63908

Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

По национальному составу: большинство респондентов 663 идентифицируют себя с русскими 87 респондентов указали что являются бурятами 14 татарами. Выявлено следующее: 45 респондентов считают что знаю что такое экстремизм еще 415 полагают что знаю но не уверены правильно ли.

Русский

2014-06-26

48 KB

3 чел.

Руденко О.Ю.

г. Иркутск

Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект

Нарастание экстремизма стало опасной тенденцией в российском обществе, а его предотвращение – одной из важнейших задач российского государства. В данных условиях, особое место занимает экстремистское поведение молодёжи. Молодежный экстремизм стал основным источником угроз для населения нашей страны, в том числе и для жителей Иркутской области. Согласно данным пресс-службы Следственного управления России по Иркутской области в 2013 году в производстве управления находилось 11 уголовных дел экстремистской направленности. В прошлом году подобных дел было лишь два. Пресс-служба сообщает: «Анализ деятельности по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений экстремистской направленности показал, что все преступления такого рода совершены людьми в возрасте от 18 до 25 лет. По всем уголовным делам люди привлечены к уголовной ответственности за размещение в социальной сети соответствующих материалов» [2].

В статье приводятся данные социологического исследования по выявлению экстремистских настроений в молодежной среде Иркутской области, проведенного в конце 2013 года. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие в 20 муниципальных образованиях Иркутской области; среди них 57,6% женщин и 42,4% мужчин. Основную массу опрошенных составляют работающие респонденты (32,3%), студенты вузов (34,8%) и школьники (19,5%). По национальному составу: большинство респондентов (66,3%) идентифицируют себя с русскими, 8,7% респондентов указали, что являются бурятами, 1,4% - татарами.

В ходе исследования необходимо было выяснить, знают ли респонденты, что такое экстремизм. Выявлено следующее: 45% респондентов считают, что знаю, что такое экстремизм, еще 41,5% полагают, что знаю, но не уверены, правильно ли. Не знают, что такое экстремизм 13,4% респондентов от общего числа опрошенных. При этом большая доля респондентов (27,5%) считает, что экстремизм – это непосредственное участие в разжигании межнациональной, межрелигиозной и иной розни. 23% опрошенных считают, что это приверженность националистическим, шовинистским, расовым взглядам. 20,1% респондентов указали вариант ответа: «Приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». 16,1% опрошенных полагают, что понятие «экстремизм» происходит от слова «экстрим» - совершение опасных для человека действий с целью получения эмоционального удовлетворения. 11,8% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос. В целом, можно заключить, что основная масса опрошенной молодежи верно понимает значение понятия «экстремизм», но все же велика доля (30,3%) тех респондентов, кто данное понятие трактует неверно или затрудняется ответить на вопрос.

Участникам опроса было предложено оценить актуальность проблемы экстремизма для России в целом и Иркутской области. Выявлено, что, по мнению большинства опрошенных (65,2%), данная проблема для России является актуальной и скорее актуальной (38,8% и 26,4% опрошенных соответственно). Для Иркутской области проблема экстремизма 42,9% респондентам представляется как актуальная и скорее актуальная (11,6% и 31,3% соответственно). Стоит отметить, что значительно меньшее число респондентов считают данную проблему актуальной, нежели в предыдущем случае с Россией в целом.

Большинство респондентов считают, что в большей степени экстремизм распространен среди молодежи (48,3% от числа полученных ответов на данный вопрос). Ответы на вопрос: «В чем Вы видите причины распространения экстремизма среди молодежи?» распределились следующим образом: на первом месте с небольшой разницей вариант: «Подверженность чужому влиянию, мнению» - 16,7% от общего числа полученных ответов. Далее: «Отсутствие правовой, нравственной, духовной культуры» - 15,1%; «Особенности молодого возраста, стремление изменить мир» - 14,8%; «Отсутствие идеалов, государственной идеологической политики» - 13,4%; «Низкий уровень интеллекта» - 10,4%; «безработица в молодежной среде» - 9,6%; «Влияние СМИ» - 7,8% и др. Также респондентами самостоятельно были предложены другие варианты ответов (0,5%): стремление защищать родных, сила духа, другая система ценностей и пр.

Важным представляется отметить тот факт, что роль информационного фактора и массовых коммуникаций в распространении экстремистских настроений в молодежной среде усиливается. Сегодня для того чтобы общаться с единомышленниками нет необходимости собираться на квартирах и входить в «тайные кружки», достаточно иметь персональный компьютер и выход в Интернет. Интернет-пространство все активнее используют экстремисты для достижения своих целей. В Интернете существуют отдельные сайты, посвященные пропаганде экстремизма, на которых размещены лозунги, призывы, провокации. Группы в социальных сетях пестрят заголовками экстремистского характера: «Нацист, еврей, антисемит и просто добрый человек!» (1260 подписчиков), «СтопХач» (9893 подписчиков), «Возрождение Гитлера» (5587) и т.п. Перечисленные примеры взяты из социальной сети «Вконтакте» - это самый посещаемый ресурс русскоязычного сегмента сети Интернет (более 53 миллионов человек в день) [1].

Опрос показал, что в сети Интернет с материалами экстремистского содержания часто сталкиваются 12,3% респондентов. 32,8% респондентов периодически встречают такую информацию. Очень редко подобную информацию в сети видят 26,3% от общего числа опрошенных. Мы можем говорить, что большинству респондентов с разной периодичностью приходилось встречать материалы экстремистского содержания. 15% респондентов не сталкивались с такой информацией.

Также было выявлено, какие меры, по мнению опрошенной молодежи, в первую очередь будут препятствовать распространению экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Большая доля ответов от общего числа (16,9%) пришлась на вариант: «Усиление уголовной ответственности в отношении преступных проявлений экстремизма». Кстати говоря, 22 января 2014 года депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях закон, который ужесточает ответственность за преступления экстремистской направленности. Остальные ответы, распределились следующим образом: «Активизация работы спецслужб и системы МВД» – 13,3%; «Воспитание нетерпимого отношения у молодежи к проявлениям экстремизма» – 13%; «Повышение качества жизни населения» – 11,4%; «Политическая воля, проявляющаяся в жестком противостоянии явлению экстремизма» – 10,5%; «Профилактика девиантного поведения в молодежной среде, в том числе экстремизма» – 10,1% и другие.

Резюмируя, хотелось бы сказать, что недовольство судьбой, порожденное отсутствием перспектив является хорошей почвой для экстремистских идей. В связи с этим видится необходимой выработка комплексной молодежной политики, повышение эффективности законодательства, затрагивающего интересы молодежи. Если государство не будет заниматься молодежью, ей займутся представители экстремистских организаций, объединений.

Список литературы

  1.  Руденко О.Ю. Киберэкстремизм в молодежной среде / О.Ю. Руденко // Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях: материалы IV международной научно-практической конференции 1–2 декабря 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – С. 33-35.
  2.  11 уголовных дел экстремистской направленности расследовали в Иркутской области в 2013 году [Электронный ресурс] / Твой Иркутск, 2014. URL: http://www.irk.ru/news/20131030/extremism/ (дата обращения: 22.01.2014 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82271. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук пол предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам 34.01 KB
  В настоящее время считается что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие так и различные характеристики. Естественные и социально-гуманитарные науки обладают всеми признаками науки как особого феномена познание нового наличие эмпирического и теоретического уровней оформленность в понятиях и т. Вместе с тем социально-гуманитарные науки отличаются от естественно-математических и технических наук по следующим основаниям: по объекту исследования естественные науки изучают природную реальность т. то что существует...
82272. Методы социальных и гуманитарных наук 42.51 KB
  Абстрагирование важнейший метод научного постижения реальности. Результатом применения этого метода является абстракция. Наряду с абстрагированием важнейшим методом научного познания на эмпирическом уровне познания является индукция. Индукция это метод движения мысли от менее общего знания к более общему.
82273. Вненаучное социальное знание. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ 39.26 KB
  Взаимодействие социальных гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Эйнштейн ищут основания знания в философии и художественной литературе. Антифундаменталистская тенденция просматривается в истолковании всех важнейших областей научного познания: математического естественнонаучного гуманитарного. В то время как сциентизм базируется на абсолютизации рациональнотеоретических компонентов знания антисциентизм опирается на ключевую роль этических правовых культурных ценностей по отношению к идеалу...
82274. Дисциплинарная структура социально –гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Дифференциация и интеграция знаний 37 KB
  В дальнейшем проблематика связанная с первым типам междисциплинарности практически полностью стала изучаться в рамках исследований по классификации науки и ее развития. При этом главная Наука как социальный институт задача состоит в том чтобы преодолеть в процессе исследований отмеченное в свое время И. Эта задача пусть и не всегда в явной форме стоит перед участниками междисциплинарных исследований любого масштаба . Успешное осуществление междисциплинарных исследований предполагает одновременное решение трех видов проблем:...
82275. Переопределение парадигм и предметно- тематических направлений, появление новых областей исследования 38.77 KB
  В ходе развития науки в последней трети XX в. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Такое понимание процессов развития исходит из синергетики. Вопервых принцип развития эволюции в современной науке получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы.
82276. Роль СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ 32.11 KB
  Социальногуманитарные науки являются социальнокультурным феноменом изменяются вместе с обществом. Социальногуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества для понимания человеком своего места в социальной среде. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке так как первая лишь излагает определенные идеалы а вторая мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий М. Социальногуманитарные науки развиваются в настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с...
82277. Изменения дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания в современных условиях. Смена лидирующих дисциплин 35.88 KB
  Вместе с тем региональные и функциональные различия науки обусловленные уровнем экономического технологического развития природными ресурсами вносят определенную спецификацию в совокупный потенциал развития науки. Одним из бесспорных мировоззренческих итогов науки начала XXI в. В основе научного мировоззрения лежит представление о возможности научного постижения сущности многообразных явлений современного мира о том что прогресс развития человечества связан с достижениями науки. Острые споры ведутся вокруг проблемы взаимоотношений...
82278. Возрастание роли гуманитарных знаний в современном обществе. «Сообщество знания». Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков 31.17 KB
  Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Важнейшими функциями социальных наук в современном обществе является критика действительности и ее проблематизация. Изучаются явления лежащие на стыке социальных и экономических сфер жизнедеятельности общества.
82279. Проблема глобализации в социально-гуманитарных науках 32.66 KB
  Учение интенсивно развивается и в рамках биологии исследование механизмов эволюции на молекулярном клеточном организменном уровнях. Для того чтобы описать движущие силы эволюции любого объекта нашего мира был создана синергетика новая междисциплинарная область Н исследований новое направление решения Н проблем. В настоящее время в Н в целом и в синергетике в частности используется принцип нелинейности многовариантности альтернативности путей темпов эволюции необратимости эволюции возможность непредсказуемых изменений. Поновому...