63907

Теоретико-методологические проблемы социального контроля

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для современной России изучение социального контроля и его различных интерпретаций в социологическом знании является насущной задачей в силу ряда причин: страна находится на стадии трансформации складывается ряд новых структур функционирование которых невозможно обеспечить...

Русский

2014-06-26

16.08 KB

2 чел.

Сентищева Е.Н.

г. Ростов-на-Дону

Теоретико-методологические проблемы социального контроля

Для современной России изучение социального контроля и его различных интерпретаций в социологическом знании является насущной задачей в силу ряда причин: страна находится на стадии трансформации, складывается ряд новых структур, функционирование которых невозможно обеспечить с помощью инструментов контроля, эффективно действовавших на прошлых этапах российской истории. Глобализация потребовала поиска новых форм регулирования общественных процессов, развертывающихся под влиянием транснациональных связей, трансформации характера труда, изменений функций социальных институтов [2]. В данных обстоятельствах приобретает актуальность анализ мировой и отечественной социологической мысли, которая разработала ряд интересных теоретико-методологических подходов к исследованию социального контроля.

Социальный контроль является составной частью управленческих процессов во всех известных обществах - от первобытнообщинного (традиционного) до постиндустриального. Типы социального контроля на конкретных этапах исторического развития различаются: по формам осуществления контролирующих функций, по специализированности субъектов процесса контроля. Каждая социологическая парадигма содержит свои специфические теоретико-методологические подходы к проблеме социального контроля, соответственно, дает свое представление о механизме социального контроля, страдающее односторонностью. Только интегральный учет всех подходов позволяет выявить максимально адекватную связь между практикой социального контроля и его теоретической интерпретацией.

Технические возможности постиндустриального общества создают иллюзию эффективности контрольных функций, осуществляемых из одного центра и по единому плану. Эта иллюзия подвергается суровым испытаниям благодаря саботированию моноцентричной практики контроля различными претендентами на харизматическое лидерство, равно как и защитниками разнообразных систем культурных ценностей, не исчерпавших своего творческого потенциала к началу XXI столетия [1]. Попытки унификации культурно-ценностных ориентации социального контроля провоцируют консолидацию сопротивления им со стороны конфессиональных, этнонациональных и даже расовых акторов.

Различают функционирование, как в прошлых, так и в современных обществах двух взаимодополняющих процессов социального контроля - через институциональные структуры и через связанное с ними, но относительно самостоятельно развертывающееся общественное сознание. Их место и роль в социальном контроле исторически меняются: если в традиционном обществе неизмеримо велика значимость институциональных структур, особенно государства, то в постиндустриальном обществе доминантой становится общественное сознание, характер интернализированных ценностей и норм. Отсюда следует, что ныне в механизме общественного контроля наиболее важную роль играют общественное мнение, правосознание, идеологии, морали, моды и другие структуры, относящиеся к уровню сознания, что, в конечном счете, воспроизводит конфронтационные или толерантные общественные отношения. Аналогично, плюрализация общественного сознания, происходящая под влиянием глобализации, делает маловероятным устойчивое воспроизводство контролирующих образований типа мирового правительства или иного единого центра с четко обозначенными и открыто заявленными планетарными функциями.

Практика международного сотрудничества выявила трудности правового урегулирования ряда конфликтных ситуаций на основе сложившихся к настоящему времени норм международного права, а также международных аспектов частного права. Сложилась настоятельная потребность в разработке прецедентных моделей урегулирования коллизий и конфликтов и применения этих моделей для типологизации будущих конфликтных ситуаций. Превращение этих моделей в обязательные для участников нормы поведения будет определяться, как их готовностью включится в принятие взаимных обязательств, так и готовностью соблюдать последние. В условиях исчезновения единой морали, что характерно для постиндустриального общества, повышается функциональность общеобязательных норм права, в том числе и права международного, в механизме социального контроля.

Оптимально пропорциональное соотношение между санкциями и наградами во всех сферах общественной жизни является предпосылкой эффективности функционирования социального контроля [3]. Его приоритетом остается формирование у социальных субъектов установок следования общепринятым нормам и правилам в противоположность их нарушения ради достижения эгоистически-частных и групповых целей.

Список литературы

1. Агапонов А.К. Регионы и муниципальное самоуправление: Вопросы ответственности// Социс. 2002. - №2. - С.42-44.

2. Арато А. Концепции гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направление для дальнейшего исследования // Полис. - 1995. -№3. - С. 48-57.

3. Долгопятова Т.Т. Модели корпоративного контроля на российских предприятиях (опыт эмпирического анализа) // Мир России: Социология, этнология, 2000. Т.Х. -№3. - С. 66-69.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71978. Математична мозаїка 52.5 KB
  Людина із задоволенням працює, якщо захоплена роботою та любить її. Уміння бачити цікаве і дивуватися приносить дітям радість, стимулює до творчих пошуків, розвиває уяву, що особливо важливо на уроках математики. Таке вміння потрібно виховувати і розвивати в учнів систематично як на уроках, так і в позакласній роботі.
71979. Вправи і задачі на засвоєння таблиці множення числа 8 52.5 KB
  Давайте дітки допоможемо берізці скинути листя Завдання Щоб побачити берізку треба перевірити д з ІІІ. Завдання Давайте дітки попросимо допомоги у сил природи. Слайд № 1 Сонечко сонечко допоможи виконати завдання: Усний рахунок Записати добутки з таблиці мал.
71980. Одиниці вимірювання маси. Кілограм. Знаходження невідомого від’ємника. Додавання та віднімання в межах 100 без переходу через десяток 57.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із задачами на знаходження невідомого від’ємника; довести до свідомості учнів, що задачі на знаходження невідомого від’ємникам розв’язуються дією віднімання; формувати вміння розв’язувати рівняння; повторити одиницю вимірювання маси – кілограм...
71981. Переставна властивість дії множення. Розв’язування нерівностей. Складені задачі 41.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з переставною властивістю дії множення та розв’язанням нерівностей із зміною способом добору, закріпити вміння розв’язувати складені задачі, розвивати уважність, вміння абстрагувати від конкретного змісту задачі, виховувати інтерес до астрономії.
71982. Нумерація чисел 21-100. Запис чисел під диктовку. Порівняння чисел і знаходження значень виразів 56.5 KB
  Мета: вчити учнів записувати під диктовку числа першої сотні; вправляти в порівнюванні чисел і знаходженні значень виразів; розвивати обчислювальні навички; виховувати інтерес до вивчення математики. Обладнання: геометрічний роздатковий матеріал, таблиця першої сотні чисел...
71983. Нумерация многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел. Повторение 150.5 KB
  Повторить и закрепить знания учащихся по темам «Нумерация многозначных чисел», «Сложение и вычитание многозначных чисел», развивать умение читать, записывать числа в пределах млн., устный счет, логическое мышление, память; совершенствовать умение решать составные задачи, вычислять периметр многоугольника...
71984. Розв’язування прикладів і задач на додавання і віднімання круглих десятків. Задачі на знаходження третього доданка 49.5 KB
  Мета: вправляти учнів у розвязуванні прикладів і задач на додавання і віднімання круглих десятків; формувати вміння розвязувати задачі на знаходження третього доданка; виховувати любов до природи. Розвиток математичних умінь. Він пропонує нам розвязати приклади № 315 самостійно.
71985. Одиниці вимірювання маси. Перетворення одиниць вимірювання маси. Задачі,що розв’язуються за допомогою відношення 44.5 KB
  Мета: систематизувати знання учнів про одиниці вимірювання маси, формувати уміння замінювати одиниці вимірювання маси іншими, вправляти у розв’язуванні задач способом відношення, повторити одиниці вимірювання довжини, дроби.
71986. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Задачі, що містять відношення «на… більше» («на… менше») 43 KB
  Мета: учити учнів додавати двоцифрові числа без переходу через десяток творчо працювати із задачами що містять відношення на більше на менше; розвивати логічне мислення уміння працювати в парах; виховувати любов до природи інтерес до математики.