63908

Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

По национальному составу: большинство респондентов 663 идентифицируют себя с русскими 87 респондентов указали что являются бурятами 14 татарами. Выявлено следующее: 45 респондентов считают что знаю что такое экстремизм еще 415 полагают что знаю но не уверены правильно ли.

Русский

2014-06-26

48 KB

3 чел.

Руденко О.Ю.

г. Иркутск

Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект

Нарастание экстремизма стало опасной тенденцией в российском обществе, а его предотвращение – одной из важнейших задач российского государства. В данных условиях, особое место занимает экстремистское поведение молодёжи. Молодежный экстремизм стал основным источником угроз для населения нашей страны, в том числе и для жителей Иркутской области. Согласно данным пресс-службы Следственного управления России по Иркутской области в 2013 году в производстве управления находилось 11 уголовных дел экстремистской направленности. В прошлом году подобных дел было лишь два. Пресс-служба сообщает: «Анализ деятельности по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений экстремистской направленности показал, что все преступления такого рода совершены людьми в возрасте от 18 до 25 лет. По всем уголовным делам люди привлечены к уголовной ответственности за размещение в социальной сети соответствующих материалов» [2].

В статье приводятся данные социологического исследования по выявлению экстремистских настроений в молодежной среде Иркутской области, проведенного в конце 2013 года. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие в 20 муниципальных образованиях Иркутской области; среди них 57,6% женщин и 42,4% мужчин. Основную массу опрошенных составляют работающие респонденты (32,3%), студенты вузов (34,8%) и школьники (19,5%). По национальному составу: большинство респондентов (66,3%) идентифицируют себя с русскими, 8,7% респондентов указали, что являются бурятами, 1,4% - татарами.

В ходе исследования необходимо было выяснить, знают ли респонденты, что такое экстремизм. Выявлено следующее: 45% респондентов считают, что знаю, что такое экстремизм, еще 41,5% полагают, что знаю, но не уверены, правильно ли. Не знают, что такое экстремизм 13,4% респондентов от общего числа опрошенных. При этом большая доля респондентов (27,5%) считает, что экстремизм – это непосредственное участие в разжигании межнациональной, межрелигиозной и иной розни. 23% опрошенных считают, что это приверженность националистическим, шовинистским, расовым взглядам. 20,1% респондентов указали вариант ответа: «Приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». 16,1% опрошенных полагают, что понятие «экстремизм» происходит от слова «экстрим» - совершение опасных для человека действий с целью получения эмоционального удовлетворения. 11,8% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос. В целом, можно заключить, что основная масса опрошенной молодежи верно понимает значение понятия «экстремизм», но все же велика доля (30,3%) тех респондентов, кто данное понятие трактует неверно или затрудняется ответить на вопрос.

Участникам опроса было предложено оценить актуальность проблемы экстремизма для России в целом и Иркутской области. Выявлено, что, по мнению большинства опрошенных (65,2%), данная проблема для России является актуальной и скорее актуальной (38,8% и 26,4% опрошенных соответственно). Для Иркутской области проблема экстремизма 42,9% респондентам представляется как актуальная и скорее актуальная (11,6% и 31,3% соответственно). Стоит отметить, что значительно меньшее число респондентов считают данную проблему актуальной, нежели в предыдущем случае с Россией в целом.

Большинство респондентов считают, что в большей степени экстремизм распространен среди молодежи (48,3% от числа полученных ответов на данный вопрос). Ответы на вопрос: «В чем Вы видите причины распространения экстремизма среди молодежи?» распределились следующим образом: на первом месте с небольшой разницей вариант: «Подверженность чужому влиянию, мнению» - 16,7% от общего числа полученных ответов. Далее: «Отсутствие правовой, нравственной, духовной культуры» - 15,1%; «Особенности молодого возраста, стремление изменить мир» - 14,8%; «Отсутствие идеалов, государственной идеологической политики» - 13,4%; «Низкий уровень интеллекта» - 10,4%; «безработица в молодежной среде» - 9,6%; «Влияние СМИ» - 7,8% и др. Также респондентами самостоятельно были предложены другие варианты ответов (0,5%): стремление защищать родных, сила духа, другая система ценностей и пр.

Важным представляется отметить тот факт, что роль информационного фактора и массовых коммуникаций в распространении экстремистских настроений в молодежной среде усиливается. Сегодня для того чтобы общаться с единомышленниками нет необходимости собираться на квартирах и входить в «тайные кружки», достаточно иметь персональный компьютер и выход в Интернет. Интернет-пространство все активнее используют экстремисты для достижения своих целей. В Интернете существуют отдельные сайты, посвященные пропаганде экстремизма, на которых размещены лозунги, призывы, провокации. Группы в социальных сетях пестрят заголовками экстремистского характера: «Нацист, еврей, антисемит и просто добрый человек!» (1260 подписчиков), «СтопХач» (9893 подписчиков), «Возрождение Гитлера» (5587) и т.п. Перечисленные примеры взяты из социальной сети «Вконтакте» - это самый посещаемый ресурс русскоязычного сегмента сети Интернет (более 53 миллионов человек в день) [1].

Опрос показал, что в сети Интернет с материалами экстремистского содержания часто сталкиваются 12,3% респондентов. 32,8% респондентов периодически встречают такую информацию. Очень редко подобную информацию в сети видят 26,3% от общего числа опрошенных. Мы можем говорить, что большинству респондентов с разной периодичностью приходилось встречать материалы экстремистского содержания. 15% респондентов не сталкивались с такой информацией.

Также было выявлено, какие меры, по мнению опрошенной молодежи, в первую очередь будут препятствовать распространению экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Большая доля ответов от общего числа (16,9%) пришлась на вариант: «Усиление уголовной ответственности в отношении преступных проявлений экстремизма». Кстати говоря, 22 января 2014 года депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях закон, который ужесточает ответственность за преступления экстремистской направленности. Остальные ответы, распределились следующим образом: «Активизация работы спецслужб и системы МВД» – 13,3%; «Воспитание нетерпимого отношения у молодежи к проявлениям экстремизма» – 13%; «Повышение качества жизни населения» – 11,4%; «Политическая воля, проявляющаяся в жестком противостоянии явлению экстремизма» – 10,5%; «Профилактика девиантного поведения в молодежной среде, в том числе экстремизма» – 10,1% и другие.

Резюмируя, хотелось бы сказать, что недовольство судьбой, порожденное отсутствием перспектив является хорошей почвой для экстремистских идей. В связи с этим видится необходимой выработка комплексной молодежной политики, повышение эффективности законодательства, затрагивающего интересы молодежи. Если государство не будет заниматься молодежью, ей займутся представители экстремистских организаций, объединений.

Список литературы

  1.  Руденко О.Ю. Киберэкстремизм в молодежной среде / О.Ю. Руденко // Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях: материалы IV международной научно-практической конференции 1–2 декабря 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – С. 33-35.
  2.  11 уголовных дел экстремистской направленности расследовали в Иркутской области в 2013 году [Электронный ресурс] / Твой Иркутск, 2014. URL: http://www.irk.ru/news/20131030/extremism/ (дата обращения: 22.01.2014 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25235. Поняття історичних законів у новоєвропейській філософії історії 25 KB
  Поняття історичних законів у новоєвропейській філософії історії. Поняття історичної закономірності у новоєвропейській філософії співіснує із поняттям прогресу.Час дух осягає себе в поняттях. Яскравої конкретизації поняття історичної закономірності набуває в марксизмі.
25236. Поняття системи у філософії науки 27 KB
  Поняття системи розкривається в двох основних значеннях онтологічному та методологічному. В методології широко використовується поняття теоретичної системи знання яке описує встановлення єдності між різними елементами знання на основі певних семантичних та синтаксичних правил. Онтологічний зміст поняття система розкривається в формі опису складно існуючої реальності яку поділяють на елементи звязки між ними і характеризують як цілісне утвореня. Специфічне тлумачення поняття система набуває в рамках діалектики та синергетики де вона...
25237. Проблема міфології у філософській спадщині Лосєва 41 KB
  Проблема міфології у філософській спадщині Лосєва Олексій Лосєв 1893 1988 представник російської філософії її золотого віку. Головні праці: Філософія імені Музика як предмет логіки Діалектика міфу Історія античної естетики. Міфологічна проблематика займає центральне місце в філософській спадщіні Лосєва. Сам себе він називава філософом міфу оскільки всі його роботи в тій чи іншій мірі спроба відкрити світ міфу для читатача.
25238. Проблеми єдності онтології та гносеології 23 KB
  Критика марксизму виявила неприйнятність в межах філософського осмислення буття науки тези Леніна про єдність онтології та гносеології оскільки людина як субєкт без їх відокремлення нездатна встановлювати осмислене відношення до буття на основі методів. Онтологія дає нам знання про буття а гносеологія про пізнання цього буття. Кожній частині буття відповідає своє адекватне пізнання. Постмодерний дискурс критикуючи раціонально зцентровану гносеологію виявляє ірраціональні елементи як онтологічні ознаки людського буття.
25239. Життєвий світ і система 32 KB
  Габермас досліджує шлях уречевлення комунікації визначаючи його як роз'єднання системи і життєвого світу. Концепція життєвого світу дістає своє емпіричне втілення за Габермасом в архаїчних суспільствах де структури нормативної інтеграції опосередковані мовленнєвою комунікацією водночас становлять системні структури. Тому архаїчне родове суспільство Габермас розглядає як втілення єдності системи й життєвого світу. Однак ця система зберігає своє відношення хоча й перетворене до життєвого світу.
25240. Життєвий світ та система 22 KB
  Поняття життєвого світу повязане з горизонтом. Розрізняють внутрішній та зовнішній горизонти. Внутрішній горизонт це сукупність припущень якими ми керуємося в сприйнятті та розумінні речей. Зовнішній горизонт це сукупність речей через яку ми сприймаємо річ.
25241. Філософія “критичного раціоналізму” К.Поп пера 25.5 KB
  логічна теорія наукового методу є теорією дедуктивного методу перевірки згідно з якою гіпотезу можна перевірити тільки емпірично і тільки після того як вона була висунута. Процедура перевірки передбачає що з даної теорії за допомогою інших раніше прийнятих положень виводяться деякі одиничні положення прогнози з них вибираються ті положення які не виводяться з попередньо прийнятої теорії і шляхом порівняння їх з результатами практичних застосувань і експериментів виноситься рішення стосовно них. При цьому позитивне рішення може...
25242. Основні концепції історико-філософського процесу 29.5 KB
  Основні концепції історикофілософського процесу. Можна виділити 3 історикофілософські парадигми: негативістську класичнугегелівську та пост класичну. Він будує свою систему як свбоме усвідомлення всього попереднього історикофілософського досвіду. Стрижнем історикофілософського наслідування її внутрішнім механізмом є діалектичне заперечення яке одержує значення найважливішого методологічного принципу аналізу поступального руху філософського знання наступна філософська система не просто відкидає попередню а діалектично заперечує її...
25243. Співвідношення понять метафізики та діалектики 28 KB
  Співвідношення понять метафізики та діалектики. Предмет метафізики надемпіричний. Кантівська критика метафізики: стара мф це наука про надчуттєви принципи буття нова умоглядна картина світу. Помилка старої метафізики некритичне розповсюдження діяльності розсудку за межі можливого досвіду.