63907

Теоретико-методологические проблемы социального контроля

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для современной России изучение социального контроля и его различных интерпретаций в социологическом знании является насущной задачей в силу ряда причин: страна находится на стадии трансформации складывается ряд новых структур функционирование которых невозможно обеспечить...

Русский

2014-06-26

16.08 KB

2 чел.

Сентищева Е.Н.

г. Ростов-на-Дону

Теоретико-методологические проблемы социального контроля

Для современной России изучение социального контроля и его различных интерпретаций в социологическом знании является насущной задачей в силу ряда причин: страна находится на стадии трансформации, складывается ряд новых структур, функционирование которых невозможно обеспечить с помощью инструментов контроля, эффективно действовавших на прошлых этапах российской истории. Глобализация потребовала поиска новых форм регулирования общественных процессов, развертывающихся под влиянием транснациональных связей, трансформации характера труда, изменений функций социальных институтов [2]. В данных обстоятельствах приобретает актуальность анализ мировой и отечественной социологической мысли, которая разработала ряд интересных теоретико-методологических подходов к исследованию социального контроля.

Социальный контроль является составной частью управленческих процессов во всех известных обществах - от первобытнообщинного (традиционного) до постиндустриального. Типы социального контроля на конкретных этапах исторического развития различаются: по формам осуществления контролирующих функций, по специализированности субъектов процесса контроля. Каждая социологическая парадигма содержит свои специфические теоретико-методологические подходы к проблеме социального контроля, соответственно, дает свое представление о механизме социального контроля, страдающее односторонностью. Только интегральный учет всех подходов позволяет выявить максимально адекватную связь между практикой социального контроля и его теоретической интерпретацией.

Технические возможности постиндустриального общества создают иллюзию эффективности контрольных функций, осуществляемых из одного центра и по единому плану. Эта иллюзия подвергается суровым испытаниям благодаря саботированию моноцентричной практики контроля различными претендентами на харизматическое лидерство, равно как и защитниками разнообразных систем культурных ценностей, не исчерпавших своего творческого потенциала к началу XXI столетия [1]. Попытки унификации культурно-ценностных ориентации социального контроля провоцируют консолидацию сопротивления им со стороны конфессиональных, этнонациональных и даже расовых акторов.

Различают функционирование, как в прошлых, так и в современных обществах двух взаимодополняющих процессов социального контроля - через институциональные структуры и через связанное с ними, но относительно самостоятельно развертывающееся общественное сознание. Их место и роль в социальном контроле исторически меняются: если в традиционном обществе неизмеримо велика значимость институциональных структур, особенно государства, то в постиндустриальном обществе доминантой становится общественное сознание, характер интернализированных ценностей и норм. Отсюда следует, что ныне в механизме общественного контроля наиболее важную роль играют общественное мнение, правосознание, идеологии, морали, моды и другие структуры, относящиеся к уровню сознания, что, в конечном счете, воспроизводит конфронтационные или толерантные общественные отношения. Аналогично, плюрализация общественного сознания, происходящая под влиянием глобализации, делает маловероятным устойчивое воспроизводство контролирующих образований типа мирового правительства или иного единого центра с четко обозначенными и открыто заявленными планетарными функциями.

Практика международного сотрудничества выявила трудности правового урегулирования ряда конфликтных ситуаций на основе сложившихся к настоящему времени норм международного права, а также международных аспектов частного права. Сложилась настоятельная потребность в разработке прецедентных моделей урегулирования коллизий и конфликтов и применения этих моделей для типологизации будущих конфликтных ситуаций. Превращение этих моделей в обязательные для участников нормы поведения будет определяться, как их готовностью включится в принятие взаимных обязательств, так и готовностью соблюдать последние. В условиях исчезновения единой морали, что характерно для постиндустриального общества, повышается функциональность общеобязательных норм права, в том числе и права международного, в механизме социального контроля.

Оптимально пропорциональное соотношение между санкциями и наградами во всех сферах общественной жизни является предпосылкой эффективности функционирования социального контроля [3]. Его приоритетом остается формирование у социальных субъектов установок следования общепринятым нормам и правилам в противоположность их нарушения ради достижения эгоистически-частных и групповых целей.

Список литературы

1. Агапонов А.К. Регионы и муниципальное самоуправление: Вопросы ответственности// Социс. 2002. - №2. - С.42-44.

2. Арато А. Концепции гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направление для дальнейшего исследования // Полис. - 1995. -№3. - С. 48-57.

3. Долгопятова Т.Т. Модели корпоративного контроля на российских предприятиях (опыт эмпирического анализа) // Мир России: Социология, этнология, 2000. Т.Х. -№3. - С. 66-69.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57414. С. Козлов «Снежный цветок» 1010.5 KB
  Цель Анализ пьесы. Задачи урока Повторение основных особенностей пьесы как жанра; Совершенствование навыка чтения; Обогащение словарного запаса, расширение кругозора учащихся; Воспитание дружеского отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.
57415. Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным 184 KB
  Пушкина; воспитание эстетического вкуса у учащихся. Пушкина; мультимедийный проектор с экраном; презентация; музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина Цветок на мультимедийном компакт-диске Очарование романса...
57416. Что за прелесть эти сказки! 55.5 KB
  Цель урока: Прививать интерес к чтению Развивать образное мышление Формировать умение работать в коллективе сообща принимать решения; Воспитывать отзывчивость доброту чуткость; Привлекать детей к интеллектуальным играм...
57417. Обобщение по теме «Синтаксис» 583.5 KB
  ЦЕЛЬ: Обучающая: обучение умению работать с текстом; нахождение подлежащего и сказуемого, определение его вида; определение вида словосочетания и его синтаксической связи; подготовка к написанию сочинения.
57419. Таблица умножения и деления. Закрепление 59.5 KB
  Цель урока: Знать табличные случаи умножения и деления; уметь применять их на практике; уметь решать текстовые и геометрические задачи.
57422. МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ 1.41 MB
  Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания...