63912

«Одиночество в сети». Хикикомори в современном мире

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Не выходи из комнаты не совершай ошибку. Это сокращение от Хикикомори японского термина впервые употреблённого психологом Тамаки Сайто в начале 90х годов прошлого века. Большинство хикикомори юноши. Самоизоляция демонстрируемая хикикомори является частым симптомом у людей страдающих от депрессии...

Русский

2014-06-26

52.5 KB

6 чел.

Волосунова П.А.

Г. Иркутск

«Одиночество в сети». Хикикомори в современном мире

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.

Только в уборную — и сразу же возвращайся.

Иосиф Бродский

В российском сегменте Интернета всё чаще можно увидеть картинки, посты, посвящённые так называемым Хикки. Это сокращение от  «Хикикомори», японского термина, впервые употреблённого психологом Тамаки Сайто в начале 90-х годов прошлого века. [1] Им обозначают подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов.

Это понятие более характерно для восточноазиатских стран  (Японии, Китая, Южной Кореи), хотя подобные люди существуют и  в США, где называются «basement dwellers», и в Европе (в Великобритании появилось сокращение «NEET»-  «Not in Employment, Education or Training»). По некоторым исследованиям, в 2002 году в Японии насчитывалось от 650 до 850 тыс. человек, попадающих под это определение. [2]

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев. [1]

Большинство хикикомори- юноши. Возможно, это обусловлено тем, что в Японии существует особая система взаимной эмоциональной зависимости между матерью и сыном, называемая амаэ. Это существительное, образованное от непереходного глагола «амаэру» (amaeru), который психолог Такео  Дои переводит как «зависеть от благосклонности (доброжелательности, расположенности) другого человека и злоупотреблять ею». Это выражается в «беспомощности и желании быть любимым». Амаэру можно также определить как «потребность в зависимости». [3]

Существует несколько теорий происхождения этого явления.

Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств или расстройствами аутистического спектра (сюда относятся в том числе и синдром Аспергера и «классический» аутизм). Это навело некоторых исследователей на мысль, что возможно, у хикикомори имеются некоторые психические расстройства, нарушающие их социальную интеграцию, однако клиническая картина смазана из-за существенных культурных различий между западом и востоком.

По мнению Michael Zielenziger’а, автора книги «Shutting out the Sun: как Япония создала своё собственное потерянное поколение», описываемый синдром больше похож на посттравматическое стрессовое расстройство. Автор утверждает, что хикикомори, проинтервьюированные для книги, обнаружили столь независимое мышление и самоощущение, что консервативное японское общество не может их интегрировать. Синдром хикикомори также по-видимому тесно связан с избегающим или тревожным расстройством личности, также известном как социофобия. [2]

Велико также влияние социума и культуры Японии.  Стабильная экономическая ситуация страны позволяет семьям со средним и высоким доходом достаточно долго содержать своих детей, что не всегда положительно сказывается на развитии их самостоятельности. В семьях с достатком ниже среднего хикикомори встречаются намного редко.

Вместе с тем японское общество довольно консервативно. У молодых людей существует довольно много  обязательств, наложенных на них традициями. Однако при переходе к новой системе трудоустройства эти правила, по мнению молодых людей, становятся бесполезными. Лишившись жизненных и карьерных ориентиров, многие представители молодого поколения японцев уходят в себя, изолируются от общества.

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года. [1]

Постепенно в японской культуре стало появляться всё больше произведений, посвящённых  проблеме хикикомори. К примеру,  главный герой книги Рю Мураками «Паразиты» — хикикомори, постепенно приближающийся к порогу безумия.[2] «Welcome to the NHK», «Sayonara Zetsuyobu Sensey»- эти аниме-сериалы  в какой-то мере послужили романтизации образа человека-затворника.

Собственно, в России образ романтичного героя, отвергающего общество затворника популяризуется благодаря активному интересу к культуре страны восходящего солнца. Манга (японские комиксы) и аниме имеют огромное количество поклонников в среде Рунета.

В социальных сетях популярно демонстрировать презрение к современному обществу, показывать, что не являешься его частью.  Существует большое количество групп, имеющих в своём названии слова «социофоб», «мизантроп», «хикикомори»). В наиболее популярном паблике, посвящённом хикикомори, наситывается более 280 тыс. подписчиков. [4]

Пользователи выкладывают свои истории, многие из которых посвящены рассуждениям о несовершенстве современного общества, его стереотипах, а также о своём одиночестве: «Привет, Анон. Еще раз о наболевшем. Слишком много стереотипов навязано нам обществом. Удивляет то, что некоторые даже не понимают для чего им нужно создать семью. Страх одиночества, нехватка поддержки, "душевного тепла", и другие обыденные причины. Просто надо и все. Потому что все так делают. А зачем? Не думая о быте и будущем, не зная зачем, жертвуя своими интересами, люди заставляют себя и своих детей страдать. Ну конечно же, надо учиться строить отношения, идти на уступки, оговаривать все мелочи, стараться и не отчаиваться, тогда и счастья привалит...Ведь брак, по сути, компромисс. Что если о себе ты заботишься больше чем о ком-то. А не легче ли потратить это время на себя? Чтобы хоть кто-то был счастлив. Даже если этот кто-то ты. Будь сильным, Анон». [5]

Интернет позволяет хикикомори удовлетворить потребность в общении, не раскрываясь перед собеседником. Часто хикикомори создают  аккаунты в социальных сетях под вымышленными именами или общаются на имиджбордах (веб-сайтах, основным свойством которых является полная анонимность, позволяющая оставлять сообщения без каких-либо регистраций и учётных записей [6]).

Анонимность, как особенность общения в Интернете, позволяет хикикомори проявлять свободу высказываний и действий, которая в обыденной жизни для них весьма затруднительна. Контакты являются добровольными и могут быть прерваны в любой момент. [7]

Как правило, хикикомори погружаются с головой в определённые занятия- читают, рисуют, смотрят аниме, читают мангу, программируют. Они могут, к примеру, работать фрилансерами.  И при этом не выходить из дома несколько лет. В особенно запущенных случаях хикикомори годами не выходят из дома, не работают, редко выходят даже из комнаты, не видя необходимости в совершении действий, связанных, например, с гигиеной.  Имеют вынужденные контакты с родственниками, с которыми и за счёт которых живут.

Причиной подобного затворничества нередко становятся психологические травмы. Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник — суицидальное поведение».

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» — «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» — сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», — утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей» [1].

Попадающих под классическое определение хикикомори в России найти трудно, однако и у нас есть немало молодых людей, предпочитающих активному образу жизни, затворничество в Интернете.  Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой "оригинальный феномен"», — отмечает Павлов. [1]

Зачастую молодым людям просто удобно прикрывать модным сейчас словом эгоизм и несамостоятельность. Родители же часто не препятствуют им, полагая, что «уж лучше дитя сидит дома. Чем колется по подъездам и шляется по клубам».

В виду не  столь мощной, как у Японии, экономики,  классические хикикомори для России нетипичны, но их модификация вполне способна развиваться на благодатной почве Рунета. По некоторым данным, в  Японии хикикомори составляют 1% от всего населения. [8] На состоянии экономики нашей страны при том, что сейчас на одного пенсионера приходится 1,24 работника [9], скажется не в лучшую сторону. Поэтому, как нам кажется, изучение явления «одиночества в сети» является актуальным для России.

Список литературы

[1] Отаку одиночества. Почему в мире стало модно быть хикки/Lenta.ru  [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/articles/2014/01/30/hikikomori/  (дата доступа: 22.01.2014).

[2] Хикикомори/Wikipedia  [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата доступа: 23.01.2014).

[3] Хикикомори - японские ущельцы/Клуб Квадра [Электронный ресурс]URL: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=736&t=29128 (дата доступа: 23.01.2014).

[4] Hikkikomorii [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/hikkikomorii  (дата доступа: 24.01.2014).

[5] Привет, Анон/ Hikkikomorii  [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/hikkikomorii?w=wall-25240087_172417  (дата доступа: 24.01.2014).

[6] Феномен хикикомори: социологический ракурс/Коммуникация в социально-гуманитарном  знании, экономике, образовании  [Электронный ресурс] URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/17474/1/p_87-88.pdf  (дата доступа: 24.01.2014).

[7] Специфика общения в Интернете/Руссский филологический портал  [Электронный ресурс] URL: http://www.philology.ru/linguistics1/vinogradova_t-04.htm (дата доступа: 24.01.2014).

[8]  Хикикомори – паразит или страдалец?/Психологическая помощь он-лайн [Электронный ресурс] URL: http://psy-on-don.ru/lyubopytnoe/xikki-kak-oni-est.html (дата доступа: 24.01.2014).

[9] Россия останется страной пенсионеров/РИА Новости [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/economy/20070626/67832809.html (дата доступа: 24.01.2014).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25606. Концепция деятельности в трудах Леонтьева и его сотрудников 38 KB
  Концепция деятельности в трудах Леонтьева и его сотрудников А. О назвал категории деятельности сознания и личности как наиболее важные для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении функционировании и строении психического отражения реальности которая опосредствует жизнь индивидов. Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки а сам Леонтьев крупным теоретиком одним из создателей советской психологии. Ha материале...
25607. Психологическое наследие Ананьева 33.5 KB
  Марксистское учение о сущности человека и ленинская теория отражения послужили фундаментом для построения концептуальной системы Б. Ананьев рассматривал онтогенетическое природное развитие человека как индивида как последовательную смену стадий или фаз: зачатие рождение созревание зрелость старение старость составляют основные моменты целостности человеческого организма. История формирования и развития личности составляет жизненный путь человека. Подобно тому как начало индивида долгий и многофазный процесс эмбриогенеза так и начало...
25610. Кровяные пластинки 47 KB
  Количество их в крови от 20 109 л до 40 109 л. При окраске мазков крови азур 2эозином в кровяных пластинках выявляются более светлая периферическая часть гиаломер и более темная зернистая часть грануломер структура и окраска которых могут варьировать в зависимости от стадии развития кровяных пластинок. Гликопротеин PIb является рецептором для находящегося в плазме фактора фон Виллебранда vWF одного из ключевых механизмов свертывания крови. Гликопротеин PIIbIIIa рецептор фибриногена; участвует в аггрегации кровяных...
25611. Мембраны клеток 32 KB
  состав: липиды 40 и белки 60 ; кроме того во многих мембранах обнаружены углеводы 5 10 . Многие мембранные белки состоят из двух частей участков с полярными аминокислотами и участков с неполярными: глицином аланином валином лейцином. Такие белки в липидных слоях мембран располагаются так что их неполярные участки как бы погружены в жирную часть мембраны где находятся гидрофобные участки липидов. Эти белки как бы пронизывают мембрану их называют интегральными белками мембран.
25612. Цитоплазма. Органеллы 29.5 KB
  Гиалоплазма матрикс цитоплазмы представляет собой истинную внутреннюю среду клетки. В ней при участии рибосом и полисом происходит синтез белков необходимых для собственно клеточных нужд для поддержания и обеспечения жизни данной клетки. Осмотические и буферные свойства клетки в значительной степени определяются составом и структурой гиалоплазмы. Например: клетки панкреатической железы.