63907

Теоретико-методологические проблемы социального контроля

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для современной России изучение социального контроля и его различных интерпретаций в социологическом знании является насущной задачей в силу ряда причин: страна находится на стадии трансформации складывается ряд новых структур функционирование которых невозможно обеспечить...

Русский

2014-06-26

16.08 KB

2 чел.

Сентищева Е.Н.

г. Ростов-на-Дону

Теоретико-методологические проблемы социального контроля

Для современной России изучение социального контроля и его различных интерпретаций в социологическом знании является насущной задачей в силу ряда причин: страна находится на стадии трансформации, складывается ряд новых структур, функционирование которых невозможно обеспечить с помощью инструментов контроля, эффективно действовавших на прошлых этапах российской истории. Глобализация потребовала поиска новых форм регулирования общественных процессов, развертывающихся под влиянием транснациональных связей, трансформации характера труда, изменений функций социальных институтов [2]. В данных обстоятельствах приобретает актуальность анализ мировой и отечественной социологической мысли, которая разработала ряд интересных теоретико-методологических подходов к исследованию социального контроля.

Социальный контроль является составной частью управленческих процессов во всех известных обществах - от первобытнообщинного (традиционного) до постиндустриального. Типы социального контроля на конкретных этапах исторического развития различаются: по формам осуществления контролирующих функций, по специализированности субъектов процесса контроля. Каждая социологическая парадигма содержит свои специфические теоретико-методологические подходы к проблеме социального контроля, соответственно, дает свое представление о механизме социального контроля, страдающее односторонностью. Только интегральный учет всех подходов позволяет выявить максимально адекватную связь между практикой социального контроля и его теоретической интерпретацией.

Технические возможности постиндустриального общества создают иллюзию эффективности контрольных функций, осуществляемых из одного центра и по единому плану. Эта иллюзия подвергается суровым испытаниям благодаря саботированию моноцентричной практики контроля различными претендентами на харизматическое лидерство, равно как и защитниками разнообразных систем культурных ценностей, не исчерпавших своего творческого потенциала к началу XXI столетия [1]. Попытки унификации культурно-ценностных ориентации социального контроля провоцируют консолидацию сопротивления им со стороны конфессиональных, этнонациональных и даже расовых акторов.

Различают функционирование, как в прошлых, так и в современных обществах двух взаимодополняющих процессов социального контроля - через институциональные структуры и через связанное с ними, но относительно самостоятельно развертывающееся общественное сознание. Их место и роль в социальном контроле исторически меняются: если в традиционном обществе неизмеримо велика значимость институциональных структур, особенно государства, то в постиндустриальном обществе доминантой становится общественное сознание, характер интернализированных ценностей и норм. Отсюда следует, что ныне в механизме общественного контроля наиболее важную роль играют общественное мнение, правосознание, идеологии, морали, моды и другие структуры, относящиеся к уровню сознания, что, в конечном счете, воспроизводит конфронтационные или толерантные общественные отношения. Аналогично, плюрализация общественного сознания, происходящая под влиянием глобализации, делает маловероятным устойчивое воспроизводство контролирующих образований типа мирового правительства или иного единого центра с четко обозначенными и открыто заявленными планетарными функциями.

Практика международного сотрудничества выявила трудности правового урегулирования ряда конфликтных ситуаций на основе сложившихся к настоящему времени норм международного права, а также международных аспектов частного права. Сложилась настоятельная потребность в разработке прецедентных моделей урегулирования коллизий и конфликтов и применения этих моделей для типологизации будущих конфликтных ситуаций. Превращение этих моделей в обязательные для участников нормы поведения будет определяться, как их готовностью включится в принятие взаимных обязательств, так и готовностью соблюдать последние. В условиях исчезновения единой морали, что характерно для постиндустриального общества, повышается функциональность общеобязательных норм права, в том числе и права международного, в механизме социального контроля.

Оптимально пропорциональное соотношение между санкциями и наградами во всех сферах общественной жизни является предпосылкой эффективности функционирования социального контроля [3]. Его приоритетом остается формирование у социальных субъектов установок следования общепринятым нормам и правилам в противоположность их нарушения ради достижения эгоистически-частных и групповых целей.

Список литературы

1. Агапонов А.К. Регионы и муниципальное самоуправление: Вопросы ответственности// Социс. 2002. - №2. - С.42-44.

2. Арато А. Концепции гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направление для дальнейшего исследования // Полис. - 1995. -№3. - С. 48-57.

3. Долгопятова Т.Т. Модели корпоративного контроля на российских предприятиях (опыт эмпирического анализа) // Мир России: Социология, этнология, 2000. Т.Х. -№3. - С. 66-69.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8540. Диалектика абсолютной и относительной истины 15.98 KB
  Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина - такое знание, которое отражает объективную реальность предмета, процесса, явления такими, какими они есть на самом деле. Истина объективна, это проявляется в том, что содержание нашего знания не...
8541. Агностицизм и его разновидности 16.42 KB
  Агностицизм и его разновидности Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен английским естествоиспытателем Гексли, однако выражение позиции агностицизма...
8542. Философия как феномен культуры 18.4 KB
  Философия как феномен культуры. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения Философия как наука. Предмет, объект и основные направления философии как науки Философия как феномен культуры. Философия (древнегреч...
8543. Философия древнего мира 22.65 KB
  Философия древнего мира Культурологические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Индии и Китая Античные натуры философии Античные философии классического периода Философия периода эллинизма Предпосылки...
8544. Философия средних веков и эпохи Возрождения 21.52 KB
  Философия средних веков и эпохи Возрождения Основные принципы и проблемы средневековой философии. Философия периода патристики Философия периода схоластики Общая характеристика и основные проблемы философии эпохи Возрождения...
8545. Гносеология и этика И. Канта. 31.91 KB
  Гносеология и этика И. Канта. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Основой своей философии он сделал гносеологию, в которой совершил переворот, аналогичный коперниканскому перевороту в астрономии. Впервые в филосо...
8546. Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители 31.99 KB
  Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители. Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты на...
8547. Предмет и функции философии 33.56 KB
  Предмет и функции философии Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разу-меется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенс...
8548. Теория познания Ф. Бекона 40.71 KB
  Теория познания Ф. Бекона Родоначальником эмпиризма является английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Он выдвинул доктрину естественной философии, опирающейся на опытное познание, и преследовал цель способствовать человечеству с помощью...