4.  Гендерная революция? / Суть времен [Электронный ресурс] URL:http://gazeta.eot.su/article/gendernaya-revolyuciya


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59198. Свято урожаю 48.5 KB
  А ми тут говоримо говоримо і зовсім забули що у нас сьогодні таке велике свято. Урожай: Здрастуйте дорогі наші друзі Я б не сказав дивлячись на вас на всіх хто зібрався тут в такій кількості на всіх запрошених що хтось забарився.
59199. Сценарій конкурсу: Чарівна україночка 41.5 KB
  Багатьма такими рисами наділені і наші сьогоднішні дівчата які будуть брати участь у конкурсі Чарівна україночка. Ведучий знайомисть з конкурсантками. Ведучий: Для всіх болільників глядачів я нагадую які конкурси чекають на наших красунь.
59200. Сценарій родинного свята: Мужай, прекрасна наша мово 54.5 KB
  Господар і Господиня батько й мати а попереду них з короваєм на вишитому рушнику учениця. Господар. Господар Господиня та дівчинка знову кланяються. Господар і Господиня залишаються біля центрального столу.
59201. Світе тихий, краю милий, моя Україно! 33 KB
  Сьогодні ми перегорнемо сторінки історії України переконаємось що український народ справедливо називають народом-трудівником народомпоетом народоммитцем. Боротьба за свою долю виховала в нашого народу найяскравішу найхарактернішу традиційну рису волелюбність...
59202. СВІТ КАЗКИ 131.5 KB
  Скажи мені Ромашко чого ми сюди потрапили Ромашка: Тому що тут зараз зявиться справжня Казка. 1 Барвінок: Невже справжня Ромашка: Авжеж там де пухнастий сніг де Святий Миколай там завжди казка.
59203. Зростаємо в праці 40.5 KB
  Діти як багато гостей прийшло до нас. Подорож до села майстрів Діти підходять до першої хати стукають у двері. Діти. Добрий день Діти коли випікаю хлібці то обовязково співаю пісні.
59204. ЗУСТРІЧ ПТАХІВ 33 KB
  Ти чуєш ллється між дубів Весела пісенька Пашків Тепловій: Із далекої землі Повертаються додому Довгоногі журавлі. ІІ дівчинка: Не турбуйтесь ми вас всі вітаєм Довгоногі рідні журавлі. Хатина з вікна виглядає дівчинка до неї прилітає дівчинкаластівка.
59205. Козацькому роду нема переводу 38.5 KB
  Ану глянь які славні козаки. Хороші козаки з вас вийдуть. Зараз і козаки підійдуть. Заходять козаки співаючи Ой на горі та женці жнуть .
59206. Свято весни 16 KB
  Снилось мені ясне сонце що в хаті світило а то лиш так моя мама дивилася мило. Приснивсь мені легкий вітрик що пестив колосся а то мені моя мама гладила волосся. Снилась мені ягідочка як мед солоденька а то мене цілувала мама дорогенька.