63912

«Одиночество в сети». Хикикомори в современном мире

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Не выходи из комнаты не совершай ошибку. Это сокращение от Хикикомори японского термина впервые употреблённого психологом Тамаки Сайто в начале 90х годов прошлого века. Большинство хикикомори юноши. Самоизоляция демонстрируемая хикикомори является частым симптомом у людей страдающих от депрессии...

Русский

2014-06-26

52.5 KB

5 чел.

Волосунова П.А.

Г. Иркутск

«Одиночество в сети». Хикикомори в современном мире

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.

Только в уборную — и сразу же возвращайся.

Иосиф Бродский

В российском сегменте Интернета всё чаще можно увидеть картинки, посты, посвящённые так называемым Хикки. Это сокращение от  «Хикикомори», японского термина, впервые употреблённого психологом Тамаки Сайто в начале 90-х годов прошлого века. [1] Им обозначают подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов.

Это понятие более характерно для восточноазиатских стран  (Японии, Китая, Южной Кореи), хотя подобные люди существуют и  в США, где называются «basement dwellers», и в Европе (в Великобритании появилось сокращение «NEET»-  «Not in Employment, Education or Training»). По некоторым исследованиям, в 2002 году в Японии насчитывалось от 650 до 850 тыс. человек, попадающих под это определение. [2]

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев. [1]

Большинство хикикомори- юноши. Возможно, это обусловлено тем, что в Японии существует особая система взаимной эмоциональной зависимости между матерью и сыном, называемая амаэ. Это существительное, образованное от непереходного глагола «амаэру» (amaeru), который психолог Такео  Дои переводит как «зависеть от благосклонности (доброжелательности, расположенности) другого человека и злоупотреблять ею». Это выражается в «беспомощности и желании быть любимым». Амаэру можно также определить как «потребность в зависимости». [3]

Существует несколько теорий происхождения этого явления.

Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств или расстройствами аутистического спектра (сюда относятся в том числе и синдром Аспергера и «классический» аутизм). Это навело некоторых исследователей на мысль, что возможно, у хикикомори имеются некоторые психические расстройства, нарушающие их социальную интеграцию, однако клиническая картина смазана из-за существенных культурных различий между западом и востоком.

По мнению Michael Zielenziger’а, автора книги «Shutting out the Sun: как Япония создала своё собственное потерянное поколение», описываемый синдром больше похож на посттравматическое стрессовое расстройство. Автор утверждает, что хикикомори, проинтервьюированные для книги, обнаружили столь независимое мышление и самоощущение, что консервативное японское общество не может их интегрировать. Синдром хикикомори также по-видимому тесно связан с избегающим или тревожным расстройством личности, также известном как социофобия. [2]

Велико также влияние социума и культуры Японии.  Стабильная экономическая ситуация страны позволяет семьям со средним и высоким доходом достаточно долго содержать своих детей, что не всегда положительно сказывается на развитии их самостоятельности. В семьях с достатком ниже среднего хикикомори встречаются намного редко.

Вместе с тем японское общество довольно консервативно. У молодых людей существует довольно много  обязательств, наложенных на них традициями. Однако при переходе к новой системе трудоустройства эти правила, по мнению молодых людей, становятся бесполезными. Лишившись жизненных и карьерных ориентиров, многие представители молодого поколения японцев уходят в себя, изолируются от общества.

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года. [1]

Постепенно в японской культуре стало появляться всё больше произведений, посвящённых  проблеме хикикомори. К примеру,  главный герой книги Рю Мураками «Паразиты» — хикикомори, постепенно приближающийся к порогу безумия.[2] «Welcome to the NHK», «Sayonara Zetsuyobu Sensey»- эти аниме-сериалы  в какой-то мере послужили романтизации образа человека-затворника.

Собственно, в России образ романтичного героя, отвергающего общество затворника популяризуется благодаря активному интересу к культуре страны восходящего солнца. Манга (японские комиксы) и аниме имеют огромное количество поклонников в среде Рунета.

В социальных сетях популярно демонстрировать презрение к современному обществу, показывать, что не являешься его частью.  Существует большое количество групп, имеющих в своём названии слова «социофоб», «мизантроп», «хикикомори»). В наиболее популярном паблике, посвящённом хикикомори, наситывается более 280 тыс. подписчиков. [4]

Пользователи выкладывают свои истории, многие из которых посвящены рассуждениям о несовершенстве современного общества, его стереотипах, а также о своём одиночестве: «Привет, Анон. Еще раз о наболевшем. Слишком много стереотипов навязано нам обществом. Удивляет то, что некоторые даже не понимают для чего им нужно создать семью. Страх одиночества, нехватка поддержки, "душевного тепла", и другие обыденные причины. Просто надо и все. Потому что все так делают. А зачем? Не думая о быте и будущем, не зная зачем, жертвуя своими интересами, люди заставляют себя и своих детей страдать. Ну конечно же, надо учиться строить отношения, идти на уступки, оговаривать все мелочи, стараться и не отчаиваться, тогда и счастья привалит...Ведь брак, по сути, компромисс. Что если о себе ты заботишься больше чем о ком-то. А не легче ли потратить это время на себя? Чтобы хоть кто-то был счастлив. Даже если этот кто-то ты. Будь сильным, Анон». [5]

Интернет позволяет хикикомори удовлетворить потребность в общении, не раскрываясь перед собеседником. Часто хикикомори создают  аккаунты в социальных сетях под вымышленными именами или общаются на имиджбордах (веб-сайтах, основным свойством которых является полная анонимность, позволяющая оставлять сообщения без каких-либо регистраций и учётных записей [6]).

Анонимность, как особенность общения в Интернете, позволяет хикикомори проявлять свободу высказываний и действий, которая в обыденной жизни для них весьма затруднительна. Контакты являются добровольными и могут быть прерваны в любой момент. [7]

Как правило, хикикомори погружаются с головой в определённые занятия- читают, рисуют, смотрят аниме, читают мангу, программируют. Они могут, к примеру, работать фрилансерами.  И при этом не выходить из дома несколько лет. В особенно запущенных случаях хикикомори годами не выходят из дома, не работают, редко выходят даже из комнаты, не видя необходимости в совершении действий, связанных, например, с гигиеной.  Имеют вынужденные контакты с родственниками, с которыми и за счёт которых живут.

Причиной подобного затворничества нередко становятся психологические травмы. Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник — суицидальное поведение».

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» — «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» — сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», — утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей» [1].

Попадающих под классическое определение хикикомори в России найти трудно, однако и у нас есть немало молодых людей, предпочитающих активному образу жизни, затворничество в Интернете.  Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой "оригинальный феномен"», — отмечает Павлов. [1]

Зачастую молодым людям просто удобно прикрывать модным сейчас словом эгоизм и несамостоятельность. Родители же часто не препятствуют им, полагая, что «уж лучше дитя сидит дома. Чем колется по подъездам и шляется по клубам».

В виду не  столь мощной, как у Японии, экономики,  классические хикикомори для России нетипичны, но их модификация вполне способна развиваться на благодатной почве Рунета. По некоторым данным, в  Японии хикикомори составляют 1% от всего населения. [8] На состоянии экономики нашей страны при том, что сейчас на одного пенсионера приходится 1,24 работника [9], скажется не в лучшую сторону. Поэтому, как нам кажется, изучение явления «одиночества в сети» является актуальным для России.

Список литературы

[1] Отаку одиночества. Почему в мире стало модно быть хикки/Lenta.ru  [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/articles/2014/01/30/hikikomori/  (дата доступа: 22.01.2014).

[2] Хикикомори/Wikipedia  [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата доступа: 23.01.2014).

[3] Хикикомори - японские ущельцы/Клуб Квадра [Электронный ресурс]URL: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=736&t=29128 (дата доступа: 23.01.2014).

[4] Hikkikomorii [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/hikkikomorii  (дата доступа: 24.01.2014).

[5] Привет, Анон/ Hikkikomorii  [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/hikkikomorii?w=wall-25240087_172417  (дата доступа: 24.01.2014).

[6] Феномен хикикомори: социологический ракурс/Коммуникация в социально-гуманитарном  знании, экономике, образовании  [Электронный ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/17474/1/p_87-88.pdf  (дата доступа: 24.01.2014).

[7] Специфика общения в Интернете/Руссский филологический портал  [Электронный ресурс] URL: http://www.philology.ru/linguistics1/vinogradova_t-04.htm (дата доступа: 24.01.2014).

[8]  Хикикомори – паразит или страдалец?/Психологическая помощь он-лайн [Электронный ресурс] URL: http://psy-on-don.ru/lyubopytnoe/xikki-kak-oni-est.html (дата доступа: 24.01.2014).

[9] Россия останется страной пенсионеров/РИА Новости [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/economy/20070626/67832809.html (дата доступа: 24.01.2014).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46264. Сбор и обработка статистической информации для расчета показателей надежности 13.19 KB
  Для буровых и нефтегазопромысловых машин очень характерно рассеивание хначений показателей надежности. Наряду с особенностями конструкции машин технологии их изготовления большое влияние на разброс показателей надежности оказывают условия эксплуатации техники. Учитывая рассеивание информации о надежности следует установить необходимое количество машин над которыми нужно взять наблюдение как при сборе сведений при эксплуатации оборудования в реальных условиях так и при проведении специальных исследований.
46265. Основные принципы генетического исследования психического развития 13.17 KB
  Основные принципы генетического исследования психического развития. Понятия условий источников и движущих сил психического развития. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Применяемый нами метод писал он может быть методом экспериментально генетическим в том смысле что он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развитияЗадача сводится к тому чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь а как процесс взять ее в...
46266. Выбoр рaциoнaльнoгo спoсoбa вoсстaнoвления детaлей 13.17 KB
  При выборе способа восстановления необходимо учитывать конструктивные особенности детали условия ее работы величину и характер износа материал и термическую обработку размеры восстанавливаемой поверхности технологические возможности ремонтного предприятия надежность работы детали после восстановления затраты на восстановление и т. Определив приемлемые способы ремонта необходимо подробно разработать технологию восстановления детали и определить затраты на восстановление по каждому технологическому процессу. Для того чтобы решить вопрос...
46267. Понятие стадий развития в концепции Пиаже 13.15 KB
  Понятие стадий развития в концепции Пиаже Стадии это ступени или уровни развития последовательно сменяющие друг друга причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Развитие по Пиаже это переход от низшей стадии к высшей.
46268. Этические основы связей с общественностью 13.13 KB
  Существует и ряд кодексов где проф. Это международные и национальные кодексы профессиональной этики: Кодекс профессионального поведения и этики ИПРА 1961 ИПРА МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ Афинский кодекс 1965 Кодекс профессионального поведения института PR ИПР 1986 Европейский Лиссабонский кодекс 1978 кодекс Американского общества паблик рилейшнз 1954 В сентябре 2001 Российская ассоциация по связям с общественностью приняла Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с...
46269. Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Эльконин, Леоньтев) 13.07 KB
  Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. То что непосредственно определяет развитие психики ребенка это сама его жизнь развитие реальных процессов этой жизни иначе говоря развитие деятельности ребенка как внешней так и внутренней. Значит в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни.
46270. Electricity Basics 13.06 KB
  Electricity is mde by converting some form of energy into flowing electrons t the power plnt. The type of power plnt depends on the source of energy used: therml power col oil gs nucle r underground stem solr power photovoltic kinetic power wter wind nd chemicl power fuel cell. This system enbles power plnts I nd end users to be connected together. Wtt W is unit mesure of electric power tht depends on mps nd volts.
46271. Языковая просодия, уровни изучения. Суперсегментные звуковые единства. Словесное ударение основные виды 13.05 KB
  Словесное ударение основные виды. Уровни изучения: словесное ударение и фразовая интонация Ударение в слове выделение фонетическими средствами одного слога в составе группы слогов. Виды ударений: экспираторное выдыхательное динамическое силовое ударение за счёт силы выдоха долготное тоновое ударение за счёт восходящего нисходящего комбинированного языкового тона на фоне нейтрального или др. prosodi припев ударение наслаиваются на цепочку сегментов слогов слов фраз предложений.
46272. Понятие субъекта в концепции Ж.Пиаже 13.02 KB
  Понятие субъекта в концепции Ж. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид который не знает себя в качестве субъекта не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения даже не подозревая об этом. По Пиаже ребенок на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий. Конструкция представления об окружающем мире о реальности у ребенка в первые годы...