63910

К вопросу о личностной и социальной идентификации современных студентов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Одной из наиболее дискутируемых и актуальных проблем в социологии философии и психологии на сегодняшний день занимает проблема социальной и личностной идентификации. Особенно интересной на наш взгляд является проблема выявления особенностей и технологий взаимовлияния социальной и личностной...

Русский

2014-06-26

241 KB

3 чел.

Кожухова А.Е., Приходько Е.В.

г. Таганрог

К вопросу о личностной и социальной идентификации современных студентов

Одной из наиболее дискутируемых и актуальных проблем в социологии, философии и психологии на сегодняшний день занимает проблема социальной и личностной идентификации. [1; 3] Спорам подвергаются вопросы, касающиеся единства, взаимообусловленности и разнонаправленности данных явлений, их временной сопричастности. Особенно интересной, на наш взгляд, является проблема выявления особенностей и технологий взаимовлияния социальной и личностной самоидентификации различных групп людей.

Целью данной работы, представляющей собой первый этап разработки вышеназванной проблемы, является изучение особенностей социальной идентификации современных студентов. Для достижения данной цели были поставлены две задачи. Во-первых, необходимо было изучить понятия личностной и социальной идентификации человека. И, во-вторых, целесообразно исследовать особенности социальной идентификации студентов различных возрастных групп.

В результате решения первой задачи, был сделан вывод о том, что социальная и личностная идентификация – это два взаимосвязанных явления. При этом личностная идентификация представляет собой процесс установления и сохранения в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, а социальная – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. При этом социальная идентификация может быть этнической, возрастной, профессиональной и т.п. [4]

В современных исследованиях отмечается, что именно этническая идентификация является важнейшим элементом социальной идентификации в целом. При этом в системе идентификаций национально-этнический фактор зачастую оказывается важнее, чем гражданский. Что касается возрастной идентификации, то замечен такой факт, что если человек идентифицирует себя с непопулярными в обществе возрастными группами, то возрастная  идентификация проходит для них достаточно болезненно. Речь идет, в первую очередь, о пожилых людях. [4]. По нашему мнению, чем моложе человек, тем менее болезненна для него возрастная идентификация. При этом в аспекте данного исследования, как нам представляется, у студентов не должно возникать вообще никаких проблем с данной самоидентификацией.

Исходя из всего вышесказанного, мы решили провести небольшой социологический опрос среди студентов всех факультетов одного из вузов юга России, обучающихся на разных курсах. Целью данного опроса явился выявление особенностей и степени осознания собственной идентификации у молодежи. Студентам предлагалось заполнить анкету с указанием следующих данных: пол, возраст, курс, название факультета и специальности, национальность, уровень дохода, а также ответить на 2 вопроса: 1) «Считается  ли Ваша специальность престижной?» 2) «Как Вы думаете, к какой неформальной группе Вас могли бы отнести ваши одногруппники?» В опросе приняли участие более 50 человек, из которых около 60% студентов мужского пола. Возрастные категории варьировались от 17 до 23 лет. Как показало исследование, только 1% респондентов признали свою специальность непрестижной, 40% обучающихся имеют средний уровень дохода, а остальные 60% - низкий. Была замечена своеобразная особенность: студенты младших курсов затруднялись однозначно отнести себя к той или иной социальной группе из предложенных вариантов, а то время, как старшие курсы подошли с энтузиазмом при ответе на вопрос, предлагая свои варианты ответа на последний вопрос (например, отвечая «Я - лучший на свете староста», «Просто хороший человек», «Постоянно не выспавшийся одногруппник»).

В конце анкеты предлагалось ответить, пожалуй, на самый главный вопрос из всех вышеперечисленных: «Кто Я?». Были получены достаточно схожие ответы (рис.1).

Рисунок 1. Личностно-социальная идентификация студентов

Как видно из рисунка, большинство опрошенных позиционируют себя, как студенты, на втором месте – граждане России, на третьем месте указание своей семейной роли – сына или дочери в семье.

Неудивительно, что в нашем опросе наиболее распространенным ответом являлся социальный статус «студент», так как все нами опрошенные, являются, прежде всего, в данный период студентами высшего учебного учреждения. На втором месте – позиционирование себя как гражданина России, на наш взгляд, это обусловлено тем, что все-таки у этого поколения остались задатки любви к Родине, и они осознают себя патриотами. Ну и на третьем месте идентификация себя с наиболее часто исполняемой в данном возрасте семейной ролью сына либо дочери, может говорить, о почитании семьи и семейных ценностей и традиций, о значимости данного аспекта в жизни человека.

Следует отметить, что незначительное число анкетируемых в качестве ответов указывали свой неформальный статус в группе. Может быть, это связано с тем, что изначально предлагалось им заполнить анкету с уже предложенными вариантами ответов.

Кроме того, в ходе исследования было замечено, что с возрастом усиливается осознание своей социальной и личностной идентификации, и процесс «отождествления» себя происходит быстрее и четче.

Таким образом, на данном этапе нашего исследования, мы можем сделать вывод, что на социальную и личностную идентификацию человека в обществе оказывают влияние много различных факторов [2], включая пол, возраст, статус человека, а также проблемы и характеристики его микро- и макро- окружения. Изучению вопросов особенностей влияния перечисленных факторов на становление и развитие личной и социальной идентификаций, а также их взаимообусловленности мы и планируем посвятить наши дальнейшие работы.

Список источников:

  1.  Ерохин В.С. Риск и жизненное пространство личности // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 3, том 11. - Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2011. – С. 6-9.
  2.  Ерохин В.С. Формирование жизненного пространства личности в обществе риска // Вестник Волгоградского университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные отношения. №3. – Изд-во Волгоградского государственного университета, 2011. – С. 136-140.
  3.  Ходаковская О.В. Социальная и личностная идентичность в юности: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05.- Санкт-Петербург, 2006.- 187 с.
  4.  Энциклопедия экономиста: социология // http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-identifikaciya.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17128. Файлові оболонки для ОС MS – DOS та файлові менеджери для ОС Windows 130.5 KB
  Лекція №4 Тема: Файлові оболонки для ОС MS DOS та файлові менеджери для ОС Windows. План Можливості Norton Commander. Зміст панелей Norton Commander. Використовування функціональних клавіш. Меню команд користувача. файлові менеджери для ОС Windows. ПРОГРАМАОБОЛ
17129. ОС Linux. Архітектура ОС Linux 78 KB
  Лекція №5 Тема: ОС Linux. Архітектура ОС Linux. План Архітектура Linux. Модулі ядра. Система файлів і каталоги. Імена файлів і каталогів. Розширення та дерево каталогів. Архітектура Linux В ОС Linux можна виділити три основні частини: ядро яке реа
17130. Контролюючи та діагностичні засоби ОС Windows 70.5 KB
  Лекція №6 Тема: Контролюючи та діагностичні засоби ОС Windows. План Програма Архівація даних. Програма Очищення диска. Програма Дефрагментація диска. Програма Відновлення системи. Програма Системний монітор. До складу стандартних програм Windows...
17131. Стиснення програм. Комп’ютерні віруси 252.5 KB
  Лекція №7 Тема: Стиснення програм. Компютерні віруси. План Алгоритми оборотних методів. Алгоритм RLE. Алгоритм KWE. Алгоритм Хафмана. Вірус. Класифікація вірусів. Алгоритми оборотних методів При дослідженні методів стиснення даних слід
17132. Обробка текстової інформації. Етапи обробки 75.5 KB
  Лекція №8 Тема: Обробка текстової інформації. Етапи обробки. План Задачі обробки текстової інформації. Типи шрифтів. Формати текстових документів. Задачі обробки текстової інформації Виділимо декілька етапів обробки документів: введення тек
17133. Меню редактора Ms Word. Панелі інструментів. Меню: Таблица.Створення формул в комірках таблиці 101.5 KB
  Лекція №9 Тема: Меню редактора Ms Word. Панелі інструментів. Меню: Таблица.Створення формул в комірках таблиці. План Екранний інтерфейс і настройки процесора MS Word. Панелі інструментів. Створення таблиць в MS Word. Редагування таблиць. Обчислення в табл
17134. Створення документа. Режими відображення. Редагування та форматування тексту 61.5 KB
  Лекція №10 Тема: Створення документа. Режими відображення. Редагування та форматування тексту. План Створення документа. Режими відображення. Редагування тексту. Форматування текстового документа в Word. Створення документа Під створенням д
17135. Стилі і шаблоні. Теми. Макроси 60.5 KB
  Лекція №11 Тема: Стилі і шаблоні. Теми. Макроси. План Стилі. Створення стилю. Теми. Макроси. Стилі Наймогутнішим засобом автоматизації введення і редагування в Word є стилі. Існує два підходи до форматування оформленню документа. Перший істори...
17136. Табличні процесори. Загальні відомості. Меню Excel. Осередки. Введення інформації 74.5 KB
  Лекція №12 Тема: Табличні процесори. Загальні відомості. Меню Excel. Осередки. Введення інформації. План Інтерфейс вікна Excel. Загальні відомості. Обчислення в електронних таблицях. Автоматизація введення. Особливість електронних таблиць полягає в...