63910

К вопросу о личностной и социальной идентификации современных студентов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Одной из наиболее дискутируемых и актуальных проблем в социологии философии и психологии на сегодняшний день занимает проблема социальной и личностной идентификации. Особенно интересной на наш взгляд является проблема выявления особенностей и технологий взаимовлияния социальной и личностной...

Русский

2014-06-26

241 KB

1 чел.

Кожухова А.Е., Приходько Е.В.

г. Таганрог

К вопросу о личностной и социальной идентификации современных студентов

Одной из наиболее дискутируемых и актуальных проблем в социологии, философии и психологии на сегодняшний день занимает проблема социальной и личностной идентификации. [1; 3] Спорам подвергаются вопросы, касающиеся единства, взаимообусловленности и разнонаправленности данных явлений, их временной сопричастности. Особенно интересной, на наш взгляд, является проблема выявления особенностей и технологий взаимовлияния социальной и личностной самоидентификации различных групп людей.

Целью данной работы, представляющей собой первый этап разработки вышеназванной проблемы, является изучение особенностей социальной идентификации современных студентов. Для достижения данной цели были поставлены две задачи. Во-первых, необходимо было изучить понятия личностной и социальной идентификации человека. И, во-вторых, целесообразно исследовать особенности социальной идентификации студентов различных возрастных групп.

В результате решения первой задачи, был сделан вывод о том, что социальная и личностная идентификация – это два взаимосвязанных явления. При этом личностная идентификация представляет собой процесс установления и сохранения в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, а социальная – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. При этом социальная идентификация может быть этнической, возрастной, профессиональной и т.п. [4]

В современных исследованиях отмечается, что именно этническая идентификация является важнейшим элементом социальной идентификации в целом. При этом в системе идентификаций национально-этнический фактор зачастую оказывается важнее, чем гражданский. Что касается возрастной идентификации, то замечен такой факт, что если человек идентифицирует себя с непопулярными в обществе возрастными группами, то возрастная  идентификация проходит для них достаточно болезненно. Речь идет, в первую очередь, о пожилых людях. [4]. По нашему мнению, чем моложе человек, тем менее болезненна для него возрастная идентификация. При этом в аспекте данного исследования, как нам представляется, у студентов не должно возникать вообще никаких проблем с данной самоидентификацией.

Исходя из всего вышесказанного, мы решили провести небольшой социологический опрос среди студентов всех факультетов одного из вузов юга России, обучающихся на разных курсах. Целью данного опроса явился выявление особенностей и степени осознания собственной идентификации у молодежи. Студентам предлагалось заполнить анкету с указанием следующих данных: пол, возраст, курс, название факультета и специальности, национальность, уровень дохода, а также ответить на 2 вопроса: 1) «Считается  ли Ваша специальность престижной?» 2) «Как Вы думаете, к какой неформальной группе Вас могли бы отнести ваши одногруппники?» В опросе приняли участие более 50 человек, из которых около 60% студентов мужского пола. Возрастные категории варьировались от 17 до 23 лет. Как показало исследование, только 1% респондентов признали свою специальность непрестижной, 40% обучающихся имеют средний уровень дохода, а остальные 60% - низкий. Была замечена своеобразная особенность: студенты младших курсов затруднялись однозначно отнести себя к той или иной социальной группе из предложенных вариантов, а то время, как старшие курсы подошли с энтузиазмом при ответе на вопрос, предлагая свои варианты ответа на последний вопрос (например, отвечая «Я - лучший на свете староста», «Просто хороший человек», «Постоянно не выспавшийся одногруппник»).

В конце анкеты предлагалось ответить, пожалуй, на самый главный вопрос из всех вышеперечисленных: «Кто Я?». Были получены достаточно схожие ответы (рис.1).

Рисунок 1. Личностно-социальная идентификация студентов

Как видно из рисунка, большинство опрошенных позиционируют себя, как студенты, на втором месте – граждане России, на третьем месте указание своей семейной роли – сына или дочери в семье.

Неудивительно, что в нашем опросе наиболее распространенным ответом являлся социальный статус «студент», так как все нами опрошенные, являются, прежде всего, в данный период студентами высшего учебного учреждения. На втором месте – позиционирование себя как гражданина России, на наш взгляд, это обусловлено тем, что все-таки у этого поколения остались задатки любви к Родине, и они осознают себя патриотами. Ну и на третьем месте идентификация себя с наиболее часто исполняемой в данном возрасте семейной ролью сына либо дочери, может говорить, о почитании семьи и семейных ценностей и традиций, о значимости данного аспекта в жизни человека.

Следует отметить, что незначительное число анкетируемых в качестве ответов указывали свой неформальный статус в группе. Может быть, это связано с тем, что изначально предлагалось им заполнить анкету с уже предложенными вариантами ответов.

Кроме того, в ходе исследования было замечено, что с возрастом усиливается осознание своей социальной и личностной идентификации, и процесс «отождествления» себя происходит быстрее и четче.

Таким образом, на данном этапе нашего исследования, мы можем сделать вывод, что на социальную и личностную идентификацию человека в обществе оказывают влияние много различных факторов [2], включая пол, возраст, статус человека, а также проблемы и характеристики его микро- и макро- окружения. Изучению вопросов особенностей влияния перечисленных факторов на становление и развитие личной и социальной идентификаций, а также их взаимообусловленности мы и планируем посвятить наши дальнейшие работы.

Список источников:

  1.  Ерохин В.С. Риск и жизненное пространство личности // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 3, том 11. - Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2011. – С. 6-9.
  2.  Ерохин В.С. Формирование жизненного пространства личности в обществе риска // Вестник Волгоградского университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные отношения. №3. – Изд-во Волгоградского государственного университета, 2011. – С. 136-140.
  3.  Ходаковская О.В. Социальная и личностная идентичность в юности: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05.- Санкт-Петербург, 2006.- 187 с.
  4.  Энциклопедия экономиста: социология // http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-identifikaciya.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28069. Правовой режим селитебных территорий 11.23 KB
  Требования охраны окружающей природной среды экологическойбезопасности при осуществлении градостроительной деятельности заключаются в следующем: разработка градостроительной документации строительство и реконструкция городских и сельских поселений зданий строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды экологической безопасности и санитарных правил. При этом необходимо учитывать состояние территорий городских и сельских поселений последствия вредного воздействия хозяйственной и иной...
28070. Правовые основы обеспечения экологической безопасности РФ 10.09 KB
  Обеспечение экологической безопасности России Концепция относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов п. Обеспечение экологической безопасности следует рассматривать в неразрывной связи с правом каждого на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением ст. Не менее важен ФЗ О радиационной безопасности населения который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его...
28071. Правовые основы охраны атмосферного воздуха 10.79 KB
  В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух: 1 производственные нормативы – предельно допустимые выбросы ПДВ загрязняющих веществ; нормативы шумового теплового вибрационного радиационного электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы лимит загрязняющих веществ; 2 территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от...
28072. Система органов гос управления в области природопользования и охраны ос. Их функции 9.75 KB
  Управление выражается через законотворческую деятельности в области охраны окружающей среды в разработке мероприятий по охране окружающей среды программ контроле за исполнением норм в области охраны окружающей среды нормативных актов всех уровней. Только государственное управление из всех возможных является реальным инструментом осуществляющим реализацию правоустанавливающих правореализующих и контролирующих функций в области охраны окружающей среды на территории РФ....
28073. Экологические требования при осуществлении хоз и иной деятельности в Законе « Об охране ОС» 6.25 KB
  Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении проектировании строительстве реконструкции вводе в эксплуатацию эксплуатации консервации и ликвидации зданий строений сооружений и иных объектов 1. Размещение проектирование строительство реконструкция ввод в эксплуатацию эксплуатация консервация и ликвидация зданий строений сооружений и иных объектов оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны...
28074. Экологическое законодательство в области водопользования 2.62 KB
  Водный кодекс Российской Федерации кодифицированный нормативноправовой акт являющийся основным источником регулирующим отношения в сфере водопользования в России. Водный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 12 апреля2006 года одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года и подписан Президентом Российской Федерации 3 июня 2006 вступил в силу 1 января 2007 года согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 года № 73ФЗ О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации. Со дня введения в действие...
28075. Экологическое законодательство в области землепользования и недропользования 3.3 KB
  Настоящий Закон регулирует отношения возникающие в связи с геологическим изучением использованием и охраной недр территории Российской Федерации ее континентального шельфа а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств торфа сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов включая подземные воды рапу лиманов и озер. Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр...
28076. Экологическое законодательство в области охраны и использования лесов, растительного мира и животного мира 5.01 KB
  Животный мир является достоянием народов Российской Федерации неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли возобновляющимся природным ресурсом важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Лесной кодекс Российской Федерации ЛК РФ кодифицированный нормативноправовой акт являющийся основным источником регулирующим отношения в сфере...
28077. Экологическое законодательство об экологических правах и обязанностях граждан 11.05 KB
  Провозглашение осуществление и защита экологических прав физических и юридических лиц в отношении окружающей среды является одним из основных направлений развития конституционного права России. К данному праву примыкают права и свободы гражданина связанные с использованием владением распоряжением землей и иными объектами окружающей среды. Экологические права и отношения общество природа стали вопросом номер один не в одной Декларации Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 года...