63909

Межпоколенческая преемственность и социокультурный раскол в современной России

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

На мой взгляд эта фраза как бы подчеркивает то что одно поколение не способно перенять все ценности взгляды правила другого поколения. Как правило между поколениями есть возрастная разница в 2025 лет. Ведь несмотря на то что преемственность между поколениями не бывает...

Русский

2014-06-26

45.5 KB

0 чел.

Рыцева Т.О.

г. Иркутск

Межпоколенческая преемственность и социокультурный раскол в современной России

«А вот в наше время…» Эта фраза вечна. Вечна, как и проблема конфликтов разных поколений, проблема преемственности среди них. Скорее всего каждый человек в своей жизни слышал что-то подобное от другого, который старше его. Возможно, от своей бабушки, родителей, старшего брата или старшей сестры. На мой взгляд, эта фраза как бы подчеркивает то, что одно поколение не способно перенять все ценности, взгляды, правила другого поколения. Как правило, между поколениями есть возрастная разница в 20-25 лет. К тому же каждому соответствуют свои исторические события, мода, степень научно-технического развития. Поэтому возникает конфликт, являющийся следствием разности мышления, взглядов на жизнь, неидентичными внешними факторами влияния на развитие человека.  Я считаю, что на данный момент в нашем обществе существует сильный социокультурный раскол. Ведь несмотря на то, что преемственность между поколениями не бывает 100%, в нашей стране до начала 90-х годов она была достаточно линейной, то есть большая часть традиций и правил переходили и воспринимались без сопротивления. Впоследствии после распада СССР и возникновения суверенного государства связь между поколениями на этом рубеже была потеряна. Это и стало причиной современного раскола. Поколение 90-х было вынуждено создавать правила и ценности практически с нуля, что в итоге привело к их идентичности. Следующие поколения появляются в эпоху трансформации общества, его трансгрессии, и это еще больше отдаляет их от поколений предыдущих 90-м. К тому же, в связи с быстрым научно-техническим прогрессом меняются отношения в обществе, система воспитания и стимулы принуждения, правила поведения и критерии уважения. Раскол происходит не только среди поколений, но и в самом поколении. Все чаще люди стремятся к одиночеству, отчуждаются от общества, все реже можно увидеть случаи помощи и поддержки в общественных местах. Таким образом, межпоколенческая преемственность в наши дни полноправно не функционирует, что приводит к отсутствию социального единства в обществе.

Наша страна уже встречалась с явлением социокультурного раскола. Например, феодальная раздробленность в Киевской Руси, последствием которой стало монголо-татарское иго над ее землями. Стоит вспомнить, Смутное время, когда в обществе также произошел раскол, что чуть не привело к распаду нашего государства. 20 век ознаменовался двумя революциями, поставившие под угрозу существование империи и ее народа. Распад Советского Союза также стал его причиной, и, как я писала ранее, традиции и ценности поколения 90-х будут практически полностью отличными от предыдущих. Таким образом, социокультурный раскол, возникавший в нашем обществе уже неоднократно, является причиной созидания всего «нового». И пока не произойдут новые исторические события, ведущие к расколу общества, преемственность между поколениями будет достаточно сильной, хотя, безусловно, каждое поколение все равно будет руководствоваться и чем-то «своим». Вся проблема лишь в том, что для создания единства общества, а также для новой связи между поколениями, преемственности,  необходимо время, неизвестно сколько. Но я могу лишь сделать один вывод – на данный момент наше общество этого еще не сделало и социокультурный раскол все еще имеет место быть.

Мои сверстники - это представители поколения 90-х, в большинстве своем, не могут выделить явные ценности и традиции своего поколения, законы и правила, по которым мы живем. Безусловно, есть то общее, о чем можно вспомнить с теплом. Одинаковые игрушки, с которыми мы играли, одни и те же вещи, которые мы носили, дворовые игры – все это лишь часть. Раньше система воспитания делилась между родителями и общественными учреждениями, но сейчас это считается только функцией родителей, поэтому увеличивается число преступлений среди молодежи, несовершеннолетних. Вся проблема в том, что если мы не сможем сформировать культуру своего поколения, то нам нечего будет передать следующему, и им придется заново создавать все «свое», а значит - связь между поколениями так и не будет налажена. Нас же пытаются сблизить с культурой предыдущих поколений, снимая ремейки на фильмы тех лет, переделывая их песни. Спектакли в театрах ставятся уже иначе - глазами режиссера «нового» поколения. Все это никак не дает нам восстановить наше единство, прийти к общей культуре и межпоколенческой преемственности. Хотя есть то особенное, что уменьшает социокультурный раскол  – классическая литература, музыка, живопись, то, что не дает поколениям совсем потерять нить. И это мы – поколение 90-х все-таки сможем передать следующим поколениям.

Актуальной сейчас является не только проблема «отцов» и «детей», но и проблема «бабушек» и «внуков». Современное поколение теряет уважение к их возрасту, заслугам. Все реже уступают места в общественном транспорте, пропускают в очередях, помогают при их просьбах. В связи с этим многие социальные программы направлены на помощь и общение с людьми пожилого возраста. Примечательно, что в городе Иркутске реализуется несколько обучающих программ, которые пользуются большой популярностью среди пожилого населения. Например, программа «Бабушка - онлайн» существует с 2009 года и ее участниками стали 2, 9 тыс. человек [1]. В этом году успешно были реализованы «Бабушка – гламур», «Бабушка – полиглот», а также «Бабушка – фитнесс». Это способствует налаживанию контакта, взаимному общению поколений, так как среди преподавателей встречаются и молодые специалисты, и студенты. Помимо этого реализуются и федеральные программы, связанные с патриотической тематикой, например «Георгиевская ленточка», целю которой также является «общение» поколений. Поалагю, что сейчас мы все-таки стоим на пути преодоления социокультурного раскола. Мое поколение формирует общие ценности, правила, взгляды на жизнь. Нас ставят в общие рамки новых законов с поколениями предыдущими, мы становимся свидетелями новых исторических событий: как тех, которыми будем гордиться и тех, за которые будет стыдно. В конечном итоге, полагаю, мы сможем наладить межпоколенческую преемственность и укрепить связи в обществе. Николай Васильевич Гоголь еще в 19 веке в своей известной поэме «Мертвые души» написал: «Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки [2]». Несмотря на это есть то, что мы обязательно должны передавать друг другу из поколения в поколения и прививать любовь – это история нашей страны и классическое искусство, то, что позволит следующим поколениям учится на ошибках предыдущих, гордиться за нашу страну, и то, что будет воспитывать их достойными гражданами.

Список литературы

  1.  Сайт администрации г. Иркутск. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.admirk.ru/Pages/V-Irkutske-startoval-kurs-Babushka---poliglot.aspx (дата обращения: 14.01.2014)
  2.  Цитаты великих людей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://icite.ru/51264/citaty/nikolaj_vasilevich_gogol_mertvie/vidit_teper_vse_yasno_tekushee( дата обращения: 15.01.2014)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37823. РЕКУРСИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ 143.5 KB
  = Координаты нуля фильтрапробки на zплоскости. = Частота режекции в единицах главного диапазона Ширина фильтрапробки на уровне 0.9 полосы подавления должна быть равна Гц = Координаты нуля фильтрапробки на zплоскости.
37824. Діагностика комп’ютерних мереж 866.5 KB
  Головне вікно програми EtherSnoop Для роботи процесу перехоплення пакетів оберіть мережений інтерфейс вбудованої або зовнішньої мережевої карти що обирається за допомогою списку зображеного на рисунку 2. Рисунок 2 Список для вибору мережевого інтерфейсу Для налагодження режиму перехоплення пакетів виконуються три етапи підготовки: Виділення буферу розміру памяті для збереження інформації про перехоплені пакети рис. Рисунок 3 Вікно налагодження розміру буфера Рисунок 4 Вибір фільтру пакетів Рисунок 5 Вибір...
37825. Безпека в мережі 226 KB
  Перераховані порушення роботи в мережі викликали необхідність створення різних видів захисту інформації. Умовно їх можна розділити на три класи: засоби фізичного захисту; програмні засоби антивірусні програми системи розмежування повноважень програмні засоби контролю доступу; адміністративні міри захисту доступ у приміщення розробка стратегій безпеки фірми і т. Одним із засобів фізичного захисту є системи архівації і дублювання інформації. Для боротьби з комп'ютерними вірусами найбільше часто застосовуються антивірусні...
37826. Обробка масивів 87 KB
  Мета роботи: вивчити властивості компонента TStringGrid. Компонент TStringGrid При роботі з масивами введення і виведення інформації на екран зручно організовувати у виді таблиць використовуючи компонент TStringGrid. Значення N вводити в компонент Tedit А и В у компонент TStringGrid. Результат після натискання кнопки типу TButton вивести в компонент TStringGrid.
37827. Організація обробки графічної інформації 57.5 KB
  При необхідності за допомогою убудованого редактора EditingChrt компонентові TChrt передаються дані про товщину стиль і колір ліній параметрах шрифту підписів кроках розмітки координатної сітки й інші настроювання. Для уведення вихідних даних використовуються вікна TEdit. З'явиться вікно редагування EditingChrt див. Натискаючи різні кнопки меню познайомитися з іншими можливостями EditingChrt.
37828. ОБРОБКА ПОДІЙ У DELPHI. КОМПОНЕНТИ TLISTBOX І TCOMBOBOX 69 KB
  Типи даних для роботи з рядками Короткі рядки типу ShortString і String[N]:Короткі рядки мають фіксована кількість символів. Рядок ShortString може містити 255 символів. Рядок String[N] може містити N символів але не більш 255. На етапі виконання програма визначає необхідну довжину ланцюжка символів і звертається до ядра операційної системи з вимогою виділити необхідну пам'ять.
37829. Програмування підпрограм та модулів 41 KB
  Контрольні запитання: Що називають підпрограмою Які види підпрограму мові Pscl Ви знаєте Які види параметрів Ви знаєте Які види змінних Ви знаєте Що називають моделем Яка структура модуля Як організувати модуль у Delphi Теоретичні відомості. Створення модуля: Створюючи модуль варто звернути увагу на те що він не повинний мати своєї форми. Для створення модуля в меню File вибрати File New і потім у репозиторії піктограму. Ім'я модуля можна перемінити на інше що відповідає внутрішньому змістові модуля наприклад Unit...