63910

К вопросу о личностной и социальной идентификации современных студентов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Одной из наиболее дискутируемых и актуальных проблем в социологии философии и психологии на сегодняшний день занимает проблема социальной и личностной идентификации. Особенно интересной на наш взгляд является проблема выявления особенностей и технологий взаимовлияния социальной и личностной...

Русский

2014-06-26

241 KB

3 чел.

Кожухова А.Е., Приходько Е.В.

г. Таганрог

К вопросу о личностной и социальной идентификации современных студентов

Одной из наиболее дискутируемых и актуальных проблем в социологии, философии и психологии на сегодняшний день занимает проблема социальной и личностной идентификации. [1; 3] Спорам подвергаются вопросы, касающиеся единства, взаимообусловленности и разнонаправленности данных явлений, их временной сопричастности. Особенно интересной, на наш взгляд, является проблема выявления особенностей и технологий взаимовлияния социальной и личностной самоидентификации различных групп людей.

Целью данной работы, представляющей собой первый этап разработки вышеназванной проблемы, является изучение особенностей социальной идентификации современных студентов. Для достижения данной цели были поставлены две задачи. Во-первых, необходимо было изучить понятия личностной и социальной идентификации человека. И, во-вторых, целесообразно исследовать особенности социальной идентификации студентов различных возрастных групп.

В результате решения первой задачи, был сделан вывод о том, что социальная и личностная идентификация – это два взаимосвязанных явления. При этом личностная идентификация представляет собой процесс установления и сохранения в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, а социальная – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. При этом социальная идентификация может быть этнической, возрастной, профессиональной и т.п. [4]

В современных исследованиях отмечается, что именно этническая идентификация является важнейшим элементом социальной идентификации в целом. При этом в системе идентификаций национально-этнический фактор зачастую оказывается важнее, чем гражданский. Что касается возрастной идентификации, то замечен такой факт, что если человек идентифицирует себя с непопулярными в обществе возрастными группами, то возрастная  идентификация проходит для них достаточно болезненно. Речь идет, в первую очередь, о пожилых людях. [4]. По нашему мнению, чем моложе человек, тем менее болезненна для него возрастная идентификация. При этом в аспекте данного исследования, как нам представляется, у студентов не должно возникать вообще никаких проблем с данной самоидентификацией.

Исходя из всего вышесказанного, мы решили провести небольшой социологический опрос среди студентов всех факультетов одного из вузов юга России, обучающихся на разных курсах. Целью данного опроса явился выявление особенностей и степени осознания собственной идентификации у молодежи. Студентам предлагалось заполнить анкету с указанием следующих данных: пол, возраст, курс, название факультета и специальности, национальность, уровень дохода, а также ответить на 2 вопроса: 1) «Считается  ли Ваша специальность престижной?» 2) «Как Вы думаете, к какой неформальной группе Вас могли бы отнести ваши одногруппники?» В опросе приняли участие более 50 человек, из которых около 60% студентов мужского пола. Возрастные категории варьировались от 17 до 23 лет. Как показало исследование, только 1% респондентов признали свою специальность непрестижной, 40% обучающихся имеют средний уровень дохода, а остальные 60% - низкий. Была замечена своеобразная особенность: студенты младших курсов затруднялись однозначно отнести себя к той или иной социальной группе из предложенных вариантов, а то время, как старшие курсы подошли с энтузиазмом при ответе на вопрос, предлагая свои варианты ответа на последний вопрос (например, отвечая «Я - лучший на свете староста», «Просто хороший человек», «Постоянно не выспавшийся одногруппник»).

В конце анкеты предлагалось ответить, пожалуй, на самый главный вопрос из всех вышеперечисленных: «Кто Я?». Были получены достаточно схожие ответы (рис.1).

Рисунок 1. Личностно-социальная идентификация студентов

Как видно из рисунка, большинство опрошенных позиционируют себя, как студенты, на втором месте – граждане России, на третьем месте указание своей семейной роли – сына или дочери в семье.

Неудивительно, что в нашем опросе наиболее распространенным ответом являлся социальный статус «студент», так как все нами опрошенные, являются, прежде всего, в данный период студентами высшего учебного учреждения. На втором месте – позиционирование себя как гражданина России, на наш взгляд, это обусловлено тем, что все-таки у этого поколения остались задатки любви к Родине, и они осознают себя патриотами. Ну и на третьем месте идентификация себя с наиболее часто исполняемой в данном возрасте семейной ролью сына либо дочери, может говорить, о почитании семьи и семейных ценностей и традиций, о значимости данного аспекта в жизни человека.

Следует отметить, что незначительное число анкетируемых в качестве ответов указывали свой неформальный статус в группе. Может быть, это связано с тем, что изначально предлагалось им заполнить анкету с уже предложенными вариантами ответов.

Кроме того, в ходе исследования было замечено, что с возрастом усиливается осознание своей социальной и личностной идентификации, и процесс «отождествления» себя происходит быстрее и четче.

Таким образом, на данном этапе нашего исследования, мы можем сделать вывод, что на социальную и личностную идентификацию человека в обществе оказывают влияние много различных факторов [2], включая пол, возраст, статус человека, а также проблемы и характеристики его микро- и макро- окружения. Изучению вопросов особенностей влияния перечисленных факторов на становление и развитие личной и социальной идентификаций, а также их взаимообусловленности мы и планируем посвятить наши дальнейшие работы.

Список источников:

  1.  Ерохин В.С. Риск и жизненное пространство личности // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 3, том 11. - Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2011. – С. 6-9.
  2.  Ерохин В.С. Формирование жизненного пространства личности в обществе риска // Вестник Волгоградского университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные отношения. №3. – Изд-во Волгоградского государственного университета, 2011. – С. 136-140.
  3.  Ходаковская О.В. Социальная и личностная идентичность в юности: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05.- Санкт-Петербург, 2006.- 187 с.
  4.  Энциклопедия экономиста: социология // http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-identifikaciya.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27640. Понятие и характеристика убийства при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 105 УК) 32 KB
  Убийство при отягчающих обстоятельствах характеризуется наличием квалифицирующих признаков того или иного элемента состава преступления объекта субъективной объективной сторон. Квалифицирующие признаки объекта: это пункты а б в г ст. Для квалификации по п. Квация по п.
27641. Понятие квалификации преступлении, ее этапы. Конкуренция уголовно-правовых норм, ее виды 30 KB
  Квалифицировать преступления значит дать ему юридическую оценку указать уголовноправовую норму предусматривающую это деяние. В юридических документах квалификация преступления выражается в виде ссылки на соответствующую статью УК или несколько статей. Квалификация преступления это точная уголовноправовая оценка конкретного общественно опасного деяния. Понятие квалификации имеет два взаимосвязанных значения: 1 процесс установления признаков состава преступления в деянии лица; 2 результат этого процесса т.
27643. Понятие некорыстных преступлений против собственности, их виды и юридическая характеристика 32.5 KB
  167 УК РФ Объект преступления отношения собственности. Объективная сторона преступления характеризуется: уничтожением или повреждением чужого имущества; причинением значительного ущерба собственнику владельцу. Субъективная сторона прямой мотивы и цель могут быть разнообразными; могут выражаться например в стремлении скрыть следы совершенного ранее преступления или из мести из ревности за исключением тех которые превращают деяние в преступление иного рода терроризм организация и участие в массовых беспорядках диверсия...
27644. Понятие объекта преступления в уголовном праве. Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления 35 KB
  Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.
27645. Электрическое торможение асинхронных двигателей 185.35 KB
  Основные сведения о способах торможения асинхронных двигателей Рекуперативное торможение при спуске тяжелого груза Рекуперативное торможение при переходе с большей скорости на меньшую
27646. Понятие оконченного преступления. Зависимости момента окончания преступления от конструкции его состава. Момент окончания длящихся и продолжаемых преступлений 25.5 KB
  Понятие оконченного преступления. Зависимости момента окончания преступления от конструкции его состава. деяние которое содержит все признаки состава того преступления на совершение которого был направлен умысел виновного. Наличие оконченного преступления определяется в первую очередь тем что его объективная и субъективная стороны получили полную реализацию.
27647. Понятие состава преступления и его значение в уголовном праве. Элементы, основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Виды составов преступлений 34.5 KB
  Элементы основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Состав преступления это совокупность объективных и субъективных признаков закрепленных в уголовном законе которые характеризуют общественно опасное деяние как конкретное преступление.
27648. Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК), его отличие от уклонения от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК) 27 KB
  Побег из мест лишения свободы изпод ареста или изпод стражи ст. 313 УК его отличие от уклонения от отбывания лишения свободы ст. Побег из мест лишения свободы или из под ареста или из при стражи ст.313 его отличие от уклонения отбывания лишения свободы ст.