63908

Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

По национальному составу: большинство респондентов 663 идентифицируют себя с русскими 87 респондентов указали что являются бурятами 14 татарами. Выявлено следующее: 45 респондентов считают что знаю что такое экстремизм еще 415 полагают что знаю но не уверены правильно ли.

Русский

2014-06-26

48 KB

3 чел.

Руденко О.Ю.

г. Иркутск

Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект

Нарастание экстремизма стало опасной тенденцией в российском обществе, а его предотвращение – одной из важнейших задач российского государства. В данных условиях, особое место занимает экстремистское поведение молодёжи. Молодежный экстремизм стал основным источником угроз для населения нашей страны, в том числе и для жителей Иркутской области. Согласно данным пресс-службы Следственного управления России по Иркутской области в 2013 году в производстве управления находилось 11 уголовных дел экстремистской направленности. В прошлом году подобных дел было лишь два. Пресс-служба сообщает: «Анализ деятельности по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений экстремистской направленности показал, что все преступления такого рода совершены людьми в возрасте от 18 до 25 лет. По всем уголовным делам люди привлечены к уголовной ответственности за размещение в социальной сети соответствующих материалов» [2].

В статье приводятся данные социологического исследования по выявлению экстремистских настроений в молодежной среде Иркутской области, проведенного в конце 2013 года. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие в 20 муниципальных образованиях Иркутской области; среди них 57,6% женщин и 42,4% мужчин. Основную массу опрошенных составляют работающие респонденты (32,3%), студенты вузов (34,8%) и школьники (19,5%). По национальному составу: большинство респондентов (66,3%) идентифицируют себя с русскими, 8,7% респондентов указали, что являются бурятами, 1,4% - татарами.

В ходе исследования необходимо было выяснить, знают ли респонденты, что такое экстремизм. Выявлено следующее: 45% респондентов считают, что знаю, что такое экстремизм, еще 41,5% полагают, что знаю, но не уверены, правильно ли. Не знают, что такое экстремизм 13,4% респондентов от общего числа опрошенных. При этом большая доля респондентов (27,5%) считает, что экстремизм – это непосредственное участие в разжигании межнациональной, межрелигиозной и иной розни. 23% опрошенных считают, что это приверженность националистическим, шовинистским, расовым взглядам. 20,1% респондентов указали вариант ответа: «Приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». 16,1% опрошенных полагают, что понятие «экстремизм» происходит от слова «экстрим» - совершение опасных для человека действий с целью получения эмоционального удовлетворения. 11,8% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос. В целом, можно заключить, что основная масса опрошенной молодежи верно понимает значение понятия «экстремизм», но все же велика доля (30,3%) тех респондентов, кто данное понятие трактует неверно или затрудняется ответить на вопрос.

Участникам опроса было предложено оценить актуальность проблемы экстремизма для России в целом и Иркутской области. Выявлено, что, по мнению большинства опрошенных (65,2%), данная проблема для России является актуальной и скорее актуальной (38,8% и 26,4% опрошенных соответственно). Для Иркутской области проблема экстремизма 42,9% респондентам представляется как актуальная и скорее актуальная (11,6% и 31,3% соответственно). Стоит отметить, что значительно меньшее число респондентов считают данную проблему актуальной, нежели в предыдущем случае с Россией в целом.

Большинство респондентов считают, что в большей степени экстремизм распространен среди молодежи (48,3% от числа полученных ответов на данный вопрос). Ответы на вопрос: «В чем Вы видите причины распространения экстремизма среди молодежи?» распределились следующим образом: на первом месте с небольшой разницей вариант: «Подверженность чужому влиянию, мнению» - 16,7% от общего числа полученных ответов. Далее: «Отсутствие правовой, нравственной, духовной культуры» - 15,1%; «Особенности молодого возраста, стремление изменить мир» - 14,8%; «Отсутствие идеалов, государственной идеологической политики» - 13,4%; «Низкий уровень интеллекта» - 10,4%; «безработица в молодежной среде» - 9,6%; «Влияние СМИ» - 7,8% и др. Также респондентами самостоятельно были предложены другие варианты ответов (0,5%): стремление защищать родных, сила духа, другая система ценностей и пр.

Важным представляется отметить тот факт, что роль информационного фактора и массовых коммуникаций в распространении экстремистских настроений в молодежной среде усиливается. Сегодня для того чтобы общаться с единомышленниками нет необходимости собираться на квартирах и входить в «тайные кружки», достаточно иметь персональный компьютер и выход в Интернет. Интернет-пространство все активнее используют экстремисты для достижения своих целей. В Интернете существуют отдельные сайты, посвященные пропаганде экстремизма, на которых размещены лозунги, призывы, провокации. Группы в социальных сетях пестрят заголовками экстремистского характера: «Нацист, еврей, антисемит и просто добрый человек!» (1260 подписчиков), «СтопХач» (9893 подписчиков), «Возрождение Гитлера» (5587) и т.п. Перечисленные примеры взяты из социальной сети «Вконтакте» - это самый посещаемый ресурс русскоязычного сегмента сети Интернет (более 53 миллионов человек в день) [1].

Опрос показал, что в сети Интернет с материалами экстремистского содержания часто сталкиваются 12,3% респондентов. 32,8% респондентов периодически встречают такую информацию. Очень редко подобную информацию в сети видят 26,3% от общего числа опрошенных. Мы можем говорить, что большинству респондентов с разной периодичностью приходилось встречать материалы экстремистского содержания. 15% респондентов не сталкивались с такой информацией.

Также было выявлено, какие меры, по мнению опрошенной молодежи, в первую очередь будут препятствовать распространению экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Большая доля ответов от общего числа (16,9%) пришлась на вариант: «Усиление уголовной ответственности в отношении преступных проявлений экстремизма». Кстати говоря, 22 января 2014 года депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях закон, который ужесточает ответственность за преступления экстремистской направленности. Остальные ответы, распределились следующим образом: «Активизация работы спецслужб и системы МВД» – 13,3%; «Воспитание нетерпимого отношения у молодежи к проявлениям экстремизма» – 13%; «Повышение качества жизни населения» – 11,4%; «Политическая воля, проявляющаяся в жестком противостоянии явлению экстремизма» – 10,5%; «Профилактика девиантного поведения в молодежной среде, в том числе экстремизма» – 10,1% и другие.

Резюмируя, хотелось бы сказать, что недовольство судьбой, порожденное отсутствием перспектив является хорошей почвой для экстремистских идей. В связи с этим видится необходимой выработка комплексной молодежной политики, повышение эффективности законодательства, затрагивающего интересы молодежи. Если государство не будет заниматься молодежью, ей займутся представители экстремистских организаций, объединений.

Список литературы

  1.  Руденко О.Ю. Киберэкстремизм в молодежной среде / О.Ю. Руденко // Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях: материалы IV международной научно-практической конференции 1–2 декабря 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – С. 33-35.
  2.  11 уголовных дел экстремистской направленности расследовали в Иркутской области в 2013 году [Электронный ресурс] / Твой Иркутск, 2014. URL: http://www.irk.ru/news/20131030/extremism/ (дата обращения: 22.01.2014 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68111. Обереги нашого життя – птахи 254 KB
  Мета: збагатити знання учнів про чудодійні обереги нашого життя птахи; творчо осмислити і систематизувати матеріал про ластівку; зясувати як у народі ставилися до ластівки чому її називають Божою пташкою; привчати учнів самостійно опрацьовувати додаткові навчальні та народознавчі матеріали...
68112. Біблійні легенди. «Чому людина не знає, доки живе». Підсумок за темою 118.5 KB
  Продовжити знайомити із біблійними легендами продовжувати вчити учнів читати текст за особами працювати з текстом осмислювати його зміст; формувати уміння ділити текст на частини; збагачувати словниковий запас; розвивати логічне мислення память увагучитацькі навики швидкість та виразність читання...
68113. Де літав ти, Чорногузе 158.5 KB
  Де ж ти була Далеко Як звуть тебеЛелека Отже ми з вами сьогодні поговоримо про чудового птаха про живий символ України лелеку або як його ще називають Чорногуза. Продовження бесіди Лелека є символом любові та радості. Також вважають що лелека є покровителем сімї і рідного дому.
68114. Будинок англійця 48.5 KB
  So, all pupils are in a good mood and we can start our lesson. Please look at the blackboard and read the motto. It is some English proverb “East or West home is best”, “There is no place like home”. Aim. Повідомлення теми та мети уроку. Today we are going to speak about your home and about...
68115. Я вибирала долю собi сама… 93.5 KB
  Мета: 1) познайомити учнів із творами Л. Костенко, їх неповторністю й оригінальністю; 2) формувати особистість, яка має почуття гідності, багатий духовний світ; розвивати акторські навички учнів; 3) виховувати громадянську позицію учнів, уміння аналізувати залежність виникнення...
68116. Сценарій музично-тематичної композиції до 140-ї річниці від дня народження Лесі Українки 175.31 KB
  Леся Українка: Мріє не зрадь Я так довго до тебе тужила Стільки безрадісних днів стільки безсонних ночей А тепер я в тебе остатню надію вложила. Ведуча: Справді безсмертного якщо має таких геніїв як Леся і якщо навіть після смерті живуть вони віки в памяті народній. Леся Українка...
68117. ЛІДЕР ТОЙ, ХТО ПОПЕРЕДУ 44.5 KB
  Розподіл на групи Визначення якостей лідера Типи лідерів Стилі спілкування Жива скульптура лідера Памятка лідеру Підбиття підсумків Вступ Кожному з вас хочеш не хочеш доведеться якщо і не командувати парадом то вже напевно побувати в ролі старшого. І хай у вашій пріоритетній формулі лідерські якості...
68118. Neue Liebe – Neues Leben – Neue Lyrik 320 KB
  Lehrer Herzlich Willkommen in unserer Aula. Heute ist ein schöner Tag, besonders für die Mädchen und Frauen. Alle Jungen und Männer machen Komplimente den Frauen über das schicke Aussehen und sie sind gut gelaunt. Ohne Liebe kann man sich unser Leben nicht vorstellen.
68119. Що воно, життя? 59 KB
  Мета. Формувати в учнів усвідомлене розуміння поняття життя, його унікальності, цінності; спонукати школярів до роздумів та висловлювань у прозовій та римованій формі про важливі життєві проблеми; виховувати в них ставлення до власного життя та життя інших людей як до найвищої цінності.