63909

Межпоколенческая преемственность и социокультурный раскол в современной России

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

На мой взгляд эта фраза как бы подчеркивает то что одно поколение не способно перенять все ценности взгляды правила другого поколения. Как правило между поколениями есть возрастная разница в 2025 лет. Ведь несмотря на то что преемственность между поколениями не бывает...

Русский

2014-06-26

45.5 KB

0 чел.

Рыцева Т.О.

г. Иркутск

Межпоколенческая преемственность и социокультурный раскол в современной России

«А вот в наше время…» Эта фраза вечна. Вечна, как и проблема конфликтов разных поколений, проблема преемственности среди них. Скорее всего каждый человек в своей жизни слышал что-то подобное от другого, который старше его. Возможно, от своей бабушки, родителей, старшего брата или старшей сестры. На мой взгляд, эта фраза как бы подчеркивает то, что одно поколение не способно перенять все ценности, взгляды, правила другого поколения. Как правило, между поколениями есть возрастная разница в 20-25 лет. К тому же каждому соответствуют свои исторические события, мода, степень научно-технического развития. Поэтому возникает конфликт, являющийся следствием разности мышления, взглядов на жизнь, неидентичными внешними факторами влияния на развитие человека.  Я считаю, что на данный момент в нашем обществе существует сильный социокультурный раскол. Ведь несмотря на то, что преемственность между поколениями не бывает 100%, в нашей стране до начала 90-х годов она была достаточно линейной, то есть большая часть традиций и правил переходили и воспринимались без сопротивления. Впоследствии после распада СССР и возникновения суверенного государства связь между поколениями на этом рубеже была потеряна. Это и стало причиной современного раскола. Поколение 90-х было вынуждено создавать правила и ценности практически с нуля, что в итоге привело к их идентичности. Следующие поколения появляются в эпоху трансформации общества, его трансгрессии, и это еще больше отдаляет их от поколений предыдущих 90-м. К тому же, в связи с быстрым научно-техническим прогрессом меняются отношения в обществе, система воспитания и стимулы принуждения, правила поведения и критерии уважения. Раскол происходит не только среди поколений, но и в самом поколении. Все чаще люди стремятся к одиночеству, отчуждаются от общества, все реже можно увидеть случаи помощи и поддержки в общественных местах. Таким образом, межпоколенческая преемственность в наши дни полноправно не функционирует, что приводит к отсутствию социального единства в обществе.

Наша страна уже встречалась с явлением социокультурного раскола. Например, феодальная раздробленность в Киевской Руси, последствием которой стало монголо-татарское иго над ее землями. Стоит вспомнить, Смутное время, когда в обществе также произошел раскол, что чуть не привело к распаду нашего государства. 20 век ознаменовался двумя революциями, поставившие под угрозу существование империи и ее народа. Распад Советского Союза также стал его причиной, и, как я писала ранее, традиции и ценности поколения 90-х будут практически полностью отличными от предыдущих. Таким образом, социокультурный раскол, возникавший в нашем обществе уже неоднократно, является причиной созидания всего «нового». И пока не произойдут новые исторические события, ведущие к расколу общества, преемственность между поколениями будет достаточно сильной, хотя, безусловно, каждое поколение все равно будет руководствоваться и чем-то «своим». Вся проблема лишь в том, что для создания единства общества, а также для новой связи между поколениями, преемственности,  необходимо время, неизвестно сколько. Но я могу лишь сделать один вывод – на данный момент наше общество этого еще не сделало и социокультурный раскол все еще имеет место быть.

Мои сверстники - это представители поколения 90-х, в большинстве своем, не могут выделить явные ценности и традиции своего поколения, законы и правила, по которым мы живем. Безусловно, есть то общее, о чем можно вспомнить с теплом. Одинаковые игрушки, с которыми мы играли, одни и те же вещи, которые мы носили, дворовые игры – все это лишь часть. Раньше система воспитания делилась между родителями и общественными учреждениями, но сейчас это считается только функцией родителей, поэтому увеличивается число преступлений среди молодежи, несовершеннолетних. Вся проблема в том, что если мы не сможем сформировать культуру своего поколения, то нам нечего будет передать следующему, и им придется заново создавать все «свое», а значит - связь между поколениями так и не будет налажена. Нас же пытаются сблизить с культурой предыдущих поколений, снимая ремейки на фильмы тех лет, переделывая их песни. Спектакли в театрах ставятся уже иначе - глазами режиссера «нового» поколения. Все это никак не дает нам восстановить наше единство, прийти к общей культуре и межпоколенческой преемственности. Хотя есть то особенное, что уменьшает социокультурный раскол  – классическая литература, музыка, живопись, то, что не дает поколениям совсем потерять нить. И это мы – поколение 90-х все-таки сможем передать следующим поколениям.

Актуальной сейчас является не только проблема «отцов» и «детей», но и проблема «бабушек» и «внуков». Современное поколение теряет уважение к их возрасту, заслугам. Все реже уступают места в общественном транспорте, пропускают в очередях, помогают при их просьбах. В связи с этим многие социальные программы направлены на помощь и общение с людьми пожилого возраста. Примечательно, что в городе Иркутске реализуется несколько обучающих программ, которые пользуются большой популярностью среди пожилого населения. Например, программа «Бабушка - онлайн» существует с 2009 года и ее участниками стали 2, 9 тыс. человек [1]. В этом году успешно были реализованы «Бабушка – гламур», «Бабушка – полиглот», а также «Бабушка – фитнесс». Это способствует налаживанию контакта, взаимному общению поколений, так как среди преподавателей встречаются и молодые специалисты, и студенты. Помимо этого реализуются и федеральные программы, связанные с патриотической тематикой, например «Георгиевская ленточка», целю которой также является «общение» поколений. Поалагю, что сейчас мы все-таки стоим на пути преодоления социокультурного раскола. Мое поколение формирует общие ценности, правила, взгляды на жизнь. Нас ставят в общие рамки новых законов с поколениями предыдущими, мы становимся свидетелями новых исторических событий: как тех, которыми будем гордиться и тех, за которые будет стыдно. В конечном итоге, полагаю, мы сможем наладить межпоколенческую преемственность и укрепить связи в обществе. Николай Васильевич Гоголь еще в 19 веке в своей известной поэме «Мертвые души» написал: «Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки [2]». Несмотря на это есть то, что мы обязательно должны передавать друг другу из поколения в поколения и прививать любовь – это история нашей страны и классическое искусство, то, что позволит следующим поколениям учится на ошибках предыдущих, гордиться за нашу страну, и то, что будет воспитывать их достойными гражданами.

Список литературы

  1.  Сайт администрации г. Иркутск. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.admirk.ru/Pages/V-Irkutske-startoval-kurs-Babushka---poliglot.aspx (дата обращения: 14.01.2014)
  2.  Цитаты великих людей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://icite.ru/51264/citaty/nikolaj_vasilevich_gogol_mertvie/vidit_teper_vse_yasno_tekushee( дата обращения: 15.01.2014)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22935. ВКАЗІВНИКИ 53.5 KB
  1 довжина рядка int strlen char s { int i; for i=0; s=’ 0’; s i; return i; } int strlen char s[] { int i; for i=0; s[i]=’ 0’; i ; return i; } int strlen char s { int i; for i=0; s; s i; s трактується як булевий вираз s=0 означає лжу s=0 означає істину return i; }...
22937. СТРУКТУРИ 74 KB
  struct ім’я_типу { cписок_полів} список_змінних ; struct date { int day; int month; int year; char mon_name[4]; } d d1; змінніструктури dd1 типу date typedef struct { double real; double imag; } complex;...
22938. Синтаксичний аналіз виразів 31 KB
  Мова в певному алфавіті основному символів – це слова записані за певними синтаксичними правилами. Синтаксичні правила подаються формулами БекусаНаура БНФ вигляду : ::= де позначає синтаксичне поняття а послідовність символів розширеного алфавіту. Вираз [] означає що послідовність символів входить або не входить в конструкцію. Синтаксичний аналізатор це програма що для заданої послідовності символів основного алфавіту розпізнає чи побудована вона у відповідності з синтаксичними правилами для даного поняття.
22939. ВВЕДЕННЯ / ВИВЕДЕННЯ 48 KB
  Перед тим як розпочати роботу з потоком його необхідно відкрити за допомогою функції FILE fopenchar filename char mode. Функція формує потік з даним файлом і повертає результат у вигляді покажчика на об’єкт типу FILE який містить всю інформацію необхідну для роботи з потоком адресу та розмір буфера індексзсув поточної позиції в буфері режим оборобки інформації і т. FILE fp; fp=fopen€œfile1.txt€ €œa€; відкриття файлу file1.
22940. Адресация в IP-сетях 120 KB
  В терминологии TCP/IP под локальным адресом понимается такой тип адреса, который используется средствами базовой технологии для доставки данных в пределах подсети, являющейся элементом составной интерсети. В разных подсетях допустимы разные сетевые технологии, разные стеки протоколов
22941. Конструктивні обєкти. Індуктивні визначення. Рекурсивні функціїї 854 KB
  Рекурсивні функціїї. При такому підході конструктивність того чи іншого об’єкту у тому числі і функції вже не є абсолютною субстанцією а тільки відносною і залежить від вибору системи подання. Загальне індуктивне визначення унарної функції ІВФ спирається на ІВ множини і має вигляд: БФ База індукції. Для кожного конструктора елементів з існує конструктор значень функції такий що для будьяких .
22942. ПРЕПРОЦЕСОРНІ ЗАСОБИ 34.5 KB
  ім’я_директиви лексемиоперанди { лексемиоперанди } Макропідстановки: define ідентифікатор послідовність_символів Сем. define begin { define end } main begin if begin end else return 0; end На виході препроцесора цей фрагмент матиме вигляд: main { if { }else return 0; } Допускаються ланцюжки макропідстановок. ...
22943. ФУНКЦІЇ ЯК ТИП ДАНИХ 49 KB
  Кожен з таких покажчиків має тип який відповідає типам параметрів та типу значення функції. З ними можна працювати як зі звичайними даними: присвоювати організовувати у вигляді масивів передавати у якості параметрів повертати як значення функції і т. ПОКАЖЧИКИ ФУНКЦІЙ ПОВИННІ БУТИ ЯВНО ОПИСАНІ В ПРОГРАМІ Ім’я та тип покажчика функції задаються її прототипом або описом.