63911

Трансформация морали в повседневной жизни

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В данной статье мы рассмотрим как проходит трансформация морали в повседневной жизни. А кто создал все эти моральные нормы Нам навязало это общество или мы считаем что делать правильно именно так и не иначе исходя из своих собственных внутренних побуждений...

Русский

2014-06-26

51 KB

2 чел.

Мазуренко Е.С.

г. Иркутск

Трансформация морали в повседневной жизни

В данной статье мы рассмотрим, как проходит трансформация морали в повседневной жизни. Все мы сталкиваемся с этим понятием, если не каждый час, то уж каждый день точно. Каждый здравомыслящий человек задается вопросом, что такое хорошо и что такое плохо. А кто создал все эти моральные нормы? Нам навязало это общество, или мы считаем, что делать правильно именно так и не иначе, исходя из своих собственных внутренних побуждений? Почему существует так называемая проблема "отцов и детей"? Ведь дело зачастую заключается в вопросах морали и в их изменении в ходе времени. Просто кто-то успевает поймать новую волну новшеств, а кто-то остается при своих консервативных взглядах. Мы не будем говорить о том, как правильно, каждый имеет право на свое мнение, мы постараемся понять специфику данных изменений на примерах из повседневной жизни.

Сейчас, интернет для большинства людей является доступным ресурсом. Если раньше чтобы найти ответ на интересующий вопрос, его искали в библиотеках, то теперь все, что угодно можно найти во «всемирной паутине». Интернет существенно изменил представления о морали, так как в ходе своей социализации человек знал мнения о моральных нормах небольшого количества людей, в основном друзей и родственников, то с появлением возможности пользоваться интернетом, мы можем знать точки зрения миллионов людей, совершенно разной национальности, религии и т.д.  

Во всемирной паутине есть масса способов высказать свое мнение. Очень популярным в последнее время является обсуждения на форумах. За основу обсуждения берется отдельный вопрос или некая история и совершенно разные люди дают свой комментарий. На наш взгляд форумы, являются очень хорошим объектом для исследования, ведь именно здесь они высказывают свое мнение, порой разворачиваются целые дискуссии и с помощью форума, мы можем понять, как совершенно обычный человек относится к тому или иному вопросу.

Одним из главных вопросов является понимание, что же такое "мораль". Мы посетили пару таких обсуждений и остановили свое внимание на форуме сайта Woman.ru. Сайт выбирался в произвольном порядке, чтобы была возможность узнать, что по поводу морали думают пользователи интернета 

Гость на форуме пишет историю под названием "Что такое моральные принципы?" и вот о чем в ней говорится "Моя мама пытается воспитать из меня “достойную женщину и мать” (это ее слова). Очень много мне рассказывает, но из ее слов я понимаю только, что иметь чувство собственного достоинства и моральные принципы – это значит жить себе во вред. Все приятное и увлекательное можно только мальчикам. А жизнь девочки — это какое-то унылое существование, где надо гордиться собой за то, что во всем себе отказываешь…P.S. мне 16 если это важно!"[1]. То есть, по мнению девушки мораль - это в основном негатив и запреты. Из данной истории мы можем видеть субъективный взгляд 16-ти летнего подростка на моральные принципы. Именно этим и актуален и уникален метод изучения общения на форумах, готовая информация уже есть в сети, ее остается только анализировать и проводить необходимые исследования, по самым разным темам.

Ответы посетителей сайта были разными, но мы возьмем самые интересные: женщина под ником "хмурое утро" пишет: "Про моральные принципы узнала в 30 лет и то из интернета. Мне повезло, я живу в обществе, где никто никого не осуждает" [1]. Опять же можно сделать вывод о том, что если ты не следуешь нормам морали тебя осуждает социум, то есть можно говорить о том, что моральные нормы имеют общий вид.  И возьмем третьего человека, для сравнения, с ником "ЧелЛов" у него позиция несколько иная: "Моральные принципы, это ваша защита от тех ошибок которых вы не заметите пока не совершите, а потом будете страдать, достаточно один разок опозориться перебрав со спиртным, тем более сейчас, когда у всех видеокамера в мобиле и youtube" [1]. Так что же есть мораль - защита и шаблон правильного поведения или же сплошные уныния и никому ненужные запреты?! Каждый решает для себя сам. Но мы можем уверенно говорить о том, что мораль создаёт общество, это «никем неписанные правила», и если поведение индивидуума не совпадает с шаблоном этих «правил» его ждет осуждение со стороны общества.  

Не маловажны характеристики общества, такие как возраст, территориальная принадлежность, раса, гендерный фактор, все это отражается на том, что мы называем моральными нормами. Мораль создает и видоизменяет человек. Во время социализации он получает эти знания в семье, в школе, на улице и не всегда принимает то, что говорят ему "взрослые". Создавая в дальнейшем свою семью он учит своих детей или тому, чему учили его, или же корректирует эти нормы и преподносит их своим детям совсем другими или слегка скорректированными, и так из поколение в поколение происходит трансформация морали. 

Моральные нормы имеют общий вид, например, все мы знаем, что уступать место в транспорте пожилым людям принято, но совсем другой вопрос как каждый из нас к этому относится. Одним из свойств морали является их желательный характер, нам советуют придерживаться тех или иных правил, но в тоже время мы не обязаны это делать. Если вы не уступили место бабушке, это останется на вашей совести, максимум вы можете подвергнуться осуждению со стороны общества. Хотя несомненно есть такие нормы, которые прописаны в законе. Например, оскорбление личности. Мало того, что идет нарушение моральных норм, в тоже время нарушается закон. В уголовном кодексе Российской Федерации в статье 130 говориться о том, что: " 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года" [2]. Это пример того, что когда видоизменяется отношение к тем или иным нормам морали, то есть возможность сделать данную норму не желательной к исполнению, а обязательной. 

Институт семьи, несомненно, является одним из самых важных хранителей ценностей и традиций. Роль данной ячейки общества в формировании моральной стороны у человека не уходит на второй план и сейчас. Известный юрист Сергей Поддубняк в своей статье "Трансформация ценностей и наши дети" приводит цифры, которые еще раз это подтверждают "....данные исследований института Горшенина свидетельствуют - главным носителем моральных ценностей украинцы считают семью - 83,2%, в то время как школа в этом рейтинге отстает – всего 27,0%. "[3]. Ситуация в России похожая, семье отведено почетное место в формировании моральных ценностей. Например, Михаил Ефимович Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в своей статье под названием "Высший приоритет государства - формирование морали и нравственности" говорит нам о том,что : "Основы мировоззрения молодого поколения начинают закалываться в семье. Здесь люди получают первое представление о нравственности, об окружающей действительности, об обществе. Именно семья формирует первые духовные и нравственные идеалы человека. Духовная атмосфера в семье является решающей составляющей воспитательного процесса. Можно вполне обоснованно утверждать, что семья создает человеческое общество и определяет его будущее. Именно поэтому укрепление семьи, а значит и забота о будущем страны....." [4].

Но вопрос в другом, как сейчас трансформировалась мораль в современных семьях. Изменения не происходят просто так, всему есть причина. В данном случае причиной является изменение ситуации в стране, социально-политические и экономические факторы оставляют свой отпечаток на всех сферах жизни, и семья не является исключением. Это нам подтверждает И.Ф. Дементьева, работник института социологии РАН в своей работе "Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье". Современное положение дел можно проследить в таких высказываниях как, например, "Для российской семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно, вдруг, она неожиданно сталкивалась с совершенно иными социально-экономическими условиями. Преодоление возникшего в связи с этим разрыва между традиционным сознанием и реальным бытием требовало кардинальных изменений мировоззрения как на уровне общества, так и в рамках малых групп (в том числе, и семьи), а также на индивидуальном уровне отдельных представителей. Поколение родителей, фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалистических общественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночной морали. По определению академика С.В. Дармодехина, многие семьи в течение всего периода реформ так и не сумели сформировать «защитные» стратегии и механизмы.

В связи с такой нестандартной ситуацией претерпевает существенные изменения воспитательная стратегия семьи как транслятора общественных ценностей. Родители вынуждены констатировать, что устоявшиеся, выверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новых общественно-экономических условиях. Поэтому сегодня наблюдается совершенно нетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети в этих обстоятельствах, ввиду присущей им возрастной готовности принимать все новое, являются более адаптированными и становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи"[5]. Таким образом мы видим, как меняются ролями старшее и младшее поколение, формируются новые жизненные условия, а на ряду с ними и новые моральные ценности. 

Процесс трансформации нравственных ценностей современного российского общества - социально-историческое явление, сущность которого заключается в изменении стереотипизированных ценностных представлений личностей, групп, общества. Нельзя однозначно говорить о том, хорошо это или плохо, сейчас мы можем только наблюдать за ходом истории, анализировать, но делать какие-то выводы рано, время покажет к чему ведут данные изменения. 

В статье мы рассмотрели, как связаны два понятия «мораль» и «интернет», и в связи чем можно сделать вывод о том, что моральные нормы не ушли на второй план и не потеряли своей актуальности, хотя они активно трансформируются, пока они обсуждаются и на их счет ведутся оживленные дискуссии. Мораль меняется в соответствии со сменой поколений, территориальные, гендерные, религиозные и другие факторы напрямую влияют на трансформацию моральных принципов. Те нормы, которые теряют свою актуальность в исполнении, вскоре могут стать правовыми устоями, это еще раз говорит о том, что общество живет по этим «правилам» и самые основные должны быть закреплены в законодательстве. Так же мы затронули такой социальный институт как семья. Все мы видим, что семья претерпевает со временем существенные изменения, все это везет к изменению морали, ведь семья и мораль неразрывно связаны. Если в семье происходит перераспределение ролей, то соответственно меняется и моральный облик мужчины и женщины. Еще один главный вывод – моральные нормы являются базой любого нормального общества и их отсутствие сложно представить, они могут трансформироваться, но вряд ли они исчезнут из нашей жизни.

Список литературы

  1.  Woman.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.woman.ru/kids/teens/thread/4363111/ (дата обращения: 20.01.2014)
  2.  Гражданский кодекс РФ
  3.  Поддубняк С. Трансформация ценностей и наши дети/ С.Поддубняк. – Екатеринбург, 2006. – 76с
  4.  Николаев М.Ф. Высший приоритет государства-формирование морали и нравственности/М.Ф.Николаев. – М.: Психея, 2009. – 328 с.
  5.  Дементьева И.Ф Трансформация ценностных ориентаций в современной семье/И.Ф.Дементьева. – М.: Знание, 2006. – 186 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28111. Определить основные абстракции подсистемы, описание которой наведено в задании. Сделайте синтез информационной системы в виде диаграммы классов по принципу ВСЕ 3.45 MB
  Обеспечить доступ к глобальной сети сетей LAN2 и LAN3 по портм 20 21 80 119 если граничный маршрутизатор разрешает доступ в интернет только маршрутизатору с IP=10.29 запретить доступ сетей LAN2 и LAN3 к ресурсам сети LAN1 порты 139 445.
28112. электрообеспечение учет работ по заявкам жителей плановые ремонтные работы. 2.79 MB
  data Array1 db 1234 Array2 db 1 dup OFFh Array3 dw 1000h 2000h 3000h 4000h 5000h Array4 dw 5 dup0 Array5 dd 12345 Array6 db €œABCDEFG€ 0 mov axArray3 mov ax ptr Array2 mov bl byte ptr Array3 mov cx word ptr Array1 mov dx byte ptr Array5 mov dx dword ptr Array4 mov cx dword ptr Array2 mov si offset Array5 4.