63906

Гендерные стереотипы в трансформационном аспекте

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Стереотипы плотно окутали общество они сопровождают нас во всех сферах нашей жизни и представляют собой более или менее непротиворечивую картину мира. Так уж сложилось что такие стереотипы в обществе существовали и будут существовать всегда.

Русский

2014-06-26

44 KB

0 чел.

Воронцова В.С.

г. Ульяновск

Гендерные стереотипы в трансформационном аспекте

Стереотипы плотно окутали общество, они сопровождают нас во всех сферах нашей жизни и представляют собой более или менее непротиворечивую картину мира. В ней прекрасно скомпонованы наши вкусы, способности, привычки, а также удовольствия. Стереотипная картина мира может быть недостаточно полной, и даже не отвечать реальности, однако, это картина возможного мира, к которому мы приспособились и научились в нем жить.

Можно выделить огромное количество стереотипов ,с которыми мы сталкиваемся каждый день, но в данной работе мое внимание будет обращено к гендерным стереотипам в трансформационном аспекте. Так уж сложилось, что такие стереотипы в обществе существовали, и будут существовать всегда. В любом случае, пока существует разница между полами. Однако, они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например: ушли в прошлое представления о мужчине как о единственном кормильце и защитнике семьи, и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время)[1].

Обратимся к истории, продвижение гендерной идеологии в общество и политику началось на Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995 г.). Здесь впервые феминистскими и лесбийскими организациями было заявлено, что термин «гендер» определяет новое мировоззрение, стремящееся снять все различия между полами. Различия же между полами понимаются не как природные, а как воспитываемые обществом. Именно это событие, по мнению мирового сообщества, стало отправной точкой для трансформации и активной борьбы со стереотипами. Позднее «Пекинская платформа действий» была преобразована в закон и подкреплена колоссальными финансовыми ресурсами. В 1997 г. Амстердамский договор Евросоюза закрепил движение Gender Mainstreaming в качестве официальной стратегии. В документах ООН она определена как обязательная для всех государств-членов ООН[3].

Но к чему может привести эта «гендерная революция»:к избавлению от стереотипов, искоренению дискриминации или полному обезличиванию общества? У разных поколений существует свой взгляд на данную проблему. Также следует отметить, что мнения стран по этому вопросу сильно разнятся. В некоторых, например, ситуация дошла до крайней точки. В этом случае следует привести пример. Так в Калифорнии в 2007 г., в губернаторство А. Шварценеггера, был подписан законопроект, позволяющий в государственных школах мальчикам пользоваться туалетами и раздевалками для девочек, а девочкам — туалетами и раздевалками для мальчиков. Это сделано, чтобы не возникла дискриминация для мальчика, ощущающего себя девочкой, или для девочки, ощущающей себя мальчиком. А какое чувство возникнет у девочек, ощущающих себя девочками, или у мальчиков, ощущающих себя мальчиками, — никого не интересует[4].

Следует также уделить внимание Востоку. Казалось бы, что вековые традиции и гендерные стереотипы крайне устойчивы в регионе, но ситуация стала меняться на фоне происходящих там «арабских революций».Так, например, женщины Йемена претендуют на то, чтобы стать движущей силой движения протеста, как до них на это претендовали женщины Туниса и Египта. Ими движет желание наравне с мужчинами участвовать в демонстрациях. Волнения в Арабском мире стали свидетельством не только обострения структурных проблем безопасности на Ближнем Востоке, но и значительной активизации арабских женщин, которые начали заявлять о своем праве на участие в политической жизни. Страны Арабского мира ,в данный момент, находятся на пути к адаптации к социальным трансформациям, а также демографическим изменениям, что весьма противоречиво влияет на решение проблемы гендерного неравенства[2].

Чтобы понять, как обстоит ситуация в России, был проведен опрос, где респондентам нужно было высказать свое мнение по каждому из утверждений: «Мужчина-кормилец и хозяин в доме» и «Женщина-хранительница очага, чье место дома с детьми». Мнения опрошенных сильно разнились  в зависимости от возраста и семейного положения. Но большинство женщин категорически не согласились со вторым утверждением именно потому, что считают несправедливой ситуацию, в которой оба супруга работают, но домашние обязанности возлагаются лишь на женщину.

В заключение, необходимо сказать, что гендерные стереотипы связаны с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы и, возможно, не представляют собой нечто крайне негативное, если общество само не доводит ситуацию до крайности.

Список литературы

  1.  Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко [Электронный ресурс] / Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко.- 2004. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/stereotip 
  2.  Гендерный вопрос на фоне арабских революций [Электронный ресурс] URL:http://igoshyna.com/ru/publications/33-gendernyj-vopros-na-fone-arabskikh-revolyutsij
  3.  Сущность гендерных стереотипов / База рефератов [Электронный ресурс] URL:http://www.0zd.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/sushhnost_gendernyx_stereotipov.html
  4.  Гендерная революция? / Суть времен [Электронный ресурс] URL:http://gazeta.eot.su/article/gendernaya-revolyuciya


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14327. ЕЛЕКТРОСТАТИКА. ПОСТІЙНИЙ ЕЛЕКТРИЧНИЙ СТРУМ 2.49 MB
  Методичні рекомендації з дисципліни ФІЗИКА Модуль 4 Електростатика. Постійний електричний струм Для студентів спеціальностей: 6.010100 – професійна освіта 6.091902 механізація сільського господарства 6.091901 енергетика сільськогосподарського виробницт...
14328. Вимірювання фізичних величин та обробка результатів 30 KB
  Лабораторна робота №1 Вимірювання фізичних величин та обробка результатів Мета даних методичних рекомендацій допомогти студентам у виконанні лабораторних робіт з фізики підвищити ефективність і зміст цих робіт сприяти кращому засвоєн...
14329. Визначення прискорення вільного падіння за допомогою математичного маятника 71 KB
  Лабораторна робота №2 Визначення прискорення вільного падіння за допомогою математичного маятника Мета роботи: Виміряти прискорення вільного падіння по періоду коливанняматематичного маятника; Визначити закони гармонічного коливального руху.
14330. Визначення модуля Юнга при згину стержня 69 KB
  Лабораторна робота №3 Визначення модуля Юнга при згину стержня Мета роботи. Визначити модуль пружності модуль Юнга для сталі при згині стержня. Прилади та обладнання. Установка для визначення модуля Юнга по стрілі прогину набір тягарців індикатор штангенцирк
14331. Визначення моменту інерції маятника Обербека 82.5 KB
  Лабораторна робота №4 Визначення моменту інерції маятника Обербека Мета роботи: Використовуючи основний закон динаміки обертового руху визначити момент інерції хрестоподібного маятника Обербека Прилади та обладнання: хрестоподібний маятник Оберб...
14332. Механіка матеріальної точки. Механіка твердого тіла 1.26 MB
  ФІЗИКА Методичні рекомендації Модуль І Механіка матеріальної точки€ Модуль ІІ Механіка твердого тіла€ В методичних рекомендаціях наведені типові задачі з рішенням а також приклади задач для самостійної роботи. Заг
14333. Механіка матеріальної точки та твердого тіла 5.29 MB
  ФІЗИКА Методичні рекомендації до вивчення курсу фізики. €œМеханіка€ модуль ІІІ. Для студентів спеціальностей: У методичних рекомендаціях викладено повний лекційний курс з дисципліни фізики з розділу €œМеханіка матеріальної точки та твердого тіла€ а також навед
14334. Механіка матеріальної точки. Механіка твердого тіла. Методичка 1.78 MB
  Методичні рекомендації до виконання лабораторних робіт з дисципліни ФІЗИКА Модуль 1 €œМеханіка матеріальної точки€ модуль 2 €œМеханіка твердого тіла€ Миколаїв – 2010 Методичні рекомендації до виконання лабораторних робіт з дисципліни фізика розділу Ме...
14335. Вимірювання фізичних величин та обробка результатів. Методичка 619.5 KB
  МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМУ З ФІЗИКИ €œВимірювання фізичних величин та обробка результатів€ для студентів спеціальностей Методичні рекомендації до лабораторного практикуму з фізики: €œВимірювання фізичних величин та обробка результа