63909

Межпоколенческая преемственность и социокультурный раскол в современной России

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

На мой взгляд эта фраза как бы подчеркивает то что одно поколение не способно перенять все ценности взгляды правила другого поколения. Как правило между поколениями есть возрастная разница в 2025 лет. Ведь несмотря на то что преемственность между поколениями не бывает...

Русский

2014-06-26

45.5 KB

0 чел.

Рыцева Т.О.

г. Иркутск

Межпоколенческая преемственность и социокультурный раскол в современной России

«А вот в наше время…» Эта фраза вечна. Вечна, как и проблема конфликтов разных поколений, проблема преемственности среди них. Скорее всего каждый человек в своей жизни слышал что-то подобное от другого, который старше его. Возможно, от своей бабушки, родителей, старшего брата или старшей сестры. На мой взгляд, эта фраза как бы подчеркивает то, что одно поколение не способно перенять все ценности, взгляды, правила другого поколения. Как правило, между поколениями есть возрастная разница в 20-25 лет. К тому же каждому соответствуют свои исторические события, мода, степень научно-технического развития. Поэтому возникает конфликт, являющийся следствием разности мышления, взглядов на жизнь, неидентичными внешними факторами влияния на развитие человека.  Я считаю, что на данный момент в нашем обществе существует сильный социокультурный раскол. Ведь несмотря на то, что преемственность между поколениями не бывает 100%, в нашей стране до начала 90-х годов она была достаточно линейной, то есть большая часть традиций и правил переходили и воспринимались без сопротивления. Впоследствии после распада СССР и возникновения суверенного государства связь между поколениями на этом рубеже была потеряна. Это и стало причиной современного раскола. Поколение 90-х было вынуждено создавать правила и ценности практически с нуля, что в итоге привело к их идентичности. Следующие поколения появляются в эпоху трансформации общества, его трансгрессии, и это еще больше отдаляет их от поколений предыдущих 90-м. К тому же, в связи с быстрым научно-техническим прогрессом меняются отношения в обществе, система воспитания и стимулы принуждения, правила поведения и критерии уважения. Раскол происходит не только среди поколений, но и в самом поколении. Все чаще люди стремятся к одиночеству, отчуждаются от общества, все реже можно увидеть случаи помощи и поддержки в общественных местах. Таким образом, межпоколенческая преемственность в наши дни полноправно не функционирует, что приводит к отсутствию социального единства в обществе.

Наша страна уже встречалась с явлением социокультурного раскола. Например, феодальная раздробленность в Киевской Руси, последствием которой стало монголо-татарское иго над ее землями. Стоит вспомнить, Смутное время, когда в обществе также произошел раскол, что чуть не привело к распаду нашего государства. 20 век ознаменовался двумя революциями, поставившие под угрозу существование империи и ее народа. Распад Советского Союза также стал его причиной, и, как я писала ранее, традиции и ценности поколения 90-х будут практически полностью отличными от предыдущих. Таким образом, социокультурный раскол, возникавший в нашем обществе уже неоднократно, является причиной созидания всего «нового». И пока не произойдут новые исторические события, ведущие к расколу общества, преемственность между поколениями будет достаточно сильной, хотя, безусловно, каждое поколение все равно будет руководствоваться и чем-то «своим». Вся проблема лишь в том, что для создания единства общества, а также для новой связи между поколениями, преемственности,  необходимо время, неизвестно сколько. Но я могу лишь сделать один вывод – на данный момент наше общество этого еще не сделало и социокультурный раскол все еще имеет место быть.

Мои сверстники - это представители поколения 90-х, в большинстве своем, не могут выделить явные ценности и традиции своего поколения, законы и правила, по которым мы живем. Безусловно, есть то общее, о чем можно вспомнить с теплом. Одинаковые игрушки, с которыми мы играли, одни и те же вещи, которые мы носили, дворовые игры – все это лишь часть. Раньше система воспитания делилась между родителями и общественными учреждениями, но сейчас это считается только функцией родителей, поэтому увеличивается число преступлений среди молодежи, несовершеннолетних. Вся проблема в том, что если мы не сможем сформировать культуру своего поколения, то нам нечего будет передать следующему, и им придется заново создавать все «свое», а значит - связь между поколениями так и не будет налажена. Нас же пытаются сблизить с культурой предыдущих поколений, снимая ремейки на фильмы тех лет, переделывая их песни. Спектакли в театрах ставятся уже иначе - глазами режиссера «нового» поколения. Все это никак не дает нам восстановить наше единство, прийти к общей культуре и межпоколенческой преемственности. Хотя есть то особенное, что уменьшает социокультурный раскол  – классическая литература, музыка, живопись, то, что не дает поколениям совсем потерять нить. И это мы – поколение 90-х все-таки сможем передать следующим поколениям.

Актуальной сейчас является не только проблема «отцов» и «детей», но и проблема «бабушек» и «внуков». Современное поколение теряет уважение к их возрасту, заслугам. Все реже уступают места в общественном транспорте, пропускают в очередях, помогают при их просьбах. В связи с этим многие социальные программы направлены на помощь и общение с людьми пожилого возраста. Примечательно, что в городе Иркутске реализуется несколько обучающих программ, которые пользуются большой популярностью среди пожилого населения. Например, программа «Бабушка - онлайн» существует с 2009 года и ее участниками стали 2, 9 тыс. человек [1]. В этом году успешно были реализованы «Бабушка – гламур», «Бабушка – полиглот», а также «Бабушка – фитнесс». Это способствует налаживанию контакта, взаимному общению поколений, так как среди преподавателей встречаются и молодые специалисты, и студенты. Помимо этого реализуются и федеральные программы, связанные с патриотической тематикой, например «Георгиевская ленточка», целю которой также является «общение» поколений. Поалагю, что сейчас мы все-таки стоим на пути преодоления социокультурного раскола. Мое поколение формирует общие ценности, правила, взгляды на жизнь. Нас ставят в общие рамки новых законов с поколениями предыдущими, мы становимся свидетелями новых исторических событий: как тех, которыми будем гордиться и тех, за которые будет стыдно. В конечном итоге, полагаю, мы сможем наладить межпоколенческую преемственность и укрепить связи в обществе. Николай Васильевич Гоголь еще в 19 веке в своей известной поэме «Мертвые души» написал: «Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки [2]». Несмотря на это есть то, что мы обязательно должны передавать друг другу из поколения в поколения и прививать любовь – это история нашей страны и классическое искусство, то, что позволит следующим поколениям учится на ошибках предыдущих, гордиться за нашу страну, и то, что будет воспитывать их достойными гражданами.

Список литературы

  1.  Сайт администрации г. Иркутск. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.admirk.ru/Pages/V-Irkutske-startoval-kurs-Babushka---poliglot.aspx (дата обращения: 14.01.2014)
  2.  Цитаты великих людей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://icite.ru/51264/citaty/nikolaj_vasilevich_gogol_mertvie/vidit_teper_vse_yasno_tekushee( дата обращения: 15.01.2014)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12873. Путешествие по Миру Знаний 63 KB
  Большая психологическая игра на тему: Путешествие по Миру Знаний Цели: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Обеспечение благоприятного психологического климата в группе. Задачи 1: ...
12874. Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет 57 KB
  Коррекционноразвивающая программа познавательной сферы учащихся 10 12 лет Пояснительная записка Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личнос...
12875. Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 54.5 KB
  Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников Введение Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе в частности характеризуется крайней степенью социальнопсихологической нестабильности. В таких условиях везд...
12876. Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста 40 KB
  Уроктренинг по теме: Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти внимания.2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.3. Показать д...
12877. Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арт-терапии 92 KB
  Коррекционноразвивающая программа: Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арттерапиидля работы с дезадаптированными детьми 7 8 лет Пояснительная записка Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образо...
12878. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ» 75.37 KB
  ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ Методический материал программа практических занятий со старшеклассниками по курсу В поисках своего призвания представляет собой конспекты уроков написанные в виде сценариев и допускающие возможность ...
12879. Биологические ритмы и их влияние на здоровье 77 KB
  Урок валеологии: Биологические ритмы и их влияние на здоровье Цели: ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы суточные недельные месячные сезонные; рассмотреть каким образом биоритмы влияют на здоровье человека его работоспособность; с помощью анкеты ...
12880. ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ 71 KB
  ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ Вашему вниманию предлагается иградрама. Мы играли в нее не только со старшеклассниками но и с педагогами представителями администрации психологами. Игра эта сложная как для проводящих ее так и для игроков. Она предполагает создание ситуации в...
12881. ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ 96.5 KB
  ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ Предлагаемую ниже игру можно использовать и как самостоятельную процедуру и в рамках психологического тренинга для подростков. В последнем случае игра встраивается в программу тренинга в форме отдельного занятия в котором представлены все...